СИМВОЛЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР
Мишель Пастуро СИНИЙ: ИСТОРИЯ ЦВЕТА*
Синий цвет широко представлен в природе, однако воспроизводить его, изготавливать для своих надобностей человек научился поздно и с большим трудом. Красные органические красители получить легче всего. В большинстве индоевропейских социумов у белого цвета было два антагониста - красный и черный. В этой системе нет места синему, так же как желтому и зеленому.
Вопреки мнению некоторых ученых XIX в., римляне умели различать синий цвет, но относились они к нему в лучшем случае равнодушно, а в худшем - враждебно. Синий для них - это главным образом цвет варваров, кельтов и германцев, которые раскрашивают тело синей краской для устрашения врагов. Голубые глаза считались чуть ли не физическим недостатком. У женщины они свидетельствовали о склонности к пороку; голубоглазый мужчина слыл женоподобным, похожим на варвара и попросту смешным (с. 21).
В раннем Средневековье синий не значит ничего или очень мало. Даже цвет неба у многих авторов белый, красный или золотистый. Синий не включен в систему богослужебных цветов и не попадет в нее никогда: она успела сложиться до того времени, когда синий цвет получил символическое значение (с. 28).
В XII в. возобладала точка зрения на цвет как на свет, а не как на материю. «И с этого момента главным цветом будет считаться синий,
* Пастуро М. Синий: История цвета / Пер. с франц. Нины Кулиш. - М.: Новое лит. обозрение, 2017. - 136 с. - (Б-ка журнала «История моды»). 112
ибо, как и золото, синева есть свет, божественный свет, небесный свет. <...> С этого времени в западноевропейском искусстве свет, золото и синева на несколько веков станут почти что синонимами» (с. 30).
Образ Девы Марии с XII в. живописцы стали ассоциировать преимущественно с синим цветом; он даже стал одним из ее атрибутов. Раньше ее изображали в одеждах темных оттенков, от черного до фиолетового: Дева Мария носит траур по сыну, умершему на кресте. В эпоху барокко ее облачают в золотое - в сияние божественного света. Но после принятия догмата о Непорочном зачатии (1854) иконографическим цветом Богоматери стал белый, символ чистоты и девственности.
Синий становится модным, аристократическим цветом. Прогресс в технике окраски тканей позволяет получать светлые и яркие оттенки синего. На исходе Средневековья даже в Германии и в Италии синий становится цветом королей, князей, феодалов и прочих представителей привилегированных сословий, а красный остается лишь символом императорской и папской власти (с. 38).
На смену прежнему цветовому порядку приходит новый. Его главная особенность - упразднение старой триады «белый - красный -черный», которая безраздельно властвовала в культурах Древнего мира (восточной, библейской и греко-римской), а затем - в Европе эпохи раннего Средневековья. Желтый считался разновидностью белого, а зеленый, синий и фиолетовый приравнивались к черному (с. 48).
Теперь западноевропейскому обществу требуются шесть основных цветов (белый, красный, черный, синий, зеленый, желтый), а также самые сложные их сочетания, чтобы создавать эмблемы, репрезентативные коды и символические системы. К двум известным с глубокой древности цветовым парам (белое - черное и белое - красное) добавляется третья: красное - синее. В XIII в. красный и синий начнут противопоставлять друг другу (чего прежде никогда не бывало), и это противопоставление просуществует до наших дней (с. 49).
Мода на черное, появившаяся в середине XIV в., косвенным образом усиливает влияние синего цвета в ущерб красному. В середине XIV в. все чаще стали издаваться законы против роскоши и предписания об одежде. Одежда должна была стать средством сегрегации -
каждый обязан носить платье, подобающее его полу, сословию, рангу и заслугам.
Одежду дорогостоящих или слишком ярких цветов запрещается носить тем, чей облик должен быть важным и суровым: священникам, вдовам, судьям и чиновникам. А всем остальным запрещается носить многоцветную одежду, со слишком резким сочетанием красок, сшитую из ткани в полоску, в шашечку или в крапинку. Она считается недостойной доброго христианина.
