Научная статья на тему 'К проблеме педагогической подготовки начинающего преподавателя в условиях ведомственной образовательной организации'

К проблеме педагогической подготовки начинающего преподавателя в условиях ведомственной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧИНАЮЩИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВЕДОМСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / NOVICE TEACHER / DEPARTMENTAL EDUCATIONAL INSTITUTION / THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL TRAINING / COMPETENCY / DIRECTION / TRAINING KEY EDUCATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Маргарита Владимировна

Статья посвящена проблеме совершенствования системы профессиональной подготовки научно-педагогических кадров в условиях ведомственной образовательной организации, обозначен её статичный, проблемный характер содержания, названы проблемные зоны, определены основные механизмы ее совершенствования. Автор аргументирует необходимость комплексной модернизации существующей системы профессиональной подготовки начинающих педагогов в ведомственной образовательной организации, указывает основные компоненты системной подготовки преподавателя в ведомственной образовательной организации: психолого-педагогический, технологический, специально-информационный и педагогическо-сопроводительный. В статье обозначено, что именно педагогическо-сопроводительный компонент представляет собой конструкцию всех элементов педагогической деятельности начинающего преподавателя в ведомственной образовательной организации, действует на всех этапах его профессионального развития и может способствовать успешности его педагогической деятельности. Приводится авторское видение ценности педагогической поддержки личности и деятельности педагога в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Маргарита Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of pedagogical training of the novice teacher in terms of governmental educational institution

The article is devoted to the problem of improving the system of scientific and pedagogical personnel training in conditions of the departmental educational institution; its static, problematic nature of the content is defined, problematic zones are marked, main mechanisms for improvement are identified. The author gives some reasons for the need of comprehensive modernization of existing system of professional training of teachers in the departmental educational institution, the main components of the systematic teacher’s training in high school are indicated (psychological-pedagogical, technological and especially informational and pedagogical). It is mentioned that pedagogical accompanying component is a frame of all elements of the pedagogical activity of a beginner lecturer in the departmental educational institution. It works at all stages of professional development and can contribute to the success of pedagogical activities at the educational institution. The author presents his vision of the values of pedagogical support of the personality and activity of a teacher at the educational institution.

Текст научной работы на тему «К проблеме педагогической подготовки начинающего преподавателя в условиях ведомственной образовательной организации»

УДК 378.126 М.В. Сидорова*

К проблеме педагогической подготовки начинающего преподавателя в условиях ведомственной образовательной организации

Статья посвящена проблеме совершенствования системы профессиональной подготовки научно-педагогических кадров в условиях ведомственной образовательной организации, обозначен её статичный, проблемный характер содержания, названы проблемные зоны, определены основные механизмы ее совершенствования. Автор аргументирует необходимость комплексной модернизации существующей системы профессиональной подготовки начинающих педагогов в ведомственной образовательной организации, указывает основные компоненты системной подготовки преподавателя в ведомственной образовательной организации: психолого-педагогический, технологический, специально-информационный и педагогическо-сопроводительный. В статье обозначено, что именно педагогическо-сопроводительный компонент представляет собой конструкцию всех элементов педагогической деятельности начинающего преподавателя в ведомственной образовательной организации, действует на всех этапах его профессионального развития и может способствовать успешности его педагогической деятельности. Приводится авторское видение ценности педагогической поддержки личности и деятельности педагога в образовательной организации.

Ключевые слова: начинающий преподаватель, ведомственная образовательная организация, система педагогической подготовки, компетентность, направления профессиональной подготовки, педагогическое сопровождение.

