ПРОБЛЕМЫ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН И РОЛЬ ФРАНЦИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА В КОТ-Д’ИВУАР
Со времени окончания «холодной войны» миротворческие операции ООН приобрели иной характер, нежели в период биполярности. Наиболее проблемным с точки зрения международных миротворческих усилий остается Африканский континент, где ООН приходится учитывать интересы отдельных крупных игроков, в частности бывших колониальных империй. В статье рассматриваются проблемы миротворческой деятельности ООН в связи с позицией Франции в отношении действующей операции по поддержанию мира в Кот-д’Ивуаре с особым вниманием к событиям 2010-2011 гг Предлагается несколько вариантов реформирования миротворческой деятельности ООН, исходя из проблем, проявившихся в ходе урегулирования этого кризиса.
Ключевые слова: операции ООН, Франция, Кот-д’Ивуар, «жесткий мир», миротворческие силы, реформирование.
С момента создания Организации Объединенных Наций важнейшим направлением глобального сотрудничества в сфере международной безопасности стали миротворческие операции, проводимые с целью предотвращения или ликвидации региональных военных угроз. Всего, начиная с 1948 г., когда была реализована первая миссия по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке, а также миссия военных наблюдателей в Индии и Пакистане, ООН было проведено 66 операций по поддержанию мира (Что такое..., http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/peacekeeping. эМт1.) При этом биполярная система международных отношений и глобальная конфронтация сверхдержав заметно ограничивали возможности по осуществлению такого сотрудничества.
С окончанием «холодной войны» количество подобных операций под эгидой ООН значительно возросло. Задачи миротворческих сил ООН в значительной степени расширились, что обусловило начало структурных реформ, в том числе создание Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ) ООН в 1992 г.
Благодаря своему статусу постоянного члена Совета Безопасности (СБ) ООН Франция изначально была одним из государств, ответственных за принятие решений по отправке миротворческих миссий ООН. Кроме того, исходя из глобального характера своих интересов, а также особенностей французской политики в бывших колониях, Франция
© И. В. Иванников, К. И. Пахоруков, 2013
всегда была заинтересована в участии своих представителей в размещенных там миссиях ООН. В то же время операции ООН зачастую проводятся параллельно с операциями региональных организаций или отдельных государств, что вызывает вопрос о целесообразности таких миссий. Также стоит отметить, что основными участниками воинских контингентов в составе сил ООН являются представители развивающихся стран Азии и Африки, тогда как главой ДОПМ является француз Э. Ладсус.
Инициированные Францией в 2011 г. действия международных сил ООН в Ливии, а также собственного контингента совместно с миротворческими силами ООН в Кот-д’Ивуаре в 2010-2011 гг. вызвали много споров в связи с тем, что по заявлению ряда государств, включая Россию, они были направлены на поддержку одной определенной стороны участницы конфликта.
С учетом официально принятой в ООН формулы финансирования, а также добровольных отчислений Франция сегодня занимает 5-е место по уровню взносов на операции по поддержанию мира с долей в 7,55%, что сопоставимо с долей Великобритании и Германии, но значительно уступает США (27,14%). Однако военные и полицейские контингенты государства предоставляют самостоятельно, оплачивая из национального бюджета службу своих граждан, а уже позже ООН компенсирует затраты по единой ставке (Финансирование..., http:// www.un.org/ru/peacekeeping/operations/financing.shtml.) Численность же французских граждан в операциях ООН за последние двадцать лет значительно варьировалась. Наиболее активным участие французов в миротворческих контингентах было в 1993 г., когда Франция проявила себя одновременно в миссиях ООН в бывшей Югославии, Камбодже, Сомали, Ливане с общим числом контингента в 9379 человек (Summary of contributors., 30th of August 1993, http://www.un.org/ en/peacekeeping/resources/statistics/ contributors_archive.shtml.) и в 1995 г. — в бывшей Югославии и Ливане в количестве 8115 человек (Summary of contributors., 30th of November 1995, http://www.un.org/ en/peacekeeping/resources/statistics/contributors_archive.shtml). После завершения активных фаз операций ООН с участием военнослужащих Франции на Балканах наиболее многочисленным постоянным контингентом Франция продолжила располагать лишь в Ливане, хотя общее число французских представителей неуклонно сокращалось (рост произошел в 2006 г. в связи с новым этапом операции в Ливане).
На конец февраля 2013 г. Франция была представлена в семи из 15 развернутых операций ООН 889 военнослужащими, 52 полицейскими, 15 экспертами (всего 956 человек). (UN Mision’s summary., 28th of February 2013, р.12, http://www.un.org/en/peacekeeping/ contributors/documents/yearly12.pdf). Франция среди 114 государств,
участвующих в операциях ООН по поддержанию мира, по численности граждан в миссиях ООН занимает 25-е место, а лидером является Бангладеш, предоставивший 8878 человек (Monthly., http:// www.un.org/en/peacekeeping /contributors/documents/yearly12.pdf)1. Поэтому не случайно, что на сайте Постоянного представительства Франции при ООН особо отмечается роль Франции в операциях, осуществляемых под мандатом ООН, но не в рамках миротворческих сил. И количество участников в таких силах почти всегда значительно превосходило в составе «голубых касок» (Le maintien..., http://www. franceonu.org/la-france-a-l-onu/l-organisation-des-nations-unies/le-role-de-la-france-a-l-onu).
Если обратиться к проекту закона о военном бюджете Франции на 2013 г., то одной из его составляющих является самостоятельное развитие зарубежных военных баз Франции, а также участие в различных операциях по поддержке или восстановлению мира, борьбе с терроризмом, защите французских граждан, оказанию помощи населению, страдающему от гуманитарных или естественных катастроф, и т. д. Отмечается, что такие миссии осуществляются в рамках НАТО, ООН и ЕС. В законопроекте были обозначены пять ключевых миссий: Косово, Афганистан, Ливан, Кот-д’Ивуар, «Аталанта» (ЕС против пиратства) (Projet., http://www.defense.gouv.fr/actualites/articles/projet-de-loi-de-finances-2013-du-ministere-de-la-defense). Среди пяти упомянутых наиболее важных миссий в проекте закона о бюджете две непосредственно связаны с деятельностью Франции в ООН. Это миссии в рамках Временных сил ООН в Ливане и операции ООН в Кот-д’Ивуаре. При этом, несмотря на смену руководства государства в мае 2012 г., количество выделенных средств на участие в зарубежных операциях остается таким же, как и в 2012 г., — 630 млн евро (Ibid.)
