Научная статья на тему 'Мир как состояние международных отношений'

Мир как состояние международных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1116
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ксенофонтов Владимир Владимирович

Определяются подходы к пониманию мира как состояния международных отношений, рассматриваются характеристики мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEACE AS A STATE OF INTERNATIONAL RELATIONS

. Peace is considered as a state of international relations.

Текст научной работы на тему «Мир как состояние международных отношений»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА Серия История, философия, социология

№ 101

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 347.471.33

МИР КАК СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В.В. КСЕНОФОНТОВ

Статья представлена доктором философских наук, профессором Кавериным П.И.

Определяются подходы к пониманию мира как состояния международных отношений, рассматриваются характеристики мира.

Международный мир отражает сегодня довольно противоречивое состояние отношений между государствами. Поэтому объективно возрастает потребность в философском анализе мира. Выдающиеся философы прошлого, пытаясь заглянуть в будущее, с надеждой говорили о мире как желанном состоянии общества, противопоставляя его войне. Русский философ В.С.Соловьев в труде «Оправдание добра» при анализе войны и мира пишет: «Со стороны общенравственной нет и не может быть двух взглядов на этот предмет: единогласно всеми признается, что мир есть норма, то, что должно быть, а война - аномалия, то, чего быть не должно» [1, с. 464].

В понимании мира как состояния различных общественных систем можно выделить ряд подходов.

Гуманистический. Он основан на конкретно-историческом анализе мира и выражается в том, что мир и война, несмотря на противоположные состояния общества, связаны между собой. Связующим звеном выступает политика. Именно она реализует как мир, так и войну. Однако принципиальное отличие мира от войны заключается в том, что он по своей сущности есть продолжение политики ненасильственными средствами. Сторонники гуманистического подхода видят в мире важное условие и средство развития человека, его способностей, а в войне - средство разрушения природы и человека.

Пацифистский. Пацифисты признают возможность и необходимость мира, но не раскрывают его политической сущности, выступают за мир вообще, утверждая, что любая война есть только зло. Они полагают: мир наступит в результате «религиозной революции»; путь к миру лежит через развитие человечности, добровольного отказа от любых форм насилия; мир может быть достигнут через «моральное самосовершенствование человечества», гуманистическую деятельность государственных лиц.

Консервативный (милитаристский). Сторонники этого подхода утверждают, что мир фактически не имеет самостоятельного значения для человечества, он представляет собой лишь состояние временной передышки между войнами (мировыми, локальными, религиозными и т.д.). Утверждение мира, по их мнению, возможно лишь с позиции силы, а его основным гарантом может быть блок НАТО. Но, учитывая стремление народов планеты к миру, «милитаристы» пытаются завуалировать ориентацию на военную силу необходимостью стабилизации международных отношений. Такой концептуальный взгляд на мир основан на страхе.

Наиболее предпочтительным для судеб народов выступает гуманистический подход, в значительной степени концентрирующий внимание ученых и политиков на понимании мира не только как отсутствии войны, но и как предотвращении возможности развязывания войны.

Социальное содержание мира включает политический, экономический, научно-технический, культурный, духовный и другие компоненты. Их наличие и функционирование свидетельствуют о реальном состоянии мира - справедливом или несправедливом. В условиях современного взаимосвязанного мирового сообщества человечество все больше стремится к взаимному сотрудничеству во всех областях.

Политическое содержание мира свидетельствует о том, что спорные межгосударственные вопросы решаются путем переговоров. Более насыщенными и многообразными становятся политические контакты по актуальным международным проблемам, проводятся многосторонние и двусторонние совещания по различным спорным вопросам (события в Югославии, положение на Ближнем Востоке, арабо-израильские отношения и т.д.).

Экономическое содержание мира предполагает: развитие материально-технических связей между странами на взаимовыгодной основе; торгово-экономическое сотрудничество; деловое партнерство в использовании природных ресурсов; оказание экономической помощи развивающимся странам и иные формы. Более прочные связи между государствами стабилизируют их отношения.

Научно-техническое содержание мира - это взаимный обмен между странами достижениями в сфере современных технологий, научно-технического прогресса, имеющими фундаментальный и прикладной характер, оказание помощи в области науки и техники. Например, показателем плодотворного сотрудничества России и США выступают их совместные действия по мирному использованию достижений космической техники.

Культурное сотрудничество между странами оказывает значительное влияние на содержание мира. Контакты в области культуры способствуют доверию между народами, углублению политического диалога по актуальным проблемам современности и выработке общих позиций.

Мир можно рассматривать с точки зрения его устойчивости. Неустойчивый мир таит опасность возникновения войны. Для него характерны конфронтация между государствами и коалициями государств, холодная война, свертывание дипломатических и экономических отношений между странами, отчуждение между государствами. Неустойчивый мир, как правило, сопровождается усилением гонки вооружений, военными приготовлениями и демонстрацией силы, милитаризацией общественной жизни. Так было в 50-60-х гг. XX столетия, когда обострились отношения между США и СССР.

