Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ VR-ТУРИЗМА ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА И ПАНДЕМИИ 2020'

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ VR-ТУРИЗМА ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА И ПАНДЕМИИ 2020 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
953
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / виртуальный туризм / VR-туризм / пандемия / Covid-19 / экскурсии / турист-ская отрасль / tourism / virtual tourism / VR tourism / pandemic / Covid-19 / excursions / tourism industry

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лоза А. А., Егорова Е. Н.

В статье рассмотрены тенденции развития VR-туризма во время кризиса и пандемии в 2020 году, проанализированы основные проблемы и последствия кризиса, затронувшие туристский бизнес, как по-влияли сервисы виртуальной реальности на туристскую отрасль, составлен перечень интернет-серви-сов, благодаря которым можно отправить в путешествие не выходя из дома, сделаны выводы по иссле-дованию VR-туризма во время неблагоприятном эпидемиологической обстановке в мире и выявлены ос-новные перспективы дальнейшего развития и внедрения VR-технологий в туристскую сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PROSPECTS OF VR TOURISM DEVELOPMENT DURING THE CRISIS AND PANDEMIC 2020

The article considers the trends in the development of VR tourism during the crisis and pandemic in 2020, analyzes the main problems and consequences of the crisis that affected the tourism business, how virtual reality services affected the tourism industry, compiled a list of Internet services that can be used to travel without leaving home, made conclusions on the study of VR tourism during an unfavorable epidemiological situation in the world, and identified the main prospects for further development and implementation of VR technologies in the tourism sector.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ VR-ТУРИЗМА ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА И ПАНДЕМИИ 2020»

<<ШУШетиМ-ШУ©Ма1>>#2Щ71)),2©2© / ECONOMIC SCIENCES

УДК 379.85

Лоза А.А., Студентка Егорова Е.Н.

Кандидат педагогических наук, доцент Краснодарский государственный институт культуры DOI: 10.24411/2520-6990-2020-12145 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ VR-ТУРИЗМА ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА И

ПАНДЕМИИ 2020

Loza A.A.,

Student Egorova E. N.

Candidate of pedagogical Sciences, docent Krasnodar state Institute of culture

TRENDS AND PROSPECTS OF VR TOURISM DEVELOPMENT DURING THE CRISIS AND

PANDEMIC 2020

Аннотация.

В статье рассмотрены тенденции развития VR-туризма во время кризиса и пандемии в 2020 году, проанализированы основные проблемы и последствия кризиса, затронувшие туристский бизнес, как повлияли сервисы виртуальной реальности на туристскую отрасль, составлен перечень интернет-сервисов, благодаря которым можно отправить в путешествие не выходя из дома, сделаны выводы по исследованию VR-туризма во время неблагоприятном эпидемиологической обстановке в мире и выявлены основные перспективы дальнейшего развития и внедрения VR-технологий в туристскую сферу.

Abstract.

The article considers the trends in the development of VR tourism during the crisis and pandemic in 2020, analyzes the main problems and consequences of the crisis that affected the tourism business, how virtual reality services affected the tourism industry, compiled a list of Internet services that can be used to travel without leaving home, made conclusions on the study of VR tourism during an unfavorable epidemiological situation in the world, and identified the main prospects for further development and implementation of VR technologies in the tourism sector.

Ключевые слова: туризм, виртуальный туризм, VR-туризм, пандемия, Covid-19, экскурсии, туристская отрасль.

Keywords: tourism, virtual tourism, VR tourism, pandemic, Covid-19, excursions, tourism industry.

Интеграция виртуальных элементов в повседневную жизнь человека позволяет видоизменять окружающий мир вокруг, тем самым создавая идеальную среду для развития туристской отрасли в УЯ и AR формате. В сфере путешествий и организации отдыха повсеместно используется технология дополненной реальности, где каждый турист, вне зависимости от возраста, социального статуса, бюджета, наличия ограничений по здоровью может побывать в любой точке мира, при этом не выходя из дома.

Виртуальный туризм подразумевает под собой путешествие, но не в реальном мире, а в виртуальном и для этого не нужно оформлять большой пакет документов, визу и прочее, достаточно просто иметь при себе ноутбук, компьютер или даже телефон. Благодаря такой технологии снижаются риски при путешествии, так как турист находится в собственном доме, а значит вероятность разбиться при падении самолета, попасть в автокатастрофу, заболеть снижается до минимальных значений [1, с.132].

Российская компания «ScanSpace», которая одна из первых в России начала использовать технологии виртуальной реальности для туристского бизнеса, привлечения клиентом, ввела понятие УЯ-

тур. «УЯ-тур — интерактивный тур в виртуальной реальности по объекту бизнеса или инфраструктуры, дающий представление обо всех особенностях объекта, на которых пожелал сделать акцент автор» - сообщается на официальном сайте компании [2].

До начала 2020 года лишь часть компаний в туристском бизнесе применяли технологию УЯ, тогда как другая часть компаний не были готовы перенять опыт своих коллег в использовании современных технологий, объясняя это с точки зрения экономической нецелесообразности, так как при покупке УЯ-тура турист не станет покупать билеты, бронировать номер в отеле, приобретать сувениры на память, что значительно снизит прибыль туристских компаний.

