Научная статья на тему 'Мировой финансовый кризис и Австралия'

Мировой финансовый кризис и Австралия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
639
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ПЕРВЫЕ ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ / GLOBAL FINANCIAL CRISIS / THE FIRST ALARM BELLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипов В. Я.

В статье рассматриваются основные направления мирового финансового кризиса, выявлены главные факторы воздействия кризиса на финансовую систему Австралии, проанализированы действия правительства страны по противодействию финансовому кризису.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The summary in article the basic directions of world financial crisis are considered, primary factors of influence of crisis on a financial system of Australia are revealed, actions of the government of the country on counteraction to financial crisis are analyzed.

Текст научной работы на тему «Мировой финансовый кризис и Австралия»

Мировой финансовый кризис и Австралия

В.Я. Архипов

В сентябре 2008 г. Австралия, весьма преуспевавшая в течение двух последних десятилетий, неожиданно оказалась перед лицом экстраординарной экономической ситуации - глобального финансового кризиса, не имеющего себе равных со времен Великой Депрессии конца 20-х - начала 30-х годов, которая и тогда была меньше по своим географическим масштабам. Мощным предвестником наступившего кризиса стало то, что некоторые из старейших финансовых учреждений земного шара либо обанкротились, либо оказались серьезно подорванными. Кризис охватил США, европейские страны, включая Англию, Азию и даже экономически стабильную до тех пор Россию. Всё это произошло буквально в считанные месяцы. Еще в конце лета мало кто (даже крупные специалисты) мог предвидеть наблюдаемые ныне масштабы и силу потрясения финансовых рынков.

Первые тревожные сигналы о возможности финансовых неурядиц в ипотечной сфере стали раздаваться ещё ранней осенью 2007 г. из далекой американской периферии. Тогда возникло понимание сущности такого до тех пор неясного финансового инструмента, как массовый недорогой ипотечный подзалог. С того времени, начиная с 7 сентября по миру прокатилась серия волнообразных разрастающихся событий - крушение ряда крупнейших банков и компаний, рынка долговых обязательств и огромные потери на рынке ценных бумаг.

Беспрецедентная в начале сентября вынужденная поддержка правительством США в размере 100 млрд долл. американских ипотечных гигантов Fannie Mae и Freddie Mac вызвала цепную реакцию, обострившую финансовый кризис и втянувшую его в новую и опасную фазу. В течение последующей недели стал банкротом Lehman Brothers - четвер-

тый по значимости инвестиционный банк США. Это явилось крупнейшим в американской истории крахом всемирно известного финансового центра.

Почти одновременно Merrill Lynch - еще один из символов Уолл Стрита и крупнейшая в мире брокерская компания была буквально спасена Банком Америки (Bank of America). Тремя днями позже Федеральная Резервная система США объявила о том, что она ассигнует 85 млрд долл. для предотвращения краха крупнейшей в мире страховой компании American International Group (AIG). В конце сентября еще семь крупных американских финансовых учреждений оказались ввергнутыми в кризис. Это “Washington Mutual”, “Fortis Group”, “Wachovia”, “Bradford and Bindley”, “The Icelandic Glitnir Bank” , немецкая финансовая компания “Hypo Real Estate” и “European Dexia Corporation”.

Крах такого большого количества ведущих финансовых учреждений привел к тому, что деятельность фондовых рынков как в США, так и почти во всем мире оказалась резко подорванной. Финансовую систему парализовали глубокая тревога и страх. Возникший по пятам экономический кризис потенциально грозил перерасти в полномасштабную катастрофу. Для американского делового индекса Доу Джоунс середина октября была уже самым худшим временем с момента его действия, даже ниже чем в годы Великой Депрессии 1929-1933 гг.

В США сопоставимый кредитный спред* достиг почти 350 базисных пунктов по сравнению с докризисным уровнем, который, как правило, составлял 10 базисных пунктов.

В результате значительного падения курса акций финансовые рынки во многих странах были закрыты. К началу октября в мире обан-

*Спред - различие между процентными ставками, по которым банк получает средства и по которым выдает их заемщикам.

кротились более 25 крупных банков. Повсеместно население теряло доверие к банковской системе. Паника возрастала под воздействием негативных телевизионных передач и сообщений прессы о критическом состоянии финансовой системы, необычайно резко снизилась банковская ликвидность; объем глобального фондового рынка упал на 40%; доверие населения к финансовой системе в странах Организации экономического сотрудничества и развития за последние 30 лет упало до самого низкого уровня, а в США, Англии и Новой Зеландии - за последние полтора десятилетия.

