ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ресурсного центра университетского округа, классический Казанский университет становится «ядром», на базе которого разворачиваются активные процессы формирования единой образовательной среды региона.
Таким образом, в КГУ имеются все необходимые предпосылки для создания на его базе регионального РЦ, реализующего и поддерживающего основные направления и мероприятия федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Гостев В.М., Шевченко В.А. О Концепции информатизации Казанского университета // Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы междунар. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 17—19 марта 1999 г.). Новосибирск, 1999. С. 12—13; Гостев В.М. Информатизация Казанского университета: организационные аспекты // Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы междунар. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 21—23 марта 2000 г.). Новосибирск, 2000. С. 9—10; Гостев В.М., Михайлов В.Ю., Чугунов В.А. О политике информатизации Казанского университета // Развитие страте-
гического подхода к управлению в россииских университетах. Казань, 2001. С. 383—389.
2 См.: Гостев В.М., Михайлов В.Ю., Чугунов В.А. Формирование информационной инфраструктуры университетского округа Казанского университета: проблемы и перспективы // Информационные технологии в образовании: Сб. тр. XII междунар. конф. (Москва, 4—8 ноября 2002 г.). М., 2002. Ч. 4. С. 122—125.
3 См.: Салахов М.Х., Михайлов В.Ю., Гостев В.М. Роль классического университета в формировании единои образовательнои информационной среды региона // Инфокоммуникационные технологии глобального информационного общества. Казань, 2003. С. 31—42.
4 См.: Гостев В.М., Михайлов В.Ю. Информационная инфраструктура Казанского университета (текущее состояние и перспективы развития) // Телематика-2003: Тр. X Всерос. науч.-метод. конф. (Санкт-Петербург, 14 — 17 апреля 2003 г.). СПб., 2003. Т. 1. С. 227—228.
5 См.: Gostev V.M., Mikhailov V.Y. Some efficient Web-technologies of éducation and testing the knowledge: experience of development and using // Telematica-2001 : International Conference on Telematics and Web-based Education (St. Petersburg, 18—21 June 2001). International Volume. P. 89—91; Гостев В.М., Михайлов В.Ю. Internet-технологии в образовательном процессе Казанского университета // Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы 8-и междунар. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 6 — 8 июня 2001 г.). Новосибирск, 2001. С. 164.
Поступила 30.12.03.
МНОГОУРОВНЕВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(на примере Ростовской области)
Г.И. Большакова, доцент кафедры социальных технологий Ростовского государственного университета путей сообщения
В статье дается обоснование формирования новых образовательных систем, выступающих элементами укрупненного территориально-профессионального комплекса. Анализируется ряд преимуществ подобных комплексов. Значительное место отводится осмыслению процесса социального проектирования регионального профессионально-образовательного комплекса, выявляется сущность каждого из этапов этого процесса. Особо выделяется роль средних профессиональных учебных заведений в процессе формирования подобных комплексов.
The purpose of this article is to reveal the reasons which laid the foundation to the growth of new educational systems in large areas. The advantages of these new educational systems are examined. The principal concern of the article consists in consideration of social projection in the domain of a regional educational system. The essence of every stage of the projection is brought out. Special attention is given to the role played by the instituations of secondary education in the growth regional educational systems.
Тесная связь системы профессио- литическими и природно-географически-
нального образования с социально-эко- ми условиями региона наряду с особен-
номическими, культурологическими, по- ностями структуры региональной эконо-
© Г.И. Большакова, 2004
№ 1, 2004
мики детерминирует «сущность и форму субъектов рынка образовательных услуг, способы их взаимодействия»1. При этом требования рыночной экономики обусловливают формирование новых образовательных систем, выступающих уже элементами не микротерриториаль-ной структуры, а укрупненного территориально-профессионального комплекса. «Реализация идеи региональной образовательной системы, — считает А.П. Беляева, — означает создание укрупненных территориальных профессионально-образовательных учебных заведений для обеспечения молодежи и взрослых (нуждающихся в этом) профессиональной подготовкой в избранной области труда и на межотраслевом уровне»2.
Перед реформируемой системой профессионального образования стоят две основные цели:
1) переход к непрерывному образованию, что подразумевает установление иных связей между субъектами образовательных услуг: учебными заведениями разных уровней, потребителями этих услуг и работодателями;
2) полноценное удовлетворение потребностей в образовании со стороны населения и экономики региона.