M.V. Sidorova*. To the problem of pedagogical training of the novice teacher in terms of governmental educational institution. The article is devoted to the problem of improving the system of scientific and pedagogical personnel training in conditions of the departmental educational institution; its static, problematic nature of the content is defined, problematic zones are marked, main mechanisms for improvement are identified. The author gives some reasons for the need of comprehensive modernization of existing system of professional training of teachers in the departmental educational institution, the main components of the systematic teacher's training in high school are indicated (psychological-pedagogical, technological and especially informational and pedagogical). It is mentioned that pedagogical accompanying component is a frame of all elements of the pedagogical activity of a beginner lecturer in the departmental educational institution. It works at all stages of professional development and can contribute to the success of pedagogical activities at the educational institution. The author presents his vision of the values of pedagogical support of the personality and activity of a teacher at the educational institution.

Keywords: novice teacher, departmental educational institution, the system of pedagogical training, competency, direction, training key educational support.

Вступление России в Болонский процесс внесло серьезные коррективы в систему высшего профессионального образования, определив важнейший вектор его развития, ориентированный на подготовку конкурентоспособных специалистов новой формации, с учётом новейших концептуальных подходов в его формировании [1]. Обозначенный стратегический курс и успешность его практической реализации, на наш взгляд, возможны лишь при высоком уровне профессиональной компетентности педагогического состава образовательной организации. Нынешнее же состояние обеспеченности высококвалифицированными кадрами в образовательных организациях высшего образования, в т.ч. и ведомственных, характеризуется весьма неоднозначно.

В последние годы совершенствование системы ведомственного высшего профессионального образования выступает приоритетным направлением в вопросе комплектования ведомственных структур. Тем не менее при изучении проблемы подготовки кадров для системы МВД России установлено, что на фоне возрастания роли ведомственного высшего образования, повышения престижности обучения в данных образовательных организациях, процесс подготовки специалистов не в полной мере соответствует современным требованиям [2]. Сегодня модернизация содержания обучения в образовательных организациях системы МВД России осуществляется медленнее, чем хотелось бы, что усложняет адаптацию специалистов к быстро меняющимся условиям их профессиональной деятельности. Кроме того, на качество подготовки специалистов ведомственных образовательных организаций высшего образования оказывают влияние и проблемы, связанные с подготовкой педагогических научных кадров, непосредственно преподавателей для образовательных

* Сидорова, Маргарита Владимировна, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 302027, г. Орел, ул. Игнатова, 2. Тел.: 8-953-470-72-82. E-mail: [email protected].

* Sidorova, Margarita Vladimirovna, senior teacher of chair administrative law and administrative activities of OVD of the Oryol law Institute of the MIA of Russia named after V. V. Lukyanov, candidate of pedagogical Sciences. Address: Russia, 302027, Oryol, Ignatova str., 2. Ph.: 8-953-470-72-82. E-mail: [email protected].

© Сидорова М.В., 2017

Сидорова М.В. К проблеме педагогической подготовки начинающего преподавателя в условиях.

организаций высшего образования силовых структур. Сегодня важнейшим аспектом кризиса образования является проблема подготовки преподавателей, а точнее, их квалификации [3].

Система подготовки преподавателей ведомственной образовательной организации высшего образования понимается нами как процесс, реализуемый в соответствии с актуальными и перспективными запросами общества, образовательной организации высшего образования, самих преподавателей, новыми методологическими подходами, концептуальными идеями.

Становление системы профессиональной подготовки педагогов ведомственных образовательных организаций высшего образования рассматривается как двуединый процесс, с одной стороны, определяющий статус преподавателя как субъекта профессионально-педагогического образования, а с другой - его профессиональное развитие. Э.Ж. Мухамедина профессиональное развитие представляет как непрерывный процесс и результат сознательного, качественного не только изменения себя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, но и становления профессионального потенциала [4, с. 117]. По определению современных авторов, профессиональный потенциал рассматривается как перспектива личности в овладении средствами проявления своей индивидуальности в профессии и через профессию [5]. Как любая организационная система, система профессиональной подготовки преподавателей ведомственной образовательной организации высшего образования, в частности, образовательной организации системы МВД России, развивается по определенному пути в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и реализуется в основном в рамках профессиональной подготовки «Школа начинающего преподавателя», обладающей некоторыми особенностями в силу специфичности образовательной среды. Опыт нашей практической деятельности подтверждает, что порой нововведения в высшей школе на практике лишь способствуют возникновению проблем в реализации исследуемой системы. Остановимся на некоторых из них.