Крайней нестабильностью отличались условия кредитования, несбалансированность денежный расчетов во всём мире поднялась до рекордных величин.

12 октября 2008 г. глава Международного валютного фонда Доминик Строс-Кан заявил: «глобальная финансовая система на краю методичного разрушения».1

Беспрецедентные времена потребовали беспрецедентных мер: многие правительства стран мира оказались вынужденными прибегнуть к решительным действиям.

21 сентября 2008 г. государственный секретарь США по делам казначейства Генри Полсон выступил с инициативой: выкупки ипотечных ценных бумаг на сумму 700 млрд американских долларов. 8 октября правительство Великобритании объявило о принятии пакета мер, рассчитанных на спасение банковской системы, ассигновав на эти цели примерно 500 млрд фунтов стерлингов, включая 50 млрд на нужды рекапитализации (изменении структуры) банков.2

За этими безотлагательными действиями ведущих финансовых держав последовали соответствующие шаги правительств целого ряда стран, принявших в критической обстановке экстраординарные меры. По мере продолжения и нарастания кризиса большинство правительств поглощено задачей немедленного предотвращения финансового краха. Но властные структуры, по всей вероятности, сознают, что даже в случае успеха в этом направлении их страны еще долго будут преследовать последствия происшедшего, так как финансовые по-

трясения внедрились в реальную экономику, вызвав замедление глобального роста и массовое увеличение безработицы.

Даже до событий конца сентября МВФ снизил свои оценки глобального роста, предсказывая, что «мировая экономики ныне вступает в полосу значительного спада, а страны с наиболее развитыми хозяйствами уже оказались в стадии рецессии или близки к ней».3

В четвертый раз за 12 месяцев МВФ понизил свои прогнозы относительно роста наиболее развитых экономически государств - с 0,9% до 0,1%. Для семи самых экономически продвинутых из них его оценка их роста в 2009 г. составила ниже 1% (самый низкий показатель за последние четверть столетия). Со времени этого прогноза были отмечены случаи еще более низких результатов. Так, экономика Англии в третьем квартале дала даже спад на 0,5%

- для нее это первое такое квартальное понижение с 1992 г. Согласно пониженному ноябрьскому прогнозу МВФ, мировой экономический рост в 2008 г. составит 3,7%*, а в 2009 г. 2,2%. МВФ отмечает нарастание в текущем году рецессии в США, Европе, включая Англию, и Японии, в то время как в развивающихся странах действует пока еще обратная, хотя и слабая, тенденция. Главный экономист ЛК2 (Австралийско-Новозеландского банка) - одного из крупнейших австралийских банков С. Эс-лейк заявил в ноябре по этому поводу следующее: «В развивающихся странах в целом за период после Второй мировой войны не отмечалось снижения ВВП. Однако в глобальных масштабах ситуация выглядит очень неблагоприятной. Мы должны благодарить Всевышнего за положение в развивающихся странах. Будучи в известной степени затронуты кризисом, они, по всей вероятности, двигаются вперёд достаточными темпами так, чтобы глобальный рост в целом не выглядел очень мрач-ным».4

Разразившийся в мире финансово-экономический кризис не обошел стороной и Австралию, обладающую одним из наиболее прочных хозяйств мира, но до сих пор не принес ей столь тяжких последствий, с которыми столкнулись другие экономически высокоразвитые страны. В этой связи уместно сослаться на доводы ее

*Эта цифра была бы существенно ниже, если бы не сохраняющиеся высокие показатели роста экономики Китая и Индии.

нового, лейбористского премьер-министра К. Радда, приведенные им в обращении к нации 28 октября 2008 г. По его словам, «Австралия продемонстрировала исключительную сопротивляемость ударной силе глобального финансового кризиса. Основы австралийской экономики прочны. Мы обладаем устойчивой системой управления. Наша банковская система отличается большой доходностью и высокой капитализированностью. Мы обладаем четырьмя из 14 общепризнанных ведущих банков мира (ANZ, Commonwealth Bank of Australia, National Bank of Australia, Westpac Bank - В.А.). Наше финансовое положение, благодаря профициту бюджета, прочнее, чем почти у всех других развитых стран. Мы вошли в этот период с более высокими темпами роста, чем большинство других стран и более низкой безработицей. При всем этом мы должны исходить из сложившегося положения населения нашей страны, у нас нет иммунитета от этого кризиса. Мы уже сейчас чувствуем его воздействие и оно сохранится еще на долгое будущее».5*

При всех позитивных чертах австралийской экономики ее теснейшая привязанность к мировому рынку не позволяет ей избежать мировых катаклизмов. Вот некоторые доказательства этого:

1. Индекс стоимость акций, реализуемых на фондовой бирже, двухсот основных австралийских компаний, (ASx200) со времени наступления кризиса упал на 40%.

