СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
МИНИМИЗАЦИЯ ПРАВОЗАЩИТНЫХ РИСКОВ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ВЕРСИИ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ ЕВРОПЫ
DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2013.6.3
Новикова Алевтина Евгеньевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, e-mail: alevtina2010@yandex.ru.
Мархгейм Марина Васильевна, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой конституционного и муниципального права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, e-mail: markheim@bsu.edu.ru.
Аннотация. В статье представлен авторский анализ конституций европейских
федеративных государств (Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Германия, Швейцария) на предмет выявления в них норм, направленных на минимизацию правозащитных рисков. Полученные результаты систематизированы, а также даны рекомендации в направлении совершенствования исследованных конституционных параметров.
Ключевые слова: права человека, обязанность, гарантии, обеспечение, судебная защита, омбудсмен, уполномоченный по правам человека, конституция, правозащитные риски, Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Германия, Швейцария, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Развитие цивилизации, в том числе в конституционных параметрах, приводит к увеличению видов рисков, имманентных условиям неопределенности. Это в полной мере относится к такой их разновидности, как правозащитные риски. Решение задачи их минимизации мы связываем с конституцией, прежде всего с такими базовыми ее положениями, как
аксиологическое предпочтение человека, его прав и свобод в государстве; императивы о государственной обязанности и гарантиях по защите человека, его прав и свобод; судебная форма защиты субъективных прав; обособление специализированных правозащитных структур. Основываясь на этих параметрах, рассмотрим конституции пяти федеративных государств Европы
- Австрии, Бельгии, Боснии и Герцеговины, Германии и Швейцарии.
Аксиологическое предпочтение человека, его прав и свобод
Конституция Австрийской Республики1 не содержит положений о правах и свободах человека как высшей ценности, а также о чести и достоинстве личности. Полагаем, что такого рода аксиологические решения должны являться атрибутами учредительных актов демократических государств. В качестве определенного коррекционного подхода можно рассматривать норму ст. 9, согласно которой «общепризнанные нормы международного права действуют в качестве составной части федерального права».
В Конституции Бельгии2 также нет ценностной артикуляции прав и свобод человека. При этом в контексте нормы о недопустимости дискриминации в бельгийском обществе указано, что права и свободы признаются государством за бельгийцами (ст. 11). Закономерен вопрос, а как обстоят дела с признанием прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства? Формально юридически - никак.
В Конституции Боснии и Герцеговины3 (ст. 2) определено, что государство обеспечивает наивысший уровень международно-признанных прав человека и основных свобод. Права и свободы, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.4 и протоколах к ней, имеют прямое действие в Боснии и Герцеговине. Они имеют преимущественную силу относительно всех других норм права. Полагаем, что такой подход восполняет отсутствие прямого указания на аксиологическое предпочтение в пользу прав и свобод человека.
В Основном Законе Федеративной Республики Германия5 (ст. 1 Раздела «Основные права») закреплено, что права человека неприкосновенны и неотчуждаемы и являются основой всякого человеческого сообщества, мира и справедливости в мире.
В Конституции Швейцарии6 (ст. 7 Части 2 «Основные права, гражданские
1 Конституция Австрийской Республики от 10 ноября 1920 г. // Конституционное право зарубежных стран. и^: http://mykpzs.ru/konstituciya-avstrijskoj-respubliki-1920-rus/.
2 Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 г. // Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 1 / под общ. ред. Л.А. Окунькова. - М.: Норма, 2001. - С. 331-381.
3 Конституция Боснии и Герцеговины от 14 декабря 1995 г. // Конституционное право зарубежных стран. и^: http://mykpzs.ru/konstituciya-bosnii-i-gercegoviny-1995/.
4 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства Рф. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
5 Основной Закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 г. // Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 1 / под общ. ред. Л.А. Окунькова. - М.: Норма, 2001. - С. 565-637.
6 Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г. // Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 3 / под общ. ред. Л.А. Окунькова. - М.: Норма, 2001. - С. 531-581.
Новикова А.Е., Мархгейм М.В. Минимизация правозащитных рисков: конституционные версии федеративных государств Европы
права и социальные цели» Главы 1 «Основные права») закреплено, что достоинство человека подлежит уважению и охране. Иных упоминаний о позиции государства по отношению к правам человека, как то их охрана, защита, гарантирование в данном акте нет.
