Гущина Т.Г.
Мишель Анри. Путь философа
Маркс - Аристотель Нового времени, проницательный взгляд которого проник сквозь различные социальные слои, чтобы взойти к принципу, их действительно объясняющему. И этот принцип - жизнь, неустанно называемая Марксом... субъективной и индивидуальной.
Мишель Анри
Мишель Анри (Henry), один из выдающихся французских мыслителей второй половины XX в., философ, писатель, католический богослов, родился в 1922 г. во Вьетнаме в семье французского моряка, трагически погибшего через несколько недель после рождения сына, и молодой талантливой пианистки, дочери директора Лилльской консерватории. Спустя семь лет семья Анри возвращается во Францию и после некоторого времени окончательно обосновывается в Париже.
В годы обучения в лицее Генриха IV М. Анри выделялся среди сверстников своими неординарными способностями к литературе. Однако сразу после окончания лицея, «войдя в чарующий мир идей», как говорил сам Анри, он избрал своей судьбой именно философию.
В подготовительном классе Мишель Анри выбрал курс Жана Ипполита; впоследствии Ипполит вместе с Жаном Валем стали его научными руководителями. Самоотверженная увлеченность Анри философией способствовала получению стипендии лиценциата Высшей педагогической школы (Ecole Normale Supérieure).
В июне 1943-го г. М. Анри стал активным участником движения Сопротивления; он был известен под псевдонимом Кант, так
как в его рюкзаке всегда лежал томик «Критики чистого разума». Как впоследствии вспоминал Анри, именно опыт подполья оказал сильнейшее влияние на его концепцию жизни и определил направление будущей философии.
Летом 1945 г., намеренно упустив возможность престижной карьеры преподавателя философии, М. Анри погружается в размышления, навеянные тяжелыми годами войны. В это время вместе с А. Биро и Ж. Бофре он навещает М. Хайдеггера в его маленькой хижине в Тодтнауберге. Продолжительная философская беседа с Хайдеггером произвела на Анри неизгладимое впечатление. Однако его собственная мысль была уже далека от «феноменологии внешнего», а глубокое погружение в изучение «Бытия и времени», не переведенного тогда еще на французский, только способствовало осознанию им существенного пробела в современной ему философии; таковым было отсутствие понимания жизни такой, какой каждый ее ощущает.
Первым следствием этого осознания стало отвержение Анри традиционного дуализма души и тела, воссоединение того, что, по его мнению, никогда не должно быть разъединено, того, что он первоначально назвал «субъективным телом» («corps subjectif»), а впоследствии именовал «плотью» («chair»). Анализ философии Мена де Бирана, которым Анри занялся в этот период, стал благодатной почвой для развития его собственных идей. Его первая работа, получившая название «Философия и феноменология тела», законченная в 1949 г., а опубликованная впервые в 1965 г., явилась отправной точкой для разработки философии конкретной имманентности. Главная же веха в философских исследованиях Анри - сочинение «Сущность манифестации» («L'Essence de la Manifestation»), законченное им десятью годами позже и ставшее его основной диссертацией1 (она была опубликована в 1963 г.). Работа произвела большое впечатление на диссертационное жюри,
1 В тот период для соискания ученой степени необходимо было опубликовать две диссертации. Основной диссертацией М. Анри стала «Сущность манифестации», в качестве второй диссертации он представил исследование «Философия и феноменология тела», работа над которой была закончена еще в 1949 г.
в состав которого входили Жан Ипполит, Жан Валь, Поль Рикёр, Фердинан Алькье, Анри Гуйе.
Анри потребовался не один год, чтобы отвергнуть феноменологию интенциональности Гуссерля несмотря на свое восхищение его творчеством. По мнению Анри, идеи феноменологов, в том числе французских - Ж.-П. Сартра и М. Мерло-Понти, остались привержены традиции классической философии, интересом которой со времен греков являлись исследования обезличенного отношения сознания и мира. Однако именно этот подход не позволил мыслителям обратить свое внимание на саму сущность реальности, всегда незаслуженно остававшуюся в тени, - на жизнь, в которой каждый пробуждается к бытию.
