Научная статья на тему 'К вопросу о первоначальном расположении Минусинского спасского собора'

К вопросу о первоначальном расположении Минусинского спасского собора Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКОЕ ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО / ПРАВОСЛАВНАЯ АРХИТЕКТУРА / КУЛЬТОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дворецкая Анна Павловна, Дворецкий Дмитрий Дмитриевич

В исследовании рассматриваются факторы, послужившие основанием для строительства Минусинского Спасского собора, а также отдельные аспекты строительства. Особое внимание уделяется такому спорному аспекту, как выбор места для возведения храма. При этом авторы производят сравнение несколько точек зрения архитекторов, историков, краеведов, и после привлечения дополнительных источников делают свои выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first location of Minusinsk Cathedral of Salvation

The article considers reasons for the beginning of Minusinsk Cathedral of Salvation’s construction and stresses certain aspects of the constructing process. Special attention is drawn to a disputable question of choosing a place for the construction. The authors compare points of view of different architects, historians, local historians and then make their own conclusions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о первоначальном расположении Минусинского спасского собора»

24. Этнографический музей народов Забайкалья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emnz.ru/index.php/staroob - Загл. с экрана.

А.П. Дворецкая, Д.Д. Дворецкий, г. Красноярск к вопросу о первоначальном расположении минусинского спасского собора

Православные храмы и монастыри на территории Приенисейской Сибири проявились еще в первой четверти XVII в., одновременно с освоением Сибири. Проникновение русских к середине-концу XVIII в. на юг региона вело и к духовному освоению территории. Одним из первых был возведен Минусинский Спасский собор, строительство которого являло своего рода символ формирования церковной среды и храмового пространства в округе.

История Спасского собора начинается с возникновения Минусинского поселения в середине XVIII в. Датой возникновения деревни Минюсинской считается осень-весна 1739-1740 гг. Приписные крестьяне Луказского (Лугавского) медноделательного завода (основан в 1738 г.), поселенные здесь, были первыми жителями Минюсы, как тогда называли поселок, вставший на берегу одноименной речки, впадающей в протоку Енисея. Они разрабатывали руду, возили ее на завод, плавили в печах, которые были для них, по отзыву современника, настоящим бичом. Из-за нерентабельности в 1747 г завод был закрыт. Когда в начале 1770-х гг. здесь проезжал П.С. Паллас, он застал на месте завода лишь руины, а в полузаброшенной Минюсе - только нескольких жителей, «присланных на поселение вместо ссылки» [3, с. 120].

Рабочие же после закрытия завода расселились по окрестностям и занялись хлебопашеством. Долгое время жители Минюсы не приступали к постройке храма, а лишь пытались выжить на этой земле. Несколько раз деревня пустела едва ли не до закрытия, и только после переселения в нее большой группы крестьян со Среднего Енисея из Надпорожной слободы в 1778-1779 гг. встал вопрос о постройке церкви. Крестьяне в эту местность были переселены в 1775-1776 гг. «для хлебопашества». В отличие от своих предшественников избавленные от подневольного тяжкого труда на заводе, новые минюсинцы прекрасно освоились в благодатном климате Минусинской котловины и, основав хорошие хозяйства, вскоре отстроили здесь не только большие добротные жилые усадьбы, но и задумали строительство церкви. В память о прежней своей церкви крестьяне положили назвать ее Спасской в честь Христа Спасителя и Образа Его Нерукотворного [3, с. 120; 8].

21 декабря 1779 г. Варлаам, епископ Тобольский и Сибирский своей грамотой разрешил заложить деревянную церковь в деревне Минусинской. Строительство церкви во имя Всемилостивого Спаса было завершено в сентябре 1780 г. Церковь, по предположению В.И. Царева, возвели в старой части деревни. По его мнению, она занимала, вероятно, наиболее благоприятное местоположение в застройке селения, где-то недалеко от переправы через протоку Енисея [12, с. 367]. Облик церкви представлял, вероятно, традиционный в русском деревянном зодчестве клетский тип храма [12, с. 368].

