1.3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА МИНИМИЗАЦИЮ ПРАВОЗАЩИТНЫХ РИСКОВ1
Новикова Алевтина Евгеньевна, к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры конституционного и муниципального права. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Юридический институт. E-mail: alevtina2010@yandex.ru
Аннотация: В статье представлен авторский анализ конституций стран СНГ на предмет выявления в них норм, направленных на минимизацию правозащитных рисков. Полученные результаты систематизированы, а также даны рекомендации в направлении совершенствования исследованных конституционных параметров.
Ключевые слова: права человека, обязанность, гарантии, обеспечение, судебная защита, омбуд-смен.
FOREIGN EXPERIENCE OF CONSTITUTIONAL-LEGAL FASTENING OF PROVISIONS AIMED AT MINIMIZATION OF HUMAN RIGHTS RISKS
Novikova Alevtina Evgenievna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor at constitutional and municipal law chair. Place of employment: Belgorod state national research University, Law Institute. E-mail: alevtina2010@yandex.ru
Annotation: The article presents the author's analysis of the constitutions of the CIS countries to identify their rules aimed at minimizing human rights risks. The obtained results are systematized and recommendations towards improving the studied constitutional parameters. Keywords: human rights, obligation, warranty, support, judicial protection, the Ombudsman.
Исходя из сопоставимой системы политических и юридических координат в суверенном развитии и становлении правовых систем государств постсоветского пространства, представляется интересным исследование зарубежного опыта конституционно-правового закрепления положений, направленных на минимизацию правозащитных рисков (на примере стран СНГ).
Уточним, что термин «риск» не является конституционным. Вместе с тем в современный период данный феномен относится к тем категориям, которые, во-первых, имманентно сопровождают жизнь человека; во-вторых, связаны практически со всеми сферами жизнедеятельности; в-третьих, исследуются разными областями знаний; в-четвертых, довольно активно расширяют масштабы своего проявления. Риски разной природы могут способствовать нейтрализации или усилению последствий друг друга2.
Такое «всеобъемлющее» присутствие рисков и явилось причиной для авторского обоснования и предложения по введению в научный оборот термина «право-
защитные риски»3. При этом, правозащитный риск как и риск в традиционном понимании выражает вероятность случайного возникновения нежелательного, неблагоприятного события, связанного с нарушением прав и свобод человека и гражданина и влекущего за собой в этой связи соответствующий ущерб4.
С учетом отправных моментов рассмотрим зарубежный опыт конституционно-правового закрепления положений, направленных на минимизацию правозащитных рисков. В качестве таких параметров-положений предлагаем считать:
- аксиологическое предпочтение человека, его прав и свобод в государстве;
- императивы о государственной обязанности и гарантиях по защите человека, его прав и свобод;
- судебную форму защиты субъективных прав (заслуживает особой акцентуации из-за высокой популярности у населения);
- обособление специализированных правозащитных структур, аналогичных Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Итак, по первому тезису укажем, что в Главе первой «Основные права и свободы» Конституции Республики Киргизия ст. 16 закрепила норму о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью5.
Аналогичное положение размещено и в ст. 5 Конституции Таджикистана6. Однако здесь стоит пояснить, что соответствующая формулировка появилась лишь в 2003 г. при внесении надлежащих изменений в Конституцию.
Конституция Республики Беларусь7 в ст. 2 объявила человека, его права, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью и целью общества и государства. Таким образом, расширен «перечень» аксиологических предпочтений в государстве. К типичному составу добавлены гарантии реализации прав и свобод человека. Полагаем, для современных условий, когда практически во всех конституциях отражен широкий каталог субъективных прав, немаловажным является гарантный механизм их реализации. Поэтому указанная норма, на наш взгляд, носит перспективный конституционный характер. Считаем, позитивным указание здесь на то, что человек, его права и свободы также являются высшей ценностью и целью не только для государства, но и общества. Безусловно, деятельность институтов гражданского общества должна реа-лизовывать сообразно конституционно-определенным субъективным правам.
