УДК 37.01
Н.В. Жужгова Мировоззрение как условие формирования надпредметной компетентности
Автором статьи ставится вопрос о необходимости решения системой образования проблемы, связанной с новой ситуацией не только в России, но и в мире. Цель современного образования -нахождение форм, способных выступать условием формирования у ученика интегративного, комплексного представления о мире, т.е. определять ценностные мировоззренческие принципы, которые будут являться условием развития личности. Учитель должен стремиться формировать не только предметные, но и надпредметные компетентности, обращаясь к личности учащегося, его мотивационным и нравственно-духовным устремлениям, фиксируемым мировоззренческими установками. Полноценное развитие человека в отрыве от мировоззренческих ориентаций невозможно.
Ключевые слова: мировоззрение,
образование, предметные и надпредмет-ные компетентности, личность, диалог.
Ввиду многих причин, прежде всего социально-экономических, научно-тех-
нических и политических, современная эпоха воспринимается и оценивается философами как особая историческая и социально-культурная реальность, в отношении которой человек должен выработать новую, уникальную, совершенно особую жизненную позицию. Глобальные изменения в мировой системе и те процессы, которые происходят в российском обществе, настойчиво диктуют необходимость изменений в системе ценностей, но, во-первых, в одночасье ребенок не
вырастет интеллигентом, патриотом, демократом, гуманистом и т.д. Процесс развития происходит гораздо сложнее. Во-вторых, подрастающее поколение должно освоить те категории ценностей, которые не были заложены в систему российского традиционализма, основанного на приоритете коллективного над индивидуальным и являвшегося на протяжении последних столетий принципом мировоззрения и выражения ментальной сущности российского общества.
Любая деформация ценностной, мировоззренческой системы, связанная с пересмотром идеалов, потребностей, привычек, проецирующих отношение человека к самому себе и к окружающему миру, на какое-то время подавляет конструктивное начало. Это затрагивает не всю структуру ценностных ориентаций, а лишь те позиции, которые связаны с межличностными отношениями, профессиональными обязанностями. В сфере духовно-онтологического существования личности в этом случае наблюдается, напротив, гиперпродуктивность, выражающаяся в актуализации широкого спектра ценностей - национальных общечеловеческих, религиозных, гражданских и т.д. В итоге в ценностном пространстве нарушаются иерархические связи и зависимости, вследствие чего возникает ценностный конфликт.
Наш мир - это среда не тел и вещей, не субстратов, а отношений, связей и коммуникаций. Здесь изменяется сама субстанция бытия и вся его целостность, что, в свою очередь, не может не влиять на состояние входящих в него частей и элементов. При формировании ценностных ориентаций и убеждений, воспитании идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами ценности и понятия должны носить императивный характер для личности и составлять основу самоидентификации и рефлексии. В данном случае они явля-
© Жужгова Н.В., 2010 24
ются феноменами, сущность которых состоит в значимости, а не в фактичности. Однако сегодня социальная среда отнюдь не способствует выработке таких ценностных ориентаций. Для формирования подобных качеств личности социальная общность должна иметь иной образ жизни и мышления. Можно с уверенностью предположить, что характер деятельности субъекта как целостного человека существенно зависит от его внутреннего и социокультурного опыта, знания, характера деятельности, но в значительной мере определяется образованием. Образование как подсистема, сама не производящая, «но осуществляющая отбор и транслирование фактов культуры в социум, озадачена транслировать научную систему ценностей, готовя людей к исполнению различных потребных обществу социальных ролей» (Жидков, Соколов, 2001, с. 50). Такая система образования сегодня испытывает кризис, причина которого - кризис смысла. Перед современной системой образования стоит главная задача определения сущностного смысла, решение которой поможет сформировать парадигму образовательной системы в новых условиях. Образование должно выйти за пределы роли транслирующего канала. По мнению В.А. Кайдалова, «в современной педагогике, ориентирующейся на гуманистическую парадигму, в понятие «образование» вводится очень важный компонент - развитие. Образование понимается как единство обучения, воспитания и развития. При таком подходе явно раскрывается философский смысл понятия образования. Образование (корень термина - «образ», а образ, по Платону, - это внешнее раскрытие сущности) - это восхождение (развитие) ученика в целостный образ человека, в образ человеческого мира, в человеческий микрокосм» (Кайдалов, 2001, с. 9). Образование в глубинном смысле есть раскрытие человеческой сущности. «Главная интегральная компонента образования -
развитие человеческой личности, актуализация ее телесных и духовных способностей» (Кайдалов, 2003, с. 26).
