31 www.gio.gov.tw/taiwan-website/5-gp/glance/ch7.htm
32 Там же.
33 www.taiwantoday.tw/ct.asp?xItem=81416&CtNode=413.
34 Taiwan Journal. 04.01.2008.
35 www.lenta.ru/news/2008/03/05/taiwan/.
36 www.realclearpolitics.eom/aiticles/2009/05/31/taiwan_shows_the_will_to _defend_itself_96754,htm 1.
37 Taiwan Journal. 10.09.2008.
38 www.taiwantoday.tw/ct.asp?xItem=80666&CtNode=413.
39 Шанхайское коммюнике от 28 февраля 1972 г. Закон (США) об отношениях с Тайванем от 10 апреля 1979 г.
40 www.boston.eom/news/nation/washington/articles/2009/07/29/us_china_ talks_more_about_future_than_the_present.
41 www.dsca.mil.
42 www.russian.news.cn/cliina/2010-01/31/c_13157530.htm.
43 www.russian.news.cn/cliina/2010-01/31/c_13157530.htm;www.russian.ne ws.cn/cliina/2010-01/30/c_13157337.htm.
И. А. Зародов'
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИТАЯ В СИСТЕМЕ ООН
За последние двадцать лет влияние КНР на мировой арене существенно возросло. Китай занимает конструктивную и прагматичную позицию по многим вопросам международной жизни. Страна продолжает наращивать свой авторитет и ресурсы, конвертируя экономический потенциан в политическую «мощь». Этот процесс, скорее всего, и впредь будет носить поступательный и планомерный характер, что свойственно именно китайской модели модернизации.
Одним из самых ярких направлений растущей международной активности Китая является расширение его деятельности в рамках миротворческих операций ООН. Убедительным подтверждением этому служит увеличение количества китайских миротворцев по сравнению с 2000 г. более чем в 20 раз1.
Китай и миротворчество: как все начиналось
История миротворческих операций ООН насчитывает уже 62 года. Первая миротворческая миссия была организована в
* Зародов Игорь Анатольевич, магистр регионоведения (востоковед), выпускник МГИМО(У) МИД России (2010 г.)
1948 г., когда Совет Безопасности санкционировал размещение военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке с целью мониторинга процессов исполнения Соглашения о перемирии между Израилем и его арабскими соседями. Впоследствии миротворческие операции стали одним из основных средств, применяемых ООН в противостоянии постоянно усложняющимся кризисным ситуациям, угрожающим международной стабильности.
История же взаимоотношений Китая с ООН по вопросам миротворчества началась с откровенного провала. Главной его причиной стало то, что в ходе Корейской войны 1950—1953 гг. соединения китайских «добровольцев» (а, по сути, контингент Народно-освободительной армии Китая — НОАК) выступали на стороне северной коалиции против сил «юга», представленного войсками южной части Корейского полуострова, США, Великобритании и ряда других стран, действовавших «в составе миротворческих сил ООН». После этого Китай на протяжении еще многих лет ставил под сомнения легитимность операций ООН по поддержанию мира. Более того, Пекин рассматривал эти операции как грубое вмешательство во внутренние дела и нарушение суверенитета иностранного государства. Подобный скептический подход сохранился даже после официального вступления КНР в Организацию в 1971 г.
Став постоянным членом Совета Безопасности ООН, Китайская Народная Республика еще долго воздерживалась от дискуссий в СБ по проблемам миротворческих миссий. Сдвиг произошел лишь в 1981 г., когда Китай впервые принял участие в голосовании Совета Безопасности и одобрил резолюцию СБ ООН 4952, которая продлевала мандат Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК). В следующем году Китай принял участие в финансировании миротворческих операций ООН. Подобный поворот в отношении к миротворчеству во многом объясняется приходом к власти в КНР группы Дэн Сяопина — «отца китайских реформ».
В 1988 г. Китай был принят в члены Специального комитета ООН по миротворческим операциям, что, можно сказать,
стало отправной точкой участия Поднебесной в деятельности ООН по поддержанию мира.
