И. Е. Ильяшенко,
г. Москва
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ТУРИСТСКО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
Модернизация системы российского образования предъявляет новые требования к содержанию, результативности и качеству организации процесса обучения, воспитания и развития личности школьника в соответствии с социальным заказом общества. Эти процессы сопряжены с формированием у подрастающего поколения гражданской позиции, гуманистического мировоззрения, творческой активности, умения ориентироваться в изменяющейся природной и социальной среде.
В современных условия качество общего среднего образования зависит, по мнению ведущих ученых Н. Ф. Виноградовой, В. А. Горского, А. Я. Журкиной, А. В. Мудрика, Т. С. Назаровой, М. В. Рыжако-ва и др., от ряда системообразующих факторов:
- особенностей образовательной среды общеобразовательного учреждения в первую очередь как развивающей среды;
- уровня профессиональной культуры педагогов, включающей квалификацию, мастерство, творческий поиск инноваций и пр.;
- научно-методического и программно-методического сопровождения образовательного процесса, интегрирующего формальное (общее) и неформальное (дополнительное) образование детей;
- полноты современной материально-технической базы и ресурсной оснащенности учебно-воспитательного процесса;
- индивидуальных учебно-познавательных и творческих способностей, психофизических особенностей школьников, их мотивации к обучению, самообразованию и саморазвитию;
- степени усвоения обучающимися содержания учебного материала и овладения практическими умениями и навыками;
- сформированности ключевых компетенций, культуры здорового образа жизнедеятельности и социально направленных форм выражения активной гражданской позиции как самих обучающихся, так и педагогов.
Важным учебным предметом мировоззренческого характера в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего среднего образования (второго поколения) названа история [1]. Содержание истории в общем среднем образовании предполагает фор-
мирование у школьников комплексного представление об истории и культуре общества, знакомство с событиями и личностями, их вкладом в развитие социума, формирование исторического подхода как особого метода научного познания и важного инструмента воздействия на социальные процессы. Процесс познания истории и культуры в общеобразовательной школе должен обеспечивать формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно принимать решения и действовать, нести ответственность за реализацию своих социальных ролей в практической гражданско-общественной, социальной, трудовой (учебной) и бытовой сферах жизнедеятельности обучающихся.
Качество познания школьниками истории в России ХХ! в. напрямую зависит от реализации в образовательном процессе краеведческого принципа. ФГОСом (второго поколения) заложена возможность изучения школьниками в рамках регионального компонента дисциплины краеведение [1]. Это, по нашему мнению, должно существенно и положительно отразиться на процессах духовно-нравственного и граждан-ско-патриотического воспитания подрастающего поколения россиян.
Краеведение в школе, как отмечает Д. В. Кацюба, - «это, прежде всего связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью, это использование таких активных методов обучения, например, как исследовательский, экскурсионный и другие, это путь приобщения обучающихся к творческому труду, к науке» [2, с. 15].
Ученые, педагоги и общественность, прежде всего исследователи родного края - малой родины, рассматривают сегодня краеведение как совокупность знаний о своей местности, о ее географии, экономике, истории, культуре и традициях, особенностях экологии и этносов. По мнению ряда ученых, историческое краеведение является:
- социокультурным явлением, а именно вовлечением широкого круга любителей в изучение местного края [3, с. 2];
- обозначением общественно-научной просветительской деятельности государственного университета [3, с.3];
- системой знаний о местном историко-культурном опыте и одновременно как метод комплексного исследования этого опыта [4, с. 24];
- наукой и научно-популяризаторской деятельностью определенной тематики (прошлое, настоящее какого-либо края);
- формой общественной деятельности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц (преимущественно местных жителей) [5, с. 4].
На т1егпе1:-портале «Великая страна» в Словаре по истории России дается следующее определение: «Краеведение историческое комп-
лексно охватывает несколько сфер знаний: историческое (или только историко-культурное, историко-экономическое), географическое и естественное. Опирается краеведение на междисциплинарные научные связи, учитывает не только выводы научных теорий, но и первичные наблюдения житейской практики» [6].
В современной России наблюдается повышение интереса общества и государства на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном и учрежденческом) к историческому краеведению как к образовательному ресурсу (обучение и воспитание) и как эффективному средству становления культуры личности, развития школьника как активного гражданина, патриота и защитника Родины.
