Научная статья на тему 'Модель эмоциональноволевой компетентности субъекта служебной деятельности'

Модель эмоциональноволевой компетентности субъекта служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
491
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИЛЬНАЯ ВОЛЯ / ВЫДЕРЖКА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / PERSON IN OFFICIAL ACTIVITIES / EMOTIONAL AND VOLITIONAL COMPETENCE / STRONG WILL / SELF-CONTROL / STAMINA / EMOTIONAL STABILITY / NEUROPSYCHIC STABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хакимзянов Руслан Наильевич

Данная статья посвящена исследованию эмоционально-волевой компетентности субъекта служебной деятельности. В статье выявлены содержание и модель данного знания сотрудников правоохранительных органов. Показано, что эмоционально-волевая компетентность определяет успешность выполнения служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хакимзянов Руслан Наильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of emotional and volitional competence of a person in official activities

This article deals with emotional and volitional competence of a person in official activities. The research reveals content and model of the emotional and volitional competence of the law enforcement bodies’ personnel. It’s shown, that the emotional and volitional competence determines the efficiency of the official activities.

Текст научной работы на тему «Модель эмоциональноволевой компетентности субъекта служебной деятельности»

УДК 159.9 : 331.101.3 Хакимзянов Руслан Наильевич [email protected]

МОДЕЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОВОЛЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Khakimzyanov Ruslan Nailyevich

[email protected]

MODEL OF EMOTIONAL AND VOLITIONAL COMPETENCE OF A PERSON IN OFFICIAL ACTIVITIES

Аннотация:

Данная статья посвящена исследованию эмоционально-волевой компетентности субъекта служебной деятельности. В статье выявлены содержание и модель данного знания сотрудников правоохранительных органов. Показано, что эмоционально-волевая компетентность определяет успешность выполнения служебной деятельности.

Ключевые слова:

субъект деятельности, эмоционально-волевая компетентность, сильная воля, выдержка, эмоциональная стабильность, нервно-психическая устойчивость.

Summary:

This article deals with emotional and volitional competence of a person in official activities. The research reveals content and model of the emotional and volitional competence of the law enforcement bodies’ personnel. It’s shown, that the emotional and volitional competence determines the efficiency of the official activities.

Keywords:

person in official activities, emotional and volitional competence, strong will, self-control, stamina, emotional stability, neuropsychic stability.

В психологии субъект определяется как носитель предметно-практической деятельности, как источник активности и познания, направленный на объект. Б.Г. Ананьев использовал категорию «субъект» вкупе с понятием «деятельность». Он считал, что человек - это субъект основных социальных действий (труда, общения и познания), посредством которых осуществляется как интериоризация внешних действий, так и экстериоризация внутренней жизни личности [1].

Функционирование личности в качестве субъекта деятельности складывается:

- из природных, психических, личностных условий и других составляющих этого функционирования (в число последних входят способности, мотивы, воля и т.п.);

- социальных условий и требований деятельности (нормативные и другие аспекты труда);

- способов организации этой деятельности самим человеком - деятельности как труда и профессии.

В нашем исследовании рассматривается служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов, обращается внимание на составляющие ее компоненты. Качество выполнения данного феномена напрямую связанно с профессиональной компетентностью сотрудников правоохранительных органов, так как главным критерием развития реального профессионализма, а также условием успешной служебной деятельности является профессиональная компетентность [2].

Служебная деятельность требует активного участия всех психических функций человека. В психической регуляции служебной деятельности проявляются все объективные закономерности и механизмы, присущие психике человека в целом. Вместе с тем определенные стороны и механизмы доминируют в большей или меньшей степени. Их сочетание обусловливает специфику психологического обеспечения служебной деятельности.

Организация деятельности, ее построение и реализация - очень сложная и вполне самостоятельная задача, поэтому она требует специальных средств ее решения, специальных психических процессов, направленных на это. В особой мере это относится к субъект-субъектным видам деятельности, поскольку именно они характеризуются наибольшей степенью сложности. Деятельность не может реализовываться автоматически, не будучи снабженной специальными психическими процессами, обеспечивающими ее регуляцию (регулятивные процессы) [3].