Устойчивыш мир - это мир без явной опасности возникновения войны (или с малой степенью ее вероятности). Он характеризуется успешным развитием дипломатических, экономических, культурных, а также военных отношений. В последних достаточно четко прослеживаются открытость, гласность. Между странами идет укрепление мер доверия в планово-аналитической, теоретической, гуманитарной областях. Все это способствует стабилизации политических отношений между государствами. Так, со второй половины 80-х гг. XX в. стала постепенно проявляться тенденция снижения порога по оружию массового поражения, сокращения расходов на вооружения и т.д.

По территориальному охвату (масштабу) мир можно классифицировать следующим образом.

Пограничныгй. Такой мир свойствен государствам, которые имеют общую границу и добрососедские отношения. Примером его в Европе являются отношения между Францией и Г ерманией.

Региональный. Он присущ группе стран, участники которой не имеют общих границ; для них также характерны миролюбивые отношения. В современных условиях это, к примеру, страны Дальнего Востока, Западной Европы.

Глобальныгй. Его особенностью является отсутствие мировой войны, что не исключает возможности локальных войн и пограничных конфликтов.

Проблема выживания человечества требует сегодня создания глобального и устойчивого, справедливого и ненасильственного мира. Такой мир реализуется как в региональном, так и в глобальном пространстве, эти характеристики неразрывно связаны между собой. Взаимосвязь глобального и регионального мира прослеживается в социально-пространственном и социальновидовом аспектах.

Социально-пространственныш аспект взаимосвязи глобального и регионального мира состоит в том, что локальная война таит в себе возможность перерастания в мировую. Характерным примером является Карибский кризис начала 60-х гг. XX в., когда глобальный мир находился в хрупком состоянии в результате обострения политических отношений между США и СССР из-за Кубы. На современном этапе при наличии военной техники с возросшими разрушительными свойствами, военный пожар, возникший в одном месте, может в считанные часы перекинуться на другие материки, охватить всю планету.

Социально-видовой аспект взаимосвязи глобального и регионального мира заключается в том, что к мировой войне могут привести вооруженное противоборство тех или иных государств, нарушения мира (устойчивого, неустойчивого). В условиях военно-политической напряженности пограничный конфликт, территориальные споры между государствами способны привести к вооруженной борьбе. Следствием выступает война с участием групп (коалиций) стран. Xарактерным примером в этом плане может служить израильская война 70-х гг XX в. Вначале ее участниками были Египет и Израиль, затем в нее втянулись Сирия, Иордания, Палестина.

Объективная необходимость мира в современную эпоху сама по себе не реализуется. Она предполагает всесторонность и всеобщность его защиты.

Всесторонность защитыг обосновывается тем, что политика борьбы за мир включает, во-первых, антимилитаристскую (антивоенную) борьбу; во-вторых, борьбу за всестороннее сотрудничество между странами. Наиболее важными формами всесторонности защиты мира выступают политическая, экономическая, культурная, научно-техническая.

Ведущую роль здесь играет политическая форма. В наше время она реализуется: в создании всеобъемлющей системы международной безопасности, поэтапном сокращении ядерного оружия и исключении его распространения по планете, сокращении обычных вооружений и войн в различных регионах мира; в реализации в практике международных отношений принципов мирного сосуществования государств; в принятии оборонительных военных доктрин; в повышении международно-правовой роли ООН и ее комитетов в стабилизации межгосударственных отношений.

На современном этапе к невоенным формам защиты мира (политической, экономической, культурной и т.д.) примыкает военная, которая, хотя и не желательна для человечества из-за своих последствий (разрушение населенных пунктов, гибель гражданского населения, отрицательные экологические последствия и т.д.), находит практическое применение. К военной форме всеобщности защиты мира вынуждены прибегать государства с согласия ООН (например, действия в Ираке, миротворческих сил ООН против эскалации войны в Югославии и т.п.).

Всеобщность защитыг мира обосновывается тем, что для развязывания войны достаточно действий одного субъекта международных отношений в качестве агрессора, а для ее предотвращения необходима широкомасштабная деятельность всех или многих субъектов мира. Такая тенденция свидетельствует об интернациональном характере всеобщности защиты мира. К традиционным субъектам борьбы за всеобщий мир (ООН и ее комитетам, государствам и их различным учреждениям) активно присоединяются и нетрадиционные. Это объединения ученых, молодежные и женские международные организации, союзы представителей культуры, неправительственные организации. Заметное воздействие на всесторонность защиты мира оказывают различные религиозные концессии. Степень развития всеобщности мира определяется активностью и последовательностью участия в его судьбе народных масс. На протяжении длительной истории человечества они по существу были отстранены от решения этого важного вопроса.

