УДК 373.1
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В.И. Лях1-3, С.П. Левушкин2, В.Д. Сонькин12
1 ФГБУН «Институт возрастной физиологии» РАО, Москва, Россия
2 ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», Москва, Россия
3 Академия физической культуры, Краков, Польша Для связи с авторами: [email protected]
Аннотация
В статье представлен анализ иностранных литературных источников, посвященных мировым тенденциям развития физического воспитания школьников. В работе представлены современные концепции, принципы и направления развития физического воспитания детей и подростков в зарубежных странах. Ключевые слова: физическое воспитание школьников, система, концепции развития, подходы к совершенствованию.
GLOBAL TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION SYSTEM
AT SECONDARY SCHOOL
V.I. Liakh13, S.P. Levushkin2, V.D. Sonkin12
1 Federal Budgetary Research Institution «(FSBSI) Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education», Moscow
2 Federal Budgetary Educational Institution «Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE)», Moscow, Russia
3 Akademia Wychowania Fizycznego im. Bronislawa Czecha w Krakowie Abstract
The research presents an analysis of foreign scientific literature, dedicated to the global trends in the development of physical education for schoolchildren. The paper presents modern concepts, principles and development path of physical education for children and adolescents in foreign countries. Keywords: physical education for schoolchildren, system, development concepts, approaches to improvement.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе модернизации системы образования во всем мире, включая Россию, формируется новое понимание функций школы, роли учителя, а также задач подготовки будущих педагогов в высших учебных заведениях. Дальнейшее совершенствование российской системы образования требует широких и глубоких знаний о мировых тенденциях в области программ по физическому воспитанию детей и молодежи.
Богатая история школьного физического воспитания европейских стран подтверждает, что оно является обязательной составной частью каждой национальной образовательной
системы [3, 4, 9, 10, 18, 31, 32 и др.]. Однако образовательная деятельность учителей физической культуры длительное время была направлена на достижение одной цели — высокого уровня физической подготовленности детей, подростков и молодежи в сочетании с формированием двигательных (спортивных) технических и тактических умений. В настоящее время цели и задачи физического воспитания значительно расширились и изменились [1-6, 18, 28]. Сегодня центр тяжести переносится в сторону подготовленности, связанной со здоровьем детей и взрослых на протяжении всей жизни [6, 27, 28, 31 и др.]. Суть изменений в образовательной доктрине
физического воспитания наиболее полно выразил известный европейский теоретик Вал Crum, который определил физическое воспитание как процесс подготовки молодых людей к осуществлению самостоятельного, удовлетворительного и продолжающегося на протяжении всей жизни участия в культуре движений (9). Среди теоретиков и практиков нет споров о том, что необходима подготовка детей и молодежи в вопросах их телесности; что следует прививать заботу о своем теле в течение всей жизни; о неизбежности физического воспитания в этом процессе. С тех пор как серьезные научные исследования подтвердили связь ежедневных физических упражнений со здоровьем и психомоторным развитием человека, физическое воспитание и спорт стали обоснованно воспринимать как одну из основных задач школьной системы образования.