Ставится вопрос и об ином типе мышления. Под мышлением понимается способность к познанию через понятия как высшую форму постижения человеком действительных процессов путем обобщения сущности связей и отношений предметов и явлений. «Отношение человека к миру, к бытию и отношение человека к человеку рассматривается в их взаимозависимости и взаимообусловленности» (Рубинштейн, 1997, с. 19).
Образование в современном обществе является одним из значимых средств воспроизводства социального сообщества и приобщения его членов к познавательно-культурным ценностям, накопленных человечеством. Образование обладает в определенной мере возможностями социализации и гуманизации общества. Это дает возможность перехода к гуманистически ориентированному преподаванию, целью которого является не только трансляция знаний, но и, в первую очередь, развитие способностей к самостоятельному мышлению. Основой и результатом образования является мировоззрение как обязательный структурный компонент представлений личности о мире и о своем месте в нем. Мировоззрение представляет собой целостную, осмысленную и опосредованную общественными и индивидуальными потребностями систему обобщенных представлений о мире в целом, о происходящих в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. Мировоззрение выступает важнейшим условием решения главной задачи образования - социализации и развития личности, ибо оно есть продукт само-рефлексии человека. Мировоззрение есть одна из высших целей и одновременно ценностей образования. Мировоззрение
- это самосознание, вырабатываемое в постоянном взаимодействии с миром че-
рез усвоение социального и интеллектуального опыта человечества. Образование преследует цели культурного развития ученика, также оно связано с воспитанием, усвоением необходимых норм, ценностей и знаний. Мировоззрение же своей интенцией имеет «привязку» духовного индивидуального опыта к мировому социокультурному целому, включение в него человека через усвоение ценностей, ориентаций, стереотипов социального поведения, необходимых для жизни в исторически конкретном социальном времени и пространстве. Сопряженность мировоззрения с личностью и исторической эпохой есть то главное, что делает его тождественным образованию. Мировоззрение должно быть реальной нитью, которой отдельная личность связана в своем личном бытии с бытием окружающего ее мира, как природного, так и социального.
Реформируя систему образования в постсоветский период, мы вывели «за скобки» идеологизированность взгляда на воспитательный процесс, а вместе с тем и исключили понятие мировоззрения. Цель была одна - сделать образование «чистым» и ориентированным только на обучение, т.е. освободить от мировоззренческой ангажированности. Сегодня мы живем в деидеологизированном, но при этом в крайней степени политизированном обществе, где отсутствуют мировоззренческие ориентиры. Школа утратила единое образовательное пространство, ибо цементирующим основанием является не частное знание, пусть и объединенное общей программой обучения, а именно мировоззрение в названном выше смысле.
Ситуация породила ряд новых трудностей и поставила образовательную систему перед необходимостью решения проблем, до сих пор мало ей знакомых. Тоталитарно-технологическому обществу чужда рефлексия. Оно игнорирует мыслящее мировоззрение и подавляет в себе
последние живые ростки. Для успешного преодоления бифуркационного кризиса нужно реформировать систему образования, приведя ее в соответствие с признаками информационной культуры. Цель современного образования - отказ от предметного принципа преподавания и нахождение форм, способных дать ученику интегративное, комплексное представление о мире. Современная ситуация вынуждает вносить коррективы «в понимание целостного отношения “Человек и Мир”». В этом системном отношении Человек занимает особое место, выполняя интегрально-конструктивную функцию созидающего начала. Дело в том, что как субъект деятельности, точнее, деятельностное бытие конструирует (созидает) в процессе деятельности искусственный мир - мир артефактов, в котором опредмечиваются, объективизируются сущностные силы человека, его потребности и способности. В силу этого артефакты, создаваемые человеком предметы, приобретают статус “человеческих предметов”, удовлетворяющих человеческие потребности и реализующих человеческие способности, т.е. становятся ценностями. «Ценность - это бытие, наделенное человеческим смыслом, т.е. теми ценностными ориентациями, которые определяют, ради чего и во имя чего живет, бытийствует человек» (Кайдалов, 2003, с. 28).
