СО УДК 338.2(47) А.Е. Некрасова
ББК 65.011.151(2Рос)
МИРОВОЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
%
О
(N
Посвящена вопросам формирования национальной инновационной системы в России. Подчеркиваются актуальность и необходимость смещения акцентов инновационной политики на региональный уровень. Автор отмечает роль государственной поддержки в создании благоприятных условий для развития инновационной деятельности в регионах.
Ключевые слова: национальная инновационная система, региональное развитие, инновационное развитие, государственная поддержка инноваций, конкурентоспособность экономики России.
A.Ye. Nekrasova
INTERNATIONAL EXPERIENCE AND PROBLEMS OF FORMING NATIONAL INNOVATION SYSTEM IN RUSSIA: REGIONAL ASPECT
This article deals with issues of forming national innovation system in Russia, and highlights current importance and necessity of shifting the focus of the state innovation policy to regional level. The author points out significance of government support for creating favorable conditions for regional innovation development.
Keywords: national innovation system, regional development, innovation development, government support of innovations, innovation policy priorities, Russian economy competitiveness.
SSI
b| S В современных условиях практически невозможно представить эф-
нЦ s фективное развитие страны без включения в глобальные и региональные
технологические и финансовые потоки, без последовательной интегра-^ | ции в мировые рынки. Развитие мировой экономики доказывает, что
| основой экономического роста должен стать переход к инновационному
« развитию на основе использования научных открытий и новейших тех-
и н! нологических достижений. Данный переход в России может быть осу-
osl ществлен на основе долгосрочной инновационной стратегии страны и
о| J стратегий инновационного развития регионов.
| В большинстве технологически развитых стран акцент инновационна! ной политики в настоящее время все более смещается в сторону децент-
~ рализации [4]. Активными участниками инновационной деятельности
становятся не только государства, но и их регионы. При этом процесс глобализации экономической деятельности вносит свои коррективы в г. развитие инновационных процессов на региональном уровне.
Анализ мирового опыта позволяет выявить ряд объективных причин, определяющих роль региональных органов управления в развитии инновационной деятельности. Во-первых, инновационная деятельность по своей сути тяготеет к децентрализованному управлению. Во-вторых, неформальные контакты и общие интересы, объединяющие различные организации и органы власти на региональном уровне, как правило,
О
н
PQ
со
н
© А.Е. Некрасова, 2011
СО
%
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
ой-
^ 1
1
^ Л £ ё§!
« ЦТ I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
*МЦ МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
н
приводят к более эффективному обеспечению необходимыми для развития ресурсами.
Разнообразие региональных особенностей в России подталкивает власти к осознанию важности развития именно регионально ориентированной инновационной политики. При построении эффективной национальной инновационной системы следует учитывать и значительную дифференциацию российских регионов по уровню социально-экономического развития [1]. Представляется, что в каждом регионе целесообразно разработать свою инновационную систему, которая будет формироваться на основе научного потенциала региона исходя из наличия ресурсов, кадров, инфраструктуры и т.д. Совокупность региональных систем, объединенных единой целью и действующих в рамках государственной экономической политики и национального законодательства, будет составлять национальную инновационную систему (НИС) страны в целом [2].
Мировой опыт свидетельствует, что готовность к инновационному развитию в большей степени проявляют депрессивные регионы, стремящиеся преодолеть кризис за счет освоения новых технологий и создания на их основе принципиально новых товаров. В тех же регионах, где прежняя структура промышленности дает стабильный доход на старой технологической основе, стремление к инновациям намного ниже.
Данное положение имеет огромное значение для регионов российского Севера. Выбор этой стратегии для северных регионов обусловливается не наличием здесь особо благоприятных условий для ее реализации, а невозможностью решить региональные проблемы в рамках уже существующих стратегий (сырьевой, индустриальной).
В процессе формирования и реализации стратегии инновационного развития на федеральном и региональном уровнях необходимо обратить внимание на некоторые довольно острые проблемы в инновационной сфере России.
В первую очередь должна быть решена проблема правового обеспечения НИС. Чрезвычайно важной предпосылкой целостности НИС является предоставление государством гарантий в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности. При этом соответствующая нормативно-правовая база должна быть сформирована как на федеральном, так и на региональном уровне.
На сегодняшний день регионы России опережают центр в части правового обеспечения инновационной деятельности. При отсутствии базового федерального закона в настоящий момент в большинстве субъектов Российской Федерации уже приняты законы об инновационной деятельности. Подобное опережающее регулирование нередко приводит к неопределенности отдельных норм регионального законодательства. Отсутствие нормативно-правового акта федеральных органов власти не должно тормозить законодательное обеспечение инновационной деятельности в регионах.
На сегодняшний день нерешенной остается проблема кадрового обеспечения инновационной экономики. Отсутствие достаточного количества соответствующих специалистов как в органах власти и управления, так и среди предпринимательских кругов также является препятствием для инновационного развития [3].
Необходимость осуществления модернизации традиционных секторов российской промышленности на основе инновационных технологических разработок, безусловно, представляет собой первоочередную задачу в процессе реализации инновационной стратегии. При этом мо-
%
СО дернизация промышленности не подразумевает обязательного создания
каких-то новых отраслей. Представляется целесообразным сконцентрировать усилия в тех областях, где использование новых технологий, внедрение научных результатов могут сыграть роль мощного катали-^ затора. Необходимо стимулировать импорт передовых, перспективных
5^ разработок, соответствующего оборудования.
Более того, требуется решить проблему урегулирования конфликта интересов служащих либо аффилированных с ними структур, когда высокотехнологичное оборудование устанавливается на стратегически важных государственных предприятиях исходя не из соображений повышения эффективности производства и качества производимой продукции, а из принципов родства руководителей и чиновников.