Историческое краеведение как часть комплексного краеведения является одним из важнейших компонентов, обеспечивающих взаимодействие и преемственность общего среднего и дополнительного образования детей. При этом его целью как социокультурного феномена, по мнению С. О. Шмидта, является развитие национальной культуры общества; по мнению Т. О. Размустовой, синтетическое познание и изучение социальной истории и культуры в преемственности связей поколений; оказание воздействия на быт и на создание новых форм социальной жизни, новых психологических типов культурного человека; по мнению Н. Владимирского, удовлетворение потребности школьников в самопознании окружающей действительности, самовоспитании и самообучении.
Краеведение обеспечивает создание развивающей образовательной среды в образовательном учреждении, т. е. позволяет педагогу создать пространство для творческого саморазвития личности школьника, организации его познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, самовыражения, самоутверждения и самореализации как в процессе общего среднего, так и дополнительного образования, во внеурочной и внеучебной деятельности, в процессе самообразования.
По мнению исследователей В. П. Голованова [7], Д. В. Смирнова [8], Н. В. Тымко [9] и др., у педагога, реализующего краеведческий принцип как метод обучения, воспитания и развития личности обучающегося, появляются широкие возможности для использования в образовательном процессе результатов (продуктов) туристско-экспедици-онных исследований школьника. Найденные, отобранные и соответствующим образом оформленные экспонаты и артефакты, собранные и записанные рассказы, воспоминания и свидетельства очевидцев, из которых оформляются экспозиции школьных музеев, создаются в первую очередь руками самих обучающихся, что позволяет им непосредственно погрузиться в исторический процесс, эмоционально пережить «событие» с его участником или свидетелем [10, с. 31-40].
Краеведение значительно расширяет возможности индивидуальной работы педагога с обучающимися во внеурочное время и во вне-учебной деятельности для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, что побуждает и мотивирует детей и подростков к поиску новых знаний не только по истории, но и в смежных областях науки; способствует систематизации знаний и формированию устойчивых убеждений, проявляющихся в общественно полезной деятельности и гражданской позиции школьников. Процесс познания истории родного края в полевых туристско-экспедиционных исследованиях обеспечивает трансформацию убеждений школьников, самостоятельно добытых ими знаний и приобретенных на практике умений в компетентность, формирует культуру личности обучающегося как пытливого исследователя.
Однако система формального - общего среднего образования, ограниченная временем на организацию учебной деятельности и соответственно рамками требований ФГОС, неспособна, по мнению В. А. Горского, В. П. Голованова, В. Ф. Виноградовой, А. Я. Журкиной, С. В. Марковой, Д. В. Смирнова, С. В. Сальцевой, И. И. Холодцовой и др., в полной мере создать оптимальные условия не только формирования компетентности обучающихся, но и приобретения практических умений и навыков учебно-исследовательской деятельности, для этого требуется не только дополнительное время, но и иные формы и средства организации познания окружающей школьников природной среды и социума, а также закономерностей их развития.
Дополнительное образование, являясь неформальным, позволяет включить обучающихся в активную туристско-экспедиционную деятельность и компенсирует, восполняет недостающие звенья в удовлетворении познавательных и творческих потребностей детей и подростков. «Это обеспечивается, прежде всего, реализацией социально-педагогических функций: обучение, развитие, воспитание и оздоровление, через приобщение на добровольной основе к познанию малой родины -своего края и страны в целом, их природного и культурно-исторического наследия и традиций, формирование патриотизма, социально-профессиональное самоопределение в системе должностно-ролевого тури-стско-краеведческого самоуправления; освоение духовно-нравственных ценностей; овладение навыками безопасной жизнедеятельности в детско-юношеском коллективе в условиях туристско-экспедиционных исследований, в познании не только окружающего мира, но и самого себя» [11, с. 3].
