Научная статья на тему 'МИРОВОЙ РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ'

МИРОВОЙ РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТУРИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОТРАСЛИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / WORLD TOURISM ORGANIZATION / DEVELOPMENT SCENARIOS / INDUSTRY RECOVERY / INFORMATION TECHNOLOGY / ECOLOGICAL TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рустамова Айкюн Ильгар Кызы, Иванова Наталья Игоревна

В рамках данного исследования нами проводится анализ влияния вспышки коронавирусной инфекции на мировой рынок туристских услуг посредством использования открытых данных Всемирной туристской организации. Мы сталкиваемся с неопределенностью и размытостью прогнозов экспертов в области развития туризма на ближайшие несколько лет. Нами проводится анализ вызовов и возможностей, в ходе которого выявляется тенденция активного использования в области туризма информационных технологий. Для полноты исследования нами проводится анализ мер государства по восстановлению данной отрасли экономики и разрабатываются рекомендации по восстановлению устойчивости на рынке туристических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORLD MARKET OF TOURIST SERVICES IN THE CONDITIONS OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC: NEW CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

Within the framework of this study, we analyze the impact of the outbreak of coronavirus infection on the world market of tourism services through the use of open data of the World Tourism Organization. We are faced with the uncertainty and blurred forecasts of experts in the field of tourism development for the next few years. We carry out an analysis of challenges and opportunities, in the course of which we identify a tendency for the active use of information technologies in tourism. For completeness of the study, we analyze the government's measures to restore this sector of economy and develop recommendations for restoring stability in the tourist services market.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЙ РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»

Мировой рынок туристических услуг в условиях пандемии коронавируса: новые

вызовы и возможности

The world market of tourist services in the conditions of the coronavirus pandemic: new

challenges and opportunities

Рустамова Айкюн Ильгар кызы

Студент 3 курса Факультет Мировая экономика ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»

РФ, г. Самара e-mail: aygunka14@mail.ru

Rustamova Aygun Ilgar kyzy

Student 3 term Faculty of World economy Samara State University of Economics Russia, Samara e-mail: aygunka14@mail.ru

Иванова Наталья Игоревна

Кандидат экономических наук, доцент кафедра Мировой экономики ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,

РФ, г. Самара e-mail: cleotasha@rambler.ru

Ivanova Natalia Igorevna

Candidate of economic Sciences, associate Pro fessor Department of World Economy Samara State University of Economics Russia, Samara e-mail: cleotasha@rambler.ru

Аннотация.

В рамках данного исследования нами проводится анализ влияния вспышки коронавирусной инфекции на мировой рынок туристских услуг посредством использования открытых данных Всемирной туристской организации. Мы сталкиваемся с неопределенностью и размытостью прогнозов экспертов в области развития туризма на ближайшие несколько лет. Нами проводится анализ вызовов и возможностей, в ходе которого выявляется тенденция активного использования в области туризма информационных технологий. Для полноты исследования нами проводится анализ мер государства по восстановлению данной отрасли экономики и разрабатываются рекомендации по восстановлению устойчивости на рынке туристических услуг.

Annotation.

Within the framework of this study, we analyze the impact of the outbreak of coronavirus infection on the world market of tourism services through the use of open data of the World Tourism Organization. We are faced with the uncertainty and blurred forecasts of experts in the field of tourism development for the next few years. We carry out an analysis of challenges and opportunities, in the course of which we identify a tendency for the active use of information technologies in tourism. For completeness of the study, we analyze the government's measures to restore this sector of economy and develop recommendations for restoring stability in the tourist services market.

Ключевые слова: Всемирная туристская организация, сценарии развития, восстановление отрасли, информационные технологии, экологический туризм.

Key words: World Tourism Organization, development scenarios, industry recovery, information technology, ecological tourism.

В условиях пандемии коронавируса вся мировая общественность столкнулась с рядом вызовов как в области здравоохранения и социальной политики, так и в области обеспечения устойчивости экономической среды. Наиболее пострадавшей отраслью является мировой рынок туристических услуг, так как для

предотвращения распространения вируса правительства решили приостановить деятельность авиаперевозок, отелей и гостиниц, а также в целом ввели ограничения на выезд и въезд. Покидать страну могли только иностранные граждане для возвращения на родину, а также лица, которые отправляются в другую страну в связи с учебой, лечением или работой.

