Научная статья на тему 'Мобильное телевидение во Франции: ключевые особенности программной политики и специфика форм оплаты'

Мобильное телевидение во Франции: ключевые особенности программной политики и специфика форм оплаты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
189
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСИСТЕМА / MEDIA SYSTEM / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / TELEVISION / ФРАНЦИЯ / FRANCE / МОБИЛЬНЫЕ МЕДИА / MOBILE MEDIA / ПРОГРАММНАЯ ПОЛИТИКА / PROGRAMMING POLICY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Одегова А. В.

Статья посвящена развитию и современному состоянию мобильного телевидения во Франции, особенностям телепрограмм для мобильных терминалов, характерным для французского медиарынка, программной политике мобильного телевидения во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mobile TV in France: Programming Strategies and Payment Specifics

This article is devoted to the development and current state of mobile TV in France. The author outlines the particularities of TV programmes for mobile terminals, which are typical for the French media. The researcher also analyses the mobile TV programming policy in France.

Текст научной работы на тему «Мобильное телевидение во Франции: ключевые особенности программной политики и специфика форм оплаты»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 1

A.B. Одегова, аспирантка кафедры зарубежной журналистики

и литературы факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

МОБИЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММНОЙ ПОЛИТИКИ И СПЕЦИФИКА ФОРМ ОПЛАТЫ

Статья посвящена развитию и современному состоянию мобильного телевидения во Франции, особенностям телепрограмм для мобильных терминалов, характерным для французского медиарынка, программной политике мобильного телевидения во Франции.

Ключевые слова: медиасистема, телевидение, Франция, мобильные медиа, программная политика.

This article is devoted to the development and current state of mobile TV in France. The author outlines the particularities of TV programmes for mobile terminals, which are typical for the French media. The researcher also analyses the mobile TV programming policy in France.

Key words: media system, television, France, mobile media, programming policy.

Мобильный журнализм — один из первых шагов к комфорту эпохи будущего. С каждым годом все больше абонентов во Франции подписываются на мобильное телевидение. Именно их доверие вдохновляет французских специалистов на дальнейшие исследования мира мобильных медиа, таящего в себе еще много секретов, разгадав которые легко можно добиться новых результатов в медиабизнесе и помочь клиентам осуществить свои самые изощренные желания, став на новую ступень высокотехнологичного потребления информации. Благодаря использованию высоких технологий французские исследователи открывают все более и более эффективные методы взаимодействия с массовой медийной аудиторией. Внедрение последних достижений науки в область коммуникаций — одна из ключевых особенностей развития французской модели масс-медиа в начале XXI в. Чтобы лишний раз убедиться в этом, в данной научной статье мы совершим захватывающее путешествие в мир современных французских мобильных медиа и выявим ключевые особенности программной политики мобильного телевидения во Франции, раскроем специфику форм оплаты данного сервиса. Мобильное телевидение — неотъем -лемая часть современной медиасистемы Франции. Оно предлагает палитру всегда новейшей информации и интересных предложений. Чтобы проанализировать это положение, мы обратимся к наиболее

