МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ СВЯЩЕННИКА ИОАННА НИГРОВСКОГО НА НИЖНЕВОЛЖСКОМ ФРОНТИРЕ
Власова Н.В.
Власова Наталья Владимировна, научный сотрудник ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник», 414000, г. Астрахань, ул. Советская 15.
E-mail: PearlHeavenly77@yandex.ru
Статья посвящена миссионерской деятельности Астраханской епархии на Нижневолжском фронтире на примере противораскольнической и противосектанской работы астраханского священника-миссионера Иоанна Павловича Нигровского. Основная цель исследования видится автором, в первую очередь, в изучении и обобщении исторических, социокультурных, этнокультурных и конфессиональных факторов, оказавших влияние на развитие миссионерской деятельности на территории Астраханской епархии, из чего следует, что среди главных задач исследования будет, в первую очередь, анализ способов и методов миссионерской инициативы православного духовенства в начале XX столетия, а также в обобщении личного вклада священнослужителя Нигровского в развитие традиций миссионерского служения на Нижневолжском фронтире. С использованием концепции фронтир в статье проводится сравнительный анализ наиболее продуктивных методов деятельности православных проповедников среди сектантов и раскольников на территории Астраханской епархии. Использование микроисторического подхода даёт возможность выявления региональной специфики вопроса. Помимо этого методологической основой исследования послужили принципы историзма, научной объективности и системности, что обуславливает изучение различных явлений и исторических процессов во взаимосвязи их развития.
Ключевые слова: нижневолжский фронтир, Астраханская епархия, православие, миссионерство, священнослужитель, Иоанн Нигровский.
Вопрос о деятельности православных миссионеров как на территории Астраханской епархии так и на всей территории Нижнего Поволжья уже поднимался такими современными отечественные исследователями как д.и.н. Редькиной О.Ю., Тининой З.П. к.б.н, доцентом Канатьевой Н.С., епископом Ахтубинским и Енотаевским Антонием Азизовым и др. Важной источниковой базой для изучения данной темы служат Отчеты Православных миссионерских обществ, откуда можно почерпнуть сведения о членах этих обществ, источниках финансирования и результатах их деятельности. Данные отчеты были опубликованы в Астраханских епархиальных ведомостях, где в официальной части публиковались программы мероприятий православных проповедников и объявления о проводимых беседах с сектантами и старообрядцами.
Существенными для изучения вопроса являются материалы миссионерских съездов, проводившихся в Российской империи с 1887 по 1917 гг. и оказавших значительное влияние на становление системы миссионерства как в целом по стране, так и для отдельных регионов. Помимо этого среди источников, описывающих религиозную ситуацию в Поволжье, необходимо обратить внимание на материалы, собранные или созданные православным духовенством. Сюда можно отнести клировые ведомости и дела Астраханской духовной консистории.
