Научная статья на тему 'Формирование навыков критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку на основе проблемных ситуаций'

Формирование навыков критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку на основе проблемных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
818
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОД ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ / ТАКСОНОМИЯ ЦЕЛЕЙ БЛУМА / АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / CRITICAL THINKING / METHOD OF PROBLEM BASED SITUATIONS / BLOOM'S TAXONOMY OF OBJECTIVES / AUTHENTIC MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко М. В., Филимонова Т. М.

Статья посвящена проблеме формирования навыков критического мышления студентов высшей школы с использованием материалов ведущих web изданий американских и британских газет как основы для разработки проблемных заданий. В работе представлена модель формирования навыков критического мышления, приводятся примеры приемов и методов работы с аутентичными газетными материалами при обучении студентов иностранному языку, направленные на формирование критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименко М. В., Филимонова Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF STUDENTS’ CRITICAL THINKING SKILLS FORMATION THROUGH STUDYING FOREIGN LANGUAGE BASED ON PROBLEM SITUATIONS

The article deals with the problem of critical skills formation for students of higher educational establishments with the use of materials of American and British newspapers web editions. These authentic materials are used as a basis for preparing and implementing problem oriented tasks. The model of critical thinking skills formation is presented, examples of methods of using authentic materials while teaching a foreign language are given.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков критического мышления студентов на занятиях по иностранному языку на основе проблемных ситуаций»

УДК 372.881.111.1

Клименко М.В., кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

Филимонова Т.М., магистрант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья посвящена проблеме формирования навыков критического мышления студентов высшей школы с использованием материалов ведущих web изданий американских и британских газет как основы для разработки проблемных заданий. В работе представлена модель формирования навыков критического мышления, приводятся примеры приемов и методов работы с аутентичными газетными материалами при обучении студентов иностранному язык', направленные на формирование критического мышления.

Ключевые слова: критическое мышление, метод проблемных ситуаций, таксономия целей Блума, аутентичные материалы.

Среди учебных дисциплин, изучаемых в вузе, именно иностранный язык является предметом, в наибольшей степени способствующим формированию

критического мышления студентов в образовательном процессе. Именно иностранный язык в высшей школе как учебная дисциплина обладает мощным образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом. Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Щерба Л.В. отмечали особое влияние иностранного языка на процесс становления личности и, как следствие, на формирование критического мышления. Попова Е.А. отмечает, что иностранный язык как учебный предмет обладает большими возможностями для формирования навыка критического мышления у студентов на занятии, что обусловлено межпредметностью и многофункциональностью данной дисциплины. Межпредметность, как отличительная особенность предмета «Иностранный язык», позволяет

использовать на учебном занятии материалы различного содержания из разных областей знания и специальностей [5].

Процесс обучения на занятии по иностранному языку должен быть построен таким образом, чтобы обучающиеся постоянно испытывали потребность в выражении своего мнения, своих взглядов. Это, в свою очередь, приводит к активизации мыслительных процессов. При этом источником мотивации, мысли выступает противоречие или проблемная

ситуация. Следовательно, учебный материал должен носить проблемный характер. Все это, в процессе обучения, позволяет концентрировать внимание не на простом механическом усвоении знаний, а на самостоятельном исследовании проблемы, самостоятельном приобретении знаний в результате поиска решений. Полученная информация служит источником создания новых знаний. Целью проблемного обучения является формирование особого стиля умственной деятельности, который выражается в способности обучающегося находить ответы на поставленные вопросы, умении пользоваться дополнительной информацией и формировать собственное мнение, обосновывать его аргументами и найденными фактами. Все это и есть умения критического мышления, без владения которыми не представляется возможным решить ни одну проблему.

Основным видом деятельности на занятии должно стать общение в форме диалога, полилога или коллективной работы. Так как решение проблемы всегда связано с общением, обменом мнениями, выявлением противоречий, нахождением общего решения. При этом преподаватель является не сторонним наблюдателем, а активным участником дискуссии, который не только организует процесс обучения, но и выступает в качестве партнера для общения.