Не вызывает сомнений тот факт, что реализация вышеуказанных целей предусматривает создание учебного заведения принципиально нового типа — регионального профессионально-образовательного комплекса.
Исследователи отмечают ряд преимуществ таких комплексов3:
1) обеспечение преемственности непрерывного профессионального образования и образовательных структур, входящих в комплекс, появление возможности последовательно оценить результаты и провести корректировку педагогической и учебно-производственной деятельности;
2) создание условий для интеграции учебной, учебно-производственной, научно-методической, воспитательной и коммерческой деятельности;
3) возрастание возможностей совершенствования учебно-производственной и социальной базы за счет концентрации
средств входящих в образовательный комплекс учебных заведений;
4) оптимальное использование материально-технической базы и трудового потенциала, обеспечение социальной защиты педагогов и учащихся учебных заведений за счет коммерческой деятельности;
5) появление возможностей достижения высокого качества образования, расширения профиля обучения, развития творческого мышления учащихся.
Одним из главных субъектов регионального профессионально-образовательного комплекса является вуз как многопрофильный учебно-научный комплекс. Именно региональные вузы стали выступать инициаторами новых связей как между собой (ассоциации однопрофильных вузов), так и с учебными заведениями среднего общего и профессионального образования. При немалой педагогической и научно-методической помощи вузов многие ссузы были преобразованы в высшие профессиональные училища — колледжи. Некоторые ведущие российские вузы пошли по пути создания в своем составе колледжей, учебных институтов, интегрирующих естественно-научные, гуманитарные и технические специальности в рамках многоуровневой системы подготовки специалистов.
По мнению ректора Ростовского государственного педагогического университета А.А. Грекова, «совершенствование структуры вузов, включение в нее лицеев, гимназий, колледжей требует многоканального финансирования образования. Такая практика существует во всем мире и внедряется сейчас в Россию. Ведомственная разобщенность образовательных учреждений, несогласованность деятельности вузов и колледжей, находящихся в системе местного и федерального управления, не способствуют переходу к многоуровневому образованию, совершенствованию его качеств»4.
Первоначальный этап социального проектирования регионального профессионально-образовательного комплекса составляют определение потребностей региона в профессиональной подготов-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ке и обоснование тех преимуществ, которые могут возникнуть при создании комплекса.
А.П. Беляева приводит следующий список параметров, подлежащих исследованию:
— количество и плотность населения района, его прирост или снижение в перспективе, возрастной состав населения;
— состав и динамика профессионально-квалификационной структуры кадров, спрос на трудоустройство и занятость населения, наличие безработицы и установление ее причин, перспективы развития новых профессий и видов производства, потребный и желаемый характер профессиональной подготовки, сохранение надлежащего равновесия между спросом и предложением на рынке труда;
— потребность в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, возможности сотрудничества в региональной системе предприятий;
— распределение молодежи в соответствии с интересами по формам профессиональной подготовки, учет ее планов на период после окончания средней и профессиональной школы, выявление экологической ситуации для получения видов подготовки, трудоустройство выпускников в регионе и в других регионах, причины миграции;
— экономические расходы на профессиональное образование в существующих формах и прочие расходы в региональной системе образования;
— транспортные и жилищные проблемы, связанные с организацией региональной системы5.
На втором этапе социального проектирования определяются «оптимальные границы комплекса, наличие учебных заведений — потенциальных субъектов и взаимосвязь между ними, тип рациональной для данной местности организационной структуры, штаты преподавателей и мастеров производственного обучения, руководителей, бюджет, материально-технические средства. С учетом всего этого составляются программа и перспективный рабочий план комплекса, координируется совместная деятель-
ность всех заинтересованных органов и групп»6.
Анализ рациональности размещения сети государственных средних профессиональных учебных заведений показывает, что подготовка специалистов распределена по субъектам Российской Федерации достаточно равномерно и осуществляется не только в региональных центрах, но и в небольших городах и поселках.
