УДК 373.1
с1о1: 10.20310/1810-231Х-2018-17-1-7-13
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Лукашева Светлана Сергеевна
Самарский государственный институт культуры, Россия, г. Самара е-таД: [email protected]
В статье описана авторская модель формирования профессиональных способностей музыкантов-исполнителей, включающая следующие элементы: целевой, деятельностный, содержательный, процессуальный и результативный. Целевой элемент отражает современные требования к музыкантам-исполнителям. Деятельностный - обеспечивает поэтапное формирование компонентов профессиональных способностей в ходе образовательного процесса и представлен функциями профессиональной деятельности: исполнительской, информационной (исполнительская функция предполагает определение тембра, стиля для аранжировки, фонограммы, собственной музыкальной композиции; запись и предоставление аранжировки, фонограммы, сочиненной музыкальной композиции; информационная функция - поиск и сравнение аранжировок, фонограмм). Процессуальный элемент построен на основе контекстного подхода и представлен этапами работы над аранжировкой, фонограммами, сочинением музыкальной композиции. Содержательный элемент учитывает требования ФГОС ВО и развитие профессиональной музыкальной сферы. Результативный элемент ориентирует преподавателей вуза культуры на отбор средств развития доминирующего компонента в структуре профессиональных способностей. Эффективность модели формирования профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий проявляется в увеличении значений показателей структурных компонентов профессиональных способностей, усилении их взаимосвязей, свидетельствующих об уровне готовности студентов института культуры к профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями профессиональных стандартов, запросов социума и работодателей.
Ключевые слова: модель, музыканты-исполнители, образовательный процесс, профессиональные способности, информационные технологии, структурные элементы, теоретические подходы
Важнейшей задачей системы высшего образования на сегодняшний момент является: подготовка образованного, социально зрелого выпускника, обладающего профессиональными способностями, позволяющими успешно реализовывать свои интеллектуальные и творческие возможности. В связи с этим, актуализируется значимость профессиональной подготовки специалистов разных областей знаний, в том числе, и музыкального образования.
В теории и методике преподавания дисциплин, связанных с применением информационных технологий, исследователи (И. Г. Захарова, Г. М. Киселев, Г. М. Коджаспирова и др.) раскрывают суть принципов обучения средствами информационных технологий. Однако в условиях модернизации (информатизации) об-
разования высшей школы необходимы изменения в подготовке музыкантов-исполнителей, связанные с разработкой модели, в которой учебно-методическое обеспечение основывается на применении средств информационных технологий в процессе формирования у них профессиональных способностей.
Дефиниция «модель» в научном знании имеет не одно определение. Так, советский философ, специалист по логике, методологии науки и теории систем А. И. Уемов «модель» определяет как «систему, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе» [1, с. 48]. А. Н. Дахин отмечает, что «модель - логически последовательная система соответствующих элементов, включающих цели и содержание образования,
проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ» [2, с. 23].
Процессы создания моделей исследуются российскими и зарубежными учеными. В работах по методологии, методике и в педагогических исследованиях - В. Г. Афанасьева, В. И. Загвязинского, В. В. Краевского и др., представлены научные требования, которым должна соответствовать любая теоретическая модель. Модели могут представлять собой материальные предметы или математические, информационные (наглядно-образные, логико-символические). Также модели бывают различных рангов и классов: модели-подобия, модели-аналогии, структурные и функциональные, дедуктивные и индуктивные, формальные, логические, спроектированные на основе интеграции разных подходов, позволяющих создать систему с четким взаимодействием всех структурных компонентов и т. д. [3; 4; 5].
Создание модели предполагает отбор содержания профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, который связан не только с требованиями стандарта, но и с такими внешними факторами, как социально-экономическая обстановка в стране, запрос рынка труда, требования работодателей, специфика и особенность профессиональной деятельности. Содержание профессионального образования музыкантов-исполнителей сопровождается учебно-методическим обеспечением, которое в созданной модели позволяет эффективно организовать процесс формирования профессиональных способностей.
Традиционный перечень педагогических средств не обеспечивает эффективность данного процесса в полной мере. Современные технологии создания музыкальных композиций в сочетании с возможностями средств информационных технологий определили не существовавшие ранее области развития и распространения музыки и предполагают овладение музыкантами - выпускниками высшей школы иного уровня профессиональных способностей, которые трудно сформировать в процессе традиционного академического образования. По этой причине к современной системе высшего образования выдвигаются требования по использованию современных средств обучения, среди которых в аспекте проблемы исследования важное место занимают средства информационных технологий. Таким образом,
разработка модели формирования профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий в вузе культуры становится актуальной.
