УДК 796.011.3
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ
Ю.В. Сак
Раскрыто содержание структурных блоков модели процесса подготовки будущих учителей начальных классов к проведению уроков лыжной подготовки. В данном аспекте определены педагогические условия и методологические подходы, выявлены компоненты готовности, разработана методика формирования специальных знаний и навыков передвижения на лыжах
Ключевые слова: физическая культура, будущие учителя начальных классов, лыжная подготовка.
В образовательном стандарте по специальности 1-01 02 01 «Начальное образование» указывается, что целью подготовки специалиста является формирование и развитие социально-профессиональной, практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности [1].
Эффективность преподавания физической культуры (ФК) в начальных классах во многом зависит от качества подготовки педагогов, их уровня владения знаниями по методике преподавания и двигательными навыками видов физических упражнений, входящих в содержание учебной программы «Физическая культура и здоровье». Поэтому образовательный процесс профессиональной подготовки студента к самостоятельной педагогической деятельности должен состоять из формирования методики преподавания основ видов спорта, включенных в содержание школьной программы, в т. ч. и лыжной подготовки (ЛП).
Нами установлено, что подготовка педагогических кадров в вузах не ориентирована должным образом на формирование у будущих учителей начальных классов знаний, двигательных умений и навыков по вопросам организации и проведения с учащимися уроков по предмету «Физическая культура и здоровье» и, в частности, ЛП. Организация образовательного процесса по ФК с будущими педагогами осложняется тем, что образовательные задачи по ЛП решаются в условиях дефицита времени, выделяемого на освоение учебного материала, недостатке научно обоснованных методик обучения. Данная категория занимающихся требует нетрадиционных подходов к подбору средств физического воспитания для решения образовательных задач по ЛП с учетом низкого уровня физического состояния их организма.
Поэтому, прежде чем приступить собственно к процессу подготовки (на практических занятиях по ФК) будущих учителей к проведению уроков ЛП, необходимо его смоделировать. Моделирование как теоретический метод исследования предполагает конструирование новой реальности (модели), обеспечивающей возможность представить, выяснить соотношение различных сторон объекта, прогнозировать его дальнейшее развитие. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала [2].
Цель исследования - разработка модели процесса подготовки будущих учителей начальных классов к проведению уроков ЛП с учащимися младших классов.
В педагогической литературе нами не обнаружено модели подготовки будущих учителей начальных классов к проведению уроков по предмету «Физическая культура и здоровье», в том числе и по ЛП. Мы впервые предприняли попытку создать такую модель, рассматривая ее как образец, на основании которого можно эффективно организовывать данный процесс в вузе со студентами специальности 1-01 02 01 «Начальное образование».
Основная часть. Разработанная организационно-педагогическая модель подготовки будущих педагогов к проведению уроков ЛП является сложным структурным образованием, позволившим представить в схематической форме реальный педагогический процесс путем объединения в единое целое его компоненты (цель, задачи, методологические подходы, виды профессионально-педагогической готовности) и наглядно отразить сущностные характеристики педагогической деятельности по реализации данного процесса.
Структурными компонентами модели выступают концептуальный, структурно-содержательный, методологический, содержательный и результативно-итоговый блоки.
Концептуальный блок представлен совокупностью целей, которые направлены на подготовку будущих учителей к проведению уроков. В него включены педагогические условия процесса их подготовки к предстоящей педагогической деятельности, учитывающие следующие положения:
1) педагогический процесс должен строиться в соответствии с принципами формирования знаний по методике преподавания ЛП и навыков передвижения на лыжах: сознательности, активности, доступности, наглядности, прочности, систематичности;
2) процесс подготовки основывается на готовности учителя к качественному проведению уроков ЛП;
3) процесс подготовки возможен на практических занятиях ЛП, организационной особенностью которых является их проведение в
условиях смешанного режима (50 % занятий в спортивном зале и 50 % - на снегу).
В структурно-содержательном блоке определены структурные компоненты профессионально-педагогической готовности будущих учителей к проведению уроков.
Под готовностью педагога к осуществлению педагогической деятельности понимают интегральное, профессионально-значимое качество учителя, представляющее собой систему взаимосвязанных структурных компонентов, включающих личностные (профессиональные мотивы и интересы) и профессиональные (профессиональные знания и умения) компоненты [3]. Мы предположили, что компонентами готовности учителя начальных классов к проведению уроков ЛП с младшими школьниками должна быть теоретическая и практическая готовность.
Важным компонентом в структуре готовности учителя начальных классов к проведению уроков с младшими школьниками выступает теоретическая готовность. В.А. Сластенин и Л.С. Подымова (1997) предполагают при рассмотрении теоретической готовности к профессиональной деятельности не только наличие у педагога психолого-педагогических и специальных знаний, но и проявление этого вида готовности в умении анализировать, прогнозировать, проектировать и рефлексировать результаты своей педагогической деятельности [3].
Практическая готовность проявляется во внешних умениях педагога, т. е. в действиях, которые можно осуществлять в педагогическом процессе. По мнению В.А. Сластенина, практическая готовность представлена организаторскими и коммуникативными умениями [3]. Мы считаем, что наибольшую значимость для специалиста по ФК представляют организаторские умения, направленные, в первую очередь, на внешнюю сторону организации педагогического процесса.
