7. Petrova V.G. Psikhologiya umstvenno otstalykh shkol'nikov [Psychology of mentally retarded schoolchildren]. Moscow, Academy Publ., 2002. 160 p. (In Russ.).
8. Sokolov E.V. Psikhologiya detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Psychology of children with mental retardation]. Moscow, Sphere Publ., 2009. 320 p. (In Russ.).
9. Federal'nyy zakon «O sotsial'noy zashchite invalidov v Rossiyskoy Federatsii ot 24 noyabrya 1995 goda № 181 (v red. Federal'nogo zakona ot 22.08.2004 № 122-F31) [Federal Law "On Social Protection of Disabled Persons in the Russian Federation of November 24, 1995 No. 181 (as amended by Federal Law of August 22, 2004 No. 122-F31)]. (In Russ.). Available at: http://base.garant.ru/10164504/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/ (accessed 17.10.2018).
10. Federal'nyy zakon ot 3 maya 2012 goda № 46-FZ "O ratifikatsii Konventsii opravakh invalidov" [Federal Law of May 3, 2012 № 46-03 "On ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities"]. (In Russ.). Available at: http://base.garant.ru/70170066/#ixzz5ch8zaRuV (accessed 17.10.2018).
УДК 069.15
ОПЫТ РАБОТЫ МУЗЕЕВ КУЗБАССА С ЛЮДЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Родионова Дарья Дмитриевна, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kafedramd@ yandex.ru
Побожакова Анастасия Алексеевна, магистрант, направление подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», кафедра музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: pobojakova_anastasia@mail.ru
Проблема адаптации в обществе граждан с ограниченными возможностями здоровья в современном мире приобретает особую актуальность и становится важной задачей различных социальных институтов и государства в целом. Полноценная жизнь в обществе для инвалидов невозможна без получения ими различных видов помощи и услуг, соответствующих не только их социальным, но и культурным потребностям.
В статье проводится анализ работы музеев Кемеровской области с такой категорией посетителей музея, как люди с ограниченными возможностями здоровья. Авторы описывают основные программы и мероприятия музеев, направленные на работу с особой категорией посетителей. Многие музейные сотрудники не имеют опыта работы с данной аудиторией, не знакомы с правилами этикета для общения с людьми, имеющими инвалидность.
Акцентируя внимание на разнообразии проектов музеев, авторы приходят к выводу, что данные проекты могут лечь в основу одного из направлений развития сибирского кластера искусств.
Данные проекты особенно актуальны в связи с тем, что необходимо повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к ним. Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как и все другие люди. Независимая жизнь предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности инвалида, формирование у него умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем и активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе. Развитие данного направления деятельности на сегодняшний день, на наш взгляд, является одной из приоритетных задач музея.
Ключевые слова: музей, проект, люди с ограниченными возможностями здоровья, кластер искусств.
EXPERIENCE OF KUZBASS MUSEUMS WITH PEOPLE WITH DISABILITIES
Rodionova Darya Dmitrievna, PhD in Philosophy, Associate Professor, Department Chair of Museum Sciences, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kafedramd@ yandex.ru
Pobozhakova Anastasiya Alekseevna, Graduate Student of the 1st Course, Master Training in the "Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage Objects", Department of Museum Sciences, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: pobojakova_anastasia@ mail.ru
The problem of adaptation in a society of citizens with disabilities in the modern world is of particular relevance and becomes an important task of various social institutions and the state as a whole. A full life in society for people with disabilities is impossible without various types of assistance and services that correspond not only to their social but also cultural needs.
The article analyzes the work of the museums of merovo region with such a category as people with disabilities. The authors describe the main programs and activities of museums aimed at working with a special category of museum visitors. Many museum employees have no experience with this audience, unfamiliar with the rules of etiquette, communicating the people with disabilities.
Focusing on the diversity of museum projects, the authors conclude that these projects can form the basis of one of the directions of development of the Siberian cluster of arts.
These projects are particularly relevant because it is necessary to increase the level of accessibility of priority facilities and services in the life of people with limited health opportunities, to overcome social disunity in society and to create a positive attitude towards them. People with disabilities have the right to be included in all aspects of society, independent life, self-determination, freedom of choice, like all other people. Independent life implies the removal of dependence on the manifestations of the disease, weakening the restrictions they engender, the establishment and development of the autonomy of a disabled person, formation of skills and abilities necessary in everyday life, which should enable integration and then active participation in social practice of full social life.