В утвержденной UNESKO в 1978 г. Международной хартии физического воспитания и спорта к числу основных прав человека отнесено «право на физическое воспитание и занятия спортом» с сохранением выбора индивидуального пути развития. Однако, несмотря на повсеместные декларации со стороны государственных и общественных органов, роль и место физического воспитания в школьных программах все еще подвергаются сомнению и остаются недооцененными. Этот вывод подтверждают международные форумы по проблемам физического воспитания и результаты европейских и международных исследований о состоянии физического воспитания в теории и на практике [18, 30, 31 и др.]. В частности, во многих европейских странах приходится прикладывать специальные усилия, чтобы сохранить в расписании школьных занятий время, отведенное на обязательные уроки физической культуры, и не заменять их на новые предметы — например, информатику и т.п. Иногда говорят даже о «серьезном кризисе физического воспитания» [18]. Вместе с тем предмет «Физическое (синонимы «спортивное», «двигательное», «телесное») воспитание» законодательно признается как обязательный предмет обучения в 92% государств, отдельных
провинций и штатов, включенных в обзор. Согласно этому обзору, в трех из 50 штатов США (6%) физическое воспитание не является обязательным предметом [18]. Современные концепции развития физического воспитания. Среди известных на сегодняшний день в Европе концепций назовем следующие:
1) концепция образования посредством спорта;
2) концепция образования посредством обучения движениям;
3) концепция здоровьеформирующего физического воспитания;
4) педагогическая концепция (цель — изменение у воспитанника отношения к своему телу);
5) австрийская и голландская психофизические концепции, построенные на освоении «натуральной гимнастики» (цель — реализация личностных двигательных компетенций и поддержание собственной идентичности);
6) скандинавская интегрированная модель воспитания здоровья;
7) традиционная модель физического воспитания (цели — физическое развитие, обучение технике движений, совершенствование двигательных способностей и формирование личностных свойств и качеств — моральных, этических, эстетических);
8) концепция «общей способности к действию» (цель — научить правильно действовать в сложных ситуациях на основе простых форм движений: бега, прыжков, метаний и традиционных неспортивных игр).
Более подробные сведения о концепциях физического воспитания в Европе содержатся в работах [5, 8-10, 18, 25, 28 и др.]. Парадигма физического воспитания повсеместно смещается с ориентации на спортивные достижения в сторону участия в выполнении упражнений ради улучшения своих телесных свойств и получения удовольствия от занятий [31, 35-36].
Я. Ыаи1 [25] к главным направлениям (векторам) развития физического воспитания в Европе относит:
1) вектор культурного наследования (традиционные национальные формы физического воспитания);
2) вектор ориентации на спорт;
3) вектор ориентации на «образование посредством движения»;
4) вектор ориентации на физическое здоровье. Рассмотрим подробнее три из этих четырех концепций, наиболее часто используемых в процессе физического воспитания в школе. Концепция физического воспитания посредством спорта. До сих пор остается одной из наиболее часто используемых в школьном физическом воспитании в Новом Свете и Европе. И Siedentop [32] пишет: "спортивная модель в своих основах — это определенный подход к созданию программы обучения, целью которой является вооружение ученика опытом, связанным с приобретением и использованием спортивных умений, главным образом, в командных спортивных играх» [32, р. 18] Эта модель основывается на системе сведений, благодаря которым увеличивается спортивный опыт школьной молодежи. Вместо единичных элементов разных игр, которые осваиваются в традиционной системе физического воспитания обычно изолированно один от другого, спортивная модель предлагает осваивать их так, чтобы дети могли быстрее приступить к игре как главной форме привлечения к занятиям.
Следует, однако, подчеркнуть, что многое зависит от конкретного учителя. Многие из них проводят уроки по физической культуре на высоком уровне, но случается, что ради повышения спортивного результата учителя больше внимания уделяют наиболее талантливым ученикам, тогда как более слабые остаются без должной опеки [6, 7]. Особенно негативно это сказывается на тех учащихся, которые требуют к себе особого отношения в процессе занятий (дети с задержками или недостатками в развитии).
Концепция образования посредством движения. Возникновение данной модели было связано с необходимостью приспособления физического воспитания и обучения в области телесности и оздоровления к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ученика. Согласно этой концепции, можно не только обучаться движениям, но и учиться посредством движения, а эффекты такого обучения
можно будет использовать также в ситуациях, возникающих за пределами гимнастического зала [20]. Ученик познает собственное тело (Я — физическое) и учится развивать его одновременно со своим интеллектуальным потенциалом (Я — психическое). Концепция этой модели эволюционировала вместе с теорией, описывающей условия развития потенциала здоровья посредством соответствующего образования в оздоровительной сфере. Поскольку в этой модели подчеркивается потребность индивидуализации заданий, в обучении широко используются методы, которые стимулируют развитие креативности (проблемные методы, метод контекстуального переноса, методы двигательной выразительности) или умения взаимодействовать с учителем или партнером (активизирующие методы) [19].