Императивы о государственной обязанности и гарантиях по защите человека, его прав и свобод Конституция Австрии обходит вопросы обязанности и гарантий государства, направленных на защиту прав и свобод человека. Гарантии беспрепятственного осуществления политических гарантий напрямую адресованы лишь служащим публичных учреждений (ст. 7). Полагаем, что данная норма не означает отрицания гарантий таких прав по отношению к гражданам. Однако это больше эмпирический, чем юридический вывод.
В Конституции Бельгии (ст. 23) определено, что каждый имеет право вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству, и с этой целью закон гарантирует с учетом соответствующих обязательств экономические, социальные и культурные права. Полагаем, что сопряжение такого гарантирования с правами второго поколения вполне закономерно.
В Конституции Боснии и Герцеговины (ст. 2) определено, что государство обеспечивает наивысший уровень международно-признанных прав человека и основных свобод. Это позволяет говорить, что о государственных гарантиях в отношении прав и свобод человека и гражданина.
Основной Закон Федеративной Республики Германии (ст. 1) установил обязанность государственной власти уважать и защищать человеческое достоинство. Определено, что основные права обязательны для законодательной, исполнительной и судебной власти как непосредственно действующее право. Норма об уважении и защите человеческого достоинства является универсальной с позиции правозащитного потенциала, т.к. она использует термин «защита» и обособляет данную обязанность от других, подчеркивая ее первостепенную важность.
В Конституции Швейцарии (ст. 2) закреплена защита прав и свобод народа в Швейцарии. С одной стороны, употребление слова «народ» можно расценить как нацию, народ в целом, и, соответственно, права и свободы народа как общности, а не как каждой личности в этой общности отдельно. Считаем, что это положение можно интерпретировать как гарантию защиты прав и свобод каждого проживающего или пребывающего на территории данной страны.
Судебная форма защиты субъективных прав В Конституции Австрии и Основном Законе Германии положения о судебной защите прав человека отсутствуют. При этом в Конституции Австрии содержатся нормы, посвященные лишь административным судам и Конституционному суду, что не препятствует людям обращаться в суд для защиты своих прав в соответствии с отраслевым законодательством.
В ст. 103 Конституции Германии закреплено право на судебное слушание. Вместе с тем доктринальная литература и судебная практика Конституционного
суда Германии упоминают, например, о притязаниях на судебную защиту, на судебную защиту права. Как установлено, в том числе, и практикой названного суда, притязание на судебную защиту права подразумевает, что «каждый обладает правом обратиться со своим делом к независимому суду, который должен со всем вниманием к фактическим и юридическим обстоятельствам разрешить данное дело и обеспечить исполнение принятого решения»1.
Конституция Бельгии располагает нормой о судебной защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 13). В соответствии с ней никто не может быть лишен против своей воли судебной защиты, установленной законом. Такая формулировка устанавливает «двойную» гарантию обеспечения права на судебную защиту: во-первых, непосредственно само право на судебную защиту, а, во-вторых, невозможность лишения такового права ни в каких ситуациях, кроме решения самого лица, что делает это право абсолютным.
Анализ конституционных норм Федерации Боснии и Герцеговины показал, что напрямую право на судебную защиту не сформулировано в ее Конституции, как полагаем в силу в ст. 2 «Права человека и основные свободы» закреплено следующее, согласно которой «права и свободы, закрепленные в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколах к ней, имеют прямое действие в Боснии и Герцеговине». Это означает, что в данном государстве наличествуют и право на судебную защиту и гарантии его осуществления (ст. 5-7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
В Конституции Швейцарии в ст. 29 «Общие процессуальные гарантии» и ст. 30 «Судебное производство» указано право каждого лица на бесплатное правосудие, на бесплатную юридическую помощь, на учрежденный законом, компетентный, независимый и беспристрастный суд и иные права. Они в большей мере соотносятся с процессуальными правами, которые производны от права на судебную защиту
Обособление специализированных правозащитных структур
Рассмотрим это на примере институтов, аналогичных омбудсмену. Проведенный анализ конституций фокусной группы государств показал, что даже при отсутствии в них института омбудсмена, он функционирует во всех из них.
В Конституции Австрии содержится норма, которая позволяет говорить о конституционном закреплении института Уполномоченного по правам человека. Так, в ст. 148а, которая расположена в 7 Разделе «Народная правозащита», определено, что каждое лицо может обратиться в Коллегию народной правозащиты с жалобой на недостатки в осуществлении федерального управления, включая деятельность Федерации как субъекта частноправовых отношений, в случаях, когда эти недостатки затрагивают его интересы и когда оно не имело права на использование каких-либо средств обжалования. В ст
1 Аболонин В.О. Злоупотребление правом на иск в гражданском процессе Германии: монография. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - С. 45-46.