Однако в декретах об одежде основное место уделяется не запретным, а предписанным цветам. Предписанный цвет должен бросаться в глаза, ибо это отличительный знак, эмблема позора, клеймо бесчестия (с. 53).
Дискриминационную функцию выполняют в основном пять цветов: белый, черный, красный, зеленый и желтый. Это способствовало «моральному» возвышению синего цвета: синюю одежду может носить каждый, свободно и без всяких опасений. Возможно, именно поэтому мужчины и женщины все чаще одевались в синее.
Реформация объявила войну многоцветным облачениям священников и пышности богослужения. Синий цвет отсутствовал в системе богослужебных цветов; возможно, именно поэтому идеологи Реформации относились к нему благосклонно (с. 60).
В протестантизме одежда - почти всегда знак стыда и греха. Ее ношение связано с первородным грехом, и одна из ее главных функций - напоминать человеку о его грехопадении. Вот почему облик человека должен свидетельствовать о его самоуничижении, а значит, одежда должна быть строгой, простой, неприметной. В большом ходу темные цвета: все оттенки черного, серого и коричневого. Синий цвет считается допустимым, но только тусклый, приглушенный. Но уже с конца XVI в. синий займет место среди «пристойных» цветов.
Благодаря протестантским тенденциям вплоть до начала Нового времени (и даже дольше) сохранился обычай одеваться в темное и противопоставлять черно-белое цветному, а из этого последнего выделять один цвет, признав его единственно приличным и достойным истинного христианина - синий (с. 65).
Полихромная гравюра, появившаяся в начале XVIII в., положила начало новой системе цветов. На передний план выступают три цвета:
красный, синий и желтый, с помощью которых в полиграфии можно было получить остальные цвета. «Теперь цветовой мир организуется не вокруг шести, как было в Средние века вплоть до эпохи Возрождения, а вокруг трех цветов. Черный и белый навеки изгнаны из мира цветов, а зеленый, получаемый от смешения желтого и синего (чего никогда не было в древних культурах), опустился на более низкий уровень в хроматической генеалогии и иерархии. Он перестал быть основным, "первичным" цветом» (с. 70).
С XIII до XVII века красный и синий цвета делили между собой власть над остальными. Они выступали как антагонисты: «цвет праздничный / цвет высокоморальный», «цвет материальный / цвет духовный», «цвет, бросающийся в глаза / цвет ненавязчивый», «цвет мужской / цвет женский». Однако с XVIII в. на первый план выступает синий.
«В XII в. этот цвет стали восхвалять богословы, затем его открыли для себя художники; в XIII столетии красильщики сумели придать ему невиданные прежде яркость и насыщенность; с середины XIV в. он занял почетное место в геральдике; двести лет спустя Реформация придала ему статус высокоморального цвета. Но наивысшей славы он достиг в XVIII в. <...> В новой символике цветов синий занял главное место: отныне он стал цветом прогресса, просвещения, заветных чаяний и желанных свобод человечества» (с. 71).
В этой метаморфозе синего решающую роль сыграли литература романтизма, а также две революции - американская и французская. «Наука, искусство и общество единодушно провозгласили синий главным цветом, синонимом Цвета вообще, каким был когда-то красный» (с. 72). Сразу в нескольких европейских языках появляются новые слова, обозначающие различные оттенки синего.
Романтики прямо-таки воспевают синий, особенно самый его прекрасный, по их мнению, оттенок - голубой. Романтизм, в особенности немецкий, окружает голубой цвет почти религиозным поклонением. «Голубой цветок» Новалиса стал символом немецкого романтизма.
Любовь к чудесному голубому цветку распространилась далеко за пределы Германии. Он стал цветом любви, меланхолии и мечты. Этому способствовало и то, что увлекательные небылицы и истории про
фей с давних пор именовались «синими сказками» (contes bleus), а некое идеальное, редкое и неуловимое существо - «синей птицей» (с. 80-81).
В годы Великой французской революции синий получает значение политического цвета. В национальном триколоре он важнее остальных как наиболее близкий к древку, а значит, в безветрие - единственный видимый.
