дискуссия
журнал научных публикаций
Т.В. Берченко, канд. пед. наук, научный сотрудник отдела НИР, Московский гуманитарно-экономический университет,
Северо-Западный институт (филиал), г. Мурманск, Россия, tvber@inbox.ru
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В ЛОГИКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОХОДА
В статье поднимается проблема формирования компетентной личности студента вуза во взаимосвязи с формированием целостного мировоззрения, которое, в свою очередь, формируется в процессе овладения компетенциями будущего специалиста. Задачами высшего образования на уровне формирования знаний должны быть раскрытие законов и фактов конкретной науки и включение ее фактов и законов в целостную систему мировоззрения. Но процесс формирования мировоззрения студента не должен быть ориентирован на формирование только информационных структур компетентности, необходимо формировать мировоззренческие знания, идеалы, нормы. В сегодняшних условиях быстрого роста объема информации, когда резко уменьшаются возможности ее восприятия и осмысления, мысленная модель действительности в сознании студентов распадается на части, которые не соотносятся друг с другом. На основе изучение уровня сформированности познавательного, ценностно-смыслового и поведенческого компонентов мировоззрения студентов вуза были выявлены проблемы, которые могут возникнуть у них при овладении различными компетенциями. Эти проблемы соотнесены с формулировкой некоторых компетенций, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент. Компетентность предполагает деятельностный контекст, способность к развитию. Характер деятельности субъекта как целостного человека зависит не только от знания, но и от внутреннего и социокультурного опыта, который в значительной мере определяется образованием.
Ключевые слова: компетентность, деятельностный аспект компетентности, мировоззренческие категории, картина мира, целостная личность, мозаичность мировоззрения.
Компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Именно в деятельности проявляется компетентность. Любое действие специалиста должно иметь мировоззренческий фундамент - профессиональную позицию,
этические мировоззренческие категории, мотивацию, связанную с базовыми личностными смыслами.
Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкуренто- и жизнеспособным, невозможна без формирования целостного мировоззрения личности. Миро-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
воззрение выступает важнейшим условием Актуальным для нас является ставшее
решения главной задачи образования: разви- классикой отечественной педагогики опре-тие компетентной личности. деление, данное И.А. Зимней: компетент-
Отличительной чертой фазы развития ность - «основывающаяся на знаниях интеллектуально- и личност-но-обусловленная социально-профессиональная
человека в период юности является постоянная детерминация мировоззренческих установок, активное формирование мировоззрения индивида. Однако мировоззрение сегодняшнего молодого человека является мозаичным (разорванным, клиповым), полученные знания не выстраиваются в единую систему. Излишний сциентизм =
не способствует формированию целостного мировосприятия, так как вне ценностного рассмотрения картина мира распадается, превращаясь в не-временное, не-пространственое, не-ценностное единство отдельных моментов1. По образному выражению М. Хайдег-гера, современная система образования конструирует в сознании ребенка «мерцающее» видение мира2. Глобальные проблемы последних лет потребовали от человечества не только приобретения знаний конкретных наук, но и целостного видения мира, формирования системного способа мышления, адекватно отражающего место человека в природе.
Мировоззрение - это система, включающая в себя мировоззренческие знания, идеалы, нормы и принципы жизни, убеждения, верования, ценностные ориентации.
В настоящее время -
процесс формирования мировоззрения студента вуза строится, как правило, на знаниецентрист-ских основаниях и преимущественно ориентирован на формирование информационных структур компетентности, что препятствует интеграции теоретических знаний и способов их практической реализации - знания не становятся средством преобразования ситуаций действия.
Отличительной чертой фазы развития человека в период юности является постоянная детерминация мировоззренческих установок, активное формирование мировоззрения индивида. Однако мировоззрение сегодняш него молодого человека является мозаичным, полученные знания не выстраиваются в единую систему.
жизнедеятельность чело-
Глобальные проблемы последних лет потребовали от человечества не только приобретения знаний конкретных наук, но и целостного видения мира, формирования системного способа мышления, адекватно отражающего место человека в природе.
века» .
В качестве интегрального результата образования сегодня выступают компетенции. Компетентность специалиста «представляет собой присвоенную, отрефлекси-рованную им в ходе профессиональной деятельности систему социально-значимых и лич-ностно-значимых компетенций»4. Анализ научной литературы показывает, что первоначальным базовым набором для определения компетенций были знания, умения и навыки, затем к ним добавились ценностные ориентации и поведенческие модели, потом - дея-тельностный контекст и, наконец, - способность к развитию. Характер деятельности субъекта как целостного человека существенно зависит от его внутреннего и социокультурного опыта, знаний, но в значительной мере определяется образованием.