2. В сложившейся ситуации доверие бизнеса к экономике значительно упало. Октябрьский выпуск «Делового обозрения» Национального банка Австралии указал на то, что этот показатель достиг самого низкого уровня за последние 7 лет.6

3. В изменившейся обстановке снизилось и доверие потребителей к рынку. Индекс состояния потребительского рынка высокоавторитетного агентства Мельбурнского университета (Westpac Index of Consumer Sentiment) сократился в октябре на 11%.7

4. Рост ипотечных кредитов (преимущественно на жильё) находился в октябре на самом низком уровне с 1983 г.

5. Количество затребованных разрешений на строительство домов уменьшилось по сравнению с 2007 г. на 8,6%. Теперь оно самое низкое с апреля 2001 г.8

Курс акций горнодобывающего гиганта мира Rio Tinto в ноябре упал в цене на 6,77 доллара, или на 8,57%, а другой широко известной компании BHP Billiton потерял 1,27 доллара, или 4,35%.9

Кризис уже оказал резко отрицательное воздействие на курс австралийского доллара. Его курс, который до кризиса был почти на уровне доллара США, 5 декабря 2008 г. равнялся только 64 центам.10 В прошлом австралийский доллар и так подвергался существенному негативному влиянию сначала Азиатского кризиса 1997 г., а потом развала информационных технологий 2000 г. Центральный в стране Резервный банк Австралии наделен независимым статусом по отношению к операциям с австралийским долларом на денежном рынке, когда он видит в этом необходимость и, по-видимому, ему теперь придется неоднократно пересматривать курс доллара.

Несмотря на общепризнанную в мире до кризиса прочность банковской системы Австралии, ее правительство выражало сильное беспокойство по поводу принятия в ряде стран мира широких банковских гарантий, усматривая в этом возможность обострения собственной проблемы ликвидности. На правительство Австралии к тому же начали оказывать давление обеспокоенные многочисленные владельцы банковских вкладов. Доверие к банковской системе стало резко падать, и банковские организации начали апеллировать к правительству, рассчитывая на его помощь.

Австралия, как и очень многие другие страны, по мнению ее премьер-министра, вступила теперь в неизвестную ей до сих пор и экономически очень опасную пору своей жизни. Он от-

*Следует отметить, что в Австралии уже с начала 2008 г. отмечались весьма неприятные явления в банковской сфере, выразившиеся в банкротстве или вынужденной финансовой поддержке государством таких крупных банков, как Northern Rock (в феврале), Bear Stearns (в марте), Countryside and Indy Mack (в июле).

мечал: «Мы оказались поистине в неведомых водах, когда определяющим политику деятелям брошен вызов, как оперировать в этих водах, используя все возможные имеющиеся в нашем распоряжении инструменты: бюджетную, валютную, административную политику».11

Наступление кризиса вызвало решительные действия со стороны австралийского правительства в двух, по его мнению, главных направлениях: обеспечение стабильности австралийского финансового рынка и поддержание роста национальной экономики. 12 октября правительство Австралии приняло два беспрецедентных в истории страны решения.

Во-первых, руководствуясь намерением поддержать веру в финансовую систему, оно предоставило гарантию сохранения вкладов всем учреждениям, уполномоченным по их принятию, а именно банкам, строительным компаниям и кредитным союзам.

Во-вторых, правительство одновременно объявило о гарантиях при получении банками крупных кредитов из-за границы с тем, чтобы в дальнейшем они могли получить доступ к мировому кредитному рынку и таким образом продолжить финансирование бизнеса.

Для первого из этих проектов правительство ассигновало 800 млрд долл. с тем, чтобы застраховать 15 миллионов имеющихся в стране депозитов, а на второй проект - экстраординарную сумму в 1,2 трлн долл. для финансирования банков. Благодаря этим действиям, по существу были охвачены основы австралийской финансовой системы.

Президент Резервного банка Австралии Г. Стевенс заявил: «Шаги в этом направлении в контексте действий других стран разумны и Резервный банк поддерживает их».12

Руководство Австралии считает, что в нынешних условиях перед ними стоят три главные задачи:

1. Предвидеть дальнейшее развитие событий и, где это возможно, опережать их воздействие.

2. Заранее решительно и жестко реагировать на развертывающиеся процессы.

3. Разработать надлежащие долгосрочные основы политики с тем, чтобы создать такую экономику, которая выйдет из нынешнего кризиса окрепшей и более приспособленной к будущему.

