Научная статья на тему 'Модель финансового механизма роста компаний'

Модель финансового механизма роста компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1709
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / РОСТ / КОМПАНИЯ / МЕТОДЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / РЫЧАГИ / КОНТУРНАЯ КОНСТРУКЦИЯ / FINANCIAL MECHANISM / GROWTH / COMPANY / METHODS / TOOLS / FINANCIAL INDICATORS / LEVERAGE / CONTOUR DESIGN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Ольга Анатольевна

В современных рыночных условиях финансовый механизм компании превратился из пассивного распределительного механизма финансовых ресурсов в основной регулятор финансово-хозяйственной деятельности, подчиненный стратегическим перспективам развития и роста компании, повышению ее конкурентоспособности. Целью статьи является определение понятия и экономической сущности финансового механизма роста компании, определение основ его формирования и структурных элементов. На основе критической оценки понятийного аппарата предлагается авторская трактовка понятия «финансовый механизм роста компаний» и обосновывается его контурная конструкция. В результате исследования предложена структурная модель финансового механизма роста компании из трех компонент с детализацией финансовых методов и инструментария их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE FINANCIAL MECHANISM OF COMPANY GROWTH

The paper argues that in today's market conditions, corporate financial mechanisms have evolved from a passive distribution mechanism of financial resources into the main regulator of financial and economic activity contributing to strategic development prospects, corporate growth, and increasing its competitiveness. The paper aims to define the concept and economic nature of the financial mechanism of corporate development, identify its underlying principles and structural elements. Based on a critical assessment of the conceptual apparatus the author suggests an original interpretation of the concept of “financial mechanism of company growth” and presents its contour design. The research offers a structural model of the financial mechanism of company growth that consists of three components with a detailed description of financial methods and tools for their implementation.

Текст научной работы на тему «Модель финансового механизма роста компаний»

ценных бумаг. Смешанная модель свойственна таким странам, как Россия и Япония.

1. Ческидов Б.М. Национальные рынки ценных бумаг: теория и история развития. и^: http://www.dissercat.com/content/nat-sionalnye-rynki-tsennykh-bumag-teoriya-i-istoriya-razvitiya.

2. URL: http://www.kph.npu.edu.ua/le-book/tpft/data/WOLG978 546900855.html.

3. URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/EKMEN/FK/R_TH_B/ METOD/USH_P/ frame/1.htm#1.4.

4. URL: http://forexsystems.ru/vsyo-o-fondovyh-rynkah-i-investorah/72229-rynok-cennyh-bumag-velikobritanii.html.

@mail.ru Ольга Анатольевна Романенко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА РОСТА КОМПАНИЙ

В современных рыночных условиях финансовый механизм компании превратился из пассивного распределительного механизма финансовых ресурсов в основной регулятор финансово-хозяйственной деятельности, подчиненный стратегическим перспективам развития и роста компании, повышению ее конкурентоспособности. Целью статьи является определение понятия и экономической сущности финансового механизма роста компании, определение основ его формирования и структурных элементов. На основе критической оценки понятийного аппарата предлагается авторская трактовка понятия «финансовый механизм роста компаний» и обосновывается его контурная конструкция. В результате исследования предложена структурная модель финансового механизма роста компании из трех компонент с детализацией финансовых методов и инструментария их реализации.

Ключевые слова: финансовый механизм, рост, компания, методы, инструменты, финансовые показатели, рычаги, контурная конструкция.

O.A. Romanenko

MODEL OF THE FINANCIAL MECHANISM OF COMPANY GROWTH

The paper argues that in today's market conditions, corporate financial mechanisms have evolved from a passive distribution mechanism of financial resources into the main regulator of financial and economic activity contributing to strategic development prospects, corporate growth, and increasing its competitiveness. The paper aims to define the concept and economic nature of the financial mechanism of corporate development, identify its underlying principles and structural elements. Based on a critical assessment of the conceptual apparatus the author suggests an original interpretation of the concept of "financial mechanism of company growth" and presents its contour design. The research offers a structural model of the financial mechanism of company growth that consists of three components with a detailed description of financial methods and tools for their implementation.