П.Ф. Анисимов и А.Л. Коломенская отмечают, что «характерной особенностью современного периода развития образовательной системы является развитие взаимосвязей между различными уровнями образования, региональный аспект которого находит свое отражение, прежде всего, в расширении взаимодействия между учебными заведениями различных типов в рамках регионов, создании многоуровневых региональных ком-плексов»7. Средние профессиональные учебные заведения играют значительную роль в этом процессе. Развиваются их связи с вузами. Виды таких связей отличаются значительным разнообразием: от взаимодействия с вузами по методическим, кадровым и другим вопросам самостоятельных средних профессиональных учебных заведений до их непосредственного вхождения в состав высших учебных заведений в качестве структурных подразделений (в настоящее время насчитывается свыше 80 таких структурных подразделений).
Средние профессиональные учебные заведения выступают в качестве важного звена в организации многоуровневых региональных образовательных комплексов, охватывающих образовательные учреждения различных типов. Значительным развитием характеризуется, в частности, процесс создания многоуровневых учебно-педагогических комплексов, складывающихся на базе средних (или высших и средних) педагогических учебных заведений и включающих в себя учреждения общего образования (школы, детские сады).
В качестве примера рассмотрим деятельность Новочеркасского (Ростовской области) регионального образовательно-
№ 1, 2004
го комплекса на базе Новочеркасского государственного промышленно-гуманитарного колледжа (бывший электромеханический техникум, политехнический колледж). Его учредителем в связи с преобразованием Министерства электротехнической промышленности и приборостроения СССР стало Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.
Начиная с 1990 г. колледж определил стратегию своего развития как многопрофильное многоуровневое (ступенчатое) учреждение среднего и дополнительного профессионального образования. Сегодня колледж ведет подготовку, переподготовку и повышение квалификации по 45 лицензированным специальностям (направлениям) на четырех основных факультетах: электротехническом; технологии и сервиса; педагогическом; экономики и предпринимательства, а также на факультете дополнительного и непрерывного профессионального образования.
В течение многих десятков лет подготовка специалистов со средним профессиональным образованием велась в примерном соотношении: 70 % — для промышленности, 30 % — для сферы услуг и гуманитарного направления. В мировой практике это соотношение обратное. В последнее время, опираясь на проведенные маркетинговые исследования рынка труда и образовательных услуг, колледж увеличил подготовку кадров гуманитарного и сервисного направлений. Безусловно, для промышленности необходимо готовить и технологов, и конструкторов, и наладчиков, и других «сержантов» производства, но при условии изменения уровня их подготовки. В связи с этим колледж перешел на использование современных технологий: систем автоматизированного проектирования (САПР), конструкторской и технологической документации и АСУ производства, усилив для технических специальностей гуманитарную подготовку, введя дополнительно курсы основ педагогики, психологии и общения.
В 1993 г. приказом Минобразования России колледж был определен как экспериментальная педагогическая площад-
ка для отработки современных педагогических и информационных технологий и на его базе создан региональный профессионально-образовательный комплекс непрерывного профессионального образования. При этом преследовалась цель организации структурных компонентов модели, помогающих личности в выборе эффективных образовательно-профессиональных программ, наиболее полно отвечающих ее способностям и возможностям, развивающих личность как таковую и повышающих ее конкурентоспособность на рынке труда.
В комплексе отрабатываются принципы непрерывного образования и интеграции различных типов образовательных учреждений. На договорной основе, без изменения юридического лица в него вошли: дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования (соответственно НПО и СПО).
Сегодня в комплексе функционируют более 50 профессиональных лицейных классов в общеобразовательных учреждениях и профессиональных ли-цейных групп в профтехучилищах, обучение в которых ведется по совместным учебным планам.
Учащиеся профильных лицейных классов параллельно с базисным учебным планом средней школы осваивают учебные дисциплины колледжа по выбранным направлениям, специальностям. По окончании 11-го класса им предоставляется возможность продолжить обучение в колледже по выбранной специальности и в сокращенные сроки. Получив диплом НПО, студенты продолжают обучение в ПТУ, входящем в комплекс, на следующей ступени, после чего им вручается диплом СПО базового уровня. Выпускники ПТУ, не входящих в комплекс, принимаются в колледж на III курс для получения образования в сокращенные сроки (по индивидуальным учебным планам).