Концепция ориентации на формирование здоровья. Данная концепция ориентирована на формирование сознательного отношения к здоровью. Основной ценностью и новаторством этой модели, как представляется, является подход, соединяющий лучшие элементы физического воспитания и формирования здоровья. Идея формирования сознательного отношения к здоровью реализуется по следующим главным тематическим модулям:
1) человек и другие люди — акцент делается на взаимоотношения с окружающими людьми, в том числе с партнерами по спортивным играм, спортивными соперниками и т.п.;
2) человек и время — акцент делается на те изменения, которые происходят в организме с течением времени: рост и развитие в детском возрасте; угасание и деградация функций организма в процессе старения; динамика адаптационных процессов в ходе спортивной и оздоровительной тренировки;
3) человек и измерения, размеры, меры — акцент делается на сознательное восприятие предметов, пригодных для использования в физическом совершенствовании: на их форму, материал, плотность, массу, упругость, размеры и пропорции, а также на измеряемые характеристики — дистанции, время выполнения упражнений, эргометрические характеристики и биомеханические параметры дви-
гательной активности, пульсовую стоимость физической работы и т.п.; 4) человек и среда — акцент делается на взаимодействие человека с окружающей его средой, на позитивные и негативные с точки зрения оздоровления и физического совершенствования факторы среды, на способы использования средовых воздействий для оптимизации физкультурно-оздоровительной деятельности и формирования сознательного отношения к здоровью.
В целом можно сказать, что в Европе нет единой, общепринятой или чаще всего используемой концепции физического воспитания в школах и вузах — разнообразие форм и подходов впечатляет [25].
За пределами Европы также появляются новые содержательные идеи по организации физического воспитания. В Канаде, например, внимание акцентируется на продвижение активного стиля жизни, улучшение физической подготовленности, связанной со здоровьем, развитие ведущих способностей. Физическое воспитание связано там с воспитанием здоровья [18].
В австралийской программе физического воспитания содержится педагогическая и организационная парадигма [29], которая сконцентрирована на следующих областях:
1) плавности движений;
2) физической активности, здоровье, подготовленности;
3) соревновании и сотрудничестве;
4) вызовах.
В Новой Зеландии обучение в процессе физического воспитания основано на усвоении содержания, в котором здоровье и хорошее психофизическое самочувствие вписано в новую образовательную парадигму [11]. Важно также то, что в программе обучения предмету «Физическое воспитание» имеется содержание, связанное с планированием и рационализацией соблюдения основ здоровья в общественной среде или дома. Много места уделено также соблюдению универсальных морально-общественных ценностей, подчеркивающих их связи с идеалами олимпизма. По данным Ь.А. Ое Упез [12], в азиатских странах проводятся реформы, целью которых яв-
ляется изменение общественного мнения о значении и роли физического воспитания, в том числе среди девочек, девушек и женщин, а также включение в практику обучения богатых традиций азиатских культур — восточных видов упражнений и единоборств. В требованиях указывается на включение 120 минут в число обязательных занятий в неделю с расширением их до 180 минут посредством внеклассных занятий. Состав новых областей обучения в процессе занятий по физической культуре в азиатских государствах, по данным L.A. De Vries [12], включает:
- спорт, фитнес, рекреацию на свежем воздухе и познание мира труда;
- образование в сфере, связанной со спортивной промышленностью;
- восточные виды единоборств, азиатскую модель физической активности и работы;
- физическую активность и фитнес для девочек и девушек;
- физическую активность и потребности наиболее бедных слоев населения.
В Бразилии, в 34-миллионном штате Sao Paulo, введена многосторонняя программа, пропагандирующая физическую активность, в реализацию которой вовлечено 140 правительственных и неправительственных организаций. В соответствии с положениями этой программы, каждый человек независимо от возраста должен быть физически активным в сумме не менее 30 минут (однократно или в несколько приемов) в течение дня. При этом в случае подростков подчеркивается, что они должны иметь дополнительно не менее 20 минут интенсивной нагрузки три раза в неделю. В программе акцент делается и на такие психосоциальные ценности, как улучшение восприятия самого себя, хорошее самочувствие, уменьшение стресса и склонности к депрессии. Подчеркивается также значение общевоспитательной пользы от занятий физическими упражнениями: рост активности во время урока, лучшие отношения с родственниками и ровесниками, улучшение результатов в науке, уменьшение рискованных для здоровья способов поведения (наркотики, употребление алкоголя, курение), большая ответственность в обществе [24].
