УДК 378.147
Носырева Светлана Георгиевна
Nosyreva Svetlana Georgievna
старший преподаватель кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Армавирской государственной педагогической академии [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Senior Lecturer of the English Philology and Methods of Teaching English Department, Armavir State Pedagogical Academy [email protected]
MODEL OF CRITICAL THINKING SKILLS FORMATION BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGE
Аннотация:
В статье представлена модель формирования навыка критического мышления как интегрирующего компонента методической компетенции магистра лингвистики, областью профессиональной деятельности которого является лингвистическое образование. Модель основана на континууме от социального заказа общества -формирования личности инновационного, критически мыслящего человека в инновационном обществе, до типологии заданий с использованием приемов технологии критического мышления.
Ключевые слова:
модель, методическая компетенция, критическое мышление, приемы критического мышления, типология заданий.
Summary:
The article represents the model of critical thinking skills formation as an integrating component of methodical competence of a master of linguistics, whose sphere of professional activity is linguistic education. The model is based on the continuum starting from the social demand to create an innovative, critically thinking person in the innovative society, up to the typology of tasks using the critical thinking techniques.
Keywords:
model, methodical competence, critical thinking, critical thinking techniques, typology of tasks.
Инновационные изменения в жизни российского общества, инновационный путь развития современного российского образования, в том числе высшего профессионального образования, напрямую отразились на требованиях к общекультурным и профессиональным компетенциям будущих специалистов, чья профессиональная деятельность будет неразрывно связана с обучением и воспитанием. Выпускники по направлению подготовки 035700 Лингвистика (квалификация (степень) «магистр») должны обладать рядом компетенций в различных областях деятельности: производственно-практической, научно-методической, научно-исследовательской, организационно-управленческой. Для магистра лингвистики, осуществляющего свою профессиональную деятельность в области лингвистического образования, методическая компетенция является ведущим компонентом его профессиональной компетентности, а критическое мышление и критическое методическое мышление выступает как интегрирующий компонент методической компетенции, поскольку оно формирует навыки, необходимые для реализации всех функций методической компетенции.
Что касается психолого-педагогических особенностей возрастного периода ранней и поздней юности - потенциальных обучающихся у магистров лингвистики, то анализ психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь) и мыслительных процессов (анализ и синтез, сравнение, группировка и классификация, установление простых аналогий, установка причинно-следственных связей) показывает, что у молодых людей в возрасте 15-18 и 18-25 имеются все необходимые условия для максимально эффективного интеллектуального развития и формирования критического мышления. Однако в учебно-методических пособиях по теории и методике преподавания иностранных языков, а также в учебно-методических комплексах по иностранным языкам отсутствует системность в представлении технологии формирования навыка критического мышления средствами иностранного языка. Поэтому для реализации задачи формирования навыка критического мышления как интегрирующего компонента методической компетенции магистра лингвистики необходимо, чтобы:
- во-первых, в базовых учебных пособиях по «Теории и методике преподавания иностранного языка» содержалась информация о критическом мышлении в социокультурном, тех-
нологическом и методическом контекстах, и технологических приемах формирования навыка критического мышления как компонента методической компетенции магистров лингвистики;
- во-вторых, учебно-методические комплексы по иностранным языкам, в том числе и для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением иностранного языка, основывались, наряду с другими общедидактическими и методическими принципами, на принципе формирования критического мышления, с учетом технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Предлагаемая модель формирования навыка критического мышления средствами иностранного языка основывается на следующих критериях:
- инновационность - наличие оригинальных авторских идей и гипотез;
- альтернативность: отличие отдельных компонентов образовательного процесса (целей, содержания, методов, приемов и др.) от традиционных;
- концептуальность образовательного процесса: осознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований;
- развивающий (творческий, проблемный, деятельностный) характер педагогической технологии, технологических приемов и методов обучения;
- системность и комплексность образовательного процесса;
- наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской модели [1].
Авторская модель развития критического мышления средствами иностранного языка обладает всеми выше перечисленными характеристиками.
Модель обладает инновационностью и альтернативностью. Проведенный анализ учебнометодических пособий по Теории и методике преподавания иностранного языка показал, что, несмотря на успешное использование технологических приемов критического мышления в преподавании разных предметов, структурный и содержательный процесс интеграции технологии критического мышлении (известной как трехфазовая надпредметная педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»), в процесс преподавания иностранного языка, должным образом не разработан.
Авторская модель основывается на оригинальном принципе корреляции трехфазовой модели технологии критического мышления (вызов - осмысление - рефлексия) с тремя основными этапами работы с текстом (дотекстовый - текстовый - послетекстовый).
В основе авторской модели прослеживается анализ философских, педагогических, методических и психологических исследований, который подтверждает актуальность исследования и наличие психолого-педагогических условий для формирования навыка критического мышления магистра лингвистики, необходимого для его дальнейшей профессиональной деятельности.
