Научная статья на тему 'Наркоугроза как вызов для системы глобального управления в начале XXI века'

Наркоугроза как вызов для системы глобального управления в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1571
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТРАФИК / DRUG TRAFFICKING / НАРКОПРОИЗВОДСТВО / НАРКОТОРГОВЛЯ / НАРКОБИЗНЕС / DRUG INDUSTRY / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ANTI-NARCOTIC POLICY / "СЕВЕРНЫЙ МАРШРУТ" / "NORTHERN ROUTE" / АФГАНИСТАН / AFGHANISTAN / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GLOBAL GOVERNANCE / ООН / UNITED NATIONS / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / DRUGS / ILLEGAL DRUG TRADE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Наумов Александр Олегович

В статье исследована проблема производства и транспортировки наркотических веществ из Афганистана, представляющая глобальную угрозу человечеству, рассмотрены ситуация в Афганистане, основные маршруты транспортировки наркотиков из этой страны, политические инструменты противодействия транснациональному наркобизнесу, место и роль США и других стран в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drug threat as a challenge to the system of global governance at the beginning of the XXI century

The article is devoted to the problem of cultivation of opium poppy in Afghanistan and drug trafficking from this country as a global threat. The article provides an overview of the internal situation in Afghanistan, main opium routes, anti-drug dealing political tools and the role of USA and other countries in combating these threats.

Текст научной работы на тему «Наркоугроза как вызов для системы глобального управления в начале XXI века»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2015. № 4

А.О. Наумов

НАРКОУГРОЗА КАК ВЫЗОВ ДЛЯ

СИСТЕМЫ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

В статье исследована проблема производства и транспортировки наркотических веществ из Афганистана, представляющая глобальную угрозу человечеству, рассмотрены ситуация в Афганистане, основные маршруты транспортировки наркотиков из этой страны, политические инструменты противодействия транснациональному наркобизнесу, место и роль США и других стран в этом процессе.

Ключевые слова: наркотрафик, наркопроизводство, наркоторговля, наркобизнес, антинаркотическая политика, «Северный маршрут», Афганистан, глобальное управление, ООН, национальная безопасность.

The article is devoted to the problem of cultivation of opium poppy in Afghanistan and drug trafficking from this country as a global threat. The article provides an overview of the internal situation in Afghanistan, main opium routes, anti-drug dealing political tools and the role of USA and other countries in combating these threats.

Key words: drug trafficking, drugs, illegal drug trade, drug industry, anti-narcotic policy, «Northern route», Afghanistan, global governance, United Nations, national security.

Международный наркотрафик, транснациональная наркоторговля, наркопреступность, наркоугроза в целом сегодня являются одним из глобальных вызовов человечеству. Злоупотребление наркотиками и связанная с этим активность дельцов наркобизнеса, насилие и расширяющаяся коррупция угрожают безопасности миллионов людей во всем мире. Они не только разрушают человеческие жизни, но и ставят под угрозу всю общественную структуру и даже стабильность правительств. Связанные с нарко-

Наумов Александр Олегович — кандидат исторических наук, доцент факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова; е-шаИ: anaoumov@mail.ru

тиками проблемы все шире затрагивают различные страны большинства регионов мира, невзирая на национальные границы и социальное устройство. Эта опасность угрожает всем государствам независимо от их географического местоположения, политической ориентации или уровня экономического развития. Транснациональный наркотрафик — реальная угроза системе глобального управления, которая в современных условиях и так испытывает серьезнейшую турбулентность.

Производство и транзит наркотических средств сегодня превратились в трансграничную, глобальную угрозу человечеству в самых разных областях. Общеизвестно, какой невосполнимый урон наносит их потребление физическому и психическому здоровью нации. С недавних пор наркотики стали еще и инструментом международной политики, транснациональным фактором дестабилизации мирополитической системы. В 1990-е гг. в мире появилась новая угрожающая тенденция: районы незаконного производства и транзита наркотических средств все чаще стали совпадать с зонами вооруженных конфликтов. Наркоторговля наряду с торговлей оружием и международной коррупцией является важнейшим фактором криминализации международных отношений.

Сотрудничество государств в борьбе с данным видом преступлений началось более ста лет назад. Примером этого является заключение в ноябре 1906 г. в Брюсселе Международного соглашения по вопросу о принятии единообразных способов изготовления сильнодействующих лекарств. В 1909 г. в Шанхае прошла конференция по проблемам опиума, в которой участвовали десять стран, включая почти все великие державы того времени, в том числе США и Россию. Затем в ходе Гаагских конференций к 1912 г. были выработаны принципы, сформировавшие основные направления международного контроля над незаконным оборотом наркотиков. Вскоре после окончания Второй мировой войны в 1946—1953 гг. был подписан еще ряд межгосударственных протоколов, вносивших изменения и дополнявших Гаагские соглашения. Важнейшим документом, определившим международно-правовые основы борьбы с незаконным оборотом наркотиков, стала Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., которая предопределила использование наркотических средств исключительно в научных и медицинских целях. В 1988 г. была принята Конвенция ООН о борьбе против неза-

конного оборота наркотических средств и психотропных веществ, внимание в которой было уделено конфискации доходов, полученных от реализации наркотических средств, психотропных веществ, материалов и оборудования для их производства1. Таким образом, в течение XX в. была сформирована полноценная нормативно-правовая база, определяющая международные стандарты легального и незаконного оборота наркотиков. Однако, несмотря на введение санкций, международным и региональным структурам за прошедший период устранить эту проблему так и не удалось.

Особое значение в этой связи имеет ситуация в Афганистане, которую сегодня вполне можно охарактеризовать как катастрофическую для всего мирового сообщества. Более того, проблема наркотиков напрямую связана с продолжающимся вооруженным противостоянием в стране, борьбой с исламским экстремизмом и международным терроризмом, перспективами восстановления стабильности во всем регионе Ближнего Востока. Афганский наркотрафик угрожает безопасности на локальном, региональном и глобальном уровнях. Афганистан не только служит основным источником нелегальных опиатов, но и сам является одной из их главных жертв. Ситуацию осложняет еще и то, что наркоугрозы и модели наркотрафика не носят статичного характера, а динамично развиваются, постоянно меняя направления, методы, характер и масштаб.