показательным фактам из истории мобильного телевидения во Франции. Прежде чем обсудить вопрос о ключевых программных концепциях в области мобильных телетрансляций, предложенных основными французскими сотовыми операторами, и специфике форм оплаты данного сервиса, следует, на наш взгляд, рассмотреть вопрос о телепрограммах, которые создаются специально для мобильных терминалов. При этом особенно важным в контексте нашего научного исследования представляется то, что содержание таких программ оригинально и не является простым копированием видеосюжетов, доступных в Интернете и на телевидении. Вне всякого сомнения, подобные акции, предпринятые элитой французского мобильного ме-диабизнеса, оказались весьма полезными с точки зрения национальных интересов и укрепления международного престижа Франции в третьем тысячелетии. Весьма существенным является также то, что мобильные франкофонные трансляции программ традиционного телевидения и специальные пилотные проекты мобильных телепрограмм, не имеющие аналогов, являются важнейшими достижениями современного периода медиаистории и самым непосредственным образом оказывают влияние на дальнейшее развитие французских масс-медиа и специфику их потребления. В этом смысле весьма показателен случай с i-télé Flash (и-тэлб Флэш) — специальной телепрограммой для мобильного телефона, о беспрецедентном запуске которой i-télé (и-тэлé) и SFR (СФР) было объявлено в эфире информационного телеканала и-тэлé группы Canal+ (Каналь+) 25 апреля 2006 г. Эта новость стала огромной сенсацией в телевизионных бизнес-кругах Франции. Источник, близкий к руководству Каналь+, даже назвал и-тэлé Флэш началом нового старта в медиаэволю-ции, и это убедительнейшим образом отражает тот особый общественный резонанс, который вызвала во Франции депеша крупнейшего французского информационного агенства АФП под общим названием «и-тэлé выпускает телепрограмму для мобильного телефона», обнародованная 26 апреля 2006 г. на сайте французской газеты «Монд»1. Как пояснила директриса и-тэлé Валери Лекасбль, речь в данном случае идет о специфической адаптированной к небольшому экрану мобильного телефона телепрограмме, окрещенной и-телé Флэш. Программа основывается на циклическом непрерывном распространении актуальных газетных заголовков, дополненных репортажами или хрониками по запросу. Изображения структурируются по заглавиям рубрик («Заграница», «Общество» и т.д.) и небольших заголовков и подзаголовков, позволяющих потребителю мгновенно ориентироваться в потоке новостей. Таким образом, этот конкретный пример показывает, что «высокотехнологичные инновации, применяемые французским журналистом в своей деятельности, открывают широкие возможности в сфере глобальных цифровых коммуникаций

1 i-télé lance un programme pour téléphone mobile. http://www.lemonde.fr/ web/depeches/texte/0,14-0,39-27206039,0.html

XXI в.»2 и могут вызывать к жизни новые СМИ — мобильные, рассчитанные на конкретного потребителя, располагающие эксклюзивным медиаконтентом. Помимо специфических программ, пока еще делающих сегодня первые шаги, мобильные операторы предлагают главным образом трансляцию телепередач национальных и международных каналов. Причем следует особо отметить, что переход к мобильному формату переворачивает традиционную иерархическую пирамиду французских телеканалов, на вершине которой уже давно обосновался небезызвестный TF1 (ТФ1). Если универсальные концентрируют более половины мобильной аудитории (France 2 (Франс 2) и France 3 (Франс 3) смотрят больше всего) — они преследуются такими высокорейтинговыми в среде потребителей мобильного телевидения тематическими телеканалами, как LCI (ЛСИ) или музыкальным каналом Trace TV (Трас ТВ), что расходится с данными по рейтингам просмотра телеканалов с помощью обычных телевизионных приемников. Если говорить о доминирующем тренде в области медиасодержа-ния, то основным развлечением для француза, смотрящего мобильное телевидение, остается спорт. Конкретнее — футбол. По мнению экспертов, за 20 секунд действие может быть показано по мобильному телефону достаточно хорошо. С ноября 2005 г. по французскому мобильному телевидению стали доступны выдержки за 5—6 минут после действия. Тем не менее Orange (Оранж), СФР, Bouygues Télécom (Буиг Телеком) не считают себя конкурентами телевидения. По мнению заместителя генерального директора СФР Жан-Марка Тассетто, их роль состоит в том, чтобы дополнять остальные средства массовой информации, руководство СФР предусматривает также тот факт, что новые мобильные медиа собираются заполнить собой то время, которое сегодня пока не занято никакими другими средствами массовой информации.

Ниже мы постараемся проследить основные тенденции в области программных концепций мобильного телевидения во Франции на примере ключевых медиапредложений трех китов французского мобильного рынка — Оранж, СФР и Буиг Телеком — и раскроем специфику форм оплаты данного сервиса. Опыт национального гиганта телекоммуникаций Оранж, на наш взгляд, заслуживает особого внимания: вниманию мобинавта предлагается более 50 телеканалов в прямом эфире — доступ осуществляется как с помощью EDGE, так и с помощью UMTS. Оператор назначает размер платы исходя из количества Мб, потребленных в рамках использования мультимедийных опций Orange World (Оранж Уорлд), и добавляет эту сумму к базовой абонентской плате. Так, оплата 25 Мб (10 евро в месяц) позволяет просмотреть до 30 двухминутных видеоклипов или приблизительно 1 час мобильного телевидения. Абонентская плата Orange Intense (Оранж

2 Одегова A.B. Французский журналист и высокотехнологичные инновации в информационном обществе XXI века // Искусственный интеллект: философия, методология, инновации. Материалы Первой Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. М., 2006. С. 269.

