МИРОЗДАНИЕ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА:
АРИСТОТЕЛЬ, DE ANIMA, III, 8, 43ib.20-24 И ЭККЛЕСИАСТ 3:10-11
И. Р. Тантлевский Санкт-Петербургский государственный университет tantigor@mail.wplus.net
Igor Tantlevskij
St. Petersburg State University, Russia
THE UNIVERSE IN MAN'S SOUL: ARISTOTLE, DE ANIMA, III, 8, 43Л.20-24 AND ECCLESIASTES 3:10-11
Abstract. Comparing the passage of Aristotle's treatise De anima, III, 8, 431^20-24 and Ecclesiastes 3: 10-11, the author reveals a similar epistemological image: the universe is in the soul of the cognizing subject, for it embraces all existing things in the process of perception and cognition of the world.
Keywords: Aristotle, Ecclesiastes, epistemology, perception and cognition of the world, man's soul.
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект №17-18-01295; Санкт-Петербургский государственный университет.
I
В трактате «О душе» (De anima), III, 8, 43Л.20-24, Аристотель высказывает мысль о том, что, с эпистемологической точки зрения, душа познающего мироздание человека как бы объемлет мир, становится тождественной со всем сущим:
Подводя итог сказанному о душе, мы повторим, что некоторым образом душа (he psuche; здесь имеются в виду чувствующая и разумная части души человека. -
ЕХОЛН Vol. 12. 1 (2018) www.nsu.ru/classics/schole
© Р. И. Тантлевский, 2018 DOI: 10.21267/AQUILO.2018.12.10417
Р. И. Тантлевский / ЕХОЛН Vol. 12. 1 (2018) 87
И. Т.) есть все сущее (tà onta). Действительно, сущее - это либо воспринимаемое чувствами (aisthëtà), либо постигаемое умом (noëta); знание (he èpistëmë) же оказывается некоторым образом тем, что познается, а ощущение - тем, что ощущается (ср. далее: 43Л.25 - 432а.з).
А чуть выше Стагирит постулировал:
И действительно, существует, с одной стороны, такой ум, который становится всем, с другой — ум, все производящий (III, 5, 43оа.14-15).
Аналогичная мысль в отношении ума выражена Аристотелем в «Метафизике», i072b.2i-24, следующим образом:
<...> ум и умопостигаемое (sc. предмет ума. - И. Т.) - одно и то же (taûton noûs kai noëton). Ибо то, что способно принимать в себя умопостигаемое и сущность (tes oûsias), есть ум; а деятелен он, когда обладает (предметом мысли) <...>.2
Именно само обладание, полагает Аристотель, а не способность к нему, является тем, что в уме «божественно» (theîon)3. Под «божественностью», «бессмертием» и «вечностью»4 «деятельного ума» человека Стагирит, вероятно, подразумевает его присоединение (по смерти тела) к божественному Уму, который мыслит себя непосредственно и всегда деятелен.5
II
Не задаваясь вопросом о возможном взаимовлиянии, заметим, что согласно Книге Экклесиаста (созданной в период между последней четвертью VI -III в. до н. э.6), в сердце человека Богом вложен мир, т. е. в этом произведении также выражается идея об охвате душой познающего мироздание субъекта всего сущего:
1 Этот термин у Платона используется для обозначения подлинно сущего, истинного бытия.
2 Ср. далее также, например: «Метафизика», XII, 9, 1074К33-34; «О душе», III, 4, 429К9, 43oa.3-5; 7, 431^16-17; 8, 43Л.27-28 («Способность ощущения и познавательная способность души в возможности тождественны этим предметам, первая — тому, что ощущается, вторая — тому, что познается»).
3 См. также, например: Протрептик, фр. 10с (Ямвлих, Протрептик, гл. VIII, 48.9-13); Никомахова этика, X, 7, 1177а.11-1178а.8.
4 См., например: Метафизика, XII, 7, 1070а.2б, 8, 1074К1-14; «О душе», II, 1, 413a.3-10; 2, 413К24-25; III, 5, 43оа.22-25 (ср. также: V, 4, 43оа.1-4). Ср. далее, например: Amorose 2001, 97-106; Wood 2012, 169-182; Cohoe 2013, 347-377; Idem 2014, 594-604; Tantlevskij 2015, 137-141.
5 Ср., например: Метафизика, XII, 7, 1072К24-30.
6 См., например: Тантлевский 2014, 139-141.