Как отмечают некоторые из уже перечисленных выше исследователей, занимающихся вопросом миссионерства русской православной церкви среди сектантов и раскольников на Нижневолжском фронтире, Астраханская земля являлась для подобного рода деятельности наиболее благоприятной. Ввиду своей удалённости от центра, эта территория начиная со второй половины ХУ11-Х1Х в. стала регионом активного выхода крестьян-переселенцев из центральных губерний Российской империи. Одним из следствий этого процесса явилось распространение сектантских движений. Здесь были представлены практически все толки и согласия старообрядчества, а лидеры сект вели активную религиозную пропаганду среди православного населения. К тому же, на протяжении всего XIX в. в регионе происходил рост численности сектантов за счёт естественного прироста. К началу ХХ в. в астраханской губернии насчитывалось до 5300 душ раскольников различного толка и христианских деноминаций (Иеромонах Антоний 2012). Тем не менее, государственная политика главенствующую роль в консолидации провинций вокруг имперского центра отводила именно Русской православной церкви. Как следствие, перед епархиальными властями была поставлена задача организации внутренних православных миссий, целью деятельности которых должна была стать антистарообрядческая и антисектантская пропаганда. Для реализации поставленной задачи в регионе, специально для работы с уклоняющимися от православия, старообрядцами и сектантами, был создан специальный миссионерский орган - Астраханское Кирилло-Мефодиевское Братство, учреждённое в 1885 г. Его деятельность достаточно подробно освещена Н.С. Канатьевой в рамках её исследовательских работ «К истории Астраханского Кирилло-Мифодиевского Братства» (2006 г.) и «Астраханское старообрядчество и сектантство XIX в. в культурном контексте губернии» (2013 г.). Кроме того, в своих работах Н.С. Канатьева останавливается на судьбах и деятельности отдельных наиболее видных астраханских священниках-миссионерах, таких как епархиальный миссионер Михаил Гусаков, священник Покровского Кафедрального собора Евтропий Кочергин, Пармен Смирнов и др. В данном
исследовании список астраханских миссионеров пополнится именем ещё одного священнослужителя- протоиерея Иоанна Павловича Нигровского. С 1900 г. Иоанн Нигровский являлся настоятелем Спасо-Преображенской церкви станицы Городофорпостинской, а с 1903г. благочинным церквей 1 округа Астраханского уезда. Для борьбы с расколом и сектантством вся епархия была разделена на три участка, которыми заведовали епархиальные миссионеры. В ведении каждого миссионера была отдельная, устроенная на средства Братства библиотека, ежегодно пополняемая новыми книгами и журналами. Участки в свою очередь были разделены на округа, управляемые окружными миссионерами (Летницкий И. 1907, стр.641). Соответственно, священник Иоанн Нигровский возглавил миссионерскую работу в станице Городофорпостинской. Благодаря активной деятельности священника Нигровского, по сведениям клировых ведомостей, с разницей всего в несколько лет, были открыты церковные школы в станице Атаманской и на Форпосте, действовало 4 церковно - приходских школы грамоты на Ново-Солянском поселке, а в самом приходе открылись две воскресные школы для взрослых (ГААО. Ф 741. О. 1\1. Д. 20). За время своего служения в станице Атаманской Иоанн Павлович Нигровский вёл активную миссионерскую деятельность: нёс послушание окружного миссионера и вёл по ходотайству Кирилло-Мефодиевского братства публичные беседы со старообрядцами, преимущественно беспоповского толка. Стоит отметить, на его участке таковых было немало, если учесть, что именно на форпосте существовал молельный дом беспоповцев. Большое внимание в беседах уделялось вопросам о престосложении для крестного знамения, антихристе, посолонном хождении, некоторых таинствах». Кроме того, обсуждались проблемы раскола Русской православной церкви, клятвы соборов 1666-1667 гг. Помимо бесед со старообрядцами, отец Иоанн большое значение уделял работе с православной молодёжью, в частности беседам об устроении семьи. Дело в том, что среди старообрядческого населения станицы Городофорпостинской особо выделялись такие крайние старообрядческие толки как федосеевцы-беспоповцы, пропагандирующие безбрачие. Были среди них и достаточно колоритные фигуры, такие как вдовы Агапия и Агафия, составившие свой устав. Об этом также в своих работах упоминает Н.С. Канатьева. Для молодых особ, ещё не вступивших в брак их доводы в пользу безбрачия казались весьма весомыми. Или же, напротив, стали нередкими браки православных со старообрядцами, условием которых был обязательный отказ от православной веры.
Помимо своей миссионерской работы, Иоанн Нигровский являлся членом-сотрудником Императорского Православного Палестинского
Общества с присвоением почётного пожизненного звания и права ношения бронзового нагрудного знака. В 1908 г. Иоанн Нигровский был возведён в сан протоиерея, не оставляя своей деятельности по обращению старообрядцев в православие. Будучи настоятелем Спасо-Преображенской церкви, Иоанн Нигровский заслужил всеобщую любовь и доверие своих прихожан, которые в знак своего уважения с разрешения Его Преосвященства преподнесли настоятелю золотой крест с драгоценными камнями.