Еще в двух рассматриваемых конституциях (Украина и Узбекистан) указаны многокомпонентные аксиологические предпочтения в государстве.
1 Работа выполнена в рамках государственного задания; регистрационный номер 6.2962.2011.
2 Бутяев А.Г. Макроэкономические детерминанты государственной политики России по минимизации интеграционных экономических рисков. Монография. - Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2007. - С. 19.
3 Новикова А.Е. «Правозащитные риски»: понятие, сущность и перспективы конституционно-правовой институционализации // Материалы II Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава «Правовая политика Российской Федерации в условиях современного социально-экономического развития». - Ростов н/Д., 2007. - С. 54-56.
4 Новикова А.Е. Понятие и сущность правозащитных рисков // Научные Ведомости БелГУ. Серия. Философии. Социология. Право. - 2011. - № 17. - С. 151-157.
5 Конституция Киргизии от 27 июня 2010 г. // http://шsskg.ш/index.php?optюn=com_content&view=artide&id=95> 27-2010-&catid=27:2010-08-20-08-52-42&Itemid=30
6 Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm
7 Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm
Так, в ст. 3 Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаны в Украине наивысшей социальной ценностью. Однако, полагаем, есть основания отнести данную норму к несовершенной с содержательной точки зрения. Так, отрицательным видится отсутствие в числе заявленных ценностей прав и свобод человека, а также тот факт, что приоритет человека обозначен только в отдельной сфере - социальной. Выходит, что иные области при этом не учитываются.
Здесь же следует указать ст. 3 Конституции Украины, в которой установлено, что права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства9. Как представляется, содержание данной нормы можно расценивать тождественно приоритетности прав и свобод человека.
Нетрадиционной по сравнению с уже приведенными формулировками характеризуется Конституция Рес-10
публики Узбекистан . В ее ст. 13 определено, что демократия в стране базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Таким образом, в качестве одного из принципов демократии здесь выделен человек и его неотъемлемые права.
Напротив, в ст. 3 Конституции Туркменистана только человек указан высшей ценностью общества и государства11. Полагаем, представленное установление несовершенным в части отсутствия в нем указания на права и свободы человека в качестве высшей ценности. Вместе с тем положительным здесь моментом следует признать ссылку на то, что личность обладает приоритетом не только в государстве, но и в обществе. Следовательно, индивид выступает ориентиром в деятельности не только публичных властных структур, но и институтов гражданского общества.
Заслуживает внимания норма ч. 1 ст. 4 в учредительном акте Республики Молдова, в которой обозначено, что конституционные положения о правах и свободах человека толкуются и применяются в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, пактами и другими договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова. Отметим, что указанные в норме нормы международного права являются признанными стандартами в рассматриваемой сфере, и, безусловно, таковыми, помимо прочего, определено аксиологическое предпочтение в пользу человека, его прав и свобод. Следовательно, исходя из совокупного толкования обозначенной нормы с положениями Всеобщей декларации прав человека, а также международных пактов 1966 г., есть основания утверждать о приоритетном значении человека, его прав и свобод в Республике Молдова.
При обращении к выявлению конституционных положений о государственной обязанности и гарантиях по защите человека, его прав и свобод, были получены следующие результаты.
Конституция Таджикистана в ст. 5 установила обязанность государства по признанию, соблюдению и защите права и свобод человека и гражданина. Одна-
от 28
1996
//
от 28
1996
//
8 Конституция Украины http//www.spinform.ш/isp.htm
9 Конституция Украины http//www.spinform.ru/isp.htm
10 Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm
11 Конституция Туркменистана от 18 мая 1992 г. //
http//www.spinform.ru/isp.htm
ко нет никаких положений о соответствующих государственных гарантиях.
