УДК 81 ББК 80
Нашхоева Марьям Разамбековна
аспирант кафедры английского языкознания МГУ им. М.В. Ломоносова г. Москва Nashkhoeva Mariam Razambekovna Post-graduate
Moscow State University named after M.V. Lomonosov
Moscow
Взаимодействие пунктуационных знаков и эмотиконов в текстах форумов Punctuation Signs and Emoticons Interaction in Forum Texts
В статье рассматриваются такие понятия как электронная коммуникация, форум, эмотикон (смайлики).
Основное внимание автор уделяет функциям, выполняемым эмотиконами в текстах форумов, а так же взаимодействию пунктуационных знаков и эмотиконов.
The article considers such concepts as Internet communication, forum, emoticon (smileys). The author points out the basic functions of emoticons in the texts of forums, pays attention to the interaction of punctuation marks and emoticons.
Ключевые слова: интернет, форум, эмотикон, смайлик, анимированный смайлик, пунктуационный знак, точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
Key words: Internet, forum, emoticon, animated smile, punctuation sign, point, question mark, exclamation mark, elision marks.
В настоящее время интернет предстает как новая информационная среда современной культуры, знаковое явление современной эпохи, которое формирует новые коммуникативные практики, новый тип мировосприятия и новый образ жизни, в которой присутствуют все традиционные средства коммуникации, такие как форум, чат, блог, видеоконференция, ICQ, электронная почта и другие типы интернет общения. Стоит отметить, что Интернет не представляет собой окончательно сложившееся явление, так как находится в самом начале своего развития.
В сети Интернет общение в жанре форума представляет собой взаимодействие в рамках определенного сетевого сообщества, под которым понимается группа людей, участвующих в социальном взаимодействии посредством виртуального общения, находящихся в каких-либо общих связях между собой и другими членами группы, в едином пространственно-временном
промежутке, заданном веб-сайтом, и осознающих себя как членов данного сообщества [Кремлёва, 2001, www.].
С.В.Бондаренко отмечает, что рассматривая социальную структуру виртуальных сетевых сообществ, социальные общности в виртуальном пространстве «объективны по своей природе, и на них распространяется действие существующих в физическом мире законов развития социума (разумеется, с учетом специфики виртуального пространства)» [Бондаренко С. В., 2004, с. 15]. Таким образом, мы можем сказать, что форум является одним из примеров сетевого сообщества.
По мнению Л.В. Лутовиной «сетевой форум является сообществом пользователей, организованным на том или ином сайте с целью общения на заданные темы, и представляет собой информационно-развлекательный жанр. Форум - это сайт, состоящий из тематических разделов, включающих те или иные сообщения пользователей и ответы на них» [О.В.Лутовина,2009:188].
Сообщения на форумах состоят из текстов смешанного типа, которые включают две негомогенные части: вербальная (языковая/речевая) и
невербальная (принадлежащая к другим знаковым системам, нежели естественный язык). К невербальным, иконическим средствам организации текстов можно отнести эмотиконы (смайлики).
Лингвисты признают компьютер и Интернет продуктивной основой для расширения «фактурных возможностей речи» и создания «инноваций в языке» [Шмелёва, 207:17]. Смайлы правомерно рассматривать как инновационные средства графики, расширяющие возможности письма, компенсирующие его недостающие средства выражения по сравнению с устной речью. В случае употребления смайлов «параграфемика имитирует обращение к другим паралингвистическим средствам - мимическим» [Куликова, 2004:143].
Таким образом, следует отметить, что возникновение смайлов в сфере электронной коммуникации обусловлено тем, что она сочетает в себе черты письменной и устной речи: технически это письменная речь, а с точки зрения структуры используемого языка и режима общения может быть охарактеризована как устная. Общение, происходящее «в реальном времени» с
помощью технических средств, характеризуется быстротой коммуникативных реакций, предполагает передачу эмоционального состояния участников, нюансов их настроения. Как отмечает Е.О. Захарова «вербальное выражение эмоций и чувств на письме требует определённых усилий и временных затрат. Новые формальные средства (эмотиконы) способствуют их экономии» [Е.О. Захарова, 2010:126].
