Научная статья на тему 'Модель деятельности психолога по развитию когнитивных процессов в условиях современной школы'

Модель деятельности психолога по развитию когнитивных процессов в условиях современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФГОС НОО / МОДЕЛЬ / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КОМПЕТЕНЦИИ / COGNITIVE PROCESSES / YOUNGER SCHOOL STUDENT / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY / MODEL EDUCATION / SUBJECT OF THE EDUCATIONAL PROCESS / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанин П. В.

В данной статье рассматривается модель работы психолога по развитию когнитивных процессов у младших школьников, осваивающих образовательную программу, выстроенную в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Данная модель построена на комплексной работе с субъектами образовательного процесса. Отражены профессионально важные компетенции психолога, работающего в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ACTIVITY OF THE PSYCHOLOGIST ON DEVELOPMENT

The article discusses the model of work of the psychologist on the development of cognitive processes in primary school, developing an educational program built in accordance with the requirements of Federal state educational standard of primary education. This model is based on the complex work with the subjects of the educational process. The article reflected important professional competence of the psychologist working in an educational institution.

Текст научной работы на тему «Модель деятельности психолога по развитию когнитивных процессов в условиях современной школы»

Психологические науки

УДК 159.9

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

П. В. Сабанин, Институт психологии социологии и социальных отношений (ИПССО) Московского городского педагогического университета (ГБОУ ВПО МГПУ). Москва, Россия, e-mail: [email protected].

Резюме. В данной статье рассматривается модель работы психолога по развитию когнитивных процессов у младших школьников, осваивающих образовательную программу, выстроенную в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Данная модель построена на комплексной работе с субъектами образовательного процесса. Отражены профессионально важные компетенции психолога, работающего в образовательном учреждении.

Ключевые слова, когнитивные процессы, младший школьник, ФГОС НОО, модель, субъект образовательного процесса, компетенции.

Действующий сегодня федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) диктует ряд требований, одно из которых направлено на учет возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей обучающихся в процессе реализации учебной программы. В связи с этим большое значение приобретает практическая деятельность психолога, направленная на изучение индивидуальных психологических особенностей обучающихся [7; 9]. Полученные данные являются необходимым инструментом экспертного анализа психолога для определения соответствия выстроенного процесса обучения с возможностями ребенка. Также полученные данные являются необходимым критерием для определения направленности психологической помощи всем участникам образовательного процесса.

Одной из ярких особенностей младшего школьного возраста является формирование произвольных форм регуляции познавательной и учебной деятельности и активное развитие словесно-логического мышления. Формирование произвольной регуляции ведущей деятельности связано с развитием когнитивных процессов, без чего невозможен переход на более высокий уровень усвоения знаний, навыков, умений, а также приобретение социального опыта и их актуализации в деятельности и поведении [6; 11].

Учитывая все вышеперечисленное можно отметить, что большое значение приобретает целенаправленная, комплексная, системная психолого-педагогическая помощь, выражающаяся в создание и реализации программы направленной на развитие когнитивных процессов. В свою очередь реализация такой помощи будет способствовать формированию универсальных учебных действий (в особенности регулятивные и познавательное действия) и освоению основной образовательной программы начального общего образования в целом.

При проведении данной психологической работы должно учитываться, что технология психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса включает в себя работу со всеми участниками социального взаимодействия на этапе обучения в начальной школе [3; 9], где учитель является одним из ключевых субъектов образовательного процесса, обеспечивающих качество образования.

Также надо отметить, что учитель выступает не только носителем знаний, но и участвует в процессе формирования личности обучающегося. С внедрением новых технологий в образовательный процесс от учителя требуется расширение его профессиональных ролей, где он является: координатором, организатором, помощником и консультантом. Современный педагог должен обладать такими личностными показателями как: высокая адаптивность и энергичность, эмпатийность, личностная лабильность, креативность, развитая способность к рефлексии, а также хорошо развитыми перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. Также для высокой эффективности деятельность должна осуществляться в тесном сотрудничестве помимо педагога-психолога со всеми остальными субъектами образовательного процесса [4].

В создании благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса активная роль отводится администрации образовательного учреждения, являющимся также субъектом образовательного процесса [3].

Кроме учителей и руководителей образовательного учреждения для повышения психологического воздействия в работу должны быть включены родители (опекуны), которым должна доводиться информация об особенностях развития их детей с указанием проблемных зон и рекомендациями по их развитию. Также взаимодействие с родителями (опекунами) обусловлено тем, что психологу необходимо получить согласие от родителей (опекунов) на психологическую работу с психологом.

Психолог, как субъект образовательного процесса, для успешных достижений своей деятельности должен обладать высоким уровнем знаний и умений в следующих профессионально важных компетенциях [5]:

• диагностическая оценка потребности психологической деятельности в учреждении;

• межличностное общение, сотрудничество, совещательность, определение границ компетенции;

• уверенное владение знаниями о ключевых положениях развития детского организма, понимание теории обучения и структуры образовательной деятельности;

• организация системной структуры психологической деятельности в учреждении образования;

• превентивные и коррекционные воздействия, способствующие повышению психологической и социальной компетенции детей;

• рефлексия и оценка деятельности;

• владения специальной терминологией, логика, речь, формулирование рекомендаций;

• соблюдение правовых и этических принципов.