Интеграция авторской модели в процесс подготовки магистра лингвистики будет способствовать совершенствованию образовательного процесса и в дальнейшем эффективно повлияет на обучение и воспитание подрастающего поколения, формирование критического мышления средствами иностранного языка, так как авторская модель носит развивающий, проблемный, деятельностный характер. Помимо этого, авторская модель актуализирует методику обучения всем четырем видам речевой деятельности: репродуктивной (аудирование и чтение) и продуктивной (говорение и письмо), поэтому отличается системностью и комплексностью. Результаты экспериментальной работы по интеграции авторской модели в программу спецкурса «Формирование навыка критического мышления посредством интеграции приемов технологии критического мышления в процесс обучения английскому языку в профильных классах» определяют реальность и эффективность авторской модели. Предлагаемая авторская модель развития критического мышления состоит из следующих структурных компонентов:
- социального заказа;
- требований ФГОС ВПО;
- структуры и содержания методической компетенции (МК);
- критического мышления (КМ) как интегрирующего компонента методической компетенции (МК);
- структурно-содержательного компонента критического мышления;
- трехфазовой технологии критического мышления;
- совмещения структурно-содержательных компонентов КМ с трехфазовой моделью КМ;
- принципов развития критического мышления;
- типологии заданий.
Итак, представим авторскую модель развития критического мышления средствами иностранного языка в таблице 1.
Таблица 1 - Модель формирования навыка критического мышления средствами иностранного языка (часть 1)
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ:
инновационный, критически мыслящий человек в инновационном обществе
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВПО по направлению подготовки 035700 Лингвистика (квалификация (степень)
«магистр»):
Общекультурные
компетенции
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-7);
- стремление к постоянному саморазвитию; умение критически оценить свои достоинства и недостатки (ОК-8)
Профессиональные компетенции в производственно-практической деятельности
- владение теорией воспитания и обучения, современными подходами в обучении иностранным языкам, обеспечивающими развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций обучающихся (ПК-10)
- умение работать с основными информационнопоисковыми и экспертными системами, системами представления знаний (ПК-21).
Профессиональные компетенции в научно-
методической деятельности
- способность применять новые педагогические технологии воспитания и обучения, в том числе, и с целью формирования коммуникативной и межкультурной компетенции обучающихся (ПК-25);
- владение современными технологиями организации учебного процесса и оценки достижений обучающихся на различных этапах обучения (ПК-29);
- умение эффективно строить учебный процесс на всех уровнях и этапах лингвистического образования (ПК-30)
Профессиональные компетенции в научноисследовательской деятельности
- способность к освоению инновационных областей и новых методов исследования (ПК-44)
- способности использовать в познавательной и исследовательской деятельности знания теоретических основ и практических методик решения профессиональных задач (ПК-45);
- умение самостоятель-
но разрабатывать актуальную проблему, имеющую теоретическую и практическую значимость (ПК-46) [21______________
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (МК)
Критическое мышление как интегрирующий компонент методической ______компетенции формирует:
- методологические и методические знания;
- профессионально-методические умения и навыки;
- психолого-педагогические знания и умения;
- педагогическая рефлексия;
- иноязычная коммуникативная компетентность;
- методическое мышление.
- способность к целеполаганию
- критический анализ и оценку информации
- способность к рефлексии
- продуктивные умения решения задач
- способность к успешному взаимодействию с другими людьми
- умение самостоятельно выявить проблему, ее причины и следствия
- критическую автономию
- целеполагающая функция
- коммуникативно-обучающая функция
- развивающая функция
- конструктивно-планирующая функция
- гностическая функция
- воспитывающая функция
- организационная функция
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (КМ)
в контекстах:
Социокультурный
контекст
(воспитание граждан открытого общества)
Технологический контекст
(трехфазовая модель технологии)
Методический контекст
(сочетание методических приемов учеб. деятельности)
Целеполагающий
компонент
постановка цели, выбор стратегий для достижения цели и принятия верных решений
Идентификационный
компонент
(констатирующий) сбор имеющейся информации о существующих аргументах
Оценочный
компонент
оценка других
точек зрения,
принятие решения о собственном мнении
Конструирующий
компонент
построение собственного мнения с учетом различных точек зрения
Рефлективный
компонент
критический анализ и оценка, в том числе собственной деятельности
совмбЩЕние структурно
ВЫЗОВ Функции: информационная мотивационная коммуникационная
ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА) Функции: информационная систематизационная
ЫХКОМПОНЕНТОВ КМ КМ----—---------
РЕФЛЕКСИЯ Функции:
коммуникационная;
информационная
мотивационная
оценочная
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) имеет четкую трехфазовую структуру (вызов-осмысление или реализация смысла-рефлексия), отражающую стадии работы над текстовым материалом. Так как алгоритм работы над текстом включает в себя три этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый, и цели данных этапов работы над текстом и функции технологии РКМЧП очень близки, то одним из принципов обучения чтению и письму может быть принцип корреляции трехфазовой модели развития критического мышления и этапов работы над текстом. Для иллюстрации данного положения приведем пример целей первого этапа работы над текстом (по Е.Н. Солововой) и функций первой фазы технологии развития критического мышления из книги «Критическое мышление: технология развития» И.О. Загашева и С.И. Заир-Бека.