А.В. Карпов считает, что регулятивные процессы синтетичны, то есть комплексны и формируются на базе синтеза других типов психических процессов: когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных [4].

Важной психологической особенностью служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов является постоянное противоборство и противодействие заинтересованных лиц. Это придает деятельности сотрудника по раскрытию, расследованию и предупреждению

правонарушений и преступлений характер борьбы, принимающей иногда очень острые формы. Необходимость преодоления опасных ситуаций, устранение препятствий, которые специально создаются на пути сотрудника, вызывают у него различные эмоциональные реакции, требуют постоянного волевого напряжения и активной умственной деятельности.

В силу специфики служебной деятельности, сотрудникам правоохранительных органов приходится часто взаимодействовать с различными категориями граждан, находить общий язык с лицами, не склонными к контактам с ними, что требует от сотрудника решительных действий и способности пойти на риск.

Выполняя служебные и оперативные задачи, сотрудникам правоохранительных органов часто приходится сталкиваться с необходимостью решать проблемные вопросы, находить выход из различных экстремальных ситуаций, противостоять не просто преступникам, а хорошо вооруженным и организованным преступным группам. Выполнение функциональных обязанностей сопряжено с повышенной ответственностью служащих за свои действия. Несение службы нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, характеризуется недостаточной определенностью ролевых функций, психическими и физическими перегрузками [5].

Исходя из условий служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, мы можем утверждать, что эмоциональные особенности личности занимают особое место в структуре профессиональной компетентности. Следует сказать, что к ним относятся: эмоциональная возбудимость, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус.

Важным критерием для эффективной оценки работы сотрудника полиции является эмоциональная устойчивость - неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий [6]. Опираясь на специфику служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, можно сказать, что эмоциональная устойчивость (интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности) является важнейшим компонентом профессиональной компетентности субъекта служебной деятельности. Именно эта компетентность уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, которым подвержены сотрудники, работающие в экстремальных ситуациях; предупреждает крайний стресс и способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях. Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке.

В общем виде понятие воли определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Волевые процессы также обеспечивают выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной. Побудительная непосредственно связана с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и субъективных препятствий. Тормозная функция состоит в сдерживании мотивов и желаний, не согласующихся с главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности. Тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, то есть обеспечивают волевую регуляцию поведения человека [7].

Таким образом, мы можем говорить о том, что эмоциональные и волевые особенности субъекта деятельности играют важную роль в процессе выполнения служебной деятельности сотрудниками правоохранительных органов. Они пронизывают все аспекты деятельности, от них зависит успешность выполнения служебных действий, поэтому следует выделить в отдельный вид профессиональной компетентности именно эмоционально-волевую, под которой следует понимать наличие высокой нервно-психической устойчивости, эмоциональной лабильности, а также способности к самостоятельному выбору линии поведения, энергичное и целеустремленное осуществление тех или иных действий, принятие на себя ответственности за их результаты [8].

Для определения модели эмоционально-волевой компетентности нами проведено исследование на базе различных подразделений Министерства внутренних дел РФ. Общий объем исследуемой выборки составил 210 чел.

В результате проведенного факторного анализа нами был выделен фактор, включающий в себя ряд эмоциональных, волевых, личностных особенностей обследуемых, таких как: сильная воля, самоконтроль, гибкость, самостоятельность, внимательность, выдержка, эмоциональная стабильность, нервно-психическая устойчивость, самомотивация, интегративный уровень эмоционального интеллекта, программирование, общий уровень саморегуляции и прочее.

Исходя из этих данных, мы можем говорить, что показатели, вошедшие в этот фактор, образует эмоционально-волевую компетентность.

Далее нами проанализированы данные, свидетельствующие о взаимосвязи эмоциональных, волевых особенностей личности, которые образуют единый фактор эмоциональноволевой компетентности субъекта служебной деятельности.

