ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2006. № 3
Ираклий Гачечиладзе
ГЛОБАЛЬНОЕ ИНОВЕЩАНИЕ ФРАНЦИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ
КАНАЛЫ В БОРЬБЕ ЗА ЗАРУБЕЖНУЮ АУДИТОРИЮ
Франция ежегодно тратит на иновещание 230 млн евро. Половина этой суммы предназначена для финансирования телеканалов, которые ориентированы на зарубежную аудиторию. Но даже такие щедрые государственные дотации еще не гарантируют успех миссии иновещания. Вот уже почти десять лет в прессе упорно говорят о потере интереса к французским программам за границей и неконкурентоспособности национальных телеканалов на мировом аудиовизуальном рынке. В Париже политики и профессионалы в области медиа анализируют неудачи и пытаются найти решение. Как остроумно заметил бывший руководитель "Каналь Франс Интернасьональ" Филипп Бадийон, "согласнЬ старой французской традиции, когда мы не знаем, что делать, мы пишем отчеты"1. Каждый год появляется не менее двух докладов на тему о структурных проблемах иновещания, но выход из положения пока не найден.
Возвращение популярности французских программ и вытеснение американских производителей с рынка франкофонных, стран является приоритетом современной аудиовизуальной политики Петой республики. Французское иновещание можно условно разделить на две составляющие — политическую и культурную. Политическая сводится к расширению влияния в мире. Комплексы великой метрополии еще живы, и поэтому телевидение особое внимание уделяет рынкам бывших колоний. Как правильно подмечено в известном докладе сенату Франсиса Баля, "распространение французских программ влияет на представления аудитории о Франции и ее действиях на международной арене"2. Курирует иновещание министерство иностранных дел, а не министерство культуры, как в случае с национальными телеканалами, и это подтверждает, что вещание на зарубежную аудиторию — элемент внешней политики. Культурная миссия телевидения также чрезвычайна важна для государства: пропаганда французского искусства и, если смотреть шире, взгляда на мир тесно связана с зада-
1 http://www.senat.fr/rap/r04-09 l/r04-0916.html
2 Balle Francis. La Politique audiovisuelle extérieure de la France / Rapport au ministre des Affaires Etrangères. La documentation française. Paris, 1996. P. 57 à 59.
чей сохранения присутствия в странах франкофонии. Еще В 1987 г. Жак Ширак охарактеризовал иновещание как "основную составляющую французского присутствия и престижа"3. ^ Термин "французское иновещание" в первую очередь ассоциируется с телеканалом ТВ5, созданном в 1984 г, и ставшим наиболее влиятельным франкофонным СМИ. Акционерами и создателями ТВ5 были не только французские, но и бельгийские, Швейцарские, а позже и канадские телекомпании. Телеканал представлен на пяти континентах и вещает в круглосуточном режиме. 1 января 2006 г. бывший генеральный директор ТВ5 Жан-Жак Аягон принял решение переименовать его в "ТВ5 Монд". Новое название должно позиционировать телеканал в качестве глобального франкофонного вещателя. Редакционную политику удачно отражает девиз: "Центр мира повсюду". "ТВ5 Монд" нельзя путать с ТВ5, который вещает в Канаде и, будучи самостоятельной компанией, не управляется из штаб-квартиры в Париже.
Хотя "ТВ5 Монд" учрежден компаниями нескольких стран, де факто телеканал контролируется французами. Напомним, что общественный холдинг "Франс Телевизьон" владеет 47% акций телеканала; "АРТЭ Франс", принадлежащий этому же холдингу, имеет еще 12%. Это значит, что в руках "Франс Телевизьон" фактически находится контрольный пакет акций "ТВ5 Монд". Остальные акционеры, в том числе бельгийские и швейцарские, явг ляются миноритарными4.
Важность "ТВ5 Монд" для французского иновещания определяется его приверженностью идее культурного диалога. Бывший генеральный директор телеканала Серж Адца считает, что "ТВ 5 прежде был связующим звеном с народами бывших колоний, а также с эмигрантами и путешественниками. Сегодня задач у него гораздо больше. Теперь носители языка даже за пределами франкофонного пространства больше не хотят видеть стандартизированную продукцию, которую на протяжении некоторого времени навязывают американское телевидение и в целом англосаксонские медиа"5. , -
Чтобы не распространять одинаковые программы на все регионы вещания, в 1998 г. были запущены два новых проекта для подписчиков: "ТВ5 Соединенные Штаты" и "ТВ5 Восток". Адаптация контента к особенностям тех или иных регионов, безуслов-
3 Chirac Jacques. Lettre de mission adressée à Michel Péricard, 29 septembre 1987 // Michel Péricard. La Politique audiovisuelle extérieure de la France / Rapport au Premier ministre. Paris: La documentation française. 1987. P. 7.
