Вестник ПСТГУ.
Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
Бараненко Виктор Викторович, магистр истории, препод. кафедры истории и туризма Полоцкого государственного университета 211413, Республика Беларусь, г. Полоцк, пр. Мира, 6а v.baranenka@gmail.com
2017. Вып. 76. С. 67-77
Ликвидация Белорусской обновленческой церкви
в 1934-1938 гг.
В. В. Бараненко
В статье показан процесс ликвидации в 1934-1938 гг. Белорусской обновленческой церкви как религиозной общины, имевшей свою иерархическую и организационную структуру. Автор охарактеризовал деятельность обновленческих институтов на территории Белорусской ССР при отсутствии коллегиальной формы управления Российской обновленческой церкви во время «самоличного архиерейского управления». Приводится статистическая информация духовенства и храмов церковных организаций в БССР во второй половине 1930-х гг. Рассматриваются формы приспособления духовенства к государственным запретам и ограничениям в период «Большого террора». Сделан вывод о том, что причиной исчезновения обновленчества в БССР является репрессивная политика коммунистической власти к его деятелям.
Обновленческое движение как попытка реформирования православия в настоящее время привлекает особое внимание исследователей. Не менее интересным представляется изучение обновленческих религиозных институтов и влияние государственной власти на процесс их создания и ликвидации.
В белорусской и зарубежной историографии как светского, так и церковного характера проблема упразднения автономии Белорусской обновленческой церкви и функционирования церковных институтов после ликвидации коллегиальной формы управления Российской обновленческой церкви не стала объектом самостоятельного исследования. На современном этапе развития исторической науки эта тематика рассматривалась только фрагментами в изучении смежных тем или в работах общего характера. В частности, в монографии священника Д. Шилёнка1, в которой автор проводит последовательную реконструкцию развития обновленчества в отдельных белорусских епархиях, представлены отдельные сведения касательно функционирования обновленческих институтов в 1934-1938 гг. на территории Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР). Преодоление обновленческого раскола в Витебской епархии рассматривается в статье В. Горидовца2.
1 Шиленок Д. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922-1939). («Обновленческий» раскол в Белоруссии). М., 2006.
2 Горидовец В. К истории обновленческого раскола в Витебске // Вестник церковной истории. 2007. № 3. С. 157-166.
Особенное место среди историографии обновленчества занимает труд А. Левитина-Краснова и В. Шаврова «Очерки по истории Русской церковной смуты»3. Для понимания сущности обновленческого раскола данная работа является базовой. Авторы исследования, являясь современниками и непосредственными участниками происходивших событий в церковной жизни в первые десятилетия советской власти, достаточно подробно, на основе фактологических данных осветили развитие обновленчества и его закат на примере Петрограда (с 1924 г. — Ленинграда) и Москвы.
Деятельность обновленческой церкви во второй половине 1930-х гг. в общесоюзном масштабе затрагивалась в работах российских исследователей М. Ю. Крапивина4, протоиерея В. Лавринова5, иерея И. Соловьева6, М. В. Шка-ровского7.
Следует отметить из последних основательных работ сборник протоиерея Валерия Лавринова «Обновленческий раскол в портретах его деятелей»8, в котором автор сделал попытку систематизировать персоналии обновленчества, характеризуя их возрастной, социальный и образовательный ценз, прослеживая их судьбу. В сборнике присутствуют сведения о последних архиереях Белорусской обновленческой церкви, однако сведения эти схематичны.
Анализ историографии показывает, что имеющихся исследований явно недостаточно для раскрытия всех обстоятельств ликвидации обновленческого раскола. Данная проблематика недостаточно исследовала на белорусском материале. Обнаруженные в Национальном историческом архиве Беларуси документы Белорусской обновленческой церкви дают возможность проведения более основательного исследования отмеченной проблематики, раскрытия ранее малоизвестных аспектов деятельности обновленческих институтов на территории Белорусской ССР.