В середине второго десятилетия XXI в. Афганистан является главным в мире производителем и поставщиком наркотиков, в первую очередь героина. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), доля афганских опиатов в глобальном рынке составляет более 90%. Примерно треть из них транспортируется по так называемому «Северном маршруту» — через Центральную Азию в Российскую Федерацию. Именно Россия стала мировым лидером по употреблению афганских опиатов, главной жертвой афганской наркоугрозы, превратившись одновременно и в крупнейшего потребителя, и в крупнейшего транзитера афганских опиатов в Европу2. По сведениям ООН, Россия занимает первое место в мире по по-

1 Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 68.

2 См.: Степанова Е.А. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и терроризма. М., 2005. С. 35.

треблению героина. В силу повышенной платежеспособности населения наша страна (наравне с развитыми государствами ЕС) является удобной мишенью для наркодельцов. В результате ежегодно из примерно 100 тыс. наркоманов, умирающих в мире, в России от афганских наркотиков гибнет более трети от общего числа жертв3.

В 1990-е гг. Россия быстро стала транзитной страной и потребителем наркотиков, а в начале XXI в. превратилась в один из крупнейших рынков сбыта афганского героина. По оценкам Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России (ФСКН), ежегодное потребление героина в России составляет 10 т в эквиваленте чистого героина. По оценкам УНП ООН, которые пользуются другой методикой, большая часть героина, перевозимого по северному пути наркотрафика, — около 75—80 т в год — поступает на российский рынок. В ООН считают, что Россия, возможно, является крупнейшим рынком потребления героина афганского происхождения, потребляя почти столько же героина, что и все страны Западной и Центральной Европы, вместе взятые. При этом превращение России из страны с крайне низким уровнем потребления наркотиков (в советский период) в один из крупнейших в мире рынков сбыта героина произошло менее чем за два десятилетия. По оценкам УНП ООН, в 2011 г. опиаты в России потребляли 1,7 млн человек, или 68% от около 2,5 млн российских наркоманов и 1,64% всего населения страны. При этом число новых наркопотребителей достигало 80 тыс. человек в год, смертей от передозировки — 30 тыс., а еще 70 тыс. человек в год умерли от других причин, связанных с употреблением наркотиков4. По некоторым оценкам, соответствующие негативные социально-экономические последствия эквиваленты потере Россией 3% ВВП5.

3 United Nations Office on Drugs and Crimes, UN. World Drugs Report 2009. URL: http://www.unodc.org/documents/wdr/WDR_2009/WDR2009_eng_web.pdf (дата обращения: 15.06.2015); Тренин Д., Малашенко А. Афганистан: взгляд с севера. М., 2010. С. 14.

4 International Narcotics Control Strategy Report. V. I. Washington, 2012. P. 376. URL: http://www. state.gov/documents/organization/187109.pdf (дата обращения: 15.06.2015).

5 Афганский наркотрафик. Совместная оценка угрозы. М., 2014. С. 13. URL: http://www.ewi.info/sites/default/files/ideas-files/JTA-russian.pdf (дата обращения: 15.06.2015).

Ущерб, который наносит России незаконный оборот наркотических средств, можно расценить как национальное бедствие. Речь идет и о прямых людских потерях (эта цифра в несколько раз превышает потери Советской армии за все время войны в Афганистане), и о деградации значительной части генофонда страны, и о материальном ущербе (по оценкам ФСКН по контролю за оборотом наркотиков, он может составить к 2020 г. более 14 трлн руб.6). Таким образом, можно уверенно констатировать, что проблема афганского наркопроизводства и транснационального наркотрафика сегодня действительно приняла угрожающие масштабы и для нашей страны, и для всей системы глобального управления.

* * *

Производство опия и других наркотиков имеет в Афганистане давние традиции, однако только в последние двадцать-трид-цать лет эта проблема приняла столь острые формы. Вывод советских войск и начавшийся в 1992 г. новый виток гражданской войны в Афганистане вывели производство опиума на новый уровень, сделав процесс производства наркотиков абсолютно неподконтрольным. Противоборствующие стороны стали рассматривать наркобизнес как основную статью своих доходов. С середины 1990-х гг. из крупного Афганистан превратился в глобального поставщика опия на мировые рынки, оставив далеко позади недавних лидеров из стран Юго-Восточной Азии. Талибы, пришедшие к власти в 1996 г., увеличили площади под посевы наркосодержащих культур на треть7. Именно талибами были сформированы два основных маршрута поставок героина и опиума в Российскую Федерацию и страны Евросоюза — «Северный маршрут», пролегавший через страны Центральной Азии в Россию и далее в Европу, и «Балканский маршрут» через Иран, Турцию, Балканы и далее снова в страны Евросоюза. Справедливости ради надо заметить, что после определенных дис-

6 См.: Богданов В. Госпрограмма спасет жизни 150 тысячам россиян // Российская газета. 2013. 15 марта. № 6032.

7 См.: Комиссина И., Куртов А. Наркотическая «заря» над Центральной Азией — новая угроза цивилизации // Central Asia & Central Caucasus Press AB. Официальный сайт. URL: http://www.ca-c.org/journal/2000/journal_rus/cac11_ 2000/14.kurtov.shtml (дата обращения: 15.06.2015).

куссий руководство Талибана все же признало производство и употребление героина греховным и повело с ним решительную и эффективную борьбу, накануне американского вторжения введя тотальный запрет на разведение опиумного мака в стране. В итоге к 2001 г. производство наркотических веществ в Афганистане резко сократилось с 2200 т до 185 т в год. Парадоксально, но именно талибы сумели вывести экономику Афганистана из опиумной зависимости, запретив разведение опиумного мака на территории страны. Альтернативным источником доходов для пополнения государственной казны стала контрабанда товаров народного потребления из Пакистана, объемы доходов которой в три раза превосходили доходы от налогообложения выращивания опиума8.

Проведение террористических актов на территории США 11 сентября 2001 г. силами «Аль-Каиды» коренным образом изменили ситуацию вокруг Афганистана. 7 октября 2001 г. войска НАТО во главе с США при участии сил Северного альянса начали военную операцию против движения Талибан. В декабре того же года возглавляемый НАТО международный воинский контингент в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1386 получил название «Международные силы содействия безопасности» (обычно именуемые просто Коалиция), что формально означало получение Североатлантическим альянсом мандата от мирового сообщества на урегулирование ситуации в Афганистане. Данный шаг мог бы коренным образом решить афганскую наркопроблему, окончательно уничтожить всю наркопромышленность на территории Афганистана и положить конец афганскому наркотрафику. Однако этого не произошло. Более того, с началом западного вторжения производство опия и объемы наркотрафика из Афганистана начали возрастать9.

