Научная статья на тему '«Mind-mapping» как инструмент эффективного способа подачи учебного материала (на примере иностранного языка)'

«Mind-mapping» как инструмент эффективного способа подачи учебного материала (на примере иностранного языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1072
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / MIND-MAPPING / TRAINING MATERIAL / TRAINING TECHNIQUE / AN EFFECTIVE WAY OF TRAINING / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Телякова Илюза Харисовна, Олейников Владимир Стефанович

Данная статья посвящена вопросу эффективной подачи учебного материала и в целом эффективной организации учебного процесса в условиях дефицита времени, недостаточной сформированности понятийного мышления обучаемых. Авторами рассмотрен способ использования методики «mind-mapping» на примере иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mind-mapping as an effective tool of presenting of training material (on the example of a foreign language)

This article is devoted to a question of effective giving of a training material, and in general, the effective organization of educational process in the conditions of deficiency of time, insufficient created conceptual thinking of trainees. The author on the example of a foreign language has considered a way of use of such technique under the name «mind-mapping».

Текст научной работы на тему ««Mind-mapping» как инструмент эффективного способа подачи учебного материала (на примере иностранного языка)»

Педагогика

10. Макарова, Л. Н. Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - Сер.: Гуманитарные науки. - 2010. - № 5. - Т. 77.

УДК 372.881.111.1

И.Х. Телякова*, В.С. Олейников**

«Mind-mapping» как инструмент эффективного способа подачи учебного материала (на примере иностранного языка)

Данная статья посвящена вопросу эффективной подачи учебного материала и в целом эффективной организации учебного процесса в условиях дефицита времени, недостаточной сформированности понятийного мышления обучаемых. Авторами рассмотрен способ использования методики «mind-mapping» на примере иностранного языка.

Ключевые слова: интеллект-карты, учебный материал, эффективность, иностранный язык.

I.K.Telyakova*, VS. Oleynikov**. Mind-mapping as an effective tool of presenting of training material (on the example of a foreign language). This article is devoted to a question of effective giving of a training material, and in general, the effective organization of educational process in the conditions of deficiency of time, insufficient created conceptual thinking of trainees. The author on the example of a foreign language has considered a way of use of such technique under the name «mind-mapping».

Keywords: mind-mapping, training material, training technique, an effective way of training, a foreign language.

В наш информационный век пребывание в состоянии растущего осознания того, что по мере роста нагрузки (в частности, учебной) мы всё чаще сдаем позиции перед теми высокими требованиями к процессам восприятия, обработки, хранения и передачи информации, известно каждому, а нашим подопечным в зачетно-экзаменационный период - в особенности. Несмотря на прилагаемые усилия, всё чаще возникает ситуация, когда отдача от учебной работы падает, а временами и вовсе кажется нулевой.

Причин столь распространенного явления много. И одна из них связана, конечно же, с недостаточным уровнем сформированности понятийного аппарата, одним из важных компонентов которого, наряду с умением выделять суть объекта, причинно-следственные связи, является умение систематизировать информацию и строить целостную картину.

Корни этой проблемы уходят в школу, поскольку основы понятийного мышления начинают закладывать именно здесь, и постижение наук должно происходить по следующему принципу: в основе - базовые понятия, а над ними и вся «пирамида» науки. Но в последнее время эти правила в учебниках при подаче материала всё чаще игнорируются, всё идёт «вперемешку». Принцип научной подачи информации заменён принципом калейдоскопа [7], и это называется системным подходом. В результате, по данным исследователей, сегодня всё меньше и меньше людей обладают полноценным понятийным мышлением, и в основном это те, кто постигает естественные и технические науки.

И вот вчерашние школьники приходят в образовательную организацию высшего образования с несистематизированными знаниями, а перед преподавателями встает непростая задача: прежде чем начать освоение нового материала, «подвести» под него школьную базу, начав буквально с алфавита, причем сделать это в наикратчайшие сроки. В случае с иностранным языком лексико-грамматический материал в силу своей своеобразности, объёма становится тем барьером, взятие которого в процессе изучения иностранного языка требует ещё больших усилий, и необходимость работы по активизации процесса запоминания обширного материала становится актуальной как никогда.

Естественно, возникает необходимость подбора преподавателем тех инструментов, которые позволили бы решать задачи систематизации знаний и, более того, заложили бы фундамент для организации эффективной учебной деятельности в дальнейшем.