С момента возникновения в 1922 г. обновленчество, будучи орудием в руках государственных структур, было направлено на ослабление и ликвидацию Российской Православной Церкви. Чтобы узаконить свою власть и обезглавить Российскую Церковь, обновленцы в мае 1923 г. созвали свой «собор», где объявили о лишении сана и монашества Патриарха Тихона (Беллавина). Несмотря на репрессии, симпатии православной паствы оставались на стороне законной Патриаршей Церкви. Подтверждением тому является массовый переход право-
3 Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996.
4 Крапивин М. Ю. Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности: (октябрь 1917 — конец 1930-х гг.). СПб., 2005.
5 Лавринов В. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922—1945). М., 2007.
6 Соловьев И. Неопубликованные документы из архива митрополита Сергия (Страгород-ского) // Церковь и время. 2009. № 2. С. 216—234; Он же. Раскольническая деятельность «обновленцев» в русском зарубежье // Материалы XVIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Т. 1. С. 273—281; Он же. Штрихи к историческому портрету обновленческого митрополита А. И. Введенского // Материалы XIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Т. 1. С. 300-307.
7 Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999.; Он же. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010.
8 Лавринов В. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.
славных приходов в лоно Патриаршей Церкви летом 1923 г. в связи с освобождением из-под ареста Патриарха Тихона9.
С целью предотвратить отток верующих в Патриаршую Церковь обновленцы осознали необходимость изменения тактики. После смерти Патриарха Тихона обновленцами была предпринята попытка объединения с Российской Церковью на очередном «соборе» (так называемом Третьем Всероссийском Поместном) осенью 1925 г. Однако ввиду твердой позиции Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра (Полянского) данное желание не было воплощено в жизнь10.
С середины 1933 г. обновленческая иерархия активизировала борьбу с представителями Российской Церкви. 7 августа 1933 г. обновленческое руководство («Священный Синод Православных церквей в СССР») издал распоряжение № 2314, которым предписывал своим епархиальным управлениям вести постоянное наблюдение за монашеством как обновленческой, так и в особенности тихоновской церковных организаций и вести строгий учет занимаемых ими приходов11.
На заседании обновленческого синода 19 сентября 1934 г. был заслушан доклад лицевой Комиссии «О природе староцерковничества и мерах церковной борьбы с ним». Была принята специальная резолюция об объявлении «тихо-новщины» «еретичествующим расколом», а все посвящения, имевшие место в Патриаршей Церкви начиная с 10 мая 1922 г., признавались незаконными и недействительными. Обновленческий синод призвал верующих избегать «тихоновских» храмов и принятия таинств от «тихоновских» священников. Переход из Патриаршей Церкви к обновленцам допускался только через публичное покаяние и переосвящение храмов12.
На территории Белорусской ССР усиление конфронтации между представителями обновленчества и Патриаршей Церкви в 1933-1934 гг., в отличие от РСФСР, не наблюдалось. Имели место случаи, когда обновленческие священники обслуживали соседние тихоновские приходы по ходатайству верующих во время отсутствия священника патриаршей церковной организации, и наоборот13.
20 декабря 1934 г. обновленческим «Священным Синодом Православных церквей в СССР» было принято постановление о ликвидации автокефалии Украинской и автономии Белорусской обновленческих церквей. Отныне Украинский и Белорусский Синоды становились в подчиненное положение к «Священному Синоду Православных церквей в СССР» наряду с существующими уже краевыми и областными «Митрополитанскими» управлениями (Западно-
9 Бараненко В. В. Отношение белорусского православного верующего населения к обновленческому движению в 1920-1930-х гг. // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А: Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 81-82.
10 См.: Шкаровский. Обновленческое движение... С. 38-41.
11 Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви // «Обновленческий» раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. М., 2002. С. 507508.
12 Там же. С. 510-511.
13 Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). Ф. 2786. Оп. 1. Д. 464. Л. 8-9.; Д. 565. Л. 14.
Сибирское КрайМЦУ, Ленинградское АМЦУ и др.). Все эти управления должны были проводить единую в плановом порядке линию по директивам, которые получались ими от обновленческого «Священного Синода Православных церквей в СССР»14.