Наоборот исключительно о государственном гарантировании идет речь в ст. 12 Конституции Республики Казахстан12. В Разделе II «Человек и гражданин» локализовано положение о том, что в государстве признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией (ст. 12).
Конституция Республики Молдова13 формализовала первостепенную обязанность государства по уважению и защите личности (ст. 16). Таким образом, данная норма, является универсальной с позиции правозащитного потенциала, так как, во-первых, позитивен сам факт использования термина «защита». Во-вторых, данная обязанность обособлена от иных. В-третьих, использование категории «личность» дает основания распространять действие нормы на различных субъектов правозащитных отношений. Таковыми могут быть не только граждане с присущими им правами и свободами, но и иные лица со специальными статусами, имеющими место быть на территории Российской Федерации.
Вместе с тем далее в ч. 2 ст. 18 подчеркнуто, что только граждане Республики Молдова пользуются защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами.
Следует обратить внимание на ст. 4 Конституции Армении14, в которой определено, что государство обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции и законов - в соответствии с принципами и нормами международного права. Использование в указанном положении глагола «обеспечивает» позволяет, исходя из его содержательного значения, считать, что государство гарантирует защиту прав и свобод человека. А ссылка в Конституции на принципы и нормы международного права, на наш взгляд, только подчеркивает важность данных правоотношений.
Аналогичны положения ч. 2 ст. 16 Конституции Кыргызской Республики, в которой установлено, что государство уважает и обеспечивает всем лицам, находящимся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией, права и свободы человека. Только следует сделать положительную ремарку об установлении здесь, так называемого, принципа уважения прав и свобод человека и гражданина (это же отмечено и в Молдавии - ст. 16). Напомним, что таковой отсутствует в российской Конституции.
В ст. 12 Конституции Азербайджана15 также искомая формулировка обнаруживается через термин «обеспечение». Особая значимость данной нормы подчеркивается ее локализацией в статье с наименованием «Высшая цель государства». В таковой определено, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Толкование термина «обеспечение» в качестве «залога, гарантии, поруки, ручательства»16, позволяет судить о гарантной деятельности государства в отношении прав и свобод человека и гражданина. Здесь же следует заметить,
12 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. // http//www.spinform.ш/isp.htm
Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm
14 Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г.) // http//www.spinform.ru/isp.htm
15 Конституция Туркменистана от 18 мая 1992 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm
16 http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=abramov&word =obespechenie
что в норме обособлены и граждане с подобающим им набором прав и свобод.
Авторское внимание необходимо акцентировать на том, что в Конституции Азербайджана наличествуют две статьи с идентичным наименованием - «Защита прав и свобод человека и гражданина» (ст.ст. 26 и 71). В первой из них закреплено право каждого на защиту не запрещенными законом способами и средствами своих прав и свобод (самозащита). В п. II этой же статьи государство определено субъектом, гарантирующим защиту прав и свобод каждого.
В ст. 71 Конституции Азербайджана уточнены гарантии государственной защиты посредством формулировки «соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции, является долгом органов законодательной, исполнительной и судебной властей».
Полагаем, представленные конституционные положения, являются несовершенными с точки зрения юридической техники. Их содержание носило бы более убедительный и безусловный характер в том случае, если бы в ст. 26 «Государственные гарантии защиты прав человека» были бы отражены установления п. II и ст. 71. А в ст. 71 под наименованием «Самозащита» было бы целесообразнее разместить нынешнюю формулировку п. I ст. 26.
Данный конституционный подход посредством использования термина «обеспечение» обнаруживается и в учредительном акте Украины. В его ст. 3 закреплено утверждение и обеспечение прав и свобод человека в качестве главной обязанности государства.
Если обратиться к рассмотрению норм о судебной защите, конкретизированных в конституциях, то можно представить следующие результаты.
Уточним, что данное положение характерно практически для всех конституций заявленной группы стран (кроме Молдавии). Так, в ст. 60 «Судебная гарантия прав и свобод» Конституции Азербайджана гарантирована защита прав и свобод каждого в суде; установлено право каждого на обжалование в суд решений и действий (или бездействий) государственных органов, политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений и должностных лиц.