Новикова А.Е., Мархгейм М.В. Минимизация правозащитных рисков: конституционные версии федеративных государств Европы
148j содержится отсылка к федеральному законодательству, касающемуся данного института. Федеральный закон о Народном защитнике в Австрии был принят в 1982г .1 В настоящее время в Австрии функционируют не один, а три омбудсмена2.
В Боснии и Герцеговине впервые основа для работы и функционирования омбудсмена была закреплена Приложениями IV и VI Генерального рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине 14 декабря 1995 г. Данный институт начал функционировать в 1996 г. Совместно с Палатой по правам человек они составляли комиссию по правам человека. Первый закон об Уполномоченном по правам человека в Боснии и Герцеговине был принят в 2000 г., далее был принят новый закон в 2002 г, в который неоднократно вносились поправки. В настоящее время омбудсмен в этом государстве действует как самостоятельный национальный механизм защиты основных прав и свобод человека3.
В Германии институт омбудсмена был учрежден раньше, чем в других из рассмотренных государств - в 1956 г, однако в том виде, в котором он функционирует сейчас, был создан в марте 2001 г. по рекомендации Федерального парламента Германии4.
Резюмируя проведенное исследование, отметим, что в целом конституции федераций Европы содержат положения, направленные на минимизацию правозащитных рисков. При этом в большинстве конституций отсутствуют такие важнейшие положения как признание прав и свобод человека высшей ценностью, государственные гарантии этих прав, в том числе права на судебную защиту. Вместе с тем, полагаем, что уровень развития исследованных государств, уровень соблюдения прав и свобод человека и гражданина свидетельствует о том, что отсутствие прямого закрепления предложенных индикаторов на конституционном уровне не умаляет достигнутых результатов в правозащитном направлении.
Библиографический список
1. Аболонин В.О. Злоупотребление правом на иск в гражданском процессе Германии: монография. - М.: Волтерс Клувер, 2009.
2. История создания института Омбудсмена // Кыргыз Республикасынын Акыйкатчысынын (Омбудсменинин) сайты. URL: http://www.ombudsman.kg/kg/ аЬо^ч^/Ь^огу.МтН.
3. Коллекция словарей на ВсеСлова.ру. URL: http://www.vseslova.ru/ index.php?dictionary=abramov&word=obespechenie.
1 The Austrian Ombudsman Board: Legal Bases // VOLKSANWALTSCHAFT. URL: http:// volksanwaltschaft.gv.at/en/the-austrian-ombudsman-board/legal-bases.
2 История создания института Омбудсмена // Кыргыз Республикасынын Акыйкатчысынын (Омбудсменинин) сайты. URL: http://www.ombudsman.kg/kg/about-us/history.html.
3 Relevant Legislation // The Institution of Human Rights Ombudsman of Bosnia and Herzegovina. URL: http://www.ombudsmen.gov.ba/Default.aspx?id=14&lang=EN.
4 Mandate // Deutsches Institut für Menschenrechte. URL: http://www.institut-fuer-menschenrechte.de/ en/about-us/mandate.html.
4. Конвенция о защите прав и основных свобод (Заключена в г Риме 04 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
5. Конституция Австрийской Республики от 10 ноября 1920 г // Конституционное право зарубежных стран. URL: http://mykpzs.ru/konstituciya-avstrijskoj-respubliki-1920-rus/.
6. Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 г // Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 1 / под общ. ред. Л.А. Окунькова. - М.: Норма, 2001. - С. 331-381.
7. Конституция Боснии и Герцеговины от 14 декабря 1995 г // Конституционное право зарубежных стран. URL: http://mykpzs.ru/konstituciya-bosnii-i-gercegoviny-1995/.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1996.
9. Основной Закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949г с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 г // Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 1 / под общ. ред. Л.А. Окунькова.
- М.: Норма, 2001. - С. 565-637.
10. Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999г // Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 3 / под общ. ред. Л.А. Окунькова. - М.: Норма, 2001. - С. 531-581.
11. Mandate // Deutsches Institut für Menschenrechte. URL: http://www. institut-fuer-menschenrechte.de/en/about-us/mandate.html.
12. Relevant Legislation // The Institution of Human Rights Ombudsman
of Bosnia and Herzegovina. URL: http://www.ombudsmen.gov.ba/Default.
aspx?id=14&lang=EN.
13. The Austrian Ombudsman Board: Legal Bases // VOLKSANWALTSCHAFT. URL: http://volksanwaltschaft.gv.at/en/the-austrian-ombudsman-board/legal-bases.