Данному решению в отношении Белорусской и Украинской обновленческих церквей было найдено объяснение. В постановлении говорилось: «Опыт всей предшествующей истории Православной Обновленческой Церкви свидетельствует, что далеко не всегда в Украинской и Белорусской частях Православной Обновленческой Церкви наблюдалось единство со Св. Синодом Православных церквей в СССР в действиях и мероприятиях по вопросу борьбы со староцер-ковничеством, в деле углубления и расширения обновленчества, — не всегда выдерживалось единство даже принципиально-идеологического выявления существа обновленчества»15.
26 января 1935 г. обновленческий синод на своем заседании, заслушав доклад «митрополита» Даниила (Громовенко), постановил «за неподчинение Св. Синоду Православных Церквей в СССР Митрополита Даниила (Громовенко) освободить от обязанности Председателя Белорусского Св. Синода и исключить из списков епископата Обновленческой Православной Церкви. Исполнение обязанностей Председателя Белорусского Св. Синода временно, впредь до назначения Председателя Белорусского Св. Синода, возложить на Правящего Витебской епархией Архиепископа Сергия»16. Текст доклада не сохранился, однако, по мнению исследователей, «митрополит» Даниил выступил в защиту автономии белорусских обновленцев17.
Исполнение обязанностей председателя Синода было возложено на «архиепископа» Витебской епархии Сергия Добромыслова. 30 января 1935 г. на должность Председателя Белорусского обновленческого синода был назначен «митрополит» Петр Блинов18. Данным назначением «Священный Синод Православных церквей СССР» нарушал выборное начало.
В мае 1935 г. под давлением властей «Священный Синод Православных церквей в СССР» самоликвидировался. 29 апреля был издан последний указ «Об упразднении коллегиальной системы управления» (иерархической формы администрирования), согласно которому вся верховная власть обновленческой церкви передавалась одному лицу — «Первоиерарху» с титулом «Ваше перво-святительство». Им стал «митрополит» Виталий (Введенский)19. Данным постановлением также были ликвидированы митрополитанские, епархиальные управления, благочинные советы на всей территории СССР. Власть на местах
14 НИАБ. Ф. 2786. Оп. 1. Д. 583. Л. 6-7.
15 Там же. Л. 6.
16 Там же. Л. 8.
17 См.: Шиленок. Указ. соч. С. 129; Левчик Н. Обновленческая церковь в Беларуси (по документам фонда «Белорусский православный синод», 1922-1935 гг.) // Архiвы i справаводства. 2002. № 4. С. 119; Маракоу Л. У. Рэпрасаваныя праваслауныя свяшчэнна- i царкоунаслужыцел1 Беларус 1917-67 гг. Т. 1. Мшск, 2007. С. 259.
18 НИАБ. Ф. 2786. Оп. 1. Д. 583. Л. 9.
19 См.: Крапивин. Указ. соч. С. 226.
полностью переходила к руководящим архиереям20. Между тем прежде коллегиальность и соборность декларировались как основополагающие принципы обновленческого движения.
18 мая 1935 г. был ликвидирован и Временный Патриарший Священный Синод. Мотивирующая формулировка была такая: «Из-за невозможности держать синодальных Архиереев безвыездно в центре и, таким образом, отрывать их от вверенных им епархий, нам пришлось отказаться от. главного преимущества синодальной формы, от непрерывности синодальных занятий перейти к так называемым пленумам (полным собраниям Синода), созываемым на короткое время по нескольку раз в сессию. Так как церковная жизнь не ждет и требует от центра распоряжений иногда немедленных, то в промежутках между пленумами дела, не терпящие отлагательства, приходилось решать самому Заместителю, в качестве первого епископа Русской Церкви, по совету с теми Архипастырями, которых он может привлечь к совету в данное время. Другими словами, волей-неволей мы возвратились к тому порядку управления, какой существовал у нас раньше учреждения Синода и какой обычно существует в тех автокефальных православных церквах, где удержалось соборное управление и иерархия в ее целом там разрешает церковные дела на соборах, в межсоборное же время управление ведет первый епископ, привлекая к управлению кого может из архиереев. Таким образом, по тому же пути, каким мы шли до сих пор, приближая наше церковное управление к соборной форме, нам остается сделать еще один решительный шаг: перейти от синодальной формы управления к соборной не только фактически, но и формально»21. На самом деле викарий Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) епископ Волоколамский Иоанн (Широков) указывал, что ликвидация патриаршего Синода была осуществлена по указанию НКВД. Об этом епископу Иоанну сообщил непосредственно Заместитель Местоблюстителя при личной беседе22.