Не секрет, что, как правило, комплектование педагогическими кадрами происходит либо за счёт выпускников ведомственной образовательной организации высшего образования, не имеющих педагогического образования, либо либо за счёт сотрудников-практиков, достаточно долго работавших в других сферах деятельности [6]. У некоторых преподавателей в силу того, что они незнакомы с особенностями системы профессионального образования, формируются искажённые взгляды о целях и задачах своей деятельности, превалирует низкий уровень готовности к преподавательской деятельности, недостаточный уровень готовности к самообразовательной деятельности, что тормозит как их личностное развитие, так и внедрение современных образовательных технологий.

Та же проблема наблюдается у преподавателей, прошедших обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров. Уровень педагогической подготовки у них большинства из них недостаточен, поскольку в рамках своей научной деятельности они не изучали педагогику и психологию высшей школы, методики преподавания, технологию обучения, а занимались непосредственно научными изысканиями по профилю своей научной специальности. Соответственно, после их завершения они начинают педагогическую деятельность в образовательной организации как специалисты в той или иной предметной области по профилю защищенной диссертации.

Как теория, так и практика показывают, что начинающий преподаватель, не владеющий навыками педагогической деятельности, может идти эмпирическим путём к педагогическому мастерству годами [7, с. 33]. В последние годы руководство нашей страны постоянно акцентирует внимание общественности на качестве обучения в высшей школе, в т.ч. и в ведомственной.

Так, например, указ Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» с целью повышения качества юридического образования говорит о необходимости увеличения практической направленности образовательной программы высшего профессионального образования [8, с. 13]. Специальные исследования подтверждают, что воплощение данного направления осложняется тем, что, многие преподаватели образовательных организаций высшего образования, причем в конкретной предметной сфере (технической, юридической, медицинской, экономической и др.), своё совершенствование в педагогической деятельности считают не таким уж значимым. По результатам нашего исследования (в опросе приняли участие 32 человека), преподаватели - как начинающие (с педагогическим стажем от 1 до 3 лет), так и опытные (имеющие стаж педагогической деятельности 7-10 лет) - указали лишь на достаточность владения знаниями по преподаваемой науке. Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу, что главенствующее (42 % ответивших) положение в преподавании занимает содержание дисциплины, а не методика. Всё вышесказанное, а также опыт нашей практической деятельности, позволяют утверждать, что квалифицированный профессионал в научной сфере, не владеющий элементарными педагогическими знаниями, не может в полной мере обеспечить полноценное образование обучающихся в образовательных организациях высшего образования, в т.ч. и ведомственных. Известно, что у такого преподавателя студенты «не могут в процессе контроля воспроизвести даже основных, базовых определений, не говоря уже об осмыслении сложных нюансов изложенного материала» [9, с. 12].

Следующим проблемным аспектом является, на наш взгляд, специфичность педагогической деятельности. Она связана с постоянно увеличивающимся объёмом актуальной информации, способами и методами её переработки, с неизбежностью повторения одних и тех же действий. Это рождает проблему соотношения педагогической и научно-исследовательской деятельности преподавателя.

Так, при введении рейтинговой системы оценивания результатов педагогической деятельности в образовательной организации высшего образования и в ведомственной, в частности, наблюдается тенденция, выражающаяся в чрезмерном внимании преподавателя к научно-исследовательской

деятельности, в которой последнего в основном интересуют лишь количественные показатели его публикационной активности. Подобное стремление, конечно, оправдано, т.к. оказывает существенное влияние на карьерный рост, престиж педагога. Однако «уход» в научную деятельность крайне негативно влияет на преподавательскую деятельность, учебные функции преподавателя оказываются на втором плане. Мы нисколько не принижаем роли научно-исследовательской деятельности преподавателя, но в погоне за научными показателями, к сожалению, часто уменьшается объём преподавательской деятельности, причём это касается наиболее опытных, квалифицированных педагогов.

