Научная статья на тему 'Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надежности деятельности сотрудников ОВД'

Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надежности деятельности сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2788
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ / ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / EMOTIONAL AND VOLITIONAL REGULATION / RELIABILITY OF ACTIVITY / EMOTIONAL INTELLIGENCE / PROFESSIONAL COMPETENCES / EMOTIONAL RELIABILITY / VOLITIONAL PROCESSES / PSYCHIC REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гончарова Наталья Андреевна, Жидкова Ольга Александровна

Эмоционально-волевая регуляция является одной из ведущих в системе компетенций, определяющих профессиональную надежность сотрудников органов внутренних дел, представляет собой совокупность способностей к переработке эмоциогенных воздействий, характерных для правоохранительной деятельности. Объективные показатели нарушения надежности выражены в психофизиологических изменениях отражательных и моторных функций, в снижении самоконтроля эмоциональных состояний и в нарастании количества неконтролируемых ошибок и срывов в деятельности. Субъективные показатели представляют собой не только совокупность нарушений когнитивной оценки опасной или напряженной ситуации, но и отсутствие способностей к волевому усилию для осуществления регуляции, а также недостаток развития необходимых навыков эмоционально-волевой саморегуляции. Способности к эмоционально-волевой саморегуляции являются частью единого интегративного механизма психической регуляции деятельности субъекта. Их непрерывное развитие позволяет избежать ошибок в перцептивной оценке эмоциональных состояний, в оценке степени опасности внешних средовых влияний и поддерживать релевантное психическое отражение эмоциогенных ситуаций. В обеспечении надежности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел развитие ее эмоциональной составляющей должно стать одним из ведущих направлений, позволяющих поддерживать непрерывное становление способностей и интеллектуально использовать перцептивную и когнитивную информацию аффективного содержания в решении внутриличностных проблем и оперативных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional and Volitional Regulation as the Condition of Ensuring Law Enforcement Officer’s Professional Reliability

Emotional and volitional regulation is a primary competence in the system of competences determining the professional reliability of a law enforcement officer and comprises a set of abilities to process emotiogenic influences typical for law enforcement activity. Objective indicators of reliability failures are manifested in psychophysiological changes of reflective and motor functions, decrease of self-control over emotional state and increase in uncontrolled mistakes and disruption in work. Subjective indicators are a set of disorders in cognitive estimate of dangerous or tense situation, lack of abilities to make a volitional effort to carry out regulation and lack of development of necessary skills in emotional and volitional self-regulation. Abilities in the sphere of emotional and volitional self-regulation are a part of a unified integrative mechanism of a psychic regulation of a subject’s activity. Their continuing development allows avoiding mistakes in perceptive estimate of emotional states, estimate of danger of external environment influences and ensures the support of relevant psychic reflection of emotiogenic situations. In maintaining law enforcement officers’ professional reliability development of its emotional component must become one of the priorities which will facilitate continuing development of abilities, intellectually employ perceptive and cognitive information of affective content for solution of intrapersonal problems and operative tasks.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надежности деятельности сотрудников ОВД»

УДК 159.9 © Н. А. Гончарова, О. А. Жидкова, 2017

Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надежности

деятельности сотрудников ОВД

Наталья Андреевна Гончарова,

кандидат психологических наук, доцент, доцент Санкт-Петербургского университета МВД России

Санкт-Петербург, Россия. e-mail: [email protected]

Ольга Александровна Жидкова,

преподаватель Санкт-Петербургского университета МВД России Санкт-Петербург, Россия. e-mail: [email protected]

Эмоционально-волевая регуляция является одной из ведущих в системе компетенций, определяющих профессиональную надежность сотрудников органов внутренних дел, представляет собой совокупность способностей к переработке эмоциогенных воздействий, характерных для правоохранительной деятельности. Объективные показатели нарушения надежности выражены в психофизиологических изменениях отражательных и моторных функций, в снижении самоконтроля эмоциональных состояний и в нарастании количества неконтролируемых ошибок и срывов в деятельности. Субъективные показатели представляют собой не только совокупность нарушений когнитивной оценки опасной или напряженной ситуации, но и отсутствие способностей к волевому усилию для осуществления регуляции, а также недостаток развития необходимых навыков эмоционально-волевой саморегуляции. Способности к эмоционально-волевой саморегуляции являются частью единого интегративного механизма психической регуляции деятельности субъекта. Их непрерывное развитие позволяет избежать ошибок в перцептивной оценке эмоциональных состояний, в оценке степени опасности внешних средовых влияний и поддерживать релевантное психическое отражение эмоциогенных ситуаций. В обеспечении надежности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел развитие ее эмоциональной составляющей должно стать одним из ведущих направлений, позволяющих поддерживать непрерывное становление способностей и интеллектуально использовать перцептивную и когнитивную информацию аффективного содержания в решении внутриличностных проблем и оперативных задач.