Трансформация подхода Китая к миротворчеству представляется особо примечательной, учитывая традиционно трепетное отношение Пекина к вопросам национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела какого-либо государства. Новая активная позиция Китая по проблеме миротворческих операций ООН свидетельствует, на наш взгляд, о том, что КНР более не рассматривает присутствие иностранных вооруженных сил и полиции на территории какого-либо государства как нарушение национального суверенитета и принципа невмешательства во внутренние дела другой страны.
Положительную оценку активизирующейся роли Китая в деле поддержания мира дал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун во время первого визита в КНР в 2008 г. Вместе с тем, Пекину было рекомендовано скоррелировать уровень предоставляемой им материальной поддержки и количество китайских миротворцев, выделяемых для ооновских операций, с уровнем экономического и политического влияния страны: «Вы являетесь одной из ведущих стран-членов ООН, и теперь вы входите в первую десятку стран-доноров операций по поддержанию мира. Китай должен подняться в этом списке еще выше, если мы хотим давать достойный отпор нарастающим глобальным вызовам»3. Таким образом, Пан Ги Мун указан на возможность и даже необходимость дальнейшего увеличения численности и влияния китайских миротворческих сил.
Этапы миротворческой деятельности КНР в рамках ООН
В апреле 1990 г. Китай откомандировал 5 военных наблюдателей для участия в работе Органа Организации Объединенных Наций по контролю за выполнением условий перемирия (ОНВУП/иЫТ50) на Ближнем Востоке — миссии ООН с самым длительным мандатом. Это событие стало знаменательным событием в миротворческом досье Китая, поскольку впер-
вые силы НОАК приняли участие в соответствующей деятельности ООН. Далее, с 1992 по 1993 гг., Китай выделил двумя группами 800 инженеров для Временного органа ООН в Камбодже (ЮНТАК/иЫТАС), тем самым осуществив первую отправку военнослужащих для несиловых акций ООН.
В декабре 2001 г. был сформирован Департамент по миротворческой деятельности Министерства национальной обороны КНР, в обязанности которого входит всестороннее управление усилиями НОАК в миротворческих операциях ООН.
В феврале 2002 г. Китай официаньно стал членом Системы резервных соглашений ООН Первого класса. Система основывается на оговоренных государствами-членами условиях по предоставлению ресурсов для нужд миротворческих операций ООН, реализуемых в определенных временных рамках. Этими ресурсами могут быть: военная амуниция, квалифицированный персонал (гражданский и военный), техническое обслуживание, а также специальное оборудование и иное материальное обеспечение. Оговоренные в соглашениях ресурсы остаются на резервном хранении на территории государств-членов. В случае необходимости резервы запрашиваются Генеральным секретарем ООН и в срочном порядке направляются на создание новых миротворческих миссий или усиление уже существующих. По условиям соглашений, для резерва миротворческих операций ООН Народно-освободительная армия Китая выделила один инженерный батальон, один госпитань, два транспортных соединения; все — стандартных комплектаций.
По данным Департамента миротворческих операций Министерства национаньной обороны КНР, созданного в 2001 г., за всю историю участия в миротворческой деятельности ООН (с апреля 1990 г.) Китай выделил 12 442 человека для выполнения различных функций в 24 миротворческих миссиях (рис. 1). Из них — 9910 военнослужащих, 1153 военных наблюдателя и штабных офицера, 1379 полицейских. Однако же качественное и количественное расширение участия китайских миротворцев в операциях ООН началось только в 2003 г. В апреле того года было сформировано и откомандировано 6 инженерных и медицинских групп общей численностью 1308 человек для участия в Миссии ООН
в Демократической Республике Конго (МООНДРК/MONUC). В декабре 2003 г. 5 инженерных, транспортных и медицинских групп общей численностью 2790 человек было направлено в Миссию ООН в Либерии (MOOHJI/ UNMIL). В апреле 2006 г. две группы инженерных войск и одна группа медицинских войск общей численностью 517 человек были приданы Временным силам ООН в Ливане (ВСООНЛ/UNIFIL). В мае 2006 г. две группы инженерных, транспортных и медицинских войск общей численностью 870 человек были направлены в Миссию ООН в Судане (МООНВС/ UNMIS).