This new activity development of the modern museum today, in our opinion, is one of the priorities.
Keywords: museum, project, people with disabilities, art cluster.
Особенностью развития современного музея в условиях рыночной экономики является то, что он одновременно должен оставаться хранителем национального достояния и быть эффективным субъектом рынка услуг. Практика музеев мира показывает, что они развиваются в комплексные культурно-исторические центры.
Благодаря этому происходит переосмысление понятия «музейное пространство». Музей находится в поиске новых форм взаимодействия с посетителем, стремится создать комфортные условия для пребывания в музее, внедряет интерактивные технологии. Сотрудники музея должны учитывать потребности и интересы аудитории [1].
Музейная сеть Кемеровской области насчитывает по данным на 2019 год 43 государственных и муниципальных музея. В них работают 375
научных сотрудников и экскурсоводов. По итогам 2018 года на основании информационно-аналитического отчета около 2 миллионов человек стали постелями музеев или музейных мероприятий, проведённых вне музея [5]. Кроме того, на территории Кемеровской области активно работают ведомственные музеи, в том числе корпоративные, вузовские и школьные.
На сегодняшний день существует довольно большая группа посетителей, с которой музеи зачастую не могут взаимодействовать. Речь идет о людях с ограниченными возможностями здоровья. Одной из первостепенных задач, стоящих перед музеями, является обеспечение доступности материалов музейных собраний для всех категорий посетителей.
Сегодня все больше внимания уделяется социализации лиц с ограниченными возможно-
стями здоровья. В работах Е. И. Холостова [17], Н. Г. Давлет-Кильдеева [3], Л. П. Храпылина [15], А. Г. Павленко [12], Ж. В. Порохина [14], Н. Л. Лыткина [8] и других особое внимание уделяется изучению и описанию социальной среды жизнедеятельности инвалидов, особенностей развития туристского сервиса для людей с ограниченными возможностями здоровья, обосновывается необходимость создания особой среды без барьеров, раскрываются теоретические аспекты социальной реабилитации, ее сущность и содержание, рассматриваются программы и технологии социальной адаптации инвалидов. Туризм начинают рассматривать как форму такой адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи особую актуальность приобретают работы В. В. Булгаковой, которая подняла вопрос о социокультурной адаптации инвалидов музейными средствами [2]. По мнению большинства исследователей, благодаря музею успешно проходит социализация людей с особенностями ментального развития, незрячих и слабовидящих, а также имеющих другие нарушения здоровья, что в дальнейшем положительно отражается на их жизни [19].
На территории Российской Федерации требования и рекомендации для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья отражены в государственной программе «Доступная среда», которая создана в 2011 году. Нормативно-правовая база и создание инклюзивных направлений в социальной политике говорят об участие инвалидов в культурной жизни.
Однако существует ряд проблем, которые музеям только предстоит решить. Прежде всего, многие музеи недоступны для большинства инвалидов. Одна из причин - это барьерные преграды: часть музеев расположены в зданиях, являющихся памятниками архитектуры. Не везде становится возможным произвести установку пандусов, специализируемых лифтов. Следует учитывать, что в зависимости от физического состояния посетители с ограниченными возможностями подразделяют на категории: 1-я категория: с ограниченными физическими возможностями передвижения; 2-я категория: с ограниченными возможностями восприятия окружающего мира, с нарушениями зрения и слуха; 3-я категория: посетители-инвалиды по общему заболеванию и по другим видам заболеваний, не включенным в 1-ю
и 2-ю категории [4]. Для каждой из этих категорий посетителей необходимы свои условия для посещения музея. И, к сожалению, не всегда становится возможным их создать.
Одна из главных проблем, с которой сталкивается посетитель музея с ограниченными возможностями, это психологический барьер. Многие музейные сотрудники не имеют опыта работы с данной аудиторией, не знакомы с правилами этикета при общении с людьми, имеющими инвалидность. Решение данной проблемы возможно благодаря курсам повышения квалификации, в рамках которых делается акцент на том, что в основе взаимодействия с инвалидами должно лежать внимание, в первую очередь, к личности человека и только после этого, к его физическим недостаткам.
