Научная статья на тему 'К истории Астраханского Кирилло-Мефодиевского братства'

К истории Астраханского Кирилло-Мефодиевского братства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
799
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Канатьева Наталья Сергеевна

Конец XIX и первое десятилетие XX в. в истории Русской православной церкви связаны с активизацией ее так называемой «внутренней миссии», которая подразумевала активную проповедь среди сторонников дореформенного православия (старообрядчества), официально именуемых раскольниками, и сектантов. Рассмотрены некоторые аспекты деятельности Астраханского епархиального Кирилло-Мефодиевского братства, которое занималось активной внутренней миссионерской деятельностью в Астраханской губернии в конце XIX начале XX в. Обществом была выработана строго определенная система миссионерской деятельности, включавшая в себя миссионерские беседы, проповеди миссионерского содержания, чтения религиозно-нравственного содержания, раздачу листков миссионерского содержания, редактирование «Астраханских епархиальных ведомостей», а также издание брошюр миссионерского содержания. Библиогр. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF THE ASTRAKHAN KIRILLIAN-METHODIEN BROTHERHOOD

The end of XIX and the first decade of XX century in the history of the Russian Ortodoxian church is connected with the activity of so-called internal mission", which meant the active preaching among the supporters of old believers, officially named as religion dissenters, and sectarians. In this article the author has made an attempt to consider some aspects about the Astrakhan Kirillian-Methodien Brotherhood's activity. This Brotherhood had an active internal missionary work in the Astrakhan government at the end of XIX and the beginning of XX century. The society of that time determined a rather strict system of missionary activity that included the following: missionary talks; so-called public and personal talks; the publishing and distribution of missionary leaflets, and the edition of the Astrakhan eparchy newspaper.

Текст научной работы на тему «К истории Астраханского Кирилло-Мефодиевского братства»

ББК 86.372.24-3

Н. С. Канатьева Астраханский государственный технический университет

К ИСТОРИИ

АСТРАХАНСКОГО КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОГО БРАТСТВА

Введение

Конец XIX и первое десятилетие XX в. в истории Русской православной церкви связаны с активизацией ее так называемой «внутренней миссии». В отличие от миссии «внешней», т. е. направленной на присоединение к православию «инородцев и инославных», внутренняя миссия подразумевала активную проповедь среди сторонников дореформенного православия (старообрядчества), официально именуемых раскольниками, и сектантов.

Во второй половине 1880-х гг. при всех епархиях Российской империи были учреждены должности епархиальных миссионеров для борьбы со старообрядчеством и сектантством. Курс истории и обличения русского раскола в конце XIX в. становится обязательной частью учебной программы православного образования всех уровней. В 1880-1890-х гг. начинает издаваться целый ряд церковных журналов миссионерского характера; наиболее крупный из них, «Миссионерское обозрение», начал выходить в 1896 г. (первоначально в Киеве, в 1899 г. издание было перенесено в Петербург). В нем публиковались и исследовательские, и полемические работы, местные корреспонденции и обзоры сектантского «религиозного быта». По словам А. А. Панченко, «хотя большинство авторов «миссионерского круга» сохраняли... и предубежденность против сектантов, и традиционные стратегии конструирования «сектантской догматики», деятельность их подчас была весьма продуктивной в смысле публикации и первичного анализа ранее неизвестных документальных материалов» [1, с. 31].

В данной статье сделана попытка рассмотреть некоторые аспекты деятельности Астраханского епархиального Кирилло-Мефодиевского братства, которое занималось активной внутренней миссионерской деятельностью в Астраханской губернии в конце XIX - начале XX в.

Историография вопроса

Как справедливо замечал А. В. Дубаков, «прошлое одной из крупнейших епархий Старой России остается до настоящего времени малоисследованным» [2]. Ценные сведения по истории Астраханской епархии были собраны в XIX в. в связи с изучением биографии местных иерархов

Н. Туркиным, архиепископом Платоном (Любарским), А. Орнатским, П. Строевым. Весомый вклад в изучение прошлого Астраханской епархии внесли М. Рыбушкин, С. Матвеев, Н. Каменский, М. Благонравов, И. Лет-ницкий, Л. Рязанский. Последним серьезным исследованием по истории Астраханской епархии до революции была работа протоиерея Иоанна Саввинского, изданная в 1903 г.