Полагаем, использованный в Конституции юридико-технический прием, указывающий наименования статей акта, облегчает восприятия положений закона. Вместе с тем такие наименования должны четко соответствовать содержанию самой нормы.
Содержательно аналогично приведенному установление ст. 44 Конституции Узбекистана.
Конституция Армении закрепила право каждого на судебную защиту своих прав и свобод, определенных Конституцией и законами (ч. 2 ст. 38) в менее развернутой формулировке.
Идентично и установление ч. 1 ст. 40 Конституции Кыргызии. В нем только дана расшифровка защищаемых прав и свобод - предусмотренные Конституцией, законами, международными договорами, общепризнанными принципами и нормами международного права.
Конституция Белоруссии также располагает нормой о судебной защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ней каждому гарантирована защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст. 60). В продолжение данного установления ст. 61 закрепила право каждого на основании международно-правовых актов, ратифицированных
Республикой Беларусь обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В ст.ст. 8 и 55 Конституции Украины, как и в белорусских конституционных нормах, гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина, а также право каждого после использования всех внутригосударственных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина.
Право каждого на судебную защиту своих прав и свобод установлено ч. 2 ст. 13 Конституции Казахстана, а в ст. 76 конкретизировано, что судебная власть осуществляется от имени Республики и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.
В Конституции Таджикистана ст. 84 посвящена судебной власти и ее реализации, в том числе ее правозащитному назначению по отношению к правам и свободам человека и гражданина, интересам государства, организаций, учреждений, законности и справедливости.
Анализ конституционных норм Туркменистана дал основания утверждать, что судебной защитной в государстве могут пользоваться только его граждане. Так, в ст. 40 Конституции определено, что гражданам гарантирована судебная защита чести и достоинства, личных и политических прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией и законами. А в ст. 99 подчеркнуто, что судебная власть предназначена защищать права и свободы граждан, охраняемые законом государственные и общественные интересы.
Относительно, четвертого из заявленных параметров-положений, следует заметить, что в соответствии с современными тенденциями мировой практики в большинстве стран институт омбудсмена закреплен на уровне Конституции и конкретизируется в законе (Россия, Хорватия, Румыния, Литва, Венгрия).
Вместе с тем проведенный анализ конституций фокусной группы государств показал не только на отсутствие соответствующих конституционных формулировок во многих из них, но и на отсутствие такого института вообще (Белоруссия, Туркмения).
Так, необходимость учреждения института защитника прав человека назрела в Армении еще в 1990-х гг., хотя политическое руководство государства не включило соответствующую статью в Конституцию 1995 г., и в последующий период, ссылаясь на Основной закон воздержались от принятия закона об омбудсмене. Лишь 21 октября 2003 г. парламент проголосовал за утверждение закона, который был подписан Президентом 11 ноября и вступил в силу 1 января 2004 г.17
Принимая во внимание факт того, что по Конституции Республики Казахстан Указы Президента являются неотъемлемой и одной из важнейших частей национального законодательства, только 19 сентября 2002 г. путем соответствующего Указа было создано
http://southcaucasus.com/old/index.php?page=associations&
id=121
17
учреждение Национального Уполномоченного по правам человека18.
Парламентский адвокат - Центр по правам человека в Молдове (ЦПЧМ) является учреждением аналогичным европейским и международным институтам ом-будсмена, который функционирует с апреля 1998 г. на основании Закона о парламентских адвокатах, 1349-XIII от 17 октября 1997 г. как важный внесудебный механизм защиты прав человека в Молдове.
Центр по правам человека в Молдове состоит из четырех омбудсменов - равноправных Парламентских Адвокатов, один из которых является специалистом по вопросам защиты прав ребенка, должностных лиц, обеспечивающих организационную, информационную, аналитическую, научную, экономическую и финансовую поддержку омбудсменов, а также трех представительств в Бэлць, Кахуле и Комрате19.