4 Информация взята с официального сайта "V5 Монд": www.tv5.org
5 Adda Serge. "TV5 : diversité culturelle, francophonie; et mondialisation" entretien avec Guy Lochard dans "Francophonie et mondialisation". Hermus. Paris, 2004. № 40.
но, говорит о гибкости программной политики, хотя еще и не свидетельствует о ее привлекательности для аудитории. По мнению французских специалистов в области медиа, основная проблема телеканала — его "безликость". "ТВ5 Монд" нацелен на слишком разных зрителей, объединенных только знанием французского языка. Важнейшие для социологии категории, такие как возраст, пол и доходы аудитории, учитываются мало. Пытаясь "угодить" максимальному количеству зрителей, телеканал не в состоянии четко определить свою целевую аудиторию, хотя при более гибкой программной политике "ТВ5 Монд" имеет очень большие перспективы: уже сейчас эфир телеканала принимают около 144 млн домохозяйств. По этому показателю "ТВ5 Монд" уступает лишь Эм-ти-ви, значительно опережая Си-эн-эн и Би-би-си Уорлд6.
Культурная миссия также определяет и политику Каналь Франс Интернасьональ, который является партнером и одновременно конкурентом "ТВ5 Монд". Телеканал входит в холдинг "Фрайс-телевизоьон", но финансируется напрямую министерством иностранных дел Франции. Телеканал появился в 1989 г., и с тех пор его основная задача — популяризация национальной культуры за рубежом. Интересно, что Каналь Франс Интернасьональ не является вещателям и его сигнал не распространяется в эфирных частотах по кабельным или спутниковым каналам. Цель этой телекомпании, чьи функции скорее напоминают продюсер-ский центр, — снабжать зарубежные эфирные станции программами культурного содержания на французском и реже на английском языке. Каналь Франс Интернасьональ не только поставляет программы, но и занимается обучением журналистов местных телекомпаний, а также оказывает коллегам техническую поддержку.
Ежегодно Каналь Франс Интернасьональ производит программы общей продолжительностью более 6 тыс. ч и распространяет ее в 84 странах мира. Генеральный директор Каналь Франс Интернасьональ Жан Мино считает, что "картинка" телеканала "является пищей для умов, трогает сердца и конструирует мнения"7. Необходимо учитывать, что основной упор делается на рынки развивающихся стран и стран третьего мира. Во многих африканских государствах французские программы занимают до 80% эфирной сетки. Но продукция, предоставляемая Каналь Франс Интернасьональ, находит зрителя и в Европе: например, в Болгарии объемы поставляемых программ в 2005 г. достигли 315 ч, а в Боснии — 113 ч.
6 Доклад правительства о положении иновещания (www.vie-publique.fr/docu-ments-vp/ rapport-audiovisuel-exterieur.pdf).
7 Интервью с Жаном Мино (http://www.cfi.fr/qui_sommes_nous.php3).
Программы Каналь Франс Интернасьональ в развивающиеся страны поставляются бесплатно. Таким образом, зрители этих стран получают альтернативу дешевым, но не всегда качественным американским или латиноамериканским программам, в то время как сама Франция завоевывает доступ на перспективные в будущем рынки. Но, самое главное, эти программы в значительной степени формируют позитивное представление о Франции и тем самым выполняют основную задачу иновещания.
Статистика работы Каналь Франс Интернасьональ выглядит достаточно эффектно: доминирование на рынках Африки, увеличение экспорта в страны Ближнего Востока, сотрудничество с европейскими партнерами. Но даже такие показатели не спасают от критики. Дело в том, что в контексте иновещания Каналь Франс Интернасьональ и "ТВ5 Монд" иногда дублируют друг друга, предоставляя зарубежной аудитории примерно одинаковый набор программ. Этот парадокс легко объяснить. Оба телеканала в основном распространяют передачи, которые безвозмездно получают от стратегических партнеров — общественных телеканалов Франс2 и ФрансЗ. В результате Каналь Франс Интернасьональ часто предлагает программы, которые уже были в эфире "ТВ5 Монд". Это позволяет говорить о "беспорядочности и непоследовательности"8 организации иновещания.