Ковалевский Е.В. и Виноградова О.С. указывают, что метод дискуссий должен предшествовать другим проблемным

методам, т.к. только сформировав умения аргументации, рассуждения, анализа, целесообразно перейти к использованию метода ролевых игр или проектной деятельности [3.]

Для организации дискуссионного процесса большое значение имеет чтение текстов, предполагающее применение всех видов чтения, поиск дополнительной информации и ее дальнейшее обсуждение. Так как обучающиеся постоянно находятся в процессе общения, устно и письменно излагают свою позицию, следовательно, для выражения мыслей и идей необходимо владеть лексикой. Поэтому процессу формирования лексических навыков необходимо уделять достаточно времени и внимания.

Из всего выше сказанного, можно заключить, что обучение критическому мышлению студентов в процессе изучения иностранного языка не противоречит основной задаче обучения иностранному языку - обучению всем видам речевой деятельности, т.к. предметом речи является мысль.

Большое влияние на эффективность обучения в контексте критического мышления оказывают запас знаний, которые студенты изначально имеют, т.к. процесс формирования данных навыков строиться на их осмыслении и оценке. В процессе обучения студентов необходимо знакомить с основными структурными элементами критического мышления: фактом, утверждением, мнением, аргументом, доказательством. Они должны уметь различать эти понятия и оперировать ими.

Владение навыками дедукции и индукции так же является неотъемлемым элементом обучения. Они неразрывно связаны с логикой, которая является обязательной частью формирования и применения критического мышления. Преподаватель должен использовать дедуктивные и индуктивные методы в единстве.

Разрабатывая методику формирования критического студентов неязыковых специальностей мы исходили из принципа системности. При разработке такой системы мы принимали во внимание обучение навыкам критического мышления

происходит в соответствии с таксономией образовательных целей Б. Блума, разработанной в 1956 году, которая в 1999 году была усовершенствована Лорином Андерсоном и его коллегами [9]. Таксономия Б. Блума описывает цели познавательной деятельности, она используется для планирования и оценки результатов обучения.

Таким образом, основой предлагаемой методики является таксономия Б. Блума; основными методами - метод развития критического мышления через чтение и письмо, метод проблемных ситуаций и проектная деятельность.

Контент-анализ содержания

дисциплины показал, что возможностями в формировании критического мышления студентов обладают такие темы, как ««Education», «Unemployment», «People and Lifestyles», «Environment and Globalization».

В качестве опоры для разработки заданий использовались тексты газетных статей проблемного характера. Источниками выступили онлайн ресурсы британских национальных газет "The Times", "The Guardian", "The Independent" и "The Daily Telegraph".

Разрабатывая модель, мы руководствовались требованиями, сформулированными B.C. Ильиным:

-модель должна отобразить степень целостности процесса или явления;

- модель должна дать описание условий его протекания;

- модель должна строиться структурно целесообразно [2]

В процессе создания модели мы опирались на идеи американского философа и педагога Джона Дьюи о том, что критическое мышление возникает в процессе работы над конкретной проблемой. Целенаправленное сосредоточивание

внимания обучающихся на проблемах стимулирует любознательность, заложенную природой и побуждает к критическому мышлению. «Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает... Только сражаясь с конкретной проблемой,

отыскивая собственный выход из сложной ситуации, [обучающийся] действительно думает» [1]

Представленная модель разработана на основе принципа взаимосвязи базовой

модели технологии критического мышления (вызов-осмысление-рефлексия) и тремя этапами работы над текстом (предтекстовый - текстовый - послетекстовый).

Рис.1. Модель формирования критического мышления студентов на основе метода проблемных ситуаций в процессе обучения иностранному языку (с опорой на материалы web-

изданий ведущих британских газет)

Модель формирования критического мышления студентов включает следующие компоненты: цели, методы, технологии, средства обучения, методические средства и ожидаемые результаты.