Как известно, с середины 1990-х годов началась новая эпоха в развитии операций по поддержанию мира ООН. Ее характерной чертой стала концепция строительства мира в местах проведения операции, а также проведение операций государствами или региональными организациями на основании мандата ООН. Последнее было вызвано провалом собственных операций ООН в Руанде и Сомали (Les OMP.., http://www.psi.ulaval.ca/maintien_de_la_paix_et_interventions_militaires/ notions_generales/quest_ce_que_le_maintien_de_la_paix/). Миссии НАТО на Балканах и в Афганистане на основании мандата ООН, поддержка НАТО миротворческих операций Африканского Союза в Дарфуре и Сомали (тыловое обеспечение) (Отношения., http://www.nato.int/
1 В первую десятку по численности предоставленного контингента входят Бангладеш, Пакистан, Индия, Эфиопия, Нигерия, Руанда, Непал, Иордания, Египет, Гана.
cps/ru/natolive/topics_50321 .htm) в определенной степени доказали эффективность такого подхода.
Однако события в Ливии и в Кот-д’Ивуаре в 2011 г. оставили в этом плане довольно много вопросов, и в обоих случаях инициатором активных миротворческих действий была Франция. Примечательно, что и в 2013 г. Франция начала самостоятельную военную операцию параллельно инициированной ООН Международной миссии под африканским руководством по поддержке Мали (АФИСМА), хотя и в другом контексте по сравнению с ивуарийским. А в марте 2013 г. Франция во время наступления мятежников на столицу Банги отказала в поддержке президенту Центральноафриканской Республики Франсуа Бо-зизе, однако разместила около 300 военнослужащих для обеспечения безопасности и эвакуации живущих в стране иностранцев и безопасности ключевых объектов (Republique., http://www.defense.gouv.fr/ operations/actualites/republiquecentrafricaine-des-elements-des-ffg-deployes-en-renfort-a-bangui).
Прежде чем обратиться непосредственно к ивуарийскому сюжету, необходимо упомянуть, что в 2009 г. во время своего председательства в СБ ООН Франция совместно с Великобританией выступила с инициативой по улучшению военно-политической составляющей операций по поддержанию мира с целью выработки новой доктрины для более эффективной защиты гражданского населения. Эта инициатива нашла свое отражение в докладе «Новые горизонты», подготовленном Департаментом по поддержанию мира совместно с Департаментом полевой поддержки ООН. В нем были отражены ключевые задачи для операций ООН в будущем. Упор в деятельности миссий делается на помощи в развитии политического процесса в стране, где осуществляется миссия (A New Partnership., 2009, p. 9). А в выступлении Постоянного представителя Франции при ООН Н. де Ривьера в июне 2010 г. указывалось, что миссии ООН должны помогать усилению государственной власти, а также ведению переговоров с теми, кто ставит под угрозу становление политического процесса (Intervention., http://www.franceonu.org/la-france-a-l-onu/espace-presse/inter-ventions-enseancepublique/assemblee-generale/22-juin-2010-Assem-blee-generale).
Полагаем, что случай Кот-д’Ивуара является хорошим примером политизации как самого конфликта, так и миротворческой операции. Миссия ООН в этой стране изначально включала в себя более 6500 человек, из которых около 180 были гражданами Франции. В то же время Франция еще в 2002 г., с началом мятежа против центральной власти в Кот-д’Ивуаре, одновременно с миссией ООН предпочла послать собственные подразделения численностью около 4000 человек (Добронравин, 2004).
Тогда, в 2002 г., в связи с тяжелейшим политическим кризисом страна была поделена на две части: север оказался под контролем оппозиции во главе с А. Уаттарой, юг — во власти правительственных сил под руководством с Л. Гбагба. Силы ООН были размещены в этом государстве в условиях нового витка гражданской войны, разразившейся в связи с реализацией так называемой политической программы «настоящего ивуарийца» президента Л. Гбагбо (Cote d’Ivoire: UN., 2010)2.
В начале 2000-х годов ставленником Франции в политической борьбе был выходец с христианского юга страны Л. Гбагбо. Ему противостоял представитель мусульманского севера А. Уаттара3, бывший премьер-министр страны и заместитель главы МВФ. Л. Гбагбо, дабы ему не мешали противостоять вооруженной оппозиции, организовал анти-ооновскую и антифранцузскую кампанию с погромами офисов французских компаний и бомбардировкой базы французских миротворцев в 2004 г., в результате чего погибло 9 человек. Естественно, это привело к ответным жестким действиям со стороны Франции, но Л. Гбагбо удержался у власти. В 2010 г. в Кот-д’Ивуаре произошло новое обострение ситуации, когда президент Л. Гбагбо, проигравший выборы оппозиционному кандидату А. Уаттара, отказался уходить со своего поста в связи с возникшими спорами о результатах голосования. В итоге разгорелось новое вооруженное противостояние. Но теперь Франция уже была на стороне не Гбагбо, а Уаттары (Varenne, 2012, р. 6). 11 апреля 2011 г. французские танки вместе с авиацией подавили сопротивление сторонников экс-президента, а Гбагбо был арестован французским спецназом и передан миротворцам ООН (Филиппов, 2011, с.31).
Рассмотрев «официальную» и общераспространенную точку зрению на развитие конфликта, обратимся к оценке действий миротворческих сил иных точек зрения в отношении политики Л. Гбагбо и роли Франции в этом противостоянии.
В 2004 г. Резолюция СБ ООН № 1528 взамен экспертной миссии ООН (Миссия ООН в Кот-д’Ивуаре, МООНКИ), существовавшей в Кот-д’Ивуаре с мая 2003 г. (Миссия., http://www.un.org/ru/peacekeeping/
2 Есть точка зрения, что данная концепция, провозгласившая иммигрантов, прежде всего, из соседних африканских государств, а также всех северян ненастоящими ивуарийцами, была лишь фактором для объединения сторонников Гбагбо в борьбе с его политическими противниками.
