Психологические науки
УДК 159.9
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ 4
П.В. Сабанин, Московский городской педагогический университет (ГБОУВПО МГПУ), Москва (Россия), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье рассматривается особенности групповой и индивидуальной психодиагностики, роль компьютерных диагностических программ в данном виде деятельности психолога.
Ключевые слова: групповая психодиагностика, индивидуальная психодиагностика, психолог, компьютерная диагностическая программа, младший школьник.
INDIVIDUAL AND GROUP PSYCHOLOGICAL TESTING WITH COMPUTER
DIAGNOSTIC PROGRAM
(by Pavel V. Sabanin)
Abstract. In article discusses the features of group and individual psychodiagnostics, the role of computer diagnostic programs in this kind of activity of the psychologist.
Keywords: group psychological testing, individual psychological testing, psychologist, computer psycho-diagnostic program, a Junior high school student.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) устанавливает ряд обязательных требований при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями и ее освоении обучающимися, одним из которых является учет возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт направлен на развитие личности ученика посредством усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, с созданием максимально благоприятных условий для развития способностей и дарования детей.
В связи с этим важную роль приобретает психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, включающего изучение индивидуальных психологических особенностей и поведения ребенка с углубленным анализом
4 Статью рекомендовал А.С. Щукин, выпускающий соредактор номера. Рецензент к.псх.н. Л.Ф. Чупров (Черногорск, Россия)
полученных результатов. В ряде некоторых случаев, для достижения положительных учебных результатов учеников, является проведение экспертного психологического анализа, нацеленного на определение соответствия выстроенного процесса обучения и возможностей ребенка.
При выборе психодиагностических процедур одним из самых важных критериев является минимизация затрат как специалиста, так и ребенка. Компьютерная диагностика (при соблюдении всех необходимых для ее применения процедур и условий) весьма эффективна для массовых исследований. Действительно, как пишут Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Л.Ф. Чупров (1990): «Дополнительные возможности для использования в работе школьного психолога представляет компьютерная техника. В частности, применение компьютерных вариантов программ в психодиагностике позволяет повысить эффективность работы психолога, способствуя унификации процедуры исследования, уменьшению нагрузки психометриста, применению программных методов статистического анализа индивидуальных и групповых результатов, накоплению банка данных. Появляется возможность группового обследования методиками, исходно рассчитанными на индивидуальное обследование, т.к. компьютерная техника позволяет с успехом осуществлять обратную связь с исследуемым ребенком. Кроме того, использование компьютерного варианта методики может представлять дополнительную ценность для тестирования детей со сниженной коммуникабельностью, в том числе с ранним детским аутизмом» [3, с. 22].
Методики, по способу их проведения, подразделяются на групповые и индивидуальные. Методики для проведения групповым способом позволяют сделать срез по группе по исследуемому показателю и можно определить, какое место занимает в группе ребенок со своим значением по данному показателю и по отношению к нормативам методики. Однако главным недостатком группового тестирования является неспособность полностью раскрыть особенности конкретного ребенка, провести детальный качественный анализ полученных результатов. Но для выделения детей, нуждающихся в дополнительном развивающем воздействии, тренировке недостаточно сформированных навыков, групповые виды диагностики подходят. Для психологической диагностики детей необходимо получить согласие родителей (опекунов).
С помощью групповых видов диагностики в школе можно решать следующие задачи [7]:
1. Выделение детей в классе, которые по определенным диагностируемым показателям отличаются от остальных обследуемых.
2. Оценка личностных характеристик обучающихся. Однако перед применением данных методик надо удостовериться, что ребенок понимает смысл прочитанного.
3. Социометрические исследования межличностных отношений в классе или группе. Для младшего школьного возраста данные методики не применимы, в виду недостаточной сформированности «межличностного пространства».
Одним из методов, подходящих для групповой диагностики, является
наблюдение. Данный метод позволяет в режиме «здесь и сейчас» наблюдать за поведением детей в классе и увидеть выделяющихся детей по отдельным показателям, сформулировать диагностическую гипотезу для проведения последующего углубленного исследования и оценки особенностей их развития. Однако в процессе наблюдении психолог может и не увидеть тех особенностей, которые сглажены компенсаторными механизмами личности.
Диагностика с помощью компьютерных специализированных программ и модифицированных бланковых методик для диагностики посредством компьютера позволяет проводить как групповые исследования, так и индивидуальные. С помощью компьютера исследование когнитивных процессов, в особенности восприятия, внимания и памяти приобретает более четко выстроенный, жестко регламентируемый и контролируемый по времени процесс диагностики [5; 6]. Использование современных информационных, цифровых технологий позволяет оптимизировать работу психолога и испытуемого. А современные условия развития общества и массовое распространение информационных технологий является необходимым условием для интеграции в современные реалии [2; 4]. Для применения компьютеризированной методики необходимо, чтобы уровень общекультурной и информационной компетентности испытуемого и психолога соответствовал условиям применения методики [1].
