Научная статья на тему 'Мировоззрение как условие формирования надпредметной компетентности'

Мировоззрение как условие формирования надпредметной компетентности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
338
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ И НАДПРЕДМЕТ-НЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жужгова Наталья Валентиновна

Автором статьи ставится вопрос о необходимости решения системой образования проблемы, связанной с новой ситуацией не только в России, но и в мире. Цель современного образования -нахождение форм, способных выступать условием формирования у ученика интегративного, комплексного представления о мире, т.е. определять ценностные мировоззренческие принципы, которые будут являться условием развития личности. Учитель должен стремиться формировать не только предметные, но и надпредметные компетентности, обращаясь к личности учащегося, его мотивационным и нравственно-духовным устремлениям, фиксируемым мировоззренческими установками. Полноценное развитие человека в отрыве от мировоззренческих ориентаций невозможно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировоззрение как условие формирования надпредметной компетентности»

УДК 37.01

Н.В. Жужгова Мировоззрение как условие формирования надпредметной компетентности

Автором статьи ставится вопрос о необходимости решения системой образования проблемы, связанной с новой ситуацией не только в России, но и в мире. Цель современного образования -нахождение форм, способных выступать условием формирования у ученика интегративного, комплексного представления о мире, т.е. определять ценностные мировоззренческие принципы, которые будут являться условием развития личности. Учитель должен стремиться формировать не только предметные, но и надпредметные компетентности, обращаясь к личности учащегося, его мотивационным и нравственно-духовным устремлениям, фиксируемым мировоззренческими установками. Полноценное развитие человека в отрыве от мировоззренческих ориентаций невозможно.

Ключевые слова: мировоззрение,

образование, предметные и надпредмет-ные компетентности, личность, диалог.

Ввиду многих причин, прежде всего социально-экономических, научно-тех-

нических и политических, современная эпоха воспринимается и оценивается философами как особая историческая и социально-культурная реальность, в отношении которой человек должен выработать новую, уникальную, совершенно особую жизненную позицию. Глобальные изменения в мировой системе и те процессы, которые происходят в российском обществе, настойчиво диктуют необходимость изменений в системе ценностей, но, во-первых, в одночасье ребенок не

вырастет интеллигентом, патриотом, демократом, гуманистом и т.д. Процесс развития происходит гораздо сложнее. Во-вторых, подрастающее поколение должно освоить те категории ценностей, которые не были заложены в систему российского традиционализма, основанного на приоритете коллективного над индивидуальным и являвшегося на протяжении последних столетий принципом мировоззрения и выражения ментальной сущности российского общества.

Любая деформация ценностной, мировоззренческой системы, связанная с пересмотром идеалов, потребностей, привычек, проецирующих отношение человека к самому себе и к окружающему миру, на какое-то время подавляет конструктивное начало. Это затрагивает не всю структуру ценностных ориентаций, а лишь те позиции, которые связаны с межличностными отношениями, профессиональными обязанностями. В сфере духовно-онтологического существования личности в этом случае наблюдается, напротив, гиперпродуктивность, выражающаяся в актуализации широкого спектра ценностей - национальных общечеловеческих, религиозных, гражданских и т.д. В итоге в ценностном пространстве нарушаются иерархические связи и зависимости, вследствие чего возникает ценностный конфликт.

Наш мир - это среда не тел и вещей, не субстратов, а отношений, связей и коммуникаций. Здесь изменяется сама субстанция бытия и вся его целостность, что, в свою очередь, не может не влиять на состояние входящих в него частей и элементов. При формировании ценностных ориентаций и убеждений, воспитании идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами ценности и понятия должны носить императивный характер для личности и составлять основу самоидентификации и рефлексии. В данном случае они явля-

