ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Королев Владимир Анатольевич — доктор биологических наук, профессор, куратор студенческого научного общества ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития Росси» Адрес: 305041, Россия, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3 Телефон: (903) 875-22-29 E-mail: [email protected]
В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкий, В.А. Королев
Многоуровневая система привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в Курском государственном медицинском университете
V.A. Lazarenko, P.V. Kalutsky, V.A. Korolev
Multilevel system of attraction of students to research activity in Kursk State Medical University
Authors had been conducted research of a scientific student's society of Kursk State Medical University. As objects of research were chosen the scientific motivation and stage-by-stage approach of attraction of students to research activity. Functioning of polyvector system of attraction of students to research activity in Kursk the state medical university is shown and its basic directions are allocated. Attraction mechanisms, since vocational guidance of entrants, with stage-by-stage inclusion of motivational designs in the student's environment with the help of a scientific student's society of university and scientifically organizational work of subdepartment's schools of sciences are described.
Key words
• Student's Scientific Society
• Research activity of students
• Students' Scientific Circle
• Creative and cognitive abilities of students
• Stimulation of scientific activity of students
• Higher education modernization
• Scientific motivation
• Vocational guidance of entrants
• The content-analysis
ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России»
Kursk State Medical University
Объектом исследования явилось научное студенческое общество Курского государственного медицинского университета (КГМУ). В качестве предмета исследования авторами выбрана научная мотивация и этапность привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности. Показано функционирование поливекторной системы привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в КГМУ и выделены ее основные направления. Описаны механизмы привлечения, начиная с профориентации абитуриентов, с поэтапным включением мотива-ционных конструкций в студенческой среде при помощи информационной деятельности совета научного студенческого общества университета и научно-организационной работы научных школ кафедр.
Ключевые слова
• Научное студенческое общество
• Научно-исследовательская деятельность студентов
• Студенческие научные кружки
• Творческие и познавательные способности студентов
• Стимулирование научной деятельности студентов
• Модернизация высшего образования
• Научная мотивация
• Профессиональная ориентация абитуриентов
• Контент-анализ
н
Современный этап развития общества характеризуется формированием «экономики знаний», главной особенностью которой является превращение знаний в главный стратегический ресурс. В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами.
Одной из основ эффективности высшего образования является способность к организации самообразования как в период обучения в вузе, так и в течение всей жизни специалиста (Летута, 2010). Качественное медицинское образование подразумевает не только освоение базового курса государственной образовательной программы, но и постоянное самосовершенствование будущих специалистов (Петров, 2008; Девятова, 2008). Модернизация системы отечественного высшего образования, происходящая в условиях ее вхождения в единое европейское образовательное пространство, должна затрагивать все виды студенческой деятельности, в том числе научно-исследовательскую (Демченко, 2010; Завьялов, 2011). Современные требования к специалистам медицинской отрасли обусловливают особую важность воспитания у студентов медицинских вузов стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности (Юловская, 2006; Баранов, 2010).
От выпускников высшей школы требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальных и научных областях знаний, но и умели при этом формировать и защищать свои идеи и предложения. Для этого, прежде всего, необходимо уметь самостоятельно анали-
зировать и обобщать научные факты, явления и информацию (Грибанькова, 2011; Калуцкий, 2010).
Современному обществу нужны творчески мыслящие специалисты, формирование личности которых начинается с их приобщения к научно-исследовательской работе. Именно в ее процессе формируются способности «добывать» новые знания, разрабатывать принципиально новые решения поставленных задач. Таким образом, роль научно-исследовательской работы студентов в высшем учебном заведении постоянно возрастает. Кроме того, научно-исследовательская работа студентов, которая организуется во внеаудиторное время, является одним из наиболее перспективных видов деятельности по формированию резерва научно-педагогических и научных кадров высших учебных заведений.
Важная роль в этом принадлежит научному студенческому обществу. Научное студенческое общество (НСО) Курского государственного медицинского университета (КГМУ) является добровольной научно-общественной организацией студентов, проявляющих интерес к научно-исследовательской работе и активно участвующих в ней. Членом НСО является студент, состоящий в одном (или нескольких) научном студенческом кружке (НСК) и выполняющий исследования в рамках направлений кафедры. Своеобразным органом студенческого самоуправления является совет НСО.