1. Цель модели - сформировать навыки критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку.

Данная формулировка продиктована требованиями государственного заказа на получение совершенно новой модели выпускника, как личности, являющейся активным участником образовательного процесса, способной самостоятельно добывать знания, выбирать необходимую информацию из огромного потока,

обладающую высоким уровнем

коммуникативной культуры, способную вести дискуссию и совместно принимать решения.

В качестве метода определен метод проблемных ситуаций. Сущность его заключается в систематическом вовлечении студентов в процесс поиска обоснованного решения незнакомых для них проблем. Он позволяет студенту усвоить способы решения научных и жизненных проблем. Основной формой работы является ведение дискуссии. Дискуссия предполагает обучение работе с информацией и дискуссионной культуре, большое значение имеет чтение текстов, что требует применения всех видов чтения, поиска дополнительной информации и ее последующего обсуждения. Применение метода дискуссии способствует реализации принципа коммуникативности и

текстоцентричности.

2. Реализация предложенной модели предполагает взаимосвязанное применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) и трехэтапного алгоритма работы над текстом. РКМЧП имеет четкую трехфазовую структуру (вызов-осмысление или реализация смысла-рефлексия), отражающую стадии работы над текстовым материалом. Так как алгоритм работы над текстом включает в себя три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый, и цели данных этапов работы над текстом и функции технологии РКМЧП очень близки, то одним из принципов обучения чтению и письму может быть принцип корреляции трехфазовой модели развития критического мышления и этапов работы над текстом.

3. Под средствами обучения в методической литературе принято понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. В рамках исследования в качестве основных средств обучения были рассмотрены аутентичные тексты. В переводе с английского «аутентичный» означает «естественный». Аутентичными принято считать те материалы, которые используются в реальной жизни тех стран,

где говорят на данном иностранном языке. К ним относят тексты, извлеченные из газет и журналов, различного рода объявления (объявления, афиши, реклама, вывески, расписания, меню и т. д.), письма, корреспонденцию, программы новостей радио и телевидения, авиа- и железнодорожные билеты, художественные тексты.

Процесс обучения иностранному языку должен опираться на аутентичный текст как единицу коммуникации, в котором представлены признаки другой

(иноязычной) языковой общности. Аутентичные текстовые материалы знакомят студентов с культурой, процессами, происходящими в обществе, особенностями менталитета и жизни социума, интерпретируя их, обучающиеся лучше осознают свою родную культуру.

Выбор газетной статьи в качестве средства обучения не случаен. Работа над газетной статьей на занятии по изучению иностранного языка дает ряд преимуществ:

- занятия становятся более актуальными и увлекательными;

- предполагается большая доля участия студентов в процессе обсуждения, что приводит к установлению на занятии серьезной, сплоченной атмосферы;

- статьи разнообразны, являются прекрасным источником дискуссий и дебатов, тем самым позволяют развить не только критическое мышление, но и совершенствовать навыки всех видов речевой деятельности: говорения, аудирования, письма, чтения;

- разнообразие, градация уровней сложности, рассмотрение социально-культурных, политико-экономических и других тем, контекстуальное чтение, оформление текста литературным английским языком, возможность посмотреть на текст аналитически, взаимодействие с другими студентами путем выдвижения гипотез, возможность индивидуальной интерпретации фактов [8].

Самым главным условием успеха в этой работе является повышение уровня мотивации студентов к чтению прессы. Выбор газеты зависит не только от интересов студентов, уровня их подготовленности, учебных целей, которые

поставлены перед ними. Студенты, только начинающие работать с английской газетой, должны обязательно хорошо

ориентироваться в ее структуре, знать названия разделов газет. Знание особенностей той или иной газеты позволяет проводить критический сравнительный анализ структуры российских и зарубежных газет. При обсуждении организации статей вводится релевантная лексика, которая обсуждается в группе или фронтально: статья с указанием имени автора, выражение благодарности, структура перевернутой пирамиды, первые абзацы статьи [8].

