Король В. Л.
Миротворческая деятельность митрополита Минского и Белорусского Филарета
В статье освещается роль митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева К. В.) в развитии миротворческой деятельности белорусских епархий Русской православной церкви. Выявлены предпосылки, основные направления и формы церковного миротворчества, взаимоотношения Церкви, государства и общественных организаций в деле защиты мира. Рассмотрены отношения белорусских епархий с международными религиозными организациями в вопросах миротворчества, а также участие представителей церкви в различных антивоенных мероприятиях в Беларуси и за рубежом. В статье показано, что в условиях атеизации общественно-политической жизни и напряженности в государственно-церковных отношениях миротворчество было одним из важнейших факторов, который позволил церкви сохранить себя как социальный институт, повысить свой авторитет и наладить диалог с государством.
Ключевые слова: антивоенное движение, белорусские епархии, внешние связи, защита мира, миротворческая деятельность, религиозные организации, Русская православная церковь, христианские церкви.
Одним из наиболее значимых в истории православной церкви в Беларуси во второй половине ХХ века был период, когда во главе ее находился митрополит Минский
и Белорусский Филарет. Митрополит Филарет (в миру — Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 года в Москве, получил степень кандидата богословия в Московской духовной академии, занимал должность инспектора и заведующего аспирантурой и ректора Московской духовной академии. До перезда в Беларусь он был епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии, епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Средней Европы. Кроме того, он занимал пост второго заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата, являлся членом Комиссии Священного Синода РПЦ по вопросам христианского единства [1, с 132]. Таким образом, до того, как стать митрополитом Минским и Белорусским, Филарет проявил себя как авторитетный церковный деятель не только внутри страны, но и за рубежом.
Роль государственно-церковных отношений в развитии деятельности белорусских епархий в защиту мира
Митрополит Филарет возглавил Минскую и Белорусскую епархию в 1978 г., сменив на этом посту митрополита Антония (Мельникова А. С.). В то время государственно-церковная политика, проводимая в Беларуси, была направлена на вытеснение религии из сознания людей и общественной жизни. Открытые гонения на религию были прекращены, однако государство продолжало искусственно ограничивать количество религиозных организаций и приходов, не утихала кампания атеистической пропаганды и вытеснения
религии на периферию общественной жизни. В таких условиях количество церквей и приходов православной церкви в Беларуси продолжало сокращаться. Если в 1965 г. в республике было 420 церквей, в 1970 г. — 380, в 1975 г. — 373, то к 1985 г. осталось лишь 369 [2, с. 302]. Митрополит Филарет позже написал об этом в своих воспоминаниях: «1978 год — это год, еще далекий от перестройки. Первые десять лет трудно было сделать что-то внешне заметное для Церкви. Речь не шла об открытии новых храмов, а об укреплении того достояния, которое мне было вручено Церковью. Нужно было заниматься консолидацией церковных сил, и прежде всего пастырей вокруг своего епископа. <.. .> Таким образом мы укрепляли свои внутренние позиции» [4, с. 84].
Однако и в таких сложных условиях митрополит многое сделал для активизации церковной жизни и улучшения положения церкви в Беларуси. В 1980 году, благодаря его усилиям, была открыта викарная кафедра в городе Пинске. В 1984 году был установлен праздник в честь Собора всех белорусских святых. Во многих храмах проводились ремонтные и реставрационные работы, в том числе и в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. В 1985 г. было построено новое здание Минского епархиального управления [1, с. 177-183]. Одной из наиболее острых проблем белорусских епархий в то время была нехватка священнослужителей в приходах. Количество священников, благодаря усилиям владыки, постепенно росло. Если в 1978 г. в епархии на 369 церквей приходилось 347 священников, 17 диаконов, то уже в 1981 г. на 370 церквей — 383 священника. Митрополит Филарет лично посещал епархии и приходы,
общался со священнослужителями и верующими, узнавал об их проблемах и старался решить их [2, с. 12].