Вместе с тем необходимо учесть, что сочетание научности мышления педагога и его способности к преподаванию имеет типичное разнообразие: от выдающегося исследователя, но неспособного педагога; прекрасного педагога, но неудачного исследователя; выдающегося исследователя и выдающегося педагога; до исследователя, не имеющего ничего общего с педагогической деятельностью [10, с. 104].

Поэтому сегодня заниматься с курсантами, особенно с младшекурсниками, приходится в основном молодым педагогам, которые увязли в процессе обучения и, соответственно, воспринимают его как рутинную педагогическую работу. Считаем, что подобный подход существенно затрудняет основное назначение образовательной организации высшего образования - подготовку высококвалифицированных специалистов. К затруднениям в системе профессиональной подготовки начинающих педагогов, на наш взгляд, можно отнести и несоответствие готовности курсантов к обучению в ведомственной образовательной организации высшего образования с её повышенными требованиями из-за существенных пробелов в знаниях в общеобразовательной сфере, в усвоении учебного материала, что порождает у педагога негативное отношение к процессу обучения, потому что он порой вынужден отказаться от внедрения инновационных педагогических технологий в учебный процесс ради того, чтобы в кратчайшие сроки устранить имеющиеся пробелы в знаниях курсантов.

Обозначенные проблемы приводят к тому, что зачастую выпускники не в полной мере готовы к выполнению своих профессиональных задач ни в теоретическом, ни в практическом плане.

Таким образом, существует некоторое противоречие между требованиями педагогической деятельности и качеством подготовки выпускников. Преодоление указанного противоречия требует определённых мер, направленных на повышение эффективности ведомственной системы подготовки педагогических кадров. Выходом из вышеуказанной ситуации может стать построение новой модели системы профессиональной подготовки педагогических кадров, адаптированной к условиям подготовки курсантов и требованиям руководства ведомственного образования к степени их подготовки. Существующая в настоящее время профессиональная подготовка преподавателей образовательных организаций высшего образования, в частности, ведомственных, в основном реализуется по программе «Школа начинающего преподавателя». Заметим, что данная подготовка является только начальным этапом в становлении преподавателя ведомственной высшей школы и не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к уровню профессионализма педагогов.

Об эффективности процесса подготовки педагога к профессиональной деятельности, полагаем, можно судить, только по результативности его педагогической деятельности. Соответственно, система педагогической подготовки должна включать следующие направления: психолого-педагогическое, технологическое, специально-информационное и педагогическо-сопроводительное. На наш взгляд, включение в систему подготовки преподавателя высшей школы, в т.ч. и ведомственной, такого направления, как педагогическо-сопроводительное, функционирующее на разных этапах его профессионального развития, будет способствовать как повышению эффективности его педагогической деятельности, так и результативности, выражающейся в качественной подготовке выпускника. Определяя направления системной подготовки преподавателя, считаем необходимым в рамках данной статьи остановиться на некоторых из них. На специфичность системы психолого-педагогической подготовки преподавателя к профессиональной деятельности исследователи указывали не раз. Наше понимание психолого-педагогической подготовки сформировалось с учётом мнения О.В. Гулеевой, Е.А.Савиной, Э.Ж. Мухамединой и др., которые утверждают, что результативная деятельность педагога зависит от уровня его профессиональной компетентности в рефлексивно-педагогической, регулятивной и социальной сферах.

Можно констатировать, что психолого-педагогическая подготовка преподавателя в образовательной организации высшего образования представляет собой организационную деятельность, создающую условия для быстрого преодоления начинающим преподавателем адаптационного периода и преобразования его в субъекта процесса обучения. Его профессиональное развитие становится первостепенной специальной задачей как для педагогического субъекта, осуществляющего данную подготовку, так и для самого начинающего преподавателя, участвующего в данном процессе.