Целями дотекстового этапа (этапа антиципации) являются:
- определить / сформулировать речевую задачу для первого прочтения;
- создать необходимый уровень мотивации у учащихся;
- по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей [3, с. 161].
Функциями первой фазы (стадии вызова) технологии РКМЧП являются:
- мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);
- информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме);
- коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) [4, с. 67].
В таблице 2 перечислим следующие компоненты модели: основные принципы развития критического мышления, в том числе принцип корреляции трехфазовой модели РКМЧП с этапами работы над текстом, а также примеры типов заданий, цели выполнения этих заданий, технологические приемы РКМЧП, с помощью которых можно эффективно выполнить то или иное задание, в данном случае на дотекстовом этапе работы по чтению на иностранном языке на стадии (фазе) вызова.
Таблица 2 - Модель формирования навыка критического мышления средствами иностранного языка (часть 2)
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Принцип учета возрастных психологопедагогических особенностей учащихся Принцип учета дидактической направленности содержания обучения ИЯ Принцип корреляции трехфазовой модели РКМЧП этапам работы над текстом Принцип ме-тодологиче-ского соответствия предъявляемых заданий развитию мыслительных процессов Принцип коммуникативно-когнитивной направленности обучения Принцип учета интегративно-сти обучения всем видам речевой деятельности
ТИПОЛОГИЯ ЗАД АНИЙ ПО РАБОТЕ С ИНОЯЗЫЧНЫМ ТЕКСТОМ
С УЧЕТОМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП
Тип задания Цель задания Прием технологии РКМЧП Комментарии
Определение тематики текста, формулирование предположений и ассоциаций; монологические высказывания; Диалог-расспрос Развитие мыслительных процессов (анализ и синтез, группировка, систематизация информации) Развитие памяти Целеполагание Совершенствование навыков устной речи Мозговой штурм Кластер Ментальная карта Таблица ЗХУ (знаю -хочу узнать - узнал) Бортовой журнал (предположение-новая информация) Дерево предположений Приемы «кластер» и «ментальная карта» могут применяться на стадии вызова (дотекстовом этапе), для систематизации информации или для записи ассоциаций, высказанных в ходе мозгового штурма до знакомства с текстом, в виде заголовков смысловых блоков. Например, перед чтением текста о Шотландии учащиеся высказывают предположения о его содержании
Результаты экспериментальной работы по использованию данной модели формирования критического мышления средствами иностранного языка на основе теоретического исследования проблемы свидетельствуют о том, что, осуществляя систематическую работу по интеграции технологии РКМЧП в процесс обучения иностранному языку как части реализации профессиональной деятельности в области лингвистического образования, магистры лингвистики имеют возможность сформировать критическое мышление, методическое критическое мышление и в целом - методическую компетенцию. Формируя собственную способность к критическому мышлению и передавая свои знания учащимся, выпускник по направлению подготовки 035700 Лингвистика (квалификация (степень) «магистр») успешно реализует себя в инноваци-
онном обществе в различных областях деятельности: производственно-практической, научнометодической, научно-исследовательской, организационно-управленческой.
Ссылки:
1. Инновации и авторские модели в образовании. Оренбургский государственный педагогический университет. URL: http:IIwww.ospu.ruI?id11a=42 (дата обращения: Q1.Q7.2Q12).
2. Приказ Минобрнауки РФ от 2Q.Q5.2Q1Q № 54Q «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Q357QQ Лингвистика (квалификация (степень) «магистр»). URL: http:IIwww.edu.ruIdb-monImoIDataI d_10Iprm540-1.pdf (дата обращения: Q2.Q7.2Q11).
3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М., 2QQ6.
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2QQ3.
References (transliterated):
1. Innovatsii i avtorskie modeli v obrazovanii. Orenburgskiy gosudarstvenniy pedagogicheskiy universitet. URL: http:IIwww.ospu.ruI?id11a=42 (date of access: 01.07.2012).
2. Prikaz Minobrnauki RF ot 2Q.Q5.2Q1Q № 54Q «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 035700 Lingvistika (kvalif-ikatsiya (stepen') «magistr»). URL: http://www.edu.ru/db-monImoIDataId_10Iprm540-1.pdf (date of access: 02.07.2011).
3. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazoviy kurs lektsiy: posobie dlya studentov ped. vuzov i uchiteley. M., 2006.
4. Zagashev I.O., Zair-Bek S.I. Kriticheskoe myshlenie: tekhnologiya razvitiya. SPb., 200З.