Научная статья на тему 'Модализация сообщения в социальных сетях'

Модализация сообщения в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
504
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДАЛИЗАЦИЯ СООБЩЕНИЯ / ЭМОТИКОНЫ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДИСКУРСА / ЭМОЦИИ / MODALIZATION OF THE MESSAGE / EMOTICONS / NONVERBAL ELEMENTS OF DISCOURSE / EMOTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Моисеенко Л. В.

Статья посвящена исследованию эмотиконов, которые занимают значительное место в мобильной коммуникации и социальных сетях как инструмент невербального интернет-общения. Частотность употребления эмотиконов позволяет рассматривать их как дискурсивный элемент организации сообщения. Эмотиконы свидетельствуют об уровне доверия между коммуникантами и выполняют функции выражения эмоционального состояния, функции поддержания контакта с собеседником, функцию интерпретации высказывания и функцию последней реплики в Интернет-коммуникации. Эмотиконы обладают национальными, социолектальными и даже территориальными особенностями, что показано на примере оформления эмотиконов Испании. Будучи маркированным элементом сообщения, эмотиконы используются в рекламных кампаниях и политике, представляют научный интерес для изучения эмоций, генерируемых в ходе общения в социальных сетях, в том числе в ракурсе национальной специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MESSAGE MODALIZATION IN SOCIAL NETWORKS

The article is devoted to the study of emoticons, which occupy a significant role in mobile communication and social networks as a tool of non-verbal Internet communication. The frequency of emoticons usage gives grounds for considering them a discursive element of the message organization. Emoticons indicate the level of trust between communicants and perform the functions of the emotional state expression, maintaining contact with the interlocutor, interpreting statements and the function of the last replica in Internet communication. Emoticons have national, sociolectal and even territorial characteristics, as illustrated through the design of Spanish emoticons. Being a marked element of the message, emoticons are used in advertising campaigns and politics. They are of scientific interest for the study of emotions generated during communication in social networks, including the perspective of national specifics.

Текст научной работы на тему «Модализация сообщения в социальных сетях»

УДК 811

Л. В. Моисеенко

доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой лингвистики и профессиональной коммуникации в области права МГЛУ; e-maiL: LiLiamoiseenko@gmaiL.com

МОДАЛИЗАЦИЯ СООБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Статья посвящена исследованию эмотиконов, которые занимают значительное место в мобильной коммуникации и социальных сетях как инструмент невербального интернет-общения. Частотность употребления эмотиконов позволяет рассматривать их как дискурсивный элемент организации сообщения. Эмотиконы свидетельствуют об уровне доверия между коммуникантами и выполняют функции выражения эмоционального состояния, функции поддержания контакта с собеседником, функцию интерпретации высказывания и функцию последней реплики в Интернет-коммуникации. Эмотиконы обладают национальными, социолекталь-ными и даже территориальными особенностями, что показано на примере оформления эмотиконов Испании. Будучи маркированным элементом сообщения, эмотиконы используются в рекламных кампаниях и политике, представляют научный интерес для изучения эмоций, генерируемых в ходе общения в социальных сетях, в том числе в ракурсе национальной специфики.

Ключевые слова: модализация сообщения; эмотиконы; невербальные элементы дискурса; эмоции.

L. V. Moiseenko

PhD. in Linguistics Head of the Department of linguistics and professional communication in the field of law MSLU; e-mail: liliamoiseenko@gmail.com

MESSAGE MODALIZATION IN SOCIAL NETWORKS

The articLe is devoted to the study of emoticons, which occupy a significant roLe in mobiLe communication and sociaL networks as a tooL of non-verbaL Internet communication. The frequency of emoticons usage gives grounds for considering them a discursive element of the message organization. Emoticons indicate the level of trust between communicants and perform the functions of the emotional state expression, maintaining contact with the interLocutor, interpreting statements and the function of the last replica in Internet communication. Emoticons have national, sociolectal and even territorial characteristics, as iHustrated through the design of Spanish emoticons. Being a marked element of the message, emoticons are used in advertising campaigns and politics. They are of scientific interest for the study of emotions generated during communication in social networks, including the perspective of national specifics.

Key words: modalization of the message; emoticons; nonverbal elements of discourse; emotions.