В 2001—2008 гг. различными органами ООН, в первую очередь Советом Безопасности, был принят целый ряд резолюций по борьбе с афганской наркоугрозой (например, резолюции

8 См.: Харитонова Н.И. Проблема афганской наркоугрозы: кто в ответе? //Труд и социальные отношения. 2013. № 3. С. 109; Степанова Е.А. Указ. соч. С. 61.

9 United Nations Office on Drugs and Crimes, UN. Afghanistan. Opium Survey 2013. URL: http://www.unodc.org/documents/crop-monitoring/Afghanistan/ Afghan_report_Summary_Findings_2013.pdf (дата обращения: 05.03.2015).

СБ ООН№ 1378,1589,1659,1806; резолюция ЭКОСОС№ 2006/32), однако ощутимых результатов они не дали. Во многом это происходило из-за пассивности и даже бездействия сил Коалиции на этом направлении. Только в ходе многосторонних консультаций на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 г. было принято решение о том, что страны — участницы Коалиции — могут по своему усмотрению и в ответ на просьбу афганских властей принимать меры по пресечению незаконных действий, связанных с наркотиками, правда, только при наличии четкой связи между этими действиями и деятельностью повстанцев.

Несмотря на последовавшие определенные успехи, перелома в сложившейся ситуации достигнуть так и не удалось. Одна из причин этого кроется в специфике социально-экономического и политического развития Афганистана. Сегодня для разоренного войнами и окончательно обнищавшего афганского крестьянства выращивание опийного мака и получение опия является наиболее выгодным, едва ли не единственным, источником дохода. По доходности эта отрасль значительно превосходит возделывание пшеницы — основной сельскохозяйственной культуры страны. В 2004 г., например, правительство Х. Карзая предлагало афганским земледельцам 1250 долл. за каждый уничтоженный гектар опийного мака, в то время как скупщики сырья для нарколабораторий предлагали в среднем 16 тыс. долл. за урожай, собираемый с этого же гектара10. За килограмм опия афганский крестьянин может получить в десятки раз больше денег, чем за килограмм риса — культуры, которая требует большего ухо-да11. По самым скромным подсчетам, только на сборе опия зарабатывают себе на жизнь около 6 млн афганцев, а с наркоторговлей в той или иной степени связано от 25 до 30 млн человек12, т.е. почти все население страны. Убедить крестьян выращивать в Афганистане другие сельскохозяйственные культуры практи-

10 См.: Хохлов И.И. Производство опийных наркотиков (героина) в Афганистане: инфраструктура наркобизнеса. URL: http://www.planet-of-people.org/htmls/ rus/global_problems/nark_proizvodstvo_opiynih.htm (дата обращения: 05.03.2015).

11 См.: Куртов А. Вашингтон — пособник наркобизнеса в Афганистане. URL: http://www.rusbeseda.ru/index.php?PHPSESSID=32b9c67b8efa4b8f88f3b404 e55559b9&action=printpage;topic=899.0 (дата обращения: 11.06.2015).

12 U.S. Turns a Blind Eye to Opium in Afghan Town // The New York Times. 2010. 20 march. URL: http://www.nytimes.com/2010/03/21/world/asia/21maqa.html (дата обращения: 11.06.2015).

чески невозможно; у кабульского правительства просто нет реальных возможностей для снижения производства опиума на своей территории.

Ситуацию самым значительным образом осложняет продолжающаяся война, неразвитая транспортная инфраструктура, коррупция на всех уровнях власти и отсутствие рынков сбыта для альтернативной продукции сельскохозяйственных предприятий. Более 70% прибылей афганских чиновников всех уровней и до 90% всей валюты циркулирующей в стране, являются деньгами, полученными от торговли героином. Влиятельнейшие фигуры афганского истеблишмента лично контролируют производство и сбыт наркотиков.

И все же ключевой проблемой при реализации усилий мирового сообщества по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Афганистане является фактический отказ руководства войск Коалиции, представляющей собой основную силу в регионе и реально контролирующей значительную часть страны, участвовать в этой борьбе13. Западные войска во главе с США опасаются утратить лояльность местных жителей, для которых выращивание наркотика является единственным источником дохода, и не принимают участия в уничтожении плантаций опийного мака. Несколько лет назад официальный представитель НАТО Дж. Аппатурай прямо заявил: «Мы не можем поставить себя в ситуацию, в которой лишим людей, живущих во второй по бедности стране мира, единственного источника дохода без предоставления им какой-либо альтернативы»14. Характерно, что основной доход от выращивания, производства и последующей продажи наркотических средств получают владеющие маковыми полями фермеры, которые зачастую являются и полевыми командирами, а также коррумпированные правительственные чиновники, чья поддержка необходима Коалиции для поддержания хоть какой-то стабильности в Афганистане. США просто не могут (или не хотят) запретить афганским крестьянам выращивать мак.

13 См.: Никонов В. Смерть идет с Юга // Известия. 2010. 17 июня. URL: http://izvestia.ru/news/362815 (дата обращения: 15.06.2015).

14Цит. по: NATO rejects Russian call for Afghan poppy spraying // Reuters. 26.03.2010. URL: http://www.reuters.com/article/idUKTRE62N56U20100324 (дата обращения: 12.05.2015).

В отличие, например, от России Соединенным Штатам афганские опиаты напрямую не угрожают. По информации сотрудников Управления по борьбе с наркотиками США, лишь 5—6% поступающего на американский рынок героина имеет афганское происхождение. Хотя увеличение притока афганского героина в США через Канаду возможно, масштаб угрозы просто несопоставим с российским. Притом что у США меньше стимулов бороться с опийной угрозой из Афганистана, чем у России, американское присутствие в Афганистане дает США прямой доступ к источнику проблемы и более широкие возможности воздействия на ситуацию внутри страны. Хотя Управление по борьбе с наркотиками США открыло свой кабульский офис уже в январе 2003 г., на этом этапе борьба с наркотиками преимущественно рассматривалась лишь как часть более широких усилий по государственному строительству и развитию сельского хозяйства. Возможности для более активной борьбы с наркотиками ограничивала и зависимость иностранных сил и афганских властей от сотрудничества с полевыми командирами и другими местными лидерами, включая тех, кто напрямую связан с наркоторговлей или опирается на неформальные политические договоренности на местах, которые учитывают интересы производителей и торговцев опием15.

В марте 2009 г. специальный представитель США по Афганистану и Пакистану Р. Холбрук даже назвал ранее выделенные Соединенными Штатами средства на борьбу с наркотиками в Афганистане «наиболее затратной и неэффективной программой» из всех, с которыми он сталкивался «на протяжении сорока лет пребывания на государственной службе и вне ее»16. 27 июня 2009 г. на конференции «Большой восьмерки» в Триесте, посвященной проблеме стабилизации ситуации в Афганистане, Холбрук объявил о пересмотре антинаркотической стратегии США в этой стране17.