Митрополит Филарет прилагал усилия к тому, чтобы добиться расположения властей, поскольку от личных отношений с органами власти зависела во многом дальнейшая судьба церкви. В лице своего главы, несмотря на богоборческую политику государства, церковь заявляла о своем лояльном отношении к власти, подчеркивая в первую очередь значимость усилий государства в борьбе за мир на земле. Это было замечено высшим руководством республики. 3 октября 1983 г. в Минске впервые состоялась встреча председателя Совета Министров БССР В. И. Бровикова, уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по БССР А. М. Залесского и митрополита Филарета. Ее можно считать знаковой, поскольку на встрече митрополит официально озвучил позицию общественного и патриотического служения клириков и мирян епархии, готовность участвовать в движении за мир, которое в то время было весьма актуальным в Советском Союзе [6, с. 7].
Вопросы сохранения мира особенно остро стояли на повестке дня в 1970-1980-е годы, в условиях холодной войны, нарастания гонки вооружений и ядерной угрозы для всего человечества. В литературе широко распространено утверждение, что миротворческая деятельность церкви была своего рода политичеким заказом государства, который церковь стремилась выполнять, чтобы получить определенные дивиденты. Но вот что об этом писал митрополит Филарет: «Спустя годы мы слышали мнения, высказываемые и внутри Церкви, и в обществе в целом, что "миротворческие" темы были навязаны государством и могут расцениваться только как его полити-
ческий заказ. На самом деле вопросы защиты мира включали широкий круг социально-этических тем. <...> Кроме того, критики, видимо, забыли, что в 70-80-е годы двадцатого века мир буквально балансировал на грани термоядерной войны, и вопросы миротворчества были чрезвычайно важны» [7, с. 228].
Следует подчеркнуть тот факт, что белорусские епархии были частью Русской православной церкви. По этой причине в их миротворческой деятельности находили отражение важнейшие тенденции миротворчества РПЦ. Что собой представляло миротворчество церкви в то время? Следует отметить, что оно получило развитие уже в послевоенные годы. Патриотические, антифашистские, антивоенные позиции Русской православной церкви, проявившиеся во время Великой Отечественной войны, стали той основой, на которой развивалась её миротворческая деятельность весь послевоенный период. Она представляла собой осуществляемый церковью в различных формах комплекс мер, действий, решений, направленных на сохранение мира, прекращение войн и предотвращение военных конфликтов, основанных на православной концепции войны и мира. Данная концепция в религиозно-богословской и научной литературе получила название «иринология», «православная мирология» или «богословие мира» [8, с. 88]. В ее рамках получили богословское толкование вопросы о причине и характере войн, роли религии и церкви в сохранении мира и путях его сохранения, формах и направлениях миротворческого служения.
В церковном миротворчестве можно выделить следующие основные направления: 1) межрелигиозное сотрудничество между РПЦ и другими церквами и конфессиями внутри страны; 2) сотрудничество представителей РПЦ со светской
общественностью страны, участие в движении сторонников мира; 3) международное межрелигиозное сотрудничество РПЦ с зарубежными церквами и религиозными организациями [9, с. 23].
Важным фактором, повлиявшим на развитие миротворческой деятельности, было то, что именно в вопросах борьбы за мир позиции церкви и государства во многом совпадали. Советское государство, безусловно, позитивно относилось к такому виду деятельности РПЦ, поскольку она имела патриотическую направленность и соответствовала его внешнеполитической линии. Более того, тем самым затушевывались гонения на церковь, которые проводились тем же государством. Что касается церкви, то её деятельность в защиту мира как внутри страны, так и на международной арене способствовала во многом налаживанию диалога с государством, решению многих проблем в государственно-церковных отношениях, повышению авторитета на международной арене и в глазах мирян. Церковные деятели поддерживали миролюбивую внешнюю политику СССР и антивоенное движение, поскольку они были направлены на сохранение жизни на земле и не противоречили концепции миротворчества. По словам митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева), «у Церкви и государства была, наверное, единственная "точка совпадения интересов", — миротворческое движение» [10, с. 246].
Формы миротворческой деятельности белорусских епархий
Центральное место во всем многообразии церковного миротворчества занимала церковная проповедь, которую митрополит Филарет назвал самой простой, но в то же время
«самой действенной и никогда не ослабевающей» формой миротворческого служения [10: с. 54]. В Уставе церкви нет такого богослужения, говорил он, в котором бы не содержалось молитв «о мире всего мира». «Нет, по существу, и таких проповедей и архипастырских посланий, в которых бы в том или ином виде, прямо или косвенно, христианин не призывался к стяжанию внутреннего мира, мира с ближними, мира в коллективе, в обществе, между нациями и народами», — писал митрополит Филарет [10, с. 55]. Проблемы войны и мира освещались митрополитом в пасхальных и рождественских посланиях, в которых он призывал верующих сделать всё возможное для предотвращения войны и сохранения священного дара жизни на Земле [АМЕП].