Белый, цвет контрреволюции, - антагонист одновременно двух цветов: синего на мундирах солдат-республиканцев и триколора на кокарде и национальном флаге. Революция на некоторое время одела в синюю форму солдат, сражавшихся сначала за Республику, а потом за всю Францию. Синий противопоставляли белому (цвету короля) и черному (цвету духовенства и австрийского императорского дома), которые стали символами контрреволюционных сил.
Именно в это время возник хроматический антагонизм - синие против белых, которым будет отмечена политическая жизнь Франции в течение всего XIX столетия. Со временем синий терял свой политический радикализм. Начиная с революции 1848 г. он стал цветом умеренных республиканцев, затем центристов и, наконец, при Третьей республике, цветом правых республиканцев. «Теперь синий был гораздо ближе к белому, чем к красному» (с. 91).
Успех синих тонов, достигший апогея в век Просвещения, несколько поутих за время революционных бурь, а в XIX в. пошел на убыль. И в городе, и в деревне главным цветом стал черный, как в мужском костюме, так и в женском. Однако в первые десятилетия XX в. синий цвет отвоевал утраченные позиции.
С 1920-х годов наблюдается настоящий бум темно-синих тканей. В период между 1910 и 1950 гг. в Европе и США темно-синий цвет в форменной одежде постепенно вытеснил черный. С 1930 г. многие мужчины сменили черные костюмы, пиджаки и брюки на темно-синие. Униформа, темные костюмы, голубые рубашки, блейзеры, джемперы, купальные и спортивные костюмы активно способствовали триумфу всей гаммы синих тонов, во всех классах и слоях общества. Не меньший вклад в популярность синего цвета внес один-единственный предмет одежды: джинсы.
По данным различных опросов, проводившихся с 1920-х годов, в Западной Европе и в Америке любимым цветом пятьдесят человек из ста называют синий. Затем следуют зеленый (около 20% опрошенных), потом белый и красный (по 8% каждый) (с. 98).
Между тем в Японии на первом месте белый (30% опрошенных), затем черный (25%) и красный (20%) (с. 100). Это явление еще заметнее в других культурах Азии, Африки и Латинской Америки.
Создается впечатление, что синий любят именно за его «размытое» символическое значение, менее отчетливое, чем у прочих основных цветов. Это подтверждается данными социологических исследований. Когда их участников спрашивают: «Какой цвет вы считаете самым неприятным?», ответ «синий» звучит реже всего. «Этот цвет не отталкивает, не возмущает, не шокирует. Потому-то он и стал любимым цветом большей части населения, что его символический потенциал относительно невысок, или, во всяком случае, не несет в себе заряд агрессивности или бунта» (с. 103).
Это одна из основных характеристик синего в западной цветовой символике: он спокойный, миролюбивый, ненавязчивый, почти нейтральный. К синему прибегают в политике, чтобы выразить идеи умеренности и диалога. Недаром все крупные международные организации выбрали себе эмблемы голубого или синего цвета: Лига Наций, затем - ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Европейский союз.
Ассоциация синего с миром и покоем присутствует в цветовой символике Средневековья; заметна она и в эпоху романтизма. Гораздо позднее обозначилась символическая связь между синим цветом и водой и - совсем уж недавно - между синим цветом и холодом. В абсолютном смысле не существует теплых и холодных тонов. Это чистейшая условность, которая меняется в зависимости от времени и места. В Европе в эпоху Средних веков и Возрождения синий считался теплым цветом, а иногда даже самым теплым из всех. Он начинал постепенно «остывать» лишь с XVII в., и только в XIX в. за ним окончательно закрепился статус холодного цвета (с. 103-104).
По-видимому, решающую роль в этом переходе от тепла к холоду сыграла постепенно закреплявшаяся ассоциативная связь между синим цветом и водой. В античных и средневековых социумах вода редко представлялась синей. Символически она чаще всего ассоциирова-
лась с зеленым. «... Пройдет еще очень много времени, прежде чем в воображении людей и в их повседневной жизни вода станет синей, а синева - холодной. Холодной, как наши современные западные общества, для которых синий - и эмблема, и символ, и самый любимый из цветов» (с. 104).
К. В. Душенко