Научная статья на тему 'Мировой опыт музеев по работе с незрячими и слабовидящими посетителями в рамках форума Музея современного искусства «Гараж» (г. Москва)'

Мировой опыт музеев по работе с незрячими и слабовидящими посетителями в рамках форума Музея современного искусства «Гараж» (г. Москва) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
919
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзия / люди с ограниченными возможностями / тифлокомментатор / слабовидящие / музейная среда / тактильные материалы. / Inclusion / people with disabilities / visually impaired / museum environment / tac- tile materials

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коркунова Елизавета Константиновна, Логинова Полина Сергеевна, Собянина Татьяна Ивановна

Данная статья посвящена мировому музейному опыту работы с людьми с ограниченными возможностями. В рамках мероприятия представители разных стран делились собственными методами работы в музейной среде, поднимали вопросы, связанные с получением объективной информации о предмете искусства для людей с инвалидностью. Особое внимание уделяется способам проведения экскурсий и разработкам тифлокомментирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World experience of museums at work with blind and visually impaired visitors to the forum Museum of Modern Art "Garage" (Moscow)

This article is devoted to the experience of the work with disable people. At the conference representatives of different counties shared their experiences of their museum work. They discussed various topics about any art objects for disabled people. Special attention was paid to the typhlocommenting and to the methods of excursion.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт музеев по работе с незрячими и слабовидящими посетителями в рамках форума Музея современного искусства «Гараж» (г. Москва)»

Е.К. Коркунова, Т.И. Собянина, П.С. Логинова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Пермь)

Мировой опыт музеев по работе с незрячими и слабовидящими посетителями в рамках форума Музея современного искусства «Гараж» (г. Москва)

Данная статья посвящена мировому музейному опыту работы с людьми с ограниченными возможностями. В рамках мероприятия представители разных стран делились собственными методами работы в музейной среде, поднимали вопросы, связанные с получением объективной информации о предмете искусства для людей с инвалидностью. Особое внимание уделяется способам проведения экскурсий и разработкам тифлокомменти-

рования.

Ключевые слова: инклюзия, люди с ограниченными возможностями, тифлоком-ментатор, слабовидящие, музейная среда, тактильные материалы.

Ye.K. Korkunova, T.I. Sobyanina, P.S. Loginov Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm)

World experience of museums at work with blind and visually impaired visitors to the forum Museum of Modern Art "Garage" (Moscow)

This article is devoted to the experience of the work with disable people. At the conference representatives of different counties shared their experiences of their museum work. They discussed various topics about any art objects for disabled people. Special attention was paid to the typhlocommenting and to the methods of excursion. Key words: Inclusion, people with disabilities, visually impaired, museum environment, tactile materials.

13-15 сентября на базе Музея современного искусства «Garage» проходила международная конференция по инклюзии. Участниками конференции

стали заинтересованные в этом вопросе люди из шести стран.

Вся конференция была поделена на секции. Каждый день заканчивался круглым

С.П. Королева, Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева, Пермская государственная

художественная галерея,

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Свой опыт работы представили организаторы

м проектов «Прогулка в темноте», столом. Наталья Шведова «InclusiveDivision». Заинтере-

(тифлопедагог, Россия) открыла конференцию лекцией «Особенности восприятия незрячих и слабовидящих».

В качестве основной цели данной конференции, специалисты из разных стран, выделили стремление к расширению возможностей получения образования, получение точной информации о предметах искусства, для людей с ограниченными возможностями. Почти каждый поставил перед собой вопрос: «Как сделать доступной ту среду, которая есть у нас?».

Россию представляли музейные работники, тифлопедагоги, психологи, тифлокомментаторы, создатели проектов для слабовидящих и незрячих. На конференции был представлен опыт по работе со слепыми и слабовидящими людьми разных музеев России. Среди них: Музей современного искусства «Garage», музей-заповедник «Цари-цино», Музей русского импрессионизма, Государственный Дарвиновский музей, Мемориальный дом-музей академика

совало выступление организа--торов особой организации ■«Мастерская тактильных макетов Михаила и Ольги Шу», которая разрабатывает макеты для работы со слабовидящими людьми в музейном пространстве. Также со стороны России участниками конференции стали специалисты из Всероссийского общества слепых.