В первом квартале 2020 года число международных туристов сократилось в разы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным Всемирной туристской организации наблюдается снижение количества поездок по всему миру в марте 2020 года на 57%. Иными словами, международные поездки сократились на 67 млн единиц, что в денежном выражении составляет около 80 млрд долларов США. Прогнозные значения дальнейшего развития отрасли несколько раз пересматривались ввиду наличия фактора неопределенности. На данный момент по прогнозам экономистов, даже частичное открытие границ не спасет отрасль и на конец 2020 года будет наблюдаться сокращение числа международных поездок на 58-78% по сравнению с 2019 годом в зависимости от скорости полного открытия границ и снятия ограничений для туристов. Данные показатели не являются объективными прогнозными значениями, что также подчеркивает неопределенность перспектив развития событий [3].

На данный момент по прогнозам Всемирной туристской организации возможно развертывание трех сценариев развития событий:

- сокращение международных поездок в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 58%;

- сокращение международных поездок в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 70%;

- сокращение международных поездок в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 78% [3].

Эти три сценария отражают три очень постепенных шага нормализации, при которых ежемесячное снижение числа прибытий начинает уменьшаться в соответствующие месяцы, и не наблюдается значительного или длительного обострения пандемии, влияющего на условия путешествий после этого. Все три сценария учитывают снижение прибытий до декабря 2020 года, хотя и в разной степени.

В этих сценариях конкретно не учитываются экономические факторы, влияющие на модели ежемесячных изменений, хотя ожидается, что экономический спад в результате пандемии окажет серьезное влияние на международный туризм в краткосрочной и среднесрочной перспективе, что повлияет на склонность потребителей к расходам.

Данные и допущения этих сценариев будут корректироваться по мере развития ситуации и появления дополнительной информации.

Данные сценарии событий поставят под угрозу от 100 до 120 млн рабочих мест на рынке туристических услуг по всему миру. Заслуживает быть отмеченным, что это самый худший год для туризма, начиная с 1950-года. Меры, которые были приняты для предотвращения распространения коронавирусной инфекции положат конец десятилетнего устойчивого развития экономики, начиная с кризиса 2009 года.

По самым благоприятным оценкам экспертов спрос на туристические услуги восстановится в 2021 году и в первую очередь это будет не международный, а внутренний спрос [3].

Возможности предприятий туристической отрасли сложно обозначить ввиду неопределенности продолжительности пандемии, возможности появления второй волны коронавируса, а также неизвестности периода полного снятия ограничений. Однако, важно подчеркнуть, что правительства разных стран осуществляют меры по профилактике последствий пандемии коронавируса на туристическую отрасль.

Перечислим некоторые меры поддержки туристической отрасли в России для полноты исследования:

- возмещение платежей по кредитам;

- расширение господдержки туроператоров по внутреннему и въездному туризму;

- популяризация туризма.

Можно свидетельствовать о том, что Правительство РФ составило план развития данной отрасли с упором на внутренний и въездной туризм. В этой связи актуальной становится проблема повышения привлекательности регионов страны, особо характеризующихся отсталым развитием, таких как Дальний Восток, Северный Кавказ и приграничные регионы.

В рамках оценки мирового рынка туристических услуг важно подчеркнуть, что 100% всех направлений в мире ввели те или иные ограничения на поездки в ответ на вспышку коронавирусной инфекции:

- 97% направлений полностью или частично закрыли свои границы для туристов;

- 65 направлений (30%) полностью или частично приостановили международные рейсы;

- 39 направлений (18%) осуществляют закрытие границ более дифференцированным образом посредством запрета на въезд туристов из определенных стран, характеризующихся негативной эпидемиологической ситуацией.

Использование информационных технологий в сфере туризма ежегодно растет, что можно подтвредить рейтингом инновационных компаний 2019 года в таблице.

Таблица 1. Рейтинг инновационных компаний туристической области в 2019 г. по данным отчета The Boston

Consulting Group The Most Innovative Companies [2]

Позиция в рейтинге Компания Ниша

12 Southwest Airlines Авиалинии

17 Uber Транспортные услуги

21 Airbnb Онлайновая площадка-агрегатор по поиску жилья для туристов

32 Expedia Онлайн-тревел агентство

37 Hilton Международная сеть отелей

41 Marriot International Международная сеть отелей

Несмотря на все негативные последствия, которые возникли на фоне пандемии коронавируса, важно подчеркнуть модернизацию сферы туризма, а именно ее цифровизацию, которую ускорил данный кризис [1]. В развитых странах уже существует практика разработки и внедрения виртуальной и дополненной реальности, а также экономики впечатлений, что будет актуально и в сфере туризма в ближайшие несколько лет. В условиях трансформации данной отрасли будет наблюдаться замещение привычных средств удовлетворения туристов в потребности передвижения, общения более инновационными средствами.