А. Г. Озеров отмечает, что формы и методы, используемые педагогом в дополнительном образовании детей туристско-краеведческой
направленности, имеют ряд существенных преимуществ перед формами и методами организации процесса общего среднего образования:
- во-первых, работа в туристско-краеведческих объединениях проводится в течение всего года в соответствии с туристскими циклами и обязательной организацией полевых экспедиций в каникулярное время;
- во-вторых, неформальное объединение школьников в разновозрастных экспедиционно-туристских группах позволяет им проводить наблюдения и исследования длительное время (в течение года или ряда лет), обеспечивая преемственность передачи приобретаемого опыта исследовательской и туристско-краеведческой деятельности от старших школьников к младшим, от старшего поколения к подрастающему;
- в-третьих, самодеятельность в форме самостоятельного распределения должностно-ролевых туристских (походно-бытовых) и краеведческих (экспедиционных) обязанностей, носящих творческий, исполнительский, административно-организаторский или исследовательский характер, их выполнение и ротация среди участников турист-ско-экспедиционного коллектива позволяют не только снять монотонность краеведческих наблюдений при их выполнении, обеспечить необходимую комплексность, но и пройти через освоение социально-профессиональных проб или ролей (например, эксперт, оформитель, социолог, топограф, картограф, повар, казначей, фотограф, видеооператор, ремонтный мастер, завхоз, летописец, командир, физорг и др.) [12].
Учёные А. А. Остапец-Свешников, И. А. Дрогов, Ю. С. Константинов, Л. П. Слесарева, В. Е. Туманов, С. О. Шмидт и др. определяют, что туристско-краеведческая деятельность школьников (ТКД) занимает особое место в системе дополнительного образования детей, она характеризуется доступностью, объектностью, эмоциональной насыщенностью и, что немаловажно, обеспечивает при правильной психолого-педагогической инструментовке, используемой педагогом-руководителем туристско-экспедиционной группы, оздоровительный эффект как физического, так и психологического (духовно-эмоционального) состояния ребенка, подростка. Это обеспечивает удовлетворение не только интеллектуальных, познавательных, но и физиологических, двигательных потребностей школьника, что качественно влияет на его общее функциональное состояние, мотивацию к учению, успешному развитию всех функций организма и его оздоровление, в т. ч. духовно-нравственное.
Однако выдвигаемые глобализацией современного общества проблемы его развития, в том числе в системе образования, требуют детализации и научно-методического обоснования, разработки средств педагогического сопровождения исторического краеведения школьников.
В связи с этим возникает потребность в обновлении содержания, форм и методов исторического краеведения школьников как в общем среднем, так и дополнительном образовании, организации внеурочной деятельности, в т. ч. организации учебных исследовательских и проектных работ. Необходим поиск педагогических инноваций, обобщение передового опыта исследований по историческому краеведению, в т. ч. средствами туристско-экспедиционных исследований и их распространение в широкой образовательной практике.
Одной из эффективных форм исторического краеведения и сегодня является туристская экспедиция. Ю. А. Попович (1992) [12], А. Г. Озеров (2001) [13] выявили и обосновали, что экспедиция - это мини-модель организации исследовательской деятельности школьников.
Но для того, чтобы туристско-экспедиционная деятельность была успешной, требуется соблюдение ряда педагогических условий, которые обусловливают ее содержание, это прежде всего: мотивационные, социальные, психолого-педагогические, кадровые, информационные, материально-технические, научно-методические [13, с. 12].
Кратко раскроем суть каждого из этих педагогических условий:
- мотивационные: мы рассматриваем их как побудительный процесс к исследовательской деятельности в экспедиции, отражающий потребности и интересы личности школьника в общем деле, в котором он творчески развивается и совершенствуется;
- социальные: каждый участник экспедиции выбирает с помощью педагога наиболее оптимальную и удобную для себя форму работы с респондентами (прежде всего, с местными жителями-ветеранами, жи-телями-«детьми войны», администрацией района или населенного пункта, другими заинтересованными лицами) во время проводимых полевых исследований;
- психолого-педагогические: создание комфортных межличностных отношений, социального взаимодействия, сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания между местными жителями и участниками экспедиции при проведении исследований (опросов, бесед, тестирования, фото и видеосъемки и др.);
- кадровые: привлечение профессиональных педагогических кадров и общественности, прежде всего местных краеведов, старожилов, специалистов музеев и архивов и других заинтересованных лиц к педагогической деятельности и активному участию в исследовательской работе со школьниками, выступающих компетентными консультантами и/или экспертами на всех этапах туристско-экспедиционных исследований;
- информационные: обеспечение получения (добычи) достоверной информации о месте, времени и историческом значении исследуе-
мого объекта, систематизация и хранение накопленной информации; обработка и интерпретация добытой информации и подготовка ее трансляции в виде статей, видеороликов, презентаций и других формах;
- материально-технические: для плодотворной работы в экспедиции необходимы оборудование и снаряжение, соответствующие цели исследования, в т. ч. и для безопасного жизнеобеспечения деятельности и проживания группы в полевых условиях;
- научно-методическое сопровождение: разрабатывая маршрут и проектируя содержание деятельности школьников и методику организации туристско-экспедиционных исследований, педагогу необходимо базироваться на выявленном, подготовительном этапе экспедиции, уровне освоения школьниками общеобразовательных программ, учитывать их физиологические и психические особенностями, а также физическую и туристскую подготовленность к жизни в полевых условиях.