Цель НСО — содействие работе вуза по повышению качества подготовки квалифицированных кадров, сохранение научно-технического потенциала и адаптация научной деятельности к новым экономическим условиям. Достижение этой цели осуществляется посредством решения ряда задач:
— пропаганда среди студентов различных форм научного творчества, при-
Медицинское образование и профессиональное развитие №1 (7) 2012
н
#
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
влечение молодежи в науку на самых ранних этапах обучения и закрепление ее в этой сфере; повышение авторитета молодых ученых и престижности занятия наукой в молодежной среде; формирование мотивации к исследовательской работе и содействие овладению студентами методом научного познания, углубленное и творческое освоение учебного материала; воспитание творческого отношения к своей профессии через исследовательскую деятельность; обучение студентов методикам и средствам самостоятельного решения научных задач;
организация и проведение различного уровня мероприятий: конференций, конкурсов научных студенческих работ, олимпиад по дисциплинам и специальностям, дискуссионных клубов, открытых лекций и семинаров, дней студенческой науки и др.; установление и развитие сотрудничества, обмен информацией с молодежными научными объединениями учебных и заведений города, области, страны, органами студенческого самоуправления;
сбор и распространение среди студентов информации о научных мероприятиях, проводимых вне вуза; привлечение наиболее одаренных студентов к целенаправленной научной и научно-организационной работе, в том числе к инновационной деятельности по созданию реальных проектов и программ с последующим их опубликованием и внедрением; отбор и рекомендации наиболее перспективных студентов, активно занимающихся научно-организационной
и исследовательской работой для продолжения образования в аспирантуре.
Материал и методы
Объектом исследования явилось научное студенческое общество университета. В качестве предмета исследования нами выбрана научная мотивация и этапность привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности. В основу выполнения работы положен метод контент-анализа с элементами обобщения.
Результаты и обсуждение
Важным этапом в формировании интереса к науке и научной деятельности является создание и закрепление соответствующих установок со школьной скамьи. В университете ведется активная политика в отношении привлечения абитуриентов, проводимая центром довузовской подготовки. Одним из направлений деятельности НСО является привлечение учеников старших классов не просто к медицине, как к фундаментальному знанию, но и побуждение их к научной деятельности. Совместно с центром довузовской подготовки НСО организует обширную рекламную деятельность, которая включает выступления студентов университета, подготовку и распространение различных информационных материалов. Также силами Совета НСО создан фильм-ролик о НСО Курского ГМУ, в котором отражена история становления общества, достижения НСО и современные тенденции.
В рамках 76-й Всероссийской научной конференции «Молодежная наука и современность» (2011 г.) впервые была организована секция для старшеклассников —
И
«Школа и вуз: интеграция в науке». В ее работе приняло участие свыше 70 школьников. Предварительно был проведен заочный конкурс эссе по медицинской, биологической и фармацевтической тематике. Для очных участников организовывалась экскурсии в анатомический музей, музей истории Курского ГМУ и мастер-классы на кафедрах нормальной физиологии, патофизиологии, психологии и др. Всем участникам были вручены сертификаты, а победители получили дипломы. Это послужило стартом для проведения подобных мероприятий в дальнейшем. Так, в 2012 г. в рамках 77-й конференции «Молодежная наука и современность» планируется проведение аналогичной секции уже в более широком масштабе, а именно — «Фестиваль медицинской науки» для будущих абитуриентов, в рамках которого будут созданы открытые площадки, проходить тренинги, читаться лекции по общемедицинской тематике.
На площадке «Фестиваля науки» в Курске в сентябре 2011 г. школьники могли не только познакомиться с направления подготовки и научной деятельности Курского ГМУ, но и попробовать свои силы под руководством активистов НСО в медицинских манипуляциях на манекенах.