© Жужгова Н.В., 2010 24

ются феноменами, сущность которых состоит в значимости, а не в фактичности. Однако сегодня социальная среда отнюдь не способствует выработке таких ценностных ориентаций. Для формирования подобных качеств личности социальная общность должна иметь иной образ жизни и мышления. Можно с уверенностью предположить, что характер деятельности субъекта как целостного человека существенно зависит от его внутреннего и социокультурного опыта, знания, характера деятельности, но в значительной мере определяется образованием. Образование как подсистема, сама не производящая, «но осуществляющая отбор и транслирование фактов культуры в социум, озадачена транслировать научную систему ценностей, готовя людей к исполнению различных потребных обществу социальных ролей» (Жидков, Соколов, 2001, с. 50). Такая система образования сегодня испытывает кризис, причина которого - кризис смысла. Перед современной системой образования стоит главная задача определения сущностного смысла, решение которой поможет сформировать парадигму образовательной системы в новых условиях. Образование должно выйти за пределы роли транслирующего канала. По мнению В.А. Кайдалова, «в современной педагогике, ориентирующейся на гуманистическую парадигму, в понятие «образование» вводится очень важный компонент - развитие. Образование понимается как единство обучения, воспитания и развития. При таком подходе явно раскрывается философский смысл понятия образования. Образование (корень термина - «образ», а образ, по Платону, - это внешнее раскрытие сущности) - это восхождение (развитие) ученика в целостный образ человека, в образ человеческого мира, в человеческий микрокосм» (Кайдалов, 2001, с. 9). Образование в глубинном смысле есть раскрытие человеческой сущности. «Главная интегральная компонента образования -

развитие человеческой личности, актуализация ее телесных и духовных способностей» (Кайдалов, 2003, с. 26).

Ставится вопрос и об ином типе мышления. Под мышлением понимается способность к познанию через понятия как высшую форму постижения человеком действительных процессов путем обобщения сущности связей и отношений предметов и явлений. «Отношение человека к миру, к бытию и отношение человека к человеку рассматривается в их взаимозависимости и взаимообусловленности» (Рубинштейн, 1997, с. 19).

Образование в современном обществе является одним из значимых средств воспроизводства социального сообщества и приобщения его членов к познавательно-культурным ценностям, накопленных человечеством. Образование обладает в определенной мере возможностями социализации и гуманизации общества. Это дает возможность перехода к гуманистически ориентированному преподаванию, целью которого является не только трансляция знаний, но и, в первую очередь, развитие способностей к самостоятельному мышлению. Основой и результатом образования является мировоззрение как обязательный структурный компонент представлений личности о мире и о своем месте в нем. Мировоззрение представляет собой целостную, осмысленную и опосредованную общественными и индивидуальными потребностями систему обобщенных представлений о мире в целом, о происходящих в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. Мировоззрение выступает важнейшим условием решения главной задачи образования - социализации и развития личности, ибо оно есть продукт само-рефлексии человека. Мировоззрение есть одна из высших целей и одновременно ценностей образования. Мировоззрение

- это самосознание, вырабатываемое в постоянном взаимодействии с миром че-

рез усвоение социального и интеллектуального опыта человечества. Образование преследует цели культурного развития ученика, также оно связано с воспитанием, усвоением необходимых норм, ценностей и знаний. Мировоззрение же своей интенцией имеет «привязку» духовного индивидуального опыта к мировому социокультурному целому, включение в него человека через усвоение ценностей, ориентаций, стереотипов социального поведения, необходимых для жизни в исторически конкретном социальном времени и пространстве. Сопряженность мировоззрения с личностью и исторической эпохой есть то главное, что делает его тождественным образованию. Мировоззрение должно быть реальной нитью, которой отдельная личность связана в своем личном бытии с бытием окружающего ее мира, как природного, так и социального.

Реформируя систему образования в постсоветский период, мы вывели «за скобки» идеологизированность взгляда на воспитательный процесс, а вместе с тем и исключили понятие мировоззрения. Цель была одна - сделать образование «чистым» и ориентированным только на обучение, т.е. освободить от мировоззренческой ангажированности. Сегодня мы живем в деидеологизированном, но при этом в крайней степени политизированном обществе, где отсутствуют мировоззренческие ориентиры. Школа утратила единое образовательное пространство, ибо цементирующим основанием является не частное знание, пусть и объединенное общей программой обучения, а именно мировоззрение в названном выше смысле.

Ситуация породила ряд новых трудностей и поставила образовательную систему перед необходимостью решения проблем, до сих пор мало ей знакомых. Тоталитарно-технологическому обществу чужда рефлексия. Оно игнорирует мыслящее мировоззрение и подавляет в себе