Одновременный роспуск высшего церковного органа Патриаршей Церкви с обновленческим «Священным Синодом Православных церквей в СССР» приводит к выводу о причастности спецслужб и к ликвидации последнего.
Об упразднении коллегиальности белорусские обновленческие епархии узнали только в конце мая 1935 г.23 На это время из пяти существующих обновленческих епархий на территории БССР «архиереи» имелись только в трех: Минской («митрополит» Петр Блинов), Витебской (Сергий Добромыслов) и Мозырской (Варлаам Покровский). В августе 1935 г. «архиепископ» Сергий До-бромыслов был назначен на Мозырскую кафедру, однако от назначения отказался. В результате этого 5 августа 1935 г. за неподчинение его уволили за штат. «Архиепископ» остался жить в Витебске24.
20 Крапивин. Указ. соч. С. 226.
21 См.: Там же. С. 220-221.
22 Мазырин А. К истории высшего управлении Русской Православной Церкви в 1935— 1937 гг. // Материалы XVI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2006. С. 162.
23 НИАБ. Ф. 3375. Оп. 1. Д. 2. Л. 47.
24 См.: Шиленок. Указ. соч. С. 166.
В сентябре 1935 г. скончался «архиепископ Мозырский» Варлаам Покровский. На территории БССР остался один обновленческий архиерей — «митрополит Минский и Белорусский» Петр Блинов. Все приходы белорусских обновленческих епархий перешли под его непосредственное управление.
Петр Блинов был родом из семьи охотника. Подростком странствовал по стране, два года был послушником одного из сибирских монастырей. Приехав в Томск, женился, поступил на богословские курсы при Тамбовской духовной семинарии. В сентябре 1914 г. был рукоположен в диакона и назначен псаломщиком Николаевского храма в Томске. В апреле 1916 г. рукоположен во иерея и направлен священником в 38-й Сибирский стрелковый полк. В 1917 г. был переведен настоятелем в церковь святого Иоанна Лествичника в Томске. Летом 1922 г. Петр Блинов поддержал обновленческое движение, став его активным участником. 5 октября 1922 г. он организовал «Сибирский собор», на котором был избран председателем. 8 октября 1922 г. состоялась его «хиротония» во «епископа Томского и Сибирского». Возглавил обновленческое «Сибирское церковное управление». 16 ноября 1922 г. был возведен в сан «митрополита всея Сибири». В мае 1923 г. председательствовал на обновленческом «соборе» в Москве, вручил Патриарху Тихону постановление о лишении его сана и монашества. В 1924-1934 гг. служил в Сибири. С 31 января 1935 г. был «митрополитом» Минской епархии, служил в Александро-Невской церкви25. С 1922 г. до ареста в феврале 1937 г. был агентом ОГПУ-НКВД26.
К концу 1935 г. на территории БССР действовала единственная обновленческая церковь, которая находилась на военном кладбище в Минске. В ней кроме Петра Блинова служили священник Юлиан Островский и протодиакон Аркадий Страхович27.
Протоиерей Борис Васильев оставил воспоминания о Блинове: «Служил он очень странно. На литургии ни разу не занимал кафедры, облачен был в фелонь, а не в архиерейские одежды, иподиаконствовали у него маститые старцы. Во время всенощного бдения выходил почему-то из алтаря на средину храма через правый придел. Голос у него был пронзительный, очень сильный тенор, а у его протодиакона Аркадия (двоебрачника) — гулкий, звонкий бас, что придавало некоторую торжественность их службе, так как хор был слабенький, а храм весь внутри почерневший, требовавший ремонта»28. Популярностью и уважением Петр Блинов не пользовался. По улице ходил в гражданской одежде. Народу к нему ходило молиться довольно мало29.
