Научная статья на тему 'Многоуровневая система подготовки'

Многоуровневая система подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая система подготовки»

56

Высшее образование в России • № 12, 2005

Л. РУБЛЕВА, профессор проректор по учебно-методической работе

Потребность комплексного реструктурирования системы российского образования, т. е. перехода на многоуровневую систему, вызвана кардинальными изменениями в обществе: появлением новых форм собственности, обусловленностью технологического и социального развития общества новыми направлениями подготовки кадров; потребностью современного образования в иных моделях и методах обучения. Сегодня необходимо понять связанные с этим переходом проблемы, изучить мировой опыт, предложить решения. Все это позволит российской высшей школе адекватно отреагировать на требования рынка образовательных услуг.

СахГУ является крупнейшим учреждением профессионального образования в Сахалинской области, самым восточным университетом России «классического типа». Университет активно развивает годами наработанные связи с ведущими вузами России, а также Японии, США, Кореи и планирует в дальнейшем расширять международное сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Стратегической задачей СахГУявляет-ся подготовка кадрового и научного потенциала для обеспечения социально-экономического развития Сахалинской области.

В вузе осуществляется обучение по всем уровням образования: общее среднее (лицей), среднее специальное (колледжи), высшее (институты), послевузовское (аспирантура) и дополнительное (факультет довузовской подготовки, русский язык как иностранный, дополнительные образовательные программы). За короткий период в университете открыта подготовка по пяти укрупненным группам специальностей: педагогическим, гуманитарным, экономическим, естественным и техническим. Открыты востребованные специаль-

Многоуровневая система подготовки

ности: информатика, природопользование, юриспруденция, финансы и кредит, нефтегазовое дело, менеджмент организации, перевод и переводоведение. Таким образом, сегодня более семи тысяч студентов и аспирантов обучаются по 33 специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования и 16 специальностям послевузовского образования.

Внашем университете имеется опыт подготовки специалистов, бакалавров, ведется подготовка к открытию магистратуры, но в целом вуз только приступает к этой работе.

Необходимо обратить внимание как на формальную, так и на содержательную составляющие проблемы международного признания российского бакалавра, его конкурентоспособность и социальную защищенность на мировом рынке интеллектуального труда.

Формальной стороной дела являются

Из жизни вуза

57

сроки подготовки бакалавра и длительность образовательного цикла в целом с учетом обучения в средней школе. Во всех странах мира, за исключением России и некоторых развивающихся стран, продолжительность обучения в средней школе составляет не менее 12 лет. При четырехлетнем нормативном сроке освоения в вузе программ подготовки бакалавров длительность общего образовательного цикла должна составить не менее 16 лет. В России, как известно, существует 11-классное полное среднее образование. При четырехлетнем сроке подготовки бакалавров обучение будет длиться соответственно 15 лет.

Переход на подготовку кадров не по узким специальностям, а по более широким областям обучения с сохранением индивидуальной ориентации выпускника на конкретную специальность является общемировой тенденцией, характерной для инновационной экономики. Мировое сообщество относит образовательный уровень наших дипломированных специалистов к первой ступени, основываясь на продолжительности образования, включая время обучения в полной средней школе. Отсюда следует, что могут возникнуть проблемы с международным признанием российского бакалавра по формальному признаку меньшей длительности образовательного цикла.

В соответствии с ГОС ВПО программы подготовки бакалавров и магистров по техническим наукам в основном ориентированы на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, а программы подготовки дипломированных специалистов направлены на практическую производственную (инженерную) деятельность. Важно отметить, что «бакалавр» и «магистр» в России, по сути, являются академическими степенями, а «дипломированный специалист» получает профессиональную квалификацию.

В вузе развивается инновационное образование, направленное на формирование у специалистов не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций,

сфокусированных на способности применения их на практике, в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции. Новое содержание, а также проблемно-ориентированные методы и проект-но-организованные технологии обучения позволяют обеспечить комплекс компетенций, включающих фундаментальные и общепрофессиональные знания, умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе.

Современная многоуровневая система образования характеризуется подготовкой по направлениям с открытым множеством образовательных программ в пределах каждого направления. Действующие в настоящее время ГОС ВПО определяют общие требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов (бакалавров, дипломированных специалистов и магистров). Адаптировать российскую высшую школу к новым требованиям поможет введение кредитной системы оценки содержания образовательных программ, асинхронной системы организации учебного процесса, рейтинговой системы оценки качества освоения программ.

Наше современное российское образование характеризуется большим количеством направлений бакалаврской и магистерской подготовки; сложной структурой направлений и специальностей подготовки техников и специалистов; громоздкой структурой направлений подготовки докторов и кандидатов наук. Процесс реформ, связанный с выполнением Болонских обязательств, должен обязательно сочетаться со следующими решениями: определить перечень направлений, в рамках которых будет осуществляться подготовка на всех уровнях образования; сократить и унифицировать направления и специальности подготовки. Для реализации такого подхода потребуется разработка учебных планов новой структуры, набор обязательных дисциплин, обеспечивающих необ-

58

Высшее образование в России • № 12, 2005

ходимую широту подготовки. Требуется диверсификация методологии и методики обучения на разных уровнях подготовки кадров в высшей школе.