Мировоззрение есть система представлений человека о мире и своем месте в нем с позиций общечеловеческих ценностей, оно является значимым фактором формирования самосознания и развития личности. Элементы сознания - чувства, воля, интеллект, взаимодействуя, образуют условную подструктуру индивидуального сознания, а динамично устойчивое, социально-психологическое состояние индивида есть его духовность. Формирование мировоззрения одновременно является и формированием духовности молодого поколения. Духовность
каждого нового поколения - продукт эпохи конкретных условий бытия и в то же время результат приобщения к культуре, знаниям, истории своего народа, его духовным ценностям и идеалам.
Важно отметить, что мировоззрение
- не только факт индивидуального самосознания, но и вектор самосознания эпохи: выражая состояние исторически определенного времени, оно характеризует целые периоды жизни человечества и в этом смысле является составляющей культуры в целом. В качестве такового оно образует тот культурный принцип, без опоры на который, как показывает опыт, образование теряет свой воспитательный потенциал и сталкивается с ситуацией, когда единая система обучения «рассыпается» на множество «дисциплин», «предметов» и утрачивает способность к осмыслению экзистенцио-нальных вопросов человеческого бытия. Полноценное развитие человека в отрыве от мировоззренческих ориентаций невозможно. «Оно характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущено через личность, через ее внутренний мир...» (Гуревич, 1995, с. 113). Главная задача образования заключается в определении ценностных мировоззренческих принципов, которые будут являться условием развития личности данной эпохи и данного времени, связанной культурными узами с судьбой своей страны, ее традициями, ее прошлым, настоящим и будущим. «Образование и есть не что иное, как образование мировоззрения, идущее параллельно с развитием личности» (Гессен, 2001, с. 207). Поэтому мировоззрение и высо-
кая степень образованности являются не только задачей, но и ценностью образования. Важнейшая задача современной системы образования - формирование целостного человека, обладающего системой знаний и информационной стратегией их получения, субъекта интерпретирующего. Репрезентация и интерпретация
помогут обеспечить не только считывание, но и осмысление, и понимание реалий, субъективизацию всеобщего опыта и знания в контексте человеческой культуры. При обучении любой дисциплине учитель сталкивается с двумя принципиальными задачами. Первая - обучение учащихся самой технике интерпретации, направленной на обоснование собственного суждения по поводу изучаемого явления или события. Вторая - развитие в них способности выработать собственную позицию. Принципиально важным является формирование у школьников понимания, что каждый контекст и вытекающая из него интерпретация есть следствие определенной системы ценностей и норм, т.к. личная позиция невозможна вне определенной культуры. Кроме этого, ученик должен помнить о том, что человек всегда находится в становлении, он отвечает за то, что делает, при этом он свободен и ответственен, и что он не объект управления, а сознательный субъект, выбирающий, в частности, свое отношение к человеку и миру. Необходимо осознать не столько важность репрезентативности знаний, сколько то, какую роль они играют в конкретном индивидуальном существовании и что значат для человека. Знание должно рождаться из переживаний.
Ученику дается возможность свободного исследования в насыщенной образовательной среде. Мировоззрение выступает связующим фактором «единения» всех дисциплин в необходимое целое и единого образовательного пространства. Цель любого учителя - стремиться формировать не только предметные, но и надпредметные компетентности. Образование без обращения к личности учащегося, его мотивационным и нравственнодуховным устремлениям, фиксируемым мировоззренческими установками, приобретает несколько формальный характер. Личностная культура ученика - центр культурообразовательной среды школы.