Введение

Социальные сети управляются критериями интеракции как социального взаимодействия людей в интернет-общении. При этом модальность лежит в основе процесса интерпретации высказывания адресатом и оценочных регуляций, главной составляющей которых являются эмоции [Дускаева, Краснова 2014, с. 54].

Сообщения в социальных сетях состоят из вербальной и невербальной компоненты. К последней, в частности, относятся эмотико-ны как средство иконической организации текста.

Передаваемые в социальных сетях эмоции предполагается изучать с помощью эмотиконов (эмотикон, эмотиконка, от emotion + icon - иконка, образ, в повседневной речи - смайлик) - пиктограмм, изображающих эмоцию, которые чаще всего составляются из типографических знаков. Первый эмотикон появился более 30 лет назад, Считается, что в 1980-х гг. инженер по технологиям Scott Fahlman, общаясь с другими пользователями на форуме, понял, что ему не хватает слов для обозначения того, чтобы некоторые месседжи воспринимались как шутки. И тогда он изобразил две точки, тире и скобку [Baraniuk 2014].

Считается, что графический смайлик создал американский художник Харви Болл в 1963 г. Впоследствии смайлик стал сопровождаться пожеланием счастливого дня «Have a Happy Day».

По другой версии смайлику около 380 лет. Его обнаружили сотрудники Национального музея г. Тренчин в Словакии рядом с подписью адвоката. Изображение означает, что у автора все хорошо, нет никаких проблем [Шевченко 2017].

Рис. 1. Прототип смайлика 1980-х гг.

t %

Рис. 2. Прототип смайлика из г. Тренчин

В русском языке смайлик широко используется как общий термин для любого эмотикона. В испанской традиции этот ресурс называют втоИсоп (втойсопоз, втойсопвз) или вто]в, вто]1.

Эмотиконы как средство иконической организации сообщения

Оксфордский словарь в 2015 г. назвал эмотикон словом года, причем выбрано лицо со смехом до слез. Словарь отмечает, что впервые в истории выбрано не слово, а пиктограмма (рис. 3).

Рис. 3. Эмотикон, признанный «словом года» в 2015 г.

Британские специалисты по Software для банков говорят, что новые поколения общаются по-другому. Так, 64 % поколения millennial общаются эмотиконами, т. е. имеет место гибридизация: текст / образ. В социальной сети Instagram использование эмотиконов находится на том же уровне, что и письменный текст. При этом женщины пользуются эмотиконами чаще, чем мужчины. В Twitter эмотиконы обычно ставятся в конце сообщений. По данным организации Datagenetics,

в 2013 г. было зарегистрировано 2242 эмотикона [Mundo tecnológico], выполненных при помощи значков клавиатуры компьютера. Наиболее частыми из них являются следующие:

Таблица 1

Эмотиконы, выполненные типографическими знаками

:-) улыбающийся о

:-( грустный

:-[ сердитый и

:-0 удивленный V

;-) подмигивающий N

Среди наиболее распространенных в мире называют эмотиконы, передающие различные эмоции, т. е. эмотиконы выступают своеобразным средством кодирования эмоций, выражая эмоцию таким способом, как она отражается на лице [Нашхоева 2011].

Как видим, большинство эмотиконов, выполннных типографическими знаками, читаются боком, в отличие от японских эмотиконов «каомохи», которые можно читать вертикально, не переворачивая их мысленно (J °D°)J ^ J-L [Baraniuk 2014]. В отношении количества графических и выполненных в цвете эмотиконов, достоверных данных нет. Тем не менее их количество все время возрастает.

Это обусловлено, в том числе и тем, что, согласно отчету 2015 г. Reuters Institute, потребление информации с мобильных устройств увеличивается по сравнению с компьютерами. Среди социальных сетей на третье место после Facebook и Youtube выдвигается WhatsApp, оставляя позади Twitter y Google+. В WhatsApp можно найти даже экзотические эмотиконы такие,

как танцовщицу фламенко. Рис 4. Эмотикон la flamenca

Приведем некоторые примеры, сопровождаемые эмотиконами: So much to write in such a short amount of time © I better be off now to finish writing mine © [Нашхоева 2011]. © Реликтовое кино - фантастика?

Марс атакует. Мнение ВВГ о ... Черти думали нас сломят, а мы их нагнули, Россию не сломить! © (25.02.2018 - реакция на ОИ-2018 в Пхёнчхане)

¡Buenos días, L...! Те escribo para decirte que mañana ya nos vamos a Jamonlandia

Натуля, спасибо, что ты есть!