За спорами об эффективности французского иновещания часто забывается самая острая проблема франкофонных СМИ. Успех миссии общественного телевидения, нацеленного на зарубежного зрителя, осложняется вытеснением французского языка из международного общения, где предпочтение отдается английскому. Именно этот фактор вынуждает Франсиса Баля и других авторов стратегий развития иновещания говорить о системном кризисе и необходимости радикальных реформ. Отныне даже традиционно франкофонные СМИ, как, например, Каналь Франс Интернасьональ начинают все чаще распространять программы на английском языке. Даже "ТВ5 Монд", для которого лингвистическая миссия чрезвычайно важна, сопровождает передачи субтитрами. Из-за финансовых трудностей их доля пока не превышает 10% от объемов вещания, но в будущем руководство телеканала планирует довести этот показатель до 100%.
Если иновещание справляется с культурной функцией, рассказывая об искусстве Франции и стараясь пропагандировать французский язык, то политическую эффективность работы как "ТВ 5 Монд", так и Каналь Франс Интернасьональ в Париже признают неудовлетворительной. Еще в конце 80-х, когда Жак Ширак
8 De l'exception à la diversité culturelle ,// La documentation français. P., 2004. P. 122.
возглавлял кабинет министров, он был недоволен эффективностью иновещания. Именно в эту эпоху и появился Каналь Франс Интернасьональ, который был призван увеличить распространение французских программ за границей. Позже был разработан проект объединения всех служб иновещания на базе одного телеканала, который на бумаге был назван "Теле Ф1", но после отставки правительства Ширака новый кабинет министров, состоящий преимущественно из социалистов, отказался от этой идеи.
К планам реформы политики вернулись только в 2002 г., когда комиссия министерства иностранных дел Франции предложила создать собственный глобальный информационный телеканал. Для этого в документе, представленном президенту, было рекомендовано либо купить "Евроньюс", либо инвестировать в уже существующий национальный информационный телеканал Эл-сэ-и. Новый импульс реформе иновещания придала вторая война в Ираке. Франция наряду с Россией и Германией выступала против применения военной силы, и победа "партии войны" во многом была обусловлена лучшей информационной поддержкой. Более того, французы сами вынуждены были использовать влиятельные американские или британские средства массовой информации, с тем чтобы доносить свою позицию миру. Да и собственных граждан часто информировали не национальные, а иностранные телеканалы. Скажем, новость об освобождении французских журналистов Жоржа Мальбруно и Давида Шено, похищенных в Ираке, даже первые лица страны узнали от катарской "Аль-Джа-зиры". Для страны, претендующей на ведущую роль в международной политике, неспособность конкурировать с иностранными СМИ переживается особенно остро.
Но самый характерный эпизод того времени произошел в феврале 2003 г., когда Доминик де Вильпен, в ту пору еще министр иностранных дел республики, выступал с антивоенной речью на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Си-эн-эн, "Фокс Ньюс" и Эн-би-си по своим, возможно, политическим соображениям вырезали из репортажей длительную овацию, которой сопровождалось выступление де Вильпена. Реакция Франции последовала уже на следующий день: правительство объявило тендер на создание собственного круглосуточного информационного телеканала.
Проект создавался на фоне жесткой риторики французских политиков: президент Ширак говорил о "мировой битве видеоизображений"9, премьер-министр — о "французском взгляде на
9 La "CNN a la française" dès 2006? // L'Express. 2005. 30 nov.
события, предназначенном для международной аудитории"10. Но именно такие формулировки отличают французский Си-эн-эн от его американского прототипа. В компании, основанной Тэдом Тернером, не приветствуется любое упоминание американского происхождения телеканала, что подчеркивает его международный статус. Французский телеканал, напротив, может попасть в затруднительную ситуацию, связанную с кризисом доверия, т.е. проект с самого начала могут воспринимать как идеологический, и в этом случае "мировую битву видеоизображений" он скорее всего проиграет.
Изначально телеканалу дали рабочее название "Шэн Франсез д'Информасьон Интернасьональ", но сложная аббревиатура не прижилась, и сейчас ему ищут другое имя. В дальнейшем в статье мы будем использовать неформальное название телеканала, данное французской прессой и получившее широкое распространение — "Си-эн-эн а ля франсез". Телеканал должен был стать "дочерней" компанией холдинга "Франс Телевизьон", но после длительных консультаций правительство решило, что в холдинг и так уже входит много теле- и радиостанций и лишняя нагрузка станет непосильным бременем как с коммерческой, так и со структурной точки зрения. И хотя представители "Франс Телевизьон" не были согласны с мнением правительства, к проекту было решено привлечь частный телеканал ТФ1. Однако переговоры об этом проходили непросто: «решение создать совместное предприятие "Франс Телевизьон" и ТФ1 вызвало протест генерального директора холдинга Патрика де Кароли, который хотел, чтобы общественный холдинг в одиночку управлял проектом. В обмен на уступки, де Кароли получил право назначать президента наблюдательного совета нового телеканала, хотя руководство ТФ1 по-прежнему настаивает на ротации президента каждые два года, как это было предусмотрено первоначально»11.