В настоящее время, как известно, в мире неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в связи с распространением коронавирусной инфекции соу1^19, начало которой зарегистрировано в Китае 8 декабря 2019 года и продолжается до сих пор. Россию вирус затронул в марте 2020 года, когда было решено ввести режим самоизоляции на всей территории страны, закрыть границы для передвижения как в другие страны, так и между горо-

ECONOMIC SCIENCES / <<ШУШетУМ-ШУ©Ма1>>#2Щ71)),2©2©

дами и населенными пунктами, закрыть ряд предприятий разных сфер деятельности, в том числе и туристские фирмы, гостиницы, предприятия общественного питания перешли на бесконтактную доставку. Всё это нанесло сильный ущерб туристскому бизнесу, многие компании разорились, многие люди лишились рабочих мест. «Пандемия затронула до 67% малых, средних и крупных предприятий, а также ИП в России» - следует из доклада бизнес-омбудсмена Бориса Титова [3].

«Пандемия коронавируса обошлась мировой туристической индустрии в 320 миллиардов долларов потерянных доходов в период с января по май 2020 года» - сообщает российская газета «RG.RU» [4].

Большинство людей во время пандемии были вынуждены находиться в своих домах и квартирах, из которых выходить было разрешено только в ближайшие продуктовые магазины, поэтому многие компании открыли доступ к бесплатными платным VR-турам, экскурсиям, которые помогли бы в организации досуга в домашних условиях, да и в целом был создан небольшой перечень сервисов, благодаря которым можно было бы посмотреть панораму города, осмотреть достопримечательности, узнать много интересной информации о странах и даже попробовать приготовить национальную кухню.

На основе данных из открытых источников был составлен список некоммерческих сервисов, которые позволят отправиться в виртуальное путешествие в любую точку мира [5] :

1) Офис по туризму Швейцарии предлагает каждому желающему «отправиться в путешествие» по известному железнодорожному маршруту страны: Grand Train Tour из Монтрё в Церматт;

2) На сайте офиса по туризму в Японии можно найти различные виртуальные туры в панорамном формате: от прогулки по бамбуковым лесам до цветения сакуры;

3) Собственные VR-туры есть и у самой южной в мире обсерватории — European Southern Observatory (ESO). Она расположена в чилийской пустыне Атакама и считается одним из лучших мест для наблюдения за звездами.

4) На сайте Kayak.com собран ряд маршрутов, которые заинтересуют любителей необычных туров. Смысл этих виртуальных туров заключается в времяпрепровождении в одном городе, задействуя при этом разнообразие интерактивных возможностей: прослушивание национальной музыки, вертолетный тур над Амстердамом, рецепты национальных блюд, которые пользователь попробует приготовить самостоятельно и многое другое. Такие виртуальные туры есть по Лондону, Парижу, Сиднею, Мехико и Рио-де-Жанейро.

5) Отдельно стоит выделить сразу несколько сервисов от «Google», например, «Google Earth». Этот сервис позволяет рассмотреть достопримечательности, включенные в список наследия ЮНЕСКО. В Google Maps можно пройти трек вокруг Эвереста. А сервис Arts&Culture от того же Google, помимо посещения известных музеев, дает возможность также прогуляться по пещерам Карл-сбад в США или пещере Шове во Франции, известной доисторическими наскальными рисунками.

6) Существуют и приложения для телефонов, позволяющие посмотреть экскурсии, осмотреть достопримечательности и многое другое. Социальная сеть «ВКонтакте» выпустила собственное приложение с 3D-экскурсиями по Санкт-Петербургу. Приложение Ascape VR предлагает VR-туры по всему миру: прогулка по рождественскому Нью-Йорку, дайвинг у Каймановых островов и т.д. В приложении телеканала «Моя Планета» можно бесплатно смотреть все выпуски телевизионных передач.

7) «Уральские авиалинии» доставляют на дом набор бортового питания: для бизнеса или эконома. Услуга действует только в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Стоит отметить, что такие сервисы никогда не смогут полностью заменить поездки в другие города и страны, походы по музеям и выставкам, да и вся отрасль не перейдет в «онлайн», но необходимо подстраиваться под окружающие события и искать выход даже если туристская отрасль несет колоссальные убытки. VR-туры не смогут принести той прибыли, которую приносят обычные туры, но вывод некоторой части деятельности компании на такой формат путешествий сможет оказать малую поддержку туристского бизнеса в сложные для экономики и сферы времена.

Таким образом, можно сделать вывод, что VR-туризм во время кризиса и пандемии 2020 года стал развиваться, люди чаще стали использовать сервисы для виртуальных путешествий, чтобы разнообразить свою жизнь при нахождении дома продолжительное время из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации. В будущем у виртуального туризма имеются большие перспективы на развитие, так как количество туристских компаний, которые внедрят данную технологию в область своей деятельности, может увеличиться из-за страха того, что такой кризис может повториться и компаниям будет сложно выжить в таких условиях.

Список литературы

1. Лоза А.А., Егорова Е.Н. Концепция развития виртуальной реальности в современном туристском бизнесе: VR туризм // Сборник статей XXIII Международного науч. -исслед. конкурса «Лучшая студенческая статья 2019». - Пенза: Издательство «Наука и Просвещение». - 2019. - 131-133 с.

2. Понятие VR-тура [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://scanspace.ru/vr-tour/ (28.07.2020)

3. Почти 70% российских компаний пострадали из-за пандемии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/economics/28/05/2020/5ecf711b9a 7947324d1448cf (28.07.2020)

4. Названы потери мирового туризма из-за пандемии коронавируса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://rg.ru/2020/07/28/nazvany-poteri-mirovogo-turizma-iz-za-pandemii-koronavirusa.html (30.07.2020)

5. Полный онлайн: виртуальные путешествия в эпоху коронавируса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://samokatus.ru/virtual-travel/ (01.08.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.