Ключевые слова: эмоционально-волевая регуляция, надежность деятельности, эмоциональный интеллект, профессиональные компетенции, эмоциональная надежность, волевые процессы, психическая регуляция.

Для цитирования: Гончарова Н. А., Жидкова О. А. Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надежности деятельности сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 11-15.

Эмоционально-волевая регуляция относится к сфере компетенций, обеспечивающих способность сотрудника полиции осознанно, адекватно и стабильно действовать в условиях повышенной психической напряженности. Вся специфика правоохранительной деятельности требует от ее субъектов способностей, необходимых для сохранения эмоциональной устойчивости, сознательного самоконтроля, волевого управления. Речь идет о компетенциях высшего уровня, выраженных в способности субъектов обеспечить минимизацию негативного воздействия нестандартных и экстремальных условий среды на собственные психические состояния, позволяющих оптимально решать эмоциональные конфликтные задачи [1]. Современные практические исследования показывают, что характеристика эмоциональных состояний сотрудников органов внутренних дел лежит в плоскости отрицательных значений Это проявляется в нарушении саморегуляции, агрессивном поведении, избегании инициативных действий, в неспособности к обработке эмоциональной информации в процессе переживания психотравмирующих ситуаций, в профессиональных деформациях личности, нарушении надежности

Деятельность сотрудников органов внутренних дел подчинена специфичным требованиям к эмоционально-волевой сфере личности, что является необходимым условием обеспечения надежности при экстремальном характере деятельности, в ситуациях дефицита времени, угрозы жизни, недостаточности отдыха, интенсивности

выполняемых обязанностей Существенную роль в повышении эмоциональной напряженности труда играет строгая регламентированность профессиональных действий, не всегда предсказуемый аспект деятельности, связанный со сложными ситуациями взаимодействия с лицами различного психологического и социального типа, а также расследование преступлений в условиях информационного и психологического стресса. Напряженность деятельности проявляется и в области коммуникативных отношений с объектом труда, которые характеризуются конфликтностью, борьбой, противостоянием, негативным влиянием на эмоциональную, нравственную и ценностную сферы личности

В связи с этим неизбежны ошибки, детерминирующие снижение показателей надежности в функционировании психики . Психологический механизм запуска ошибки в эмоциональном реагировании связан с нарушением афферентно-эфферентного синтеза Эмоциональный ответ на опасное воздействие не успевает подвергнуться осмыслению, предоставляя психике право аварийного разрешения ситуации при помощи непроизвольных, аффективно-регулятивных процессов Ошибки в эмоциональном реагировании проявляются в виде неправильных действий, в принятии неадекватных решений, срывах в деятельности, что в целом снижает уровень надежности субъекта. Именно ошибка выступает в качестве главного элемента нарушения надежности эмоциональной сферы личности По данному

поводу Г. С. Никифоров отмечает, что «ошибки — наиболее характерная форма проявления ненадежности», они представляют собой «нарушения (неправильные действия) в выполнении предписанного ритма деятельности» [2, с. 18].

В анализе ошибочных действий, нарушающих надежность субъекта деятельности, исследователи придерживаются точки зрения, которая была предложена Д . Мейстером и Дж. Рабидо. Рассматривая возможные варианты возникновения ошибок, они отмечают, что таковые могут быть выражены в особом спектре психических явлений [3].