Основные предпосылки создания новой теории и методик физического воспитания. Несмотря на большое количество существующих концепций (моделей) физического воспитания, которые, как мы видели, нередко радикально отличаются друг от друга, примерно с 70-х годов прошлого века и до настоящего времени в практику физического воспитания пытаются внедрить следующие современные принципы [13, 28]:
- непрерывное образование;
- перспективность (воспитание для будущего);
- самообразование;
- интеллектуализация;
- гуманизация;
- индивидуализация.
В результате физическое воспитание должно подготовить индивида к осуществлению физической активности в течение всей жизни и заботы о здоровье [14, 33]. В развитых странах продвижение физической активности приносит также измеримый экономический эффект. Например, в Евросоюзе сектор физической активности и рекреации составляет примерно 1,5% внутреннего валового продукта, а в Великобритании обеспечивает больше рабочих мест, чем производство автомобилей, сельское хозяйство, рыболовство или пищевая промышленность [34]. В настоящее время следует опираться на такие методы преподавания, которые ориентированы на выработку самостоятельности мышления и способности к независимому действию, а также на опыт, который может пригодиться в течение всей жизни. Необходимыми являются расширение умений и углубление знаний, увеличивающих потенциальные возможности развития.
Интеллектуализация в процессе занятий физическими упражнениями. Эмпирические результаты исследований однозначно свидетельствуют о том, что ориентация детей, подростков и молодежи в сфере знаний о потребностях, возможностях и техниках приемов, касающихся физического развития, физической подготовленности и здоровья, является низкой [15, 16, 17, 21 и др.]. Вероятно, правы те, кто считает правильным введение теоре-
тических уроков по физической культуре (в небольшом количестве в течение года), а также сообщение соответствующих знаний на учебно-методических и практических уроках. В целях интеллектуализации в ряде стран отмечается тенденция введения в обиход преподавания учебников по физической культуре для учащихся [3, 4, 16, 22, 23, например А. ^ке, 1978, 1979; Т. Frolowicz, 2000, В.И. Лях, 1999-2018]. Несомненно, польза от чтения учебников учащимися и умелое применение их материалов во время обучения учителем есть. Однако научно проверенных доказательств эффективности их использования в учебных, внеклассных и внешкольных занятиях и влияния на уровень знаний, мотивов, потребностей, умений и двигательных способностей пока явно недостаточно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В физическом воспитании во всем мире решается вопрос о главном направлении его дальнейшего развития. При этом не существует единой точки зрения на эту проблему, различные специалисты и разные национальные научные школы решают его по-разному, иногда эти решения вступают в серьезные противоречия. Однако это неизбежный процесс на фоне нарастающей гипокинезии, которую принесла с собой высокотехнологичная цивилизация, ведь речь идет о сохранении и укреплении здоровья новых поколений детей и взрослых.
Специалисты во всем мире отмечают необходимость выделять значительно больше средств на реализацию задач физического воспитания, уменьшать количество учащихся на одного учителя, увеличивать число мест занятий с точки зрения потребностей и интересов учащихся. Школа будущего должна охватывать своим вниманием не только учащихся, но и взрослых, давать возможность совместно упражняться детям, молодежи, родителям и учителям. «Вопросы здоровья, физической подготовленности, физического развития, закаленности организма и отдыха должны составлять постоянный элемент заботы всей школы, а не только учителей физической культуры» (Ш. Озтзкц 2011, с. 302).
ЛИТЕРАТУРА
1. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся X-XI классов общеобразовательной школы / В. И. Лях, Л.Б. Кофман,Г. Б. Мейксон.- М. : Фемида, 1992. - 35 с.
2. Лях, В. И. Научно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся: состояние и перспективы / В. И. Лях // Физическая культура в школе. - 1989. - № 11. - С. 32-37.
3. Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации / В. И. Лях, Ю. А. Копылов, М. В. Малыхина, Т. А. Протченко, Н. В. Полянская // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 9. - С. 49-51.
4. Лях, В. И. Сравнительный анализ европейских и российских концепций физического воспитания детей школьного возраста / В. И. Лях, А. В. Вишняков // В сборнике: Современные тенденции развития физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры : материалы Международной научно-практической конференции. Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского; Институт физической культуры и спорта, 2016. - С. 63-67.
5. Столяров, В. И. Современная теория физического воспитания / В. И. Столяров // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - Т. 10. - № 1 (10). - С. 13-25.
6. Bronikowski, M. Dydaktyka wychowania fizycznego, fizjoterapii i sportu / M. Bronikowski. - Akademia Wychowania Fizycznego im. Eugeniusza Piaseckiego, 2012. - 324 р.
7. Bronikowski, M. Poziom kompetencji informatyczno-technologicznych dzieci i mtodziezy / M. Bronikowski // Wychowanie fizyczne a nowoczesne technologie. AWF, Poznan. - 2015. - Р. 5-8.
8. Crum, B. Competing orientations for PE curriculum development: the trend towards a consensus in the Netherlands and an international comparison / B. Crum [et al.] // Sport and physical activity: moving towards excellence: the proceedings of the AIESEP World Convention, July 20-25, 1990, Loughborough University, UK. - E & FN Spon Ltd., 1992. - Р. 85-93.
9. Crum, B. A critical review of competing physical education concepts / B. Crum // Sport Science in Europe. Current and Future Perspective. Aachen: Meyer and Mayer. - 1993. - Р.615-533
10. Crum, B. Task and competencies phusical education teachers and consequences for PETE Programmes / B. Crum // Physical Education Deconstruction and Recontruction- Issues and Directions. Schorndorf: Verlag Karl Hofmann. - 2003. - Р. 53-64.
11. Culpan, I. Physical education curriculum: A humanistic positioning / I. Culpan // Reshaping culture, knowledge and learning. - 2004. - Р. 225-243.
12. De Vries, L.A. Overview of recent innovative practices in physical education and sports in Asia / L.A. De Vries // Innovative Practices in Physical Education and Sports in Asia. - 2008. - Р. 1-21.
13. Demel, M. Szkice krytyczne o kulturze fizycznej / M. Demel. - Sport i Turystyka, Warszawa, 1973. - 123 р.
14. Ewing, M. Promoting social and moral development through sports / M. Ewing // Spotlight on Youth Sports. - 1997. - Vol. 20. - № 3. - Р. 1-3.
15. Frotowicz, T. Ocena wiadomosci z zakresu kultury fizycznej / T. Frotowicz // Wychowanie fizyczne i zdrowotne. - 1993. - № 3. - P. 5-8.
16. Frotowicz, T. Sportowe ZOO dla dzieci 6-letnich. Seria: Moja sprawnosc i zdrowie / T. Frotowicz. - Wyd. FOKUS, Gdansk, 2000. - 315 p.
17. Gorna-tukasik, K. Przygotowanie mtodziezy do uczestnictwa w kulturze fizycznej / K. Gorna-tukasik // Wydaw. AWF. - 2001. - № 1. - P. 56-59.
18. Hardman, K. Badania nad stanem i statusem wychowania fizycznego w szkotach na swiecie / K. Hardman, JJ. Marshall // Swiatowy Kongres Wychowania Fizycznego. World Summit on Physical Education. Berlin 3-5 lisopada 1999 rok. Wyd. AWF, WroclaW. - 2002. - P.9-28
19. Kirchner, G. Introduction to Movement Education / G. Kirchner, J. Cunnigham, E. Warrell // W.C. Brown, Dubuqe, Iowa. - 1978. - № 2. - P. 87-91.
20. Kleiner, K. To promote health means to arrange multiple tasks - a basic didaktic of health promotion / K. Kleiner // Acta Uni. Carolinae Kinathropologica. -2007. - № 43(2). - P.71-86.
