(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017
иерей Владимир Шелих Благочинный Киясовского округа Сарапульской Епархии
http ://kiyasovo .blagochin.ru/ shelih.vladimir@mail.ru +7 922 508 72 73
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ЦЕРКВИ на СЕВЕРЕ в XVII - XIX вв.
Удмуртский язык входит в одну из наиболее многочисленных и распространенных языковых семей, финно-угорскую, наравне с чукотским, финским, марийским языком. В этом свете было бы уместно рассмотреть миссионерскую деятельность РПЦ на территории севера Тихоокеанского региона как пример христианизации данной группы языковой в целом.
При изучении поставленного вопроса представляется важным определить содержание самого термина «миссия». В представлении церкви он может обозначать как вся её деятельность на земле, обращенная, как к отдельным лицам, так и целым обществам. Начальное же ознакомление иноверующего населения с религиозным учением в таком случае обозначается как «миссионерство» [7, с. 243]. Одновременно в литературе под «миссией» может пониматься и конкретный вид конфессиональной деятельности, а, кроме того, специально создаваемые для её осуществления органы [10, с. 8]. Применительно к данной статье деятельность РПЦ по обращению коренного населения севера Тихоокеанского региона (Чукотка, Камчатка и др.) определяется нами как миссионерство, а, соответственно, органы, создаваемые для её осуществления, обозначаются как миссии.
Традиционно применяемой классификацией миссионерской деятельности является её деление на внутреннюю и внешнюю. Под внутренней миссией, как правило, в религиоведении понимается борьба РПЦ против старообрядчества и сектантства. Осуществляемая же ею христианизация иноверующего населения, в том числе, Российской империи, определяется как внешняя миссия, охватывающая и зарубежье [12, с. 438]. Учитывая региональную специфику (подавляющее число аборигенного населения, незначительный процент раскольников), имеет смысл определить эту миссию, исходя из её содержания, как внешнюю. Это была деятельность РПЦ, направленная преимущественно к обращению в православие коренных народов севера Тихоокеанского региона и Аляски.
Миссионерство - важнейший элемент конфессиональной работы РПЦ. Поставленная Православием цель - спасение человеческих душ -требует активной деятельности. Являясь вневременной, она не утрачивала в глазах духовенства и верующих своего значения на всем протяжении истории христианства. Как указывал С.Н. Булгаков, в данном случае роль церкви была особой, исключительной [2, с. 35].
Миссионерская задача является богозаповеданной, а, следовательно, её реализация имеет приоритетный характер. Только через веру во Христа, исходя из духа и содержания Библии, и должно обеспечить вечное спасение. «Горе нам, аще не благовествуем. Горе потому, что чрез это неминуемо мы сделаемся виновниками вечной погибели тех, которые вверены Самим Господом нашему попечению о спасении, то есть наших пасомым, ибо находясь в неведении Бога, иего отношения к миру, нельзя получить спасения», - говорилось в пастырском послании Гурия, епископа Камчатского, Алеутского и Благовещенского (см: [5, с. 34]). Проповедь слова Божьего — есть непременная обязанность каждого христианина, тем более священника. Неисполнение её — путь к собственной духовной гибели, следование ей — дорога к духовному росту.
Для понимания специфики миссионерской деятельности в регионе, представляется важным отметить ту немаловажную роль, которую играли в её осуществлении церковно-государственные отношения. Несмотря на непоследовательный характер помощи, оказываемой светской властью, в целом она была достаточно постоянной.
306
Первые шаги в деле крещения местных народов были сделаны ещё в
XVII веке. В 1639 г. на Охотском побережье возводится первая часовня в Охотском остроге. В 1644 г. строится первая на территории Северо-Востока Азии Спасская часовня в Нижнеколымском остроге [8]. Толчком к активизации пропаганды православия послужила политика Петра I и Анны Иоанновны, направленная на её всемерное поощрение [13, с. 201 — 202].
Следует особо отметить миссию Иосафата Хотунцевского. Её значительные успехи описаны в работе С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки». Он пишет: «все камчадалы приняли христианскую веру, и многие из северных коряков», отмечая при этом, что только старики сохранили традиционные верования, а молодые «стараются во всем российским людям наследовать, насмехаясь житию предков своих, обрядам их, грубости и суеверию» [9, с. 81].
Работа этой миссии, хотя и непродолжительная, была весьма удачной. Прибыв в Охотск летом 1744 г., уже в начале 1750 г. Иосафат был вынужден отбыть с Камчатки. Немалое значение имели «отменные щедроты и милосердия Всеавгустейшей Монархини», которой была «новокрещён-ным дана от ясака на 10 лет свобода» [9, с. 235].