Также важно привести статистику онлайн-продаж туристических услуг российским покупателям на основе доклада «Российский рынок путешествий».

Таким образом, мы наблюдаем существенный рост объема онлайн-продаж туристских услуг российским покупателям за последние 6 лет. Абсолютный прирост в 2019 году по сравнению с 2014 годом составил 470 млрд рублей, а относительный 671%.

800 700 600 500 400 300 200 100 0

I

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Рисунок 1. Динамика изменения онлайн-продаж туристских услуг российским покупателям, млрд рублей [4, 5]

Таким образом, на основе анализа данных двух сайтов, в которых статистика данного показателя совпадает, мы наблюдаем существенный рост объема онлайн-продаж туристских услуг российским покупателям за последние 6 лет. Абсолютный прирост в 2019 году по сравнению с 2014 годом составил 470 млрд рублей, а относительный 671%.

Мы рекомендуем в качестве направления решения проблемы застоя в туристической области осуществлять разработку и продвижение цифровых продуктов как для традиционных, так и для новых туристских направлений. Здесь важно подчеркнуть активное внедрение дистанционных программ обучения в сфере туризма. Ввиду особых природных условий России важно активное внедрение экологического туризма на территории страны, который предполагает реализацию следующих принципов (рисунок 2).

Заслуживает быть отмеченным, что на сегодняшний день планируется разработка полноценной программы развития экологического туризма с акцентом на регионы, характеризующиеся иногда неблагоприятными погодными условиями, но в тоже время впечатлениями о дружественной культуре народов восточной части России и захватывающими экспедициями. Важно подчеркнуть, что принципы экологического туризма являются дифференцированными в зависимости от страны, ее природных ресурсов и культуры. В качестве дополнительного принципа мы считаем целесообразным строить такие объекты инфраструктуры для туристов, которые будут характеризоваться низким уровнем воздействия на окружающую среду. Помимо этого, туристам важно признавать права и убеждения коренных народов в сообществе, в которое они прибыли в рамках путешествия. Важно развитие экскурсий и культурных мероприятий, которые будут повышать осведомленность туристов о необходимости уважения к окружающей среде и местной культуре. Поддержка местной экономики подразумевает то, что в результате развития экотуризма происходит улучшение качества жизни людей с экономической точки зрения и сохранение исторических достопримечательностей с социально -культурной точки зрения.

Рисунок 2. Принципы экологического туризма [1]

Таким образом, после снятия ограничений и полноценного открытия границ возрастет значительно спрос на туристические услуги. Также в данном исследовании мы отметили размытость и неопределенность в прогнозах экспертов относительно дальнейшего развития туризма. В качестве рекомендации для решения проблемы кризиса в туристической отрасли, который произошел на фоне закрытия границ и введения ряда других ограничений по всему миру, мы считаем необходимым внедрение цифровых продуктов. С этой целью необходимо активное развитие инноваций и финансирование соответствующей отрасли государством. Например, в Британии частная компания «Windward Engineering» совместно с государством разработала ветряную турбину, которая выступает в качестве зарядного устройства и может работать не только днем (как солнечные батареи), но и ночью. Разработкой данной инновации и ее реализацией в гостиницах и отелях страна добилась развития как технологий в туристической отрасли, так и использования альтернативного источника энергии, что содержит в себе один из принципов экологического туризма. Помимо вспышки коронавирусной инфекции, 2020 год характеризуется экологическим кризисом на Камчатке, что обуславливает необходимость развития и экологического туризма. С этой целью актуально развитие глэмпинга и повышение заинтересованности ими потенциальных туристов, что может повысить привлекательность данного инвестиционного проекта в глазах бизнесменов.

Список используемой литературы:

1. АбалаковАД., ПанкееваН.С. Особенности развития туризма в период глобального экономического кризиса // География и природные ресурсы. 2017. №№ 3. С. 111 -117.

2. Веревичев И.И. Кризисы науки и кризисы цивилизации в эпоху ускорения научно -технического прогресса // Наука среди нас. 2019. №№ 4(20). С. 272 -278.

3. Всемирная туристская организация [Электронный ресурс]. URL: https://www.unwto.org/ru (дата обращения 20.09.2020).

4. Российский рынок путешествий. Статистика онлайна [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/eTravel2019 (дата обращения 20.09.2020).

5. Онлайн-туризм, Online-Travel (рынок России) [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения 20.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.