Получив после защиты диссертации приглашение университета Монпелье, М. Анри поселяется на юге Франции. Мягкий климат и размеренная жизнь провинциального города как нельзя лучше способствовали плодотворной работе мыслителя. Любовь к литературе, привитая Анри еще в годы обучения в лицее, а также неординарные способности в этой области снискали ему также и славу писателя. Его первым литературным произведением стало повествование «Молодой офицер» («Le Jeune Officier»), опубликованное в парижском издательстве «Галимар» (Gallimard) в 1954 г. Здесь, в Монпелье, увидели свет три художественных романа Анри: 1976 г. - «Любовь закрытыми глазами» («L'Amour les yeux fermés»), получивший премию Ренодо (Renaudot) и признание читателей всего мира, 1981 г. - «Сын короля» («Le Fils du roi»), 1996 г. - «Нескромный труп» (Le Cadavre indiscret). По свидетельствам супруги философа, М. Анри хотел даже поделить свой рабочий день между занятиями литературой и философией, однако достаточно быстро отказался от этой идеи. В конечном итоге в своих художественных произведениях он воссоздавал те тайны, мистерии существования и реальности, которым давал объяснения в своих философских исследованиях, ставших главным делом его жизни.
В 1985 г. выходит в свет работа «Генеалогия психоанализа. Утраченное начало» («Généalogie de la Psychanalyse. Le Commencement
perdu»), посвященная критике фрейдизма; в 1987 г. - «Варварство» («La Barbarie»). В ней рассматривается проблема уничтожения культуры сциентистской идеологией, поддерживающей и защищающей бесконтрольное развитие техники, которая свободно самовоспроизводится и преумножается, искажая и извращая все формы существования - экономики, труда, досуга, образования, этики, словом, всю совокупность человеческой деятельности («la praxis humaine»). Будучи ценителем изобразительных искусств и знатоком живописи, М. Анри завершает тему разоблачения культуры размышлениями о творчестве Василия Кандинского. В работе «Видеть Невидимое» («Voir l'Invisible»), вышедшей в 1988 г., он развивает концепцию причин возникновения и необходимости существования абстрактного искусства: по его мнению, оно является выражением «субъективного тела», дающего нам доказательства богатства и многообразия человеческой субъективности.
В 1990 г. М. Анри издает несколько текстов, объединенных в сборник под названием «Материальная феноменология» («Phénoménologie matérielle»). В них он критикует методологические противоречия феноменологии Гуссерля и предлагает принципы собственной философии, определенной им как «материальная феноменология».
Этот период активной преподавательской деятельности, которую Анри вел вплоть до самой смерти в 2002 г., стал вершиной признания философа как на родине, так и за рубежом. Лекции, семинары, коллоквиумы, дискуссии с его участием собирают большие аудитории слушателей, приезжающих из самых разных уголков мира. Общение и переписка с многочисленными последователями и критиками, а также желание успеть переосмыслить одну из главных тем своей философии - проблему жизни - приводят Анри к написанию одной из последних работ под названием «Воплощение. Философия плоти» («Incarnation. Une philosophie de la chair»): здесь уже на новом уровне он раскрывает вопрос о плоти, поставленный им еще в «Философии и феноменологии тела». Живая плоть («la chair vivante») радикально противопоставляется им материальному телу.