Кроме Блинова в середине 1930-х гг. в Минске проживал еще один обновленческий «архиерей» — «архиепископ» Афанасий (Вечорка). При закрытии
25 Маракоу Л. У. Рэпрасаваныя праваслауныя свяшчэнна- i царкоунаслужыцелi Беларуи 1917-67 гг. Мшск, 2007. Т. 2. С. 160-161.
26 Кривонос Ф. У Бога мертвых нет: Неизвестные страницы из истории Минской епархии (1917-1939 годы). Минск, 2007. С. 219.
27 См.: Кривонос. Указ. соч. С. 179.
28 Там же. С. 218.
29 Пивоваров Б. Блинов Петр Федорович // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 362.
Мелитопольской обновленческой епархии и увольнении за штат 20 июня 1935 г. обновленческий «архиепископ» переехал в белорусскую столицу30.
На сентябрь 1936 г. на территории БССР насчитывалось 239 действующих храмов всех конфессий, что составляло 10,9 % от дореволюционного количества31. Храмов православного вероисповедания насчитывалось только 7432. Служителей религиозного культа, независимо от вероисповедания, насчитывалось 164 лица33. Выяснить принадлежность имеющихся храмов к той или иной церковной юрисдикции, по причине отсутствия сведений, не представляется возможным.
В 1937-1938 гг. начались более жестокие репрессии в отношении священнослужителей, церковнослужителей и так называемых «активных верующих». По данным М. В. Шкаровского, в 1937 г. в СССР было закрыто более восьми тысяч церквей, ликвидировано 70 епархий и викариатств34. В связи с массовым закрытием храмов и репрессиями в отношении православного духовенства на январь 1937 г. в БССР насчитывалось 74 действующие церкви, из них «тихоновской» церковной организации — 42, автокефальной35 — 26, обновленческой — 6. Священников насчитывалось около 100 человек, снявших сан или не имеющих приходов — около 30036. Таким образом, обновленцы в БССР составляли 8% от всех православных.
На апрель 1937 г. в Минске из 17 церквей, существовавших до Октябрьской революции, действующими оставались две: автокефальная — на Сторожевском кладбище и обновленческая — на Военном кладбище37. В Гомеле (вместе с Но-вобелицей) функционировали четыре церкви38, в Полоцке — две39, в Витебске — одна (находилась в юрисдикции Патриаршей Церкви)40.
Боясь репрессий, некоторые из священников начали подстраиваться под существующую действительность. Так, священник в Бобруйском районе «сдружился с комсомольской первичной организацией, предложил ей свои услуги руководить хоровым кружком, заделался культурником-активистом при доме соцкультуры»41. В свою очередь, в Дриссе обновленческий священник И. Кори-невский 30 апреля 1937 г. при разговоре с председателем Дриссенского местного совета отмечал тот факт, что «все готовятся к празднику 1 Мая, все убирают
30 История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М., 2006. С. 289.
31 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5263. Оп. 2. Д. 10. Л. 42.
32 НАРБ. Ф. 4-п. Оп. 1. Д. 11852. Л. 31.
33 ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 2. Д. 10. Л. 46.
34 См.: Шкаровский. Русская Православная Церковь. С. 126.
35 В результате решения Белорусского епархиального съезда, который проходил в Минске 9-10 августа 1927 г., была провозглашена Белорусская автокефальная православная церковь. Несмотря на приверженность традиционному православию, данная церковная структура не получила канонического признания ни одной из имеющихся церковных организаций.
36 НА РБ. Ф. 4-п. Оп. 1. Д. 13219. Л. 56.
37 ГА РФ. Ф. Р-5263. Оп. 2. Д. 14. Л. 9.
38 Там же. Л. 6.
39 Там же. Л. 8.
40 Там же. Оп. 1. Д. 63. Л. 28.
