ГОС
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2014.6.2
Дзиндзирук Сергей Витальевич, магистрант факультета национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected].
Аннотация. В статье на основе норм действующего законодательства
Российской Федерации произведен анализ особенностей правового статуса Министерства внутренних России, а также его места и роли в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: национальная безопасность, общественная безопасность, силы обеспечения национальной безопасности, система обеспечения национальной безопасности.
Согласно Конституции Российской Федерации (далее по тексту - Конституции), система государственной власти России основана на разделении на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Высшим органом исполнительной власти Конституция провозглашает Правительство Российской Федерации, однако особенностью российской модели государственного управления является непосредственное подчинение ряда органов исполнительной власти непосредственно Президенту Российской Федерации.
В частности, в настоящее время в ведении Президента Российской Федерации находятся 5 министерств (МВД России, МЧС России, МИД России, Минобороны России, Минюст России), а также ряд федеральных служб федеральных агентств.
В соответствии с Положением о министерстве внутренних дел Российской Федерации, основными задачами МВД России являются:
- разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
- нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
- обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства
Право и современные государства 2014 / № 6
(далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
- управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;
- обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России1.
В условиях реформирования деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации Президент России за последние годы непосредственно внес существенные изменения в организацию деятельности органов внутренних дел. Свидетельство тому - издание целого ряда указов: Указ от 19 июля 2004 г № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»2, Указ Президента РФ от 04.06.2001 № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»3, Указ Президента РФ от 06.09.2008 № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»4, Указ Президента РФ от 15.01.2013 № 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы»5, Указ Президента РФ от 05.05.2014 № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»6, Указ Президента РФ от 29.02.2008 № 284 «О некоторых вопросах реформирования оперативно-территориальных объединений внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»7 и др.
Анализ Положения об МВД России позволяет утверждать, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти,
1 Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 20.01.2015) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
2 Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 927 (ред. от 31.01.2011) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Документ утратил силу с 1 марта 2011 года в связи с изданием Указа Президента РФ ОТ 01.03.2011 № 254).
3 Указ Президента РФ от 04.06.2001 № 644 (ред. от 05.05.2014) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».
4 Указ Президента РФ от 06.09.2008 № 1316 (ред. от 05.09.2011) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».
5 Указ Президента РФ от 15.01.2013 № 30 (ред. от 13.11.2014) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы».
6 Указ Президента РФ от 05.05.2014 № 300 (ред. от 16.05.2014) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».
7 «О некоторых вопросах реформирования оперативно-территориальных объединений внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции. И руководство деятельностью МВД России осуществляет непосредственно Президент России, а МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему ФМС России.
МВД России для осуществления указанных задач наделяется обширными полномочиями, в том числе, по обеспечению общественной безопасности (как составляющей национальной безопасности) Российской Федерации.
В частности, МВД Российской Федерации: формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и собственности, а также обеспечения общественной безопасности основные направления государственной политики в сфере внутренних дел; разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел; определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск; обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности ОВД и ВВ; обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в сфере внутренних дел; разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам; выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс; принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности; обеспечивает участие органов внутренних дел и внутренних войск в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также в проведении экспертной
Право и современные государства 2014 / № 6
оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области оборота оружия; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль деятельности народных дружин; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения; организует охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; организует в соответствии с законодательством Российской Федерации во взаимодействии с ФСБ России охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации; принимает участие в разработке мер по обеспечению авиационной безопасности в области гражданской авиации; организует служебно-боевую деятельность внутренних войск в мирное и военное время, поддерживает внутренние войска в постоянной боевой и мобилизационной готовности, разрабатывает и реализует планы строительства и развития внутренних войск; участвует в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечивает по решению Президента Российской Федерации участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности; обеспечивает в системе МВД России собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; а также осуществляет
иные полномочия в сфере внутренних дел в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации1.
По итогам реализации органами системы МВД принадлежащих им полномочий, в том числе в сфере обеспечения безопасности, за январь 2015 года рассмотрено 2,21 млн. заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, по каждому восемнадцатому сообщению (5,5%) принято решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 121,4 тыс. уголовных дел2.
Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем 2014 года сократилось на 6,3% и составило 2,4 тыс., а количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств возросло на 0,9% (112 фактов).
В январе 2015 года зарегистрировано 88 преступлений террористического характера (+63,0%) и 93 преступления экстремистской направленности (+24,0%).
В 2013 году в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации МВД России являлось ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. № 313-р, и принимало участие в реализации пяти государственных программ Российской Федерации, из них трех - посредством выполнения мероприятий федеральных целевых программ. Цель указанной государственной программы - повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также повышение доверия к органам внутренних дел Российской Федерации со стороны населения
В составе Государственной программы в качестве программно-целевого инструмента осуществлялась реализация федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864, по которой МВД России является государственным заказчиком-координатором. Также Министерство принимает участие в реализации государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013
1 Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации).
2 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе за январь 2015 года // https://mvd.ru/reports/item/3Q874Ql/.
Право и современные государства 2014 / № 6
г. № 513-р, посредством реализации мероприятий федеральных целевых программ «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 365, и «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. № 223, по которым МВД России определено государственным заказчиком1.
04 марта 2015 года состоялась расширенная коллегия МВД, в работе которой принял участие Президент России, который похвалил силовиков за обеспечение безопасности Олимпиады и Паралимпиады, успешное проведение контртеррористических операций и ускоренное формирование органов внутренних дел Крыма и Севастополя, отмечая, что в 50 субъектах Федерации в прошлом году снизился уровень преступности; во всех федеральных округах сократилось количество правонарушений, совершённых подростками: в общем примерно на 12 %2.
Кроме подведения итогов, Президентом были обозначены основные векторы работы МВД: борьба с коррупцией и экстремизмом, раскрытие резонансных преступлений, в том числе и с политической подоплекой: «Нужно избавить, наконец, Россию от позора и трагедий наподобие той, которую мы совсем недавно с вами пережили и видели, имею в виду убийство, дерзкое убийство Бориса Немцова прямо в центре столицы»3.
Таким образом, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, руководство которым осуществляет Президент Российской Федерации. Анализ основных задач и полномочий МВД России позволяет сделать вывод о том, что данное министерство, согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года4 входит в состав сил обеспечения национальной безопасности. Основные полномочия МВД России направлены на защиту основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, что является стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности.
1 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2013 году // https://mvd.ru/Deljatelnost/results/annual_reports
2 Путин назвал убийство Немцова «позором» // http://www.mk.ru/politics/2015/03/04/putin-nazval-ubiystvo- nemcova-pozorom.html.
3 http://www.ntv.ru/novosti/1349638/#ixzz3TROHIRxJ.
4 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Библиографический список:
1. Указ Президента РФ от 05.05.2014 № 300 (ред. от 16.05.2014) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».
2. «О некоторых вопросах реформирования оперативно-территориальных объединений внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».
3. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации).
4. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
5. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе за январь 2015 года // https://mvd.ru/reports/item/3Q874Ql/.
6. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2013 году // https://mvd.ru/Deljatelnost/results/annual_reports.
7. Путин назвал убийство Немцова «позором» // http://www.mk.ru/ politics/2015/03/04/putin-nazval-ubiystvo-nemcova-pozorom.html.
8. http://www.ntv. ru/novosti/1349638/#ixzz3TROHIRxJ.