3 Любопытно, что на тот момент А. Уаттара считался ставленником США. При этом у него всегда были личные хорошие отношения с Н. Саркози. В 1990 г, тогда мэр пригорода Парижа Нейи-сюр-Сен, Н. Саркози зарегистрировал брак А. Уаттары с Д. Нувиан, сделавшей большое состояние в сфере недвижимости и занимавшейся распоряжением имущества президента Кот-д’Ивуара Уфуэ-Буаньи в конце 1980 — начале 1990-х годов (йевдадпё, 2011).
missions/ past/minuci/minucifacts.htm), учредила Операцию Организации Объединенных Наций в Кот-д’Ивуаре (ОООНКИ), которой перешли задачи МООНКИ. При этом основной упор был сделан на военный компонент с целью: наблюдения за прекращением огня и передвижениями вооруженных групп; разоружения, демобилизации, реинтеграции, репатриации, расселения участвующих сторон конфликта; содействия оказанию гуманитарной помощи; осуществления мирного процесса; поддержания правопорядка; защиты прав человека. Этой Резолюцией СБ ООН уполномочивал Францию на помощь силам ОО-ОНКИ в выполнении поставленными им задач всеми необходимыми средствами (Резолюция Совета Безопасности ООН 1528 (2004)., http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N04/253/22/PDF/ N0 425322.pdf?0penElement).
В дальнейшем мандат сил ООН был скорректирован Резолюцией СБ ООН № 1609 2005 г. В него были включены разоружение и роспуск ополчений, контроль за соблюдением эмбарго на поставку оружия, содействие распространению государственной власти и проведению транспарентных выборов, и опять же подтверждена роль французских подразделений (Резолюция Совета Безопасности ООН 1609 (2005)., http:// daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N05/398/63/PDF/N0539863. pdf?0penElement). Резолюцией СБ ООН № 1739 2007 г. были внесены некоторые дополнения, прежде всего, по реформированию сектора безопасности (Резолюция Совета Безопасности ООН 1739 (2007)., http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/unoci/mandate.shtml).
В связи с обострением ситуации в 2010-2011 гг. СБ ООН принял еще четыре резолюции, где была пересмотрена численность группировки и уточнялась ситуация в стране. Именно с того времени численность воинского контингента операции ООН стала устанавливаться на уровне 10 000 человек.
Безусловно, рост численности подразделений ООН имел под собою политические основания. 8 декабря 2010 г. в ходе дебатов в СБ ООН по итогам выступления Специального представителя Генерального секретаря ООН в Кот-д’Ивуаре Чой Юн Джина, объявившего о победе А. Уаттары на президентских выборах, Россия отказалась поддержать его заявление, аргументируя свой отказ тем, что ООН не следует вмешиваться во внутренние дела Кот-д’Ивуара, таким образом превышая полномочия миссии (Russia vetoes., 2010). Позже СБ ООН призвал мировое сообщество уважать результаты выборов, а Генеральная Ассамблея ООН единогласно признала А. Уаттару победителем на выборах (Совет безопасности., 2010).
В 2011 г. последовали новые заявления с критикой действий сил ООН со стороны представителей российского МИДа. Так, 5 апреля 2011 г. министр С. В. Лавров на пресс-конференции в Москве за____________________________________________________________ 29
явил, что миротворцы ООН и французский контингент вмешались во внутренний конфликт, выступив на стороне одного из участников конфликта, нарушив нейтралитет и действуя не по мандату. В связи с этим Россия инициировала срочный брифинг в Совете Безопасности ООН, и вскоре последовало официальное заявление МИД РФ с вышеупомянутой формулировкой (Выступление., 2011).
В этом контексте стоит отметить также, что ранее, в декабре 2010 г., Л. Гбагбо дал интервью французской прессе, где объявил о заговоре со стороны Франции и США против него, рассказав, как с их помощью победил на выборах А. Уаттара, и призвал вывести миссию ООН из страны в связи с ее поддержкой одной из сторон конфликта. (Remy, 2010; Berthemet, 2010). 29 декабря 2010 г. тогдашний глава ДОПМ А. Ле Руа заявил, что миротворческая миссия ООН будет полностью выполнять свой мандат и защищать легитимное правительство. Он также ответил на заявление Л. Гбагбо о пристрастном отношении ООН к данному конфликту, акцентировав внимание на том, что усиление операции ООН в 2005 г. было запрошено им самим (Cote d’Ivoire: UN., 2010). Считается, что и в 2002 г. Франция ввела свой контингент в Кот-д’Ивуар по просьбе Гбагбо, встав на его защиту в противоборстве с мятежниками (Cote d’Ivoire: Gbagbo., 2002). При этом сам Л. Гбагбо в 2009 г. заявлял газете «Ле Фигаро», что мятеж против него в 2002 г. был инспирирован Генеральным секретарем при президенте Французской Республики Д. де Вильпеном (Prier, 2009).
Кроме того, в сентябре 2011 г. советник тогдашнего президента Франции Н. Саркози по Африке Р. Буржи назвал лидеров пяти африканских государств, которые в 2002 г. передали 10 млн долларов на финансирование президентской кампании Ж. Ширака (Valdiguie.,
2011).Тогда же глава Национальной Ассамблеи Кот-д’Ивуара М. Кули-бали подтвердил, что в 2002 г. Л. Гбагбо при участии самого Р. Буржи передал Ж. Шираку 3 млн евро (Accusations., 2011).
Считаем, что здесь вполне уместны аналогии с заявлением сына М. Каддафи Cейфа Аль-Ислама накануне интервенции в Ливию 2011 г. о финансировании предвыборной кампании Н. Саркози в 2007 г., подкрепленным в марте 2012 г. словами Заида Такеддина, организатора визитов Саркози и его приближенных в Ливию в 2005 и 2007 гг. (Arfi, Laske, 2012). Конечно, в случае Ливии заявление исходило не от французского политического деятеля, потому Саркози их опроверг (Sarkozy., 2012), а заявление Р. Буржи имело характер четкого политического заявления. Однако после признания советника Н. Саркози финансирование кампании правоцентристского кандидата во Франции со стороны Каддафи не кажется таким уж неправдоподобным.