Наибольшее количество сведений о семье и происхождении священнического рода Нигровских мы узнаём из историко-краеведческой статьи Иоанна Нигровского «Слобода Александровска», опубликованной в 1885 г. в Воронежских Епархиальных Ведомостях (Нигровкий И. 1885). В этой статье помимо описания истории села, родом из которого и был Иоанн Нигровский, автор касается описания местной Троицкой церкви, где с первой половины XIX в. служили священники Нигровские, потомком которых и являлся сам Иоанн Нигровский. Описание слободы Александровки было сделано священником Иоанном Нигровским уже через два года после того как он покинул родные места и был назначен на служение в Астраханскую епархию. Касаясь в своей статье причта Троицкой церкви, Иоанн Нигровский прослеживает его вплоть до самого первого священника, по письменным источникам, вступившим на должность настоятеля Троицкой церкви слободы Александровка в 1789 г. Приемником первого настоятеля храма, как указывает Иоанн Нигровский, стал некий Сила Нигровский-сын священника Афанасия Нигровского. По его сведениям, священник Сила Нигровский родился в 1766 г., окончил Воронежскую духовную семинарию, в 1787 г. был рукоположен в диакона и переведён в слободу Марковку, а уже оттуда переведён в слободу Александровку, где прослужил до 1820 г. Затем отец Сила уступил место своему сыну Петру Нигровскому, который родился в 1799 г. и по стопам отца закончил Воронежскую духовную семинарию. Причём, о том, чтобы поставить настоятелем храма старшего сына отца Силы, как отмечает Иоанн Нигровский, ходатайствовал сам народ - прихожане храма, которые испытывали большую любовь и привязанность к настоятелю Силе Нигровскому. Новый настоятель заслужил не меньшую любовь, чем его покойный отец, поэтому видеть кого-то другого на его месте, кроме как уже его сына, никто не желал. Скончался Пётр Нигровский в 1849 г. от холеры. Во время эпидемии священник выказал необыкновенную силу духа и трудился до последнего часа своей жизни. После смерти Петра Нигровского его сменяет его сын Павел, хотя и он сам и его братья видели на этой должности молодого семинариста-мужа их сестры. Осталось только ехать в Воронеж и просить Владыку. Но всё случилось иначе.
Однажды, Павлу Нигровскому, который, кстати, являлся отцом Иоанна Нигровского, пришлось прочитать народу небольшую проповедь по поводу страшной эпидемии. Его слова настолько тронули собравшихся, что даже мужчины не сдерживали слёз, и, конечно же, стали просить о том, чтобы Павел Нигровский занял пост отца и стал настоятелем храма. Таким образом, мы видим, что и прадед, и дед, и отец Иоанна Нигровского являлись служителями Троицкого храма, находящегося в слободе Александровка Воронежской Губернии. И только сам Иоанн Нигровский, родившейся 25 ноября 1860 г. в слободе Александровка Острогожского уезда Воронежской губернии, обрывает эту нить и в 1883 г. согласно прошению переезжает на служение в Астраханскую Губернию, где был рукоположен в дьякона и спустя несколько дней во священника Косикинской Донской церкви Енотаевского уезда.
Отдельного внимания заслуживают так называемые «Поучения» священника Иоанна Нигровского», опубликованные в разновременные промежутки в Астраханских Епархиальных Ведомостях. В большинстве своём все наставления касались казачества станицы Косикинской, где священник Иоанн Нигровский исполнял ещё и обязанности законоучителя Косикинских станичных мужского и женского училищ. В этих «Поучениях» священник даёт наставления перед началом месячных сборов. Через 3 года после начала своего служения, осенью 1886 г. Иоанн Нигровский был переведён в Средне-Ахтубинскую Покровскую церковь Царевского уезда. Его прощание с Косикинским приходом также нашло место на страницах Астраханских Епархиальных Ведомостей.
