24. Этнографический музей народов Забайкалья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emnz.ru/index.php/staroob - Загл. с экрана.
А.П. Дворецкая, Д.Д. Дворецкий, г. Красноярск к вопросу о первоначальном расположении минусинского спасского собора
Православные храмы и монастыри на территории Приенисейской Сибири проявились еще в первой четверти XVII в., одновременно с освоением Сибири. Проникновение русских к середине-концу XVIII в. на юг региона вело и к духовному освоению территории. Одним из первых был возведен Минусинский Спасский собор, строительство которого являло своего рода символ формирования церковной среды и храмового пространства в округе.
История Спасского собора начинается с возникновения Минусинского поселения в середине XVIII в. Датой возникновения деревни Минюсинской считается осень-весна 1739-1740 гг. Приписные крестьяне Луказского (Лугавского) медноделательного завода (основан в 1738 г.), поселенные здесь, были первыми жителями Минюсы, как тогда называли поселок, вставший на берегу одноименной речки, впадающей в протоку Енисея. Они разрабатывали руду, возили ее на завод, плавили в печах, которые были для них, по отзыву современника, настоящим бичом. Из-за нерентабельности в 1747 г завод был закрыт. Когда в начале 1770-х гг. здесь проезжал П.С. Паллас, он застал на месте завода лишь руины, а в полузаброшенной Минюсе - только нескольких жителей, «присланных на поселение вместо ссылки» [3, с. 120].
Рабочие же после закрытия завода расселились по окрестностям и занялись хлебопашеством. Долгое время жители Минюсы не приступали к постройке храма, а лишь пытались выжить на этой земле. Несколько раз деревня пустела едва ли не до закрытия, и только после переселения в нее большой группы крестьян со Среднего Енисея из Надпорожной слободы в 1778-1779 гг. встал вопрос о постройке церкви. Крестьяне в эту местность были переселены в 1775-1776 гг. «для хлебопашества». В отличие от своих предшественников избавленные от подневольного тяжкого труда на заводе, новые минюсинцы прекрасно освоились в благодатном климате Минусинской котловины и, основав хорошие хозяйства, вскоре отстроили здесь не только большие добротные жилые усадьбы, но и задумали строительство церкви. В память о прежней своей церкви крестьяне положили назвать ее Спасской в честь Христа Спасителя и Образа Его Нерукотворного [3, с. 120; 8].
21 декабря 1779 г. Варлаам, епископ Тобольский и Сибирский своей грамотой разрешил заложить деревянную церковь в деревне Минусинской. Строительство церкви во имя Всемилостивого Спаса было завершено в сентябре 1780 г. Церковь, по предположению В.И. Царева, возвели в старой части деревни. По его мнению, она занимала, вероятно, наиболее благоприятное местоположение в застройке селения, где-то недалеко от переправы через протоку Енисея [12, с. 367]. Облик церкви представлял, вероятно, традиционный в русском деревянном зодчестве клетский тип храма [12, с. 368].
29 сентября 1780 г. последующей своей грамотой Варлаам разрешил освятить новый деревянный храм [9, с. 127; 8]. В описи церковного имущества за 1803 г. и ризничной
описи 1832 г. приводится краткое описание деревянной церкви, «стоявшей на месте каменной»: «церковь во имя Нерукотворного Спаса без приделов, деревянная, заложена 13 сентября 1780 г., освящена 16 января 1781 г. Церковь вместе с двумя крестами в высоту десяти саженей, кресты деревянные, ничем не обиты». При церкви находилась «колокольня деревянная, высотой с деревянным крестом 11 саженей. Колоколов на ней шесть: по 20 пудов 21 фунтов, 4 пуда 6 фунтов, 2 пуда 6 фунтов, и три расколотых по
1, 2 пуда и 30 фунтов» [7; 2, л. 16, 19 об.].
После открытия церкви деревня стала селом, а в 1797 г. и центром Минусинской волости. К концу Х"УШ в. деревянный храм сильно обветшал и требовал замены [10]. В 1796 г. жителями села Минусинского был «учинен согласно приговор» о постройке вместо ветхой деревянной вновь Спасской каменной церкви с приделом. Для этих целей было собрано более тысячи рублей, и в дальнейшем церковь строилась из местного материала на деньги прихожан и своими силами, чем и объясняется, что строительство церкви растянулось на более чем десятилетие [8].
Из донесения минусинского дьячка Михаила Токарева, датированного 31 марта 1801 г., следует, что в начале этого года прихожане обратились к Тобольскому архиепископу Варлааму с ходатайством о строительстве каменного храма, с приделом Покрова Пресвятые Богородицы [7].