Японию представляли

Цзинцзин Чжэн (сотрудник ■организации «Мастер-классы по восприятию искусства слабовидящими и незрячими людьми»), Кэнта Хаяси (директор организации «Мастер-классы по восприятию искусства слабовидящими и незрячими людьми») и Миэко Накагава (координатор организации «Мастер-классы по восприятию искусства слабовидящими и незрячими людьми»).

Из Италии опытом работы с незрячими делилась Вера Арма (сотрудник некоммерческой ассоциации по производству аудиодескриптов для незрячих и слабовидящих людей Си1-1игеАЫ1е).

Сюзана Шкрбич (сотрудник отдела инклюзивных программ Музея Виктории и Альберта, координатор проекта «Экосистемы. Открытый доступ к культурному наследию»), Барри Джинли (сотрудник отдела инклюзивных программ Музея Виктории и Альберта), Лиза Сквиррел (независимый экскурсовод, внештатный экскурсовод галереи Тейт), Аньес Шевалье (директор отдела коммерческого развития

компании TactileStudio) и Кэйро Хауэлл (директор Музея Фаундлинг) представляли опыт инклюзивной работы в Великобритании.

Еще одной заинтересованной в инклюзии страной оказалась США, которую представлял Бриттани Перес (директор по информационно-просветительской работе Центра инклюзивных программ и доступности окружающей среды Университета в Буффало).

И свой опыт представил нам Филипп Моро (генеральный директор коммерческого

развития компании Tactile Studio) из Франции.

Интересно то, что представители некоторых зарубежных музеев сами являются инвалидами по зрению. На сегодняшний день зарегистрировано 246 миллионов слабовидящих по всему миру и 39 миллионов слепых. По расчетам организации здравоохранения к 2020 году слепых может стать на 75 миллионов человек больше. Для того чтобы избежать этого в России стартовала программа «Видение 2020», которая предполагает профилактические меры.

Многие специалисты говорили об обязательных условиях построения экспозиции для слепых и слабовидящих посетителях. Во-первых, стоит обратить внимание на шрифт текста. Для слабовидящих, острота зрения, которых

составляет 0,4-0,3, 14-16 кегель, толщина горизонтальных и вертикальных линий одинаковая, шрифт Arial или Verdana. При понижении остроты зрения до 0,2-0,1 нужен уже 16-18 кегель. Для слепых, конечно же, необходимо наличие шрифта брайля на информационных табличках. Во-вторых, это расположение экспонатов. Если зрячий человек видит предмет на расстоянии 60, то слабовидящим людям необходимо находится на расстоянии 3 м от изучаемого предмета. Для тотально слепых необходимо наличие хорошего тифлоком-ментария, а также нескольких тактильных экспонатов. Важно отметить, что если человек входит в категорию инвалидов по зрению, это не значит, что тактильные экспонаты могут быть лишены цвета. Наоборот, необходим яркий, насыщенный цвет, который возможно зрячему покажется через-чур броским. Количество экскурсантов определяется так: если группа состоит из слабовидящих посетителей, то количество человек варьируется от 8 до 10 человек, если же у нас группа незрячих, то это максимум 5 человек. Что касается продолжительности экскурсии, то тут все зависит от возраста экскурсантов, для взрослых посетителей специалисты отмечают временной промежуток 1,5-2 часа.

Говоря об инклюзии, нам очень понравилось определение, которое дала слепая

представительница Японии: «Инклюзия — это способ общения». Действительно,

слабовидящие и незрячие посетители приходят в институты культуры для общения, для получения положительных эмоций. Также представители из Японии говорили о том, что не должно быть такого ощущения, что есть тот, кто дает помощь и тот, кто ее

Коркунова Елизавета Константиновна,

студентка Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)

Логинова Полина Сергеевна,

студентка Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)

Собянина Татьяна Ивановна,

студентка Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)

принимает. Смысл экскурсии — это взаимное обогащение экскурсовода и его экскурсантов. Специалисты обращают внимание на то, что зачастую незрячие посетители могут многому нас научить, они видят, как не странно то, что мы, зрячие, никогда не замечаем.