29 сентября 1780 г. последующей своей грамотой Варлаам разрешил освятить новый деревянный храм [9, с. 127; 8]. В описи церковного имущества за 1803 г. и ризничной

описи 1832 г. приводится краткое описание деревянной церкви, «стоявшей на месте каменной»: «церковь во имя Нерукотворного Спаса без приделов, деревянная, заложена 13 сентября 1780 г., освящена 16 января 1781 г. Церковь вместе с двумя крестами в высоту десяти саженей, кресты деревянные, ничем не обиты». При церкви находилась «колокольня деревянная, высотой с деревянным крестом 11 саженей. Колоколов на ней шесть: по 20 пудов 21 фунтов, 4 пуда 6 фунтов, 2 пуда 6 фунтов, и три расколотых по

1, 2 пуда и 30 фунтов» [7; 2, л. 16, 19 об.].

После открытия церкви деревня стала селом, а в 1797 г. и центром Минусинской волости. К концу Х"УШ в. деревянный храм сильно обветшал и требовал замены [10]. В 1796 г. жителями села Минусинского был «учинен согласно приговор» о постройке вместо ветхой деревянной вновь Спасской каменной церкви с приделом. Для этих целей было собрано более тысячи рублей, и в дальнейшем церковь строилась из местного материала на деньги прихожан и своими силами, чем и объясняется, что строительство церкви растянулось на более чем десятилетие [8].

Из донесения минусинского дьячка Михаила Токарева, датированного 31 марта 1801 г., следует, что в начале этого года прихожане обратились к Тобольскому архиепископу Варлааму с ходатайством о строительстве каменного храма, с приделом Покрова Пресвятые Богородицы [7].

Стремление прихожан, несмотря на очевидную дороговизну, воздвигнуть новый храм из кирпича, как считает красноярский архитектор К.Ю. Шумов, было обусловлено не только соображениями долговечности и пожарной безопасности будущего здания, но и, видимо, правительственными установками о запрете строительства деревянных церквей. Еще в 1775 г. Тобольский губернатор Д.И. Чичерин отмечал, что «в силу высочайших повелений деревянных церквей строить не велено». Указом же императора Павла 1 от 24 декабря 1800 г. прямо предписывалось следующее: «Вместо погоревших или обветшавших деревянные церкви не строили бы, но строили бы везде каменные» [11].

Архиепископ Варлаам своей грамотой от 6 мая 1801 г. благословляет протоиерея г. Красноярска Алексия Алексеева в селе Минусинском «вместо ветхой деревянной обложить вновь каменную церковь во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы» [9, с. 127; 7]. Как пишет в своей диссертации В.И. Царев, на оборотной стороне «благословенной грамоты» протоиерей Алексеев отметил, что «по сей благословенной грамоте в Минусинском селе церковь каменная соборне обложена 1803 года сентября 12 числа» (т.е. произошла закладка церкви) [7; 12, с. 368-369]. В деле Красноярского духовного правления о строительстве Минусинской Спасской церкви за 1801-1814 гг. содержится приговор сельского схода от 20 февраля 1801 г., где указываются строители церкви: минусинский дьяк Михаил Иванович Токарев и крестьянин Ефтифей Иванович Солдатов [7]. Для ведения работ выборными лицами прихожан была в 1803 г. подряжена строительная артель, состав которой до настоящего времени оставался неизвестным. Обнаруженный К.Ю. Шумовым в фондах Красноярского краевого архива ряд документов о церковных подрядах того времени позволил установить имя руководителя этой артели. Им был опытный енисейский мастер Степан Осипович Дудин [7]. Возведение стен каменной Спасской церкви с теплым приделом Покрова Богородицы началось, вероятно, весной 1804 г. Еще до окончания строительства 8 июля 1813 г. был освящен южный придел в честь Покрова Богородицы [1, л. 230]. Новая сельская Спасская церковь была освящена 11 октября 1814 г.