Но при отсутствии серьезного интереса со стороны светской власти, что стало явным с момента воцарения Екатерины II и перехода к политике веротерпимости, после отъезда И. Хотунцевского, миссионерская работа не только не получила своего развития, но и многое из достигнутого ранее было утрачено. Известное значение имела и миссия среди юкагиров, многие из которых восприняли православие. Но и она во второй половине
XVIII века особого развития не получила. Собственно, вплоть до второй четверти XIX века миссия И. Хотунцевского была высшей точкой успеха православия в этом отдалённом регионе.
Попытка активизации миссионерской деятельности на рубеже XVIII -
XIX веков, предпринятая по инициативе отечественных промышленников, заложила определённые основы для дальнейшей работы, но в целом серьёзных последствий не имела. Из восьми посланных на Аляску монахов к 1800 г. осталось четверо. Они с трудом справлялись со своими обязанно-
стями, и к 1823 г. здесь остался один Герман, живший в затворе на острове Еловом [3, с. 248].
Определённое значение имела и работа иеромонаха Гедеона, немало сделавшего для распространения православия в период своего пребывания в Русской Америке в 1804 - 1807 гг. Однако эта массовая христианизация, как свидетельствуют имеющиеся данные, имела скорее формальный характер, без глубокого восприятие нового учения. Даже в начале XX века определённая часть населения региона не была крещена, а воспринявшая православие плохо его знала [11, с. 77 — 81].
В целом, новый этап этой работы в регионе связан именем Иннокентия (Вениаминова). Он совпал с серьёзными изменениями во внутренней политике государства, связанными с вступлением на престол в 1824 г. Николая I. В новых условиях церкви был во многом обеспечен режим наибольшего благоприятствования, что и обеспечило успех начинаний этого священника. Значение деятельности Иннокентия было не только в его индивидуальных успехах; он был выдающимся организатором и координатором всех усилий РПЦ в этом направлении. Его достижения на посту настоятеля Уналашкинской церкви Вознесения Господня, а затем на острове Ситха в сфере обращения коренного населения Аляски были отмечены возведением в сан епископа Камчатского в 1840 г. С этого времени миссионерская деятельность в регионе, в том числе, на Чукотке, получает особый размах.
Уже к 1850 г. количество отдельных миссий на территории новооткрытого епископства выросло с одной до четырёх, из которых самим Иннокентием были открыты Нушегакская, Кенайская (в 1844 г.) и Квихпак-ская (в 1845 г.) миссии. С 1841 по 1849 гг. было окрещено 3246 человек, а общее количество паствы возросло до 23.130 душ. К 1859 г., в связи с интенсификацией миссионерства и расширением епархии, миссий стало уже одиннадцать. Из них три находились в Америке, восемь - на территории Северо-Восточной Азии, две на Амуре и две в Якутской области. Деятельность последних двух началась ещё в 1844 г., по инициативе епископа Иркутского Нила. Резко возросло и число прихожан, составившее до 270 тысяч человек [1, с. 460].
Но одновременно резко упало количество неофитов. Это было вызвано тем, что основная масса населения, готовая воспринять православие, уже была христианизирована. Вне церкви остались лишь те народности, которые в силу специфики своей хозяйственной деятельности или вследствие особо острых противоречий с Россией, особо трудно поддавались обращению.
В первую очередь это относилось к чукчам, тлинкитам и кочевым группам коряков. Например, сам Иннокентий отмечал: «Чукчи народ самый дикий из населяющих Сибирь, они, можно сказать, ещё не подчинены Русскому правительству, ибо не признают никаких наших властей, шаманская вера господствует у них больше, чем почитание Бога-творца». И далее: «Чтобы начать дело с такими людьми, надобно иметь большую осторожность, умение - а главное - самоотвержение и преданность воле Божьей» [5, с. 95-96].
Кроме того, с 1861 г. серьёзно осложнило миссионерскую деятельность принятие Св. Синодом «Правил о порядке совершения над иноверцами-нехристианами таинства святого крещения», закреплённых позднее Уставом духовных консисторий [15]. Выдвигая вполне справедливые требования шестимесячного испытательного срока для детей от 14 до 20 лет, письменного разрешения родителей для крещения ребёнка младше 13 лет, совершения этого таинства в церкви, они совершенно не учитывали отсутствие у местных народов письменности, кочевой характер жизни значительной их части, крайне ограниченное количество передвижных храмов. В этих условиях, даже самые скромные успехи христианизации выглядят достаточно впечатляюще.
