УДК 377.6
Т.А. Нечаева
Этапы формирования геоэкологической компетентности при подготовке специалистов по туризму
В статье рассматриваются вопросы формирования геоэкологической компетентности студентов специальности 100401 Туризм в учреждениях среднего профессионального образования. Проведенные исследования позволяют утверждать, что формирование данной компетентности является актуальной и востребованной при подготовке квалифицированного специалиста по туризму.
The article is devoted to the problem of formation of geo-ecological competence of students of the speciality 100401 Tourism in institutions of secondary professional education. The carried out researches allow to assert that the formation of this competence is relevant and useful in preparation of the qualified expert on tourism.
Ключевые слова: формирование геоэкологической компетентности, среднее профессиональное образование, специалист по туризму.
Key words: formation of geo-ecological competence, professional secondary education, specialist in tourism.
Среднее профессиональное образование (СПО) в последние годы рассматривается, как одно из приоритетных и наиболее проблемных секторов экономики и занимает значимое место в ходе модернизации российского образования.
^ W W W W
Туризм представляет собой важный экономический и социальный фактор любой страны и является отраслью, имеющей ярко выраженную ориентацию на использование природных ресурсов [1].
Включение в структуру профессиональной компетентности специалиста по туризму геоэкологической составляющей является актуальной всегда, а в свете глобальных экологических проблем человечества она становится очевидной.
Данный вопрос в научной литературе исследован слабо, а геоэкологическая компетентность не исследовалась вообще.
Изучение и анализ научной, методической и учебной литературы, концептуальных и нормативных документов, а также результатов диссертационных исследований позволяют говорить о наличии противоречия между: потребностью в геоэкологической подготовке специалистов СПО по туризму и отсутствием в Федеральных государственных образовательных стандартах (далее ФГОС) геоэкологических компетенций; потребностью в освоении геоэкологических компетенций студентов и от-
сутствием учебной программы, включающей содержательный и процессуальный компонент данных компетенций.
Проведенные исследования - анкетирование, опросы, интервьюирование, беседы с работодателями и студентами туристских специальностей Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Петровский колледж» (далее СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж») и Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Технического колледжа управления и коммерции, дали основание сделать вывод о том, что при подготовке по специальности 100401 Туризм в учреждениях СПО должна присутствовать геоэкологическая составляющая, повышающая качество подготовки специалистов.
Исходя из Общероссийского классификатора специальностей специалист по туризму - это разработчик туристского продукта и туристских маршрутов, формирующий комплекс услуг для туристов и продвигающий его в регионе [2]. Поэтому, содержанием геоэкологической компетентности является: понимание целостности природы и общества, структуры геоэкологического пространства, единства и взаимосвязи природных, социально-экономических и техногенных процессов; знание основных географических закономерностей, понимание круговоротов вещества в природе и экологических последствий их нарушения; наличие экологической грамотности, этики поведения в природе, экологической культуры как части общей культуры человека; готовность вести здоровый образ жизни; умение самостоятельно и оперативно принимать ответственные решения; умение применять геоэкологические знания в профессиональной деятельности, формировать туристский продукт учитывая геоэкологическую составляющую, проектировать экологические маршруты, экологизировать гостиничную деятельность, создавая качественный турпродукт [3, с. 230].
Для формирования геоэкологической компетентности нами была введена в образовательный процесс СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж» из вариативных часов учебная дисциплина «Геоэкология и туризм».
Изучение данной дисциплины на 2-ом курсе специальности 100401 «Туризм» подразумевает поэтапное формирование геоэкологической компетентности, исходя из принципов научности, природосообразности, профессиональной практикоориентированности.
На первоначальном этапе, изучая 1-ый раздел «Геоэкология как наука», применена педагогическая технология - развивающее обучение, основанная на принципах научности и системности. Формирование пра-
вильного терминологического аппарата студентов; обладание научнотеоретическими знаниями; мобильность знаний; умение оперировать научными фактами, обосновывая свою точку зрения на ту или иную проблему; критичность мышления и способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальные, аргументировано опровергать ложную информацию; умение анализировать и систематизировать полученные знания - это потребность современного общества и необходимый компонент для будущего специалиста. Научность изучения материала основывается на научных теориях, концепциях и гипотезах. Ценностная составляющая представлена положениями объективных компонентов естественнонаучного познания, выявленных на основе состояния нашей планеты и современного мира, как результата взаимодействия человека и природы.
2-ой этап формирования геоэкологической компетентности основан на принципах природосообразности.
Данный этап вмещает в себя 2-ой раздел учебной программы - «Источники загрязнения окружающей среды и рациональное природопользование».
Целью изучения данного раздела является формирование знаний об экологических принципах рационального природопользования; основных источников загрязнения окружающей среды; особенностях размещения геоэкологических «горячих точек», а также формирование умений определять причины возникновения экологического кризиса; оценивать и объяснять геоэкологические особенности отдельных стран и регионов мира.
Второй раздел посвящен изучению причин появления основных источников загрязнения окружающей среды и их последствий, воздействию данных неблагоприятных явлений на человека и выявлению основных принципов рационального природопользования как основы экологической безопасности, а также формированию осмысления и осознания понятия «экологическая культура» и «природосообразное поведение». При изучении вышеперечисленного применяется деятельностный подход, предполагающий наличие у студентов познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение студентами определенных действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания; формирование у студентов умения контролировать свои действия во время учебного процесса и по его завершению; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
3-ий этап формирования геоэкологической компетентности основан на принципах профессиональной практикоориентированности.
В данный этап входят 3 и 4 раздел учебной дисциплины: «Связь геоэкологии и туризма» и «Рынок экологических услуг».
На третьем этапе применяются такие педагогические технологии как «проблемное обучение» и «компетентностный подход», основанные на принципах: прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности. Принцип прочности усвоения знаний требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения; связи теории с практикой. Данный принцип нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теоретических знаний и умений с помощью критерия практики. Этот принцип требует, чтобы при изучении учебной дисциплины «Геоэкология и туризм» не было ни одного занятия, жизненный смысл которого, а также возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности был бы не понятен студенту; принцип профессиональной целесообразности. Данный принцип подразумевает под собой формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности; развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.; выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Особое внимание на данном этапе уделяется проектной деятельности студентов при формировании турпродукта - разработки экологического маршрута - основанного на полученных теоретических знаниях и умениях, а также творческом потенциале студента.
Таким образом, формируя у студентов специальности 100401 Туризм геоэкологическую компетентность мы, прежде всего, готовим специалиста, востребованного на рынке труда и отвечающего требованиям федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения.
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: учеб. - М., Аспект Пресс, 2002.
2. Общероссийский классификатор специальностей по образованию [Электронный ресурс]. - URL: http://doc.unicor.ru/classifiers/classifiers-OKSO.htm (дата обращения: 25.01.2014).
3. Komissarova T.S., Nechaeva T.A. Concept about spatial and ecological competence in the process of training specialists in tourism in VSE institutions // Мateri-als of the II international research and practice conference «Science, Technology and Higher Education». - Vol. II. - Westwood, Canada, April 17, 2013. - P. 528534.