Сегодня, как показывает практика, психолого-педагогическая подготовка начинающих преподавателей ведомственной образовательной организации высшего образования в основном ориентирована на преодоление пробелов в психологических знаниях; на повышение уровня своей адаптации; на содержание педагогических компетенций; на готовность к профессиональной деятельности; на профессиональную самоиндентификацию; на контрольно-диагностическую деятельность; на взаимодействие с коллегами и курсантами, а также другими участниками учебно-воспитательного процесса.

Технологическое направление подготовки педагогов к педагогической деятельности построено на основе компетентностно-ориентированного подхода и способствует формированию у них операциональной, организационной и коммуникативной компетенций.

В современных образовательных технологиях заложен огромный потенциал для педагогической компетентности преподавателя и достижения целей эффективного обучения курсантов. Под

Сидорова М.В. К проблеме педагогической подготовки начинающего преподавателя в условиях...

эффективностью обучения мы подразумеваем создание не столько особых условий процесса обучения, сколько благоприятных педагогических условий, при которых будет достигаться основная цель образовательной организации - формирование компетентного и конкурентоспособного специалиста.

Что касается специальной, информационно-компьютерной и прогностической компетенций, то их формированию способствует специально-информационная подготовка преподавателя, основанная не только на глубоких знаниях своей профессии, но и на современных инновационных методах и средствах информатизации образования, а также на умениях их творчески использовать в педагогической деятельности. Важность данной подготовки, по нашему мнению, заключается в том, что сегодня мало создать в ведомственной образовательной организации инновационный образовательный комплекс и условия для его реализации. Более значимым, на наш взгляд, является формирование массового инновационного поведения в преподавательской среде.

Педагогически-сопроводительное направление подготовки к деятельности преподавателя рассматривается нами как важнейший вектор успешности в деятельности педагога и, соответственно, должно стать предметом пристального внимания со стороны исследователей, несмотря на то, что до сих пор традиционным остается объект процесса обучения - обучающийся. Полагаем, что необходимо определить содержательный аспект данного вектора применительно к преподавателю ведомственной образовательной организации, а также механизм его реализации, способствующий, с одной стороны, успешной адаптации начинающего преподавателя к педагогической деятельности, поскольку именно период адаптации к профессиональной деятельности протекает наиболее остро, требует от преподавателя мобилизации адаптационных ресурсов (личностных качеств, новых образовательных стратегий, освоения новых форм и видов взаимодействия) в специфических условиях образовательной среды ведомственной образовательной организации высшего образования, а с другой стороны, приобретения знаний о психологических особенностях личности, закономерностях адаптационного периода курсантов и влиянии его на их обучение, а для этого необходимо педагогическое сопровождение.

В педагогической науке сопровождение рассматривается с позиции развития профессиональной компетентности и осуществления процесса профессионального становления личности. Соответственно, процесс его реализации и проблемы, возникающие в ходе него, необходимо рассматривать в рамках осуществления педагогической деятельности преподавателем, причем данный процесс должен представлять собой процесс, охватывающий все структурные элементы профессионально-педагогической деятельности начинающего преподавателя.

Можно сделать вывод, что педагогическая поддержка преподавателя на разных этапах его профессионального становления в образовательной организации высшего образования - это совместная активная деятельность сопровождаемого и сопровождающего, направленная не только на преодоление трудностей в профессиональной деятельности, но и на раскрытие внутреннего потенциала личности педагога, активизацию его внутренних ресурсов, способствующих совершенствованию профессиональной педагогической деятельности. Считаем, что в целях создания инновационных условий в системе высшего образования необходимо обновление существующей системы подготовки научно-педагогических кадров в образовательной организации высшего образования, в том числе и ведомственной, что будет способствовать более качественной подготовке преподавательского состава.

Список литературы

1. Милорадова, Н. Г. Болонский процесс: этап внедрения // Вестник МГСУ - 2011. - № 6. - С. 51-55.