При моделировании образовательного процесса с позиции системного подхода мы исходили из определения системы как связанной с внешней средой целеустремленной целостности взаимосвязанных элементов (Т. И. Шамова, О. А. Любченко, С. И. Карпова и др.). Применительно к педагогическому исследованию необходимо указать аспект изучения системы или угол зрения, под которым будет исследоваться система [6; 7]. В нашем исследовании таким аспектом выбран процесс формирования профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий в вузе культуры.
Профессиональные способности музыкантов-исполнителей мы определяем как индивидуальные свойства личности, отличающие его от других, отвечающие требованиям профессиональной музыкальной деятельности и ее успешного выполнения. Профессиональные способности музыкантов-исполнителей включают в себя сложные многокомпонентные качества - профессионально важные и индивидуальные, составляющие которых тесно взаимодействуют друг с другом и являются определяющими для современных музыкантов-исполнителей [8].
Всесторонний анализ музыковедческой, психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил нам определить структуру профессиональных способностей музыкантов-исполнителей, включающую взаимосвязанные компоненты: мо-тивационно-ценностный, когнитивный, ин-формационно-деятельностный и рефлексивно-оценочный.
Мотивационно-ценностный компонент свидетельствует об осознанной направленности студентов на профессиональную деятельность, о положительном отношении к профессии, об интересе к ней, о потребности успешного выполнения поставленной музыкальной задачи и стремлении добиться успеха.
Когнитивный компонент включает в себя процесс формирования знаний теоретических основ составления аранжировок, фонограмм, сочинения музыкальных композиций; знаний о наличии музыкально-творческих способностей в профессиональной деятельности, о функциях
профессиональной деятельности и видах аранжировок с целью определения алгоритма действий.
Информационно-деятельностный компонент предполагает развитие у студентов умений работать со средствами информационных технологий, анализировать музыкальный материал, создавать аранжировки, фонограммы, сочинять музыкальные композиции, разбивать и комбинировать элементы целого музыкального материала для установления взаимосвязи между ними. Рефлексивно-оценочный компонент учитывает - умения музыкантов-исполнителей анализировать свои действия, оценивать результаты аранжировок, фонограмм, сочиненных музыкальных композиций, полученный опыт, рефлексировать ситуацию.
Разработанная педагогическая модель -совокупность взаимосвязанных методологических, методических и содержательных основ, отражающих контекст их профессиональной деятельности и имеющих иерархическую структуру.
Модель включает в себя целевой, деятель-ностный, содержательный, процессуальный и результативный элементы, выделенные на основе принципов ведущих методологических подходов (компетентностного, системного, контекстного, интегративного).
Элементы модели определены на основе анализа опыта подготовки музыкантов-исполнителей, а также специфики и особенности профессиональной деятельности. Компе-тентностный подход, выбранный в качестве ведущего методологического подхода при формировании модели, позволил упорядочить взаимосвязанные элементы. Модель представлена на рисунке 1.
Целью модели является формирование профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий (целевой элемент).
В соответствии с компетентностным подходом выделен деятельностный элемент модели, представленный функциями профессиональной деятельности:
- исполнительская: определение тембра, стиля для аранжировки, фонограммы, собственной музыкальной композиции, запись и предоставление аранжировки, фонограммы, сочиненной музыкальной композиции;
- информационная: поиск и сравнение аранжировок, фонограмм, качественное выполнение которых осуществляется с опорой на
профессиональные способности, имеющие в своей основе музыкальные задачи.
Содержательный элемент модели представлен педагогической технологией обучения различным видам составления аранжировок, фонограмм, сочинения музыкальных композиций. Наличие содержательного элемента модели, базирующегося на принципах системного подхода (системного погружения во взаимосвязанные музыкальную и информационную среды), обусловлено функциями профессиональной деятельности, а также характеризуется работой с информацией во взаимосвязанных средах (информационной и музыкальной), что предполагает овладение информационными компетенциями.
Процессуальный элемент модели на основе контекстного подхода представлен этапами работы над аранжировкой, фонограммами, сочинением композиций. Основываясь на концепции поэтапного формирования профессиональных способностей, мы выявили взаимодетерминированность этапов формирования профессиональных способностей и этапов работы над аранжировкой, фонограммой, сочинением музыкальной композиции. Это обеспечивает поэтапное формирование профессиональных способностей с позиции контекстного подхода и позволяет моделировать предметное и социальное содержание профессиональной деятельности в соответствии с ее контекстом, трансформируя учебную деятельность в профессиональную .