15 Афганский наркотрафик. Совместная оценка угрозы. М., 2014. С. 13—14. URL: http://www.ewi.info/sites/default/files/ideas-files/JTA-russian.pdf (дата обращения: 12.05.2015).

16 Blanchard C. Afghanistan: Narcotics and U.S. Policy. Washington, August 12, 2009. P. 2 // Congressional Research Service. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/row/ RL32686.pdf (дата обращения: 12.05.2015).

17 U.S. reverse Afghan drug policy, eyes August vote // Reuters. 27.06.2009. URL: http://www.reuters.com/article/2009/06/27/idUSLR127167 (дата обращения: 15.06.2015).

Обновленная стратегия предусматривала отказ от уничтожения наркопосевов путем массированного опыления химикатами с воздуха и отдавала приоритет сочетанию более активных мер по перехвату наркотиков и борьбе с местными и трансграничными наркоторговцами и нарколабораториями с программами альтернативного сельскохозяйственного развития. В то же время обновленная версия стратегии США по борьбе с наркотиками в Афганистане как в теории, так и на практике оказалась еще сильнее подчиненной интересам американской контрповстанческой стратегии. Меры США по борьбе с наркотиками сосредоточились на выявлении финансирования только тех наркопотоков, за счет которых могли финансироваться силы повстанцев. Иными словами, поддержка усилий по перехвату наркотиков интересовала США лишь настолько, насколько они были направлены против связи наркоторговли с повстанцами, с тем чтобы лишить талибов источников финансирования18.

Усугубляет проблему наркотизации Афганистана еще одно обстоятельство. Согласно оценкам целого ряда экспертов, представители армии США сами участвуют в афганском наркобизнесе19. В данном случае корыстные мотивы перекликаются с военно-политическими интересами. Так, лояльные к силам Коалиции занимающиеся наркобизнесом полевые командиры избирательно освобождаются от любой ответственности, что способствует формированию в Афганистане влиятельных наркокартелей, имеющих реальную власть в стране. Наркомафия в Афганистане явно превратилась во влиятельную и хорошо финансируемую региональную политическую силу, и серьезных намерений поставить этому предел со стороны сил Коалиции не просматривается. Обсуждаемые планы восстановления афганской экономики, разрушенной до основания за десятилетия гражданской войны, сегодня не простираются дальше частичной ликвидации экономического ущерба от налетов американской авиации. С другой стороны, реальная борьба с наркотрафиком может многократно увеличить активность действий афганских группировок против западных сил. По сути, наличие трафика снимает остро-

18 Афганский наркотрафик. Совместная оценка угрозы. М., 2014. С. 14. URL: http://www.ewi.info/sites/default/files/ideas-files/JTA-russian.pdf (дата обращения: 15.06.2015).

19 См.: Комиссина И.Н. Незаконное производство наркотиков в Афганистане //Проблемы национальной стратегии. 2010. № 1 (2). С. 40.

ту противостояния в Афганистане. Сложившаяся критическая ситуация обусловливает рост коррумпированности государственного аппарата и усиление террористических групп. Неудивительно, что за период пребывания коалиционных войск в Афганистане производство наркотиков увеличилось более чем в 40 раз. На сегодняшний день количество посевов опиумного мака достигло исторического максимума и составило, по оценкам ООН, более 200 тыс. га, что самым непосредственном образом отразилось на интенсивности трафика на северном, т.е. на российском, направлении20.

Борьба с афганским наркотрафиком, таким образом, не является первоочередной задачей в стратегии сил НАТО в Афганистане, и эта пассивность приносит крайне негативный результат в области борьбы мирового сообщества с незаконным оборотом наркотиков. В годы президентства Дж. Буша-мл. американские официальные лица прямо признавали, что афганская наркопроблема не является «головной болью» Вашингтона. «Афганские наркотики представляют угрозу для России и Европы, которые являются главными их потребителями»21, — отмечал бывший глава Пентагона Д. Рамсфелд. Для Америки это второстепенная задача, так как до США афганские наркотики доходят в том минимальном количестве, в котором они поставляются через Американский контингент.

Подобная позиция и практика сил Коалиции привела к катастрофическим внутри- и внешнеполитическим последствиям как для Афганистана и соседних стран, так и для системы меж-

20 United Nations Office on Drugs and Crimes, UN. Afghanistan. Opium Survey 2013. URL: http://www.unodc.org/documents/crop-monitoring/Afghanistan/Afghan _report_Summary_Findings_2013.pdf (дата обращения: 15.06.2015); Барщевский М. Героиновый капкан: Интервью с главой ФСКН РФ В.П. Ивановым //Российская газета — Неделя. № 4944 (120). 2009. 2 июля; Глава ФСКН: после начала операции в Афганистане производство наркотиков выросло в 44 раза. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/13532.html (дата обращения: 12.04.2015); Президент Российской Федерации Владимир Путин провел рабочую встречу с директором ФСКН России Виктором Ивановым. 20.01.2014. URL: http://www.fskn. gov.ru/includes/periodics/events_main/2014/0120/120328468/detail.shtml (дата обращения: 15.06.2015).

21 U.S. Department of Defense. Office of the Assistant Secretary of Defense (Public Affairs). DoD News Briefing with Secretary Rumsfeld and Minister Nazarov from Tajikistan. URL: http://www.defense.gov/Transcripts/Transcript.aspx?TranscriptID=45 (дата обращения: 12.04.2015).

дународных отношений в целом. Афганистан превратился в уникальную, абсолютно легальную базу производства героина. На текущий момент Афганистан производит 92% мирового объема опиума и фактически является монополистом на мировом рынке героина. На территории Афганистана действуют почти две сотни наркокартелей. Объемы наркотрафика из страны продолжают расти, достигая суммы в 3 млрд долл. в год22, которые во многом идут на подпитку международного терроризма и религиозного экстремизма.

Более того, наркотрафик из Афганистана имеет разнонаправленные потоки, что несет реальную угрозу целой группе государств. По данным американского центра «Стратфор» (8Ца1-Гог), к началу второго десятилетия XXI в. образовались три основных маршрута нелегальной транспортировки афганских опиатов. 40% афганского наркотрафика приходится на иранское направление, попадая из Ирана в Азербайджан, Турцию, Балканские страны, а затем в Европу. Еще 30% экспорта наркотиков из Афганистана направляется в Пакистан, впоследствии попадая либо в тот же Иран, либо в порты Аравийского моря, откуда они расходятся по всему миру. Наконец, 25% афганского наркотрафика приходится на страны Центральной Азии — Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и Туркменистан, откуда транзитом через Казахстан достигают России23. В последние годы афганские наркодельцы прокладывают себе все новые маршруты.