Но дело было не только в количественных показателях. Первому архиерею Камчатской епархии удалось подобрать наиболее подходящие для такой работы кадры. Такие священники, как Л. Попов, П. Громов, А. Ар-гентов и многие другие воспринимали её как своё личное дело и готовы были подвергаться самым суровым лишениям и опасностям. Показателен пример с миссионером П. Суворовым, специально приучившем себя «к перенесению разного рода трудностей, свойственных тамошнему краю и обычаям чукчей» [5, с. 97]. Имела своё продолжение и практика распространения православия мирянами, оформившаяся с первых шагов русско-
309
го населения по территории края. Она способствовала ускорению процесса христианизации в регионе.
Но не только этим объяснялась эффективность проводимой в тот период работы. Во-первых, в ней оказалось заинтересовано государство, видевшее в ней один из элементов государственной политики по закреплению в регионе своего влияния. Во-вторых, осознали значение и необходимости интенсификации миссионерства сами церковные иерархи. Впрочем, и здесь Иннокентий сыграл значительную роль: одной из своих целей он ставил обеспечение интересов России посредством проводимой им работы. Более того, он прекрасно понимал и даже сам пытался формулировать приоритеты государственной политики в регионе. Так, учитывая важность Амура для дальневосточных рубежей Российской империи, Иннокентий постепенно переносит именно туда свои основные усилия. Но это не означало прекращения работы на севере епархии [1, с. 380].
В 1868 г. Иннокентий возводится в сан митрополита Московского и Коломенского. При этом он сохраняет традиционные приоритеты в своей деятельности. В 1865 г. по его инициативе создаётся Православное Миссионерское общество, призванное содействовать распространению христианского вероучения. В 1870 г. оно получило созданный Иннокентием новый устав и поступило под его бессменное руководство. Среди задач этого общества значилось: «1) содействовать ... в деле обращения нехристиан, обитающих в пределах нашего Отечества; 2) утверждение новообращенных, как в истинах святой веры, так и в правилах христианской жизни; 3)оказание помощи и содействия миссиям и их труженику, равно как и общая координация миссионерских усилий Церкви» [15, с. 3-4]. Также общество могло открывать новые миссии, устраивало больницы, школы, занималось переводом религиозной литературы и обеспечением ею приходов и т. п. Часть аккумулируемых обществом средств поступала на нужды епархий края. Например, именно Якутский комитет общества, созданный в 1870 г., принял участие в финансировании Чукотско-Колымской миссии [6, с. 6].
В целом, к концу 1860-х гг. в распространении православия на севере Тихоокеанского региона России были достигнуты значительные успехи. Во всём регионе оставались не обращены только чукчи и некоторая часть
310
коряков. Якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чуванцы, ительмены официально были крещены полностью, как и население бывшей Русской Америки [4, с. 228]. Во многом этому способствовало совпадение интересов церкви и государства, создавшего благоприятный правовой и финансовый режим для христианизации коренных народов. Предлагались перспективные планы развития этой работы.
Библиография:
1. Барсуков И.П. Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1997.
2. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Киев, 1991.
3. Григорьев Д. Митрополит Иннокентий-миссионер-пророк // Тысячелетие крещения Руси. Материалы международной церковно-исторической конференции. М.: Издание Московской Патриархии, 1988.
4. Гринёв A.B. Индейцы тлинкиты в период Русской Америки (17411867 гг.). Новосибирск, 1991.
5. Жуков Н.Н. Конфессиональная деятельность РПЦ на территории севера Тихоокеанского региона России в 19 в. Магадан, 2001.
6. Из истории миссии Русской Православной Церкви // Миссионерское обозрение. - 1996. № 11-12.
7. Иннокентий (Павлов) Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви// Тысячелетие крещения Руси. Материалы международной церковно-исторической конференции. М.: Издание Московской Патриархии, 1988.
8. Козлов А.Г. Колокола окраины российской // Магаданская правда, 1996, 12 августа.
9. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки: В 2 т. Т. 2. СПб.: Наука, 1994.
10. Миссиология. Библейский, исторический, культурный и стратегический аспекты / Под ред. А. Чацкого и Д. Овертона. М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2001.
11. Митрополит Нестор (Анисимов). Моя Камчатка. Записки православного миссионера. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
12. Русское православие: вехи истории / Ред. А.И. Клебанов. М., 1989.
13. Смолич И.К. История русской церкви 1700-1917: В 2 ч. Ч. 2. М., 1996.
14. Устав Духовных консисторий с разъяснениями Св. Синода. (Раздел II, глава I, ст. 31) / Сост. Н.Е. Серебряков. - М.: Изд-ниеюрид. книж. магазина «Правоведение» И.К. Голубева, 1912.
15. Устав Православного Миссионерского Общества. СПб., 1869.