41 НА РБ. Ф. 4-п. Оп. 1. Д. 11852. Л. 32.
свои дома и якобы он, поп, хотел убрать с улицы ворота около церкви, для этого он собрал верующих женщин и предложил им свой план "убрать ворота зеленью и вывесить красный флаг", но верующие с ним не согласились. Тогда он им предъявил ультиматум, что если вы на это не согласны, то он на пасху не будет служить службу в церкви. После ультиматума женщины согласились с его предложением и флаг, хотя не совсем красного цвета был вывешен»42. Тем не менее проявление лояльности к советскому государству не спасало священников от репрессий. Так, согласно архивным документам, на июнь 1938 г. на территории БССР действовали только две церкви, одна в Орше и одна в Мозыре. Сведения о церковной юрисдикции отсутствуют.
Священников насчитывалось 15, из них 13 снявших сан43. За полтора года количество храмов православной конфессии уменьшилось на 97,3%. Количество священников уменьшилось на 85%, а священников, снявших сан, — на 95,7%.
Среди арестованных находился и «митрополит Минский и Белорусский» Петр Блинов, приговоренный 25 мая 1938 г. со священником Юлианом Островским тройкой НКВД как «агент польской и японской разведок» к высшей мере наказания44. 28 ноября 1938 г. приговор был приведен в исполнение45. На территории БССР не осталось ни одного обновленческого архиерея.
В конце 1930-х гг. в БССР оставалось несколько священников, их принадлежность к расколу не всегда ясна, поскольку для перехода из обновленчества в Патриаршую Церковь требовался только акт покаяния, который нигде в то время не фиксировался.
На территории СССР обновленческая церковь еще продолжала свое существование. Так, к началу 1938 г. на территории СССР насчитывалось 49 руководящих обновленческих архиереев и 11 находящихся на покое46.
Конечным ударом по обновленчеству стала решительная поддержка властями СССР Патриаршей Церкви в сентябре 1943 г. Весной 1944 г. состоялся массовый переход духовенства и приходов под юрисдикцию Московского Па-триархата47.
В 1946 г. с кончиной Александра Введенского обновленчество фактически прекратило существование. Только «архиепископ» Александр Щербаков и «митрополит» Филарет Яценко еще несколько лет не сдавались. Первый приезжал из Казахстана, где он жил, в Москву, просил в Совете по делам религиозных культов зарегистрировать общину в г. Джамбул, открыть там молитвенный дом, а его самого признать Первоиерархом, руководителем обновленчества. Филарет Яценко не единожды подавал прошение Московской Патриархии о принятии его в сане епископа, но получал отказы. Так и не принеся покаяния, он до середины 1950-х гг. считал себя «заместителем Первоиерарха» и продолжателем дела обновленчества, однако не имел ни одного прихода48.
42 НА РБ. Ф. 4-п. Оп. 1. Д. 12082. Л. 210.
43 Там же. Д. 13219. Л. 56.
44 См.: Маракоу. Рэпрасаваныя праваслауныя... Т. 1. С. 60.
45 См.: Лавринов. Обновленческий раскол.... С. 460.
46 См.: Шкаровский. Обновленческое движение. С. 45.
47 См.: Лавринов. Очерки истории... С. 160-161.
48 См.: Шкаровский. Обновленческое движение. С. 60.
Последнее упоминание обновленчества на территории БССР связано с возвращением обновленческого духовенства из ссылок в 1940—1950-е гг. Возвращаясь из заключения, бывшие обновленческие священники вливались в Русскую Православную Церковь49.
Таким образом, в условиях изменения государственной политики по отношению к обновленчеству происходит сглаживание различий между обновленцами и «староцерковниками». В сложившихся условиях с конца 1920-х — начала 1930-х гг. внутри Белорусской обновленческой церкви проявилась тенденция к независимости от «Священного Синода Православных церквей СССР», которая в конечном счете привела к ликвидации Белорусской обновленческой автономии в 1934 г. Упразднение этой автономии и ликвидация коллегиальной формы управления не привели к исчезновению обновленчества на территории БССР.