Очень часто эмотикон ставится в качестве последней реплики интернет-чата или сообщения в социальных сетях / мобильных телефонах.

В социальных сетях решается будущее языка. В тот момент, когда совершается запись в Сети, слова приобретают глобальный масштаб. И не слова тоже. Эмотиконы - это динамично развивающаяся система, сейчас существует даже так называемая emojipedia (www.emojitracker. com), где представлены наиболее полные списки эмотиконов. В последнее время разрабатываются национальные эмотиконы, являющиеся культурными символами страны. Так, Финляндия [Un viejo Nokia] представила в качестве последних эмотиконы «сауна» (в стране их около 2 млн.) и «Nokia», «неломающееся» мобильное устройство, получившее большое распространение в 2000-х гг.

Рис. 5. Эмотиконы «сауна» и Nokia

Apple поставил задачу увеличить количество азиатских и негритянских лиц в списках эмотиконов. В 2014 г. в этих списках были представлены только два азиатских и ни одного негритянского лица [Mundo tecnológico]. Специалисты говорят, что вскоре PIN в качестве пароля заменит эмотикон. Такой PIN называют более надежным (например, выбрать для PIN четыре эмотикона из списка 44) [Olvídate de los PIN], что основано на особой способности людей запоминать образы. Работа в этом направлении ведется в отношении личного пароля для банковских карт.

Газета The Guardian, в свою очередь, сделала перевод на язык эмотиконов последней речи Обамы перед Государственным советом. The Washington Post изобразила в виде эмотиконов кандидатуры на пост президента США на выборах 2016 г. [Carrion 2015; Gutiérrez-Rubí 2016].

Рис. 6. Эмотиконы кандидатов на пост президента США (2016)

Для Хиллари Клинтон была изобретена специальная клавиша HILLMOJI, которая позволяет посылать эмотиконы этому кандидату от демократов [Gutiérrez-Rubí 2016]]. Приложение совместимо с WhatsApp, Telegram, Messenger и др.

Уже разработан список эмотиконов Emoji Sentiment Ranking (arxiv.org/abs/15.09.07761) на 13 европейских языках со шкалой градации (отрицательные, нейтральные, положительные), выяснено, что

большинство эмотиконов - положительные. Этот список предлагается как ресурс для автоматизированного анализа эмоций.

La empresa SNAPS lanzó el teclado especial 'HILLMOJI' que permite enviar emoticones, stickers y GIF de la candidate demócrata.

Compatible con WhatsApp, Telegram, Messenger y otros servicios de mensajería.

Рис. 7. Эмотикон HILLMOJI

Таблица 2

Эмотиконы, передающие эмоции

Положительные эмоции %

счастливые (felices) 44,8

сердечки (corazones) 12,5

руки (здорово!) (manos) 5,3

романтические (románticos) 2,4

Отрицательные эмоции

грустные 14, 4

Другие 20,6

Не всегда эмотиконы интерпретируются однозначно с точки зрения семантики, эмоциональной перспективы и отражения оценки (положительной или отрицательной). Эмоции, которые каждый человек соотносит с тем или иным эмотиконом, не всегда одинаковы и зависят от платформы, на которой используется эмотикон. Особую дискуссию, согласно данным университета Миннесота [García 2016], вызывает улыбающееся лицо c закрытыми глазами. В версии Apple этот эмотикон имеет более отрицательные коннотации, чем на других платформах [García 2016].

АЛ i ** « - ->

CUD \~~у w' Twitter Facebook Moiilla Emoji One

Samsung Google

У

Microsoft LG

I—I—I—I—I—I—I—I—E—-E —\

-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 Negative Neutral Positive

Рис. 8. Эмотикон «улыбающееся лицо c закрытыми глазами» на различных платформах

Понятно, что эмотиконы, несмотря на попытки их унификации, всё же дифференцируются в зависимости от страны [El lenguaje 2014; Salas 2016]. Так, изображение счастливого лица будет отличаться в Боготе, Токио и Сеуле:

Bogotá Tokio Seúl

:- ) (* *) (@ @)

Исследования, проведенные лондонским центром Swiftkey: 1 млрд сообщений мобильных телефонов на 16 языках [Abad Liñán 2015; Alameda 2015], позволили выявить некоторые закономерности на примере более 800 эмотиконов.