В Узбекистане институт уполномоченного по правам человека при парламенте был впервые учрежден на первой сессии Олий Мажлиса по инициативе Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова в феврале 1995 г. Деятельность Уполномоченного первоначально была регламентирована Положением об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека, утвержденным Постановлением Кенгаша Олий Мажлиса от 29 августа 1995 г. Вместе с тем институт Уполномоченного по правам человека в Узбекистане был учрежден одним из первых на пространстве СНГ20.
Вопрос об институте уполномоченного по правам человека в Таджикистане был впервые затронут в 2000 г., но лишь в апреле 2007 г. Президент заявил, что время его создания пришло. Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан» был принят в конце февраля 2008 г.21
Здесь укажем государства, в которых на конституционном уровне определены нормы, имеющие отношение к институту омбудсмена.
Так, в ст. 101 Конституции Украины предусмотрено создание Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека для осуществления парламентского контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Ст. 55 Конституции Украины провозглашает право любого обращаться к Уполномоченному по правам человека за защитой своих прав. Включение этой нормы в статью Конституции, которая предусматривает основные правовые механизмы защиты прав и свобод человека, свидетельствует о конституционном значении деятельности Уполномоченного по контролю за соблюдением прав и свобод человека в Украине.
Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики действует согласно ст. 108 Конституции Кыргызской Республики и Закону Кыргызской Республики «Об Ом-будсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики».
28 декабря 2001 г. был принят Конституционный Закон Азербайджанской Республики «Об Уполномоченном по правам человека (Омбудсмане) Азербайджанской Республики». Его особенность состоит в том, что данный акт был включен в конституционное законодательство в качестве его неотъемлемой части и тем самым еще раз было подчеркнуто, что защите прав
18 http://www.ombudsman.kz/about/history.php
19 http://www.ombudsman.md/ru/site-page/istoriya
20 http://www.ombudsman.uz
21 В Таджикистане назначен первый омбудсмен //
http://news.bibo.kz/289381-v-tadzhikistane-naznachen-pervyjj-ombudsmen.html
человека отводится ведущая роль в политике государства.
Регламентирование деятельности омбудсмена на уровне конституционного закона, будучи показателем его значимости для общества, в то же время подчеркивает его отличие от других государственных органов и исключительное место в общей системе защиты прав человека.
22 июня 2002 г. был подписан Указ Президента Азербайджанской Республики «О проведении всенародного голосования (референдума) в целях внесения изменений в Конституцию Азербайджанской Республики» и по итогам проведенного 24 августа 2002 г. референдума были приняты изменения в Конституцию Азербайджанской Республики22.
В результате этих изменений вопрос избрания Уполномоченного был отнесен к компетенции Милли Меджлиса, а в статью о полномочиях Президента Азербайджанской Республики было включено положение о представлении им в Милли Меджлис Азербайджанской Республики предложений об избрании Уполномоченного.
Особое значение имеет положение о предоставлении Уполномоченному права в порядке, предусмотренном законом, обращаться с запросом в Конституционный Суд Азербайджанской Республики по поводу нарушения прав и свобод человека нормативными актами органов законодательной и исполнительной власти, актами муниципалитетов и судов.
Резюмируя проведенное исследование, отметим, что в конституциях стран СНГ наличествует различный набор параметров-положений, которые направлены на минимизацию правозащитных рисков. В большинстве своем, такие положения, конечно, фрагментарны по отношению к той совокупности, которую мы обособили. Безусловно, можно считать отрицательной практикой отсутствие на конституционном уровне таких важнейших положений, которые касаются государственных гарантий и обязательств по защите прав человека или же судебной помощи и др. Однако, на наш, не является панацеей в развитии современного правозащитного пространства содержание в конституциях множества положений, соответствующих типичным требованиям демократического правового государства. Полагаем, только максимальный баланс между фактической и юридической конституцией может стать залогом достижения положительных правозащитных результатов, требующих не только конституционного закрепления, но и реального дальнейшего правоприменения.