Белорусская обновленческая церковь как сообщество, имевшее свою иерархическую и организационную структуру, прекратила свое существование в результате репрессивной политики советской власти к религиозным деятелям в июле 1938 г. — с момента расстрела последнего обновленческого «архиерея» Петра Блинова. Другие обновленческие епархиальные лидеры не довели начатую деятельность до завершения, так как были переведены в другие епархии, оказались за решеткой или совсем отошли от Церкви.
Идя по пути огосударствления церкви, белорусские обновленцы, не имея, в отличие от Российской Православной (патриаршей) Церкви, массовой поддержки верующего населения, были полностью ликвидированы государственной властью как церковная организация в период «Большого террора» 1937-1938 гг.
Ключевые слова. Белорусская обновленческая церковь, церковный раскол, церковная автономия, БССР, репрессии, «Священный Синод Православных церквей в СССР».
Список литературы
Бараненко В. Отношение белорусского православного верующего населения к обновленческому движению в 1920-х — 1930-х гг. // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А: Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 79-87. Горидовец В. К истории обновленческого раскола в Витебске // Вестник церковной истории. 2007. № 3. С. 157-166. История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов
по епископским кафедрам с 862 г. М., 2006. Крапивин М. Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности: (октябрь 1917 — конец 1930-х гг.). Спб, 2005.
Кривонос Ф. У Бога мертвых нет. Неизвестные страницы из истории Минской епархии
(1917-1939 годы). Минск, 2007. Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви // «Обновленческий» раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. М., 2002. С. 129-605.
Лавринов В. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). М., 2007.
49 См.: Горидовец. Указ. соч. С. 163-164; Архив Минского епархиального управления. Ф. 1. Оп. 2. Д. 768. Л. 9-10.
Лавринов В. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. Левчик Н. Обновленческая церковь в Беларуси (по документам фонда «Белорусский православный синод», 1922 — 1935 гг.) // Армвы 1 справаводства. 2002. № 4. С. 111-120. Мазырин А. К истории высшего управлении Русской Православной Церкви в 1935— 1937 гг. // Материалы XVI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2006. Т. 1. С. 161-172.
Маракоу Л. Рэпрасаваныя праваслауныя свяшчэнна- 1 царкоунаслужыцел1 Беларуш 1917—
67 гг. Т. 1. Мшск, 2007. Маракоу Л. Рэпрасаваныя праваслауныя свяшчэнна- 1 царкоунаслужыцел1 Беларуш 1917—
67 гг. Т. 2. Мшск, 2007. Пивоваров Б. Блинов Петр Федорович // Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 361-363.
Соловьев И. Неопубликованные документы из архива митрополита Сергия (Старогородского) // Церковь и время. 2009. № 2. С. 216-234. Соловьев И. Раскольническая деятельность «обновленцев» в русском зарубежье // Материалы XVIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Т. 1. С. 273-281. Соловьев И. Штрихи к историческому портрету обновленческого митрополита А. И. Введенского // Материалы XIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Т. 1. С. 300-307.
Шиленок Д. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922-1939). («Обновленческий» раскол в Белоруссии). М., 2006. Шкаровский М. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. Шкаровский М. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999.
This paper examines the process of liquidation in 1934-1938 of the Belarusian Renovationist Church as a religious community having its hierarchical and organisational structure. The study is based on a complex of legal archival documents. The aim of the paper is to describe the activity of renovationist institutions in the territory of the BSSR in the absence of a collective form of government of the Russian Orthodox (Renovationist) Church during the period of "independent clerical government". The paper also gives statistics on the clergy and Orthodox ecclesiastical institutions of the BSSR in the 2nd half of the 1930s. It also discusses forms of adaptation of Orthodox clergy to prohibitions and limitations imposed by the state during the period
St. Tikhon's University Review.
Series II: History. Russian Church History.