21. Kosiba, G. Szkice z teorii i metodyki wychowania fizycznego / G. Kosiba // Wyd. AWF, Krakow, 2003. -276 p.
22. Lidke, A. Cwicz razem z nami. Klasa I. / A. Lidke // Szkolne i pedagogiczne, Warszawa, 1978. - 96 p.
23. Lidke, A. Cwicz razem z nami. Klasa II. / A. Lidke // Szkolne i pedagogiczne, Warszawa, 1979. - 211 p.
24. Matsudo, V.K.R. Wychowanie fizyczne, zdrowie i dobre samopoczucie / V.K.R. Matsudo [et. all.] // W: Swiatowy Kongres Wychowania Fizycznego. - 2002. - P. 67-74.
25. Naul, R. European Concepts of Physical Education / R. Naul // Physical Education: Deconstuction and Reconstruction of Physical Education. Schorndorf; Hofmann. - 2003. - Vol. 12. - P. 18-29.
26. Osinski, W. Zagadnienia motorycznosci cztowieka / W. Osinski // Wyd. II., Mon. Podr. Skrypty. AWF, Pznan. -1991. - № 9. - P. 365-369.
27. Osinski, W. Antropomotoryka / W. Osinski // Akademia Wychowania Fizycznego w Poznaniu. Seria Podr. -2000. - № 49. - P. 325-331.
28. Osinski, W. Osiqgni^cia czy zdrowie i styl zycia / W. Osinski // Wychowanie fizyczne i zdrowotne. - 2009. - № 5. - P. 4-9.
29. Penney, D. Physical Education: What future (s)? / D. Penney, T. Chandler // Sport education and socjety. -2000. - № 5(1). - P. 71-87.
30. Pospiech, J. Wychowanie fizyczne i sport w krajach europejskich- wybrane problemy / J. Pospiech // Politechnika opolska, Opole. - 2003. - № 6. - P. 251257.
31. Pospiech, J. Jakosc europejskiego wychowania fizycznego w swietle badan / J. Pospiech // Wyd. PWSZ, Raciborz. - 2006. - № 8. - P. 544-556.
32. Siedentop, D. What is sport education and how does it work / D. Siedentop // Journal of Physical education, Recreation and Dance. - 1998. - № 69(4). - P. 18-20.
33. Talbot, M. Physical education and the national curriculum: some political issues / M. Talbot [et al.] // Physical education and the national curriculum: some political issues. - 1993. - P. 34-64.
34. Talbot, M. W obronie wychowania fizycznego. W: Swiatowy Kongres Wychowania Fizycznego / M. Talbot // Wyd. AWF, Wroctaw. - 2002. - P. 29-40.
35. Tinning, R. Pedagogy and Human Movemment. Theory, practice, research / R. Tinning. - Routledge, London and NJ, 2010. - 325 p.
36. Tinning, R. Performance and participation discourses in
REFERENCES
1. Liakh, V. I., Kofman L. B., Meikson G. B. Kompleksnaia programma fizicheskogo vospitaniia uchashchikhsia X-XI klassov obshcheobrazovatelnoi shkoly [Comprehensive program of physical education for schoolchildren of X-XI years of study at secondary school] Moscow, Femida Publ., 1992. - 35 p.
2. Liakh, V. I. Nauchno-metodicheskoe obespechenie fizicheskogo vospitaniia uchashchikhsia: sostoianie i perspektivy [Scientific and methodological support of physical education for schoolchildren: current state and perspectives]. Fizicheskaia kultura v shkole [Physical culture at school]. 1989, no. 11, pp. 32-37.
3. Liakh, V. I. Fizicheskoe vospitanie uchashchikhsia ob-shcheobrazovatelnoy shkoly: sostoianie, perspektivy i puti reorganizatsii [Physical education of schoolchid-ren at secondary school: current state, perspectives and reorganizational ways] / V. I. Liakh, Iu. A. Kopylov, M. V. Malykhina, T. A. Protchenko, N. V. Polianskaia // Te-oriia i praktika fizicheskoi kultury [Theory and practice of physical culture]. 1998, no. 9, pp. 49-51.