Эксперты в области средств массовой информации относятся скептически к включению в состав акционеров ТФ1, который не обладает достаточным опытом в сфере иновещания: «Телеканал группы "Буиг", у которого только пять корреспондентов по всему миру, практически не сотрудничает с зарубежными телекомпаниями и очень редко показывает международные новости в собственном эфире»12. Напротив, притязания "Франс Телевизьон" на единоличное управление телеканалом выглядят оправданно, так как холдинг является крупным акционером "Евроньюс" и имеет опыт
10 La CNN à la française sera lancée en 2006. 2005. 9 nov. (http://www,rfi.fr/ac-tufr/articles/071 /article_39709.asp).
11 Ibid.
12 Bénlide Marie. Parrain privé, chaîne publique // Le Monde diplomatique. 2006.
Janv.
работы на рынке международной информации. Более того, к проекту можно было привлечь и "Евроньюс", который имеет более чем десятилетний опыт работы в эфире. Но, как пишет французская цресса, на этот шаг власти не идут, боясь потерять стопроцентный контроль за контентом " Си-эн-эн а ля франсез": "Идея привлечь международных акционеров, которые выступали бы за редакционную независимость телеканала, не отвечает желанию контролировать международную информацию"13.
Несмотря на значительные привлеченные ресурсы, бюджет телеканала, который должен начать вещание уже в конце 2006 г., пока достаточно скромный и составляет около 70 млн евро (для сравнения бюджет Си-эн-эн 650 млн, а "Би-би-си Уорлд" 480 мдн). С другой стороны, затраты на производство программ будут сравнительно невелики, потому что телеканал бесплатно получит "картинку" от партнеров: ТФ1, Франс2, ФрансЗ, "Артэ", "Евроньюс" и агентства Франс Пресс. i
Существенное отличие "Си-эн-эн а ля франсез" от других телеканалов, ориентированных на иновещание, заключается в структурированном подходе к анализу будущей целевой аудитории. Если для "ТВ5 Монд" зритель определяется по лингвистическому принципу, то круглосуточный информационный канал рассчитывает на внимание экономистов и политиков, журналистов и тех, кого принято называть "лидерами общественного мнения".
Очень важно, что конкуренцию англосаксонским СМИ французский телеканал на первом этапе будет составлять на рынке Европы, Ближнего Востока и Африки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что рынок США или Латинской Америки не является приоритетным для французского иновещания. С одной стороны, это объясняется высокой конкуренцией, с другой — в последние десятилетия эти регионы не находились в сфере влияния Франции. Круглосуточный информационный телеканал будет вещать не только на французском и английском языках, но и на арабском, что еще раз подчеркивает, насколько арабский мир важен для сегодняшнего французского иновещания.
Сигнал телеканала будет распространяться по кабельным сетям, а также через спутники "Хот-Бэрд" и "Астра". Это значит, что технически эфир можно будет видеть не только за рубежом, но и во Франции. Кроме того, обсуждается вопрос о предоставлении круглосуточному информационному телеканалу частоты в рамках проекта национального цифрового телевидения.
О будущем французского Си-эн-эн много спорят, обвиняя еще не созданный телеканал в предвзятости. Но суждения о работе
13 Ibid.
нового средства массовой информации до выхода в эфир кажутся преждевременными.
Так или иначе, французские правые давно вынашивали идею реформы иновещания, которое, по их мнению, должно лучше отражать позицию властей Пятой республики на события в мире. Именно поэтому в прессе звучат опасения, что проект может стать новым "Голосом Франций", — так при генерале де Голле называли контролируемое государством телевидение. Сложно не согласиться с журналисткой влиятельного "Ле Монд дипломатик" Мари Бэнлид, которая считает, что «под давлением американского "Фокс Ньюс", принадлежащего Руперту Мэрдоку, международная информация после И сентября 2001 г. вошла в эру патриотизма и Франция не хочет отставать»14.
Будущее иновещания Франции, эффективность которого пока еще многие ставят под сомнение, напрямую связывают с успехом круглосуточного информационного телеканала. От того, насколько быстро он завоюет аудиторию, зависит, смогут ли французские вещатели на международном рынке на равных конкурировать с англосаксонскими СМИ или это так и останется мечтой французских политиков.
141Ы&