Характерные эмотиконы Страна наибольшего распространения

Эмотиконы, передающие положительные эмоции Турция, Россия, Вьетнам

Эмотиконы, передающие грусть, слезы испаноязычное население США, Латинская Америка

Также выделены отдельные тематические ряды, соотносимые с той или иной страной.

Эмотиконы, представленные в виде: Страна наибольшего распространения

маленьких детей (bebés) Латинская Америка

кошек Бразилия

знаков, относящихся к женской тематике Великобритания

знаков, связанных с насилием Канада

знаков, связанных с отдыхом Австралия

знаков, связанных с праздником (fiesta) Испания (72%)

знаков, передающих грусть испаноязычное население США

эмотиконы-сердечки! Франция

эмотиконы-счастливые лица Турция

знаков, связанных с романтической темой (поцелуи, влюбленные пары, любовные письма) Россия

эмотиконы-цветы арабские страны

В Испании проведен ряд исследований эмотиконов в WhatsApp [Jiménez Cano 2014].

OS

Isfei^Sw O ¿ v

V Ъ - v v ^¿ vvl- V V

«I i HA 8 ft&

Рис. 9. Эмотиконы Приложения WhatsApp

При помощи эмотиконов пишут песни, оформляют субтитры к кинофрагментам, слово «эмотикон» уже является частью испанского языка [El lenguaje 2014].

На рисунке 10 представлены результаты исследования 4,2 млн эмотиконов, отправленных через приложение WhatsApp в 2015 г. Исследование проведено компанией Tiny Books, специализирующейся на анализе электронных сообщений.

Рис. 10. Анализ эмотиконов, отправленных в Испании через WhatsApp (2015)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как следует из рисунка 8, у жителей Мадрида наиболее распространен эмотикон, выражающий ужас, каталонцы чаще других выражают одобрение аплодисментами, а жители Канарских островов не желают видеть ничего впереди себя. Характерными знаками для Галисии и Арагона являются губы, Кастилия и Леон, а также Валенсия предпочитают сердечки [Los madrileños 2015]1, а Кастилия Ла Ман-ча отмечена особой любовью к эмотикону «осьминог». Считается [Захарова 2010], что эмотиконы расширяют возможности письма и компенсируют недостающие, по сравнению с устной речью, средства выражения.

На национальном уровне в Испании было проанализировано 22 млн эмотиконов в 6000 текстовых сообщениях [Los madrileños

1 В случае Кастилии и Леона сердце пронизано стрелой, а в Валенсии оно окрашено в фиолетовый цвет.

2015], и составлена схема распределения наиболее используемых эмотиконов (см. рис. 11).

лицо, посылающее поцелуй сердечком (¡a cara amarilla que tira un beso con corazón) 17,6 %

лицо, изображающее смех до слез (¡a cara ¡¡orando de risa) 9,3 %

красное сердечко (e¡ corazón rojo) 8,8 %

лицо с сердечками вместо глаз (¡a cara con corazones por ojos) 6,2 %

улыбающееся лицо, порозовевшее от удовольствия (la cara que

sonríe y se sonroja) 4,2 %

Рис. 11. Распределение эмотиконов на национальном уровне (Испания, 2015)

Несмотря на популярность эмотиконов, у них есть сторонники, которые считают, что они придают гуманные оттенки коммуникации и противники, которые считают, что их использование обедняет коммуникацию.

Считается, что эмотиконы можно отправлять людям, с которыми установились доверительные отношения, их не советуют использовать в деловой переписке или научных исследованиях. Использование эмотиконов в рекламе объясняется тем, что последние способны вызывать эмоции, причем быстрее, чем это делают обычные слова.

Исследование, проведенное в отношении использования эмо-тиконов в промоушн-акциях в Twitter, увеличилось на 241 % за год [Lluis Mico 2016]. Эксперты считают, что эмотиконы способствуют процессам интеракции между пользователями, нужно только умело подобрать сочетание слов и символов. В качестве мастер-класса по маркетингу приводится промоушн-кампания американского кассового фильма Deadpool (реж. Тим Миллер).