Keywords: financial mechanism, growth, company, methods, tools, financial indicators, leverage, contour design.

olga romanenko

УДК 336.64

Проблема корпоративного роста является одной из наименее исследованных областей в современной науке. Между тем тенденции корпоративной динамики во многом определяют конкурентоспособность компаний, отраслей и национальных рынков. Поэтому их исследование, обобщение передового опыта и его адаптация к современным российским реалиям, поиск оптимальных индикаторов и приемлемых инструментов роста -важные научно-прикладные задачи. Проблемы корпоративной динамики обусловливают необходимость управления параметрами роста, что, в свою очередь, определяет значимость финансовых измерений. В данной статье внимание акцентировано на финансовом механизме роста, поскольку в современных зарубежных практиках именно финансовые методы и инструменты

определяют растущую конкурентоспособность компаний и рынков.

Для российской финансово-экономической науки понятие «финансовый механизм» является не новым, его содержание раскрывается преимущественно в учебной литературе, научных статьях, а также в отдельных монографиях. В категории «финансовый механизм» имеется сложное переплетение смыслового содержания и отражения реальных процессов. В большинстве работ финансовый механизм рассматривается в проблематике финансовой политики государства. Основные определения характеризуют его как целенаправленную деятельность государства в области управления финансами и составную часть финансовой политики [7, с. 161]. С его помощью мобилизуют и распределяют финансовые

ресурсы, необходимые для производственного и научно-технического развития хозяйствующих субъектов и обеспечения взаимосвязи с бюджетной системой государства. Достаточно часто под финансовым механизмом понимается совокупность форм, видов и методов финансовых отношений в народном хозяйстве.

По мнению Л.А. Дробозиной [8, с. 21] и ее авторского коллектива, финансовый механизм означает совокупность и взаимосвязь основных организационных форм различного рода финансовых отношений в системе народного хозяйства, основных форм управления финансовыми потоками и финансовой системой, практику и теорию финансового законодательства, порядок реализации и применения централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов, основные методы и методики финансового планирования. В.В. Ковалев [4, с. 26] говорит о том, что финансовым механизмом можно назвать систему организации и планирования, практики и теории использования основных финансовых средств путем применения известных финансовых инструментов, таких как денежные средства, наличные ценные бумаги и опционы, форвардные контракты и фьючерсы, денежные методы, которые отвечают за обеспечение основных подсистем, таких как кадровые, правовые, нормативные, информационные, технические вопросы и вопросы программного обеспечения. А.Т. Зо-лотаренко [9, с. 25] рассматривает финансовый механизм как совокупность определенной системы организации основных финансовых отношений и способов образования фондов финансовых поступлений, теории и практики их использования для достижения определенных ступеней и уровней экономического социального развития согласно возникающим в них потребностям.

Для нашего исследования интерес представляет финансовый механизм компаний, при помощи которого осуществляется финансовая политика хозяйствующего субъекта и стратегия корпоративного роста. Основные трактовки понятия «финансовый механизм» применительно к компаниям сводятся к следующему.

А.И. Самылин [6, с. 20 - 21] полагает, что система управления финансами на предприятии, которая обеспечивает взаимосвязь финансовых ресурсов и финансово-экономических отношений, направленная на достижение поставленных целей называется финансовым механизмом. Финансовый механизм формирует системный подход к оптимизации затрат, выявлению резервов производства, снижению себестоимости продукции, росту прибыли и уровню рентабельности, усилению конкурентной позиции на ранке и др. Он определяет воздействие на объекты финансового управления и состоит из следующих элементов: 1) нормативно-правовое обеспечения; 2) информационного обеспечения; 3) методов управления финансами; 4) финансовых приемов; 5) финансовых показателей - данных, по которым судят о финансовом состоянии управляемого объекта; 6) финансовых норм и нормативов; 7) лимитов; 8) организационной структуры финансового управления; 9) финансовых инструментов.

Такой же точки зрения придерживается и A.M. Фридман [10, с. 52], выделяя среди основных элементов финансового механизма финансовые отношения в качестве объектов управления, финансовые методы, финансовые

рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение, организационную структуру управления финансами предприятия. По мнению И.Б. Балабанова [1], в структуру финансового механизма входят пять элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение и информационное обеспечение.