Нововведением митрополита Филарета стало проведение собраний духовенства белорусских епархий, клириков и представителей приходских советов, которые собирались по различным вопросам церковной жизни. На собраниях доводилась информация о международных миротворческих конференциях, встречах, посещениях представителями религиозных зарубежных организаций советской страны, о совместных усилиях РПЦ и зарубежных церквей в защиту мира и др. [7, с. 114].
Следует подчеркнуть важную роль в распространении миротворческих идей церковных периодических изданий, таких как «Журнал Московской Патриархии», сборник «Богословские труды», а также «Минские Епархиальные Ведомости» (с 1989 г.). В них печатались материалы о миротворческой деятельности православной церкви как внутри страны, так и за ее пределами. Сообщалось о визитах, приемах, встречах, поездках представителей РПЦ и других
церквей, публиковались проповеди, доклады, выступления, статьи, посвященные проблемам международного сотрудничества во имя укрепления мира. Благодаря этим изданиям священнослужители и верующие республики имели возможность знакомиться с официальной позицией РПЦ по вопросам сохранения мира, а также постоянной деятельностью церкви в этом направлении.
В 1982 г. митрополит Филарет (Вахромеев) впервые выступил на радиостанции «Советская Белоруссия», а в январе 1983 г. — на белорусском радио. В этих радиоэфирах он осветил миротворческую и патриотическую деятельность церкви, пояснил ее позиции по проблемам разоружения, ядерной безопасности и др.
Знаковым событием того времени, которое имело большой резонанс, стало выступление митрополита Филарета (Вахромеева) в телевизионной программе «Время» на центральном телевидении с заявлением о миротворческом служении церкви (1 сентября 1986 г.). Это было одним из немногих в те годы выступлений представителя церкви по телевидению [12, с. 55]. В выступлении митрополит призвал всех верующих людей страны сделать все возможное для сохранения мира и выразил полную приверженность Русской православной церкви идеям миротворчества. «В наши дни в рядах сторонников мира и непримиримых противников войны находится подавляющее большинство населения Земли — этой исключительной планеты во Вселенной — древней, но постоянно преображаемой гением и трудом человеческим. Среди этих сторонников мира и чада РПЦ, которая на протяжении 1000-летней истории постоянно провозглашает и осуществляет свою приверженность
евангельским миротворческим принципам», — говорилось в заявлении [12, с. 55].
Церковь не оставалась в стороне от участия в советских антивоенных и общественных организациях. Говоря о том, почему же церковь не игнорировала эти организации, хотя их деятельность инициировалась партией, митрополит Филарет (Вахромеев) отмечал: «Миротворческая деятельность быстро стала идеологическим полигоном власти, но даже при этом она не утратила для людей своего личностного смысла. Слишком дорогой ценой был добыт мир для нашего народа, и по сравнению с пережитым ужасом последней войны все эти идеологические, политические, дипломатические конструкции так и не смогли заслонить пронзительной остроты восприятия мира как величайшего блага. Именно поэтому Русская Православная Церковь с чистой совестью участвовала во всесоюзном и всемирном миротворческом движении. <...> И потому всевозможные общества дружбы с народами других стран, миротворческие форумы регионального и планетарного масштабов, национальные движения в защиту мира совершенно естественно включали в себя церковную миротворческую миссию» [13].
В отличие от других церквей, православная церковь в Беларуси регулярно отчисляла денежные средства в Советский фонд мира (СФМ). Это делали все церковные приходы и епархии, а также священнослужители и верующие. Архиереи Минской и Белорусской епархии личным примером показывали верующим и духовенству важность таких акций. Так, в 1986 г. митрополит Филарет (Вахромеев) пожертвовал в Фонд мира 5 тысяч рублей, священнослужители В. В. Бека-ревич и Е. И. Мисеюк — по 1 тысяче рублей [14, с. 19].