Определенное количество опиатов и героина оседает в стра-нах-транзитерах, но конечными рынками этого наркотрафика являются Россия и страны Евросоюза. По данным ООН, гражданами ЕС в 2009 г. было употреблено наркотиков в размере 711 т в опиумном эквиваленте («лидерами» здесь выступают ведущие европейские государства — Великобритания, Италия, Франция и Германия); в России этот показатель был равен 549 т, в Иране — 547 т. Причем в России и Европе больше распространен именно героин (21 и 26% мирового потребления соответственно). Сегодня афганский героин — смертельная угроза как

22 Afghanistan: Narcotics and U.S. Policy. August 12, 2009 // Congressional Research Service. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL32686.pdf (дата обращения: 11.04.2015).

23 STRATFOR Global Intelligence. Afghanistan: Global Trade Hub for Illicit Opiates (Special Report). URL: http://www.stratfor.com/memberships/158062/ana-lysis/ 20100328_out_afghanistan_hub_global_trade_illicit_opiates (дата обращения: 15.06.2015).

для стран Европейского союза и России, так и для целой группы азиатских (особенно Китая, Индии, Ирана, Пакистана) и африканских государств, США и Канады. Куда бы ни доходили афганские наркотики, они несут серьезные вызовы национальной безопасности: подрывается здоровье населения, уничтожается его генофонд (потребителями героина становится именно молодежь), растет преступность, стремительно возрастает коррупция, ухудшается социальная стабильность в обществе, возникают очаги экстремизма и терроризма. Опасность представляет и тот факт, что из-за непрекращающегося наркотрафика из Афганистана цена на героин постоянно снижается, что означает его большую доступность для населения. Только по официальным данным, за последние десять лет количество зарегистрированных больных с диагнозом «наркомания» в мире выросло на 60%; от наркотической зависимости, в первую очередь героиновой, сегодня страдает около 30 млн человек24.

Афганская наркопроблема оказывает самое негативное воздействие и на криминализацию международных отношений в целом. Нелегальное производство и последующий наркотрафик из Афганистана напрямую связаны с массой транснациональных угроз мировому сообществу. Фактор афганских наркотиков дестабилизирует ситуацию в целом ряде регионов мира, в первую очередь в странах Ближнего Востока и Центральной Азии. Доходы от их продажи являются значительным источником финансирования террористических организаций, повстанческих группировок и экстремистских религиозных движений от Талибана и «Аль-Каиды» до Хизб ут-Тахрир. Прямая и непосредственная связь существует между афганской наркоторговлей, с одной стороны, и транснациональной организованной преступностью и незаконной торговлей оружием — с другой.

Не стоит забывать и тот факт, что результаты глобализации и развитие новых информационных технологий также используются наркобизнесом. В первую очередь наибольшую опасность представляет постоянное совершенствование технологий, позволяющих анонимно распространять наркотики, в том числе и тяжелые. Подпольный онлайн-рынок (интернет-сайты Silk

24 United Nations Office on Drugs and Crimes, UN. World Drugs Report 2013. URL: http://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/World%20Drug%20Report %202013.pdf (дата обращения: 15.06.2015).

Road, Atlantis, Black Market Reloaded и др.25) бурно развивается и сохраняет анонимность, поскольку оперирует цифровой крип-товалютой биткоин, которая, как известно, сегодня уже свободно обменивается на обычные деньги, а наркотики, приобретенные за электронные расчетные единицы, поступают покупателям по почте в вакуумной упаковке либо доставляются курьерами. (Интересно, что в конце января 2014 г. глава биткоин-биржи Bitlnstant Ч. Шрем был арестован в США по обвинению в отмывании денег. Он обвиняется в продаже биткоинов на сумму 1 млн долл. США как раз пользователям интернет-магазина наркотиков Silk Road).

Сложившаяся ситуация вызывает серьезную озабоченность в мировом сообществе. Характерно, что в последнее время афганский вопрос оказался в центре общественно-политических дискуссий даже в США, ранее обходивших вниманием эту проблему. Это неудивительно, ведь по данным ООН, в США уже насчитывается почти 1 млн героиновых наркозависимых. Как уже говорилось, в Вашингтоне начали признавать неэффективность собственных усилий по борьбе с незаконным производством наркотиков в Афганистане и степень тяжести последствий, которые вызывает данная пассивность. В марте 2009 г. президент Б. Обама был вынужден констатировать, что афганская экономика «подорвана наркоторговлей, которая усиливает криминализацию общества и спонсирует повстанцев», а в августе 2009 г. на ситуацию отреагировал американский конгресс, аналитики которого подготовили и выпустили солидный доклад «Афгани-

25 См.: Семёнов В.С. Наркотрафик и незаконное производство наркотических средств как угроза национальной безопасности (региональный аспект) // Государственное и муниципальное управление: Ученые записки СКАГС. 2013. № 4. С. 206; Гринберг Э. Короли наркотрафика: как устроена онлайн-торговля наркотиками//Форбс. 29.08.2013. URL: http://www.forbes.ru/tekhnologii/internet-i-svyaz/243975 (дата обращения: 15.06.2015). Интересно, что хозяин сайта «Шелковый путь», наладивший анонимную продажу наркотиков онлайн, публикует в сети идеологические манифесты, позиционируя себя как радикального революционера-либертарианца, строителя анархического цифрового пространства, противостоящего засилью государственного регулирования и борющегося с несправедливым налогообложением. Свою преступную деятельность он обосновывает необходимостью разрушить монополию государства на распределение благ и вернуть власть отдельным людям. Сегодня на наших глазах наркобизнес перерастает рамки бизнеса как такового; он все более обретает черты масштабного социально-политического проекта, в рамках которого предлагаются альтернативные варианты будущего, иные образы социальных отношений, иерархий, ценностей и смыслов, формируется собственная субкультура.

стан: наркотики и политика США». В почти пятидесятистранич-ном документе открыто признавалось, что, несмотря на усилия войск союзников, Афганистан по-прежнему остается мировым производителем опиатов, что в свою очередь серьезно подрывает успехи антитеррористической кампании, начатой после 11 сентября 2001 г. Белому дому и конгрессу настоятельно рекомендовалось разработать меры по реорганизации антинаркотической борьбы в качестве важной составной части новой стратегии стабилизации Афганистана26.