До недавнего времени о местонахождении могилы священника Нигровского не было ничего известно, но в июле 2016 г. в Астраханской областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской состоялась презентация книги «Забытые судьбы. Памятная книга священнослужителей Царевского и Черноярского уездов Астраханской епархии (в границах Калачевской епархии Волгоградской митрополии»). Книга представляет из себя биографический справочник, включающий в себя около 400 биографий и документального материала относительно священнослужителей, служба которых проходила в границах пересечения современной Калачевской епархии Волгоградской митрополии с дореволюционной Астраханской губернией. Авторы книги А.А. Клушин и И.О. Будков для сбора информации по некоторым священнослужителям связались с их родственниками. В частности, при содействии членов Астраханского регионального отделения Императорского Православного Палестинского Общества родственники одного протоиерея Нигровского Иоанна Павловича, проживающие сейчас в г. Рязани, смогли приехать в Астрахань, в которой прошла большая часть жизни и годы служения их
прадеда. Они предоставили очень ценные личные фотографии Иоанна Нигровского, связанные с его служением на Форпосте, но самое главное, была обнаружена могила протоиерея Нигровского, находящаяся на старом Трусовском кладбище, причём могила эта не была заброшена. Всё это время за ней ухаживали. Настоятелем храма Преображения Господня иереем Виталием в присутствии родственников священника Нигровского на его могиле была отслужена панихида.
Таким образом можно отметить, что главное средство по борьбе со старообрядчеством и сектанством священник Нигровский, видел в первую очередь в препятствии к их дальнейшему распространению среди православного населения. Учитывая тот факт, что на момент служения священника Нигровского, весьма многочисленным населением форпоста являлись казаки, среди которых была большая доля приверженцев старообрядческой веры, имелся свой молельный дом и велась своя религиозная пропаганда, то неудивительно, что самым большим опасением миссионера было не допустить проникновения их убеждений в православные семьи. Поэтому свои первостепенные миссионерские задачи Иоанн Нигровский связывал с развертыванием религиозно-просветительской деятельности, включавшей обучение как детей, так и взрослых. Именно поэтому в первые же годы служения Иоанна Павловича Нигровского было открыто сразу несколько церковно - приходских школ, школ грамоты и воскресных школ для взрослых, тем более, что школ при молитвенных домах нет и дети учатся в обычных школах вместе с православными (Летницкий И. 1907, стр. 637). На базе церковноприходских школ, которые по сути становились центрами религиозно -нравственного просвещения населения форпоста.
Библиографический список:
1. ГААО. Ф 741. О. 1\1. Д. 20.
2. Иеромонах Антоний, (2012). Миссионерский аспект деятельности образовательных учреждений Астраханской епархии в период с XVIII по начало ХХ века.
3. Канатьева Н.С., (2013). Астраханское старообрядчество и сектантство XIX в. в культурном контексте губернии. Сорокин Роман Васильевич.
4. Канатьева Н.С., (2006). К истории Астраханского Кирилло-Мефодиевского братства. Вестник АГТУ. №5 (34). Издательство Астраханского Государственного Технического Университета.
5. Клушин А.А., Будков И.О., (2016). Забытые судьбы: Памятная книга священнослужителей Царевского и Черноярского уездов Астраханской епархии (в границах Калачаевской епапхии Волгоградской
митрополии): Биографический справочник: Конец XVIII - начало XX вв. Издательство Станица-2. 380-383
6. Летницкий И., (1907) Общее годичное собрание Астраханского епархиального Православного Кирило-Мифодиевского братства за 1906 г. Астраханские епархиальные ведомости 635-645
7. Нигровкий И., (1885). Слобода Александровка. Воронежские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. №16, 562-590.
8. Несколько руководственных слов по делам миссии, (1901). Типография Егорова В.Л. 3-15.