Многоуровневая система имеет ряд преимуществ и для развития личности: значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда; система образования «в течение жизни» в отличие от нынешнего «образования на всю жизнь»; свобода выбора из множества образовательных траекторий, возможность эффективной интеграции со средними общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями; возможность включения в мировую образовательную систему; более короткие сроки обучения для получения базового профессионального образования.

Итоговым критерием успеха деятельности любого университета является качество подготовки его выпускников. Их инновационная способность проявляется не только в получении и реализации комплекса определенных компетенций, включающих в себя знания, умения анализировать и решать проблемы, но и в совершенствовании технологии собственной деятельности.

Формируя учебный процесс, нацеленный на конечный результат (качество деятельности выпускников независимо от вида квалификации), мы стараемся учитывать: динамику развития науки, техники, технологий, содержания и организации труда, интеграционные процессы в науке, производстве и сфере образования; требования производства, запросы рынка труда; возможности вуза в подготовке специалистов, его кадровый потенциал, материальную базу, связь с производством. Достигается это путем расширения тематики спецкурсов и спецсеминаров, введением дополнительных образовательных программ, новым подходом к работе кафедр, нацеливанием студентов на решение реально-прикладных ситуаций, организацию проектной деятельности.

Многоступенчатая система обучения от-

вечает потребностям развития междисцип-линарности, давая возможность студентам комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности «на стыке» специальностей. Существующая на сегодняшний день в нашем вузе развитая система получения второго высшего образования, повышения квалификации, экстернат создают условия открытого образования, образования в течение жизни.

Для устранения дисбаланса в потребностях и подготовке специалистов предусматривается открытие новых специальностей, в том числе инженерно-технических, таких как прикладная математика, геология, информационные системы (по отраслям), лесное хозяйство и ландшафтно-парковое строительство; открытие новых кафедр и факультетов; возможность выбора студентами изучаемых дисциплин; внедрение новых информационных технологий в учебный процесс и научные исследования; возможность изучения зарубежного опыта, международное сотрудничество; стимулирование выпускников университета к продолжению обучения в аспирантуре; дальнейшее развитие очно-заочной формы обучения; обеспечение доступности образования в различных его формах (дистанционное обучение, самообразование); привлечение специалистов к получению второго высшего образования, переподготовке и повышению квалификации по ряду направлений; развитие издательской базы университета с целью научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований. Уровень подготовки выпускников к профессиональной деятельности, несомненно, отражает уровень развития университета по кадровому обеспечению, организации учебного процесса, учебно-лабораторному оснащению, информационно-методическому обеспечению и состоянию научно-исследовательской работы.

Для совершенствования системы профессионального образования в Сахалинской области университетом планируется:

Из жизни вуза

59

• разработать совместно с департаментом образования и другими образовательными учреждениями программу развития высшего и среднего профессионального образования области на период до 2010 года;

• сформировать совместно с Сахалинским научным центром РАН (ИМГиГ, СКБ САМИ) и другими научно-образовательными учреждениями региональную модель интеграции академической, вузовской и отраслевой науки;

• создать при СахГУ аналитический центр по исследованию, развитию и прогнозированию образовательных процессов в регионе;

• решить вопрос о привлечении СахГУ к аттестации учреждений, выполняющих образовательные функции в Сахалинской области в сфере подготовки и переподготовки специалистов.

Таким образом, в настоящее время университет представляет собой многофункциональный вуз, реализующий образовательные программы среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляющий подготовку, переподготовку и повышение квалификации научных и научно-педагогических работников, выполняющий научные исследования по широкому кругу проблем.

Т. ШУМИЛОВА, доцент, проректор по внеучебной работе С. БАРЫШНИКОВА, нач. отдела по внеучебной работе

Создание в университете педагогической воспитательной среды является важнейшим фактором формирования профессиональной направленности личности студента, его социальной позиции и нравственных ориентиров.

К моменту зарождения Сахалинского государственного университета на базе Южно-Сахалинского государственного педагогического института, которое произошло в конце 90-х годов, воспитательная работа в вузе чуть теплилась. Ломать - не строить, и многие формы внеучебной работы со студентами в сложные 90-е годы были забыты. Конечно, на факультетах проводились традиционные для вузовской жизни студенческие мероприятия, нет-нет, да и происходил всплеск активности КВН, художественной самодеятельности. Но все это носило импульсивный характер. Такие же формыработы, каккураторство, студенческое самоуправление, строительные и педагогические отряды, ушли в советское прошлое. Правда, были в эти годы и свои приобретения. Появилась студенческая пресс-

Внеучебная работа в СахГУ

служба, которая очень скоро стала одной из лучших в городе. Силами студентов была выпущена университетская газета, очень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.