Схематично требования,

предъявляемые к газетным статьям и стратегии студентов по работе с ними изложены в таблице 1:

Таблица 1 Алгоритм работы со статьей

Функция преподавателя в

последующей работе над газетой заключается в том, чтобы студенты точно знали, как подходить к анализу прочитанного материала с позиции критического читателя.

Анализируя статью критически и всесторонне, студенту необходимо логически построить ход своих мыслей, опираясь на следующие опорные пункты: цель статьи, целевая аудитория, предмет обсуждения, повод, основное положение, факты, стиль, представление аргументов, выводы, значение, воздействие на читателя, достоинства.

Обучение чтению на основе газетного материала имеет следующие цели:

1) научить читать статьи в оригинале (т.е. аутентичные), осуществляя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое);

2) научить обсуждать общественно-политические темы и проблемы;

3) научить высказывать свое отношение к прочитанному;

4) совершенствовать слухопроизносительные, лексические, грамматические навыки;

5) реализовать межпредметные связи, повышать уровень общей культуры и образованности студентов, расширять их кругозор [6].

4. Под методическими средствами мы понимаем систему упражнений проблемного характера, разработанные на основе материалов британских газет.Д. Дьюи считал, что путем упражнений можно научить человека мыслить и видел в этом главную задачу системы образования [1]. Ушинский К.Д. отмечал, что систематичность упражнений есть первая и главнейшая основа их успеха, а недостаток этой систематичности - главная причина, почему многочисленные упражнения дают плохие результаты [7].

5. Результатом реализации предложенной модели с использованием разнообразных приемов, способов и стратегий формирования критического мышления являются сформированные навыки критического мышления студентов. Основными критериями определения сформированности такого мышления является продвижение студентов от информационно- ознакомительного к рефлексивно-диагностическому уровню владения иностранным языком.

Предлагаемая модель формирования критического мышления может служить общим руководством для преподавателя, который перед каждым занятием выбирает адекватные поставленным целям и задачам методы, конкретные приемы обучения, формы организации деятельности и оценки обучения на занятии. То есть, интеграция данной модели в процесс подготовки студентов будет способствовать

совершенствованию образовательного

Статья... - взята из рекомендуемого источника; - имеет достаточный объем; -обеспечивает возможности для анализа.

Краткое изложение статьи предполагает, что... студент. - определяет цель статьи; - суммирует ее ключевые пункты.

Изложение содержания подразумевает, что... студент, используя языковые средства и навыки критического мышления, 1) демонстрирует понимание содержания статьи; 2) пытается трактовать авторскую позицию относительно рассматриваемого вопроса; 3) выражает согласие/несогласие, одобрение/неодобрение и пр. 4) делает выводы.

процесса и в дальнейшем эффективно повлияет на обучение и воспитание подрастающего поколения, формирование критического мышления средствами иностранного языка, так как модель носит развивающий, проблемный, деятельностный характер. Помимо этого, авторская модель актуализирует методику обучения всем четырем видам речевой деятельности: репродуктивной (аудирование и чтение) и продуктивной (говорение и письмо), поэтому отличается системностью и комплексностью.

Рассмотрим применение

разработанной нами модели формирования критического мышления на практических занятиях по дисциплине Иностранный язык (английский язык) у студентов второго курса, обучающихся по направлению подготовки «История и международные отношения» в БГУ им. И.Г. Петровского.