Стремление прихожан, несмотря на очевидную дороговизну, воздвигнуть новый храм из кирпича, как считает красноярский архитектор К.Ю. Шумов, было обусловлено не только соображениями долговечности и пожарной безопасности будущего здания, но и, видимо, правительственными установками о запрете строительства деревянных церквей. Еще в 1775 г. Тобольский губернатор Д.И. Чичерин отмечал, что «в силу высочайших повелений деревянных церквей строить не велено». Указом же императора Павла 1 от 24 декабря 1800 г. прямо предписывалось следующее: «Вместо погоревших или обветшавших деревянные церкви не строили бы, но строили бы везде каменные» [11].
Архиепископ Варлаам своей грамотой от 6 мая 1801 г. благословляет протоиерея г. Красноярска Алексия Алексеева в селе Минусинском «вместо ветхой деревянной обложить вновь каменную церковь во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы» [9, с. 127; 7]. Как пишет в своей диссертации В.И. Царев, на оборотной стороне «благословенной грамоты» протоиерей Алексеев отметил, что «по сей благословенной грамоте в Минусинском селе церковь каменная соборне обложена 1803 года сентября 12 числа» (т.е. произошла закладка церкви) [7; 12, с. 368-369]. В деле Красноярского духовного правления о строительстве Минусинской Спасской церкви за 1801-1814 гг. содержится приговор сельского схода от 20 февраля 1801 г., где указываются строители церкви: минусинский дьяк Михаил Иванович Токарев и крестьянин Ефтифей Иванович Солдатов [7]. Для ведения работ выборными лицами прихожан была в 1803 г. подряжена строительная артель, состав которой до настоящего времени оставался неизвестным. Обнаруженный К.Ю. Шумовым в фондах Красноярского краевого архива ряд документов о церковных подрядах того времени позволил установить имя руководителя этой артели. Им был опытный енисейский мастер Степан Осипович Дудин [7]. Возведение стен каменной Спасской церкви с теплым приделом Покрова Богородицы началось, вероятно, весной 1804 г. Еще до окончания строительства 8 июля 1813 г. был освящен южный придел в честь Покрова Богородицы [1, л. 230]. Новая сельская Спасская церковь была освящена 11 октября 1814 г.
Самой раннее описание церкви относится к 1832 г. и содержится в ведомости о церкви, составленной благочинным иереем Александром Коноваловым и священником Минусинской Спасской церкви Афанасием Тюшняковым: Длиной церковь «от горнего места до дверей на паперти» 13 саженей, шириной с приделом - 6 / саженей (сделана приписка карандашом - восемь саженей и 5 аршин) [2, л. 37, 37об].
В настоящее время исследователи так и не пришли к единому мнению, был ли перенесен каменный храм на новое место, или деревянные стены обветшавшего храма были обложены кирпичом. Как пишет в своей статье Л.П. Чащина: «.. .11 октября 1814 г. освящена новая сельская Спасская церковь, которая вобрала в себя прежнюю деревянную» [10]. Иное мнение архитектора В.И. Царева, который считает, что храм разместили уже в новой, Заречной части села, где застройка начала формироваться вдоль протоки Енисея. Участок строительства находился на одной из небольших возвышенностей, которую плавно огибала излучина речки Минусы. Церковь должна была стать главной доминантой в приземистой деревянной застройке села. Вокруг нее была образована площадь, определившая центр села. через площадь прошел новый участок тракта, который в своем продолжении задал направление второй меридиональной улицы (ныне ул. Комсомольская) Минусинска [12, с. 369].
В отличие от В.И. Царева архитектор К.Ю. Шумов более осторожен в своих предположениях. Он пишет, что прежняя деревянная церковь села Минусинского после освящения новой каменной Спасской церкви была согласно установленному порядку разобрана. Эта постройка наряду с прочими ветхими деревянными церквями, которые «ветхостью своею угрожают опасностью», упоминалась в донесении, направленном в ноябре 1814 г. в Тобольск Красноярским духовным правлением. После разборки деревянной церкви ее конструкции, вероятнее всего, были использованы в соответствии с синодальным указом от 9 октября 1742 г., который предписывал церковным заказчикам: «лес, ежели угоден явится, употреблять в строении новой церкви, а прочее ветхое употреблять же в церковное топление или на печение просфор и другим никому ни на что того церковного леса не растощать». О первоначальном местонахождении деревянной Спасской церкви К.Ю. Шумов ничего не сообщает [11].
Благословение местному священнику церковь «освятить на прежнем антиминсе», по Указу Тобольской духовной консистории от 20 марта 1813 г., является косвенным доводом в пользу версии о постройке каменного храма на новом месте, так как антиминсы прежде всего свидетельствуют о том, когда и кем был освящен тот или иной храм [6, л. 9].
Н.Н. Исаева считает, основываясь на указе Тобольской духовной консистории от 14 декабря 1814 г., что иконостас деревянной Спасской церкви не переносили в каменное здание. Он был в этом году продан в строящуюся Никольскую церковь села Бейского Минусинского уезда, а иконы из алтаря были перемещены в каменное здание храма, а сам деревянный храм разобран [4, с. 23, 5, с. 256, 7].