В январе 2010 г. «Нью-Йорк Таймс» и «Интернэшнл геральд трибюн» одновременно опубликовали статью, в которой бывший командующий 40-й армией СССР в Афганистане Б. Громов и постпред Российской Федерации при НАТО Д. Рогозин предостерегали Североатлантический альянс от продолжения неэффективной политики по борьбе с афганским наркопроизводством. «Когда жители Запада считают гробы военнослужащих НАТО, прибывшие из Афганистана, пусть не забывают прибавить гробы американцев и европейцев, погибших от талибского героина у себя на родине»27, — указывали на страницах центральных американских изданий российские политики.

20 марта 2010 г., сразу после успешного завершения крупной боевой операции против талибов в центре опиумной индустрии Афганистана городе Марджа (провинция Гильменд), в результате которой не было уничтожено ни одной маковой головки, с обширной статьей вновь вышла влиятельная «Нью-Йорк таймс». Уже один заголовок — «Америка закрывает глаза на производство опиума в Афганистане» — говорил о наличии серьезных дискуссий в американской политической и общественной элите в отношении этой проблемы. Пожалуй, впервые на страницах центральной прессы американская политика в Афганистане была подвергнута столь откровенной критике за двойственность и непоследовательность в борьбе с наркоугрозой в стране28.

26 См.: Afghanistan: Narcotics and U.S. Policy. August 12, 2009 // Congressional Research Service. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL32686.pdf.Ibid (дата обращения: 15.06.2015).

27 Russian Advice on Afghanistan // International Herald Tribune: The New York Times. 2010.12jan. URL: http://www.nytimes.com/2010/01/12/opinion/12iht-edrogozin.html?scp=3&sq=Gromov&st=cse (дата обращения: 15.06.2015).

28 U.S. Turns a Blind Eye to Opium in Afghan Town //The New York Times. 2010. 20 march. URL: http://www.nytimes.com/2010/03/21/world/asia/21marja.html (дата обращения: 18.03.2015).

Тем не менее никаких реальных подвижек в политике США не произошло. Ни американское правительство, ни их партнеры по Коалиции до сих пор не считают направление борьбы с наркобизнесом приоритетным. Вашингтон и его союзники не предпринимают никаких мер по сокращению производства опийных наркотиков в Афганистане. При этом политическое значение усиливающихся связей между наркобизнесом и международным терроризмом — главной угрозой для глобальной безопасности США — общепризнано даже в самой Америке. Очевидно, что геополитическая заинтересованность некоторых государств в сохранении наркобизнеса как мощного средства для давления на соседние с Афганистаном государства и создания атмосферы «управляемого хаоса» в регионе настолько востребована, что заслоняет реальные угрозы национальной безопасности США.

Наличие в лице Афганистана источника постоянной напряженности в регионе делает правительства целого ряда сопредельных государств, в первую очередь бывших советских республик Средней Азии, более податливыми внешнему влиянию США, так как наркобизнес является питательной почвой для коррупции и экстремистских и террористических организаций в регионе, ослабляя позиции правящих режимов в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии. С другой стороны, главный антагонист США в регионе — Иран — также испытывает постоянное давление со стороны очага наркобизнеса у своих восточных границ, что требует отвлечения значительных сил и средств от решения других задач, стоящих перед Тегераном. Наконец, значительный урон афганский наркотрафик наносит и национальной безопасности двух главных геополитических противников США начала XXI в. — Китаю и России.

* * *

Вывод основной части войск США из Афганистана, начавшийся в 2014 г., с большой долей вероятности приведет к всплеску религиозного экстремизма, международного терроризма, дальнейшей криминализации и наркотизации Афганистана. Скорее всего, эти процессы подтолкнут увеличение производства и экспорта афганского героина, так как местные племенные группировки, участвующие в перераспределении власти, остро нуждаются в деньгах. Именно наркоторговля станет одним из основных источников финансирования исходящей из Афганистана глобальной террористической угрозы. И пока, к сожалению, у мирового сообщества нет внятной стратегии борьбы с этим транснациональным вызовом.

Безуспешность борьбы с афганским наркотрафиком заключается в целом ряде причин и обстоятельств, прежде всего в бессистемности попыток решить этот вопрос, несогласованности интересов и действий основных акторов. Кроме того, по мнению ряда специалистов, на текущий момент основные усилия по предотвращению наркоугрозы по инерции идут на локальном или региональном уровне, и именно здесь они стагнируют, в то время как корень проблемы лежит на глобальном уровне29. Для преодоления нынешнего кризиса необходимы свежие идеи и новые игроки.

Для России наиболее важный вывод из нынешней ситуации в регионе заключается в том, что производство афганских наркотиков в обозримой перспективе сохранится и, вероятнее всего, будет нарастать. Согласно докладу Управления ООН по наркотиками и преступности, производство опиатов в стране в последние три года неуклонно возрастало и в 2013 г. должно было достигнуть исторического максимума в 5500 т30. При этом, даже если наркопроизводство в Афганистане будет немедленно остановлено, уже готовых запасов наркотического зелья хватит, чтобы еще несколько лет поддерживать наркотрафик на нынешнем уровне. Все это, конечно, бросает серьезный вызов безопасности Российской Федерации и ставит Москву перед необходимостью разработки адекватного ответа. Показательно, что именно сейчас Россия возобновляет свое присутствие в Афганистане, ведь ни у кого не вызывает сомнения, что без ее участия борьба с афганской наркоугрозой обречена на провал31.

29 См.: Крупное Ю., Левинсон Л. Война с наркотиками — проиграна? // Индекс безопасности. 2011. № 3 (98). С. 92.

30 United Nations Office on Drugs and Crimes, UN. Afghanistan. Opium Survey 2013. URL: http://www.unodc.org/documents/crop-monitoring/Afghanistan/Afghan _report_Summary_Findings_2013.pdf (дата обращения: 15.06.2015); United Nations Office on Drugs and Crimes, UN. World Drugs Report 2013. URL: http://reliefweb.int/ sites/reliefweb.int/files/resources/World%20Drug%20Report%202013.pdf (дата обращения: 15.06.2015).

31 Ярким примером может служить проведение по инициативе ФСКН операций «Канал», в ходе которых за последние десять лет был ликвидирован целый ряд крупных поставок наркотиков из Афганистана по «Северному маршруту». И если в 2003 г. в операции «Канал» участвовало только шесть государств, то в последней, проходившей с 28 августа по 3 сентября прошлого года, — уже 19, в том числе Иран, Китай, Пакистан и США, и впервые в операции участвовали представители правоохранительных органов Афганистана (см.: Хамирзов А.А. Наркополитика России и США // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4. С. 458—459).