В советское время интерес к изучению истории Астраханской епархии заметно снизился. В исторических исследованиях советского периода значительный акцент был сделан на социально-экономической истории региона, в ущерб вопросам религиозной и культурной жизни. Тем не менее именно в этот период были рассмотрены вопросы хозяйственной жизни епархии, отношение Церкви к народным движениям XVII-XVIII вв. (в работах Н. Б. Голиковой и А. В. Чернова).

В последние десятилетия XX в. отдельные вопросы истории Астраханской епархии поднимались А. С. Марковым, Н. М. Васькиным, В. П. Никитиным (Астрахань), В. И. Томаревым, Б. С. Абалихиным, С. И. Рябовым, Л. С. Орловым (Волгоград), Е. К. Максимовым, В. А. Осиповым, М. В. Булычевым (Саратов).

К 400-летию Астраханской епархии вышли работы архиепископа Ионы (Карпухина) и игумена Иосифа (Марьяна), посвященные «местночтимым святым», исследованию истории храмов и монастырей Астраханского края [3]. В 2002 г. были изданы «Очерки истории Астраханской епархии за 400 лет ее существования» [4]. Первый том указанного сочинения представляет собой репринтное издание книг астраханских священнослужителей И. Саввинского «Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902 г.)» и М. Благонравова «Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 г.». Второй том посвящен истории епархии с 1902 по 2002 г.

Анализ исследований показывает, что в них не ставились задачи изучения и анализа «противораскольничьей» и «противосектантской» миссионерской деятельности за всю историю существования Астраханской епархии. Поэтому видится необходимым проведение нового научного исследования, посвященного именно этому аспекту истории Астраханской епархии.

Старообрядчество в Астраханской губернии. Государственная политика по отношению к старообрядцам

Астраханская губерния, в силу своего пограничного расположения, с конца XVII в. служила «пристанищем для раскольников» [4, с. 131]. Как писал протоиерей Иоанн Саввинский, астраханский исследователь истории епархии, «само правительство, сослав в Астрахань костромскаго протопопа Даниила, сотоварища протопопа Аввакума, как бы предуказывало раскольникам безопасное для проживания место» [4, с. 132]. Сторонники раскола, или древлеправославия, проникали сюда и из Нижегородской области, где раскол появился еще прежде осуждения на Московском соборе и с которой Астраханский край находился в постоянных торговых сношениях; в Астрахань в 1683 г. были сосланы участники стрелецкого бунта, придерживавшиеся «старой веры». К началу XIX в. раскол в своих основных видах - «поповщине» и «беспоповщине» был широко распространен в Астраханской епархии. По «исповедным ведомостям» благочинных за 1822 г., раскольники проживали в тринадцати крупных селах Астраханской губернии и практически во всех казачьих станицах Астраханского казачьего войска, а также в городах Царев и Красный Яр Царевского

и Астраханского уездов соответственно. Общее количество раскольников в 1880-е гг., по официальным данным, составляло «до 5 300 душ. в городах Астрахани и Красном Яру, а также в их уездах (до 3 800 душ), ... в Черноярском и Енотаевском уездах раскольников проживает до 1 000 душ», то есть в общей сложности более 10 тысяч человек [4, с. 394]. Кроме раскольников беспоповского и поповского толков, в Астраханской губернии проживало почти такое же количество сектантов, в основном это были «молокане», штундобаптисты и «субботники».

Государственная политика в отношении сторонников древлеправо-славия достаточно сильно изменялась в зависимости от личности самодержца. Беспощадные «указные» статьи царевны Софьи 1685 г. сменились прагматической позицией Петра I. Ужесточившаяся во второй трети XVIII в. правительственная позиция получила видимое послабление при Екатерине II, которая однажды демонстративно перекрестилась древлеправославным двоеперстием перед началом заседания Священного Синода. Николай I осуществил серьезную попытку искоренить раскол - был закрыт и разорен ряд старообрядческих центров, в том числе Выг, Ветка и Стародубье, опечатаны алтари Преображенского и Рогожского кладбищ в Москве, огромное количество старообрядцев сослано в Сибирь и Забайкалье или насильственно обращено в единоверие [5, с. 7]. Наконец, в царствование Александра II, в 1830-е гг., начинается новый этап борьбы Русской православной церкви с раскольниками и сектантами.