Ill
И
■ гражданская полиция военные наблюдатели
■ военнослужащие
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 199S 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 200S 2009 2010
Рис. 1. Динамика численности китайских миротворцев в операциях ООН
(1990—2010 гг.)/человек.
Источник: UN Department of Peacekeeping Operations. URL: http://www.un.org/
en/peacekeeping.
Таким образом, можно выделить три этапа участия Китая в миротворческой деятельности ООН:
1. 1981—1990 гг.: фактическое признание Пекином легитимности операций ООН по поддержанию мира, его подключение к дебатам и голосованию в Совете Безопасности по вопросам миротворчества.
2. 1990—2003 гг.: постепенное вовлечение Китая в прямое участие в миротворческих операциях Организации. Первые китайские миротворцы приступают к выполнению обязанностей в рамках операций ООН.
3. С 2003 г. по настоящее время: качественное повышение уровня участия Китая в миротворческой деятельности ООН, резкое увеличение количества китайских миротворцев и операций с их участием.
Китайское миротворчество на современном этапе
Показателен тот факт, что резкая активизация КНР в миротворческих операциях ООН совпадает с приходом к власти «четвертого поколения» руководителей страны4. Так, в марте 2003 г. председателем КНР стал Ху Цзиньтао, а уже в апреле 2003 г. количество китайских миротворцев увеличилось в 3 раза (с 111 человек в марте до 329 в апреле). Китай переместился с 44-го на 27-е место в списке доноров миротворческих операций ООН5.
Новый лидер практически сразу взял курс на совершенствование международных позиций и имиджа КНР. Наглядным подтверждением этому служит провозглашенная в том же 2003 г. концепция «мирного возвышения Китая». Это был стратегический курс на ближайшую перспективу: предполагалось конвертировать результаты стремительного экономического подъема страны в рост совокупной государственной мощи Поднебесной и в укрепление ее позиций на международной арене. Кроме того, концепция стала попыткой адаптировать образ сильного Китая к современным международным реалиям и продемонстрировать всему миру, что неуклонно растущая мощь Поднебесной не нанесет вреда окружающим.
Подобный лозунг уже встречался в истории КНР. Так, в 1950-х годах Чжоу Эньлай призывал «бороться за возвышение Китая». Однако обновленную концепцию «возвышения» отличало одно принципиальное обстоятельство: акцент в ней был сделан именно на мирном характере возвышения, подъеме не за
счет других, а в опоре на собственные силы, на росте без угрозы для окружающих. И активизация участия в миротворческих операциях подходила как нельзя лучше в качестве средства «мирного возвышения». Пекин получил дополнительную возможность для более энергичного, но при этом ненасильственного влияния на международные дела, на другие страны. Помимо этого КНР обрела еще один канан подключения к международному опыту и знаниям, а также удачную мизансцену для демонстрации своего стремления к миру и стабильности.
После 2003 г. тезис о «мирном возвышении» был исключен из китайской внешнеполитической доктрины в связи с растущим риском его разночтений, а также из-за опасений со стороны международного сообщества, вызванных ускоренной интеграцией Китая в мировую экономику и ростом его международного влияния. Этот тезис вернули на уровень академического обсуждения для более глубокой проработки, заменив его концепцией «политики мягкой силы». В этих условиях тенденция расширения миротворческой деятельности Китая не только сохранилась, но и усилилась.