A.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова [11, с. 8] считают, что финансовый механизм предприятия - система управления финансовыми отношениями предприятия через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма являются: финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы. Финансовые отношения - инвестирование, кредитование, налогообложение, страхование и др. Финансовые рычаги - набор финансовых показателей, через которые управляющая система может оказывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия. A.B. Ругачева [5, с. 92] финансовый механизм функционирования фирмы формируется, с одной стороны, на основе существующих институциональных рамок (гражданское, налоговое законодательство и т.п.), а с другой - как следствие институционального устройства самой фирмы. Автор выделяет важнейшие характеристики финансового механизма, среди которых: организационное построение, цель функционирования, метод управления трансакциями (рыночный, административный), возможности использования трансфертных цен, возможности выбора режима налогообложения, потенциал привлечения долгового финансирования, уровень эффекта финансового рычага, инвестиционные возможности, организация стратегического финансового планирования, самостоятельность в принятии финансовых решений.

B.И. Грицык и В.В. Космин [3, с. 163] характеризуют финансовый механизм как «совокупность форм организации финансовых отношений, методов и способов (мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование), применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития...». По мнению Т.А. Владимировой [2, с. 13 - 14], «финансово-экономический механизм интеграционного взаимодействия в сложной системе необходимо включает в себя согласованную систему целей, критериев и условий (в том числе ресурсных) и базируется на информационной поддержке, конкретных правилах финансового, информационного и технологического взаимодействия элементов между собой и с внешней средой, на методах формирования управляющих параметров (планов, цен, нормативов), на методах финансового и оперативного управления, административных и финансовых ограничениях деятельности субъектов хозяйствования внутри системы и во внешней среде».

Как видно из приведенных дефиниций, в экономической литературе отсутствует единство мнений как относительно объекта воздействия финансового механизма, так и относительно структурных элементов и способов их взаимодействия. Так, в качестве объекта воздействия финансового механизма выделяются:

- совокупность форм, видов и методов финансовых отношений;

- совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов;

- система финансовых показателей, методы планирования;

- система организации и планирования;

- система управления финансами;

- система целей, критериев и условий.

Еще больше расхождений наблюдается в отношении структурных элементов и способов их взаимодействия. Так, по мнению И.Т. Балабанова, в структуру финансового механизма входит пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение. A.M. Фридман добавляет еще один элемент - организационную структуру, а А.И. Самылин - приемы, показатели, нормы и нормативы, лимиты и инструменты. Не споря с такой трактовкой и содержанием элементов по существу, хотелось бы обратить внимание на некоторые спорные моменты. И.Т. Балабанов, например,относит к финансовым методам планирование, прогнозирование, материальное стимулирование и ответственность, аренду. На наш взгляд, эти методы являются общеэкономическими методами управления, и использование их в финансовой сфере не является основанием причислять их к финансовым. А.И. Самылин, А.Д. Шеремет, В.И. Грицык и другие уточняют методы, делая акцент на слове «финансовый»: финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ и финансовый контроль. Что касается конкретизации финансовых инструментов, возникает вопрос относительно целесообразности отнесения к ним рычагов и стимулов, кредитов и займов (Самылин). В теории считается, что кредит и финансы являются разными экономическими категориями. Это противоречие, на наш взгляд, не позволяет отнести кредит к финансовым инструментам. Это скорее денежные средства и ценные бумаги (Ковалев), хотя некоторые авторы относят их к приемам (Грицык). Противоречивы взгляды ученых и в отношении состава финансовых рычагов. К ним относят: набор финансовых показателей, включая прибыль, доход, дивиденды и цены (Шеремет), налоги, цены, нормы (Самылин), планы (Владимирова). Возникает вопрос относительно определения дохода. Какая это конкретная форма? Можно ли сказать, что поступление материальных активов является финансовым рычагом?

Эти примеры свидетельствуют о несовершенстве определения понятия и структуры финансового механизма, его сложности и многогранности, о его органической взаимосвязи с общеэкономическим механизмом. Проведенный критический анализ понятия финансового механизма, его инструментов и методов показал, что существующие определения и трактовки этого понятия не в полной мере учитывают динамику изменения окружающей экономической среды, а также не принимают во внимание всю совокупность ресурсов, которые используют современные предприятия.

Основным содержательным пробелом в этих и подобных определениях является отсутствие объективного момента, объективного исходного начала, вокруг которого и формируется финансовый механизм компаний. Таким объективным началом, по нашему мнению, явля-

ется его контурная конструкция. Термин «контурная конструкция», под которой мы понимаем разноуровневую систему финансовых отношений, субъектное очертание окружения компании, на наш взгляд, наиболее полно отражает многосторонность финансового механизма.