В музеях Кемеровской области благодаря проекту ИКОМ «Инклюзивный музей» начинается работа с категорией людей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно 2 декабря проводится акция «Музей для всех». В этой программе в 2018 году участие приняли 350 российских музеев из 74 регионов России. Количество участников ежегодно растет. Проект примечателен тем, что обучает инклюзивной работе с посетителями различных категорий. Благодаря работе проекта сотрудники музеев могли пройти обучение, просмотрев ряд вебинаров, изучив методические рекомендации. Также на сайте создана электронная библиотека, где размещены пособия и материалы, отражающие опыт работы ведущих музеев [4].
Хочется отметить, что музеи Кемеровской области уже имеют значительный опыт работы с такой категорией посетителей, как инвалиды.
Одними из первых в Кемеровской области инклюзивную работу начали сотрудники Кемеровского областного музея изобразительных искусств [6]. Музей является автором социального проекта «Всюду жизнь!», который реализуется на базе музея с 2015 года.
Проект представляет собой дистанционные творческие занятия и мастер-классы, которые транслируются в режиме онлайн в детские лечебные учреждения «закрытого» типа. Также проект реализуется в детских домах, расположенных в удаленных сельских территориях. Музей работает с детскими отделениями Онкологического и Кардиологического диспансеров. По словам
автора проекта, руководителя отдела развития Областного музея изобразительных искусств А. С. Меженок, проект решает проблему творческого и образовательного досуга для детей, которые не имеют возможности организованного выезда, находящихся на стационарном лечении в больницах Кемеровской области, а также в детских домах и школах сельских территорий.
В музее также ведется работа с незрячими и слабовидящими посетителями музея. По возможности сотрудники предоставляют тактильные скульптуры, если позволяют художники выставки. Благодаря тактильным ощущениям незрячие посетители могут получить представление о форме скульптуры. Также интересен опыт работы с материалом скульптуры: через тактильные ощущения можно получить информацию о его весе, свойствах и т. д. Также в музее организованы специализированные программы, созданные специально для посетителей с расстройством аутистического спектра и детским церебральным параличом.
Невозможно оставить без внимания условия, которые создают сотрудники для комфортного и беспрепятственного пребывания в музее: сюда без особого труда может попасть посетитель с трудностями опорно-двигательного аппарата. В здании музея расклеены специальные напольные сигнальные наклейки, которые позволяют ориентироваться в пространстве слабовидящему посетителю, установлено световое интерактивное табло-информатор «Бегущая строка». На кассе музея расположено специальное оборудование для посетителей с ограничением слуха.
Все сотрудники музея знают этикет общения с людьми с ограниченными возможностями. Готовы принять и провести экскурсии и занятия для любых категорий посетителей.
В историко-культурном и природном музее-заповеднике «Томская Писаница» разработано уникальное пособие «Шедевры первобытного искусства: наскальные рисунки Томской Писаницы», созданное совместно с Кемеровской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих [9]. Это комплексное издание, которое состоит из рельефно-графического пособия, книги рельефно-точечного шрифта, крупношрифтовой, озвученной книги. Петроглифы Томской писаницы представлены в доступном для незрячих и слабовидящих людей адаптированном формате.
В Новокузнецком краеведческом музее в рамках проекта «Звуки Кузбасса», презентованного в 2014 году, создана 3D-карта Кемеровской области и стенды, подписанные шрифтом Брайля [11]. Благодаря этому проекту музей был приспособлен к экскурсиям для слепых и слабовидящих посетителей. Проект на доступном для незрячих посетителей языке рассказывает об истории Кузбасса, о флоре и фауне. Проект был разработан студентами филиала Кузбасского государственного технического университета и стал победителем на конкурсе молодёжных проектов на соискание грантов главы Новокузнецка «Город будущего». В рамках проекта планируется создание еще одного автоматизированного стенда, нажав на кнопки которого посетители могут услышать пение птиц, журчание рек и т. д.
В Кемеровском областном краеведческом музее для людей с нарушениями двигательного аппарата, а также для глухих и слабослышащих в рамках Всероссийской акции «Музей для всех! День инклюзии» в отделе природы была проведена программа под девизом «Музей без барьеров». В рамках программы работали интерактивные площадки и проводились тематические экскурсии в зале геологии. Посетители могли с помощью тактильного восприятия оценить сенсорные качества материалов природного и искусственного происхождения. Проходил показ фильмов с субтитрами и расширенными звуковыми эффектами. Состоялась интерактивная игра «Узнай животное» с помощью тактильных дидактических материалов, в ходе которой участники познакомились с животными Кузбасса и особенностями их меховых покровов.