Представители белорусских епархий участвовали в мероприятиях Белорусского республиканского комитета защиты мира (БРКЗМ), Белорусского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом, Белорусского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами и др.
Важным событием сторонников движения в защиту мира стала III Республиканская конференция 19 ноября 1981 г. в Минске. Выступление на конференции митрополита Филарета хотя и не было лишено идеологических штампов того времени, тем не менее было искренним и эмоциональным: «Мы за мир и против войны, за жизнь и против безумства тех, кто со зловещим хладнокровием вещает о новых доктринах ядерной войны и тем самым готовит человечеству погибель. С церковного амвона мы проповедуем мир повседневно. Мы стараемся делать общественные заявления, чтобы внешний мир услышал голос Церкви Белоруссии» [15, л. 25]. В новый состав БРКЗМ, избранный на конференции, вошел также митрополит Минский и Белорусский Филарет [15, л. 14].
Митрополит Филарет являлся активным участником всех форумов различных республиканских общественных организаций в защиту мира, избирался председателем Общественной комиссии Советского комитета защиты мира по связям с религиозными деятелями, выступающими за мир (с 19 декабря 1983 г.), членом Советского комитета защиты мира (с 23 января 1985 г.) и членом Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество (с 5 июня 1985 г.).
С назначением митрополита Филарета главой православной церкви в Беларуси власти стали регулярно приглашать его
и представителей духовенства на торжественные приемы и собрания по случаю празднования освобождения города Минска и Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В церквах совершались литургии в память воинов, погибших за Отечество, произносились проповеди в защиту мира [16, с. 44]
Международная антивоенная деятельность белорусских епархий
Деятельность православной церкви в Беларуси в защиту мира выходила далеко за пределы республики. Немалую роль в этом сыграло то, что митрополит Филарет (Вахромеев) одновременно занимал должность Председателя ОВЦС (с 14 апреля 1981 г. по 13 ноября 1989 г.), должность Патриаршего Экзарха Западной Европы (с 12 октября 1978 г. по 28 марта 1984 г.), а также являлся постоянным членом Священного Синода РПЦ [1, с. 133]. В своих вспоминниях митрополит Филарет (Вахромеев) писал: «.в моем личном восприятии вехой явилось само председательское послушание в Отделе. К слову, во многом оно стало важнейшим инструментом по управлению Минской епархией, потому что московские и европейские связи весьма содействовали укреплению позиций Православной Церкви в Белоруссии, которую в свое время на общесоюзном уровне решили сделать "первой безрелигиозной республикой в СССР"» [13].
Значительно активизировалось сотрудничество духовенства Беларуси с зарубежными организациями и религиозными деятелями. По словам белорусского церковного историка, священника Ф. Кривоноса, «в условиях презрения и целенаправленного давления, которые власти оказывали на Церковь и ее служителей, немалое значение для под-
держания корректно-выдержанных отношений с сильными мира сего, позволявших хоть что-то сделать для блага Церкви, имели частые встречи владыки Филарета (Вахромеева) в Минске, Москве и за рубежом с представителями различных христианских конфессий» [17, с. 178]. «Он часто привозил зарубежных гостей в епархию, Жировичский монастырь, чем содействовал выживанию этого религиозного учреждения, епархии в целом», — писал о митрополите Филарете (Вахромееве) белорусский историк В. И. Новицкий [18, с. 297].
На рубеже 1970-1980-х гг. международные контакты православной церкви в Беларуси значительно расширились и приобрели постоянный характер. Это проявлялось не только в посещении зарубежными религиозными делегациями БССР и поездках белорусских священнослужителей за рубеж, но и в организации в республике ряда важных международных мероприятий.
Так, например, в 1982 г. Беларусь посетили участники конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы»: митрополит Спиридон (Антиохийская церковь), епископ Уфимский и Стерлитамак-ский Анатолий, архимандрит Нифон, настоятель подворья Антиохийской церкви в России, архиепископ Волоколамский Питирим, епископ Звенигородский Валентин и др., посетили Минск. [19, с. 19-20]. С 6 по 8 января 1984 г. в Минске находилась делегация членов Рабочего президиума и секретариата Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы»: президент Американской лютеранской церкви Д. Прейс (США), пастор Евангелической церкви доктор
Л. Миржеевский (ЧССР), каноник Р. Гоор (Бельгия) и пастор К. Мазобере (Зимбабве) [20, с. 30].