«Воплощение. Философия плоти», наряду с двумя другими работами Анри, «Я есть Истина. О философии христианства» («C'est moi la Vérité. Pour une philosophie du christianisme», 1996 г.) и «Слова Христа» («Paroles du Christ», 2002 г.), составляют корпус поздних текстов философа, в которых он завершает оформление своей онтологии. Новый уровень рефлексии, на который Анри поднимает обоснование своей концепции феноменологии - феноменологии жизни, - обращение к Евангелию, увлечение идеями Майстера Экхарта, немецкого теолога и философа, одного из крупнейших христианских мистиков XIII в., - всё это позволило складывающейся историко-философской традиции, и прежде всего французской, рассматривать последние произведения М. Анри как закономерное явление «теологического поворота» во французской феноменологии, исследуемого в одноименной работе До-меника Жанико2. Однако Анн Анри3, на протяжении более сорока лет являвшаяся не только женой, но и самым преданным читателем и последователем философа, его биографом и, пожалуй, самым авторитетным на сегодняшний день интерпретатором его идей, считает такую позицию историков философии «неадекватной». По ее мнению, все философское и художественное наследие Анри представляет собой историю последовательного пути, проделанного его мыслью в строгих рамках философского дискурса с целью построения и обоснования идей феноменологии жизни, которые были изложены уже в «Сущности манифестации» и которым философ был предан до конца своих дней.
В 1965 г. Анри обратился к работе К. Маркса «Немецкая идеология». В то время он даже не мог предположить, что это исследование, предпринятое им по воле случая, станет началом курса лекций, который философ читал в университете Монпелье на протяжении десяти лет, а также масштабного двухтомного труда, уви-
2 Janicaud D. Le Tournant théologique de la phénoménologie française. P., 1990.
3 Анн Анри (Anne Henry, 1934 г.р.) - известный специалист по современной французской литературе, автор ряда работ, посвященных М.Прусту, а также исследования оснований современного нигилизма («Шопенгауэр и литературное творчество в Европе», 1989 г.). Анн Анри является одним из основателей Международного общества Мишеля Анри (Монпелье).
девшего свет под названием «Маркс I. Философия реальности» и «Маркс II. Философия экономики».
Впрочем, исследование мысли Маркса нельзя назвать неожиданным, учитывая проблематику уже опубликованных «Сущности манифестации» и «Философии и феноменологии тела». Как пояснял сам М. Анри: «Этот интерес (к Марксу - Т.Г.) не удивителен, если вспомнить заключение «Философии и феноменологии тела», в котором в качестве будущей задачи намечено осмысление Маркса и «марксизма» в свете теории субъективного тела»4.
Свой «возврат к Марксу»5 М. Анри начинает с недвусмысленного противопоставления мысли Маркса, его «первоначальных интуиций» сложившейся идеологии марксизма. Именно марксизм, по мнению Анри, явился препятствием адекватного восприятия и понимания тех идей, которые давно озвучены Марксом, но до сих пор не были по достоинству оценены и развиты ввиду того, что подверглись тотальному искажению. Довольно быстро сформировавшись в качестве идеологии, положенной в основу политической борьбы, марксизм безжалостно вырывал из контекста мысли Маркса свойственные ей понятия, вплетая их в канву практических политических задач и тем самым подменяя истинные идеи Маркса спекулятивными рассуждениями. Таким образом, Анри отводит марксизму, превратившемуся в доктрину современного объективизма, роль «барьера»6, стоящего между нами и «первоначальными интуициями» Маркса о телесной субъективности живого индивида, значение которых не было по достоинству оценено.
Исходя из этого противопоставления логично предположить, что возврат к Марксу возможен лишь путем преодоления марксизма и возникших, благодаря ему, предубеждений относительно истинной философии Маркса. Задача, которую - ни много, ни мало - ставит перед собой Анри, состоит в том, чтобы «вернуть слово самому Марксу»7. Столь амбициозный проект, по мнению
4 Henry M. Entretiens. Cabris: Sulliver. 2007. P. 18.
5 Ibid. P. 93.
6 Henry M. Le socialisme selon Marx. Cabris: Sulliver, 2008. P. 9.
7 Henry M. Marx I. Une philosophie de la réalité. P.: Gallimard. 1976. P. 38.
П. Рикёра, становится необходимым лишь в том случае, если верно, что «марксизм суть совокупность заблуждений относительно Маркса»8. Основной причиной искажения идеологами марксизма философского учения Маркса Анри считает принципиальное неприятие ими мысли о субъективности, которая свидетельствует о значительном шаге Маркса, преодолевающего гегельянство, повторением которого, по убеждению Анри, является марксизм9. Именно через субъективную и индивидуальную жизнь Маркс определяет реальность, именно ее он кладет в основу истории и общества, именно на ней основана вся его критика политической экономии.