4. Liakh, V. I., Vishniakov A. V. Sravnitelnyi analiz ev-ropeiskikh i rossiiskikh kontseptsii fizicheskogo vospitaniia detei shkolnogo vozrasta [Comparative analysis of European and Russian concepts of physical education for schoolchildren] Sovremennye ten-dentsii razvitiia fizicheskoi kultury, sporta i adaptiv-noi fizicheskoi kultury : materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Lipetskii gos-udarstvennyi pedagogicheskii universitet imeni P. P. Semenova-Tian-Shanskogo [Current trends of physical culture, sport and adaptive physical culture development : proceedings of International conference on science and practice. P. P. Semenov-Tian-Shanskii Lipetsk State Pedagogical University]. Institut fizicheskoi kultury i sporta [Institute of physical culture and sport], 2016, pp. 63-67.
5. Stoliarov, V. I. Sovremennaia teoriia fizicheskogo vospitaniia [Modern theory of the physical education]. Nau-ka i sport: sovremennye tendentsii [Science and sport: current trends]. 2016, vol. 10, no. 1 (10), pp. 13-25.
6. Bronikowski, M. Dydaktyka wychowania fizycznego, fizjoterapii i sportu / M. Bronikowski. - Akademia Wychowania Fizycznego im. Eugeniusza Piaseckiego, 2012. - 324 p.
7. Bronikowski, M. Poziom kompetencji informatyczno-technologicznych dzieci i mtodziezy / M. Bronikowski // Wychowanie fizyczne a nowoczesne technologie. AWF, Poznan. - 2015. - P. 5-8.
8. Crum, B. Competing orientations for PE curriculum development: the trend towards a consensus in the Netherlands and an international comparison / B. Crum [et al.] // Sport and physical activity: moving towards excellence: the proceedings of the AIESEP World Convention, July 20-25, 1990, Loughborough University, UK. - E & FN Spon Ltd., 1992. - P. 85-93.
9. Crum, B. A critical review of competing physical education concepts / B. Crum // Sport Science in Europe. Current and Future Perspective. Aachen: Meyer and Mayer. - 1993. - pp. 615-533
human movement: Toward a socially critical physical education / R. Tinning // Critical postmodernism in human movement, physical education, and sport. -1997. - P. 99-119.
10. Crum B. Task and competencies phusical education teachers and consequences for PETE Programmes Physical Education Deconstruction and Recontruc-tion- Issues and Directions. Schorndorf: Verlag Karl Hofmann., 2003, pp. 53-64.
11. Culpan I. [Physical education curriculum: A humanistic positioning]. Reshaping culture, knowledge and learning, 2004, pp. 225-243.
12. De Vries, L.A. [Overview of recent innovative practices in physical education and sports in Asia]. Innovative Practices in Physical Education and Sports in Asia, 2008, pp. 1-21.
13. Demel,M. [Szkice krytyczne o kulturze fizycznej]. Warszawa, Sport i Turystyka Publ., 1973, 123 p.
14. Ewing M. [Promoting social and moral development through sports]. Spotlight on Youth Sports, 1997, vol. 20, no. 3, pp. 1-3.
15. Frotowicz T. [Ocena wiadomosci z zakresu kultury fizycznej] Wychowanie fizyczne i zdrowotne. 1993, no. 3, pp. 5-8.
16. Frotowicz, T. [Sportowe ZOO dla dzieci 6-letnich. Seria: Moja sprawnosc i zdrowie]. Gdansk, Wyd. FOKUS Publ., 2000, 315 p.
17. Gorna-Lukasik K. Przygotowanie mtodziezy do ucz-estnictwa w kulturze fizycznej / K. Gorna-Lukasik // Wydaw. AWF. - 2001. - no 1. - P. 56-59.
18. Hardman K., Marshall JJ. Badania nad stanem i sta-tusem wychowania fizycznego w szkotach na swiecie / K. Hardman, // Swiatowy Kongres Wychowania Fizycznego. World Summit on Physical Education. Berlin 3-5 lisopada 1999 rok. Wyd. AWF, WroclaW, 2002, pp.9-28
19. Kirchner G. Cunnigham J., Warrell E. [Introduction to Movement Education] W.C. Brown, Dubuqe, Iowa. -1978, no 2, pp. 87-91.