Как правило, официальная часть визитов включала богослужения в Минском кафедральном соборе, Александро-Невском храме г. Минска, Жировичском монастыре, а также посещение памятных мест и достопримечательностей БССР: монумента Победы в Минске, Хатыни, музея Великой Отечественной войны, ВДНХ и др. В честь большинства иностранных групп, посещавших белорусские епархии, митрополит Филарет (Вахромеев) устраивал торжественные приемы.
В то же время в 1980-е гг. увеличилось количество белорусских священнослужителей, выезжавших за рубеж в составе церковных делегаций и паломнических групп. Важной составляющей таких визитов и встреч были вопросы практической деятельности Церкви в поддержку разоружения и сохранения мира, активных действий, основанных на полном отрицании любого применения ядерного оружия и др. Православная церковь осуждала гонку вооружений, накопление ядерного оружия, выступала за разоружение, укрепление международной безопасности, утверждение принципов равноправия и сотрудничества между народами.
Данным проблемам был посвящен ряд крупных антивоенных форумов, организованных Русской православной церковью. Важное значение имели конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы» (Москва, 10-14 мая 1982 г.); заседания международного круглого стола богословов и экспертов, посвященные глобальным проблемам современности: вопросам экономических и нравственных последствий замораживания ядерного оружия (1983 г.); космоса без оружия
(1984 г.); «ядерной зимы» (1985 г.); голода и нищеты как одного из следствий гонки вооружений (1986 г.); общей безопасности и морально-этических ценностей (1987 г.) и др.; международный форум «За безъядерный мир, за выживание человечества» (Москва, 14-16 февраля 1987 г.). В них участвовали представители РПЦ в Беларуси. Митрополит Филарет (Вахромеев) в качестве руководителя ОВЦС был избран председателем Всемирной конференции и принимал участие во всех заседаниях круглого стола.
Многие международные антивоенные мероприятия стали проводиться в Минске. Так, 15-19 сентября состоялось заседание Международного секретариата Христианской мирной конференции, на котором обсуждались вопросы войны и мира, международного положения, углубления сотрудничества ХМК с религиозными и миротворческими организациями. В заседаниях приняли участие представители церквей — членов ХМК из 15 стран (всего 27 иностранных гостей), в том числе и глава организации доктор Любомир Миржеевский [21, с. 47].
19-26 мая 1987 г. в Минске состоялась мирная конференция христиан СССР и Японии на тему «Укрепление мира в Тихоокеанском регионе». Подобные встречи проходили в 1981, 1982, 1984 и 1985 гг. Религиозные организации СССР были представлены членами РПЦ, Грузинской православной церкви, Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, Адвентистов седьмого дня, Евангели-ческо-лютеранской церкви Латвии и др. Приветствие участникам встречи прислал Патриарх Московский и всея Руси Пимен. От Минской епархии в конференции участвовали митрополит Филарет (Вахромеев), протоиерей В. Бекаре-
вич, протоиерей Е. Мисеюк, протоиерей И. Хорошевич и др. Участники встреч обменялись мнениями по ряду актуальных вопросов: библейско-богословского подхода к проблемам мира, развития советско-японских отношений, разоружения, проблем сохранения мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе и др. [22].
9-13 октября 1987 г. в Минске прошла конференция координационного комитета женщин-христианок Европы. В ней приняли участие христианки из Англии, Швейцарии, Дании, Австрии, Финляндии, Франции, ФРГ, ЧССР, ГДР и других стран. В комитет христианок Европы входили женщины, которые представляли различные церкви и церковные организации Европы. Организация была создана на первой ассамблее в Гвате (Швейцария) в 1982 г. Одной из основных ее целей было углубление христианского единства и более активного участия женщин-христианок в укреплении единства церкви. Важное место в работе форума заняли вопросы мира и справедливости. Была учреждена постоянная комиссия «Мир и справедливость» [23, с. 38].