Самой раннее описание церкви относится к 1832 г. и содержится в ведомости о церкви, составленной благочинным иереем Александром Коноваловым и священником Минусинской Спасской церкви Афанасием Тюшняковым: Длиной церковь «от горнего места до дверей на паперти» 13 саженей, шириной с приделом - 6 / саженей (сделана приписка карандашом - восемь саженей и 5 аршин) [2, л. 37, 37об].

В настоящее время исследователи так и не пришли к единому мнению, был ли перенесен каменный храм на новое место, или деревянные стены обветшавшего храма были обложены кирпичом. Как пишет в своей статье Л.П. Чащина: «.. .11 октября 1814 г. освящена новая сельская Спасская церковь, которая вобрала в себя прежнюю деревянную» [10]. Иное мнение архитектора В.И. Царева, который считает, что храм разместили уже в новой, Заречной части села, где застройка начала формироваться вдоль протоки Енисея. Участок строительства находился на одной из небольших возвышенностей, которую плавно огибала излучина речки Минусы. Церковь должна была стать главной доминантой в приземистой деревянной застройке села. Вокруг нее была образована площадь, определившая центр села. через площадь прошел новый участок тракта, который в своем продолжении задал направление второй меридиональной улицы (ныне ул. Комсомольская) Минусинска [12, с. 369].

В отличие от В.И. Царева архитектор К.Ю. Шумов более осторожен в своих предположениях. Он пишет, что прежняя деревянная церковь села Минусинского после освящения новой каменной Спасской церкви была согласно установленному порядку разобрана. Эта постройка наряду с прочими ветхими деревянными церквями, которые «ветхостью своею угрожают опасностью», упоминалась в донесении, направленном в ноябре 1814 г. в Тобольск Красноярским духовным правлением. После разборки деревянной церкви ее конструкции, вероятнее всего, были использованы в соответствии с синодальным указом от 9 октября 1742 г., который предписывал церковным заказчикам: «лес, ежели угоден явится, употреблять в строении новой церкви, а прочее ветхое употреблять же в церковное топление или на печение просфор и другим никому ни на что того церковного леса не растощать». О первоначальном местонахождении деревянной Спасской церкви К.Ю. Шумов ничего не сообщает [11].

Благословение местному священнику церковь «освятить на прежнем антиминсе», по Указу Тобольской духовной консистории от 20 марта 1813 г., является косвенным доводом в пользу версии о постройке каменного храма на новом месте, так как антиминсы прежде всего свидетельствуют о том, когда и кем был освящен тот или иной храм [6, л. 9].

Н.Н. Исаева считает, основываясь на указе Тобольской духовной консистории от 14 декабря 1814 г., что иконостас деревянной Спасской церкви не переносили в каменное здание. Он был в этом году продан в строящуюся Никольскую церковь села Бейского Минусинского уезда, а иконы из алтаря были перемещены в каменное здание храма, а сам деревянный храм разобран [4, с. 23, 5, с. 256, 7].

Авторы данной статьи, исходя из вновь обнаруженной ризничной описи за 1832 г. в документах Минусинского городского архива, считают, что место нахождения деревянной и вновь выстроенной каменной церкви может совпадать. В ризничной описи дано как описание деревянной, так и описание каменной церкви (без упоминания местонахождения). При этом описание иконостаса перестроенной Спасской церкви совпадает с иконостасом деревянной, также как и описание колокольни [2]. В связи с этим возможно предположить, что иконостас был просто перебран, а деревянное

здание было на самом деле обложено кирпичом и позднее разобрано.

Данная гипотеза требует проведения дальнейших исторических исследований: сличения описи церковного имущества за 1803 г. и ризничной описи 1832 г. (в нее, по предположению авторов, была включена более ранняя ризничная опись), а также проведения историко-археологического исследования, что позволило бы выявить остатки утраченных архитектурных памятников и интереснейшие артефакты.