Сегодня стало понятно, что в одиночку справиться с наркотрафиком не под силу ни США, ни России, ни любой другой крупной и влиятельной мировой или региональной державе. Наркоугроза является поистине глобальным вызовом, и борьба с ней должна вестись комплексно, во взаимосвязи с другими угрозами. На повестке дня стоит вопрос о выработке четкой и последовательной антинаркотической стратегии, центром которой по логике вещей должна стать Организация Объединенных Наций.

Действительно, начиная с последних десятилетий XX в. международное сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков осуществляется в рамках определяющих антинаркотическую политику Конвенций при главной роли органов ООН (в первую очередь Комиссии по наркотическим средствам и Управления ООН по наркотикам и преступности)32. Представляется, что, имея столь разветвленную структуру и мощный бюрократический аппарат, ООН должна взять на себя функции коллективного организатора и идеолога глобальной антинаркотической борьбы.

В задачи всемирной организации, переживающей, правда, нелегкие времена, должны быть поставлены эффективное противодействие идущей из Афганистана наркоугрозе и координация международных усилий по решению данной проблемы на глобальном уровне. Одной из действенных мер сегодня могло бы стать, например, формирование под эгидой ООН антинаркотического «пояса безопасности» вокруг Афганистана в виде системы пресечения контрабанды наркотиков на границах с этой страной и на границах государств, находящихся на пути наркотрафика. Тем не менее на сегодняшний день Организация Объединенных Наций, равно как и силы международной Коалиции во главе с США в самом Афганистане, не могут похвастаться реальными успехами на этом фронте.

30 января 2013 г., в условиях объективного падения глобального авторитета ООН и нежелания США эффективно бороться с афганской наркоугрозой, Россия вышла из Соглашения о сотрудничестве в осуществлении правоохранительной деятельности и контроля за наркотиками, заключенного между Россией

32 См.: Батурин С. Противодействие международному наркобизнесу // Социально-политические науки. 2012. № 1. С. 189.

и США 25 сентября 2002 г.33 Пожалуй, России, окончательно не прерывая сотрудничества с американскими партнерами в Афганистане, в нынешних сложных геополитических условиях стоит прекратить надеяться на поддержку Вашингтона в борьбе с афганской наркомафией. Гораздо эффективнее выглядит перспектива более тесного взаимодействия с региональными державами, прежде всего с Казахстаном, Ираном, Китаем, Индией. Одновременно следует обратить внимание на укрепление таджикско-афганской границы и оказание помощи в развитии самому Афганистану.

Более того, целесообразно выйти с инициативой по созданию нового многостороннего института — инновационной по характеру международной структуры, наделенной самыми высокими полномочиями, которая объединила бы усилия всех заинтересованных стран и была нацелена исключительно на борьбу с афганским наркотрафиком. Данная организация может и должна иметь мандат ООН, а ее членами должны стать государства, напрямую заинтересованные в прекращении нелегального производства и поставок героина из Афганистана — Россия, страны Центральной Азии, Китай, Иран, Индия, Турция, государства Евросоюза.

Большая роль должна быть отведена и региональным международным организациям, в первую очередь ОДКБ, а также ШОС и Евразийскому союзу, возможно, БРИКС (в формате российско-китайско-индийского сотрудничества). Необходимо выстраивать региональную архитектуру безопасности, способную нейтрализовать афганскую наркоугрозу, привлекать к решению данной проблемы новые динамично развивающиеся межгосударственные объединения.

Наконец, в борьбе с афганским наркотрафиком и его последствиями следует активно задействовать институты публичной дипломатии России. Используя механизмы влияния российской «мягкой силы», привлекая к обсуждению проблемы мировое и российское экспертные сообщества, неправительственные организации, СМИ, выдающихся российских деятелей искусства и культуры, бизнес-сообщество, можно и нужно изменить международную повестку дня, довести до мирового об-

33 Распоряжение от 28 января 2013 г. № 66-р «О прекращении действия соглашения между Россией и США о сотрудничестве в правоохранительной деятельности и контроле за наркотиками». URL: Шр://правительство.рф^оу/ results/22578 (дата обращения: 15.06.2015).

щественного мнения всю важность афганской наркоугрозы как

глобального вызова человеческой цивилизации.

* * *

В середине второго десятилетия XXI в. ситуация в Афганистане остается крайне напряженной и неустойчивой. В условиях продолжающего вооруженного конфликта, глубоко укоренившейся опийной экономики и в отсутствие у целых слоев населения и районов страны альтернативных источников дохода маловероятно, чтобы применявшиеся до сих пор меры и стратегии по противодействию наркотикам привели к какому-либо существенному сокращению наркопроизводства в краткосрочной перспективе. Кроме того, слабость пограничного контроля и неэффективность антинаркотической политики как стран Коалиции, так и соседних центральноазиатских государств не позволяют угнаться за новыми растущими возможностями для наркотрафика, которые объективно создаются в условиях расширения торговых потоков и развития транспортной инфраструктуры в регионе.

Для России проблема наркотиков стала одной из экзистенциальных угроз. Не случайно Совет безопасности Российской Федерации включил незаконный оборот наркотиков в число трех главных вызовов национальной безопасности наряду с терроризмом и нелегальной миграцией34. Как заявил 31 октября 2014 г. директор ФСКН России В. Иванов, на сегодняшний день наркоситуация в Российской Федерации свидетельствует о том, что героиновое давление на нашу страну извне не ослабевает и имеет тенденцию к увеличению. По его словам, ежегодно в Афганистане продуцируется до 150 млрд разовых доз, что в двадцать пять раз превышает численность населения земного шара, не говоря уже о составляющих триллион разовых доз трех тысяч тонн чистого героина, складированного в арсеналы в непосредственной близости от России35.

34 Заявление секретаря Совета Безопасности РФ Николая Патрушева // РИА-Новости. 22.09.2011. URL: http://rt.com/politics/security-world-hold-meeting-093 (дата обращения: 15.06.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 31 октября 2014 г. состоялась пресс-конференция председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова о ликвидации крупного преступного сообщества в Московской области // ФСКН России. URL: http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/events_right/2014/ 1031/164833172/detail.shtml (дата обращения: 15.06.2015).