Во-первых, субъект совершает нетребуемые действия

Во вторых, не выполняет действия, которые от него требуются

В-третьих, выполняет действия в неверной последовательности

В-четвертых, выполняет действия неправильно При этом причины могут быть как организационными, связанными с системой управления и планирования, так и профессионально-психологическими, обеспечивающими самоконтроль, освоение компетенций и саморегуляцию В эмоционально опасной ситуации ошибки проявляются в виде комплекса нарушений психической деятельности и практических действий, не позволяющих когнитивно оценить ситуацию и совершить целенаправленные волевые действия

Обращаясь к профессионально-психологическим причинам допущения ошибок, отметим, что вопрос о прямой зависимости надежности субъекта от степени его профессиональной компетентности обсуждается в отечественной психологии давно Данный факт в своих работах неоднократно подчеркивал В Д Небылицын, оценивая значимость таких показателей надежности, как «устойчивость» субъекта, «работоспособность», «выносливость», «сопротивляемость» действию отрицательной среды [4]. В правоохранительной деятельности воздействие среды часто характеризуется внезапностью, интенсивностью и экстремальностью Поэтому такие условия не предоставляют сотруднику времени для осмысления собственного состояния, провоцируют аффект, агрессию, ошибочные действия, длительные депрессивные явления

Исследователи в рамках обсуждения надежности нередко ссылаются на точку зрения Б. Ф . Ломова, представленную в его работе «Человек и техника» [5]. Объясняя механизмы обеспечения надежности, он обращает внимание не только на возможности психической регуляции, но и на необходимость сознательной регуляции трудовых действий При этом высокую надежность человеческого мозга он предлагает искать в специфике его отражательных и регулятивных функций Именно механизмы психической регуляции определяются Б Ф Ломовым в качестве основного «ядра проблемы надежности» [5, с. 407]. В соответствии с такой постановкой вопроса надежность эмоциональных состояний обеспечивается, с одной стороны, регулятивными механизмами психики, с другой — компетентностью, выраженной в способности к эмоционально-волевой саморегуляции. Это позволяет

субъекту когнитивно оценить эмоциональные сигналы и создать волевое усилие, направленное на конструктивное преодоление отрицательной среды

Интеграция классических воззрений на проблему надежности показывает, что ее обеспечение в сфере деятельности сотрудников органов внутренних дел должно производиться по нескольким направлениям Одним из ведущих выступает комплекс задач в области формирования необходимых профессионально-психологических компетенций, позволяющих понимать собственные эмоциональные состояния и особенности переживания эмоций другими людьми. Кроме того, сотрудник органов внутренних дел должен знать о качественных характеристиках собственных эмоциональных состояний По мнению А. Ф . Караваева, эти знания касаются и понимания субъектом «интенсивности воздействующего фактора» [6, с. 57]. Это сложное когнитивное действие, требующее навыков самооценки и самоконтроля Второе направление включает задачи развития компетенций в сфере знаний комплекса мер самопомощи, формирования умений и навыков эмоционально-волевой саморегуляции и эмоциональной поддержки Актуальные исследования свидетельствуют, что именно этот уровень формирования компетенций требует пристального внимания . Так, В . М . Крук обращает внимание на значимость «системно-ситуативного анализа» со стороны психологов правоохранительных органов, поскольку подавляющее большинство сотрудников не обладает способностями к регуляции собственных эмоциональных состояний, а часто проявляя к этому откровенный нигилизм, выбирая непродуктивные способы преодоления трудных жизненных ситуаций [7].

Перечисленные направления развития способностей в сфере эмоционально-волевой саморегуляции согласуются с концепцией развития эмоционального интеллекта В отличие от познавательного интеллекта, эмоциональный проявляется в более широком спектре различных моделей поведения, в том числе и в профессиональной сфере Комплекс компетенций, связанных с эмоционально-волевой регуляцией, по аналогии с концепцией «эмоционального интеллекта», предложенной Д Мейером, Д Карусо и П Сэловеем, можно представить в виде совокупности нескольких групп способностей [8] К первой группе относятся перцептивные способности к восприятию эмоций других людей Это становится возможным при помощи анализа специфичных речевых, мимических, поведенческих маркеров Существенное значение имеет формирование способности к выражению собственных эмоциональных состояний Вторая группа представлена способностями, которые в нашей культуре практически не востребованы, так как должны обеспечить использование элемента переживания особой эмоции, которая должна быть вызвана в самом субъекте искусственно, за счет регуляции состояния и самоконтроля Причем эту вызванную в себе эмоцию необходимо отслеживать в целях обеспечения активности когнитивной деятельности Третья группа способностей должна обеспечить понимание эмоций, их сложность, ди-

намичность, структурность, функциональность. Четвертая группа представлена способностями, связанными непосредственно с эмоционально-волевой саморегуляцией Речь идет об умениях управлять собственными эмоциями и чувствами при помощи механизмов самоконтроля, тормозных волевых функций, сдержанности при возникновении негативных эмоциональных состояний .