Методологическая основа результативного элемента - интегрированный подход, в рамках которого формирование профессиональных способностей рассматривается как сумма взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, информационно-деятельностного, рефлексивно-оценочного.
Совокупность показателей структурных компонентов определяет результативную характеристику модели - сформированность профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий.
Модель формирования профессиональных способностей средствами информационных технологий реализовывалась нами посредством разработанного для студентов специального курса «Электронные музыкальные инструменты, приборы синтеза и обработки звука» и электронныго учебника «МГО1-технологии создания музыкальных композиций» [9].
Г
Целевой элемент
Формирование профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий Задачи: определить структуру модели формирования профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий; определить взаимосвязь музыкально-творческих способностей и информационных умений; провести отбор содержания и средств формирования результативного элемента
Деятельностный элемент (компетентностный подход)
Функции профессиональной деятельности
определение тембра, стиля для аранжировки, фонограммы, собственной музыкальной композиции; поиск и сравнение аранжировок, фонограмм; запись и предоставление аранжировки, фонограммы, сочиненной
музыкальной композиции
Содержательный элемент
(системный подход)
Технология обучения составления аранжировки, фонограммы, сочинения музыкальной композиции
Обучение различным видам аранжировки, фонограмм, сочинения музыкальных композиций
изучающее
поисковое
ознакомительное
творческое
Информационные умения
- умение определить цель применения СИТ;
- умение анализировать аранжировки, фонограммы, музыкальные композиции;
- умение применять СИТ;
- умение создавать аранжировку, фонограмму, сочинять муз. композиции с помощью СИТ
Процессуальный элемент
(контекстный подход)
Этапы работы над оранжировкой, фонограммой, сочинением музыкальной композиции
Этапы формирования профессиональных способностей
мотивационный
аналитический
исполнительско-технологический
этап воспроизведения
рецептивный
репродуктивно-интегрированный
продуктивный
самостоятельный
Результативный элемент (интегрированный подход)
сформированность профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных
технологий в вузе культуры
Рис. 1. Модель формирования профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий
Содержание дисциплины «Электронные музыкальные инструменты, приборы синтеза и обработки звука» включает лекционные и практические занятия, которые проходят в музыкальной лаборатории, оснащенной синтезаторами с перечнем компьютерных музыкальных программ. Это дает возможность во время
проведения лекции одновременно демонстрировать студентам функции и особенности информационных технологий (например, синтезатор - прослушивание DEMO-записей в памяти синтезатора, музыкальные компьютерные программы - знакомство с панелями рабочих окон и др.). При этом изменяется способ пред-
ставления информации, материал становился более наглядным (за счет показа). Осуществляется индивидуализация обучения, т. к. каждый студент работает за отдельным компьютером, к которому подключена MIDI-клавиатура, также прилагаются наушники. К персональным компьютерам подключена сеть Интернет, благодаря чему у студентов появляется возможность доработки заданий, выполненных во внеаудиторное время (задание может быть в электронной почте). В электронном учебнике «MIDI-технологии создания музыкальных композиций» представлены фото и рисунки, предложены задания для выполнения на компьютере, что значительно повышает качество предоставляемого лекционного материала. Студенты слушают объяснение преподавателя, осмысливают, самостоятельно читают учебник, анализируют текст, конспектируют, отбирая по плану необходимый учебный материал; самостоятельно решают задачи - ищут пути решения, применяя при этом ранее приобретенные знания и умения.
Как показала практика, особый интерес у студентов при работе с электроным учебником вызвают задания, записанные в аудиоформате: подобрать на слух мелодию, придумать окончание музыкальной фразы, сделать аранжировки, сыграть и записать второй голос к мелодиям, аранжировать и сыграть с импровизацией, к автоаккомпанементу придумать и сыграть мелодию, под записанный автоаккомпанемент сочинить и сыграть мелодию и подголосок с использованием функций Split, Layer.