Знаковым событием в жизни православной церкви Беларуси стало проведение 4-12 мая 1989 г. в Минске межправославной консультации по проблеме «Православные воззрения на справедливость и мир», в работе которой приняли участие более тридцати представителей национальных православных церквей [24, с. 6]. Встреча состоялась в рамках программы Всемирного совета церквей «Справедливость, мир и целостность творения». Представители православных церквей выступили с докладами об отношении православия к проблемам войны и мира и практическом участии церквей в деле сохранения мира. От РПЦ выступил профессор В. Бо-
ровой с докладом «Борьба за справедливость и мир во всем мире и вклад РПЦ в дело мира» [24, с. 6].
Одним из значимых между народных мероприятий, состоявшихся в Беларуси, стало заседание международной Православно-Реформатской комиссии в Минске 1-8 октября 1990 г. В нем участвовали представители Румынской, Греческой, Сербской православных церквей, а также представители протестантских церквей из ФРГ, Нидерландов, Шотландии, США, Швейцарии и других стран. Минская встреча стала второй в истории православно-реформатского диалога. На ней обсуждались вопросы экуменического сотрудничества христианских церквей для решения различных актуальных для человечества задач: международного мира, экологии, терроризма, социально-политических проблем и т. д. [25].
Ежегодно росло количество иностраных религиозных делегаций, посещавших нашу страну. Так, если в 1980 г. Беларусь посетило 12 делегаций в количестве 72 человека, то в 1987 году их было уже 17 в количестве 212 человек [25]. К концу 1980-х гг., наряду со странами социалистического блока (Польша, Чехословакия, Болгария, ГДР и др.), увеличивалось число делегаций из стран Западной Европы (ФРГ, Франция, Италия, Швейцария, Австрия и др.), Южной и Северной Америки (США, Аргентина, Бразилия), Африки (Египет, Судан, Эфиопия), Азии (Япония, Индия, Ливан, Лаос) и Океании (Австралия) [25]. Как правило, в ходе визитов обсуждались вопросы международной обстановки и единства всех верующих в защиту мира.
Активная миротворческая деятельность митрополита Филарета (Вахромеева) снискала ему высокий авторитет
среди деятелей христианских церквей Европы. Свидетельством признания заслуг владыки стало вручение ему диплома доктора богословия honoris causa Прешовского богословского православного факультета (ЧССР, 16 марта 1982 г.), Богословского факультета Университета им. Мартина Лютера (Галле, ГДР, 15 ноября 1983 г.), Словацкого евангелического богословского факультета (Братислава, ЧССР, 14 июня 1985 г.) и Богословского факультета им. Яна Амоса Коменского (Прага, 25 ноября 1986 г.) [26, с. 8-11]. За весомый вклад в дело сохранения мира митрополит Филарет (Вахромеев) был удостоен наград ряда иностранных церквей и антивоенных организаций: ордена святой равноапостольной Марии Магдалины I степени, Ордена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени, ордена епископа Франтишека Ходура, почетной медали Национального Совета Национального Фронта, знака «За братскую помощь и сотрудничество» и др. [26, с. 8-11].
Признание заслуг православной церкви в Беларуси в деле защиты мира
Патриотическая и миротворческая деятельность православной церкви в Беларуси и ее представителей была позитивно оценена советским руководством и советскими общественными организациями. 10 октября 1988 г. председатель БРКЗМ писатель И. Шамякин в письме к митрополиту Минскому и Белорусскому Филарету (Вахромееву) отмечал: «Нам приятно констатировать, что Ваше десятилетнее служение в Белорусской епархии ознаменовано активной миротворческой деятельностью и плодотворными контактами с Белорусским комитетом защиты мира и всеми много-
тысячными борцами за мир в нашей республике. <.. .> Ваше святительское служение дает основание отметить тот большой вклад, который Вы вносите вместе со всеми верующими Белоруссии в дело укрепления мира и разоружения, в дело за мир без войн и сохранения экологической среды» [25].
Многие священнослужители белорусских епархий были награждены за активную миротворческую деятельность. 22 мая 1981 г. митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) был награжден почетной медалью Советского фонда мира «за заслуги перед Движением сторонников и борцов за мир, за большой личный вклад в дело укрепления мира между народами» [27, с. 51]. При вручении награды митрополит Филарет (Вахромеев) сказал: «Мы воспринимаем эту награду не как личную, а прежде всего как знак внимания и благодарности нашему православному народу, который на протяжении всей истории государства всегда был в первых рядах патриотов, защитников своего Отечества. И сейчас, когда прошло 36 лет со дня окончания войны, мы благодарны Богу за благословенный дар мира; но мы помним еще о том, что без стремления к миру самих людей он никогда не станет реальностью и не сможет быть длительным» [27, с. 52].