2017. Vol. 76. P. 67-77
Baranenko Viktor, Master's Degree Student in History Polotsk State University 6a Mira av., Polotsk 211413, Republic of Belarus v.baranenka@gmail.com
Liquidation of the Belarusian Renovationist Church in 1934—1938
V. Baranenko
of the "Great Purge". The main conclusion of the paper is that the reason for the disappearance of Church Renovationism in the BSSR was the oppressive politics of the Soviet government against the Belarusian Renovationist Church figures.
Keywords: Belarusian Renovationist Church, church schism, church autonomy, BSSR, repressions, "The Holy Synod of the Orthodox Churches in the USSR".
References
Baranenka V., "Otnoshenie belorusskogo pravoslavnogo veruiushchego naseleniia k obnovlencheskomu dvizheniiu v 1920-kh — 1930-kh gg.", in: Vestnik Polotskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriia A. Gumani-tarnye nauki, 1, 2016, 79—87.
Goridovets V. "K istorii obnovlencheskogo raskola v Vitebske", in: Vestnik tserkovnoi istorii, 3, 2007, 157-166.
Istoriia ierarkhii Russkoi Pravoslavnoi Tserk-vi: Kommentirovannye spiski ierarkhov po episkopskim kafedram s 862 g., Moscow, 2006.
Krapivin M., Vnutrikonfessional'nye konflikty i problemy mezhkonfessional'nogo obshcheniia v usloviiakh sovetskoi deistvitel'nosti: (ok-tiabr' 1917 — konets 1930-kh gg.), Saint Petersburg, 2005.
Krivonos F., UBoga mertvykh net. Neizvestnye stranitsy iz istorii Minskoi eparkhii (1917-1939gody), Minsk, 2007.
Kuznetsov A., «"Obnovlencheskii" raskol v Russkoi Tserkvi», in: "Obnovlencheskii" raskol: materialy dlia tserkovno-istoricheskoi i kanonicheskoi kharakteristiki, Moscow, 2002, 129-605.
Lavrinov V., Ocherki istorii obnovlencheskogo raskola na Urale (1922—1945), Moscow, 2007.
Lavrinov V., Obnovlencheskii raskol v portretakh ego deiatelei, Moscow, 2016.
Levchik N., «Obnovlencheskaia tserkov' v Be-larusi (po dokumentam fonda "Belorusskii pravoslavnyi sinod", 1922-1935 gg.)», in: Arkhivy i spravavodstva, 4, 2002, 111-120.
Levitin-Krasnov A., Shavrov V., Ocherki po istorii russkoi tserkovnoi smuty, Moscow, 1996.
Marakoy L., Reprasavanyia pravaslaynyia svi-ashchenna- i tsarkoynasluzhytseli Belarusi 1917-67gg., Minsk, 2007.
Mazyrin A., "K istorii vysshego upravlenii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v 19351937 gg.", in: 16Ezhegodnaia Bogoslovskaia konferentsiia PSTGU, 1, 2006, 161-172.
Pivovarov B., "Blinov Petr Fedorovich", in: Pravoslavnaia Entsiklopediia, Moscow, 5, 2002, 361-363.
Shilenok D., Iz istorii Pravoslavnoi Tserkvi v Belorussii (1922-1939) ("Obnovlencheskii" raskol v Belorussii), Moscow, 2006.
Shkarovskii M., Obnovlencheskoe dvizhenie v Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi XX veka, Saint Petersburg, 1999.
Shkarovskii M., Russkaia Pravoslavnaia Tser-kov' v XXveke, Moscow, 2010.
Solov'ev I., "Neopublikovannye dokumenty iz arkhiva mitropolita Sergiia (Starogorod-skogo)", in: Tserkov' i vremia, 2, 2009, 216234.
Solov'ev I., «Raskol'nicheskaia deiatel'nost' "obnovlentsev" v russkom zarubezh'e», in: Materialy 18 Ezhegodnoi bogoslovskoi kon-ferentsii PSTGU, 1, 273-281.
Solov'ev I., "Shtrikhi k istoricheskomu portre-tu obnovlencheskogo mitropolita A. I. Vve-denskogo", in: Materialy 19 Ezhegodnoi bogoslovskoi konferentsii PSTGU, 1, 300307.