9. Редькина О.Ю., (1999). Старое русское сектанство на Нижней Волге и Дону в ХУШ-ХХ вв. Геоэкономические и этнокультурные особенности хозяйственного развития Прикаспия и Приазовья в XVШ-XX вв. Сборник научных статей. Издательство Волгоградсткого университета.
10.Тинина З.П., Васильева Е.Г., (2011). О проблемах миссии православных братьев на Нижней Волге в 1913 г.
MISSIONARY ACTIVITIES OF PRIEST IOANN (JOHN) NIGROVSKY IN THE LOWER VOLGA FRONTIER
Vlasova N.V.
Vlasova Natalya Vladimirovna, Astrakhan Museum of local lore, 414000, Astrakhan,
Russia, st. Soviet 15.
E-mail: PearlHeavenly77@yandex.ru
Article is devoted to missionary activities of the Astrakhan diocese in the Lower Volga frontir on the example of antidissenting and protivosektansky work of the Astrakhan priest missionary Ioann Pavlovich Nigrovsky. The main objective of a research seems the author, first of all, in studying and generalization of the historical, sociocultural, ethnocultural and confessional factors which exerted impact on development of missionary activities in the territory of the Astrakhan diocese what follows from that among the main tasks of a research there will be, first of all, an analysis of methods and methods of a missionary initiative of orthodox clergy at the beginning of the XX century, and also in generalization of a personal deposit of the priest Nigrovsky in development of traditions of missionary service on the Lower Volga frontir. With use of the concept $poHrap in article the comparative analysis of the most productive methods of activities of orthodox preachers among sectarians and dissenters in the territory of the Astrakhan diocese is carried out. Use of microhistorical approach gives the chance of detection of regional specifics of a question. In addition the principles of historicism, scientific objectivity and systemacity formed a methodological basis of a research that causes studying of various phenomena and historical processes in interrelation of their development.
Keywords: Lower Volga frontier, Astrakhan Diocese, Orthodox, missionary, priest,
John Nigrovsky.
References:
1. GAAO., F 741. A. 1 \ 1. D. 20.
2. Hieromonk Anthony, (2012). The missionary aspect of the work of educational institutions of the Astrakhan diocese in the period from XVIII century to the beginning of the XX century.
3. Kanateva N.S., (2013). Astrakhan Old Belief and sectarianism of the XIX century in the cultural context of the province. R. V. Sorokin.
4. Kanateva N.S., (2006). On the history of Astrakhan Cyril and Methodius Brotherhood. Bulletin Astrakhan State Technical University №5 (34). Publisher Astrakhan State Technical University.
5. Klushin A.A. Budkov I.O., (2016). Forgotten fate: Commemorative book is clerics and Tsarevskogo Chernojarsky districts of the Astrakhan diocese (within the boundaries of the Archdiocese Kalachaevskoy epaphii Volgograd): Biographical Directory: End of XVIII - early XX centuries. Publisher Stanitsa-2. 380-383
6. Letnitsky I., (1907). The General Annual Meeting of the Diocesan Orthodox Astrakhan Kirilo-Mifodievskogo fraternity for 1906 . Astrakhan diocesan sheets 635-645
7. Nigrovky I., (1885). Sloboda Aleksandrovka. Voronezh diocesan statements. The informal part. №16, 562-590.
8. A few words on the mission rukovodstvennyh Affairs, (1901). Printing Egorov V.L. 3-15.
9. Redkina O.J., (1999). Old Russian sectarianism in the Lower Volga and Don in the XVIII-XX centuries. Geo-economic and ethno-cultural characteristics of the economic development of the Caspian and Azov Sea in the XVIII-XX centuries. Collection of scientific articles. Publisher Volgogradstkogo University.
10.Tinina Z.P., E.G. Vasilyeva, (2011). On the problems of the mission of the Orthodox brethren in the Lower Volga in 1913. A collection of conference SIC sociosphere.