Модель финансового механизма роста компаний, как нам представляется, должна содержать четыре контура финансовых отношений. Первый контур отражает систему управления финансовыми отношениями компании с косвенными стейкхолдерами, второй - финансовые отношения с прямыми стейкхолдерами, третий - между структурными подразделениями компании как группы фирм, четвертый - касается управления финансовыми отношениями внутри фирмы.

Такая модель финансового механизма корпоративного роста органично вписывается в контрактную модель, или модель заинтересованных сторон; компания вступает в различные отношения с большим числом заинтересованных лиц - стейкхолдеров. М. Кларксон [12] определил группы интересов как лица или группы лиц, которые имеют или предъявляют права на собственность организации, заинтересованы в ее деятельности в прошлом, настоящем или будущем периодах времени. Он разделил их на две категории. Первичные группы заинтересованных лиц связаны с организацией формальными контрактами. Их существование необходимо для деятельности организации. К ним относятся акционеры, работники, потребители и группы лиц, имеющие право контроля или другие формы власти над фирмой. Вторичные группы заинтересованных лиц, к которым относятся, например, средства массовой информации и группы специальных интересов, не связаны с организацией формальными контрактами.

Контурная конструкция финансового механизма строится на различиях в управлении финансовыми отношениями относительно субъекта взаимодействия и компании (в лице управляющих) и силе воздействия (влияния) на них. Первый контур финансовых отношений отражает взаимодействие компании с субъектами, опосредованно влияющими на бизнес, - с государством, конкурентами, прочими компаниями, СМИ, общественными и благотворительными организациями. Второй контур - финансовые отношения с субъектами, прямо влияющими на бизнес, - бизнес-партнерами, поставщиками, кредиторами, инвесторами, покупателями и другими контрагентами. Специфика этих отношений заключается в том, что управление будет зависеть не только от решений компании, но и поведения и принимаемых решений этой группы стейкхолдеров, т.е. нет прямого, директивного воздействия со стороны компании. Третий контур финансовых отношений охватывает взаимодействия между структурными подразделениями компании. Здесь можно применить подход, который основан на построении финансовой структуры, т.е. на выделении в качестве субъектов управления центров финансовой ответственности. Кроме того, это могут быть финансовые отношения между материнской и дочерней компаниями в рамках структуры холдингового типа. Четвертый контур финансовых отношений - внутрифирменный - отношения с акционерами, менеджерами, персоналом. Степень воздействия и управления со стороны руководства компании здесь наивысшая.

Таким образом, рассмотрев понятие и экономическое содержание финансового механизма компании, научный и практический инструментарий, который используют исследователи в процессе его анализа, мы предлагаем следующую трактовку финансового механизма роста компании. Под финансовым механизмом роста компании следует понимать разноуровневую контурную систему управления финансовыми отношениями, представленную взаимосвязанными организационно-экономическими и финансовыми элементами и типовыми группами, а также способов их взаимодействия, в целях обеспечения качественного экономического роста компании, включая повышение уровня капитализации и стоимости бизнеса в долгосрочной перспективе.

Структуру финансового механизма роста компании, на наш взгляд, следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных компонент:

- организационно-экономических элементов;

- финансовых элементов;

- типовых групп.

К организационно-экономическим элементам следует отнести в первую очередь нормативно-правовое обеспечение как совокупность нормативно-правовых актов на всех контурах финансовых отношений компании и информационное обеспечение, как совокупность информационных и достоверных источников, обеспечивающих корпоративный рост (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Организационно-экономические элементы финансового механизма роста компании

Нормативно-правовое обеспечение Информационное обеспечение

Законодательные акты Постановления Приказы и другие правовые документы Инструкции Нормы и нормативы Тарифы Методические указания и т.п. Сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности конкурентов, партнеров. Информация о ценах, курсах, дивидендах и процентах на различных рынках

Финансовые элементы - элементы финансового обеспечения роста компании, включая методы финансового планирования и финансового и управленческого учета, а также элементы финансового результата, представленные методами финансового анализа (для оценки качества роста) и финансового контроля. К типовым группам мы относим финансовые рычаги, финансовые инструменты и приемы. Совокупность финансовых элементов и типовых групп имеет тесную взаимосвязь и взаимообусловленность. Каждому методу должен соответствовать определенный инструмент или инструментарий реализации и оценки. Специфика роста компании и инструментарий его реализации в рамках финансового механизма представлен в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Методы и инструментарий финансового механизма роста компаний

