12. Принцип открытости образовательной среды в практике социализации личности воспитанников детских домов: Л. В. Мардахаев, Д. В. Смирнов // Опыт и проблемы социализации воспитанников детского дома средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности: материалы опытно-экспериментальной работы: сб. материалов из опыта работы педагогов-исследователей в режиме Федеральной экспериментальной площадки / под науч. ред. Д. В. Смирнова; ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО, КОУ Воронежской области «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей». М.: ФГНУ ИСМО РАО; Воронеж: КОУ ВО Школа-интернат № 1, 2013. С. 19-34.
13. Ясвин В. А. Указ. соч.
14. Остапец А. А. Туристско-краеведческая деятельность детско-юношеского клуба «Родина» средней школы № 377 и ДЕЗа № 27 Первомайского района г. Москвы (10 лет работы клуба). М.: ЦДТЭС, 1988. 102 с.
15. Шипко А. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования готовности к защите Родины: автореф. дис. ... канд. пед. наук / НИИ ОПВ АПН СССР. М., 1989. 15 с.
16. Шипко А. Л. Природне середовище як виршальний фактор форму-вання та корекци особистост // Гуманггарний вюник Переяслав-Хмельниць-кого державного педагопчного ушверситету iменi Григорiя Сковороди: нау-ково-теоретичний збiрник. Переяслав-Хмельницький: видавництво «КВ1Ц», 2003. С. 41-45.
УДК372.851.02(574)
Н. В. Ивлева
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье показано использование модели туристско-краеведческой деятельности в образовательном процессе школ Алматинской области.
The article considers the use of a model of tourist and local history activity in the educational process of the schools in Alma-ata area.
Ключевые слова: туризм, краеведение, модель туристско-краевед-ческой деятельности, воспитание, программа.
Keywords: tourism, study of local history, model of tourist and local history activity, education, programme.
Место формирования нравственной личности школьников в современных условиях социально-экономического развития находится в ряде общественных предпосылок деформации межличностных отношений. Поведение детей и подростков в современном обществе вызывает потребность в исследованиях данного направления. Угроза возникновения безнравственного поколения, не обладающего принципами гуманного общения, приводит к необходимости переоценки взглядов на систему воспитания с позиций нового общественного устройства.
Большое преимущество туристско-краеведческой работы перед другими видами деятельности, которые доступны учащимся на современном этапе развития общества, заключается в предоставлении возможностей активного, неограниченного, эмоционально-деятельного познания окружающего мира и реального положения человека в окружающей действительности. В данном виде деятельности накоплен и отработан многолетний практический, конструктивный опыт, выработана система познавательной деятельности подростков в туристских походах и других формах туристско-краеведческой работы. Работа с подростками приучает не только наблюдать, смотреть или знать, но и видеть и понимать происходящие явления и события.
Современная модель формирования личности включает разработку ведущих положений и понятий, которые охарактеризованы и сформулированы теоретическим развитием педагогики. Она должна учитывать новую концепцию развития казахстанского общества, выполнять задачу воспитания подрастающего поколения и использовать возможности туризма и краеведения [1].
Данная модель показывает нравственно-личностное развитие школьников средствами использования туристско-краеведческой деятельности (ТКД) (см. рисунок). При этом преобразование качеств личности представлено в виде развивающейся «спирали», имеющей цикличный характер, исходящий из особенностей социального ввода школьников в окружающую среду. Здесь следует подчеркнуть выраженную в полной мере гносеологическую спираль освоения окружающего мира, углубляющегося от созерцания к изучению, изучению с элементами исследования, исследованию, научному исследованию в многолетнем процессе непрерывного образовательного процесса средствами туристско-краеведческой деятельности.
Системная модель формирования нравственной личности школьников средствами туристско-краеведческой деятельности
Целью воспитания подростков должно стать формирование такой личности, которая умеет разумно строить отношения с окружающим миром, обществом и самим собой на основе нравственных, национальных, общечеловеческих ценностей.
Анализ современного состояния процесса формирования нравственной личности позволил сделать заключение о целесообразности использования ТКД в образовательном процессе. Её применение вызвано следующими причинами:
- слабостью методических и методологических оснований проектирования дидактических и воспитательных процессов в образовании;
- недостаточной эффективностью традиционных методов, форм и средств обучения и воспитания;
- недостаточным развитием личностных характеристик учащихся в традиционном образовательном процессе;
- недостаточным развитием и реализацией творческого потенциала учащихся в традиционном процессе обучения и воспитания.
Целью воспитания подростков должно стать формирование такой личности, которая умеет разумно строить отношения с окружающим миром, обществом и самим собой на основе нравственных, национальных, общечеловеческих ценностей.
Анализ современного состояния процесса формирования нравственной личности позволил сделать заключение о целесообразности использования ТКД в образовательном процессе. Её применение вызвано следующими причинами:
- слабостью методических и методологических оснований проектирования дидактических и воспитательных процессов в образовании;
- недостаточной эффективностью традиционных методов, форм и средств обучения и воспитания;
- недостаточным развитием личностных характеристик учащихся в традиционном образовательном процессе;
- недостаточным развитием и реализацией творческого потенциала учащихся в традиционном процессе обучения и воспитания.