последние живые ростки. Для успешного преодоления бифуркационного кризиса нужно реформировать систему образования, приведя ее в соответствие с признаками информационной культуры. Цель современного образования - отказ от предметного принципа преподавания и нахождение форм, способных дать ученику интегративное, комплексное представление о мире. Современная ситуация вынуждает вносить коррективы «в понимание целостного отношения “Человек и Мир”». В этом системном отношении Человек занимает особое место, выполняя интегрально-конструктивную функцию созидающего начала. Дело в том, что как субъект деятельности, точнее, деятельностное бытие конструирует (созидает) в процессе деятельности искусственный мир - мир артефактов, в котором опредмечиваются, объективизируются сущностные силы человека, его потребности и способности. В силу этого артефакты, создаваемые человеком предметы, приобретают статус “человеческих предметов”, удовлетворяющих человеческие потребности и реализующих человеческие способности, т.е. становятся ценностями. «Ценность - это бытие, наделенное человеческим смыслом, т.е. теми ценностными ориентациями, которые определяют, ради чего и во имя чего живет, бытийствует человек» (Кайдалов, 2003, с. 28).

Мировоззрение есть система представлений человека о мире и своем месте в нем с позиций общечеловеческих ценностей, оно является значимым фактором формирования самосознания и развития личности. Элементы сознания - чувства, воля, интеллект, взаимодействуя, образуют условную подструктуру индивидуального сознания, а динамично устойчивое, социально-психологическое состояние индивида есть его духовность. Формирование мировоззрения одновременно является и формированием духовности молодого поколения. Духовность

каждого нового поколения - продукт эпохи конкретных условий бытия и в то же время результат приобщения к культуре, знаниям, истории своего народа, его духовным ценностям и идеалам.

Важно отметить, что мировоззрение

- не только факт индивидуального самосознания, но и вектор самосознания эпохи: выражая состояние исторически определенного времени, оно характеризует целые периоды жизни человечества и в этом смысле является составляющей культуры в целом. В качестве такового оно образует тот культурный принцип, без опоры на который, как показывает опыт, образование теряет свой воспитательный потенциал и сталкивается с ситуацией, когда единая система обучения «рассыпается» на множество «дисциплин», «предметов» и утрачивает способность к осмыслению экзистенцио-нальных вопросов человеческого бытия. Полноценное развитие человека в отрыве от мировоззренческих ориентаций невозможно. «Оно характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущено через личность, через ее внутренний мир...» (Гуревич, 1995, с. 113). Главная задача образования заключается в определении ценностных мировоззренческих принципов, которые будут являться условием развития личности данной эпохи и данного времени, связанной культурными узами с судьбой своей страны, ее традициями, ее прошлым, настоящим и будущим. «Образование и есть не что иное, как образование мировоззрения, идущее параллельно с развитием личности» (Гессен, 2001, с. 207). Поэтому мировоззрение и высо-

кая степень образованности являются не только задачей, но и ценностью образования. Важнейшая задача современной системы образования - формирование целостного человека, обладающего системой знаний и информационной стратегией их получения, субъекта интерпретирующего. Репрезентация и интерпретация

помогут обеспечить не только считывание, но и осмысление, и понимание реалий, субъективизацию всеобщего опыта и знания в контексте человеческой культуры. При обучении любой дисциплине учитель сталкивается с двумя принципиальными задачами. Первая - обучение учащихся самой технике интерпретации, направленной на обоснование собственного суждения по поводу изучаемого явления или события. Вторая - развитие в них способности выработать собственную позицию. Принципиально важным является формирование у школьников понимания, что каждый контекст и вытекающая из него интерпретация есть следствие определенной системы ценностей и норм, т.к. личная позиция невозможна вне определенной культуры. Кроме этого, ученик должен помнить о том, что человек всегда находится в становлении, он отвечает за то, что делает, при этом он свободен и ответственен, и что он не объект управления, а сознательный субъект, выбирающий, в частности, свое отношение к человеку и миру. Необходимо осознать не столько важность репрезентативности знаний, сколько то, какую роль они играют в конкретном индивидуальном существовании и что значат для человека. Знание должно рождаться из переживаний.

Ученику дается возможность свободного исследования в насыщенной образовательной среде. Мировоззрение выступает связующим фактором «единения» всех дисциплин в необходимое целое и единого образовательного пространства. Цель любого учителя - стремиться формировать не только предметные, но и надпредметные компетентности. Образование без обращения к личности учащегося, его мотивационным и нравственнодуховным устремлениям, фиксируемым мировоззренческими установками, приобретает несколько формальный характер. Личностная культура ученика - центр культурообразовательной среды школы.