Указом от 12 мая 1837 г. император Александр II предписал епархиальным архиереям, чтобы они «тщательно пользовались всеми возможными случаями вступать в сношения с уклонившимися от церкви и посевать между ними понятия и чувствования, которыя бы сближали их с церко-вию», для чего было признано необходимым «без гласнаго обнародования отменить повеление духовным властям избегать встречи с раскольниками», а главное - образовать «особый класс миссионеров» [4, с. 398].

Миссионерское дело в Астраханской епархии. Создание миссионерских братств

Вначале, за неимением в Астраханской епархии особых миссионеров и «по весьма малому числу ученых священников в селениях» [4, с. 398], обращение было возложено на местных благочинных. В конце 1840-х г. протоиерей И. Покровский положил начало миссионерским проповедям среди молокан села Пришиб Царевского уезда Астраханской губернии. В 1849 г. в село Михайловское Астраханского уезда, где также было замечено появление молоканства, были специально откомандированы члены Астраханской Духовной консистории протоиерей Ливанов и священник Розанов. Миссионеры не ограничивались проповедями. Например, в селе Пришиб протоиерей Покровский добился сноса молитвенного дома молокан, а в селе Михайловка аналогичный молитвенный дом был отобран и, с назначением к нему особого причта, стал постоянным местом миссионерских проповедей и бесед.

Но лишь в 1869 г., при архиерее Астраханском и Енотаевском Фео-гносте (Лебедеве), было положено начало организации постоянной проти-восектантской и противораскольничьей миссии. В 1873 г., по представлению астраханского губернатора, была построена походная православная церковь с особым при ней причтом для степных жителей Царевского уезда, в противодействие усилившемуся в этой местности молоканству. В этом же году, 7 октября, при царевском соборе, с целью ослабления молоканства и предохранения от совращения в эту секту православных, было учреждено Свято-Троицкое братство, устав которого утвердил Феогност ранее, в мае 1873 г. Главными задачами Братства являлись активные действия против молокан в виде церковных проповедей, публичных собеседований, распространения книг и брошюр противосектантского содержания, учреждения церковно-приходских школ, где уделялось бы особенное внимание опровержению молоканства при изучении Закона Божия. Немаловажным делом считалось также покровительство обращающимся из молоканства в православие и устроение для «малолетних обращенцев» приюта в г. Царев.

В 1876 г. Братство из г. Царева было переведено в Астрахань, потому что «по незначительности членов и недостатку средств не могло осуществлять с успехом на деле поставленной задачи» [4, с. 400]. Братство было прикреплено к Успенскому кафедральному собору и переименовано в Астраханское Троицкое братство. Деятельность его заключалась в приобретении необходимых книг для собеседований с раскольниками и сектантами, ознакомлении с состоянием сектантства и учреждении кафедры при местной семинарии по учению молоканства.

В 1877 г. при Астраханской епархии была учреждена должность особого «противомолоканского миссионера» (бесприходного) с назначением ему специального жалования, довольно большого (1 830 руб. из епархиальных сумм, выдававшихся причтам в молоканских селах, и 429 руб. из сумм упраздненного Спасского монастыря) [4, с. 401]. Этим миссионером стал священник Михаил Гусаков. Его отчеты и рукописи стали ежегодно печататься в «Астраханских епархиальных ведомостях». Увеличение числа миссионеров также было постоянной заботой Братства.

В 1885 г., в преддверии празднеств в память тысячелетия со дня кончины святого Мефодия, по инициативе архиепископа Астраханского и Енотаевского преосвященного Евгения (Шерешилова), было учреждено Кирилло-Мефодиевское общество ревнителей веры, просвещения и нравственности в духе святой православной церкви. Устав Общества был учрежден Евгением 31 марта 1885 г., открытие состоялось 7 апреля того же года. С открытием общества Троицкое братство, как отдельное учреждение, прекратило свое существование, т. к. его обязанности составили часть обязанностей нового общества.

Миссионерские задачи Общества были значительно расширены. Ранее Троицкое братство и епархиальное руководство занимались в основном сектантами-молоканами, и лишь в Царевском уезде, тогда как в задачи Кирилло-Мефодиевского общества входило распространение миссии и на раскольников, поповцев и беспоповцев с их многочисленными разветвлениями.