Для нашей страны афганский наркотрафик представляет собой прямую угрозу жизни и здоровью ее населения, экономическому развитию, военно-политической безопасности, т.е., по сути, самому будущему России как сильной и стабильной державы, ответственному игроку в системе глобального управления. Именно поэтому Москва сейчас демонстрирует повышенную готовность к проработке эффективных механизмов и формированию общей платформы для борьбы с афганской наркоугрозой как одной из опасностей глобального масштаба. На этом пути Россия открыта к сотрудничеству и с национальными правительствами, и с международными структурами, и с неправительственными акторами.

Сегодня необходимо объединить весь опыт мирового сообщества по противодействию афганской наркоугрозе, свести усилия разных стран по борьбе с незаконным оборотом афганских опиатов к единому вектору, обязать международные силы, ответственные за порядок в Афганистане, и сами афганские власти кардинально изменить линию борьбы с наркопроизводством, создать эффективный санитарный кордон на пути наркотрафика из страны. При самом непосредственном участии России эти меры должны наконец ликвидировать действительно глобальную угрозу человечеству в XXI в.

Список литературы

31 октября 2014 года состоялась пресс-конференция председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова о ликвидации крупного преступного сообщества в Московской области // ФСКН России. URL: http://www.fskn.gov.ru/ includes/periodics/events_right/2014/1031/164833172/detail.shtml

Афганский наркотрафик. Совместная оценка угрозы. М., 2014. URL: http://www.ewi.info/sites/default/files/ideas-files/JTA-russian.pdf

Барщевский М. Героиновый капкан: Интервью с главой ФСКН РФ В.П. Ивановым // Российская газета — Неделя. 2009. 2 июля. № 4944 (120).

Батурин С. Противодействие международному наркобизнесу // Социально-политические науки. 2012. № 1.

Богданов В. Госпрограмма спасет жизни 150 тысячам россиян // Российская газета. 2013.15 марта. № 6032.

Глава ФСКН: после начала операции в Афганистане производство наркотиков выросло в 44 раза. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/ 13532.html

Гринберг Э. Короли наркотрафика: как устроена онлайн-торговля наркотиками // Форбс. 29.08.2013. URL: http://www.forbes.ru/tekhnologii/ internet-i-svyaz/243975

Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. Заявление секретаря Совета Безопасности РФ Николая Патрушева // РИА-Новости. 22.09.2011. URL: http://rt.com/politics/security-world-hold-meeting-093

Комиссина И.Н. Незаконное производство наркотиков в Афганистане // Проблемы национальной стратегии. 2010. № 1 (2).

Крупное Ю, Левинсон Л. Война с наркотиками — проиграна? // Индекс безопасности. 2011. № 3 (98).

Куртов А. Вашингтон — пособник наркобизнеса в Афганистане. URL:http://www.rusbeseda.ru/index.php?PHPSESSID=32b9c67b8efa4b8f 88f3b404e55559b9&action=printpage;topic=899.0

Никонов В. Смерть идет с Юга // Известия. 2010. 17 июня. URL: http://izvestia.ru/news/362815

Президент Российской Федерации Владимир Путин провел рабочую встречу с директором ФСКН России Виктором Ивановым. 20.01.2014. URL: http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/events_main/ 2014/0120/120328468/detail.shtml

Распоряжение от 28 января 2013 г. № 66-р «О прекращении действия соглашения между Россией и США о сотрудничестве в правоохранительной деятельности и контроле за наркотиками». URL: http:// правительство.рф/gov/results/22578

Семёнов В.С. Наркотрафик и незаконное производство наркотических средств как угроза национальной безопасности (региональный аспект) // Государственное и муниципальное управление: Ученые записки СКАГС.2013. № 4.

Степанова Е.А. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и терроризма. М., 2005.

ТренинД, Малашенко А. Афганистан: взгляд с севера. М., 2010. Хамирзов А.А. Наркополитика России и США // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4.

Харитонова Н.И. Проблема афганской наркоугрозы: кто в ответе? // Труд и социальные отношения. 2013. № 3.

Хохлов И.И. Производство опийных наркотиков (героина) в Афганистане: инфраструктура наркобизнеса. URL: http://www.planet-of-people.org/htmls/rus/global_problems/nark_proizvodstvo_opiynih.htm

Afghanistan: Narcotics and U.S. Policy.August 12,2009 // Congressional Research Service. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL32686.pdf

Blanchard C. Afghanistan: Narcotics and U.S. Policy. Washington, August 12, 2009. P. 2 // Congressional Research Service. URL: http:// www.fas.org/sgp/crs/row/RL32686.pdf

International Narcotics Control Strategy Report, V. I. Washington, 2012. URL: http://www.state.gov/documents/organization/187109.pdf

NATO Rejects Russian Call for Afghan Poppy Spraying // Reuters. 26.03.2010. URL: http://www.reuters.com/article/idUKTRE62N56U20100324 Russian Advice on Afghanistan // International Herald Tribune: The New York Times. 2010. 12 jan. URL: http://www.nytimes.com/2010/ 01/12/opinion/12iht-edrogozin.html?scp=3&sq=Gromov&st=cse

STRATFOR Global Intelligence. Afghanistan: Global Trade Hub for Illicit Opiates (Special Report). URL: http://www.stratfor.com/memberships/ 158062/analysis/20100328_out_afghanistan_hub_global_trade_illicit_opiates The Global Afghan Opium Trade: A Threat Assessment. Vienna, 2011. URL: http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/Studies/Global _Afghan_Opium_Trade_2011-web.pdf

U.S. Department of Defense. Office of the Assistant Secretary of Defense (Public Affairs). DoD News Briefing with Secretary Rumsfeld and Minister Nazarov from Tajikistan. URL: http://www.defense.gov/Transcripts/ Transcript.aspx?TranscriptID=45

U.S. Reverse Afghan Drug Policy, Eyes August vote//Reuters. 27.06.2009. URL: http://www.reuters.com/ article/2009/06/27/idUSLR127167

U.S. Turns a Blind Eye to Opium in Afghan Town // The New York Times. 2010. 20 march. URL: http://www.nytimes.com/2010/03/21/world/ asia/21marja.html

United Nations Office on Drugs and Crimes, UN. Afghanistan. Opium Survey 2013. URL: http://www.unodc.org/documents/crop-monitoring/ Afghanistan/Afghan_report_Summary_Findings_2013.pdf

United Nations Office on Drugs and Crimes, UN. World Drugs Report 2009. URL: http://www.unodc.org/documents/wdr/WDR_2009/WDR2009 _eng_web.pdf

United Nations Office on Drugs and Crimes, UN. World Drugs Report 2013. URL: http://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/World% 20Drug%20Report%202013.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.