Авторы данной статьи, исходя из вновь обнаруженной ризничной описи за 1832 г. в документах Минусинского городского архива, считают, что место нахождения деревянной и вновь выстроенной каменной церкви может совпадать. В ризничной описи дано как описание деревянной, так и описание каменной церкви (без упоминания местонахождения). При этом описание иконостаса перестроенной Спасской церкви совпадает с иконостасом деревянной, также как и описание колокольни [2]. В связи с этим возможно предположить, что иконостас был просто перебран, а деревянное
здание было на самом деле обложено кирпичом и позднее разобрано.
Данная гипотеза требует проведения дальнейших исторических исследований: сличения описи церковного имущества за 1803 г. и ризничной описи 1832 г. (в нее, по предположению авторов, была включена более ранняя ризничная опись), а также проведения историко-археологического исследования, что позволило бы выявить остатки утраченных архитектурных памятников и интереснейшие артефакты.
В целом же возведение одного из первых каменных храмов на юге Приенисейской Сибири знаменует новый шаг в поступательном развитии местного храмового пространства и подчеркивает желание населения Минусинска и округи возводить прочные и эстетически «благолепные» постройки для передачи их в наследство своим потомкам, организовать свое религиозное бытие в стенах церкви, стремление жителей к общению с божьим миром, а также показывает значение общественной инициативы при возведении культового здания.
Сам собор за долгие века своего существования пережил две перестройки: в середине XIX и начале ХХ вв. Первоначально он состоял из перекрытого купольной кровлей с главкой четверика холодной церкви, трапезной с южным Покровским приделом и колокольни. В 1853-1854 гг. на средства минусинского купца И.Т. Масленникова к собору был пристроен северный Никольский придел. В 1901-1906 гг. храм был значительно расширен, алтари приделов вынесены в один ряд с главным (рис. 1). Храм относительно счастливо пережил закрытие и запустение 1930-х гг. Вновь возвращен верующим в 1945 г. и более не закрывался. В настоящее время Спасский собор является главным храмом Минусинского благочиния. Как первый каменный храм города, сочетающий
Рис. 1. Спасский Собор в Минусинске. Снимок Н.В. Федорова, 1908 г. Фотография из фондов Минусинского краеведческого музея, ОФ Н 6077
в своих постройках формы сибирского барокко, является объектом культурного наследия федерального значения (Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176).
Графические изображения минусинской деревянной церкви и изначального каменного здания храма, позволяющие раскрыть особенности их архитектурного облика, нам не известны. Здание Минусинской Спасской церкви вместе с богадельней изображено на городском плане 1868 г., хранящемся ныне в МКУ «Минусинский городской архив». На рисунке Д. Фроста в книге «Сибирь и ссылка», изданной в Нью-Йорке в 1891 г., собор изображен на общегородском фоне центральных улиц Минусинска. Фотографические изображения собора также относятся к концу XIX - началу ХХ в. и позволяют нам судить не только об его внешнем архитектурном облике, но и предоставляют возможность рассмотреть детально изменения, внесенные при пристройке в 1850-х гг. и при реконструкции начала ХХ в.
Литература и источники
1. Архив города Минусинска (далее - АГМ). Ф. 17. Оп. 1. Д. 11.
2. АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 29.
3. Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Вверх по Енисею. - Москва, Искусство, 1980.
4. Исаева, Н.Н. Деревянная скульптура и орнаментальная резьба иконостасов При-енисейского края, XVIII-XIX вв.: сводный каталог / Н.Н. Исаева. - Красноярск: Офсет, 2000. - с. 23.
5. Исаева, Н.Н. Церковная живопись Приенисейского края XVII - начала XIX века.
Альбом-каталог / Н.Н. Исаева. - Красноярск, 2008. - С. 256 (примечание 237
к статье каталога «М.М. Хозяинов «Поругание Христа»).
6. КГКУ «Государственный архив Красноярского края» (далее - ГАКК). Ф. 592. Оп. 1. Д. 255. Л. 7.
7. ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 304. Л. 11-11об.
8. ГАКК. Ф.Р-2384. Оп. 1. Д. 473. Л. 1, 2.
9. Краткое описание приходов Енисейской епархии. - Красноярск, 1917.
10. Чащина, Л.П. Минусинский Спасский собор / Л.П. Чащина // Красноярские архивы. Сборник информационных материалов. Комитет по делам архивов администрации Красноярского края. - 2002. - №17. - С. 120.
11. Шумов, К.Ю. История строительства Спасской церкви в Минусинске. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.naov.ru.
12. Царев, В.И. Архитектура городов Центральной Сибири с древнейших времен до начала ХХ века: дис. ... д-ра архитектуры / В.И. Царев. - М, 2002. - С. 367-369.
Е.В. Дроботушенко, г. Чита архитектурный ансамбль чикойского иоанно-предтеченского монастыря как объект исторического изучения. по материалам полевых исследований
Забайкалье является краем, в котором имеется ряд памятников архитектуры, широко известных за пределами региона. В то же время существуют объекты, которые