Так, в рамках изучения темы «Образование» студентам были предложены следующие задания, разработанные с опорой на web издания ведущих Британских и американских газет: работа начинается с введения лексики перед прочтением текста «Why are Brits so obsessed with getting a university degree?» (источник «The Guardian»). При отборе лексики уделено внимание социолингвистическому аспекту, т.е. отобраны термины, идиомы, словосочетания, употребленные в контексте, пояснены некоторые реалии, например:

to be in danger of running dry - быть под угрозой исчезновения

an apprenticeship - ученичество charging them the thick end of - взимать большую часть

the university cap - количество студентов

the effect of ensuring - способствовать чему-либо, привести к чему - либо

Перед чтением текста необходимо было настроить студентов на то, что в процессе чтения они должны следить за ходом мысли автора, понять какую мысль он хочет донести до читателя. Для этих целей у студентов была памятка о правилах работы с текстом.

На этапе чтения текста рекомендуется использовать технику «Инсерт». Студенты по ходу чтения отмечают информацию как

известную или новую для них.

Далее можно переходить к обсуждению текста и формированию интеллектуальных умений: умений выделять главную мысль, находить конкретную информацию, переструктурировать

информацию. Обсуждение проходит в форме вопросов преимущественно в небольших группах. Например, What is the main idea of the text? Can you explain why only half of graduates find professional jobs six months after graduating? What statements support this meaning?

На последующем занятия студентам можно предложить сравнить позиции двух разных издательств «The Times» и «The Daily Telegraph» по одному проблемному вопросу - о финансовых проблемах студентов, о повышении стоимости высшего образования в Великобритании.

В качестве домашнего задания студенты получили статью «Does a degree today represent any value for money? (источник «The Daily Telegraph») и список слов к ней. Статья содержит противоречивую информацию, ее содержание близко студентам, т.к. в ней рассматривается насущная проблема Британского образования в сфере подготовки студентов гуманитарного профиля, в частности студентов-историков. Проблема состоит в постепенном уменьшение количества учебных часов, времени контакта с преподавателем, в результате у студентов появляется много времени, что сказывается на их успеваемости и образе жизни.

Для студентов-историков большое значение имеет осведомленность о текущих событиях, происходящих в мире. С этой точки зрения большой интерес представляет рассмотрение насущного вопроса о Брексите и референдуме в Великобритании, возможности разобраться в его причинах и последствиях. Поэтому студентам предлагаются две статьи «Brexit result: What does it mean for the UK's higher education sector and students?» и « EU Referendum: Britain's students share mixed reaction to historic result » (источник «The Independent»). Обсуждение данных статей рекомендуется проводить в форме «круглого стола». Занятие необходимо начать с приема «Кластер», где центральным словосочетанием будет «Brexit result». К нему, в процессе размышления,

студенты должны подобрать смысловые ассоциации по исследуемой проблеме в виде слов, словосочетаний или целых предложений. Затем в процессе чтения студенты будут добавлять новые характеристики данного явления. Основу «круглого стола» должна составить дискуссия, т.е. всестороннее обсуждение проблемы в группе. Организация занятия в форме дискуссии помогает решить как познавательную, так и коммуникативную задачи в учебном процессе.

В качестве основного измерительного инструмента уровня сформированности критического мышления экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) в начале и в конце эксперимента применялся

адаптированный тест американского психолога С. Плауса [6]. Тест состоит из 10 задач и нескольких вариантов ответов на них. Каждому ответу соответствует определенное количество баллов, так за правильный ответ дается 1 балл, за наиболее обоснованный ответ - 2 балла. Тест для студентов определяет следующие группы умений:

- умение обозначать и выделять проблему (УОВП);

- уровень индуктивного мышления (УИМ);

- умение аргументировать свою

позицию (УАП);

- уровень дедуктивного мышления (УДМ).

Уровни сформированности

критического мышления студентов на начало эксперимента приведены в таблице 2:

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень сформированности критического мышления студентов в начале эксперимента

Уровни Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)

количество % количество %

Высокий 0 - 0 -

Средний 9 64,29 8 57,14

Низкий 5 35,71 6 42,86

Таким образом, на начало эксперимента уровни сформированности критического мышления в испытуемых группах представлены низким и средним уровнями. При этом, доля студентов со средним уровнем критического мышления составила 64,29% (ЭГ) и 57,14% (КГ), с низким уровнем - 35,71% (ЭГ) и 42,86% (КГ). Студенты с высоким уровнем критического мышления отсутствуют в обеих группах. Результаты диагностики схематично представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Диагностика уровней сформированности критического мышления студентов на

начало эксперимента

Следовательно, можно сказать, что критическое мышление студентов сформировано недостаточно хорошо и требует развития.