Музей-заповедник «Красная Горка» является победителем областного конкурса проектов на консолидированный бюджет в номинации «Старшее поколение». На средства грантов произведена установка специального оборудования: пандусы, перила, аудиогид. Также музеем реализован ряд проектов, направленных на актуализацию наследия посредством современных технических средств. В данном направлении учреждение культуры позиционирует себя как площадку для апробации инновационных музейных технологий, отвечающих современным запросам посетителей. Здесь также функционирует интерактивная экспозиция «Телескоп в прошлое». Цель экспозиции заключается в том, чтобы соединить ви-
зуальное восприятие памятников с виртуальной экспозицией. С помощью телескопа, установленного на смотровой площадке, посетитель может отправиться в прошлое, увидеть, как выглядел г. Кемерово 100 лет назад.
Помимо государственных и муниципальных музеев Кузбасса активную работу по созданию и реализации программ для людей с ограниченными возможностями здоровья ведут музеи высших учебных заведений. Так, например, познавательную экскурсию с интерактивными материалами по истории и природе края предлагает Музей «Археологии, этнографии и экологии» Кемеровского государственного университета [10]. Программа разработана для глухих и слабослышаших школьников. Их знакомят с древнейшей историей Сибири, предлагают тактильно ощутить вес древних каменных орудий труда, рассмотреть керамику эпохи бронзы, предметы домашнего быта сельского населения Сибири, попробовать намолоть зерно на каменных зернотерках. В зале природы рассказывают о животных тайги, степей, гор и малых рек Кузбасса, в биолаборатории они могут погладить живую нутрию и кролика, подержать змею и ящерицу.
На базе Кемеровского государственного института культуры был создан проект «Экспонат». Он представляет собой 3D-репродукцию картины «Аттракцион» Андрея Геннадьевича Поздеева, подлинник которой находится в коллекции живописи и графики КемГИК. Данная работа экспонируется в музейно-выставочном комплексе института, оснащена этикеткой, выполненной с помощью шрифта Брайля. Помощь в создании этикетки оказала Кемеровская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих. В планах работы над проектом - создание аудиогида к картине. На сегодняшний день при поддержке ректора КемГИК А. В. Шункова начата работа по созданию воспроизведений картин из художественной коллекции КемГИК, предназначенных для незрячих и слабовидящих. Данная коллекция войдет в научно-вспомогательный фонд экспозиционного комплекса КемГИК. Это позволит «прикоснуться» к произведениям искусства, «увидеть» работы художников Кузбасса и услышать описание особым категориям посетителей [13].
Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право на включение во все аспекты
жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора. «Жизнь без границ» предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности инвалида, формирование у него умений и навыков, необходимых в повседневной жизни. Это должно дать возможность интеграции и активного участия в социальной практике, полноценной жизни в обществе. Необходимо снять страх инвалида перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов [7].
Всё это возможно только при наличии условий и возможностей для полноценного взаимодействия инвалидов со здоровыми людьми. Значительно расширить эти возможности позволит организация совместных мероприятий, основанных на тесном взаимодействии лиц с ограниченными возможностями здоровья и здоровых людей вне привычных для них условий. Рекреационные мероприятия для инвалидов в нашей стране, как правило, носят эпизодический характер. А отдых, экскурсионные поездки, автобусные туры, фестивали и музейные мероприятия для инвалидов могли бы создать атмосферу сердечности, тепла и духовного роста в обществе, способствовать включению их в среду здоровых людей.
Проанализировав работу государственных, муниципальных и ведомственных (вузовских) музеев Кузбасса, мы можем с уверенностью сказать, что они уже имеют значительный опыт работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья по различным нозологиям. Сегодня работа с инвалидами является одним из приоритетных направлений для всех учреждений культуры, музеи не являются исключениями. В условиях создания культурно-образовательного пространства Кузбасса и реализации приоритетного проекта «Сибирский кластер искусств» работа с данной категорией посетителей приобретает особое значение [16]. Совершенствование деятельности музеев по работе с инвалидами дает возможность не только презентовать историю своего родного края в стенах музея, но и организовывать выездные экскурсии, например, к захоронению псит-такозаров Сибирских в Чебулинском районе или к святым местам в рамках религиозного туризма. Все проекты, связанные с людьми с ограничен-
ными возможностями здоровья, являются затратными и требуют тщательной проработки. Однако они имеют огромную социальную значимость, что дает право надеяться на участие в реализации подобных проектов, как государственных, благотворительных, так и религиозных организаций.