А. А. Остапец-Свешников отмечал, что любой вид (ТКД) включает три составные части, образуя в комплексе туристско-краеведческий цикл. Каждый цикл включает: подготовку туристского мероприятия, его проведение и подведение итогов [14, с. 11-12]. По его мнению, для формирования разносторонне развитой личности школьника, на всех этапах туристско-краеведческого цикла необходимо сочетание различных форм и методов воспитания.
Наши исследования по организации исторического краеведения со школьниками (2003-2012 гг.) показали, что содержание турист-ско-экспедиционных исследований включает следующие составные этапы: пропедевтический (подготовительный), коммуникативный, информационный, поисковый, технологический и творческий, тесно связанные между собой.
На пропедевтическом этапе закладывается фундамент краеведческого исследования школьников: целеполагание, задачи и методы. Применяются эвристические методы, они предполагают работу с топографическими картами, со справочной литературой, ресурсами Интернета. Педагог включает школьника в творческую деятельность: разработку маршрута, поиск и сбор информации о районе туристской экспедиции в соответствии с её целями и задачами; физическую, тактическую и психологическую подготовку к экспедиции; техническую и специальную туристскую и краеведческую подготовку, овладение навыками полевых исследований; разработку и подготовку тестов, анкет, опросников, дневников наблюдений и т. д.
На коммуникативном этапе, являющемся особенно важным в процессе проведения непосредственно самой полевой экспедиции, организуются встречи с местными жителями, ветеранами труда и войн и
другими категориями лиц, проведение интервью с разными респондентами (по возрасту, социальному положению в обществе, статусу и т. д.).
На информационном этапе проводятся сбор, отбор, систематизация, обобщение, хранение и передача (трансляция) информации, полученной в процессе подготовки, проведения и подведения итогов тури-стско-экспедиционных исследований.
На поисковом этапе, который тесно взаимосвязан с информационным этапом, как в ходе подготовки, так и в ходе самой экспедиции, осуществляется поиск информации в библиотеках, архивах, музеях и т. д.
На технологическом этапе производится разработка методов и приемов, используемых при подготовке, организации и проведении экспедиции, а также при демонстрации ее результатов.
На творческом этапе обеспечивается организация и презентация результатов экспедиции. Творчество проявляется не только участниками, но и педагогами-руководителями, так как экспедиция - это совместный процесс, в котором участвуют не только сами школьники и педагоги, но и родители обучающихся.
А. А. Остапец-Свешников отмечал, что экспедиции как форма организации ТКД в учреждениях образования преследуют прежде всего исследовательские цели, чем выгодно отличаются от других форм дополнительного образования. Прежде всего, самостоятельным выбором школьниками туристского маршрута и территории, где он пролегает, способа передвижения, сознательным и творческим выполнением добровольно взятых на себя должностно-ролевых обязанностей и выполнение общественно полезной работы на маршруте по заданиям различных научных организаций.
Под общественно полезной работой в туристско-экспедиционной деятельности нами рассматриваются, прежде всего, непосредственно само краеведческое наблюдение, исследование, поиск и полученные в итоге образовательные продукты краеведческих исследований, которые можно и необходимо активно использовать в образовательном процессе. Они оформляются как результат - в форме статей, презентаций, докладов, сообщений, фото- и видеоматериалов, записей воспоминаний, оформленных стендов и экспозиций музеев образовательных учреждений, дневников наблюдений и пр. Они имеют важное социально-культурное значение для процесса воспитания и формирования гражданской позиции подрастающих россиян как патриотов Родины, знатоков истории своего края - малой Родины, ценителей природного и культурно-исторического наследия предков.