С целью проверки гипотезы об эффективности применения метода проблемных ситуаций для формирования

навыков критического мышления в экспериментальной группе была проведена серия занятий по английскому языку. Методологической базой построения занятий послужили разработанные нами модель формирования критического мышления студентов неязыковых

специальностей и проблемные задания на основе материалов британских газет. В контрольной группе занятия проводились по традиционной методике, согласно рабочей программе по дисциплине «Иностранный язык» (английский).

На завершающем этапе эксперимента при проведении итогового тестирования были получены следующие данные:

Таблица 3

Уровни сформированности критического мышления студентов на конец эксперимента

Из данных таблицы 2 видно, что на конец эксперимента уровень

сформированности критического мышления студентов в экспериментальной группе представлен высоким, средним и низким уровнями. Так, в экспериментальной группе умения критического мышления 2 студентов были оценены как высокие, 10 - как средние, 2 как низкие. В контрольной группе данные умения представлены лишь только двумя уровнями - средним (9 студентов) и низким (5 студентов), студенты с высоким уровнем критического мышления отсутствуют.

Динамика уровня сформированности критического мышления студентов в ходе о эксперимента представлена в таблице 4:

Таблица 4 Динамика изменения уровня сформированности критического мышления студентов в ходе эксперимента

Таким образом, за период педагогического эксперимента в

экспериментальной группе произошли следующие положительные изменения: уменьшилось количество студентов с

низким уровнем критического мышления (с 5 до 2), увеличилось количество студентов (с 9 до 10) со средним уровнем критического мышления, выделилась ранее не существовавшая категория студентов -студентов с высоким уровнем критического мышления в количестве 2 человек. В контрольной группе уровни критического мышления студентов по-прежнему представлены только двумя категориями: средним и низким. Произошло лишь количественное смешение в составе уровней: количество студентов со средним уровнем критического мышления увеличилось на 1 человека.

Результаты опытно-

экспериментальной работы дают нам основания утверждать, что разработанная нами модель процесса формирования критического мышления студентов и комплекс упражнений проблемного характера способствовали эффективному формированию навыков и умений критического мышления студентов, повлияла на общее повышение уровня иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Групп а Этап эксперимен та Уровни

низкий средний высокий

кол -во % кол -во % кол -во %

ЭГ начало 5 35,7 1 9 64,2 9 0 -

конец 2 14,2 9 10 71,4 3 2 14,2 8

КГ начало 6 42,8 6 8 57,1 4 0 -

конец 5 35,7 1 9 64,2 9 0 -

Уровни Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)

количество % количество %

Высокий 2 14,28 0 -

Средний 10 71,43 9 64,29

Низкий 2 14,29 5 35,71

Список литературы

1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим). М: Лабиринт, 1999. 192 с.

2. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. М.: Педагогика, 1984. 144 с.

3. Ковалевская E.B. Генезис и современное состояние проблемного обучения: Общепедагогический анализ применительно к методике преподавания иностранных языков. Дис. ... докт. пед. наук. М., 2000. 417 с.

4. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Перевод с англ. — М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1998. — 368 с

5. Попова Е. А. Формирование критического мышления студентов в курсе дисциплины «иностранный язык» как фактор профессиональной компетентности // Иностранные языки в сфере профессиональной деятельности. Социально-политический дискурс (лингводидактические аспекты обучения иностранным языкам). - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 167-180. - (Вест. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 668. Серия Педагогические науки)., с. 170

6. Угренинова Е.Ф. Обучение иностранному языку и культуре на основе аутентичных текстовых материалов СурГПУ, г. Сургут по материалам научно-практической конференции «VI Знаменские чтения», 4 марта 2007 года

7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах / К.Д. Ушинский [Электронный ресурс] Академия педагогических наук.-1948-1952.- 6996 с. Режим доступа: http://book.tr200.net/v.php?id=4604008 (дата обращения: 17.10.17))

8. Храброва В.Е. Развитие критического мышления при обучении английскому языку через чтение газет. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014;1(4):99-103.