В целом же возведение одного из первых каменных храмов на юге Приенисейской Сибири знаменует новый шаг в поступательном развитии местного храмового пространства и подчеркивает желание населения Минусинска и округи возводить прочные и эстетически «благолепные» постройки для передачи их в наследство своим потомкам, организовать свое религиозное бытие в стенах церкви, стремление жителей к общению с божьим миром, а также показывает значение общественной инициативы при возведении культового здания.

Сам собор за долгие века своего существования пережил две перестройки: в середине XIX и начале ХХ вв. Первоначально он состоял из перекрытого купольной кровлей с главкой четверика холодной церкви, трапезной с южным Покровским приделом и колокольни. В 1853-1854 гг. на средства минусинского купца И.Т. Масленникова к собору был пристроен северный Никольский придел. В 1901-1906 гг. храм был значительно расширен, алтари приделов вынесены в один ряд с главным (рис. 1). Храм относительно счастливо пережил закрытие и запустение 1930-х гг. Вновь возвращен верующим в 1945 г. и более не закрывался. В настоящее время Спасский собор является главным храмом Минусинского благочиния. Как первый каменный храм города, сочетающий

Рис. 1. Спасский Собор в Минусинске. Снимок Н.В. Федорова, 1908 г. Фотография из фондов Минусинского краеведческого музея, ОФ Н 6077

в своих постройках формы сибирского барокко, является объектом культурного наследия федерального значения (Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176).

Графические изображения минусинской деревянной церкви и изначального каменного здания храма, позволяющие раскрыть особенности их архитектурного облика, нам не известны. Здание Минусинской Спасской церкви вместе с богадельней изображено на городском плане 1868 г., хранящемся ныне в МКУ «Минусинский городской архив». На рисунке Д. Фроста в книге «Сибирь и ссылка», изданной в Нью-Йорке в 1891 г., собор изображен на общегородском фоне центральных улиц Минусинска. Фотографические изображения собора также относятся к концу XIX - началу ХХ в. и позволяют нам судить не только об его внешнем архитектурном облике, но и предоставляют возможность рассмотреть детально изменения, внесенные при пристройке в 1850-х гг. и при реконструкции начала ХХ в.

Литература и источники

1. Архив города Минусинска (далее - АГМ). Ф. 17. Оп. 1. Д. 11.

2. АГМ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 29.

3. Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Вверх по Енисею. - Москва, Искусство, 1980.

4. Исаева, Н.Н. Деревянная скульптура и орнаментальная резьба иконостасов При-енисейского края, XVIII-XIX вв.: сводный каталог / Н.Н. Исаева. - Красноярск: Офсет, 2000. - с. 23.

5. Исаева, Н.Н. Церковная живопись Приенисейского края XVII - начала XIX века.

Альбом-каталог / Н.Н. Исаева. - Красноярск, 2008. - С. 256 (примечание 237

к статье каталога «М.М. Хозяинов «Поругание Христа»).

6. КГКУ «Государственный архив Красноярского края» (далее - ГАКК). Ф. 592. Оп. 1. Д. 255. Л. 7.

7. ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 304. Л. 11-11об.

8. ГАКК. Ф.Р-2384. Оп. 1. Д. 473. Л. 1, 2.

9. Краткое описание приходов Енисейской епархии. - Красноярск, 1917.

10. Чащина, Л.П. Минусинский Спасский собор / Л.П. Чащина // Красноярские архивы. Сборник информационных материалов. Комитет по делам архивов администрации Красноярского края. - 2002. - №17. - С. 120.

11. Шумов, К.Ю. История строительства Спасской церкви в Минусинске. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.naov.ru.

12. Царев, В.И. Архитектура городов Центральной Сибири с древнейших времен до начала ХХ века: дис. ... д-ра архитектуры / В.И. Царев. - М, 2002. - С. 367-369.

Е.В. Дроботушенко, г. Чита архитектурный ансамбль чикойского иоанно-предтеченского монастыря как объект исторического изучения. по материалам полевых исследований

Забайкалье является краем, в котором имеется ряд памятников архитектуры, широко известных за пределами региона. В то же время существуют объекты, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.