По утверждению премьер-министра, первостепенная задача руководства Австралии состоит в строжайшем следовании указанному курсу, поскольку благополучие страны зависит от способности властей обеспечить доверие населения именно таким путем, а не использованием фанатичных политических манёвров.13

Усилия австралийского правительства по обузданию кризиса пока не принесли ожидаемых плодов. Видные специалисты по делам фондового рынка считают маловероятным, что крайняя неопределенность, во власти которой находятся инвесторы, рассеется в обозримое время, поскольку их неуверенность и страх усиливаются по мере нарастания глобальной рецессии. Министр финансов Л. Таннер заявил

7 ноября о том, что правительство готово предпринять дальнейшие усилия по борьбе с финансовым кризисом, а именно пойти на предоставление новых экономических стимулов, подчеркнув при этом, что возникшие экономические проблемы отличаются большой остротой.14

По свидетельству МВФ, Австралия одна из немногих развитых стран, продолжающих развиваться, хотя ее темп роста в 2009 г. значительно снизится. По его оценке, он составит 1,8%, хотя, по мнению австралийского премьер-министра, эта цифра будет несколько выше -2%. Однако имеют место и более пессимистические прогнозы. Так, ЛК2 ожидает рост лишь в 1,4%, а Национальный банк Австралии

- в 1,3%. По утверждению главного экономиста Австралийского национального банка А. Остера (ноябрь 2008 г.), «рецессия не коснулась большей части австралийской экономики, но уже имеется небольшое количество сфер, где она обнаружит себя».15

Казначейство Австралии утверждает, что трудности в стране будут нарастать. Существенно к июню 2010 г. повысится безработица - от 1,5% до 5,75%. Снижение налогообложения наряду с недавними правительственными антикризисными ассигнованиями поможет экономике остаться наплаву, но приведет к тому, что 3/4 ожидавшегося профицита бюд -жета будет потеряно.

На фоне происшедших в 2008 г. резко негативных событий как в мировой финансовой сфере, так и в экономике вообще, совершенно очевидно, что 2009 г. окажется, скорее всего, еще более тяжелым. Весьма нелегким он будет и для Австралии.

Примечания:

1 Department of Foreign Affairs and Trade. Market Information and Analysis Unit, 28 October, Canberra, 2008

2 Market Information and Analysis Unit, 30 October, Canberra, 2008

3 International Monetary Fund. World Economic Outlook.

4 http://www.news.com.au

5 Market Information and Analysis Unit, 29 October 2008

6 National Bank Australia. Business Survey, September 2008

7 Melbourne University. Westpac Index of Consumer Sentiment, September 2008

8 Market Information and Analysis Unit, 29 October 2008

9 http://www.news.com.au

10 Daily Statistics Release. Exchange Rates, Canberra, 5 December 2008

11 Market Information and Analysis Unit, 29 October 2008

12 Market Information and Analysis Unit, 30 October 2008

13 Ibidem

14 http://www.news.com.au, 8 November 2008

15 Ibidem

Библиография:

Австралии угрожает более сильный финансовый кризис, чем в США// http://www. newsland.ru/News/Detail/id/281654/cat/44

Зиненко И. Финансовый кризис в Австралии может оказаться сильнее, чем в США// http://www.rb.ru/topstory/economics/2008/07/30/ 164643.html

Гарифуллин Н. Кризиса в Австралии нет. И не будет. 09 октября 2008// http://aunews.ru/ ?p=188

Кризис в Австралии// http://vezdecrisis.ru/ news/2009-01-05-14

Мировой финансовый кризис (2008 - 2009)/ / http://ru.wikipedia.org/

OECD Economic Surveys: Australia. OECD Publishing. 2008. - 160 Р.

Повышение экспортных пошлин на круглый лес отложено

Правительство России отложило на год очередное повышение пошлин на вывоз леса-кругляка, запланированное на 1 января 2009 года. Ставка налога должна была вырасти до 50 евро за кубометр. Текущая ставка в 25 процентов от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за кубометр, сохранится до 2010 года. Решение правительства не стало неожиданностью. В ноябре премьер-министр Владимир Путин заявил, что Россия готова отложить повышение экспортного налога на лес на 9-12 месяцев.

Увеличение экспортных пошлин проводится в целях реформирования лесопромышленного комплекса. Вместе с этим в июне 2007 года были введены нулевые вывозные пошлины на пиломатериалы из березы и осины. Власти надеются, что таким образом удастся создать собственное производство глубокой переработки древесины. Предполагается, что оно пройдет в несколько этапов.

Соб. инф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.