Рассмотренные компоненты готовности учителя начальных классов к проведению уроков ЛП должны находиться во взаимосвязи и проявляться, прежде всего, в том, что знания, как основа специальной теоретической готовности, являются базовым условием для формирования практической готовности.
Методологический блок включает в себя методологические подходы к процессу подготовки будущих учителей к проведению уроков ЛП с учащимися начальных классов.
Приступая к моделированию процесса подготовки будущих учителей к проведению уроков, мы исходили из того, что залогом его эффективности является адекватное концептуальное осмысление с позиций ведущих методологических подходов. Руководствуясь теоретико-методическими положениями, определяющими логику и закономерности построения образовательного процесса, мы используем системный,
личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы.
Для моделирования процесса подготовки будущих учителей к проведению уроков ЛП важным следует признать использование идей системного подхода, обеспечивающего целостность, единство и взаимосвязь образовательной деятельности студентов с их будущей самостоятельной работой. Использование системного подхода указало на необходимость установления определенной последовательности использования физических упражнений, направленных на формирование навыков передвижения на лыжах, воспитание физических качеств, реализацию принципа непрерывности образовательного процесса с системным чередованием в нем имитационных физических упражнений, направленных на формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств, с учетом положительного их переноса на технику передвижения на лыжах.
Поскольку ведущими тенденциями педагогической науки становятся ее ориентация на развитие личности, обращение к мировоззренческим основам образования, возрождение гуманистической позиции, при подготовке будущих учителей начальных классов к проведению уроков мы использовали личностно-ориентированный подход. Данный подход предполагает признание занимающегося субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъектных отношений и взаимодействий [4, 5, 6, 7].
Использование общих идей личностно-ориентированного подхода при подготовке будущих педагогов к проведению уроков ЛП с учащимися начальных классов осуществляется через системную реализацию следующих положений:
а) личностно-ориентированный подход выступает как практико-ориентированная тактика исследования процесса подготовки будущих учителей к проведению уроков, позволяющая разработать методику данного процесса;
б) формирование специальных знаний и навыков передвижения на лыжах в аспекте личностно-ориентированного подхода определяет построение деятельности педагога на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей;
в) результатом данного процесса в аспекте личностно-ориентированного подхода является развитие учебно-познавательной активности будущих учителей, направленных на овладение знаниями по методике преподавания ЛП.
Ключевыми составляющими механизма организации процесса подготовки будущих учителей начальных классов к проведению уроков
ЛП на основе личностно-ориентированного подхода являются:
- наделение личностным смыслом творческой деятельности студентов по подготовке к проведению уроков через операции оценивания, осмысливания, рефлексии;
- создание развивающей воспитательной среды, как пространства для подготовки к проведению уроков (специальное конструирование практических занятий для выполнения в нем субъектных возможностей и раскрытия личностных смыслов);
- организация диалогового общения между всеми субъектами педагогической деятельности.
Реализация данного подхода предполагает своевременный грамотный анализ, коррекцию учебно-познавательной активности будущих учителей, нахождение эффективных решений выявленных проблем.
В рамках личностно-ориентированного подхода к основным можно отнести следующие принципы: природосообразности, субъективности ценностно-смысловой направленности, самоорганизации и саморазвития личности.
В качестве методологического основания при подготовке будущих учителей к проведению уроков ЛП мы также использовали деятельностный подход. Подготовка будущих педагогов к проведению уроков в аспекте данного подхода опирается на необходимость специального проектирования и конструирования организации образовательного процесса, что позволяет сформировать знания по методике преподавания на деятельностной основе путем применения активных методов обучения, стимулирующих совместную деятельность студентов и преподавателя. Данная организация учебного процесса позволяет регулировать образовательную деятельность будущих учителей, тем самым, создавая условия для овладения ими умениями использовать знания в будущей профессиональной деятельности. Управляя деятельностью студентов, преподаватель тем самым формирует его сознание, основная задача при этом - максимально использовать развивающие возможности активных методов обучения и изучаемого материала.
Использование деятельностного подхода позволяет будущему учителю начальных классов в ходе воздействия на его личность не просто усваивать информацию о знаниях по методике преподавания, а находиться в активной деятельностной позиции. Деятельностный подход конкретизируется следующими принципами: здоровьесберегающий, рефлексивности.
Сложность и многогранность профессионально-педагогической готовности будущих учителей к проведению уроков ЛП обусловливает
необходимость компетентностного подхода к определению содержания готовности. Для того, чтобы успешно проводить уроки, учителю нужно обладать определенными компетенциями. Чаще всего профессиональная компетенция педагога выражает единство теоретической и практической готовности специалиста к деятельности и характеризует его профессионализм [8]. Иными словами, компетенция - это единство знаний и опыта, необходимых для решения теоретических и практических задач [9].
Компетентностный подход позволил сделать вывод о наличии специфических компетенций для осуществления профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов. На основе анализа отечественных и зарубежных подходов нами определено содержание компетентности учителя начальных классов для проведения уроков ЛП с младшими школьниками.
Профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя в области проведения уроков ЛП со школьниками начальных классов включает в себя такие видимые (поверхностные) компетенции, как знания, умения и навыки, наиболее поддающиеся формированию и развитию [10] и отражающие теоретическую и практическую его готовность.
В педагогическом процессе вуза при подготовке учителей начальных классов в первую очередь оцениваются видимые компетенции. Оптимальное сочетание знаний и умений с ориентацией на опыт решения практических задач является основой профессионально-педагогической готовности учителя начальных классов к проведению уроков ЛП с младшими школьниками. Осуществление подготовки педагогов в этом направлении сложно реализовать посредством использования возможностей учебной дисциплины «Физическая культура». Такая подготовка возможна при условии:
- формирования профессионально-педагогической готовности учителя начальных классов к проведению уроков с младшими школьниками путем воздействия на видимые компетенции педагога;
- придания профессиональной подготовке практико-ориентированного характера на основе выделенных компетенций.
Основные теоретические положения о природе готовности и профессиональной компетентности легли в основу экспериментальной программы «Лыжная подготовка». Выполнение программы обеспечивает профессионально-педагогическую готовность учителя начальных классов к проведению уроков с младшими школьниками и позволяет реализовать экспериментальную методику формирования специальных знаний по ЛП и навыков передвижения на лыжах.
Содержательный блок раскрывает организацию работы по
реализации в практике работы вуза методики формирования специальных знаний по ЛП и навыков передвижения на лыжах у будущих учителей начальных классов. Он направлен непосредственно на подготовку будущих учителей к проведению уроков, где определена организационно -педагогическая структура методики формирования специальных знаний и навыков передвижения на лыжах.
Представленная экспериментальная методика как проект последовательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на достижение прогнозируемых результатов образовательного процесса, посредством реализации следующих взаимосвязанных этапов: диагностического, предварительной ЛП, практико-деятельностного (включающего подэтапы: теоретико-методический и двигательно-развивающий), контрольно-рефлексивного и результативного, ориентированных на формирование структурных компонентов готовности будущих учителей к проведению уроков ЛП. Каждый этап характеризуется задачами, способами осуществления образовательного процесса и планируемым результатом, что в целом позволяет получить конечный результат и достичь поставленной цели. Предполагаемым результатом реализации методики является достаточный уровень владения будущими учителями специальными знаниями и навыками передвижения на лыжах, методическими умениями и навыками для проведения уроков ЛП с учащимися начальных классов.
Предложенная методика характеризуется специфическими особенностями, заключающимися в применении для формирования у занимающихся знаний по методике преподавания - активных методов обучения; для овладения техникой передвижения на лыжах -имитационных упражнений лыжника; для развития двигательных способностей - подготовительных упражнений (данный процесс обучения в спортивном зале чередуется с занятиями на лыжах).
Результативно-итоговый блок раскрывает критерии сформированности знаний по методике преподавания, навыков передвижения на лыжах и методических умений и навыков, а также определен комплексом диагностических методик, позволяющих оценить результативность функционирования модели, когда результатом выступает оптимальный уровень подготовленности будущих учителей к проведению уроков с учащимися начальных классов.
Таким образом, разработанная структура и содержание модели позволяет последовательно и целенаправленно осуществлять подготовку будущих педагогов к проведению уроков ЛП с младшими школьниками.
Список литературы
1. Образовательный стандарт по специальности 1-01 02 01 «Начальное образование»: постановление Мин-ва обр. Респ. Беларусь, 30 авг. 2013 г., № 87. Минск: РИВШ, 2013. 27 с.
2. Шевардин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1999. 512 с.
3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с.
4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования: монография. РнД: Ростовский гос. пед. ин-т, 2000. 198 с.
5. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
6. Сиренко С.Н. Содержательно-методические аспекты личностно-ориентированного образования: метод рекомендации. Минск: Изд-во МИУ, 2003. 49 с.
7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: как обучать всех по-разному?: пособие для учителей. М.: Владос-пресс, 2005. 383 с.
8. Сластенин В.А., Виленский М.Я. Реформы школы и готовность учителя к профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1985. № 6. С. 43-45.
9. Жук О.Л. , Сиренко С.Н. Педагогика. Практикум на основании компетентностного подхода: учеб. пособие / под общ. ред. О.Л. Жук. Минск: РИВШ, 2007. 192 с.
10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002. 394 с.
Сак Юрий Васильевич, ст. преп., u.sak@grsu.by, Беларусь, Гродно, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы
MODEL OF TRAINING PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO TEACH SKI TRAINING
Y.V. Sak
The article reveals the content of the building blocks model of the process of preparation of future elementary school teachers to teach ski training. In this aspect of the pedagogical conditions and methodological approaches identified components of readiness, the methods of formation of specialized knowledge and skills of movement on skis.
Key words: physical education, primary school teachers, ski training.
Sak Yuri Vasilyevich, senior lecturer, u.sak@grsu. by, Belarus, Grodno, Grodno State University named Yanka Kupala