Для первокурсников проводятся (ставшие ежегодными) собрания старост СНК, на которых обсуждается возможное участие студентов в научно-исследовательской деятельности, объясняется структура и работа студенческого научного общества в целом и научных кружков в частности. Во многом активность участия студентов в НИР обусловлена эффективностью системы информационного сопровождения научно-исследовательской работы. Как показывает опыт, низкая мотивация в проведении научно-исследовательских ра-
бот связана с низкой информированностью студентов о разных аспектах и возможностях (перспективах) научной деятельности. Несмотря на нынешнее развитие информационных технологий, огромное количество источников информации, одной из наиболее значимых проблем функционирования студенческого научного общества КГМУ является вопрос своевременного и точечного оповещения студентов актуальной информацией о проводимых мероприятиях.
Для решения данной проблемы создана база данных студентов университета, ведущих многолетние научные исследования, с информацией о научном направлении каждого, с целью информирования о научных мероприятиях непосредственно по профилю исследования. Более года функционирует сайт совета НСО. Каждый посетитель может подписаться на рассылку новостей Совета НСО и получать информацию о конференциях, грантах и т.д. Новости рассылаются с помощью сервиса Subscribe.ru, но в настоящее время ведется работа по переводу рассылки на собственный домен. Также организованы научные группы студентов в социальных сетях для возможности контакта, обмена информацией и электронного оповещения активистов НСО о проводимых научных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровня. Упрощена процедура регистрации и участия студентов из других вузов в апрельской конференции студентов и молодых ученых. Для этого в апреле 2011 г. впервые были опробованы электронные регистрационная форма и форма предоставления материалов.
Активность студентов в научно-исследовательской деятельности во многом также зависит от того, как организована
Медицинское образование и профессиональное развитие №1 (7) 2012
н
#
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
научная работа студентов, какие формы и методы стимулирования ее активных участников практикуются. Организация научно-исследовательской работы студентов включает в себя научные студенческие кружки, научные семинары, студенческую научно-исследовательскую лабораторию, а также индивидуальную работу над конкретными задачами под руководством преподавателей. Такие формы обучения позволяют студентам обрести через творческую работу новые знания по изучаемым дисциплинам, навыки проведения научно-исследовательской деятельности и интерес к интеллектуальной работе вообще. Ежегодно студентами вне учебного плана выполняются около 1000 курсовых и 80 дипломных работ. В результате проведения научных исследований с участием студентов ежегодно публикуется 250—300 статей в российской (в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России) и 150—170 — в международной печати. Высока также патентно-изобретательская активность студентов: ежегодно с их участием подаются 20—25 заявок на патенты. В целях оказания молодежи помощи в инновационной деятельности в университете создан и активно функционирует научно-инновационный центр. В вовлечении студентов в научную работу большую роль играют адаптационные лагеря, которые ежегодно организуются преподавателями факультета клинической психологии. За время пребывания в этих лагерях, вчерашние абитуриенты не только знакомятся друг с другом, но и получают первое представление о будущей специальности, приобщаются к азам научной работы, являющейся основой формирования современного компетентного специалиста. Развитие практики проведения адаптационных лагерей перво-
курсников с включением в их программу целенаправленного ознакомления с возможностями ведения научно-исследовательской работы и соответствующей мо-тивационной работы представляется очень перспективным.