В данном перечне предложена комплексная программа формирования способностей в сфере эмоционально-волевой саморегуляции Практическая составляющая ее реализации заключается в том, что уже на стадии профессионального обучения возрастает продуктивность в деятельности, формируется навык позитивного мышления, снижается уровень подверженности аддикциям, улучшается психологический климат в коллективе, возрастает коммуникативная компетентность, способность к сопротивлению и сохранению психического здоровья

Эмоционально значимые условия деятельности требуют внутренней активности субъекта, направленной на согласование эмоциональных и мыслительных процессов, что предложено в модели эмоционального интеллекта Д. Гоулмена [9]. В анализе структуры интеллекта им отмечается значимость способности к распознанию и пониманию собственных эмоций и эмоциональных состояний других людей Особое значение придается умениям, необходимым для управления эмоциями Регуляция эмоциональных состояний на основе знаний выступает в качестве необходимого условия при достижении личностных целей Принципиально важным в данном подходе является взаимодействие когнитивной и эмоциональной составляющих, а в критической ситуации мышление занимает подчиненную позицию Это наиболее ярко проявляется в трудных жизненных обстоятельствах, в экстремальной ситуации, когда активность эмоциональных центров доминирует над процессами принятия сознательных решений, подчиняя их своему влиянию Для правоохранительной деятельности значимым является положение теории Д Гоулмена, касающееся самоконтроля, самоуправления и саморегуляции в эмоционально трудных ситуациях, при которых когнитивные и эмоциональные феномены действуют согласованно, выполняя адаптивные функции

Согласованность эмоциональных и когнитивных элементов психики предполагает высокий уровень осознанности собственных состояний и последующую регулятивную деятельность, обеспечивающую волевой выбор соответствующей стратегии поведения Данный факт подтвержден в исследованиях А. В. Карпова, в которых установлено, что испытуемые с высоким уровнем эмоционального интеллекта «предпочитают не использовать деструктивные, асоциальные стратегии» [10, с. 308]. Результаты исследования эмоционального интеллекта руководителей показали, чем выше уровень развития личности, тем «более продуктивные модели совладания выбирает руководитель» [10, с. 311].

Следовательно, компетентность в области эмоциональной регуляции определяет надежность поведения личности в профессионально значимых ситуациях

Наоборот, отсутствие способностей к распознаванию эмоций, недостаток умений управлять ими детерминирует нарастание напряженности, стресса и непродуктивных действий Это было обосновано и в исследованиях И . Ю. Кобозева, где достоверно установлено, что высокая интенсивность профессионального стресса руководителей-сотрудников органов внутренних дел сопровождается выбором дезадаптивных стратегий его преодоления [11]. В качестве основных в деятельности респондентов выступают стратегии защитного поведения в трудных жизненных обстоятельствах В стрессовых ситуациях отражение эмоциогенного воздействия сопровождается непроизвольной саморегуляцией, детерминированной природными функциями организма, но это не опосредовано сознательными, когнитивными и волевыми действиями субъекта При таких способах реагирования надежность эмоциональных состояний остается неустойчивой, а потому может быть обеспечена только развитыми умениями и соответствующими компетенциями в сфере эмоционально-волевой саморегуляции