Самостоятельная работа студентов заключается в изучении функционального использования в творческом процессе музыкальных компьютерных программ, осуществлении набора партий, дирекциона, партитур в программах-нотаторах (Finale, Sibelius), операций ввода и редактирования музыкальных событий с помощью программ музыкальных конструкторов: E-Jay, Acid и др.; проведении анализа аранжировок, фонограмм, сочиненных музыкальных композиций [определить стиль произведения, выявить тембральные, гармонические и стилевые особенности, структуру аранжировки, фонограммы, сочиняемой музыкальной композиции; способы использования звуковых эффектов, провести сравнительный анализ импровизаций (при наличии)] авторов в интернет-ресурсах (музыкальных сайтах, форумах, чатах и пр.).
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование инфор-
мационных умений. Информационные умения музыкантов-исполнителей мы определяем как выполнение определенных действий, необходимых в современной профессиональной деятельности:
- умение определить цель применения средств информационных технологий;
- умение анализировать аранжировки, фонограммы, сочиненные музыкальные композиции;
- умение применять средства информационных технологий при сочинении музыкального произведения;
- умение создавать аранжировки, фонограммы, сочинять музыкальные композиции с помощью средств информационных технологий.
На первом уровне информационные умения не обладают обособленными саморегулируемыми компонентами. Происходит знакомство с предметом анализа, приемами аналитической деятельности. Доминирующее качество деятельности - целенаправленность. При постановке цели студенты выбирают подходящие приемы анализа аранжировок, фонограмм. Опыт осуществления уже знакомых приемов анализа лежит в основе второго уровня. Овладение приемами деятельности идет под контролем преподавателя. Третий уровень характеризуется умением проводить анализ аранжировок, фонограмм, вырабатывая не встречавшиеся ранее алгоритмы. На данном уровне обучающиеся сталкиваются с проблемами, решение которых нужно осуществить самостоятельно в процессе поиска. Для последнего (высокого) уровня характерно самостоятельное выполнение всех усвоенных действий. Доминирующее качество данного этапа - самостоятельность.
Процесс работы над аранжировкой, фонограммой, сочинением музыкальных композиций с помощью средств информационных технологий обладает сложной структурой, которая включает несколько этапов.
Первый этап (мотивационный), определяет цель применения средств информационных технологий. На данном этапе создается установка, влияющая на стратегию применения средств информационных технологий в профессиональной музыкальной деятельности.
Второй этап (аналитический), предполагает умение анализировать музыкальные композиции (происходит освоение основных средств аранжировки, элементов технического воплощения музыкальной композиции, определение инструментов, стиля) и систематизировать на
научной основе имеющийся практический опыт и его использование при создании аранжировок, фонограмм, сочинении музыкальных композиций с применением средств информационных технологий.
На третьем этапе, (исполнительско-технологическом), происходит выполнение действий: освоение и отработка упражнений, создание своих приемов при выполнении различных видов упражнений, подбор тембров, стилей, распределение групп инструментов, определение режимов записи музыкальных композиций, осуществление контроля качества записи аранжировки, фонограммы, композиций, самоконтроль своей деятельности, корректировка последовательности действий, режимов записи.
Последний этап (этап воспроизведения) характеризуется: умением импровизировать, производить записи аранжировок, фонограмм, сочиненных музыкальных композиций с помощью средств информационных технологий на профессиональном уровне, использовать различные приемы обработки музыкального материала.
Таким образом, модель представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (целевого, деятельностного, содержательного, процессуального, результативного), каждый из которых соответствует алгоритму достижения образовательных целей, что приводит к эффективному результату профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей - формированию профессиональных способностей средствами информационных технологий в вузе культуры, являющимися основой учебно-методического обеспечения подготовки музыкантов-исполнителей.
Эффективность модели формирования профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий проявляется в увеличении значений показателей структурных компонентов профессиональных способностей, усилении их взаимосвязей, свидетельствующих об уровне готовности студентов института культуры к профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями профессиональных стандартов, запросов социума и работодателей. При изучении всех дисциплин учебного плана, и особенно дисциплин профессионального цикла, должны применяться разнообразные подходы - информационный, исследовательский, практико-ориентирован-
ный, творческий, обеспечивающие подготовку музыкантов-исполнителей к выполнению организационно-управленческой и педагогической функций.
Литература
1. Уемов А. И. Логические основы метода моделирования. M, 1971.
2. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21-26.
3 Афанасьев В. Г., Загвязинский В. И. Mе-тодология и методика дидактического исследования. M, 1982.
4 Краевский В. В., Бережнова Е. В. Mетодо-логия педагогики: новый этап. M., 2006.
5 Карпова С. И. Управление общеобразовательной школой как фактор развития детской одаренности. M., 2013.