Важным аспектом в совершенствовании научно-исследовательской деятельности и подготовки кадров высшей квалификации является положительное стимулирование (Давыденко, 2008). В рамках этой программы НСО и руководство вуза ведут активную работу по разработке различных методов стимулирования студентов. В течение 3 лет действует положение о порядке назначения повышенных стипендий. При этом активисты НСО в конце каждого семестра оформляют анкеты, где наиболее полно отражены аспекты научной активности студента. После их рассмотрения, студенты получают повышенные стипендии в зависимости от результатов научно-исследовательской активности. Ученым советом университета назначается до 80 именных и повышенных стипендий за научную активность, еще 20 студентов становятся стипендиатами фонда Владимира Потанина. Студенты активно участвуют в конкурсах научных студенческих работ, в международных и межрегиональных конференциях, проводимых как в университете, так и за его пределами, в выставках-презентациях научных проектов. В КГМУ практикуется раннее вовлечение студентов в выполнение НИР в рамках целевых программ, грантовых проектов и государственных заказов. Ежегодно проекты активистов НСО становятся победителями в различных конкурсах и получают поддержку в виде грантов различных фондов. Для подведения итогов научно-исследовательской работы студентов ежегодно проводятся различные монотематические конферен-
н
ции и студенческая научная конференция «Молодежная наука и современность», которая выявляет наиболее активных и способных к научному творчеству студентов и способствует развитию умений самостоятельной работы и навыков исследовательской деятельности. Она собирает от 600 до 800 участников из 20—30 регионов России и 10—15 зарубежных вузов. НСО КГМУ тесно сотрудничает с научными обществами студентов медицинских вузов России. Кроме того, Университет предоставляет широкие возможности студентам для участия в научных конференциях за пределами России — каждый год 150—200 начинающих ученых выступают с докладами на конференциях других вузов. Так, организуются финансируемые вузом поездки студентов для участия в конференциях Киевского, Сумского, Гомельского государственного медицинских университетов и др.
В университете ежегодно проводятся 70 предметных олимпиад и различные конкурсы: «За успехи в науке», «На лучший студенческий научный доклад», «На лучший студенческий научный кружок» и др. На протяжении последних 5 лет студенты университета активно участвуют и побеждают в программе «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («У.М.Н.И.К.»), организатором которой является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Ежегодно представители НСО университета участвуют с различного рода научными проектами в смене Международного лагеря студенческого актива «Славянское Содружество». По результатам форума проводится выставка-презентация студенческих проектов и программ, представление собственных молодежных, студенческих проектов, заключение договоров о совместной реализации проектов. Студенчество
ежегодно принимает участие в организации и проведении 5—7 выставок.
В последнее время стал активно развиваться такой элемент учебно-исследовательской направленности как международный обмен студентов. В этом году 14 студентов КГМУ проходили летнюю профессиональную практику в лечебных учреждениях Польши, Сербии, Болгарии и Бразилии; 5 студенток из Венгрии, Литвы и Испании прибыли для прохождения практики в Курск.
Научные школы являются важным стимулом для привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности. Если научно-исследовательский коллектив активно занимается исследованиями, имеющими актуальную проблематику и широкий спектр сотрудничества, как в России, так и за рубежом, это вызывает живой, неподдельный интерес занятия наукой у студентов. В КГМУ на протяжении многих десятилетий сформировались научные школы, которые являются крупными ассоциациями исследователей, как на российском, так и на международном уровне. Под руководством преподавателей студенты имеют возможность выполнять исследования в рамках научных направлений школы, правильно организовывать свою исследовательскую деятельность и представлять свои достижения в виде статей, докладов, тезисов или в конкурсных мероприятиях. Выполняя исследования по общей тематике, студенты организуются в «проблемные группы», представляющие своего рода команды, объединенные общностью научных интересов.
Другой перспективной формой организации научной работы студентов в университете является студенческая научно -исследовательская лаборатория (СНИЛ), действующая на базе НИИ экологичес-
Медицинское образование и профессиональное развитие №1 (7) 2012
М
ф
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
кой медицины КГМУ. Работая в составе 10 лабораторий НИИ экологической медицины, студенты постепенно становятся полноправными членами своих научных коллективов. Свидетельством чему является тот факт, что среди авторов патентов и публикаций различного уровня (международного, всероссийского и др.), выходящих из лабораторий, в 25—30% являются студенты — члены СНИЛ.
Заключение
Таким образом, в последние годы, когда модернизация высшего образования позиционируется обществом как важнейший компонент гражданского роста, создания в вузе НСО позволяет подготовить специа-
листа, способного не только самостоятельно и быстро приобретать профессиональные знания и уверенно ориентироваться в различных областях науки, но и осваивать умения и навыки в исследовательской деятельности. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта ВПО связано с изменением роли студенческой науки в вузе. Если раньше занятие наукой было самостоятельным решением каждого студента, то теперь это обязательная форма образовательного процесса. В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки механизмов организации данного вида деятельности на кафедрах вузов, с привлечением современных достижений как российской, так и зарубежной науки.
н