М. Анри обосновывает свою позицию следующим образом. Первичной связью человека и окружающего мира является практическая связь - это деятельность, посредством которой жизнь преобразует окружающий мир в целях удовлетворения своих потребностей. В жизни именно непрерывная смена потребности необходимостью трудиться для ее удовлетворения и определяет характер общества как общества производства и потребления. На самом деле, так как обмен благами - это обмен работами («travaux»), в ходе которых эти блага были произведены, необходимо соизмерять выполненный объем работ для того, чтобы определить соотношение, в соответствии с которым необходимо производить справедливый обмен. И вот здесь феноменология жизни играет решающую роль для понимания всего анализа Маркса: реальный труд, являющийся по существу субъективным и индивидуальным, невозможно ни измерить, ни оценить с количественной точки зрения. В силу этих причин, как утверждает М. Анри, экономика вынуждена строиться на идеальных объективных эквивалентах этого живого субъективного труда («des équivalents objectifs idéaux de ce travail subjectif vivant»)10. Таким образом, экономика становится совокупностью идеальных абстрактных объективных эквивалентов, которыми в конечном итоге подменяется жизнь. Из
8 Ricoeur P. Le Marx de Michel Henry // Ricoeur P. Lecture 2. La contrée des philosophes. P., 1992. P. 265.
9 Henry M. Marx I. Une philosophie de la réalité. P. 333-337.
10 Henry M. Entretiens. P. 92.
этого следует, что данные эквиваленты в принципе - неадекватны. Попытка понять их объективно есть принципиальная фундаментальная ошибка всего объективизма. Такая критика политической экономии больно бьет по всей марксистской теории, как, впрочем, и по теории экономического либерализма, так называемой теории рыночной экономики, которую зачастую противопоставляют марксизму.
По признанию Анри, мысль Маркса, которую он считал «гениальной»11, являет собой один из первых примеров применения радикальной феноменологии жизни к экономической реаль-
12
ности.
Следует отметить, что не менее значительную роль в своей критике марксизма Анри отводит понятию «живого индивида», а также установлению истинного места этого понятия в философии Маркса. Учитывая провозглашенную официальной доктриной марксизма борьбу с индивидуализмом, а также основные принципы исторического материализма, подкрепляемые широко известными фрагментами из произведений Маркса, утверждение М. Анри о том, что «слова "История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов"13 не имеют для Маркса никакого смысла»14, требуют особенно подробных пояснений и доказательств.
М. Анри исходит из того, что понятие «живого индивида», без которого невозможно представить обоснование темы субъективности у Маркса, подменяется в марксизме вырванными из контекста абстрактными понятиями «история», «общество», «класс», «классовая борьба» и др. Эти идеальные понятия, не привязанные к конкретному индивиду, удивительным образом начали жить своей собственной жизнью в новой идеологии, что, в конечном счете, по мнению М. Анри, явилось залогом ее крушения. Невозможно
11 Henry M. Entretiens. P. 93.
12 Там же.
13 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. // Сочинения. Изд-е 2-е. Т. 4. М.: Издательство политической литературы, 1955. С. 424.