За активное участие в движении в защиту мира различных поощрений были награждены в 1981 г. почетными грамотами Советского фонда мира настоятель Александро-Невского храма г. Минска протоиерей Виктор Бекаревич, почетной грамотой — настоятель Минского кафедрального собора, секретарь епархиального управления протоиерей Михаил Буглаков и др., в 1983 г. почетным знаком и почетными грамотами Республиканской комиссии защиты мира — епископ
Пинский Афанасий, протоиерей Евгений Мисеюк, священник Георгий Латушко, диакон Леонид Божко и др.; почетной медалью Советского фонда мира — секретарь Минского епархиального управления, протоиерей Михаил Буглаков; серебряной медалью Советского фонда мира — Василий Копычко и др. [27, с. 51; 28, с. 41].
Со второй половины 1980-х годов, в условиях проводившейся в стране перестройки, прессинг государства на церковь стал снижаться. Огромную роль в этом сыграло празднование 1000-летия Крещения Руси. Оно приобрело характер события общегосударственного масштаба, явилось существенным фактором возрождения религиозной жизни РПЦ в СССР и БССР. Характерной чертой было увеличение количества церквей и приходов. Если в 1988 г. в БССР насчитывалось 369 церквей, в 1989 г. — 477, то к 1990 г. — 660 церквей. По официальным данным, количество верующих увеличилось более чем в два раза [18, с. 21]. В 1989 г. возобновила свою деятельность Минская духовная семинария, начали издаваться «Минские епархиальные ведомости». Важнейшим событием стало создание в 1989 г. Белорусского экзархата Московского Патриархата, который получил административную самостоятельность и собственное управление — Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Эту должность до 25 декабря 2013 г. занимал митрополит Филарет. В рамках Белорусского Экзархата были образованы в 1989 г. Минская, Полоцкая, Пинская и Могилевская епархии, в 1990 г. — Брестская и Гомельская епархии.
1 октября 1990 г. был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», который законодатель-
но оформил изменение религиозной политики государства. Данный закон значительно расширил права и свободы церкви и верующих, ликвидировал многие ограничения и создал новые условия для деятельности религиозных организаций,
в том числе и миротворческой [29].
* * *
Пребывание на посту митрополита Минского и Белорусского Филарета (К. В. Вахромеева) способствовало не только повышению роли и авторитета церкви в общественной жизни республики, но и развитию одного из важнейших направлений ее деятельности — церковного миротворчества. Активная позиция и конкретные шаги митрополита, духовенства, привлечение к этим проблемам верующих способствовали развитию международных связей белорусских епархий, объединению усилий всех людей доброй воли, выступающих в защиту мира.
В конце 1970-х — начале 1990-х гг. происходил процесс активного развития миротворческой деятельности белорусских епархий РПЦ, в результате чего Беларусь стала одним из центров миротворческого движения в Советском Союзе. В данный период появились такие формы церковного миротворчества, как собрания духовенства епархии, на которых обсуждались вопросы миротворческого и патриотического служения духовенства Беларуси, важнейшие события в деятельности РПЦ и международных религиозных организаций; выступления представителей епархии на радио и телевидении по проблемам сохранения мира; участие в мероприятиях, посвященных годовщине окончания войны и освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Одним
из основных направлений деятельности в защиту мира белорусских епархий являлось участие духовенства и верующих в советском движении сторонников мира. И хотя оно инспирировалось государством, тем не менее позволяло церкви позиционировать свою приверженность идеям мира и защиты жизни на Земле, а также оказывало влияние на улучшение государственно-церковных взаимоотношений.
Во многом благодаря деятельности митрополита Филарета значительно расширились и приобрели систематический характер международные контакты белорусских епархий, появились новые формы их сотрудничества с зарубежными религиозными церквами и организациями. Среди них — посещение зарубежными религиозными делегациями БССР, поездки белорусских священнослужителей за рубеж для участия в международных форумах в защиту мира, международные религиозные мероприятия в республике (конференции, встречи, консультации) и т. д.