Стимулирование модернизации промышленности регионов на основе инноваций может быть достигнуто путем расширения практики и совершенствования механизмов долевого финансирования крупных инновационных проектов со стороны государства и частного бизнеса, а также облегчения доступа к финансовым ресурсам малым и средним высокотехнологичным компаниям.
Серьезным препятствием для эффективного развития инноваций в регионах России является проблема доступа инновационно активных предприятий к финансовым ресурсам. Финансовый аспект региональной политики должен учитывать необходимость сохранения и развития инновационного потенциала [5]. В данном случае необходимо осуществить комплексную работу по следующим направлениям:
- совершенствование механизмов привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности;
- образование региональных отделений инновационных фондов для помощи в реализации прорывных проектов;
- внесение в налоговое и таможенное законодательство коррективов,
§ЦЦ¥ обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.
; В целях оказания информационной и других видов поддержки иннова-
ционным предприятиям необходимо развивать направление проведения ой § инвестиционных форумов и форумов предпринимателей, промышленно-
экономических и социально-экологических конгрессов, ежегодных вен-| чурных ярмарок в различных регионах России, организации коммуника-
о* и тивных площадок, создания различных сетевых структур.
в Деятельность по формированию инновационно ориентированной
§к§ экономики на региональном уровне должна осуществляться на основе
в программного подхода. Существенным недостатком региональных про-
йоэ грамм до сих пор было то, что они представляли лишь механический
к®Э свод проектов предприятий и НИИ, а не единую систему. Именно поэ-
тому основой программно-целевого управления должно стать научное обоснование и формулирование конечных целей инновационной систе-23 мы. Результатом реализации программы должно быть создание и реали-
зация на отечественном и мировом рынках принципиально новой техники, технологии, материалов, решение проблем развития инновационной инфраструктуры и критически важных для региона технологий [6].
В России в настоящее время необходимо разработать концепцию инновационной политики для регионов. Результатом реализации данной концепции должно стать повышение удельного веса инновационных ор-
Нганизаций, доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, а также доли высокотехнологичных товаров в экспорте
СО
%
О
(N
SS1
2нё Яч >
g|l'
«31
оК
^ 1
5s 1
^ Л £ ё§|
S V I
8s! й§ о
ЕнО а
£яЦ
МО I £И4
See
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
регионов. В каждом регионе должны быть сформированы региональные инновационные системы, интегрируемые в единую НИС, учитывающие экономические особенности, исторические и культурные традиции территорий и обеспечивающие необходимые темпы их экономического роста.
Список использованной литературы
1. Годжиев Ю. Межрегиональные различия в инновационном потенциале Российской Федерации / Ю. Годжиев, В. Акопов, М. Стыров // Общество и экономика. — 2009. — № 2. — С. 156-179.
2. Голиченко О.Г. Анализ результативности инновационной деятельности регионов России / О.Г. Голиченко, И.Н. Щепина // Экономическая наука современной России. — 2009. — № 1 (44). — С. 77-95.
3. Гохберг Л.М. Инновации в российской экономике: Стагнация в преддверии кризиса? / Л.М. Гохберг, И.А. Кузнецова // Форсайт. — 2009. — № 2 (10). — С. 28-47.
4. Гусаков М.А. Инновационное направление развития регионов / М.А. Гусаков, Е.М. Рогова, Д.В. Проскура // Экономика и управление. — 2008. — № 1 (33). — С. 27-31.
5. Набиуллина Э.С. Модернизация, инновации и региональные аспекты: тез. выступления на заседании Совета по взаимодействию с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ / Э.С. Набиуллина. — URL: smb.economy.gov.ru.
6. Семенова Т.Ю. Инновационные программы и проекты в системе регионального развития / Т.Ю. Семенова // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 3 (23). — С. 523-528.
Referenses
1. Godzhiev Yu. Mezhregional’nye razlichiya v innovatsionnom potentsiale Rossiiskoi Federatsii / Yu. Godzhiev, V. Akopov, M. Styrov // Obshchestvo i ekonomika. — 2009. — № 2. — S. 156-179.
2. Golichenko O.G. Analiz rezul’tativnosti innovatsionnoi deyatel’nosti regionov Rossii / O.G. Golichenko, I.N. Shchepina // Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii. — 2009. — № 1 (44). — S. 77-95.
3. Gokhberg L.M. Innovatsii v rossiiskoi ekonomike: Stagnatsiya v preddverii krizisa? / L.M. Gokhberg, I.A. Kuznetsova // Forsait. — 2009. — № 2 (10). — S. 28-47.
4. Gusakov M.A. Innovatsionnoe napravlenie razvitiya regionov / M.A. Gusakov, E.M. Rogova, D.V. Proskura // Ekonomika i upravlenie. — 2008. — № 1 (33). — S. 27-31.
5. Nabiullina E.S. Modernizatsiya, innovatsii i regional’nye aspekty: tez. vystupleniya na zasedanii Soveta po vzaimodeistviyu s zakonodatel’nymi (pred-stavitel’nymi) organami gosudarstvennoi vlasti sub’ektov RF, Sovetom Federatsii Federal’nogo Sobraniya RF / E.S. Nabiullina. — URL: smb.economy.gov.ru.
6. Semenova T.Yu. Innovatsionnye programmy i proekty v sisteme regional’-nogo razvitiya / T.Yu. Semenova // Problemy sovremennoi ekonomiki. — 2007. — № 3 (23). — S. 523-528.
Информация об авторе
Некрасова Анастасия Евгеньевна — аспирант, кафедра мировой экономики, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Nekrasova Anastasia Yevgeniyevna — post-graduate student, Chair of World Economy, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].