Поскольку одним из признанных эффективных методов работы по запоминанию больших объёмов информации являются приёмы, основанные на мнемотехнике (т.е. совокупности рациональных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации) [2], в частности, картировании

* Телякова, Илюза Харисовна, доцент кафедры иностранных языков ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД России», кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].

** Олейников, Владимир Стефанович, профессор кафедры педагогики и социальной психологии ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД России», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: mail@ univermvd.ru.

* Telyakova, Ilyuza Kharisovna, Assistant Professor of the Department of Foreign Languages of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogic sciences. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: [email protected]

** Oleynikov, Vladimir Stefanovich, Professor of the Department of Pedagogy and Social Psychology of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia, doctor of pedagogic sciences, Professor, Honored Worker of Higher School. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: mail@ univermvd.ru. © Телякова И.Х., Олейников В.С., 2017

информации («mind-mapping»), которые помогают организовывать подлежащие усвоению понятия (материал здесь не только сгруппирован по категориям, но и описан характер взаимоотношений между понятиями), можно предположить, что данный приём позволил бы частично решить эту задачу (в переводе с английского «mind maps» - «интеллект-карты», «ассоциативные диаграммы» - способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем).

В основе указанного необычайно мощного механизма обработки информации лежит концепция радиантного мышления [1], или мышления «от центра к периферии». Такой тип мышления относится к естественным ассоциативным мыслительным процессам, и чем более материал организован таким образом, тем легче он усваивается.

Прямым приложением и формой графического выражения подобной формы мышления является собственно построение интеллект карт. На рис. 1 представлен пример такой карты. На ней изображен грамматический строй английского языка. Выделены основные разделы: морфология (части речи), синтаксис (строение словосочетаний, предложений), отдельной группой представлен раздел, посвященный словообразованию. Далее также в лаконичной форме обозначены подразделы: самостоятельные/служебные части речи, линейные/нелинейные модели словообразования и т.д.

Рис.1 Фрагмент интеллект-карты учебного пособия «Грамматика английского языка в Mind-картах» [4].

Работа над интеллект картой всегда начинается с выделения центрального понятия. Каждое последующее слово и графическое изображение становятся центром следующей ассоциации, и так до почти бесконечной цепи ответвляющихся ассоциаций [1].

Таким образом, приемы организации запоминаемого материала на основе «mind-mapping», как правило, предполагают его структуризацию в виде схемы, диаграммы, таблицы и т.д. По своему характеру «mind-mapping» - графическое представление взаимосвязей между понятиями. На рис. 2 приведен еще один пример интеллект-карты «Introduction to the British and American Legal System» («Основы правовой системы Великобритании и США») [3; 5; 6]. По правилам построения карт всё так же выделен центральный объект и ответвляющиеся от него компоненты, которые становятся центром очередной ассоциации, от них - следующие ассоциации, и так почти до бесконечности. Следует отметить еще одно важное обстоятельство: правила «чтения» интеллект-карт свободны: можно - от центра к периферии, а можно, наоборот, - от периферии к центру.

Следует отметить, что рассматриваемый метод хорошо зарекомендовал себя не только в части работы с теоретическим материалом, но и на практических занятиях. Так, с его помощью можно организовывать и проводить, к примеру, деловые игры. Работа может строиться по следующей схеме (рис. 3):

Этап 1.

1.1. Выбор темы.

1.2. Индивидуальная работа.

Этап 2.

2.1. Составление коллективной интеллект-карты.

2.2. Окончательная коррекция.

2.3. Анализ и принятие решения.

Педагогика

Рис. 2. Интеллект-карта «Introduction to the British and American Legal System» («Основы правовой системы Великобритании и США»).

Рис.3 Этапы организации деловой игры в виде созданияMind-карты

На начальном этапе задается общее направление, определяется тема. На языке интеллект-карт

- выделяется центральный образ, символизирующий основную идею.

На этапе индивидуальной работы предлагается всем собраться и генерировать всевозможные идеи, но поскольку на практике это чаще всего приводит к хаосу, лучше это делать индивидуально, в спокойной обстановке поразмышлять над решаемой задачей и записать все возникшие идеи.

Затем переходим к составлению коллективной интеллект-карты. Самое главное на этом этапе

- записать на общей карте все идеи, которые есть на индивидуальных картах, независимо от того,

полезны они или нет. Здесь же можно согласовать цвета, символы, коды, которые будут использоваться в общей карте. Как результат - создается итоговая карта, которая отражает все идеи участников. В случае возникновения новых идей они в обязательном порядке отображаются в коллективной карте.