В 2006 году Е.В. Бондарчук в рамках диссертационного исследования провела анализ сформированности мировоззрения студентов технического вуза и выявила ряд проблем5. Изучение уровня сформирован-ности познавательного, ценностно-смыслового и поведенческого компонентов мировоззрения студентов СевероЗападного института Московского гуманитарно-экономического университета (Мурманск) в 2016 году позволило обозначить практически те же проблемы. Соотнесем эти проблемы с формулировками некоторых компетенций, которые определены в Федеральном государственном образовательном стандар-
те высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (таблица).
Таким образом, мы пришли к выводу, что без мировоззренческой основы, устойчивых ценностных мировоззренческих принципов невозможно формирование компетентности конкурентоспособного специалиста, гибко реагирующего на запросы рынка и общества в целом.
Позволим себе не согласиться с использованием И. Хазановым понятия «ми-
ровоззренческая компетентность» - «система компонентов объективного и субъективного мировоззрения, общечеловеческих и педагогических ценностей, этических мировоззренческих категорий, мотивации, личностно осмысленного опыта практической деятельности, обеспечивающих готовность и способность будущего специалиста к профессиональной педагогической дея-тельности»6. Целостное мировоззрение не может быть сведено к какой-то одной компетентности, оно должно быть осно-
Компетенции, которыми должен обладать выпускник по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент Проблемы сформированности мировоззрения личности студентов
Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1) Студенты слабо информированы относительно сложности, противоречивости современного мира
Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде (ПК-2) Отсутствует представление о той роли, которую должны играть демократические способы решения конфликтов, толерантность, эмпатия, гуманность, уважение прав личности как единственные средства достижения когерентности в преодолении острых кризисов данного этапа развития цивилизации
Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2) Студенты имеют ограниченные представления о перспективах развития человечества, ущербности развития лишь материально-технической стороны общественной жизни
Способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2) Непонимание роли и ответственности каждого человека за судьбы цивилизации, необходимости изменения иерархии потребностей отдельной личности и человечества в целом
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) Отсутствие понимания культуры как существенной характеристики жизни общества, непонимание роли науки в развитии цивилизации
Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-7) Неумение мыслить абстрактно, доказательно, логично, контекстуально
Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) Несформированность ценностей, убеждений, принципов деятельности, необходимых субъекту в условиях современного общества
Соотнесение требований ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент с проблемами сформированности мировоззрения студентов
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Ц
вой формирования компетентности будущих специалистов. С другой стороны, автор поддерживает мнение Н.В. Жужговой, которая утверждает, что «метапредметная компетентность является условием формирования целостного мировоззрения лич-ности»7.
При разработке учебных планов педагогика высшей школы использует научно-философские основы, которыми обусловливается отбор основных предметов, способных в совокупности с достаточной полнотой раскрыть перед студентами мировоззренческую картину мира и обеспечить научной базой их практическую деятельность. Этим обеспечивается внутренняя логика взаимосвязи и взаимозависимости подлежащих изучению наук. Все учебные дисциплины на уровне формирования знаний должны решать две педагогические задачи: первая - раскрытие законов и изучение фактов конкретной науки, вторая -включение ее фактов и законов в целостную систему мировоззрения.
Мировоззренческое сознание личности не может и не должно ограничиваться лишь научно-теоретическим способом освоения мира, возможны и альтернативные варианты. Данный вывод основывался прежде всего на понимании мира как целостной, неделимой Сущности (А. Ф. Лосев, Н.О. Лос-ский, Вл. Соловьев, П.А. Флоренский). «Мир есть вся действительность в целом, в ее прошедшем, в ее настоящем и в ее будущем. Частей мира бесконечное множество. Но мир один, и вся бесконечность его частей есть нечто одно, а именно сам мир и ничто другое. Но как же это возможно? Это возможно только потому, что мир есть целое, целостность»8. В сегодняшних условиях быстрого роста объема информации, когда резко уменьшаются возможности ее восприятия и осмысления, мысленная модель действительности, которая «всегда сшивалась <...> из отдельных лоскутов, аналитически продолжающих друг друга, но между собою вовсе не тождествен-ных»9, распадается на эти самые «лоскутки».
Целостность мира призван постичь целостный человек, и сделать это он может
целостным способом мышления, в котором «научный (дискретный, дифференцирующий, аналитический) ко всему подход сопряжен с художественно-образным, синкретичным, или синтезирующим»10.
Таким образом, основой формирования компетентности целостной личности студента является целостное мировоззрение, которое, в свою очередь, формируется в процессе овладения компетенциями будущего специалиста, 'jjj
Литература
1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник АН СССР. М.: Наука, 1986. С. 80-160.
2. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие: ст. и выступления / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. С. 41-62.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 13-17.