Для создания смайлов используются пунктуационные и типографские знаки. Перечень смайлов, однако, постоянно расширяется, и в последнее время распространение получают смайлы-рисунки и анимационные смайлы, которые не прилагая особый усилий в готовом виде можно вставить в текст электронного сообщения.
В текстах форумов обнаруживается широкое употребление эмотиконов (смайликов), которые служат для выражения всевозможных экспрессивно-эмоционально-оценочных созначений, свойственных единицам, входящим в данные тексты. Наиболее употребительными эмотиконами (смайликами) в сети Интернет, в частности, в текстах форумов, являются следующие виды смайлов:
:-) улыбающийся, :-( грустный, :-[ сердитый, :-0 удивленный, :-*
поцелуй, ;-) подмигивающий.
Смайлы можно отнести к паралингвистическим средствам письменной коммуникации, или к таким средствам, которые не являются речевыми единицами, но сопутствуют последним с целью уточнения, конкретизации смысла основного сообщения. Смайлики не имеют устойчивого, принятого набора знаков, т.к. это динамично развивающаяся система. Объединяет все существующие в сети интернет смайлики их общее функциональное назначение — более богато и разнообразно дополнять смысл высказывания, уточнять его экспрессивно-интонационную окраску, устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, более точно и конкретно выражать свое эмоциональное состояние. Гораздо реже смайлики служат для обозначения различных понятий, абстрактных или конкретных объектов, действий и состояний человека. (Такие смайлики принято называть смысловыми).
Дэвид Кристал в своей книге «Language and the Internet» отмечает,
что «смайлики представляют собой комбинации символов на клавиатуре созданные для выражения эмоциональной мимики: они печатаются последовательно на одной линии, и употребляются после заключительного пунктуационного знака предложения. Почти все эмотиконы читаются боком.
Несмотря на тот факт, что они являются наиболее подходящим способом выразить эмоции на письме, их семантические функции ограничены. Они могут выражать как позитивные, так и негативные эмоции: счастье,
симпатию, хорошее настроение, восхищение, уныние, негодование, досаду, разочарование. Некоторые исследователи авторы называют их «futile» (пустышки, бесполезные). [D.Crystal, 2004:88].
Как пишет Дэвид Кристал «добавление смайла к высказыванию, которое является явно негативным, вместо того, чтобы уменьшить негатив высказывания, может увеличить силу “пламени”». В практике использования смайлов в большинстве случаев смайл интерпретируется неправильно: ‘And you can wipe that smile off your face, as well!’ - И можешь так же убрать эту ухмылку со своего лица! (перевод наш) [D.Crystal, 2004:89].
В настоящее время не существует каких-либо общепринятых правил, регулирующих использование смайликов в электронном тексте, в частности в текстах форумов. Они могут употребляться как в середине, так и в конце высказывания. Постановка смайликов часто совпадает с постановкой пунктуационных знаков, так как они маркируют относительно законченные по смыслу фрагменты. При таких совпадениях можно наблюдать колебания в употреблении двух разновидностей графических средств: смайлы могут занимать позицию до или после знака препинания или пунктуационного комплекса, а также вместо него. Смайлики при параллельном употреблении со знаками препинания дублируют функции пунктуационных знаков, отделяющих друг от друга предложения и их части.
Таким образом, исходя из того факта, что потенциал новых графических средств оказывается намного шире по сравнению с традиционными пунктуационными средствами оформления предложения, их комплексное
использование представляется излишним и способствует вытеснению знаков препинания в позициях употребления смайлов.
С широким распространением в сети форумов популярность приобрели графические анимированные смайлики. Их преимущества в большей эстетической ценности, в возможности создавать анимированные изображения и в быстроте использования (для вставки смайлика в сообщение достаточно пары кликов на выбранный смайлик).