Интонс) включает 10 Мб данных, сверх этого 1 Кб медиаконтента стоит 0,00098 евро. Важнейшей отличительной особенностью предоставляемой услуги Оранж является то, что доступ мобинавта к мобильному телевидению и самому разнообразному видеоконтенту не ограничен в уик-энды (с 21.30 в пятницу до 8.00 понедельника) в течение года, начиная с даты подписки на сервисы Оранж Интонс или мультимедийную опцию Оранж Уорлд. Весьма важно и то, что за доступ к некоторым телеканалам может быть назначена отдельная плата: например, 0,5 евро за 24-часовой доступ или 3 евро за месяц неограниченного доступа. Пример — случай с мобильным сервисом Каналь+ Оранж видео (3 евро за 24 часа, 5 евро за месяц).

Программная политика мобильного телевидения во Франции определяется программными концепциями мультимедийных опций мобильных сервисов, таких, как, например, Оранж Уорлд3. Мультимедийные опции мобильных сервисов современный француз выбирает согласно интересам. Представляется полезным рассмотреть несколько примеров стратегически ценных программных концепций мобильных мультимедиаопций Оранж — крупнейшего игрока в сфере национальных мобильных коммуникаций, чей опыт весьма поучителен:

• Surf (Сёрф)4 — так называемый неограниченный медиасерфинг на мобильном портале Оранж Уорлд: почта Оранж, блоги и многое другое за 6 евро в месяц;

• TV (ТВ)5 предлагает около 20 ключевых национальных телеканалов (M6 (Эм 6), Франс 2, Франс 3, LCI Mobile (ЛСИ Мобиль), W 9 (Дубль Вэ 9), NT 1 (НТ 1), France 5 (Франс 5), ARTE (АРТЕ), BFM TV (БФМ ТВ), и-тэлб, Public S (Пюбликь Сенат), La Chaîne Boutique (Ля Шэн Бутикь), Liberty TV (Либерти ТВ), Demain (Деман) и др.), передачи которых можно смотреть по мобильному терминалу в прямом эфире, видео по запросу за 6 евро в месяц, причем в эту сумму также входит доступ к целому медиакаталогу, включающему множество видеоматериалов самых разных жанров, которые можно просматривать неограниченное количество раз, кроме того, в месячную стоимость этой услуги включена навигация по всей рубрике Vidéo/TV (Видео/ТВ)6; при первой подписке на опцию в период между 6.07.06 и 16.08.06 можно было воспользоваться выгодным предложением Оранж — бесплатный первый месяц обслуживания (кроме клиентов mobicarte (мобикарт));

• Totale TV (Тоталь ТВ)7 — здесь за 10 евро в месяц предлагается безлимитный доступ 24 часа в сутки к просмотру в прямом эфире более 50 телеканалов и видео по запросу, причем программная политика данного предложения предусматривает предоставление мобинав-

3 http://www.mobile.orange.fr/0/visiteur/PV?PS=EXTOVEPROSPECT&TOP=O &dinsight=462&kwsl=4847090

4 Серфинг (франц.).

5 ТВ (франц.).

6 Видео/ТВ (франц.).

7 Тотальное ТВ (франц.).

ту доступа к информации как универсальных телевизионных каналов (Эм 6, Франс 2, Франс 3, ЛСИ Мобиль, Дубль Вэ 9, HT 1, Франс 5, APTE, БФМ ТВ, и-тэлб, Пюбликь Сенат, Либерти ТВ, Деман Ля Шэн Бутикь и др.), так и тематических телеканалов (RTL 9 (Эр Тэ Эль 9), Music Hits (Мьюзик Хитс), Paris Première (Пари Премьер), Téva (Тэва), Ushuaïa TV (Юсюайа ТВ), Music Black (Мьюзик Блэк), Music Rock (Мьюзик Рок), National Geographic Channel (Нэшнл Джеогрэфик Чэн-нел), Fun TV (Фан ТВ), AB 1 (АБ 1), Euronews (Евроньюс), Live 1 (Лайв 1), TV5 Monde (ТВ5 Монд), BBC World (Би Би Си Уорлд), Voyage (Вояж), Histoire (Истуар), Odissée (Одиссэ) и др.). Сюда же входит и доступ к целому медиакаталогу, включающему множество видеоматериалов самых разных жанров, которые можно просматривать неограниченное количество раз, также в месячную стоимость пользования данной мультимедийной опцией включена навигация по всей рубрике Видео/ТВ; при первой подписке на опцию в период между 6.07.06 и 16.08.06 можно было воспользоваться выгодным предложением Оранж — бесплатный первый месяц обслуживания (кроме клиентов мобикарт), важным компонентом мобильной медиастратегии в данном случае является использование мощного финансового рычага — поставка зрителям мобильного телевидения дополнительного платного медиаконтента, причем сотовый оператор рекомендует использовать для данной опции среди прочих такие модели мобильных телефонов, как Nokia 6680 (Нокиа 6680), Samsung SGH-E350E (Самсунг Эс Джи Эйч-Е350Е), Sony Ericsson K600i (Сони Эриксон К600и), что, вне всякого сомнения, так или иначе способствует их продвижению на французском мобильном рынке;