Список литературы:
Конституция Киргизии от 27 июня 2010 г. // http://russkg.ru/¡ndex.php?opt¡on=com_content&v¡ew=art¡c le&id=95:-27-2010^8^=27:2010-08-20-08-52-42&Item¡d=30
Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г. // http//www.sp¡nform.ru/¡sp.htm
Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm
Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm
Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. // http//www.sp¡nform.ru/¡sp.htm
Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm
■ http://www.gender-az.org/index.shtml?id_main=29&id_sub=68
Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm
Конституция Туркменистана от 18 мая 1992 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm
Конституция Украины от 28 июня 1996 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm
Бутяев А.Г. Макроэкономические детерминанты государственной политики России по минимизации интеграционных экономических рисков. Монография. -Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2007. - С. 19.
В Таджикистане назначен первый омбудсмен // http://news.bibo.kz/289381-v-tadzhikistane-naznachen-pervyjj-ombudsmen.html
Новикова А.Е. «Правозащитные риски»: понятие, сущность и перспективы конституционно-правовой ин-ституционализации // Материалы II Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава «Правовая политика Российской Федерации в условиях современного социально-экономического развития». - Ростов н/Д., 2007.
Новикова А.Е. Понятие и сущность правозащитных рисков // Научные Ведомости БелГУ. Серия. Философии. Социология. Право. - 2011. - № 17. - С. 151-157.
http://southcaucasus.com/old/index.php?page=associati ons&id=121
http://www.gender-az.org/index.shtml?id_main=29&id_sub=68 http://www.ombudsman.kz/about/history.php http://www.ombudsman.md/ru/site-page/istoriya
Literature list:
The Constitution of the Kyrgyz Republic on June 27, 2010 // http://russkg.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=95:-27-2010-&catid=27:2010-08-20-08-52-42&Itemid=30
The Constitution of the Republic of Armenia on July 5, 1995 // http//www.spinform.ru/isp.htm
The Constitution of the Republic of Belarus of 24 November, 1996 // http//www.spinform.ru/isp.htm
The Constitution of the Republic of Kazakhstan on August 30, 1995 // http//www.spinform.ru/isp.htm
The Constitution of the Republic of Moldova on July 29, 1994 // http//www.spinform.ru/isp.htm
The Constitution of the Republic of Tajikistan on November 6, 1994 // http//www.spinform.ru/isp.htm
The Constitution of the Republic of Uzbekistan dated December 8, 1992 // http//www.spinform.ru/isp.htm
The Constitution of Turkmenistan, on May 18, 1992 // http//www.spinform.ru/isp.htm
The Constitution of Ukraine on June 28, 1996 // http//www.spinform.ru/isp.htm
Butyaev A.G. Macro-economic determinants of public policies to minimize the Russian economic integration risks. Monograph . - Rostov- on-Don Rostizdat, 2007.
In Tajikistan, appointed the first Ombudsman // http://news.bibo.kz/289381-v-tadzhikistane-naznachen-pervyjj-ombudsmen.html
Novikova A.E. «Human rights risks»: the concept , nature and prospects of the constitutional and legal institutionalization // Materials II of the International Scientific Conference of the faculty of the «Legal Policy of the Russian Federation in today's socio- economic development». - Rostov / D., 2007.
Novikova A.E. The concept of human rights and the nature of risks // Scientific Bulletin of BSU . Series . Philosophy. Sociology . The right . - 2011 . - № 17. - S. 151-157.
http://southcaucasus.com/old/index.php?page=associati ons&id=121
http://www.gender-az.org/index.shtml?id_main=29& id_sub=68
http://www.ombudsman.kz/about/history.php http://www.ombudsman.md/ru/site-page/istoriya