В дальнейшем осуществляется вторая редакция с учётом мнения большинства. Последний этап

- анализ и принятие решения. Карта «вбирает» всю информацию по проблеме в таком виде, что её можно окинуть одним взглядом, да и работать с ней так будет удобнее. Решение же принимают уже участники процесса, причем делают это сообща или передав почетное право лицу, принимающему окончательное решение по решаемой задаче.

Известно, что у 80 % людей ведущая модальность - визуальная. Таким образом, картирование облегчает заучивание и воспроизведение трудного материала (и при этом обеспечивается достаточно глубокое его понимание), поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений. Следует отметить, впрочем, что данное правило справедливо и для кинестетиков. Кроме того, карты могут использоваться для обзора имеющихся у курсантов знаний, и соотнесения новых понятий с уже известными им. Более того, «mind mapping» позволяет улучшить память, повысить творческие возможности, ясность и эффективность мышления, общий уровень интеллекта и быстроту мысли.

Таким образом, преимущества преподавания с помощью ментальных карт очевидны [2]:

- ментальные карты привлекают внимание аудитории, а значит, она становится более восприимчивой, готовой к сотрудничеству;

- материал на основе ментальных карт легко менять, дополнять, приспосабливать к постоянно меняющимся условиям;

- лучше усваивается материал, и значит, более высоких результатов удается достичь на экзаменах, зачётах, при подготовке курсовых и дипломных работ;

- ментальные карты помогают анализировать и упорядочивать информацию, при этом позволяя экономить время, записывания только ключевые положения;

- обучающиеся концентрируют свое внимание на существенных вопросах, принимают решения, выделяя «за» и «против», генерируют и фиксируют новые идеи.

Что касается инструментов для создания интеллект-карт, их два вида: ручной и автоматизированный. Последний предполагает использование программного обеспечения сервиса «Mind-mapping». К настоящему времени их разработано множество. Популярны и доступны в режиме «онлайн» следующие: «Text2mindmap», «MindMup», «MindMeister», «Bubblus», «Mind42», «Dabbleboard», «Wisemapping», «Mindomo», «Edistorm», «Comapping» и другие сервисы.

Указанные сервисы очень просты и удобны в использовании, не требуют специальной подготовки. Как правило, вводится тестовая информация, которая затем в автоматическом режиме преобразуется в карту, диаграмму и т.д. Впоследствии каждая из созданных карт, диаграмм связей и т.п. может быть конвертирована в форматы JPG, PDF, RTF, PNG, XML HXML. Некоторые сервисы, например, «MindMeister», позволяют добавлять графические символы, примечания, а «Mind42» - даже ссылки. Интересен и языковой охват сервисов. Так, например, «Ekpenso» поддерживает немецкий, английский, китайский, русский и финский язык.

Список литературы

1. Бьюзен, Т., Бьюзен, Б. Супермышление. - Минск: ООО «Попурри», 2003.

2. Данн, Б. Р. Приемы заучивания (learning strategies). - [Электронный ресурс]: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_psychology.

3. Телякова, И. Х. Introduction to the British and American Legal System : учебное пособие. - СПб.: OOO «Медиа Стайл» , 2015.

4. Телякова, И. Х. Грамматика английского языка в Mind-картах : учебное наглядное пособие.

- СПб.: OOO «Медиа Стайл» , 2013. - 65 с.

5. Телякова, И. Х. Использование онлайн инструментов «Mind mapping» на занятиях по иностранному языку // Межкультурная-интракультурная коммуникация: теория и практика обучения : материалы всероссийского семинара, 28 апреля 2016 г. - Уфа: Изд-во Уфимского юридического института МВД России, 2016.

6. Телякова, И.Х. Применение on-line сервисов "Mind-Maps" при работе с лексико-грамматическим материалом на занятиях по иностранному языку // Современные подходы к формированию и развитию общекультурной и профессиональной компетенции в процессе обучения иностранным языкам : материалы международной научно-практической конференции, 17 апреля 2013 г. / под науч. ред. Н.А. Беломытцевой. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2013.

7. Ясюкова, Л. Разрыв между умными и глупыми нарастает. [Электронный ресурс]: http://www. rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.