Графический смайлик из своей простой формы и сущности названия "emoticon" ("emotion" - эмоция и "icon" - иконка, образ) стал употребляться с приставкой "animated" - анимационный, что имеет в содержании слово "animate" - оживлять, одушевленный. Современные графические смайлы стали «оживленными, одушевленными», приведем примеры различных анимированных смайликов, выражающих такие эмоции как радость, смех, грусть, негодование, разочарование, злость, возмущение, озадаченность:
Это новый этап в развитии такого явления, как анимированный смайл. Трудно согласиться, что современный смайл представляет собой просто рисунок.
При общении в форумах они включены непосредственно в структуру высказывания, обычно отделяются от единиц высказывания пробелами или запятыми. Такое использование в форумах встречается довольно редко.
В большинстве случаев в текстах форумов смайлики рассматриваются как своеобразный знак препинания, они могут употребляться в сочетании с вопросительными и восклицательными знаками в конце предложений, вместо знака точки, многоточия или запятой. Например, в следующих примерах смайлик употребляется в сочетании с вопросительными и восклицательными знаками:
1. You bumped your thread after just a couple of minutes, with a lame pun. What sort of reaction were you expecting?©
2. You’re writing your personal statement eh? ü: So am I!
Далее приведем примеры, в которых смайлик выступает маркером знака точки, тем самым маркируя законченные по смыслу высказывания:
3. It is Sulphur monoxide 3 I give up w
4. Pen and paper personally 3 but your choice. U
Так же в тестах форумов частотно употребление смайлика в сочетании с многоточием:
5. Your teacher hardly mentioned the AO’s ...3§ That’s the only thing my teachers banged on about from the start of the year...
Наиболее частотным является употребление смайлика после точки, тем самым дублируя функции данного пунктуационного знака:
6. So much to write in such a short amount of time.-i?
I better be off now to finish writing mine. '=3
7. I shall pop them an email. " Thanks. 2
Таким образом, на основе проведенного анализа следует сделать выводы, что смайлы (эмотиконы) в текстах форумов выполняют свои традиционные функции, такие как: выражение эмоционального состояния, дополнение смысла высказывания, уточнение экспрессивно-интонационной окраски, установление и поддержание контакта с собеседником; также употребляются в сочетании с различными пунктуационными знаками препинания или вовсе заменяют их, тем самым дублируя функции данных знаков.
Библиографический список
1. Бондаренко С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2004. - 320 с.
2. Захарова Е.О. Нерегламентированная пунктуация как признак рекламного текста. [Текст] Е.О. Захарова,- Томск, 2010.-176с.
3. Кристал Дэвид. Language and the Internet. Cambridge, 2004.
4. Кремлева С.О. Чат «Сибирские Партизаны» как сетевое сообщество //Флогистон:
психология из первых рук. - 2001. - 29 марта [Электронный ресурс]. - URL:
http://flogiston.ru/articles/ netpsy/chat sibparty
5. Куликова И. В. Учебный гипертекст как средство обучения построению высказывания: английский язык, неязыковой вуз: автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2007. - 20с.
6. Лутовина О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса.[Текст] О.В. Лутовина, - Волгоград,2009. - 500с.
Bibliography
1. Bondarenko, S.V. Social Structure of Virtual Networks [Text] / S.V. Bondarenko. Rostov-on-Don: Publishing House of Rostov, 2004. - 320 p.
2. Kremleva, S.O. «The Siberian Partisans» Chat As a Network [Electronic Resource] / S.O. Kremleva // Phlogiston: Psychology At First Hand. - 2001. - March, 29. - Access Mode: http://flogiston.ru/articles/ netpsy/chat sibparty
3. Kristal, D. Language and the Internet [Text] / D. Kristal. - Cambridge, 2004.
4. Kulikova, I.V. Training Hypertext As a Means of Utterance Construction Teaching: English, Non-Linguistic University: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. [Text] / I.V. Kulikova. -Tambov: Tambov State University n.a. G.R. Derzhavin, 2007. - 20 p.
5. Lutovina, О.У Linguo-Cultural Characteristics of Virtual Discourse [Text] ОУ. Lutovina. - Volgograd, 2009. - 500 p.
6. Zakharova, Е.О. Unregulated Punctuation As a Sign of Advertising Text [Text] / Е.О. Zakharova. - Tomsk, 2010. - 176 p.