Между тем большее значение имеет иной аспект. И в случае Ливии, и в случае Кот-д’Ивуара просматривается следующая закономер-
ность: когда пользовавшийся поддержкой Франции политический лидер становится неугодным, Франция инициирует операцию по мандату ООН. Изначально в Ливии Франция организовала самостоятельную операцию, затем присоединилась к единой операции НАТО. В Кот-д’Ивуаре ситуация иная, и Франция там действует вместе с силами ООН, цель которых отличается от задач НАТО в Ливии, но сценарии миротворческой операции при этом достаточно похожи.
Франции удавалось успешно контролировать правительства ключевых для себя стран, сохраняя там военное присутствие и получая доступ к богатым ресурсам через систему военных, экономических и политических рычагов, использование которой восходит к президентству де Голля4. В случае же выступлений против французских интересов ситуация часто заканчивалось военными переворотами (Ouattara., http://thomassankara.net/spip. php?article1127&lang=fr). В статье ведущего научного сотрудника Института Африки РАН В. Филиппова отмечается, что в Кот-д’Ивуаре 600 французских предприятий контролируют сырьевые ресурсы страны. С помощью своего присутствия в Кот-д’Ивуаре, в том числе военного, Франция держит под контролем и соседние государства (Филиппов, 2012). Как только Гбагбо отклонился от профранцузского курса, например начал привлекать китайский капитал, Франция, используя кланово-племенные противоречия в стране, смогла сместить и пленить Гбагбо, как уже было указано выше, передав его силам ООН. При этом операция по захвату резиденции Гбагбо осуществлялась совместно воздушными силами Франции и ООН в соответствии с распоряжением французского главы ДОПМ А. Ле Руа (Smith, 2011) и при поддержке Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, призывавшего к вмешательству в ответ на применение сторонниками Гбагбо тяжелого оружия против сил А. Уаттары, что поставило под угрозу безопасность гражданского населения и «Голубых касок» (Declaration., http://www.un.org/News/ fr-press/docs//2011/SGSM13503.doc.htm).
Российский эксперт-международник Ф. Лукьянов отмечает, что случай с Гбагбо стал «уникальным», так как ранее силы ООН не захватывали в плен глав государств. Российский исследователь имеет в виду фактическую поддержку со стороны сил ООН действий французских и ивуарийских подразделений, поскольку формально силы ООН Л. Гбагбо не захватывали (Цит. по: Резчиков, Сусликов, 2011).
4 Параллельно Франция использует для контроля в том числе африканских государств и «мягкую силу» — Международную организацию Франкофонии, так как Кот-д’Ивуар является ее членом с момента основания организации.
Точки зрения политических деятелей, многих экспертов и журналистов в Африке по поводу действий Франции разделились. При этом многие наблюдатели прямо обвиняли Францию в неоколониализме с целью контроля африканских ресурсов (Le neocolonialisme., 2012). В Интернете на оппозиционном Франции сайте pressafrique. com существует целый раздел, посвященный совершенным Францией в Кот-д’Ивуаре зверствам — военным преступлениям и преступлением против человечества. Этот ресурс был создан на основе статей, опубликованных как в прессе африканских государств, так и во французских газетах (Crimes., http://pressafrique.com/m916.html 2001). Кроме того, в 2011 г. во Франции вышла книга председателя Панафриканской организации независимых журналистов Ш. Онана с предисловием экс-президента ЮАР Т. Мбеки. Она сразу была запрещена в Кот-д’Ивуаре, поскольку в ней описано, как Франция с помощью лидеров соседних с Кот-д’Ивуаром государств в 2011 г. совершила в стране государственный переворот. В этой книге Л. Гбагбо представлен как уникальный африканский политик, который не был коррумпирован и не был кровавым диктатором, но который не собирался управлять страной в угоду Франции. Авторы также отвергают причастность Гбагбо к гибели французских миротворцев в 2004 г. и, наоборот, говорят о помощи, которую Гбагбо был готов оказать, например, при освобождении французских журналистов, взятых в заложники в Ираке в 2004 г. (0nana,2011).
Полагаем, неслучайно Т. Мбеки стал автором предисловия к указанному изданию. Спецпредставитель Африканского Союза по Кот-д’Ивуару, устраивавший и Гбагбо, и Уаттару, в апреле 2011 г. опубликовал статью на сайте журнала Foreign Policy c подзаголовком: «Почему ООН уполномочила бывшие колониальные державы решать дела на нашем континенте?» (Mbeki, 2011). Главной его целью стало обвинение в недееспособности ООН. То, что Специальный представитель Генерального секретаря ООН по Кот-д’Ивуару объявил победителя на выборах (причем основываясь на собственных данных, которые не совпадали с данными двух противоборствующих сторон), выйдя за рамки мандата, явилось, по мнению Т. Мбеки, вмешательством во внутренние дела страны. Однако после этого миссии ООН уже ничего не оставалось, как поддержать силы Уаттары под предлогом защиты мирного населения. При этом ООН не смогла воспрепятствовать массовому убийству гражданского населения в Дуэкуэ, где, по данным Международного комитета Красного Креста погибло 800 человек (Cote d’Ivoire: hudreds., 2011).
Тем не менее Т. Мбеки опускает в своей статье один достаточно важный момент: ООН получила полную поддержку в своих действиях от Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС). Ре-
золюция СБ ООН № 1975 от 30 марта 2011 г., которая подтвердила возможность использования миротворцами всех необходимых средств в рамках мандата и утвердила адресные санкции против Л. Гбагбо и его окружения, санкционировав его задержание (Резолюция Совета Безопасности ООН 1975 (2011)., http://daccess-dds-ny.un.org/ doc/UND0C/GEN/N11/284/78/PDF/N1128478.pdf?0penElement.), была принята на основе Резолюции 39-й сессии ЭКОВАС от 25 марта. В ней содержалась просьба к ООН усилить мандат миссии, использовать все необходимые средства для защиты жизни населения и собственности в Кот-д’Ивуаре и способствовать переходу власти от Гбагбо к Уаттаре, а также применить в отношении Гбагбо международные санкции ^solution A/RES. /1/03/11., http://news. ecowas.int/presse-show.php?nb=043&lang=en&annee=2011).