Китай по-прежнему выступает за создание новой системы международных отношений и нового международного политического и экономического порядка на основе пяти принципов мирного сосуществования и продолжает декларировать свою приверженность традиционному подходу к вопросам национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств. Однако, как уже указывалось, Китай, по всей видимости, более не рассматривает присутствие иностранных военных формирований и полиции на территории другого государства как нарушение национального суверенитета и принципа невмешательства во внутренние дела. Пожалуй, можно говорить о переходе Китая от жесткой Вестфальской концепции миротворчества к ее более гибкой и многоукладной вариации или даже к поствестфальской концепции с ее прозападным ли-берально-демократическим пониманием суверенитета стран, переживающих внутренние конфликты.
В настоящее время (а именно, по состоянию на май 2010 г.) китайский миротворческий контингент представлен 2117 миро-
творцами, в том числе 1884 военнослужащими, 189 гражданскими полицейскими и 44 военными наблюдателями6. По количеству откомандированных миротворцев Китай занимает 16-е место из 115 стран, участвующих в соответствующих операциях ООН (табл. I)7. Китай командирует больше военных, полицейских и наблюдателей, чем любой другой постоянный член Совета Безопасности ООН. На данный момент КНР участвует в 10 миротворческих операциях из 16, осуществляемых под эгидой Организации8.
Таблица 1. Список двадцати первых по значению стран-доноров военных и гражданских миротворцев ООН (по состоянию на май 2010 г.)
Место Страна Численность, человек
1 Пакистан 10 742
2 Бангладеш 10212
3 Индия 8771
4 Нигерия 5941
5 Египет 5457
6 Непал 5318
7 Гана 3945
8 Руанда 3648
9 Иордания 3644
10 Уругвай 2575
11 Италия 2410
12 Эфиопия 2409
13 Бразилия 2256
14 Сенегал 2232
Окончание табл. 1
Место Страна Численность, человек
15 ЮАР 2127
16 Китай 2117
17 Франция 1706
18 Индонезия 1686
19 Марокко 1562
20 Бенин 1327
Источник: UN Department of Peacekeeping Operations. URL: http://www. un.org/en/peacekeeping/
Китайские миротворцы представлены не только служащими гражданской полиции, военными наблюдателями и инженерами, но и медицинскими подразделениями и группами транспортного обеспечения. Основное направление деятельности китайских миротворческих сил — инженерное обеспечение, создание транспортной инфраструктуры и оказание медицинской помощи.
Среди основных мотивов активизации Китая в миротворческой деятельности ООН можно назвать постепенную перестройку концепции внешней политики страны: ускоренную интеграцию КНР в международное сообщество, ее стремление к обретению статуса ответственной мировой державы, модификацию взглядов китайского руководства на вопросы суверенитета и гуманитарной интервенции, учет его обязательств в области глобаньной и региональной безопасности.
Безусловно, одним из ключевых, но неофициальных мотивов является и обширность интересов Китая в странах, где проводятся миротворческие операции, прежде всего — в государствах африканского континента. Примерно 3/4 китайских миротворцев дислоцированы в Африке, что в целом отражает
современные приоритеты миротворческой деятельности ООН: около 70 % всех миротворцев Организации базируются именно в африканском регионе.
Важно и то, что участие в миротворческой деятельности благотворно сказывается на международном имидже Китая.
* * *
Активизация КНР в миротворческой деятельности ООН предоставляет ей реальную возможность тесной кооперации с международным сообществом по вопросам глобальной безопасности. Участие в операциях по поддержанию мира, а главное — намерение китайского руководства и впредь наращивать миротворческий потенциал страны повышают роль КНР в сфере обеспечения региональной и международной безопасности, вольно или невольно делая ее более предсказуемой и «прозрачной» с военной точки зрения, а также позволяют международному сообществу взаимодействовать с Пекином на более доверительной основе.
В настоящее время Китай является важной стороной-парт-нером в деле поддержания международного мира. Обретение КНР этого нового статуса обусловлено целым рядом причин:
1) беспрецедентным ростом экономического, политического и культурного веса страны, увеличивающимся военным по-тенцианом КНР и накоплением ею авторитета среди развивающихся стран;
2) обретением возможности реаньно влиять на международные процессы принятия решений, в том числе и на африканском континенте;
3) обновлением китайского внешнеполитического курса, вызванного стремлением Пекина сформировать внешнеполитический имидж КНР как защитника более слабых и маных стран. А это, как известно, является центраньной задачей миротворческих сил ООН в любой части света. Поэтому можно сказать, что миротворческая активность Китая повышает эффективность соответствующих операций ООН в целом.