Элементы мышления и воли в процессе сознательной саморегуляции выполняют важную контролирующую функцию, которой Е . П. Ильин отводил значимое место в анализе психических механизмов воли [12]. Иначе говоря, эмоциональная регуляция — бессознательная функция психики И только в совокупности с механизмами воли и мышления психические эмоциональные процессы могут контролироваться, самоорганизовываться, управляться и регулироваться Эмоциональные реакции представляют собой врожденные формы реагирования, необходимые для адаптации в агрессивной природной среде Волевые процессы, по мнению Е П Ильина, формируются прижизненно, в ходе целенаправленного воспитания [12, с. 71]. В данном случае следует подчеркнуть факт когнитивного принятия решения в ситуациях, требующих эмоционально-волевой регуляции. Эмоция является непроизвольным сигналом, который изначально не зависит от воли человека, но может выполнять информационную и оценочную функцию, необходимую для дальнейшей когнитивной оценки внешних и внутренних условий В связи с этим волевое управление эмоциями в ситуациях, связанных с напряженностью, является одним из важнейших навыков, который необходимо формировать в целях предотвращения ошибок и срывов в деятельности В реальных условиях решения оперативных задач скорость эмоциональных реакций индивида опережает возможности когнитивного осмысления ситуации и подчинения действий волевым решениям Происходит разрыв между эмоциональным реагированием и волевой регуляцией, который детерминирован отсутствием у субъекта соответствующих навыков эмоционально-волевой саморегуляции Этому аспекту в научных исследованиях уделяется внимание только в рамках формирования стрессоустойчивого поведения. Поэтому актуализируются вопросы непрерывного формирования компетенций в сфере эмоционально-волевой саморегуляции, обеспечивающих возможность подчинить сознательному волевому контролю непроизвольные эмоцио-

нальные проявления и сохранить потенциал надежности в деятельности

В целом формирование способностей в сфере эмоционально-волевой саморегуляции представляет собой одно из важных направлений обеспечения надежности субъекта труда в правоохранительной деятельности Однако исследования в данной области представлены, как правило, разработками, в которых внимание концентрируется либо на эмоциональных феноменах, либо на волевых процессах При этом дискретность их теоретического изучения и практической реализации выступает фактором, детерминирующим негативное отношение к проблеме эмоционально-волевой регуляции сотрудников органов внутренних дел и, соответственно, риски надежности Обеспечение надежности эмоциональной сферы личности должно представлять собой систему, при которой происходит «постоянное побуждение сотрудника к ответственному принятию мер по устранению имеющихся рисков собственными силами или/и посредством квалифицированной помощи» [13, с. 107]. Развитие способностей в сфере эмоционально-волевой саморегуляции является значимым направлением общего непрерывного развития профессионала, которое, по мнению Ю. А. Шаранова, В. Н . Устюжанина и А. В. Шахматова, выступает в качестве непрерывного транзита, обеспечивающего динамику субъектных свойств, соответствие нормативному уровню профессиональных требований и опережающее развитие [14].

Таким образом, краткий обзор проблемы эмоционально-волевой регуляции, ее роли в обеспечении надежности позволяет сделать некоторые выводы:

1. Нарушение надежности субъекта правоохранительной деятельности часто происходит по причине отсутствия необходимых профессиональных компетенций в сфере эмоционально-волевой саморегуляции. Негативные последствия этого выражены в допущении ошибок и срывов в деятельности, которые сказываются на ее эффективности, производительности, выражается в снижении показателей, нарушении прав личности граждан, профессиональных деформациях, гибели людей и формировании в обществе негативного образа сотрудника

2 Способности, относящиеся к сфере саморегуляции, представлены не только умениями распознавания эмоциональных состояний, эмоциональных выражений по различным поведенческим характеристикам, но и навыками как управления эмоциями в перцептивно-когнитивной деятельности, так и понимания сложно сочетаемых эмоциональных проявлений, использования полученной информации эмоционального содержания для достижения эффективности, производительности и надежности

3 Формирование способностей к эмоционально-волевой саморегуляции затрагивает нейрофизиологические структуры психики, которые являются устойчивыми функциональными образованиями Возможности динамики определенных функций, составляющих эмоциональную компетентность, должны быть реализованы уже в процессе профессиональной поготовки Развитие способности к эмоционально-волевой саморегуляции

будет не только создавать условия надежности в профессиональном взаимодействии, но и определять благополучие и здоровье личности во всех остальных условиях жизнедеятельности