В процессе корреляционного анализа нами были получены корреляционные взаимосвязи, состоящие из показателей, которые образуют фактор эмоционально-волевой компетентности. Опираясь на его результаты выделены две группы особенностей личности, которые взаимосвязаны между собой только прямыми корреляционными связями с уровнем достоверности р = 0,001. Первая группа включает в себя волевые особенности, такие как: решительность, самоконтроль, самостоятельность, выдержка и внимательность, а вторая - эмоциональные: эмоциональная стабильность, нервно-психическая устойчивость, самомотивация, управление своими эмоциями и интегративный показатель эмоционального интеллекта.

В исследование нами обнаружены особенности, которые оптимизируют процессы служебной деятельности (решительность, самоконтроль, выдержка, нервно-психическая устойчивость). Исходя из этого, мы можем утверждать, что эмоционально-волевая сфера личности играет важную роль в оптимизации служебной деятельности, а так как эмоциональные и волевые особенности личности образуют единый фактор, то мы можем говорить об общей модели эмоциональноволевой компетентности. Таким образом, данная модель субъекта служебной деятельности состоит из следующих показателей: «нервно-психическая устойчивость», «самомотивация», «управление своими эмоциями», «интегративный показатель эмоционального интеллекта», «решительность», «самоконтроль», «самостоятельность», «выдержка» и «внимательность».

Для подтверждения того, что эмоционально-волевая компетентность является основным видом профессиональной компетентности для субъекта служебной деятельности и определяет успешность выполнения должностных обязанностей, мы выбрали самых «успешных» сотрудников МВД среди испытуемых, опираясь на объективные данные (представления к наградам, благодарственные письма и прочее), и провели статистическое сравнение по 1-критерию Стьюден-та с остальными испытуемыми.

Статистическое сравнение «успешных» сотрудников и испытуемых первой (стаж до 5 лет), второй (стаж 5-8 лет) и третьей (стаж свыше 8 лет) групп дало нам следующие отличия по показателям, которые входят в модель эмоционально-волевой компетентности: «фактор 03» (р = 0,001), «решительность» (р = 0,001), «самостоятельность» (р = 0,001), «выдержка» (р = 0,001), «внимательность» (р = 0,001), «программирование» (р = 0,001), «гибкость» (р = 0,001), «общий уровень саморегуляции» (р = 0,001), «управление своими эмоциями» (р = 0,001), «самомотивация» (р = 0,001), «интегративный уровень эмоционального интеллекта» (р = 0,001), «нервно-психическая устойчивость» (р = 0,001). Статистическое сравнение показало, что все показатели, составляющие данную модель достоверно выше у успешных сотрудников, что доказывает ее развитость. Таким образом, эмоционально-волевая компетентность является основой для роста успешности субъекта служебной деятельности.

Результаты исследования дают основание поставить вопрос о пересмотре стандартного набора обязательной программы профессионального отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы, а также предоставляют возможность использования полученных результатов для создания новых моделей профессионального отбора и аттестации специалистов. Диагностика эмоционально-волевой компетентности позволит оптимизировать психологическое сопровождение представителей правоохранительных органов на этапе адаптации и на всем пути их служебной деятельности. Данные в области эмоционально-волевой компетентности позволят психологам, работающим в организациях различного уровня более качественно проводить диагностику сотрудников, что позволит повысить уровень профессионализма.

Ссылки:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. С. 269.

2. Пучкова И.М., Хакимзянов Р.Н. Профессиональная компетентность как критерий развития профессионализма // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. Казань, 2012. Т. 154. № 6. С. 258.

3. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. М., 2005. 584 с.

4. Там же.

5. Дубов Г.В. Этика сотрудников правоохранительных органов. М., 2002.

6. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999. 460 с.

7. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб., 2009. 368 с.

8. Пучкова И.М., Хакимзянов Р.Н. Эмоционально-волевая компетентность как критерий достижения высокого уровня успешности профессиональной деятельности // Казанская наука. № 8. Казань, 2013. С. 136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.