Одно из преимуществ, хорошо созданных компьютерных диагностических программ, является снижение доли ошибки психолога, так как вероятность ошибки из-за человеческого фактора значительно уменьшается. Компьютерные программы значительно облегчают обработку полученных результатов и их интерпретацию. Также интересное оформление интерфейса компьютерной программы способствует положительному настрою обследуемого. Данный факт очень важен для проведения психологической диагностики детей младшего школьного возраста, в силу их особенностей волевой регуляции деятельности, которая продолжает активно развиваться на данном этапе.
Необходимо отметить, что индивидуальное психологическое обследование также имеет свои особенности. Для младшего школьного возраста необходимость применения в большинстве своем индивидуального обследования обусловлена возрастной спецификой психического развития. Индивидуальное обследование применяется также для проведения углубленного психологического обследования, где необходимо использовать рациональную технологию, которая максимально эффективно и с минимальными затратами времени и ресурсов психолога и ребенка дает возможность получить необходимые результаты для анализа, интерпретации, составления заключения и рекомендаций. В данном случае компьютерные программы хорошие помощники психолога в обработке полученных результатов и их интерпретации, позволяя более эффективно распоряжаться временем работы с ребенком. Интерфейс компьютерных программ, смоделированный под игру, помогает ребенку легко включиться в диагностику.
При психологическом обследовании все этапы должны быть взаимосвязаны и корректироваться в зависимости от необходимости. Оценка уровня актуального
развития должна проводиться в едином русле, с целью решения задачи -комплексной многоаспектной квалификации состояния ребенка, что в свою очередь позволяет поставить правильный психологический диагноз и обеспечить достаточно надежный прогноз в развитии и обучении ребенка [7; 8; 9]. Данный алгоритм индивидуальной психологической диагностики соответствует требования ФГОС НОО и определению образовательного маршрута.
Для более полного представления диагностического процесса необходимо отметить, что он состоит из следующих этапов [7]:
1. Получение согласия от родителей (опекунов) на работу с ребенком, если ранее оно не было получено. Чаще всего запрос на работу с ребенком поступает от педагогов, поэтому к работе с ребенком можно приступить только после согласия родителей, независимо от настойчивости и желания педагогов и администрации. Подготовка к проведению психологического обследования и первичный прием ребенка. На этом этапе очень важно установить доброжелательный контакт с ребенком.
2. На данном этапе происходит собственно психологическое углубленное обследование, которое состоит из таких компонентов как: построение диагностической гипотезы, собирается психологический анамнез о развитии ребенка, непосредственно проведение обследования.
3. На этом этапе проводится анализ полученных результатов.
4. Составление психологического заключения и формулировка психологического диагноза.
5. Консультация субъектов образовательного процесса (непосредственно заинтересованных) и предоставление им рекомендаций по дальнейшему развитию обучающегося.
В заключении отметим, что психологический диагноз вытекает из результатов углубленного психологического обследования, анамнеза, поведенческих особенностей обследуемого ребенка, его критичности и адекватности (включая отношение к самой процедуре). Для повышения эффективности психодиагностической деятельности на современном развитии цифровых технологий, разумно будет наряду с обычными бланковыми методиками использовать компьютер.
Литература
1. Бабанин, Л.Н. Проблема эквивалентности традиционных и компьютеризированных психологических методик / Л.Н. Бабанин // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - С. 77-80.
2. Григоренко, В.А. Информационные технологии в образовательной деятельности сельской школы / В.А. Григоренко // Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России: Материалы Всероссийской научн.-практ. конф. (26-27
июня 2008г). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - С. 268-272
3. Исследование особенностей прогностической деятельности (методические рекомендации и компьютерная программа) / Авт.-состав.: Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Л.Ф. Чупров.- Абакан: АГПИ, 1990.- 30 с.
4. Перевезенцева, Е.С. Веб-реализация адаптивного матричного теста интеллекта Бертлинга-Холлинга / Е.С. Перевезенцева, Д.В. Ушаков, А.С. Панфилова // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. -М.: Ин-т психологии РАН, 2010. - С. 168 - 171
5. Сабанин, П.В. Особенности развития когнитивных процессов в городской и сельской популяции детей / П.В. Сабанин // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 7. С. 61-69.
6. Сабанин, П. В. Роль произвольного внимания в умственной деятельности младшего школьника / П.В. Сабанин // Наука. Мысль. - 2014. - № 7; URL: wwenews.esrae.ru/17-488 (дата обращения: 31.10.2014).
7. Семаго, М.М., Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. /М.М. Семаго, Н.Я. Семаго/ - М.: Айрис-пресс, 2004. - 288 с.
8. Семаго, Н.Я., Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство /Н.Я. Семаго, М.М. Семаго/ - изд. 3-е перераб.- М.: Изд-во АПКиППРО, 2007. - 127 с.
9. Семаго, Н.Я. Методические рекомендации к «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности. Дошкольный и младший
школьный возраст» / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго/ - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.
— • —
Сведения об авторе
Павел Валериевич Сабанин, аспирант кафедры социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений (ИПССО) Московского городского педагогического университета (ГБОУ ВПО МГПУ), Москва (Россия).
© П. В. Сабанин, 2014.
© Наука. Мысль, 2014.
Подписано в печать 31.12.2014.
— • —