4. Формирование профессиональных компетенций в сфере эмоционально-волевой регуляции предстает интегральным комплексом, представленным совокупностью явлений внутренней мотивации и готовности к самоанализу и рефлексии, способностями к осознанной самооценке и самоконтролю, стремлением выйти за рамки специфической профессиональной деятельности в освоении психологических знаний и умений

5 . Эффективность развития навыков эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников органов внутренних дел проявляется при условии осознаваемых и произвольно контролируемых субъектом эмоциональных состояний, при осуществлении рефлексии, преодолении когнитивной ограниченности и систематической и непрерывной тренировке значимых для обеспечения надежности деятельности функций

Список литературы

I. Ходова Е. А., Гончарова Н. А. Прогноз успешности деятельности руководителей вневедомственной охраны различного уровня на основе технологии оценки профессиональных компетенций // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2(70). С 199-202.

2 . Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб . , 1996. 176 с.

3 . Мейстер Д., Рабидо Дж. Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления . М. , 1970. 344 с .

4. Небылицын В. Д. К изучению надежности работы человека-оператора в автоматизированных системах // Вопросы психологии. 1961. № 6. С 9-18 .

5 . Ломов Б. Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии. М . , 2012. 464 с .

6 . Караваев А. Ф., Караваева Т. А. Эмоциональные состояния сотрудников и методы их коррекции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1(36). С. 54-57.

7 . Крук В. М., Федотов А. Ю. Системно-ситуативный анализ в практической деятельности должностных лиц психологической службы : учеб. -метод, пособие. М. , 2016. 120 с.

8 . Mayer J. D, Salovey P., Caruso D. Models of Emotional Intelligence In R. J. Sternberg. Handbook of Human Intelligence. New York, 2000. P. 396-420.

9 . Гоулмен Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / пер . с англ. А . Лисицыной . М. , 2005. 301 с .

10 . Карпов А. В., Петровская А. С Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика : монография . Ярославль, 2008. 344 с .

II. Кобозев И. Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. СПб ., 2011. 25 с.

12 . Ильин Е. П. Психология воли . СПб . , 2009. 368 с.

13 . Караваев А. Ф., Крук В. М, Носс И. Н., Виноградов М. В. Проблемы личностно-профессиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в органы внутренних дел и оценки надежности сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62) . С 106-113.

14. Шаранов Ю. А., Устюжанин В. Н., Шахматов А. В. Юридическая акмеология : монография . СПб . , 2016. 248 с.

Emotional and Volitional Regulation as the Condition of Ensuring Law Enforcement Officer's Professional Reliability

Goncharova Natalia A.,

Candidate of Sciences (Psychology), Associate-Professor (academic rank), Associate-Professor, the Saint-Petersburg University of the Russian MIA Saint-Petersburg, Russia. e-mail: [email protected]

Zhidkova Olga A.,

lecturer at the Saint-Petersburg University of the Russian MIA Saint-Petersburg, Russia. e-mail: [email protected]

Emotional and volitional regulation is a primary competence in the system of competences determining the professional reliability of a law enforcement officer and comprises a set of abilities to process emotiogenic influences typical for law enforcement activity. Objective indicators of reliability failures are manifested in psychophysiological changes of reflective and motor functions, decrease of self-control over emotional state and increase in uncontrolled mistakes and disruption in work. Subjective indicators are a set of disorders in cognitive estimate of dangerous or tense situation, lack of abilities to make a volitional effort to carry out regulation and lack of development of necessary skills in emotional and volitional self-regulation. Abilities in the sphere of emotional and volitional self-regulation are a part of a unified integrative mechanism of a psychic regulation of a subject's activity. Their continuing development allows avoiding mistakes in perceptive estimate of emotional states, estimate of danger of external environment influences and ensures the support of relevant psychic reflection of emotiogenic situations. In maintaining law enforcement officers' professional reliability development of its emotional component must become one of the priorities which will facilitate continuing development of abilities, intellectually employ perceptive and cognitive information of affective content for solution of intrapersonal problems and operative tasks.

Keywords: emotional and volitional regulation, reliability of activity, emotional intelligence, professional competences, emotional

reliability, volitional processes, psychic regulation.

Citation: Goncharova N. A., Zhidkova O. A. Emotional and Volitional Regulation as the Condition of Ensuring Law Enforcement Officer's Professional Reliability. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(70). 2017. P. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.