Миротворческая деятельность белорусских епархий, духовенства и самого митрополита Филарета была высоко оценена не только советским руководством и советскими антивоенными организациями, но и зарубежными церквами и религиозными организациями.
Список источников и литературы
1. Правящие архиереи Минской епархии (1793-2003) / Авт.-сост.: иерей Н. Коржич [и др.]. Минск, 2003.
2. Верашчапна А. У Псторыя канфесш на Беларусi у другой па-лове ХХ стагоддзя. Мшск, 1999.
3. Канфесп на Беларуси псторыя, сучаснасць: зб. матэрыялау М1жнар. навук.-практ. канф., Брэст, 7-8 кастр. 2004 г. / Рэдкал.: У. П. Люкевiч [i 1нш.]. Брэст, 2005.
4. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Взыскание царства. Киев, 2005.
5. Гапанович И. Белорусская Православная Церковь в послевоенный период (1945-1958 годы). Жировичи, 2010.
6. Прием митрополита Минского Филарета Председателем Совета Министров БССР В. И. Бровиковым // Журнал Московской Патриархии, 1983, № 12.
7. Петрашкевич А. А. Жизнь на пути правды: Митрополит Филарет из рода Вахромеевых. Минск, 2010.
8. Круглова Г. А. Христианская глобалистика: генезис и основные концепции: учеб. пособие. Минск, 2007.
9. Митрополит Минский и Белорусский Филарет. Изберем Жизнь! М., 1987.
10. Митрополит Филарет (Вахромеев). Вопросите Господа за меня... Минск, 2008.
11. Иностранные гости. 1984-1986 гг. // Архив Минского епархиального управления. — Ф. 1. Оп. 1
12. Митрополит Минский и Белорусский Филарет. Выступление в телевизионной программе «Время» (1 сентября 1986 года) // Журнал Московской Патриархии, 1986, № 12.
13. Интервью митрополита Минского и Слуцкого Филарета для книги «На службе Церкви. К 65-летию Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата» (иЯХ: Шр:// www.patriarchia.ru/db/text/1584884.html. Дата обращения: 25.08.2012).
14. Протокол совместного пленума БКЗМ и БОСФМ от 20 декабря 1986 г. // Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 1306. Оп. 1. Д. 168.
15. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 1306. Оп. 1. Д. 122. Стенограмма 3-й Республиканской конференции сторонников мира.
16. Протоиерей Буглаков М. День Победы в Минске // Журнал Московской Патриархии, 1980, № 8.
17. Кривонос Ф. Белорусская Православная Церковь в XX столетии: спецкурс лекций для Минской духовной семинарии. Минск, 2008.
18. Канфесп на Беларусi (канец XVIII-XX стст.) / В. В. Грыгор'ева [i шш.]; пад рэд.: У I. Навщкага. Мшск, 1998.
19. Из жизни епархий: Минская епархия // Журнал Московской Патриархии, 1982, № 8.
20. Из жизни епархий: Минская епархия // Журнал Московской Патриархии, 1985, № 1.
21. Заседание Международного секретариата ХМК (Минск, 1519 сентября 1986 года). Коммюнике // Журнал Московской Патриархии, 1987, № 1.
22. Пятая мирная конференция христиан СССР и Японии, 1926 мая 1987 г. // Архив Минского епархиального управления (АМЕП). Ф. 1. Оп. 1.
23. Единство христиан. Хроника, Братский Вестник, 1988, № 1.
24. Межправославная консультация «Православные воззрения на справедливость и мир» (4-12 мая 1989 года) // Минские Епархиальные Ведомости, 1989, № 9.
25. Иностранные гости. 1990 год // Архив Минского епархиального управления. Ф. 1. Оп. 1.
26. Митрополит Филарет (Вахромеев). К 60-летию со дня рождения: биобиблиогр. справочник / Сост.: Т. А. Самойлюк, И. В. Мельник [и др.]. Минск, 1997.
27. Трофимов С. Вручение наград Советского фонда мира // Журнал Московской Патриархии, 1981, № 9.
28. Трофимов С. Вручение награды Советского фонда мира // Журнал Московской Патриархии, 1983, № 12.
29. О свободе совести и религиозных организациях // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 41.