Рис. 12. Промоушн-кампания американского фильма Deadpool

Выводы

Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время эмотиконы завоевывают всё большие позиции в мобильной коммуникации и социальных сетях как инструмент невербального интернет-общения и, следовательно, могут рассматриваться как дискурсивный элемент организации сообщения. Эмотиконы свидетельствуют об уровне доверия между коммуникантами, выполняют функции выражения эмоционального состояния, функции поддержания контакта с собеседником, функцию интерпретации высказывания и функцию последней реплики в интернет-коммуникации. Отмечается также их людический характер. По эмотиконам можно определить идиолект и социолект коммуникации. Эмотиконы перестали соотноситься только с текстовыми посланиями подростков. Сейчас они воспринимаются с точки зрения маркированного выражения сообщения, способного преодолевать языковые барьеры. Эмотиконы используются в рекламных

кампаниях и политике, представляют научный интерес для изучения эмоций, генерируемых в ходе общения в социальных сетях, в том числе в ракурсе национальной специфики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дускаева Л. Р., Краснова Т. И. Интенциональность и модализация медиатек-ста в контексте культуры // Политическая лингвистика. 2014. № 3 (49). С. 51-57.

Захарова Е. О. Нерегламентированная пунктуация как признак рекламного

текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2010. 24 с. Нашхоева М. Р. Взаимодействие пунктуационных знаков и эмотиконов

в текстах форумов // Вестник ЧГПУ. 2011. № 12. С. 321-327. Шевченко И. В. В Словакии ученые обнаружили уникальную находку. 03.02.2017. URL: hronika.info/neverojatnoe/204862-v-slovakii-uchenye-obnaruzhili-unikalnuyu-nahodku/ Abad Liñán J. M. Un 'atlas' mundial de los emoticones más usados crea y destruye tópicos. URL: tecnologia.elpais.com/tecnologia/2015/04/22/ actualidad/1429719984_193699.html?rel=mas Alameda D. ¿Cuáles son los emoticones más utilizados en el mundo? URL: elpais.

com/elpais/2015/04/23/media/1429798687_624406.html?rel=mas Baraniuk Ch. :-o El sorprendente poder de los emoticones. URL: www.bbc.com/ mundo/noticias/2014/12/141201_vert_fut_tecnologia_sorprendente_poder_ emoticonos_ig

Carrion J. Retórica, lógica y política del WhatsApp. URL: tecnologia.elpais.com/

tecnologia/2015/09/01/actualidad/1441120677_926557.html?rel=mas El lenguaje de los emoticones. 30/8/2014. URL: www.semana.com/vida-moderna/

articulo/el-lenguaje-de-los-emoticones/400934-3 García A. Diferentes interpretaciones para un mismo 'emoji'. 12/04/2016. URL: www. Lavanguardia. Com/tecnologia/20160412/401053971200/estudio-percepcion-emojis.Html Gutiérrez-Rubí A. Internet: la nueva geografía de la lengua // IV Congreso Internacional del Español "Innovación, tecnología y comunicación en español". Salamanca, 6-8 de julio de 2016. URL: www.gutierrez-rubi.es/2016/07/07/ innovacion-tecnologia-y-comunicacion-en-el-iv-congreso-internacional-del-espanol-salamanca/

Jiménez Cano R. Los emoticonos se renuevan. URL: tecnologia.elpais.com/

tecnologia/2014/06/20/actualidad/1403246714_735186.html Los madrileños se espantan mientras los catalanes aplauden en WhatsApp. URL: tecnologia.elpais.com/tecnologia/2015/11/27/actualidad

Lluis Micó J. Emoticonos que sirven para vender. URL: www.lavanguardia.com/ tecnologia/20160714/403185415668/emoticonos-emojis-marketing-ventas-estudio.html

Mundo tecnológico: Apple quiere más emoticones negros y asiáticos. www.bbc.

com/mundo/video_fotos/2014/03/140328_video_click_28marzo_wbm Olvídate de los PIN, llegan las contraseñas con emojis. URL: www.lavanguardia. com/tecnologia/innovacion/20160607/402346541271/contrasenas-emojis-passcode.htlm

Salas J. Emoticonos: ¿Qué quieres decir con ? URL: tecnologia.elpais.com/

tecnologia/2016/04/12/actualidad/1460484136_716565.html Un viejo Nokia y una sauna, entre los primeros emojis 'nacionales'. URL: tecnologia. elpais.com/tecnologia/2015/11/06/actualidad/1446811486_813910. html?rel=mas

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.