20. Kleiner K. [To promote health means to arrange multiple tasks - a basic didaktic of health promotion]. Acta Uni. Carolinae Kinathropologica. - 2007, no. 43(2), pp.71-86.
21. Kosiba, G. [Szkice z teorii i metodyki wychowania fizycznego]. Wyd. AWF Publ., Krakow, 2003. - 276 p.
22. Lidke, A. [Cwicz razem z nami. Klasa I.]. Warszawa, Sz-kolne i pedagogiczne Publ., 1978, 96 p.
23. Lidke, A. [Cwicz razem z nami. Klasa II.] Warszawa, Sz-kolne i pedagogiczne Publ., 1979, 211 p.
24. Matsudo V.K.R. [et. all.] [Wychowanie fizyczne, zdrowie i dobre samopoczucie]. W: Swiatowy Kongres Wychowania Fizycznego, 2002, pp. 67-74.
25. Naul, R. [European Concepts of Physical Education] Physical Education: Deconstuction and Reconstruction of Physical Education. Schorndorf; Hofmann, 2003, vol. 12, pp. 18-29.
26. Osinski W. [Zagadnienia motorycznosci cztowieka] Wyd. II., Mon. Podr. Skrypty. AWF, Pznan, 1991, no. 9, pp. 365-369.
27. Osinski W. [Antropomotoryka] Akademia Wychowania Fizycznego w Poznaniu. Seria Podr, 2000, no. 49, pp. 325-331.
28. Osinski W. [Osiqgniçcia czy zdrowie i styl zycia]. Wychowanie fizyczne i zdrowotne, 2009, no 5, pp. 4-9.
29. Penney D. Chandler T. [Physical Education: What future (s)?]. Sport education and socjety, 2000. - no. 5(1), pp. 71-87.
30. Pospiech J. [Wychowanie fizyczne i sport w krajach eu-ropejskich- wybrane problemy]. Politechnika opolska, Opole, 2003, no. 6. - P. 251-257.
31. Pospiech J. [Jakosc europejskiego wychowania fizyc-znego w swietle badan]. Wyd. PWSZ, Raciborz, 2006, no. 8, pp. 544-556.
32. Siedentop D. [What is sport education and how does it work] Journal of Physical education, Recreation and Dance,1998, no. 69(4), pp. 18-20.
33. Talbot M. [et al.] Physical education and the national
curriculum: some political issues Physical education and the national curriculum: some political issues. -1993. - P. 34-64.
34. Talbot M. W obronie wychowania fizycznego. W: Swiatowy Kongres Wychowania Fizycznego Wyd. Wroclaw, AWF Publ.,. 2002. pp. 29-40.
35. Tinning R. Pedagogy and Human Movemment. Theory, practice, research. Routledge, London and NJ Publ, 2010, 325 p.
36. Tinning R. [Performance and participation discourses in human movement: Toward a socially critical physical education]. Critical postmodernism in human movement, physical education, and sport, 1997, pp. 99-119.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Лях Владимир Иосифович - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО; 119869 г. Москва Погодинская ул., 8, к. 2; заведующий кафедрой антропомоторики Академии физической культуры; Польша 31-571, г. Краков, ул. Ал. Яна Павла II, 78; e-mail: [email protected]. Левушкин Сергей Петрович - доктор биологических наук, профессор; директор НИИ спорта и спортивной медицины Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма; 105122, г. Москва, Сиреневый б-р, 4; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0001-6250-2231.
Сонькин Валентин Дмитриевич - доктор биологических наук, профессор; главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО, г. Москва; заведующий кафедрой физиологии Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма; 105122, г. Москва, Сиреневый б-р, 4;; e-mail: [email protected].
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Лях В.И. Мировые тенденции развития системы физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Лях, С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019.- Т. 22, № 1. - С. 12-19
FOR CITATION
Liakh V.I., Levushkin S.P., Sonkin V.D. Global trends in the development of physical education system at secondary school. Science and sport: current trends, 2019, vol. 22, no. 1, pp. 12-19 (in Russ.)