Наконец, в 1894 г. Общество было переименовано в Кирилло-Мефодиевское братство, по предложению преосвященного Митрофана (Невского), и под таким названием просуществовало более двадцати лет. Братство было реорганизовано на основании «Синодальных правил об устройстве миссии и о способе действия миссионеров и пастырей церкви» от 25 мая 1888 г.

Была выработана строго определенная система миссионерской деятельности. «Для более успешного воздействия на сектантов и для охранения православного населения от раскольнических и сектантских заблуждений» епархия была с 1891 г. разделена на 3 миссионерских участка, каждый из которых делился на 10 округов. Участком заведовал бесприходный епархиальный миссионер, а окружными состояли приходские священники, помощниками которых являлись низшие члены клира и даже светские лица, выказавшие желание и способности к миссионерской деятельности и признанные благонадежными. У каждого из епархиальных и окружных миссионеров имелись библиотеки книг противораскольнического и противо-сектантского содержания, приобретенные на средства Братства. Кроме того, ежегодно всем миссионерам отпускались такого же характера брошюры и листовки - епархиальным (участковым) - на 75 руб., а окружным - на 1015 руб., для бесплатной раздачи во время миссионерских поездок [6].

Кроме того, в ведении Братства находилась и служила делу миссии епархиальная библиотека с читальным залом, в котором ежегодно происходили внебогослужебные праздничные чтения и миссионерские беседы, а также Епархиальный книжный склад, целью которого являлось распространение путем продажи или раздачи дешевых изданий книг, брошюр и листовок религиозно-нравственного содержания, а также крестов и икон. Склад имел 19 отделений в уездных городах и крупных селах епархии.

Ежегодные расходы Братства составляли до 13 тыс. руб., из которых 8 778 взимались из церквей епархии, 1 640 - с кафедрального собора и монастырей, 429 руб. - из сумм бывшего Спасского монастыря, до 500 руб. членских взносов и 700 руб. процентов с капитала Братства [6, с. 7].

К этому периоду астраханские раскольники представляли собой вполне организованные религиозные общины: например, в Астрахани у раскольников австрийского согласия имелась своя часовня, которая по внешнему и внутреннему благоустройству представляла собой «вполне благообразный и богатый храм, восьмиконечный крест которого высоко поднимается над другими зданиями; при храме живут свои лжеиереи, лжедиакон и много певчих; они носят длинные волосы, наподобие священников, разъезжают по домам прихожан для совершения треб» [6, с. 3]. Кроме того, в нескольких селах Астраханской губернии также существовали моленные - у федосеевцев и поморов - в деревнях Комаровке, Хмелевке, селах Икряном и Житном, причем при одной такой моленной даже была устроена богадельня [6, с. 4].

Аспекты деятельности Кирилло-Мефодиевского братства

Чрезвычайно важным аспектом в осуществлении миссионерской деятельности Братства считались так называемые «публичные и частные беседы». Их проводили активные проповедники Братства, среди которых особенно выделялись городские священники Евтропий Кочергин и Тихон Березин. Публичные беседы проходили в Астрахани в Епархиальной библиотеке и «пользовались большой любовью народа, привлекая каждый раз массу слушателей (более 1 000 чел.)». Как правило, эти публичные беседы производились с закрытия навигации в ноябре до ее открытия в апреле. За 2 дня до беседы печатались объявления о ней в 2-х местных газетах (бесплатно, «Листок» и «Вестник»), а также расклеивались по церквам и в посещаемых горожанами местах. После каждой беседы миссионеры печатали в тех же светских газетах краткие отзывы и отчеты, а в «Епархиальных ведомостях» - подробные. В числе слушателей на беседах бывало немало раскольников, но с возражениями они выступали редко, и немногие.