9. Bloom, B.S., (Ed.). 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman

THE PROCESS OF STUDENTS' CRITICAL THINKING SKILLS FORMATION THROUGH STUDYING FOREIGN LANGUAGE BASED ON PROBLEM SITUATIONS

The article deals with the problem of critical skills formation for students of higher educational establishments with

the use of materials of American and British newspapers web editions. These authentic materials are used as a basis

for preparing and implementing problem oriented tasks. The model of critical thinking skills formation is presented,

examples of methods of using authentic materials while teaching a foreign language are given.

Keywords: critical thinking, method of problem based situations, Bloom's taxonomy of objectives, authentic

materials.

References

1. Dui Jh. Psyhologya i pedagogika mishlenya (Kak mi mislim) [Psycholohy and Pedagogics of thinking. How we think]. - M.: Labirint [labyrinth], 1999. - 192s.

2. Ilyin V.S. Formirovanye lichnosti shkolnika (tselostnij protsess) [Pupil's Personality Formation as a whole process]. - M.: Pedagogika, 1984. - 144s.

3. Kovalevskya E.S. Geneziz i sovremennoe sostoyanie problemnogo obuchenya: obzhpedagogicheskij analiz promenitelno k metodike prepodavanya inostrannih yazikov [Development and Modern State of Problem Teaching - Pegagogic Analysis of Foreign langusge teaching]. Dis... Dokt. Ped. Nauk. - M., 2000. - 147s.

4. Plaus S. Psihologya otsenki I prinyatya reshenij [Psychology of Judging and Making Decisions]. - M.: Informatsionno-izdatelskij Dom [Publishing House] Filin, 1998. - 368s.

5. Popova E.A. Formirovanie kriticheskogo mishlenya studentov v kurse distsiplini "Inostrannij yazik" kak factor professionalnoj kompetentnosti [Critical Thinking Formation as a Factor of Professional Competence]. - M.: FGBOU MGLU, 2013. - s. 167-180. - (Vestnik

MGLU [Herald of Moscow State Linguistic University], Vip. 668. Serya Pedagogicheskie nauki, s. 170

6. Ugreninova E.F. Obuchenie inostrannomu yaziku I culture na osnove autentichnih tekstovih materialov [Teaching of Foreign Language on the Basis of Authentic Texts], SURGPU, g. Surgut po materialam nauchno-prakticheskoj konferentsii "IV Znamenskie chtenya", 4 marta, 2007 goda.

7. Ushinskij K.D. Sobranie Sochinenij v 11 tomah [Works collection in 11 Volumes]. -Retrieved 17.10.17, from http://book.tr200.net/v.php?id=4604008

8. Hrabrova V.E. Razvitie kriticheskogo mishlenya pri obuchenii anglijskomu yaziku cherez chtenye gazet [teaching English through Newspaper Reading]. Vestnik Kenerovskogo Gosudarstvennogo Universiteta [Herald of Kemerovsky State University]. 2014;1(4):99-103

9. Bloom, B.S., (Ed.). 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman

Об авторах

Клименко Марина Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected] Филимонова Татьяна Михайловна - магистрант кафедры английского языка и методики его преподавания, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]

Klimenko Marina Viktorovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of the English Language and Methods of Teaching, I. Petrovsky Bryansk State University, E-mail: [email protected]

Filimonova Tatyana Mihajlovna - Master's Degree student of the Department of the English Language and Methods of Teaching, I. Petrovsky Bryansk State University, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.