Таким образом, формально предъявлять претензии к ООН не в чем, так как ЭКОВАС, как региональная организация, сама инициировала международное вмешательство. Нечто подобно, кстати, произошло и с Ливией, когда Лига арабских государств потребовала обеспечить над ней бесполетную зону.
Основная проблема, как полагаем, состоит в том, что ООН, осознавая ограниченность мандата собственных миротворцев, перекладывает главную боевую миротворческую нагрузку на военные миссии стран, которым выдан мандат, а те, как в случае с Кот-д’Ивуаром, используют его для своих целей.
С одной стороны, есть формальные основания считать, что операция в Кот-д’Ивуаре стала ярким примером реализации концепции «Обязанность защищать» (Responsibility to protect), одобренной Всемирным саммитом ООН и ГА ООН в 2005 г. (Perry, 2011, р. 32-34). Вместе с тем данное утверждение довольно спорно, поскольку ее применение связано с геноцидом, военными преступлениями и преступлениями против человечества, этническими чистками, а не с защитой гражданского населения от внезапно появившейся серьезной угрозы. Во французской же прессе считается, что действия миротворцев ООН и Франции весной 2011 г. в Кот-д’Ивуаре были не только защитой гражданского населения, но и воплощением так называемой концепции «жесткого мира» (paix robuste, robust peacekeeping) (Lebhour, 2011; Smith, 2011). Концепция была выработана в связи с тем, что разрешение конфликтов в 1990-е годы без применения силы стало невозможно, а также для защиты наблюдателей и миротворческих контингентов. «Жесткий мир» подразумевает применение силы на тактическом уровне с согласия Совета Безопасности ООН и основных сторон конфликта, что как раз в Кот-д’Ивуаре отсутствовало. В других странах, например в Эритрее, Судане и Демократической Республики Конго, вследствие несогласия участников конфликта ООН не удалось дислоцировать ряд подраз-
делений миротворческой миссии. С точки зрения американских исследователей Р. Гоуэна и Б. Тортолани, эта концепция может привести лишь к созданию еще большего хаоса в деятельности миссий ООН, у которых нет реальных ресурсов для действенного применения силы. Например, южно-азиатские контингенты не всегда способны выполнить поставленные задачи, необходимо участие опытных военных стран Запада (Gowan, Tortolani, 2009, р. 50-51; Сартр, 2012, с. 6-9). Поскольку контингенты западных стран в составе сил ООН малочисленны, то ООН выдает им отдельный мандат на проведение операций в тесном взаимодействии с силами ООН. К тому же согласовать численность и полномочия таких сил проще.
Таким образом, в Кот-д’Ивуаре основным миротворцем стал вооруженный контингент Франции, действующий в рамках операции «Единорог» (“Licorne”) параллельно с силами ООН, в то время как количество представителей Франции в составе сил ООН крайне малочисленно. (UN Mission’s Contributions., http://www.un.org/en/peace-keeping/contributors/2011/apr 11_5.pdf).
На сайте Министерства обороны Франции указывается, что основной задачей для размещенных сил изначально стала защита выходцев из Франции, а потом уже поддержка размещенной в Кот-д’Ивуаре миссии ООН. За время пребывания в Кот-д’Ивуаре с 2002 г. численность французского контингента заметно сократилась: от 4600 человек изначально до 1600 человек в 2010-2011 гг. и 450 человек к осени 2011 г. В соответствии с соглашением о военном партнерстве, подписанным 26 января 2011 г. с президентом Уаттарой, основной задачей военнослужащих на завершающем этапе миссии являлась помощь в реформировании ивуарийской армии. При этом 11 апреля 2011 г. не французские, а ивуарийские военные арестовали Гбагбо (Les forces.,
2012). То есть, несмотря на положение в резолюции СБ ООН о применении санкций к Гбагбо, Франция отстраняется от его ареста и делает упор на том, что ивуарийский народ сам задержал экс-президента-преступника и передал его в руки правосудия — Международного уголовного суда.
Также на сайте Министерства обороны заявляется, что Франция действовала в Кот-д’Ивуаре исключительно в качестве вспомогательной миротворческой силы в соответствии с резолюциями СБ ООН. Не стоит, однако, забывать, что «Единорог» изначально был развернут в 2002 г. не на основании решения СБ ООН, а в рамках договора об обороне 1961 г. между Францией и Кот-д’Ивуаром (Ibid.). Из-за ограничений деятельности миротворцев ООН, несмотря на их многочисленность по сравнению с французскими силами в Кот-д’Ивуаре, на практике получилось, что именно миротворцы ООН выступили в качестве вспомогательной силы для французских подразделений в на-
чале 2011 г. По мнению Ж.-М. Гуэнно, сложности, связанные с деятельностью миссий ООН, обусловлены тем, что от «голубых касок» ждут, что они будут действовать как международная полиция со строгим соблюдением закона там, где нет ни закона, ни порядка (Guehenno, 2010, р. 2). Безусловно, миротворцы должны действовать в рамках закона. Тем не менее, несмотря на все усилия институтов ООН по выработке четких международно-правовых принципов их действий, они продолжают демонстрировать собственную неэффективность. Это подогревает дискуссию о глобальной реформе в области операций по поддержанию мира, деятельности миротворцев и миротворческих миссий.