Образование - это понимание учеником того, что ему интересно знать, как что-либо делать, и зачем ему это надо. Полученные знания должны быть подобны «естественному кожному покрову», по образному выражению Макса Шелера, а не «готовым костюмом», сшитым не по его меркам. Одним из важнейших условий для самореализации школьников является не что иное, как диалог, который способен превратить учителя и школьников в сообщество исследователей, где будут действовать демократические принципы равенства возможностей и право каждого на самовыражение и высказывание своей точки зрения, какой бы абсурдной она ни была. Поскольку в диалоге есть элемент спонтанности и игры, это и будет привлекательным моментом для детей. Наша цель - научиться предметному диалогу, который является средством формирования культуры знания и творческого мышления, т.е. мировоззрения. Ученику дается возможность каждый раз, вступая в диалог, самостоятельно выбирать подходящий способ осмысления ситуации, при этом сочетать рациональные и интуитивные подходы к нему. Культура ведения диалога предполагает соблюдение и выполнение ряда правил, которые ни в коем случае не мешают развитию творческого мышления и самоопределения. Реф-лексивно-сотворческий педагогический процесс, основанный на отношениях по принципу: Личность-Личность, способен в полной мере стать основанием формирования такого мировоззрения ученика, которое позволяет жить в гармонии как с обществом, так и с природой.

Формировать знания можно несколькими способами. Традиционный метод опирается на запоминание и трансляцию словесно оформленной совокупности знаний. Этот метод культивирует рациональное мышление, но приводит к отрыву от общечеловеческой культуры. Другой метод предлагает усваивать знания через выведения и обобщения, посредством учеб-

ных действий и разумного осмысления, при этом выстраивать их взаимосвязь и целостность, т.е. способствовать соединению целостного знания о процессе с живым конкретным человеческим сознанием и мировоззренческим поиском. Данный процесс осуществляется через систему компонентов: а) знания как конструктивный компонент; б) коммуникативный и организаторский компонент, которым является познавательный учебный диалог, выступающий как средство рефлексии. Организаторский компонент является механизмом интерпретации, выступающий как условие рефлексии и определение авторской позиции школьника. М.М. Бахтин противопоставлял два метода познания мира: объяснение «мысль о мире» об объективных процессах природы, независимых от познающего субъекта, и понимание «мысль в мире», в культуре, в которую погружен человек. «При объяснении - только одно сознание, один субъект, при понимании - два сознания. К объекту не может быть диалогического отношения. Понимание должно носить диалогический характер. Мы ставим чужой культуре новые вопросы, какие она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины». Диалоговое понимание ценностно-культурных отношений и процессов имеет широкие перспективы. Такой подход позволяет не только глубже понять структуру ценностей, но и полнее высветить их роль в социодинамике: «культура будет выглядеть не просто как способ человеческой деятельности, а как диалог, смысл как «со-мыслие», знание как «со-знание», действие как разрешение «противоречия», а исторический факт как «со-бытие». Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, с ними можно только диалогически общаться». Только в этом случае можно развить интерес и

уважение к другому мировоззрению, не соглашаться с другими убеждениями, но при этом быть толерантным. Мозаичность и нелинейность современной культуры предполагает гибкость и конвергентность мышления; умение понять новое, вписать его в свою деятельность, отказавшись от уже сложившихся и существующих стереотипов, и научиться переносить ценности из «внешнего мира» (поля культуры) во внутренний, личностный мир, с целью образовании внутренней мотивации деятельности, т.е. самостоятельно производить эти ценности, которые будут носить нравственный, созидательный характер, и являться основой прогрессивного развития XXI века.

Библиографический список

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/М.М. Бахтин. - М., 1979.

Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук/М.М. Бахтин.

- СПб., 2000.

Гуревич С.П. Философия культуры / С.П. Гуревич. - М., 1995.

Гессен С.И. Мировоззрение и образование// Гессен С.И. Педагогические со-чинения/С.И. Гессен. - Саранск, 2001.

- 207 с.

Жидков В.С. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть/В.С. Жидков, К.Б. Соколов. -СПб., 2001.

Кайдалов В.А. Философия образования в педагогической деятельности/ В.А. Кайдалов//ВУЗ XXI век: науч.-информ. вестник/Западно-Уральский институт экономики и права. - Пермь, 2001.

Кайдалов В.А. О философско-антропологическом обосновании педагогической теории. Человеческое в человеке: фундаментальные категории современного образования/В.А. Кайдалов// Философия модернизации российского образования: сб. ст. межрегион. конф., 16-17 апр. 2003 г. - М., 2003.

Рубинштейн Л.М. Человек и мир/ Л.М. Рубинштейн. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.