В современной школе психологическая служба в своей деятельности помогает решать актуальные проблемы главным образом в обучении и воспитании обучающихся. При этом одним из перспективных направлений является формирование психологической готовности обучающихся к самостоятельной, активной и созидательной жизни в обществе, а также развитие индивидуальности ученика [8].

На основе вышеизложенных позиций нами была создана модель (рис. 1), отражающая комплексную, системную деятельность, направленную на развитие когнитивных процессов обучающихся, с необходимым участием всех участников образовательного процесса.

Согласно данной модели при реализации психологической работы необходимыми ее компонентами, направлениями являются:

- консультативная и просветительская работа с педагогами и родителями (законными представителями);

- диагностическая работа;

- проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий.

Данное сочетание дает возможность получить более качественные

результаты деятельности при меньших физических и умственных затратах на основе рационального использования умений и навыков.

При построении развивающей программы направленной на развитие когнитивных процессов учитывается то, что усвоение системы научных понятий, начиная с младшего школьного возраста, является определяющим фактором умственного развития и необходимым компонентом направленности развивающего обучения [12]. Поэтому в развивающие занятия должны быть нацелены на развитие мышления, а в особенности словесно-логического мышления. Но нами также учитывается и тот факт, что сенсорно-перцептивные, мнемические, вербально-логические процессы являются сложными образованиями, в которых согласно Б.Г. Ананьеву, «взаимодействуют функциональные, операциональные и мотивационные механизмы, относящиеся к различным классам характеристик человека» [1, с. 144]. Поэтому в программу помимо заданий, направленных на развитие непосредственно когнитивных процессов, должны быть включены упражнения, направленные на улучшение мозговой деятельности, развития познавательной активности ребенка и рефлексии.

Необходимость данного комплексного развития находит свое отражение и в позициях ученых, рассматривающих психику как систему. В.А. Бабанщиков отмечает, что «психика объективно выступает как сложно организованное целое, или органическая система, функциональные компоненты которой имеют общий корень и онтологически неразделимы» [2, с. 86]. Согласно Б.Н. Рыжову психика представляет собой систему, состоящую из различных информационных образований и блоков (ощущения, образы, понятия, представления). Системная функция психики выражается в «подготовке и выдаче импульсов для обеспечения внешней, продуктивной деятельности человека, направленной на развитие и сохранение биологической и социальной макросистемы» [10, с. 5].

Рисунок 1. Модель деятельности психолога по развитию когнитивных процессов младших школьников

В заключение надо отметить, что данная модель работы психолога, направленная на развитие когнитивных процессов младших школьников соответствует требования ФГОС НОО и позволяет решать возникающие проблемы в развитии когнитивной сферы обучающихся на современном уровне развития психологической науки.

Литература:

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.

2. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. №1. С.86-99.

3. Коснырева С.А., Москалева А.С. Роль субъектов образовательного процесса в обеспечении качества образования // Управление качеством в образовательном учреждении: сборник научных статей и тезисов / Урал. гос. пед. ун-т; Екатеринбург, 2009. - С.85-91

4. Котова С.А. Роль психологических технологий в модернизации современного образования // Вестник практической психологии образования. 2011. №2. С.46-48.

5. Марголис А.А., Коновалова И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2010. №1. С.13-20.

6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. 3-е изд., стер. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.: ил.

7. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012). Доступ из справ.- правовой системы "Консультант Плюс".

8. Романова Е.С. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

9. Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О создании инте-гративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в современной школе // Системная психология и социология. 2013. №8 (II). С. 9-16.

10. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии (продолжение)// Системная психология и социология. 2011. № 3. С.5-17

11. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. — 384 с.

12. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

Sabanin P. V. Model' dejatel'nosti psihologa po razvitiju kognitivnyh processov v uslovijah sovremennoj shkoly / P. V. Sabanin // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 3-4, 2014. - S. 45-51.

© П.В. Сабанин, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —

УДК 004.9:378

РЕТИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Щукин А.С. (Санкт-Петербург), Чупров Л.Ф. (Черногорск, Россия), Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири.

Резюме. В статье обсуждаются проблемы, которые возникли при использовании сетевого общения и информационных технологий в психологической практике. Авторы выделяют ряд вопросов, по которым необходимо преодолеть иллюзии в использовании информационных технологий. Намечены наиболее перспективные направления работы психолога с использованием Интернета.

Ключевые слова: Интернет, информационные технологии, психологическая практика, направления работы.

Перед психологическим сообществом последние полтора десятка лет стоит задача использования своих методов работы в сетевой (рети-альной, от лат. rete — сеть) коммуникации [3], отражающей современный, высокий уровень использования для коммуникации между людьми компьютерных информационных технологий (IT). Условия задачи отнюдь не являются статическими, сформулированными в середине 90-х. Напротив, из-за высоких темпов развития области IT почти ежегодно меняются средства и характер общения людей через IT.

Если для психологов-теоретиков существует время для глубокого анализа парадигмы профессиональной коммуникации, то для практических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.