Наиболее эффективными для организации исследовательской работы, с нашей точки зрения, являются следующие эмпирические мето-
ды, применяемые в туристской краеведческой экспедиции: сбор и накопление данных (наблюдение, описание, опрос); работа с архивами в музеях; сравнение и сопоставление данных из разных источников; моделирование исторических событий; выдвижение и защита гипотез развития исторических событий и др.
Формы организации работы школьников в туристско-экспедици-онных исследованиях историко-краеведческой направленности в зависимости от решаемых задач и объемов могут быть: групповыми, индивидуальными или парными (по количественному составу участников); полевыми, камеральными и презентационными (по месту проведения работ или представления результатов туристско-экспедиционных исследований).
В экспедиции для выполнения поставленных задач в соответствии с целями педагогом выбираются наиболее рациональные и доступные для их индивидуального (возрастного и интеллектуального) развития формы организации исследовательской деятельности обучающихся. Это могут быть камеральная обработка собранного материала (анкет, записей диктофона), вычерчивание карт и схем маршрута, подготовка стендов и экспозиций для оформления школьных музеев и т. д. из всего собранного участниками экспедиции разнообразного исследовательского материала.
При подготовке и обработке информации, полученной в полевых исследованиях, активно используются камеральные формы работы обучающихся.
Все исследования на маршруте предполагают полевые формы работы: сбор информации; топографическая съемка местности и вычерчивание схем; беседы и интервьюирование местных жителей (старожилов); работа в фондах школьных и краеведческих музеях на маршруте; фотографирование и видеосъемка объектов; организация наблюдений на местности и составление паспортов объектов; выявление ранее не установленных фактов и свидетельств и т. д.
Под презентационными формами мы понимаем представление ту-ристско-экспедиционных исследований, например написание и публикация статей, оформление отчетов (письменных, фото, видео, на электронных носителях), организация и проведение уроков, внеучебных мероприятий и экскурсий в школьном краеведческом музее, выступление на научно-практических конференциях в рамках Всероссийского краеведческого движения «Отечество».
Заключительный этап ТКД предполагает подготовку туристского отчета и выступления на конференции, оформление, размещение информации и презентационных материалов на сайтах по итогам исследовательской краеведческой работы обучающихся в экспедиции.
Результаты наших исследований практики организации турист-ско-экспедиционной краеведческой деятельности в г. Москве показывают, что наиболее педагогически эффективен следующий алгоритм организации работы группы на разных этапах туристско-экспедицион-ных исследований представленный (см. таблицу).
Как правило, методы, применяемые на заключительном этапе, теоретические: анализ полученных данных, выявление закономерностей, классификация, обобщение, интерпретация.
Алгоритм организации работы туристско-экспедиционной краеведческой группы (Новосибирская область, г. Искитим)
Этапы Старший подгруппы Фотограф Штурман-топограф Историк-краевед
Организационный Получение краеведческих и исследовательских заданий от организаций и учреждений Подготовка аппаратуры. Выбор предполагаемых объектов ту-ристско-крае-ведческого интереса Разработка маршрута. Подготовка и проверка оборудования Изучение литературы. Составление анкеты.
Исследовательский Координация работы в подгруппе по организации учебно-исследовательских работ в поле Фотографирование объектов. Выбор сюжетов Топосъемка, вычерчивание планов и маршрутов, объектов с привязкой к местности Интервью местных жителей. Запись бесед и воспоминаний на диктофон. Анкетирование
Заключительный Координация подгруппы при подготовке отчета Сдача дисков, отбор материала. Оформление фото отчетов, презентационных материалов, сайтов Вычерчивание планов, маршрутов, объектов туристского интереса на картах, с привязкой к местности Обработка всех анкет. Анализ и интерпретация собранных материалов. Подготовка статей
Нами в практической деятельности по организации и проведению туристско-экспедиционных исследований используются следующие методы организации творческой деятельности обучающихся:
- анализ исторических событий, их достоверности, мысленная реконструкция через современное восприятие действительности, анализ подлинных документов (справки, архивные документы, фотографии,
приказы письма, газетные публикации того времени), рассказов очевидцев, анализ мемуарной и документально-хроникальной литературы;
- классификация осмотренных объектов, например памятников, по различным признакам: архитектурным, временным, признаку принадлежности, качеству состояния. Результатом классификации являются паспортизация и создание свода-каталога;
- интерпретация, в нашем случае воссоздание исторической справедливости, интерпретация и оценка исторических событий, например по истории сражений Великой Отечественной войны;
- составление обучающимися, с учетом их должностно-ролевой деятельности в экспедиции, разделов письменного туристско-краевед-ческого отчета по результатам исследовательской деятельности в экспедиции.