В свою очередь, миротворческий статус Китая предоставляет ему ряд стратегических преимуществ, самыми существенными из которых является совершенствование региональных и глобальных позиций КНР, улучшение его международного имиджа и усиление влияния Поднебесной в ооновском сообществе. Помимо этого, миротворческая деятельность предоставляет силам безопасности Китая возможность повышать свою квалификацию, получать новые навыки, заимствовать тактические наработки зарубежных партнеров, тренироваться в «операциях вне условий войны» (MOOTW), а также набираться опыта участия в военных и иных миссиях на стратегически важных направлениях.
Участие в миротворческой деятельности ООН рассматривается Китаем как важнейшее средство укрепления его позиций на мировой арене и усиления влияния страны на ситуацию в «горячих точках».
Возможно, что косвенным эффектом участия в миротворческих операциях является обретение Пекином возможности тестировать реакцию международного сообщества на «интернационализацию» его военной практики, т. е. на выход китайских военных и полицейских контингентов на мировую арену, какими бы причинами это ни объяснялось. Пекин стремится налаживать деловые контакты со всеми государствами, от которых зависит успешная реанизация китайских миротворческих амбиций. Россия в данном контексте рассматривается Китаем в качестве влиятельного и надежного партнера.
Примечания
1 Monthly summary of contributors of military and police personnel. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/contributors/
2 Резолюция: 495 (1981). Принята Советом Безопасности 14 декабря: 1981 г. S/RES/495 (1981). URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/ 1981/res495.pdf.
3 UN's Ban calls on China to be a bigger peacemaker. URL: http:// www.polity.org.za/print-version/uns-ban-cahs-on-china-to-be-bigger-peacemake r-2008-07-01.
4 Цзян Цзэминь передал пост председателя КНР на 1-й сессии ВСНП 10-го созыва (март 2003 г.), пост председателя Центрального Военного совета ЦК КПК на 4-м пленуме 16-го созыва (сентябрь 2004 г.); окончательная передача полномочий произошла только на 3-й сессии ВСНП 10-го созыва (март 2005 г.), когда председателем Центрального Военного совета КНР стал Ху Цзиньтао.
5 Monthly summary of contributors of military and civilian police personnel 1995—2005. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/contributors/95-05.shtml.
6 Monthly Summary of Contributions (Police, Military Experts on Mission and Troops). URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/contributors/2010/aprl0_l.pdf.
7 Ranking of Military and Police Contributions to UN Operations. URL: http:// www.un.org/en/peacekeeping/contributors/2010/aprl0_2.pdf.
8 UN Mission's Summary detailed by Country. URL: http://www.un.org/en/ peacekeeping/contributors/2010/aprl 0_3 .pdf.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР
В. Я. Портяков'
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Масштабные по объему и разнообразные по формам торгово-экономические связи являются неотъемлемой составной частью общего комплекса российско-китайских отношений стратегического партнерства и равноправного взаимодействия. Более того, как свидетельствует опрос общественного мнения, проведенный осенью 2008 г. экспертами Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук Китая, для рядовых граждан КНР наиболее важным компонентом китайско-российского взаимодействия выступают именно торгово-экономические связи, а не, например, сотрудничество двух государств на международной арене1.
Главным звеном российско-китайского торгово-экономического взаимодействия неизменно служит двусторонняя торговля. Ее объем за период 2000—2008 гг. увеличился с 8 до 56,8 млрд долл., лишь немного не дотянув до намеченного на 2010 г. лидерами двух государств уровня в 60 млрд долл. Россия
* Портяков Владимир Яковлевич, д. э. н., проф., зам. директора ИДВ РАН.