88 Мироздание в душе человека
Я понял задачу, которую дал Бог решать сынам человеческим: все Он сделал прекрасным в свой срок,
даже мир (hä-'oläm) Он вложил в их (т. е. людей. - И. Т.) сердце (belibbäm), -но (так), чтоб человек (все-таки) не мог постигнуть дел, которые Бог вершит, от начала и до конца (Эккл. 3:10-11)/
Как замечает С. С. Аверинцев, еврейский термин 'öläm «означает "вечность", но не в смысле неподвижной изъятости из времени, а в смысле совокупности и полноты времени. <...> Иначе говоря, "'олам" - мир как время и время как мир».8 И. Ш. Шифман уточняет: 'öläm - это такая «"вечность", [которая] объемлет всю Вселенную в пространственном и временном отношениях».9 А. Иеремиас интерпретирует термин 'öläm как «Weltlauf», «ход мира», т. е. ход вещей, сущего.10 В эпоху эллинизма термин 'öläm все более приобретает пространственные коннотации, в частности, в кумранских ру-кописях11; его начинают прямо соотносить с греч. kosmos. В пространственном значении это слово засвидетельствовано и в Мишне. Обобщая, можно сказать, что термин 'öläm во времена создания Экклесиаста вполне мог использоваться для обозначения вселенской пространственно-временной целостности, sc. мироздания, сущего.
Что касается термина leb (вар.: lebäb), букв.: «сердце», то он часто используется в Еврейской Библии в значении: средоточие сознания, разума, рефлексии, качеств, чувств, ощущений и т. п. человека, а по сути - как синоним его духа (души), который, согласно Экклесиасту (12:7), по земной кончине человека «возвращается к Богу, Который его дал»12.
Библиография
Аверинцев, С.С. (2004) Порядок космоса и порядок истории, Поэтика ранневизан-
тийской литературы. СПб.: Азбука-Классика, 89-114. Тантлевский, И.Р. (2014) "Оптимизм Экклесиаста," Вопросы философии 11, 137-148. Тантлевский, И.Р. (2015) "Бессмертная «доля» души в учении Аристотеля, в "Этике" Спинозы и в перипатетической рецепции Маймонидом раввинистического учения о «доле» человека «в Грядущем Мире»," ЕХОЛН (Schole) 9.1, 137-141. Шифман, И. Ш. (1999) Древняя Финикия. Мифология и история, Финикийская мифология. СПб.: Летний Сад.
7 Ср.: Эккл. 7:29.
8 Аверинцев 2004, 269, примеч. 24.
9 Шифман 1999, 211.
10 Jeremias 1930, 127.
11 Brin 2001, 277-293.
12 Ср. также, например: Быт. 6:3.
Р. И. Тантлевский / ЕХОЛН Vol. 12. 1 (2018) 89
Amorose, M. (2001) "Aristotle's Immortal Intellect," Proceedings of the American Catholic Philosophical Association, 75, 97-106.
Brin, G. (2001) The Concept of Time in the Bible and the Dead Sea Scrolls. Leiden; Boston; Cologne: Brill.
Cohoe, C. (2013) "Why the Intellect Cannot Have a Bodily Organ: De Anima 3.4," Phrone-sis 58.4, 347-377.
Cohoe, C. (2014) "Nous in Aristotle's De Anima," Philosophy Compass 9.9, 594-604.
Jeremias, A. (1930) Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. 4 Aufl., Leipzig: J.C. Hinrichs.
Tantlevskij, I. R. (2017) "Possible Parallels in Ecclesiastes' and Aristotle's Reflections Concerning the Eternity and Immortality of the Soul in Correlation with Its Intellectual and Ethical Merits," ЕХОЛН (Schole) 11.1, 133-143.
Wood, A. (2012) "Incorporeal Nous and the Science of the Soul in Aristotle's De Anima," International Philosophical Quarterly 52.2, 169-182.
References (transliterated)
Averincev, S.S. (2004) Porjadok kosmosa i porjadok istorii, Pojetika rannevizantijskoj literatury. SPb.: Azbuka-Klassika, 89-114.
Shifman, I. Sh. (1999) Drevnjaja Finikija. Mifologija i istorija, Finikijskaja mifologija. SPb.: Letnij Sad.
Tantlevskij, I. R. (2014) "Optimism of Ecclesiastes," Voprosy Filosofii 11, 137-148 (in Russian with an English summary).
Tantlevskij, I. R. (2015) "Immortal "Part" of the Soul in Aristotle's Teaching, in Spinoza's Ethics, and in Peripatetic Maimonides' Reception of the Rabbinic Doctrine of Man's "Share in the World-to-Come"," ЕХОЛН (Schole) 9.1,137-141 (in Russian with an English summary).