6. Шамова Т. И. Управление образовательными системами. M., 2007.
7. Любченко О. А., Карпова С. И. Mодели-рование системы управления современной общеобразовательной школой с позиций системного подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 7 (111). С. 197-203.
8. Лукашева С. С. Система формирования профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей // Проблемы современного педагогического образования. Серия Педагогика и психология. Ялта, 2016. Вып. 52. Ч. 4. С. 90-96.
9. Лукашева С. С. Электронный учебник как образовательный ресурс процесса подготовки студентов профиля компьютерная музыка и аранжировка // Электронное образование в России: опыт, проблемы, перспективы: в 2 ч. Казань, 2013. Ч. 1. С. 374-378.
References
1. Uemov А. I. Logicheskiye osnovy metoda modelirovaniya [Logical bases of a method of modeling]. M, 1971.
2. Dakhin А. N. Pedagogicheskoye modeli-rovaniye: sushchnost', effektivnost' i neopredelennost' [Pedagogical modeling: essence, efficiency and uncertainty] // Pedagogika. 2003. № 4. S. 21-26.
3. Áfanas'ev V. G., Zagvyazinskij V. I. Metodo-logiya i metodika didakticheskogo issledovaniya [Methodology and technique of a didactic research]. M, 1982.
4. Kraevskij V. V., Berezhnova E. V. Metodo-logiya pedagogiki: novyj etap [Pedagogics methodology: new stage]. M., 2006.
5. Karpova S. I. Upravleniye obshcheobra-zovatel'noj shkoloj kak faktor razvitiya detskoj odarennosti [Management of comprehensive school as
factor of development of children's endowments]. M., 2013.
6. Shamova T. I. Upravleniye obrazovatel'nymi sistemami [Management of educational systems]. M., 2007.
7. Lyubchenko O. A., Karpova S. I. Modeli-rovaniye sistemy upravleniya sovremennoj obshche-obrazovatel'noj shkoloj s pozitsij sistemnogo podkhoda [Modeling of a control system of modern comprehensive school from positions of system approach] // Vest-nik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2012. № 7 (111). S. 197-203.
8. Lukasheva S. S. Sistema formirovaniya pro-fessional'noj kompetentnosti u muzykantov-ispolnitelej [The system of formation of professional competence at performing musicians] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya Pedagogika i psikhologiya. Yalta, 2016. Vyp. 52. Ch. 4. S. 90-96.
9. Lukasheva S. S. Elektronnyj uchebnik kak obrazovatel'nyj resurs protsessa podgotovki studentov profilya komp'yuternaya muzyka i aranzhirovka [Electronic textbook as educational resource of process of training of students of a profile computer music and arrangement] // Elektronnoye obrazovaniye v Rossii: opyt, problemy, perspektivy: v 2 ch. Kazan', 2013. Ch. 1. S. 374-378.
* * *
MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL ABILITIES OF PERFORMING MUSICIANS BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGIES
Lukasheva Svetlana Sergeevna Samara State Institute of Culture, Russia, Samara e-mail: [email protected]
In article the author described the model of formation of professional abilities of performing musicians including the following elements: target, activity, substantial, procedural and productive. The target element reflects modern requirements to performing musicians. Activity - provides stage-by-stage formation of components of professional abilities during educational process and it is presented by functions of professional activity: performing, information (performing function assumes definition of a timbre, style for arrangement, soundtracks, own musical composition; record and providing arrangement, soundtracks, the composed musical composition; information function -search and comparison of arrangements, soundtracks). The procedural element constructed on the basis of contextual approach and presented by stages of work on arrangement, soundtracks, the composition of musical composition. The substantial element considers requirements of FSES HE and development of the professional musical sphere. The productive element focusing teachers of higher education institution of culture on selection of development tools of the dominating component in structure of professional abilities. The efficiency of model of formation of professional abilities of performing musicians appears by means of information technologies in increase in values of indicators of structural components of professional abilities, strengthening of their interrelations testifying to the level of readiness of students of institute of culture for professional activity according to modern requirements of professional standards, inquiries of society and employers.
Key words: model, performing musicians, educational process, professional abilities, information technologies, structural elements, theoretical approaches
Об авторе:
Лукашева Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры инструмен-товедения Самарского государственного института культуры, г. Самара
About the author:
Lukasheva Svetlana Sergeevna, Candidate of Pedagogics, Senior Teacher of the Study of Instruments Department, Samara State Institute of Culture, Samara