Расширение числа задач, которые ставятся перед миротворческими миссиями в резолюции СБ ООН, согласно Ж.-М. Гуэнно, не выглядит конструктивным шагом. Если реализовывать концепцию «жесткого мира», то, по его мнению, необходима децентрализация СБ ООН. Нужно повысить значение структур ДОПМ и дать возможность принимать решения непосредственно командованию операцией (Ibid., р. 3-4). Принципы беспристрастности и разумного применения силы должны соблюдаться, но оценивать ситуацию необходимо командованию на местах. Ключевой задачей для деятельности миротворческих сил ООН должна быть способность быстрого развертывания в полномасштабную операцию в случае возникновения угрожающей ситуации для населения по выполнению задач, связанных с применением силы. Как было сказано выше, такое развертывание осуществить крайне трудно из-за довольно низкого уровня подготовки большей части миротворческих контингентов ООН (Gowan, Tortolani, 2009, р. 50-53).
Представляется, что в данном контексте выглядит весьма перспективной инициатива России, выдвинутая еще в 2000 г. на Саммите Тысячелетия ООН. Речь шла об активизации лишь формально функционирующего Военно-штабного комитета (ВШК) ООН посредством включения его представителей в состав инспекционных групп, определяющих готовность и соответствие выделяемых сил и средств для конкретной операции. Заместитель министра иностранных дел РФ в 2006 г. А. В. Яковенко отмечал, что ВШК в качестве экспертной структуры мог бы объединить как членов СБ ООН, так и страны, являющиеся поставщиками воинских контингентов и средств материально-технического обеспечения (Яковенко, 2006). В этом случае получается, что в составе миротворческих миссий резолюции ООН выполняют контингенты не тех стран, которые принимали решение об отправке миссий, поэтому они не идут на риск. Если же удастся децентрализовать работу СБ ООН, то можно ожидать, что и постоянные члены СБ ООН вновь станут активнее участвовать в миротворческих миссиях. Возможно, события в Ливии (хотя там не было миссии ООН и прямого
ущерба репутации ООН операция пока не принесла) и в Кот-д’Ивуаре заставят пересмотреть практику выдачи миротворческих мандатов. Миротворческая деятельность является одним из ключевых инструментов прямого действия Организации Объединенных Наций, но если основные рычаги по управлению миротворческими операциями передавать отдельным игрокам, как в случае Франции в Кот-д’Ивуаре, вряд ли стоит ожидать повышения эффективности миротворческих усилий ООН и роста ее международного авторитета в целом.
Взаимодействие с Францией в рамках миротворческой деятельности наглядно демонстрирует ряд проблем в современной деятельности ООН. Франция формально участвует в семи из 15 операций ООН по поддержанию мира, однако численность ее воинских и полицейских контингентов крайне мала. При этом Пятая Республика умело использует миротворческий потенциал ООН для лоббирования своих интересов. На примере конфликта в Кот-д’Ивуаре хорошо видно, что обвинить Францию в сомнительном миротворчестве нельзя, поскольку ее действия санкционированы ООН. Именно Франция выделила развитие политического процесса в стране в качестве одной из ключевых задач для миротворческих миссий ООН. В Кот-д’Ивуаре действующие по мандату ООН военнослужащие Франции совместно с силами ООН, руководствуясь защитой гражданского населения от проявлений насилия, фактически решили политическую судьбу страны, применив совместно силу против экс-президента Л. Гбагбо. Кризис в Кот-д’Ивуаре не только вызвал многочисленные дискуссии о том, что ООН изначально выступила на стороне одного из участников конфликта, но и вновь вскрыл существенные проблемы в механизме миротворческой деятельности организации.
В ходе самой активной фазы конфликта в Кот-д’Ивуаре на рубеже 2010-2011 гг. силы ООН стали лишь помощником Франции, осуществлявшей боевые действия. Тот факт, что Франция активно принимает участие в самостоятельных операциях или операциях иных организаций, действующих по мандату ООН, предоставляя значительные воинские контингенты, но не в рамках миротворческих сил ООН, свидетельствует о необходимости реформы миротворческой системы. И для того, чтобы набирающая популярность концепция «жесткого миротворчества», которая, как считают французские эксперты, сработала в 2010-2011 гг. в Кот-д’Ивуаре, оказалась эффективной, нужно привлечь постоянных членов Совета Безопасности и иные страны с хорошо подготовленными военными контингентами к участию в вооруженном миротворчестве под командованием ООН. Полагаем, что ключевая реформа в этом плане должна заключаться в пересмотре системы принятия решения о проведении миротворческой операции. Возможно, следует отказаться от передачи полномочий ООН по урегу-
лированию кризисных ситуаций странам и организациям. Кроме того, необходимы децентрализация полномочий по руководству миссий, придание дополнительных полномочий по принятию решений командованием на местах. Стоит, наверное, вновь обратить внимание и на инициативу России о наделении Военно-штабного комитета экспертными функциями для отправки воинских контингентов в соответствии с конкретной ситуацией, а сам ВШК мог бы объединить как членов СБ ООН, так и страны, готовые к предоставлению военных контингентов. И, разумеется, реформирование миротворческой деятельности должно осуществляться осторожно, без внесения глобальных изменений в Устав ООН, иначе могут возникнуть вопросы о политическом характере таких изменений.
Литература
Выступление и ответы министра иностранных дел России С. В. Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел, международного сотрудничества и франкофонии Габона П. Тунги, Москва, 5 апреля 2011 года // http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/FB9A8831928B18C 8C3257869005D46FF (Remarks and Replies by Russian Minister of Foreign Affairs Sergey Lavrov to Media Questions at Joint Press Conference Following Talks with Gabon’s Minister of Foreign Affairs, International Cooperation and Francophony, Paul Toungui, Moscow, 2011, April 5 // http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/FB9A8831928B18C8C3257869005D46FF).
Добронравин Н. Кот-д’Ивуар. «Неправильная» война // Дело. 2004. 15 ноября. http://www.idelo.ru/348/14.html (Dobronravin N. Coted’Ivoire. “IrregularWar” // Delo. 2004. November 15. http://www.ideo.ru/348/14html).
Миссия Организации Объединенных Наций в Кот-д’Ивуаре (МООНКИ). Основные сведения.//http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/minuci/minucifacts.htm (Coted’Ivoire.Basic Data //http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/minuci/mi-nucifacts.htm).
Отношения НАТО и ООН // http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_50321.htm (NATO-UN Relations // http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_50321.htm).