Сочетание активного отдыха с выходом из привычной среды, даже на несколько часов, с духовным развитием людей с инвалидностью через знакомство их с историко-культурными объектами даёт право надеяться на их успешную реабилитацию.
Литература
1. Акоева Н. Б., Денисов Н. Г. Музей как пространство социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Культурное наследие России. - 2017. - № 2. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/muzey-kak-prostranstvo-sotsialnoy-adaptatsii-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 27.01.2019).
2. Булгакова В. В. Взаимодействие с лицами с ограниченными возможностями здоровья в российских и зарубежных музеях в конце XIX - начале XX века // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры. - 2016. - № 34. -С. 158-169.
3. Давлет-Кильдеева Н. Г. Особенности современного развития туристского сервиса для людей с ограниченными возможностями для здоровья [Электронный ресурс] // StudFiles: файловый архив студентов: сайт. - [Б. м.], 2018. - URL: https://studfiles.net/preview/4048674/page:3/.
4. Инклюзивный музей [Электронный ресурс]. - URL: http://in-museum.ru/.
5. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2018 год [Электронный ресурс]. - Кемерово, 2018. - URL: http://www.kuzbasskray.ru/muzey/ metodicheskaya-deyatelnost/dlya-spetsialistov.php.
6. Кемеровский областной музей изобразительного искусства [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - URL: http:// kuzbassizo.ru.
7. Ломакин В. И. Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекоменд. / М-во труда и социального развития РФ, Рос. ин-т культурологии. - М.: Рос. ин-т культурологии, 2002. - 24 с.
8. Лыткина Н. Л. Необходимость создания среды обитания без барьеров для людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // StudFiles: файловый архив студентов: сайт. - [Б. м.], 2018. -URL: https://studfiles.net/preview/4048674/.
9. Музей - заповедник «Томская писаница» [Электронный ресурс]. - URL: http://gukmztp.ru/.
10. Музей «Археологии, этнографии и экологии» Кемеровского государственного университета [Электронный ресурс]. - URL: http://museum.kemsu.ru/main.html.
11. Новокузнецкий краеведческий музей [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nkmuseum.ru/index.php/ posetitelyam/osobym-posetitelyam.
12. Павленко А. Г. Социально-психологические проблемы социальной изоляции // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика / под ред. В. В. Козлова. - Ярославль, 2000.
13. Побожакова А. А., Родионова Д. Д. Презентация художественного наследия слепым и слабовидящим посредством современных 3D-технологий // Культура и искусство: поиски и открытия. - Кемерово: КемГИК, 2018. - С. 92-97.
14. Порохина Ж. В. Психологическая характеристика инвалидов с разным уровнем психологического реабилитационного потенциала // Практическая психология: проблемы, опыт, перспективы: мат-лы науч.-практ. конф. - Тольятти, 2004. - С. 43-44.
15. Храпылина Л. П. Основы социальной реабилитации инвалидов. - М., 1996. - 160 с.
16. Шунков А. В., Пономарев В. Д. Кемеровский государственный институт культуры в сибирском кластере искусств: интеграция науки, образования и творчества для развития человеческого потенциала в регионе // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культур и искусств. - 2018. - № 45/2. - С. 13-20.
17. Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации: энциклопедия / под ред. Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. - М.: Дашков и К, 2016. - 824 с.
18. Этика общения с людьми имеющими инвалидность: памятка-рекомендация / сост. Н. А. Назарько. - Таганрог: ЦГПБ ЦЕМ, 2013. - 31 с.
19. Якунин В. Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 1 (23). - С. 282-283.
References
1. Akoeva N.B., Denisov N.G. Muzey kak prostranstvo sotsial'noy adaptatsii lyudey s ogranichennymi vozmozhnostya-mi zdorov'ya [Musei as a space of social adaptation of people with limited health opportunities]. Kul'turnoe nasledie Rossii [Cultural Heritage of Russia], 2017, no. 2. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7muzey-kak-prostranstvo-sotsialnoy-adaptatsii-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-vozdoryav'ya.