Таким образом, совершенствование процесса формирования нравственной личности привело нас к необходимости использования модели ТКД в образовательном и воспитательном процессе.
Работа по модели-матрице туристско-краеведческого цикла дала возможность составить совместно с учащимися реально действующую программу по нравственному формированию личности средствами ТКД. При этом наглядно (из модели-матрицы) видно гармоничное сочетание физических и духовно-нравственных на-
грузок, а также правильное отражение в журнале учета работы учителя (см. таблицу).
Блок-программа по формированию нравственности на уроках географии и во внеурочное время при изучении курса «Физическая география Казахстана»
Название темы Показатели нравственности Средства и формы ТКД
Физико-географическая характеристика Казахстана. История географических исследований Патриотизм, поликультурность, этическая воспитанность, познавательная и творческая активность Экскурсия в краеведческий музей
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Казахстана Патриотизм, научное мировоззрение, дисциплинированность, самоорганизованность Экскурсия в геологический музей. Однодневный поход с целью изучения рельефа своей местности
Климат Казахстана Творческая активность, нравственная устойчивость, географическая компетентность Экскурсия в Казгидро-мет
Внутренние воды и гидроресурсы Казахстана Физическая и экологическая культура, самостоятельность, доброжелательность, взаимоподдержка, познавательная активность Полевые исследования внутренних вод своей местности (река, озеро, пруд, болото, ледник и др.)
Природные зоны Казахстана Патриотизм, любовь к природе и бережное отношение к ее ресурсам, познавательная и творческая активность, коллективизм, предметная компетентность Виртуальная экскурсия по природным зонам и заповедникам Казахстана. Итоговая конференция
Характеристика крупных физико-географических территорий Любовь к природе родного края, познавательная активность, физическое здоровье, нравственная устойчивость, воля, самоорганизованность Экскурсия «По заповедным тропам Иле-Алатау» с целью комплексного изучения ландшафтов и высотной поясности гор Тянь-Шаня
Название темы Показатели нравственности Средства и формы ТКД
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана Любовь к природе родного края, экологическая культура, ответственность за будущее своего края, предметная компетентность, дисциплинированность, патриотизм Экскурсия в Талгарский заповедник с целью изучения особо охраняемых территорий
Итоговое мероприятие Коллективизм, коммуникабельность, ответственность, саморазвитие, самоорганизованность, физическое развитие Летняя экспедиция по комплексному изучению и сбору природно-крае-ведческих материалов своей местности
В связи с переходом Казахстана на профильное образование [2] актуальной становится разработка системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Прообразом будущей профильной школы в какой-то мере выступают классы в базовых школах, где проводились факультативы по краеведению.
В школьной программе по географии на изучение краеведения отводится времени явно недостаточно. Так, для изучения географии своей области в базовой учебной программе отводится в 8-м классе 5 часов, в 9-м классе - 8 часов. Поэтому одна из важнейших проблем - разработка новой концепции изучения географии своей области, наполнение ее современным содержанием, отражающим новые научные подходы. Если у географии своей области будет статус специального курса, то резко повысится его значение в образовании, воспитании и развитии учащихся. Это позволит рассматривать географию своей области не только как часть географии Казахстана, но и как самостоятельный курс, имеющий большое образовательное и развивающее значение.
Предлагаемая программа по географии Алматинской области рассчитана на 34 часа, она личностно ориентирована, опирается на личностный социальный опыт школьника. Для расширения географического кругозора учащихся и повышения их интереса к изучению краеведения в программу курса «География Алматинской области» включены полевые практики на местности, творческие задания, экскурсии на предприятия, способствующие формирова-
нию навыков поисково-исследовательского характера, предприимчивости, активности, инициативы - качеств, важных для успеха в современных экономических условиях.
Изучение родного края является важнейшим фактором формирования системы общечеловеческих ценностей: сохранение природы области и здоровья его населения, ограничения потребностей в ресурсах, уважение к памяти предков, национальным традициям, семейному укладу жизни и т. д. Использование всего наиболее ценного из отечественной науки позволит сформировать у учащихся личное понимание ответственности за состояние своего дома, улицы, области. Учащиеся не только изучат свой край, но и раскроют свою фантазию, творчество, проницательность, интуицию, научатся быть мудрыми, милосердными, откроют свои сердца для добра. Таким образом, географическая образованность учащихся, сформированная в результате изучения данного курса, будет отвечать современному требованию общества [3].
Важным аспектом в реализации туристско-краеведческого подхода при изучении географии является рассмотрение вопроса об адаптации школьника к многомерному, постоянно изменяющемуся пространству (окружающей среде). Знания о родном крае, способы действия в конкретной ситуации позволят не только адаптироваться учащимся в окружающей среде, но и адаптировать среду к основным человеческим потребностям, осваивать культуру своей Родины, нормы нравственности, эстетическое отношение к окружающей среде. В результате изучения предмета краеведение у учащихся будет сформирована предметная образованность. Необходимым условием данного курса является использование средств ТКД.
Примечания
1. Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан. Астана, 2011. С. 28.
2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 7.06.1999 // Каз. правда. 1999. 11 июня. С. 3-4.
3. Ивлева Н. В. Туристско-краеведческая работа в школе: учебное пособие. Алматы, 2010.