• Sport (Спор)8 позволяет следить за ходом крупнейших спортивных событий в прямом эфире и быть в курсе всех самых актуальных спортивных новостей за 9 евро в месяц;

• TV-Musique-Surf (ТВ-Мюзжь-Сёрф)9 — так называемый теле-визионно-музыкальный медиасерфинг, представляющий собой амальгаму пестрого спектра предложений Тоталь ТВ и Мюзикь, однако по более выгодной цене — всего 12 евро в месяц вместо 16 евро (столько стоят по отдельности абонементы на Тоталь ТВ и Мюзикь).

После анализа программной политики Оранж и специфики форм оплаты вышеупомянутых сервисов обратимся к рассмотрению аналогичных медиапредложений в области мобильного телевидения французского сотового оператора СФР. Здесь речь идет прежде всего о пакете из 50 телеканалов CanalSat (КанальСат), доступных в прямом эфире. В отличие от Оранж в случае с СФР мобильный телесигнал передается только с помощью 3G-технологии UMTS. Варианты абонентской платы и способы оплаты отличаются крайней сложностью. За мульти-медиапотребление оператор предусматривает оплату как за сам факт соединения с сервисом, так и за длительность этого соединения. Здесь нужно учитывать соединение с мультимедийным порталом Vodafone

8 Спорт (франц.).

9 Телевизионно-музыкальный серфинг (франц.).

10 ВМУ, журналистика, № 1

Live (Водафон Лайв) (стоимость неограниченного доступа составляет 6 евро в месяц, стоимость 15 соединений составляет 2,5 евро, стоимость одного соединения составляет 0,20 евро), затем нужно учитывать и отдельную плату за право смотреть некоторые телеканалы или полный пакет (от 0 до 0,5 евро за минуту просмотра в зависимости от канала или 12 евро за месяц доступа ко всему пакету КанальСат).

Нет ничего удивительного в том, что французский мобильный гигант Буиг Телеком решил тоже участвовать в гонке за клиентами нового сервиса и предложил около десятка телеканалов из пакета TPS (ТПС), доступных в прямом эфире. Однако недостатком сервиса, предоставляемого Буиг Телеком, является не только малое количество доступных телеканалов, но и то, что мобильный телесигнал передается только с помощью системы EDGE и только в рамках предложения i-mode (ай-мод). Абонентская плата, взимаемая за просмотр мобильного телевидения, составляет 9,90 евро в месяц. Кроме того, в расходной статье абонента существует следующий нюанс: для того чтобы смотреть мобильное телевидение, нужно подписаться на абонемент на пакет мобильного телевидения ТПС (3 евро в месяц для подписчиков ТПС, 5 евро в месяц для тех, кто не является подписчиками ТПС) или выбрать поминутную оплату мобильного телевидения — 0,30 евро за минуту.

* * *

Принимая во внимание все вышеизложенное, следует признать, что ключевые особенности программной политики мобильного телевидения во Франции определяются программными концепциями мультимедийных опций мобильных сервисов, которые подразумевают как мобильные франкофонные трансляции программ традиционного телевидения, так и пилотные проекты, созданные специально для мобильных телефонов и не имеющие аналогов. Доминирующим трендом в плане медиасодержания во Франции являются мобильные телетрансляции футбольных матчей и развлекательные телепроекты для мобильных телефонов. В данном научном исследовании мы также показали, что варианты абонентской платы и способы оплаты мобильного телевидения во Франции отличаются крайней сложностью.

Поступила в редакцию 14.12.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.