Значительное влияние на миротворческий процесс приобретает концепция культурыг мира. Она включает в свое содержание два важных компонента. Первый представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, выступающих в качестве основы бытия людей и их сознания, фундаментальных прав и свобод человека. Это жизнедеятельность людей, среда обитания человека, его память, историческое знание, музыка, литература, мораль, искусство и т.д. Сюда же можно отнести традиции, обычаи, переживание, общение и т.п., т.е. то, что, собственно, и делает человека человеком. Второй компонент культуры мира, неразрывно связанный с первым, выражает систему ориентации, принципов и норм человеческого общежития в более узком плане существования, функционирования и развития личности. Цель культуры мира заключается в построении такого миропорядка, который базировался бы на культуре. Вместе с тем культура мира должна синтезировать все богатство и разнообразие национальных культур без их противопоставления. Главным признаком культуры мира является взаимное сотрудничество народов и государств планеты.

Субъектами системы культуры мира являются государство, гражданское общество, международные организации, прежде всего ООН и ЮНЕСКО как основной носитель утверждения и формирования культуры, иные международные организации, вписывающиеся в такую систему. Основным субъектом и объектом культуры мира является человек. Независимо от своего социального статуса он способен быть и носителем, и созидателем, и защитником всего того, что связано с культурой мира, решать задачи и осуществлять принципы, на которых она возникает и существует. Средства культуры мира - это в первую очередь системы образования и информатизации.

Представление о развитии мира как процессе сближения народов и государств в условиях складывающихся между ними отношений может быть рассмотрено через ряд положений.

Первое. Придание вышеназванному процессу приоритетности в области прав человека. Именно поэтому Всемирная конференция по правам человека в Вене (1993 г.) признала право на мир как неотъемлемую часть основных прав человека. При этом следует иметь в виду, что обеспечение

устойчивого социального развития и возведение его в ранг прав человека представляет собой и нравственный императив, и проявление политического реализма. Такой подход содержит в себе понимание того, что в нашем становящемся все более взаимосвязанном мире неудача в деле развития прав человека связана с потерями для многих государств планеты, ориентированных на них. Фундаментальными правами человека выступают права на жизнь, на жилище, на труд. Напомним, что в ходе войны на Балканах войска НАТО нарушили их. Так, только в результате бомбардировок войсками НАТО разрушено около 100 объектов, производивших мирную продукцию, погибли сотни мирных граждан, уничтожены исторические памятники [2, с. 6].

Второе. Развитие миротворческого процесса должно носить ярко выраженный социальный характер. Необходимо заметить, что экономика, являясь двигателем развития государств, рассматривается как на глобальном, так и национальном уровне в подчиненном плане по отношению к развитию социальному. Об этом говорилось в положениях Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 г.: «Мир, основанный лишь на экономических и политических соглашениях правительств, не сможет завоевать единодушной, прочной и искренней поддержки народов; он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» [3, с. 25]. Таким образом, социальное развитие, направленное на сближение народов, связано с обеспечением мира, предотвращением конфликтных ситуаций, которые, как правило, разрастаются в условиях острых противоречий в социальной сфере.

Третье. Социально-политическое развитие в мире охватывает достаточно широкий круг проблем как на международной арене, так и внутри конкретной общественной системы. Это экономический рост, социальная справедливость, степень демократизации управления властными структурами, экологическая устойчивость, этнический конфликт. Значение социально-политического развития для миротворчества определяется тем, насколько надвигающиеся конфликтные ситуации в социальной сфере, несут в себе грозу перерастания в вооруженные столкновения. В наше время, например, острота этнических противоречий имеет тенденцию перерастания в региональные вооруженные столкновения, нередко вовлекающие в свою орбиту соседние государства, что ведет к дестабилизации регионального мира.

Таким образом, проблема выживания человечества настоятельно требует создания глобального и устойчивого, справедливого и демократического, демилитаризованного и ненасильственного мира. Такой мир, развивающийся по своим специфическим законам, способен устранить угрозу войны, создать условия для равноправных отношений между народами и государствами и способствовать развитию человека как высшей ценности на планете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соловьев B.C. Соч. В 2 т. - М., 1988. Т. 1.

2. Манилов В.Л. Выступление на конференции «Проблемы культуры мира, прав человека и демократии в Вооруженных Силах, войсках и органах МВД и службах безопасности Российской Федерации» // Армия и общество, 1999. № 2.

3. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М., 1993.

PEACE AS A STATE OF INTERNATIONAL RELATIONS

Ksenofontov V.V.

. Peace is considered as a state of international relations.

Сведения об авторе

Ксенофонтов Владимир Владимирович, 1968 г.р., окончил Московское высшее общевойсковое командное училище (1989), старший научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, кандидат философских наук, автор более 30 научных работ, область научных интересов - военная социология, социология политики, философские проблемы безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.