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к заключению, что ту-ристско-экспедиционные историко-краеведческие исследования - это совокупность различных видов деятельности (поисковой, информационной, технологической и творческой; исполнительской и организаторской, продуктивной и репродуктивной, должностно-ролевой (игровой) и учебно-исследовательской), направленной на развитие формирования культуры личности школьников, духовно-нравственных и гражданских основ, патриотизма с использованием полевой, камеральной и презентационных форм.
Таким образом, можно утверждать, что ресурсы туристско-экспе-диционных исследований позволяют педагогу, в том числе школьному учителю, значительно расширить возможности для индивидуальной поисковой с младшими школьниками и учебно-исследовательской, проектной со старшеклассниками в процессе организации внеучебной и внеурочной деятельности, а также в процессе занятий в объединениях дополнительного образования детей.
Примечания
1. Кузнецов А. А., Рыжаков М. В. Расскажем о стандарте второго поколения // Теория и практика дополнительного образования. 2009. № 6(284). С. 4-8.
2. Кацюба Д. В. Теория и практика исторического краеведения в школе и вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Д. В. Кацуба; Челяб. гос. ун-т. Челя-бинск,1993. 43 с.
3. Сидорова И. Б. О предмете исторического краеведения [Электронный ресурс]: (в порядке дискуссии) // Историческое краеведение: теоретико-методологические проблемы: материалы межвуз. науч. семинара. Москва, 27 декабря 2007 г. URL: http://www.roskraeved.ru/old/ conferencii/seminar.html (дата обращения: 27.02.2011)
4. Истомина Э. Г., Козлов В. Ф. Историческое краеведение: программа курса. М., 2001. С. 24.
5. Смирнова А. Г. Об учебном курсе «Региональная история России» в ИАИ РГГУ: предмет, цель и задачи [Электронный ресурс] / А. Г. Смирнова, Историческое краеведение: теоретико-методологические проблемы: материалы межвуз. науч. Семинара, М., 27 декабря 2007 г. URL: ЬИр://№№^го8кгаеуед.га/оШ/со^егепси/ seminar.html (дата обращения: 27.02.2011)
6. Историческое краеведение [Электронный ресурс] / ВЕЛИКАЯ СТРАНА: Словарь по истории России. http://russia.yaxy.ru/rus/base/ru-dt/base/239.html (дата обращения: 28.08.2012)
7. Голованов В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей. М.; Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2006. 340 с.
8. Смирнов Д. В. Педагогические компетентность и компетенции педагога дополнительного образования - руководителя туристско-краеведческого кружка // Казанский педагогический журнал, 2008. № 4 С. 27-37.
9. Тымко Н. В. Интеграция общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Тымко; Учрежд. Рос. акад. образования, Ин-т содержания и методов обучения. М., 2009. 193 с.
10. Смирнов Д. В., Тымко Н. В. Развивающая образовательная среда школьного краеведческого музея русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа»: разработка концепции развития // Духовно-нравственное развитие школьников средствами военно-патриотического воспитания личности: сб. материалов из опыта работы педагогов в режиме экспериментальной площадки / под науч. ред.: В. А. Горский, А.Г. Волков, Д. В. Смирнов; Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения», Кировский ИПК и ПРО. М.: УРАО ИСМО; Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2011. С. 31-40.
11. Смирнов Д. В. Система дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Д. В. Смирнов; Шуйский гос. пед. ун-т. Шуя, 2012. 49 с.
12. Озеров А. Г. Содержание исследовательской деятельности учащихся в туристско-краеведческих объединениях экологической направленности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Г. Озеров; Рос. междунар. акад. туризма. М., 2001.
13. Попович Ю. А. Экспедиционная деятельность учащихся как средство формирования гармонично развитой личности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. А. Попович; Моск. гос. заочн. пед. ин-т. М., 1992. 18 с.
14. Остапец А. А. Цикл-программа // Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 4-6 декабря 1998 г. М.: ЦДЮТур РФ, 1998. С. 11-12.