4. Компетентностный подход в образовательном процессе: моногр. / А.Э. Федоров [и др.]. Омск: Омскбланкиздат, 2012. С. 38.
5. Бондарчук Е.В. Формирование мировоззрения личности специалиста в техническом вузе: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2006. 22 с.
6. Хазанов И. Формирование мировоззренческой компетентности будущих учителей [Электронный ресурс]. URL: http://gisap.eu/ru/ (дата обращения: 10.01.2017).
7. Жужгова Н.В. Мировоззрение как условие формирования метапредметной компетентности // Школьная педагогика. 2016. № 1. С. 24-27.
8. Лосев А.Ф. О мировоззрении // Дерзание духа / А.Ф. Лосев. М., 1988. С. 299, 312.
9. Флоренский П.А. Анализ пространственно -сти и времени в художественно-изобразительных произведениях // Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / свящ. П.А. Флоренский. М.: Мысль, 2000. С. 79.
10. Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. С. 16.
INTEGRAL WORLD OUTLOOK FORMATION PROBLEM FOR UNIVERSITY STUDENTS IN THE LOGIC OF COMPETENCE APPROACH
T.V. Berchenko, Candidate of Pedagogy, Researcher of the department of research work, Moscow Humanitarian-Economic University, North-West Institute (branch), Murmansk, Russia, tvber@inbox.ru
The article considers the problem of competent student's personality formation in interconnection with integral world outlook formation which is formed in the process of future specialist's competences mastering. On the level of knowledge formation the objectives of higher education should be exploring laws and facts of exact science and including these facts and laws in the integral system of world outlook. But the process of a student's world outlook formation should be oriented at formation of information structures of competence only, it is necessary to form world outlook knowledge, ideals and norms. In the today's conditions of fast-growing volumes of information, when possibilities to take this information are decreasing, a mental model of reality falls to pieces in students' mind, and these parts are not connected to each other. On the base of researching of cognitive, value-sense and behavior components ' formation level the paper exposes problems which can occur during mastering of some competences. These problems are compared with formulation of some competence defined in Federal State Educational Standard of higher education for the training program 38.03.02 as Management. Competency assumes activity context and ability to develop. Subject's activity's character as an integral human depends not only on knowledge, but also on internal and socio-cultural experience, which is defined by education to a considerable extent.
Key words: competence, activity aspect of competence, world outlook categories, worldview, integral personality, mosaic structure of world outlook.
References
1. Bahtin M.M. K filosofii postupka [To the philosophy of the act]. Filosofija i sociologija nauki i tehniki: ezhegodnik AN SSSR Philosophy and sociology of science and technology: Yearbook of the USSR. Moscow, Nauka Publ., 1986, pp. 80-160.
2. Hajdegger M. Vremja kartiny mira [Time of the world picture]. Vremja i bytie: st. i vystuplenija - Time and being: article and speeches. Moscow, Respublika Publ., 1993, pp. 41-62.
3. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Key competence as effectively-targeted basis of competence approach in education]. Moscow, Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004, pp. 13-17.
4. A.Je. Fedorov, S.E. Metelev A.A. Solov'ev, E.V. Shljakova. Kompetentnostnyj podhod v obrazovatel'nom processe: monogr. [Competence approach in educational process: monograph]. Omsk: Omskblankizdat, 2012, pp. 38.
5. Bondarchuk E.V. Formirovanie mirovozzrenija lichnosti specialista v tehnicheskom vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Outlook of the person skilled in the technical University. Abstract
of candidate of pedagogy sci. diss.]. Kaliningrad, 2006, 22 p.
6. Hazanov I. Formirovanie mirovozzrencheskoj kompetentnosti budushhih uchitelej [The formation of the world Outlook competence of future teachers]. Availble at: http://gisap.eu/ru/ (accessed: 10.01.2017).
7. Zhuzhgova N. V Mirovozzrenie kak uslovie formirovanija metapredmetnoj kompetentnosti [Worldview as the condition for the formation of metasubject competence]. Shkol'naja pedagogika - School pedagogy, 2016, no. 1, pp. 24-27.
8. Losev A.F. O mirovozzrenii. Derzanie duha [The Daring spirit]. Moscow, 1988, pp. 299, 312.
9. Florenskij P.A. Analiz prostranstvennosti i vremeni v hudozhestvenno-izobrazitel'nyh proizvedenijah. Stat'i i issledovanija po istorii i filosofii iskusstva i arheologii [Articles and studies in the history and philosophy of art and archaeology]. Moscow, Mysl' Publ., 2000, p. 79.
10. Gachev G.D. Kniga udivlenij, ili Estestvoznanie glazami gumanitarija, ili Obrazy v nauke [The Book of surprises, or Science through the eyes of a humanist, in the science]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991, p. 16.