Резолюция Совета Безопасности ООН 1528 (2004) от 27 февраля 2004 г. // http://dac-cess-dds-ny. un.org/doc/UND0C/GEN/N04/253/22/PDF/N0425322.pdf?0penElement. (UN Security Council Resolution 1528 (2004). 2004. February 27 // http://daccess-dds-ny. un.org/doc/UND0C/GEN/N04/253/22/PDF/N0425322.pdf?0penElement).
Резолюция Совета Безопасности ООН 1609 (2005) от 24 июня 2005 г. // http:// daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N05/398/63/PDF/N0539863.pdf?0penElement (UN Security Council Resolution 1609 (2005). 2005. June 24 // http://daccess-dds-ny. un.org/doc/UND0C/GEN/N05/398/63/PDF/N0539863.pdf?0penElement).
Резолюция Совета Безопасности ООН 1739 (2007) от 10 января 2007 г. // http:// www.un.org/ru/peacekeeping/missions/unoci/mandate.shtml (UN Security Council Resolution 1739 (2007). 2007. January 10 // http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/ unoci/mandate.shtml).
Резолюция Совета Безопасности ООН 1975 (2011) от 30 марта 2011 г. // http://dac-cess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N11/284/78/PDF/N1128478.pdf?0penElement (UN Seciruty Council Resolution 1975 (2011). 2011. March 30 // http://daccess-dds-ny.un.org/ doc/UND0C/GEN/N11/284/78/PDF/N1128478.pdf?0penElement).
Резчиков А., Сусликов М. Взяли прямо в бункере // Взгляд. 2011. 11 апреля. // http:// vz.ru/politics/2011/4/11/481684.html (Reztchikov A., Suslikov M. Captured right in the bunker // Vzglyad. 2011. April 11. http://vz.ru/politics/2011/4/11/481684.html).
Сартр П. Миротворчество ООН должно стать жестким: защищая миссию, убеждая участников конфликта. Информационный центр ООН в Москве, 2012 (Sartr P. Making UN Peacekeeping More Robust: Protecting the Mission, Persuading the Actors. UN Information Centerin Moscow, 2012).
Совет безопасности призвал всех уважать результаты выборов в Кот-д’Ивуаре.
9.12.10 // http://www.un.org/russian/news/story.asp?newsID=14726 .ULDsuYE4_IU
(The Security Council called for all parties to respect election results in Cote d’Ivoire.
9.12.10 // http://www.un.org/russian/news/story.asp?newsID=14726 .ULDsuYE4_IU).
Филиппов В. Колониализм: второе пришествие. 23.07.12 // http://russiancouncil.ru/
inner/?id_4=633 (Filippov V. Colonialism: A Second Advent. 23.07.12 // http://russiancoun-cil.ru/inner/?id_4=633).
Филиппов В. Кот-д’Ивуар: факторы электорального конфликта // Азия и Африка сегодня. 2011. №5 (Filippov V. The Republic of Cote d’Ivoire: Factors of Electoral Conflict // Asia and Africa today. 2011. N 5).
Финансирование операций по поддержанию мира // http://www.un.org/ru/peace-keeping/operations/financing.shtml (Financingpeacekeeping // http://www.un.org/ru/ peacekeeping/operations/financing.shtml).
Что такое деятельность по поддержанию мира? // http://www.un.org/ru/peace-keeping/operations/peacekeeping.shtml (Whatispeacekeeping? // http://www.un.org/ru/ peacekeeping/operations/peacekeeping.shtml).
Яковенко А. «Второе дыхание» // Красная Звезда. 2006. 2 марта // http://old.redstar. ru/2006/03/02_03/3_01 .html (Yakovenko A. ’’Second Breath” // Krasnaya Zvezda. 2006. March 2 // http://old.redstar.ru/2006/03/02_03/3_01.html).
Accusations de Robert Bourgi: l’ex-numero deux du regime de Gbagbo confirme des versements d’argent a Chirac. Le Point.fr. 11.09.11 // http://www.lepoint.fr/politique/accu-sations-de-robert-bourgi-l-ex-numero-deux-du-regime-de-gbagbo-confirme-des-verse-ments-d-argent-a-chirac-11-09-2011-1372111_20.php
A New Partnership Agenda. Charting a New Horizon for UN Peacekeeping. New York, July 2009.
Arfi F., Laske K. Exclusive: secret report describes Gaddafi funding of Sarkozy’s 2007 election campaign // Mediapart. 2012. 12 mars // http://www.mediapart.fr/en/jour-nal/international/120312/exclusive-secret-report-describes-gaddafi-funding-sarkozys-2007-electio
Berthemet T. Laurent Gbagbo: «Il’y a un complot contre moi» // Le Figaro. 2010. 26 de-cembre // http://www.lefigaro.fr/international/2010/12/26/01003-20101226ARTFIG00129-laurent-gbagbo-il-y-a-un-complot-contre-moi.php
Cote d’Ivoire: Gbagbo pourrait demander l’aide de la France. 2002. 20 septembre // http://fr.allafrica.com/stories/200209200752.html
Cote d’Ivoire: hundreds of civilians killed in Duekoue. 2.04.11. News release 11/82 // http://www.icrc.org/eng/resources/documents/news-release/2011/cote-d-ivoire-news-2011-01-04.htm
Cote d’Ivoire: UN will robustly fulfill mandate to protect civilians — top official. 2010. December 29 // http://www.un.org/apps/news/story.asp?NewsID=37177 .ULEEWoE4_IU
Crimes contre l’humanite et crimes de guerre commis en Cote d’Ivoire par l’Etat francais sous Jacques Chirac puis Nicolas Sarkozy de 2002 a 2011 // http://pressafrique.com/m916. html 2001
Declaration du Secretaire general de l’0NU, M. Ban Ki-moon sur la situation en Cote d’Ivoire, 10 avril 2012. SG/SM/13503, AFR 2160 // http://www.un.org/News/fr-press/ docs//2011/SGSM13503.doc.htm
Desgagne B. Qui sont Gbagbo et Ouattara? 10.01.11 // http://www.vigile.net/Qui-sont-Gbagbo-et-Ouattara
Gowan R., TortolaniB. Robust peacekeeping and its limitations // Robust Peacekeeping: The Politics of Force / ed. by Parker J. Nealin. New York: Center on International Cooperation,
2009.