2. Bulgakova V.V. Vzaimodeystvie s litsami s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v rossiyskikh i zarube-zhnykh muzeyakh v kontse XIX - nachale XX veka [Interaction with persons with disabilities in Russian and foreign museums in the late XIX - early XX centuries]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture], 2016, no. 34, pp. 158-169. (In Russ.)
3. Davlet-Kildeeva N.G. Osobennosti sovremennogo razvitiya turistskogo servisa dlya lyudey s ogranichennymi vozmozhnostyami dlya zdorov'ya [Features of the modern development of tourist service for people with disabilities for health]. StudFiles: faylovyy arkhiv studentov: sayt [StudFiles: student's file archive: website], 2018. (In Russ.). Available at: https://studfiles.net/preview/4048674/page:3/.
4. Inklyuzivnyy muzey [Inclusive Museum]. (In Russ.). Available at: http://in-museum.ru/.
5. Informatsionno-analiticheskiy otchet o deyatel'nosti gosudarstvennykh i munitsipal'nykh muzeev Kemerovs-koy oblasti za 2018 god [Information and analytical report on the activities of state and municipal museums of the Kemerovo region for 2018]. Kemerovo, 2018. (In Russ.). Available at: http://www.kuzbasskray.ru/muzey/metod-icheskaya-deyatelnost/dlya-spetsialistov.php.
6. Kemerovskiy oblastnoy muzey izobrazitel'nykh iskusstv: ofitsial'nyy sayt [Kemerovo Regional Museum of Fine Arts. Official site]. (In Russ.). Available at: http://kuzbassizo.ru.
7. Lomakin V.I. Sotsiokul'turnaya reabilitatsiya invalidov: metodicheskiye rekomendatsii [Sociocultural Rehabilitation of Disabled Persons: Guidelines]. Moscow, Rossiyskiy institut kul'turologii Publ., 2002. 24 p. (In Russ.).
8. Lytkina N.L. Neobkhodimost' sozdaniya sredy obitaniya bez bar'erov dlya lyudey s ogranichennymi vozmozhnostyami [The need to create a habitat without barriers for people with disabilities]. StudFiles: sayt [StudFiles. Site], 2018. (In Russ.). Available at: https://studfiles.net/preview/4048674/.
9. Muzey-zapovednik "Tomskaya pisanitsa" [Museum - reserve "Tomskpisanitsa"]. (In Russ.). Available at: http: // gukmztp.ru/.
10. Muzey arkheologii, etnografii i ekologii Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Museum of Archeology, Ethnography and Ecology of Kemerovo State University]. (In Russ.). Available at: http://museum.kemsu.ru/main.html.
11. Novokuznetskiy kraevedcheskiy muzey [NovokuznetskMuseum of Regional Studies]. (In Russ.). Available at: http:// www.nkmuseum.ru/index.php/posetatelyam/osobym-posetatelyam.
12. Pavlenko A.G. Sotsial'no-psikhologicheskie problemy sotsial'noy izolyatsii [Socio-psychological problems of social isolation]. Sotsial'nayapsikhologiya: Praktika. Teoriya. Eksperiment. Praktika [Socialpsychology: Practice. Theory. Experiment. Practice]. Ed by. V.V. Kozlov. Yaroslavl, 2000. (In Russ.).
13. Pobozhakova A.A., Rodionova D.D. Predstavlenie khudozhestvennogo naslediya slepym i slabovidyashchim s pomoshch'yu sovremennykh 3d-tekhnologiy [Presentation of the artistic heritage to the blind and weak-sighted by means of modern 3d technologies]. Kul 'tura i iskusstvo: poiski i otkrytiya [Culture and art: searches and discoveries]. Kemerovo, KemGIK Publ., 2018, pp. 92-97. (In Russ.).
14. Porokhina Zh.V. Psikhologicheskie osobennosti invalidov s raznym urovnem psikhologicheskogo reabilitatsionnogo potentsiala [Psychological characteristics of persons with disabilities with different levels of psychological rehabilitation potential]. Prakticheskayapsikhologiya: problemy, opyt, perspektivy: materialy nauchno-prakticheskoy konferen-tsii [Practical psychology: problems, experience, prospects. Materials of the scientific-practical conference]. Tolyatti, 2004, pp. 43-44. (In Russ.).
