_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 342
Собищанский С.А., доцент.
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева
войск национальной гвардии Российской Федерации. г. Новосибирск.
E-mail: [email protected] Литвиненко Н.М.
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева
войск национальной гвардии Российской Федерации. г. Новосибирск.
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрены система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основные составляющие сил обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова
Национальная безопасность, силы обеспечения национальной безопасности, система обеспечения
национальной безопасности.
Sobishansky S.A., Litvinenko N.M.
TO THE QUESTION ABOUT THE SYSTEM OF ENSURING NATIONAL SECURITY OF THE
RUSSIAN FEDERATION
Abstract
The article considers the system of ensuring national security of the Russian Federation and the main components of forces of ensuring national security.
Key words
National security, power national security, the system of ensuring national security.
Основной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, который бы создавал благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключал опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.
Система обеспечения безопасности личности, общества и государства представляет собой сложнейшую, иерархически организованную, многоуровневую, институционально-функциональную, распределенную макросистему [10].
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации закрепляет следующую официальную дефиницию системы обеспечения национальной безопасности: «совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов» [9].
Основным субъектом обеспечения национальной безопасности выступает государство. Ибо только
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
оно обладает правом и в то же время несет обязанность:
- в лице органов законодательной власти издавать общеобязательные для исполнения предписания -нормативные правовые акты;
- в лице органов исполнительной власти требовать и обеспечивать точное и неукоснительное исполнение правовых норм всеми гражданами государства, применяя при необходимости меры принудительного, в том числе силового характера (государство обладает монополией на применение принудительных, силовых мер регулирования частных и публичных отношений);
- в лице органов судебной власти оценивать полноту, точность и правильность выполнения гражданами нормативно-правовых предписаний и определять вид и меру государственного принуждения за их нарушение, невыполнение или иное неисполнение.
Высший законодательный орган государства:
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
- рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения национальной безопасности;
- утверждает указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения [4].
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные
законы в области обеспечения национальной безопасности.
Органы исполнительной власти:
Правительство Российской Федерации:
- участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности;
- формирует федеральные целевые программы в области обеспечения национальной безопасности и обеспечивает их реализацию;
- устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;
- организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения национальной безопасности;
- осуществляет иные полномочия в области обеспечения национальной безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации [4].
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности [4].
Органы судебной власти:
- обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации;
- осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;
- обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права и свободы были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению национальной безопасности.
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в России осуществляет Президент Российской Федерации, который совместно с высшим законодательным органом государства и Правительством Российской Федерации:
- определяет основные направления государственной политики в области обеспечения национальной безопасности;
- утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
- устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
- в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;
- принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности;
б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
- решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:
а) информации и государственной тайны;
б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществляет иные полномочия в области обеспечения национальной безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами [4].
Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности [4].
Реализация государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляется путем согласованных действий всех элементов системы ее обеспечения под руководством Президента Российской Федерации и при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации [9].
Силы обеспечения национальной безопасности создаются и развиваются в соответствии с решениями Президента и Правительства Российской Федерации для выполнения краткосрочных и долгосрочных федеральных программ обеспечения национальной безопасности.
Основными составляющими сил обеспечения национальной безопасности в России являются:
- Вооружённые Силы Российской Федерации.
- Федеральная служба безопасности.
- Полиция.
- Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Служба внешней разведки Российской Федерации.
- Федеральная служба охраны Российской Федерации.
Вооружённые Силы Российской Федерации - государственная военная организация Российской Федерации, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации -России, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России [3].
Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации [1].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 2410-700Х
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности [5].
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации образована в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны [6].
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [7].
Служба внешней разведки Российской Федерации является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз [2].
Федеральная служба охраны Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам [8].
Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации государственным уровнем не ограничивается. В нее органично и целенаправленно включаются и отдельные граждане, и общественные организации. Это представляет собой широкий спектр негосударственных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности национальных интересов.
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является важной и неотъемлемой составной частью системы обеспечения национальной безопасности России. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентаций и законов.
Обе системы обеспечения национальной безопасности - государственная и негосударственная -должны работать в тесном взаимодействии, а особенно в форме обмена соответствующей информацией.
Наличие и одновременное функционирование государственной и негосударственной систем обеспечения национальной безопасности создает стабильность в стране и то необходимое «равновесие», которое способно уберечь общество и государство от социальных потрясений и бед.
Список использованной литературы:
1. О федеральной службе безопасности: федер. закон от 3 апр. 1995 г. № 40 - ФЗ //Российская газета от 12 апр. 1995 г. № 72.
2. О внешней разведке: федер. закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 143.
3. Об обороне: федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 23. - Ст. 2750.
4. О безопасности: федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390 - ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 2.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
5. О полиции: федер. закон от 07 февр. 2011 г. № 4- ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 2.
6. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226 - ФЗ // Российская газета 6.07.2016 г. № 146.
7. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 // СЗ РФ. -2004 г. - № 18. - ст. 1085.
8. Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. № 1013 // СЗ РФ. -2004 г. - № 32. - ст. 3314.
9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // СЗ РФ. -2016 г. - № 1 (часть II). - ст. 212.
10. Прошин В.А. Национальная безопасность: многомерность понятия, этапы развития и новация в высшем образовании современной России // Профессиональное образование в современном мире. - 2014. - № 2. -С. 118-124.
© Собишанский С.А., Литвиненко Н.М., 2017