14 Henry M. Le socialisme selon Marx. Cabris: Sulliver, 2008. P. 16.
представить конкретное общество или конкретный класс, вырывший траншею или построивший дом. И для того и для другого необходимы люди, то есть конкретные индивиды. Отрицание основополагающей роли индивида в угоду абстракциям постепенно приводит людей, составляющих общество, к стагнации, к нежеланию что-либо делать. Однако постоянно возникающие потребности, чуждые всяким идеологическим иллюзиям, остающиеся конкретными и вполне реальными для каждого конкретного человека, вынуждают индивида их удовлетворять в условиях, когда те самые абстракции: «общество», «класс», «деньги» и др., абсурдно подменившие собой реальность, демонстрируют свое мифическое лицо. В этот момент и появляются первые признаки конца - черный рынок, трафик, воровство, и в конечном счете нищета15.
Эту тему М. Анри в дальнейшем подробно раскрыл в своей работе «От коммунизма к капитализму. Теория катастрофы» («Du communisme au capitalisme. Théorie d'une catastrophe»), которая была опубликована в 1990 г. и вызвала неоднозначную реакцию как левых, так и правых идеологов. М. Анри отмечал, что он написал это произведение в период крушения Берлинской стены, вместе с которой рухнули иллюзии большого числа людей во всём мире. Он написал ее для того, чтобы, с одной стороны, в это драматическое время показать, что именно на идеологическом марксизме лежит ответственность, не только за возникновение тоталитарных режимов, но и за экономический крах, предсказанный им еще в «Марксе»16, а с другой - чтобы развенчать некритически подхваченные идеи капитализма, воспринятого многими как единственно возможная альтернатива коммунизму. Порок капитализма со всеми утверждаемыми им ценностями «свободного предпринимательства» и «рыночной экономики», по мнению Анри, принципиально не отличается от главной ошибки марксизма - умаления значения живого индивида. На смену идеальным «обществу» и «классу» приходит иное понятие - «техника». Несмотря на прошедшие двадцать лет со дня выхода в свет этого произведения М. Анри, его идеи не
15 Henry M. Marx II. Une philosophie de l'économie. P.: Gallimard. 1976. P. 445.
16 Henry M. Entretiens. P. 95.
перестают оставаться актуальными и находят живой отклик у читателей и исследователей его творчества во всём мире.
Вниманию читателей предлагается перевод фрагмента из курса лекций Мишеля Анри, посвящённого осмыслению философии Маркса, который был опубликован после смерти философа, в 2008 г. в составе сборника «Социализм по Марксу». Анри, как уже отмечалось, считал Маркса одним из первых «феноменологов жизни». Выявление «жизненного» содержания учения Маркса и отстаивание его идей от извращения, предпринятого разного рода последователями и интерпретаторами, думается, даст хорошую возможность познакомиться с основами «феноменологии жизни» самого французского мыслителя.
Библиография
Henry M. L'Essence de la manifestation. PUF, 1990. Henry M. Marx : I. Une philosophie de la réalité. Gallimard, 1991. Henry M. Marx : II. Une philosophie de l'économie. Gallimard, 1991. Henry M. Généalogie de la psychanalyse. Le commencement perdu. PUF, 1985. Henry M. Du communisme au capitalisme. Théorie d'une catastrophe. Odile Jacob, 1990.
Henry M. Phénoménologie de la vie . Tomes I-IV. P.: P.U.F. / Collection
«Epiméthée», 2003-2004 Henry, M. Entretiens. Cabris: Éditions Sulliver, 2007. Henry M. Le socialisme selon Marx. Cabris: Éditions Sulliver, 2008. Audi P. Michel Henry, un trajectoire philosophique. P., 2006. Brohm J.-M., Leclercq J. Michel Henry. Lausanne, 2009. Dufour-Kowalska G. Michel Henry. Un philosophe de la vie et de la praxis. P., 1980.
Ricoeur P. Le Marx de Michel Henry //Ricoeur P. Lecture 2. La contrée des
philosophes. P., 1992. SoulèsJ. L'ouvert intérieur/ Manifestation originaire et pensée de l'être chez
Michel Henry //Phénoménologie: un siècle de philosophie. P.: Ellipses, 2002. Философы Франции. Словарь. М.: Гардарики, 2008. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М.: «Логос», 2002.