Другими мерами, которые способствовали бы ослаблению раскола, члены Братства считали проповеди миссионерского содержания, частные беседы, чтения религиозно-нравственного содержания, раздачу листков миссионерского содержания, разъяснения раскольничьих заблуждений при требоисправлениях и крестных ходах. В этом роде деятельности зачастую от отцов-миссионеров требовалась подлинная самоотверженность. Например, священник Березин за год совершил для миссионерского воздействия на народ вне Астрахани следующие поездки: в Форпост, в Красный Яр, в села Беспутное, Комаровку, Хмелевку, в Рожок, Байду, Хмелевку, Щипановку, Катиявку (Зармутта) Красноярского уезда, в Торбеевку, Воскресенское, Лагань, Басы, Караванное (Беркуты), Михайловку. В Хмелевке он с местным священником за двое суток обошел почти половину села и в каждом доме беседовал с раскольниками. Как пишет Летницкий, «он ехал сначала на пароходах, затем по селам на лошадях, почтовых, обывательских и калмыцких, на телегах и арбах, в ноябре месяце, в самое неблагоприятное время, не без вреда для здоровья. такие труды и с таким самоотвержением мог переносить только всею душою преданный миссионерскому делу человек» [7, с. 38]. Помимо этого Березин являлся градским священником, законоучителем Реального училища, председателем уездного отделения Епархиального училищного совета, членом Совета Кирилло-Мефодиевского братства [6].

Вообще надо отметить, что многими успехами и достижениями в деле внутренней миссии Братство было в первую очередь обязано именно таким энтузиастам-священникам. Среди них были незаурядные личности, одаренные талантами проповедников и писателей, к сожалению, практически забытые в настоящее время. Это вышеупомянутые священники Михаил Гусаков и Тихон Березин, Иларион Туберозов, Михаил Тиф-лов и многие другие, в том числе и светские лица.

Одним из таких незаслуженно забытых самоотверженных миссионеров является протоиерей Евтропий Афанасьевич Кочергин. Это был, по современному выражению, человек сложной судьбы. Он родился в старообрядческой семье, получил лишь домашнее образование, с детства изучая

древлеправославную литературу, и к 16 годам уже был известным начетчиком. Трудно сказать, что послужило для него толчком к переходу в православие, известно только, что он посещал захоронения мощей в КиевоПечерской лавре, специально с целью убедиться, что и до реформы патриарха Никона многие святые и подвижники использовали троеперстие. Так или иначе, но в 29 лет Евтропий Кочергин стал одним из самых ревностных служителей Православной церкви, рукоположенным священником Астраханской градской Покровской церкви и крупнейшим миссионером. Лишь за один год им лично было проведено в Епархиальной библиотеке 50 поучений, 40 собеседований, 15 чтений исключительно противорас-кольничьего содержания, а в процессе миссионерских поездок - 100 частных собеседований, в результате чего присоединено к православию 67 человек. А всего за годы миссионерской деятельности протоиерей Ко-чергин лично обратил из раскола, сект и иных вер в православие 1 326 человек. Кроме того, Е. А. Кочергин, несомненно, обладал писательским талантом. В «Астраханских епархиальных ведомостях» он вел специальную рубрику «В мире раскола», печатая остроумные, хотя и довольно злые статьи, например, «О добывании раскольниками мощей», «Празднование раскольниками Пасхи», «Раскол в Форпосте». Хочется верить, что такой, по выражению отца Иосифа (Марьяна), «замечательной личности», как протоиерей Е. А. Кочергин, еще будет посвящено специальное исследование.

Другим важнейшим аспектом деятельности Братства являлось редактирование «Астраханских епархиальных ведомостей», а также издание брошюр миссионерского содержания.

Еще в ноябре 1885 г. преосвященный Евгений (Шерешилов) предложил совету Кирилло-Мефодиевского братства «взять издание Ведомостей в свое ведение и поручить редактирование оных одному из своих членов» [7, с. 177]. Но лишь с 1896 г. издание епархиальных Ведомостей перешло в ведение Кирилло-Мефодиевского братства, и редактором был назначен член Совета Братства, ректор Астраханской духовной семинарии протоиерей Капитон Ястребов. Это был период расцвета «Астраханских епархиальных ведомостей». Объем издания в это время увеличился втрое. Стали выходить также приложения к «Ведомостям» - например, «Описание архивных дел Астраханской духовной консистории». В самом издании печаталось множество статей, касающихся раскола и сектантства, по истории Астраханского края, отчеты Миссионерского комитета, Кирилло-Мефодиевского братства, акты школьных комиссий, программы церковноприходских школ и многое другое. Кроме того, было издано множество статей отдельными оттисками-брошюрами из напечатанного в Ведомостях. Вот некоторые из этих брошюр: «Святые Кирилл и Мефодий», «Ключарев-ская летопись», «Митрополит Астраханский Сампсон», «История Входоиерусалимской церкви», статьи Е. А. Кочергина по расколу (лишь за 1887 г. более 20 000 оттисков), «Иосиф, Митрополит Астраханский и Терский», «История Николаевской Чуркинской пустыни», «Афанасий, Архиепископ Астраханский», «Архимандрит Евгений, настоятель Чуркинской пустыни», «Выписка из путевого журнала» протоиерея М. Гусакова, «Беседы» Е. А. Ко-чергина, «Автобиография» Е. А. Кочергина и др.