Также интересно отметить опыт специалистов из Франции. Перед проведением экскурсии, происходит подготовка команды. Экскурсоводы подготавливают пространство для работы, создают небольшой телекомментарий и тренируются в использовании тактильных моделей. Большое внимание уделяется освещенности, расположению экспонатов, контрастности образов и интеллектуальной доступности. Но самое интересное, представители из Франции говорят об эстетике. Эстетика — это очень важно! Многие полагают, что если человек не видит или видит с дефектами, то композиция, освещенность, состояние экспонатов в эстетическом плане не имеют значения. На наш взгляд, конечно же, красота и гармония в экспозиции — это незаменимая вещь, для любой категории посетителей. Также в тактильной экспозиции музеев Франции присутствует практика тактильного осмотра в перчатках. На счет такого опыта, несомненно, ведется множество дискуссий, так как потеря зрения предполагает увеличение и обострение других органов чувств. В основном это слух и осязание. Незрячий человек в прямом смысле видит окружающий мир руками. А теперь представим, что на его «глазах» перчатки. Тактильные ощущения заметно ухудшаются, что приводит к затрудненному понимаю экспонатов.

Музеи России отмечают то, что для эффективности проведения экскурсии самое лучшее сочетание это тактильная модель и тифлокомментарий, так у музей

ного посетителя сложится наиболее четкое представление.

Отдельно на форуме было отведено мастер-классу по тифло-комментированию. При составлении комментария для незрячего посетителя, сотруднику музея необходимо ответить себе на вопрос: «Что я хочу сообщить зрителю?». От ответа на этот вопрос зависит сам текст комментария. Допустимо при работе с картиной разбить ее на составные части. Также часто при описании оставляют за «кадром» мелкие детали картины. То есть намного важнее передать незрячему экскурсанту общую картину, мелкие детали могут отвлечь от основного сюжета. Залог успеха — это простота, считают русские специалисты.

Великобританию представляла незрячая сотрудница музея. Специфика их опыта заключается в том, что экскурсию для данной категории посетителей проводит человек, имеющий такую же форму инвалидности. Здесь, конечно же, тоже можно подискутировать, так как, с одной стороны, кто так поймет и так продумает программу мероприятия, как человек непосредственно лишенный зрения, а с другой стороны, как уже говорили представители Японии, важно общение зрячих и незрячих. Потому что только в этом случае выполняется одна из главных задач, процесс включения и социализации как людей с ограниченными возможностями, так и здоровых людей. На самом деле не принятие и отторжение людей с различными формами инвалидности — это глобальная проблема нашего общества, с которой постепенно стараются бороться. Музей — это одно из мест, где разные люди могут общаться без каких-либо границ.

По итогу конференции, можно сделать несколько выводов. Каждый из участников встречи подробно рассказал о своем опы-

те, специалисты делились секретами работы, представляли собственные методики и этапы работы. Эксперты поделились тактиками адаптации экспозиции, которые задействуют различные каналы восприятия информации (слуховой, тактильный, обонятельный и т.д.) Каждый из участников желает донести подробную информацию людям, имеющим инвалидность по слуху и зрению, о предмете искусства подробно и объективно. Организаторы инклюзивных событий рассмотрели вопросы о перспективах трудоустройства незрячих и слабовидящих в музейных учреждениях.

На наш взгляд, сейчас многие люди занимаются вопросами инклюзии ради наживы, так как данное направление активно развивается и поддерживается государством. Однако все участники этой конференции глубоко заинтересованы вопросами решения проблем по работе со слабовидящими и незрячими людьми.

Представители музеев России и Европы рассказали о подходах к разработке мастер-классов и образовательных курсов для незрячих и слабовидящих посетителей в различных областях: искусство, наука, духовная жизнь.

В рамках конференции особое внимание уделили производству тактильных моделей произведений искусства. По мнению экспертов, эта проблема препятствует развитию музейного дела. Ведь создание подобных моделей требует серьезных вложений, которых, зачастую, нет у государственных организаций. В рамках мероприятия участникам конференции и незрячим посетителям удалось пообщаться с производителями и получить дополнительную информацию о подходах к адаптации визуального изображения для тактильного восприятия.

На наш взгляд, данное мероприятие является значимыми. Ведь современное музейное сообщество поднимает вопросы о возможностях продуктивного

участия в мероприятиях для смешанной аудитории, способах получения информации о предметах искусства, доступности культурной среды для людей с

ОВЗ, специалисты ищут всевозможные решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.