Реализация непрерывного образования в региональном профессиональнообразовательном комплексе обеспечивает:
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
— социальную защиту молодежи;
— осознанный выбор профессиональной карьеры;
— введение единых педагогических требований и системы повышения квалификации преподавателей;
— преемственность образовательных программ;
— рациональное учебно-методическое обеспечение, использование учебноматериальной базы и кадрового потенциала образовательных учреждений, входящих в комплекс:
— мониторинг образовательной деятельности различных образовательных учреждений.
С введением российской программы «Государственный стандарт в системе непрерывного образования» обязательным направлением в деятельности регионального профессионально-образовательного комплекса является реализация программ дополнительного профессионального образования. Более 6 лет в структуре комплекса функционирует Учебно-деловой центр Морозовского проекта Академии менеджмента и рынка и областного центра занятости населения. Клиентами центра являются адресные группы:
— руководители и персонал малых предприятий;
— безработные, желающие создать свое дело (бизнес);
— руководители и специалисты крупных предприятий;
— студенты и учащиеся.
Среди основных направлений деятельности Учебно-делового центра — бизнес-образование (более 50 программ); бизнес-консалтинг; экспертиза бизнес-идей, бизнес-планов и инвестиционных проектов; информационная поддержка и развитие предпринимательства.
Региональный профессионально-образовательный комплекс выступает одним из учредителей Новошахтинского зонального бизнес-инкубатора учебнопроизводственного типа семи городов угольного бассейна Восточного Донбасса Ростовской области. Этот перспективный проект стал возможным благодаря финансовой поддержке западных партне-
ров. Состоялся первый выпуск предпринимателей — клиентов бизнес-инкубатора.
Ведутся работы по внедрению системы открытого и дистанционного образования по программам среднего и дополнительного профессионального образования.
На базе комплекса создан Региональный филиал научно-методического центра среднего профессионального образования Минобразования России для повышения квалификации педагогических работников средних специальных учебных заведений.
Образовательное пространство, на котором функционирует региональный профессионально-образовательный комплекс, — это северо-восточная часть Ростовской области, которая на протяжении многих лет пользовалась образовательными услугами учебных заведений Новочеркасска.
Цели и задачи образовательной деятельности учебных заведений, входящих в комплекс, позволили очертить круг взаимных интересов — решение региональных задач подготовки специалистов.
Ступени профессиональной ориентации и подготовки в комплексе осуществляются начиная с профильного лицейно-го класса и завершаются в колледже по сквозным программам непрерывного обучения.
Реализация основных направлений деятельности по созданию и развитию профессионально-образовательного комплекса должна происходить поэтапно:
1-й этап: анализ среды и ресурсов для получения реальной картины наиболее значимых изменений среды;
2-й этап: формирование организационно-экономических и нормативно-правовых (на уровне компетенции региона) предпосылок для принятия решений (какие новые образовательные программы разработать, какие рынки освоить);
3-й этап: разработка стратегий развития;
4-й этап: осуществление качественных преобразований и устойчивое развитие региональной системы профессионального образования.
По мере реформирования экономики регионов будет усиливаться необходи-
№ 1, 2004
мость опережающего удовлетворения потребностей в специалистах. Эта задача в перспективе должна решаться как за счет подготовки новых кадров специалистов, так и за счет дополнительного образования и переподготовки. Углубление экономических реформ, социальные и политические преобразования настоятельно требуют реорганизации, радикального обновления содержания работы системы дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров.
Исходя из лучших традиций отечественной системы подготовки и повышения квалификации специалистов и опыта индустриально развитых стран главной целью реорганизации и обновления высшего и послевузовского профессионального образования региона можно считать переход на новый уровень каче-
ства обучения, рост интеллектуального потенциала, целевое обеспечение потребностей региона в конкурентоспособных специалистах широкого профиля.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Немцова С.М. Рынок образовательных услуг: региональный аспект // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Обществ. науки. 1996. № 2. С. 74.
2 Беляева А.П. Региональная система профессионального образования // Педагогика. 1993. № 4. С. 68.
3 Там же. С. 69.
4 Греков А.А. Из опыта взаимодействия ростовских вузов со средними учебными заведениями // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Обществ. науки. 1995. № 3. С. 35.
5 Беляева А.П. Указ. соч. С. 70—71.
6 Там же. С. 71.
7 Анисимов П.Ф., Коломенская А.Л. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы // Среднее профессиональное образование. 1998. № 4.
Поступила 20.03.03.