Издание «Ведомостей» никогда не было прибыльным делом и всегда имело дефицитный бюджет, но теперь дефицит покрывался за счет средств Кирилло-Мефодиевского братства. Например, в 1886 г. дефицит составил 974 руб., в 1887 г. - 837 руб. [7, с. 126]. Эти деньги были внесены Братством. Кроме того, сам выпуск «Астраханских епархиальных ведомостей» обходился весьма дорого для бюджета Братства, несмотря на то, что редактор и сотрудники за свои труды не получали вознаграждения. В том числе и по этой причине с 1900 г. «Ведомости» перешли в частные руки. Но Братство не устранилось полностью от их издания и стало выдавать пособие редакции в размере 250-400 руб. Кроме того, благодаря личному ходатайству преосвященного Сергия (Серафимова), ХХ Епархиальный съезд духовенства Астраханской губернии назначил новое пособие, в размере 500 рублей, на выдачу гонораров авторам статей, преимущественно миссионерского содержания.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что миссионерская деятельность православной церкви в старообрядческой среде на юге России - тема малоисследованная и актуальная. В этой связи представляется весьма значимым исследование миссионерской деятельности Астраханской епархии.

Астраханское Кирилло-Мефодиевское братство просуществовало до начала 1917 г. Последний ежегодный отчет датирован 1915 г. В жизни Русской православной церкви начинался новый период, в котором, наверное, не было места миссионерской деятельности. К концу ХХ в. о самом существовании Астраханского Кирилло-Мефодиевского братства помнили только специалисты-историки и немногие священнослужители.

В задачи настоящей статьи не входило подробное изложение истории деятельности Кирилло-Мефодиевского общества. Это составляет предмет дальнейших исследований деятельности миссионерских обществ, существовавших при Астраханской епархии во второй половине XIX - начале XX в.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Панченко А. А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. - М.: ОГИ, 2004. - 541 с.

2. Дубаков А. В., Пастухова И. Н. Астраханская епархия Русской Православной церкви (середина VII - XVIII столетие). - Волгоград: ВолГУ, 2004. - 60 с.

3. Игумен Иосиф (Марьян). Астрахань. Храмы и монастыри. - Астрахань: Новая Линия, 2002. - 273 с.

4. Саввинский И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ея существования (с 1602 по 1902 год). - Астрахань: Типография В. Д. Егорова, 1903 (репринт): В 2 т. - Т. 1. - 630 с.; Т. 2. - 561 с.

5. Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. тр. / Отв. ред. и сост.

Е. М. Юхименко. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 456 с.

6. Отчет Астраханского Кирилло-Мефодиевского Братства за 1901 г. - Астрахань: Типография В. Л. Егорова, 1902. - 105 с.

7. Летницкий И. Миссионерская и духовно-просветительская деятельность Астраханского Кирилло-Мефодиевского Братства в Астраханской епархии (1873-1903). -Астрахань: Типография В. Л. Егорова, 1903. - 186 с.

Получено 15.05.2006

TO THE HISTORY OF THE ASTRAKHAN KIRILLIAN-METHODIEN BROTHERHOOD

N. S. Kanateva

The end of XIX and the first decade of XX century in the history of the Russian Ortodoxian church is connected with the activity of so-called internal mission", which meant the active preaching among the supporters of old believers, officially named as religion dissenters, and sectarians. In this article the author has made an attempt to consider some aspects about the Astrakhan Kirillian-Methodien Brotherhood's activity. This Brotherhood had an active internal missionary work in the Astrakhan government at the end of XIX and the beginning of XX century. The society of that time determined a rather strict system of missionary activity that included the following: missionary talks; so-called public and personal talks; the publishing and distribution of missionary leaflets, and the edition of the Astrakhan eparchy newspaper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.