Guehenno J.-M. Le maintien de la paix robuste: obtenir un consensus politique et renforcer la structure de commandement et de controle // Bulletin du maintien de la paix, Montreal. CEPES, ROP, Chaire de recherche du Canada. 2010. N 98 // http://www. operationspaix.net/DATA/DOCUMENTTEXTE/5228.pdf
Intervention de M. Nicolas de Riviere, charge d’affaires A. I. 22 juin 2010 // http:// www.franceonu.org/la-france-a-l-onu/espace-presse/interventions-en-seance-publique/ assemblee-generale/22-juin-2010-Assemblee-generale
LebhourK. L’ONU pour un maintien de la paix robuste. RFI. 10 mai 2011 // http://www.rfi. fr/ameriques/20110510-onu-usage-force-armee-operations-maintien-paix
Le maintien de la paix et de la securite // http://www.franceonu.org/la-france-a-l-onu/l-organisation-des-nations-unies/le-role-de-la-france-a-l-onu/la-france-a-l-onu/l-organisation-des-nations-unies/le-role-de-la-france-a-l-onu/article/le-role-de-la-france-a-l-onu
Le neocolonialisms meurtrier de Sarkozy en Cote d’Ivoire. 3 avril 2012 // https://sites. google.com/site/verdivivelaliberte/cote-d-ivoire-sarkozy-jette-de-l-huile-sur-le-feu/le-neocolonialisme-meurtrier-de-sarkozy-en-cote-d-ivoire
Les forces francaises en Cote d’Ivoire. 29.10.12 // http://www.defense.gouv.fr/opera-tions/cote-d-ivoire/dossier/les-forces-francaises-en-cote-d-ivoire
Les OMP de 3ieme generation // http://www.psi.ulaval.ca/maintien_de_la_paix_et_in-terventions_militaires/notions_generales/quest_ce_que_le_maintien_de_la_paix/
Mbeki T.What the world got wrong in Cote d’Ivoire? // Foreign Policy. 2011. April 29 // http://www.foreignpolicy.com/articles/2011/04/29/what_the_world_got_wrong_ in_cote_d_ivoire?page=0,1
Monthly summary of contributions. Police, UN military experts on mission and troops on the 28th of February 2013 // http://www.un.org/en/peacekeeping/contributors/documents/ yearly12.pdf
Onana Ch. Cote d’Ivoire. Le coup d’Etat. Paris, 2011.
Ouattara V. La Francafrique: une nebuleuse du neocolonialisms francais. Intervention au Symposium Thomas Sankara 2007 // http://thomassankara.net/spip. php?article1127&lang=fr
Perry A. The specter of Genocide // Time. 2011. Vol. 177. N 15 // http://www.time.com/ time/magazine/article/0,9171,2063870,00.html
Prier P. Gbagbo: en 2002, Paris prevoyait de me renverser // Le Figaro. 2009. 14 de-cembre // http://recherche.lefigaro.fr/recherche/access/lefigaro_fr.php?archive=BszTm8 dCk78atGCYonbyziknST7J0LiQ8DJbgWM7ihqnsaEGTT2pdVfUw1Kn7AI8u2IGtjAq08M%3D Projet de loi de finances 2013. Ministere de la Defense de la France // http://www. defense.gouv.fr/actualites/articles/projet-de-loi-de-finances-2013-du-ministere-de-la-de-fense
Remy J.-Ph. Laurent Gbagbo denonce un «complot» franco-americain // Le Monde.
2010. 27 decembre//http://www.lemonde.fr/recherche/?xtmc=laurent_gbagbo_denonce_ un_complot_franco_americain&xtcr=2
Republique Centrafricaine: des elements des FFG deployes en renfort a Bangui. 24.03.13 // http://www.defense.gouv.fr/operations/actualites/republique-centrafricaine-des-elements-des-ffg-deployes-en-renfort-a-bangui
Resolution A/RES. /1/03/11 of the Authority of heads of State and government of Ecowas on the situation in Cote d Ivoire. 2011. March 25 // http://news.ecowas.int/presseshow. php?nb=043&lang=en&annee=2011
Russia vetoes UN endorsement of Ivory Coast election results. 8.12.10 // http://rt.com/ politics/russia-un-ivory-coast/
Sarkozy denies Gaddafi funding allegations. 13.03.12 // http://www.euronews. com/2012/03/13/sarkozy-denies-gaddafi-funding-allegations
Smith A. Le Roy quitte son poste de patron des Casques bleus // Le Figaro. 2011. 7 aout. // http://www.lefigaro.fr/international/2011/08/07/01003-20110807ARTFIG00203-le-roy-
quitte-son-poste-de-patron-des-casques-bleus.php
Summary of contributors to peacekeeping operations. Troop and police contributors archive. 1990-2011, 1993, August 30 // http://www.un.org/en/peacekeeping/resources/sta-tistics/contributors_archive.shtml. — Данные приведены на август, так как в этом месяце состав французских контингентов был наиболее многочисленным.
Summary of contributors to peacekeeping operations. Troop and police contributors archive. 1990-2011. 1995, November 30 // http://www.un.org/en/peacekeeping/resources/ statistics/contributors_archive.shtml. — Данные приведены на ноябрь, так как в этот месяц состав французских контингентов был наиболее многочисленным.
UN Mission’s Contributions by country. 2011, April 30 // http://www.un.org/en/ peacekeeping/ contributors/2011/apr11_5.pdf
UN Mission’s summary detailed by country. 28th of February 2013 // http:// www.un.org/ en/peacekeeping/contributors/documents/yearly12.pdf
Valdiguie L. Bourgi: J’ai vu Chirac et Villepin compter les billets // Le Journal du dimache.
2011. 11 septembre // http://www.lejdd.fr/Politique/Actualite/L-avocat-Robert-Bourgi-ra-conte-comment-il-a-convoye-jusqu-a-l-Elysee-les-millions-des-chefs-d-Etat-africains-in-terview-387001