Группы элементов Методы Инструментарий

Планирование роста активов Финансовое планирование инвестиций и инноваций Выбор доступных инвестиционных проектов

Бюджетирование Составление бюджета капитальных вложений

Методы реструктуризации Слияние Поглощение Выделение Разделение Восстановительная стоимость имущества Рыночная стоимость акций Котировки акций на бирже

Ликвидация Банкротство Ликвидационная стоимость имущества Финансовые коэффициенты Финансовые и инвестиционные планы

Финансовое обеспечение роста компаний Финансирование Виды финансирования Условия финансирования Сроки финансирования

Кредитование Виды кредита Формы кредита Стоимость кредита (процентные ставки) Сроки кредитования

Инвестирование Оценка инвестиций Оценка свободных денежных потоков Выбор потенциальных инвесторов

Эмиссия Виды ценных бумаг (долевые, долговые) Стоимость и сроки размещения Способ начисления процентов по долговым бумагам

Операции на финансовом рынке Виды ценных бумаг Уровень доходности Фондовые индексы

Лизинг и аренда Сроки Ставки Денежный поток

Группы элементов Методы Инструментарий

Финансовый результат роста Финансовый анализ и учет Финансовые коэффициенты Абсолютные и относительные показатели

Финансовый контроль Оценочные индикаторы Контрольные значения показателей Нормативные значения показателей

Оценка бизнеса Подходы к оценки бизнеса Методы оценки бизнеса

Как видно из табл. 2, для реализации финансовой стратегии корпоративного роста необходимо применить множество финансовых методов, каждый из которых требует определенного набора инструментов и показателей.

Что касается рычагов, воздействующих на финансовый механизм роста компании, то их целесообразно, на наш взгляд, разделить на две группы (рисунок). Первая группа - рычаги, ускоряющие рост компании, показатели, с увеличением роста которых будет возрастать потенциальная возможность корпоративного роста. Вторая группа - рычаги, замедляющие рост, показатели, с ростом которых будет снижаться эффективность деятельности компании на рынке, что, в свою очередь, отразится и на росте фирмы. Среди рычагов, замедляющих рост, мы выделяем в первую очередь дебиторскую задолженности и запасы: их увеличение не способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности.

Таким образом, на основе изученных теоретико-методологических подходов к финансовому механизму компании автором сформулировано понятие финансового механизма роста компании как разноуровневая контурная система управления финансовыми отношениями. Обоснована необходимость рассматривать модель финансового механизма роста компаний в рамках четырех контуров управления финансовыми отношениями, и выявлена специфика каждого контура. Предложено ввести в научный оборот термин «контурная конструкция» для субъектного очертания компании с позиций стейкхолдерского подхода к управлению. Определена поэлементная структура финансового механизма роста компании, методологические подходы к использованию его элементов в целях обеспечения долгосрочного качественного роста компании.

Рычаги финансового механизма роста компании

Также не будут способствовать эффективности и прибыльности рост таких рычагов, как увеличение налогов, процентных ставок, рост трансакционных издержек. И напротив, увеличение цены на продукцию компании, денежных потоков, выручки от реализации и прибыли облегчат потенциальный рост.

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Владимирова Т.А. Финансово-экономический механизм интеграционного взаимодействия в сложной экономической системе: рычаги и методы. Новосибирск: СИФБД, 2002.

3. Грицык В.И., Космин В.В. Термины и понятия (словарь): Транспорт. Строительство. Экономика. Менеджмент. Маркетинг. Системотехника. Информатика. М.:УМКМПС России, 2000.

4. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: учебник. М.: Финансы и статистика, 1997.

5. Ругачева А.В. Финансовый механизм как часть институционального механизма функционирования фирмы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2010. № 3.

6. Самылин А.И. Финансовый менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2013.

7. Тесля П.И., Плотникова И.В. Денежно-кредитная и финансовая политика государства: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.

8. Финансы / под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Юнити, 2002.

9. Формирование нового экономического механизма в региональных образовательных системах / под ред. М.М. Мусар-ского. М.: Российская политическая энциклопедия, 2003.

10. Фридман А.М. Финансы организации (предприятия): учебник. М.: Дашков и К°, 2013.

11. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансовый менеджмент - 1. М.: ИПБР-БИНФА, 2006.

12. Clarkson M. A Stakeholder Framework for Analyzing and Evaluating Corporate Social Performance // The Academy of Management Journal. 1995. Vol. 20. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.