15. Khrapylina L.P. Osnovy sotsial'noy reabilitatsii invalidov [Fundamentals of social rehabilitation of persons with disabilities]. Moscow, 1996. 160 p. (In Russ.).
16. Shunkov A.V., Ponomarev V.D. Kemerovskiy gosudarstvennyy institut kul'tury v Sibirskom klastere iskusstv: integratsiya nauki, obrazovaniya i tvorchestva dlya razvitiya chelovecheskogo potentsiala regiona [Kemerovo State Institute of Culture in the Siberian Cluster of Arts: the integration of science, education and creativity for the development of human potential in the region]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Herald of the Kemerovo State University of Culture and Art], 2018, no. 45/2, pp. 13-20. (In Russ.).
17. Entsiklopediya sotsial'nykh praktik podderzhki invalidov v Rossiyskoy Federatsii [Encyclopedia of social practices of support for persons with disabilities in the Russian Federation]. Ed by Ye.I. Kholostova, G.I. Klimantova. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2016. 824 p. (In Russ.).
18. Etika obshcheniya s lyud'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami: pamyatka-rekomendatsiya [Ethics of communication with people with disabilities. A reminder-recommendation]. Taganrog, CGPB CEM Publ., 2013. 31 p. (In Russ.).
19. Yakunin V.N. Znachenie religioznogo turizma dlya populyarizatsii istoriko-kul'turnogo naslediya [The significance of religious tourism for the popularization of historical and cultural heritage]. Vektor nauki v TGU[Vector of Science at TSU], 2013, no. 1 (23), pp. 282-283. (In Russ.).
УДК 008: 397/4 + 94(517)"06/12"
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КОЧЕВЫХ ИМПЕРИЙ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ
Васютин Сергей Александрович, доктор исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории и социально-политических наук, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: vasutin2012@list.ru
Исследования кочевых культур Внутренней Азии в последние десятилетия сосредоточены на археологических, лингвистических, этнологических и социально-антропологических изысканиях, публикации материалов раскопок, их презентации в музейных и частных коллекциях. Фонд предметов материальной и духовной культуры номадов значительно пополнился, что делает особенно актуальным сохранение не только отдельных артефактов, но и всего культурного достояния кочевых народов. Цель статьи - рассмотреть актуальные проблемы сохранения историко-культурного наследия кочевых империй Внутренней Азии. В настоящий момент в Республике Монголия и автономном районе Внутренняя Монголия в КНР существенное внимание уделено сохранению историко-культурного наследия Чингисхана и Монгольской империи. Значимым также считается наследие империи Хунну. В то же время забота о сохранении историко-культурных памятников раннесредневековых империй в основном осуществляется либо международными организациями (ЮНЕСКО, культурная часть проекта «Шелковый путь»), либо отдельными странами (Турция, Китай, Южная Корея, Германия, Казахстан и др.) Наследие тюрков, городской культуры уйгуров и киданей обширно и включает предметы материальной культуры, памятники письменности, городские центры, религиозные и культурные традиции разных этнополитических объединений кочевников и оказавшихся в степи согдийцев, китайцев и других этнических групп оседлого населения. Сравнительно-исторический метод позволил выявить значимость конкретных историко-культурных объектов и сопоставить значение наследия тюрков, уйгуров и киданей с достоянием Монгольской империи в современной Монголии. Аналитические изыскания были направлены на обобщение форм и методов сохранения историко-культурного наследия кочевых империй в современной Монголии, а также на раскрытие основных проблем сохранения памятников археологии и культуры середины I - начала II тысячелетия. В итоге исследования показано, что помимо историко-культурного наследия эпохи Монгольской империи в настоящий момент имеются острые проблемы сохранения городских памятников раннего Средневековья, использования неоднозначных форм музеефикации архитектурно-археологических объектов со средневековыми надписями в степных условиях, минимизации выборки артефактов для музеев и целый ряд других вопросов. Ограниченное участие органов управления культурой Монгольской республики в сохранении историко-культурного наследия кочевых империй V-XII исключает комплексный характер культурно-охранных действий и ведет к утрате как отдельных предметов наследия, так и разрушению крупных историко-культурных объектов эпохи Средневековья.
Ключевые слова: кочевые империи, Внутренняя Азия, памятники письменности, степная и городская культура.