Образование - это понимание учеником того, что ему интересно знать, как что-либо делать, и зачем ему это надо. Полученные знания должны быть подобны «естественному кожному покрову», по образному выражению Макса Шелера, а не «готовым костюмом», сшитым не по его меркам. Одним из важнейших условий для самореализации школьников является не что иное, как диалог, который способен превратить учителя и школьников в сообщество исследователей, где будут действовать демократические принципы равенства возможностей и право каждого на самовыражение и высказывание своей точки зрения, какой бы абсурдной она ни была. Поскольку в диалоге есть элемент спонтанности и игры, это и будет привлекательным моментом для детей. Наша цель - научиться предметному диалогу, который является средством формирования культуры знания и творческого мышления, т.е. мировоззрения. Ученику дается возможность каждый раз, вступая в диалог, самостоятельно выбирать подходящий способ осмысления ситуации, при этом сочетать рациональные и интуитивные подходы к нему. Культура ведения диалога предполагает соблюдение и выполнение ряда правил, которые ни в коем случае не мешают развитию творческого мышления и самоопределения. Реф-лексивно-сотворческий педагогический процесс, основанный на отношениях по принципу: Личность-Личность, способен в полной мере стать основанием формирования такого мировоззрения ученика, которое позволяет жить в гармонии как с обществом, так и с природой.
Формировать знания можно несколькими способами. Традиционный метод опирается на запоминание и трансляцию словесно оформленной совокупности знаний. Этот метод культивирует рациональное мышление, но приводит к отрыву от общечеловеческой культуры. Другой метод предлагает усваивать знания через выведения и обобщения, посредством учеб-
ных действий и разумного осмысления, при этом выстраивать их взаимосвязь и целостность, т.е. способствовать соединению целостного знания о процессе с живым конкретным человеческим сознанием и мировоззренческим поиском. Данный процесс осуществляется через систему компонентов: а) знания как конструктивный компонент; б) коммуникативный и организаторский компонент, которым является познавательный учебный диалог, выступающий как средство рефлексии. Организаторский компонент является механизмом интерпретации, выступающий как условие рефлексии и определение авторской позиции школьника. М.М. Бахтин противопоставлял два метода познания мира: объяснение «мысль о мире» об объективных процессах природы, независимых от познающего субъекта, и понимание «мысль в мире», в культуре, в которую погружен человек. «При объяснении - только одно сознание, один субъект, при понимании - два сознания. К объекту не может быть диалогического отношения. Понимание должно носить диалогический характер. Мы ставим чужой культуре новые вопросы, какие она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины». Диалоговое понимание ценностно-культурных отношений и процессов имеет широкие перспективы. Такой подход позволяет не только глубже понять структуру ценностей, но и полнее высветить их роль в социодинамике: «культура будет выглядеть не просто как способ человеческой деятельности, а как диалог, смысл как «со-мыслие», знание как «со-знание», действие как разрешение «противоречия», а исторический факт как «со-бытие». Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, с ними можно только диалогически общаться». Только в этом случае можно развить интерес и
уважение к другому мировоззрению, не соглашаться с другими убеждениями, но при этом быть толерантным. Мозаичность и нелинейность современной культуры предполагает гибкость и конвергентность мышления; умение понять новое, вписать его в свою деятельность, отказавшись от уже сложившихся и существующих стереотипов, и научиться переносить ценности из «внешнего мира» (поля культуры) во внутренний, личностный мир, с целью образовании внутренней мотивации деятельности, т.е. самостоятельно производить эти ценности, которые будут носить нравственный, созидательный характер, и являться основой прогрессивного развития XXI века.
Библиографический список
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/М.М. Бахтин. - М., 1979.
Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук/М.М. Бахтин.
- СПб., 2000.
Гуревич С.П. Философия культуры / С.П. Гуревич. - М., 1995.
Гессен С.И. Мировоззрение и образование// Гессен С.И. Педагогические со-чинения/С.И. Гессен. - Саранск, 2001.
- 207 с.
Жидков В.С. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть/В.С. Жидков, К.Б. Соколов. -СПб., 2001.
Кайдалов В.А. Философия образования в педагогической деятельности/ В.А. Кайдалов//ВУЗ XXI век: науч.-информ. вестник/Западно-Уральский институт экономики и права. - Пермь, 2001.
Кайдалов В.А. О философско-антропологическом обосновании педагогической теории. Человеческое в человеке: фундаментальные категории современного образования/В.А. Кайдалов// Философия модернизации российского образования: сб. ст. межрегион. конф., 16-17 апр. 2003 г. - М., 2003.
Рубинштейн Л.М. Человек и мир/ Л.М. Рубинштейн. - М., 1997.