2. Гривенная, Е. Н. Мониторинг качества высшего профессионального образования в системе МВД России с использованием рейтинговых технологий : автореф. дис. ... докт. педаг. наук. -Краснодар, 2015. - 50 с.

3. Коваленко, И. В. Современное состояние и перспективы подготовки преподавателей в системе высшего образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1-2. - С. 271-280.

4. Мухамедина, Э. Ж. Организационно-педагогические условия подготовки преподавателей военных вузов к профессиональной деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 11. - С. 216-222.

5. Ведерникова, Л. В. Развитие профессионально-личностного потенциала будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С 75-78.

6. Кошелева, А. О., Сидорова, М. В., Шевченко, О. И. Социально-психологическая адаптация личности к инновационным условиям высшей школы // Проблемы и тенденции развития высшего образования в России и за рубежом : коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2016. - С. 74-86.

7. Савина, Е. А. Психолого-педагогическая подготовка начинающих преподавателей технического университета // Известия ВГПУ. - 2013. - № 10 (85). - С. 32-36.

8. О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 599 // Российская газета. - 2009. - № 97 (4921).

9. Савина, Е. А. Затруднения в профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы // Строительство - формирование среды жизнедеятельности : сб. тр. Четырнадцатой Междунар. межвуз. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных, Москва 27-29 апреля 2011 г. - М.: МГСУ, 2011.

10. Макарова, Л. Н. Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - Сер.: Гуманитарные науки. - 2010. - № 5. - Т. 77.

УДК 372.881.111.1

И.Х. Телякова*, В.С. Олейников**

«Mind-mapping» как инструмент эффективного способа подачи учебного материала (на примере иностранного языка)

Данная статья посвящена вопросу эффективной подачи учебного материала и в целом эффективной организации учебного процесса в условиях дефицита времени, недостаточной сформированности понятийного мышления обучаемых. Авторами рассмотрен способ использования методики «mind-mapping» на примере иностранного языка.

Ключевые слова: интеллект-карты, учебный материал, эффективность, иностранный язык.

I.K.Telyakova*, VS. Oleynikov**. Mind-mapping as an effective tool of presenting of training material (on the example of a foreign language). This article is devoted to a question of effective giving of a training material, and in general, the effective organization of educational process in the conditions of deficiency of time, insufficient created conceptual thinking of trainees. The author on the example of a foreign language has considered a way of use of such technique under the name «mind-mapping».

Keywords: mind-mapping, training material, training technique, an effective way of training, a foreign language.

В наш информационный век пребывание в состоянии растущего осознания того, что по мере роста нагрузки (в частности, учебной) мы всё чаще сдаем позиции перед теми высокими требованиями к процессам восприятия, обработки, хранения и передачи информации, известно каждому, а нашим подопечным в зачетно-экзаменационный период - в особенности. Несмотря на прилагаемые усилия, всё чаще возникает ситуация, когда отдача от учебной работы падает, а временами и вовсе кажется нулевой.

Причин столь распространенного явления много. И одна из них связана, конечно же, с недостаточным уровнем сформированности понятийного аппарата, одним из важных компонентов которого, наряду с умением выделять суть объекта, причинно-следственные связи, является умение систематизировать информацию и строить целостную картину.

Корни этой проблемы уходят в школу, поскольку основы понятийного мышления начинают закладывать именно здесь, и постижение наук должно происходить по следующему принципу: в основе - базовые понятия, а над ними и вся «пирамида» науки. Но в последнее время эти правила в учебниках при подаче материала всё чаще игнорируются, всё идёт «вперемешку». Принцип научной подачи информации заменён принципом калейдоскопа [7], и это называется системным подходом. В результате, по данным исследователей, сегодня всё меньше и меньше людей обладают полноценным понятийным мышлением, и в основном это те, кто постигает естественные и технические науки.

И вот вчерашние школьники приходят в образовательную организацию высшего образования с несистематизированными знаниями, а перед преподавателями встает непростая задача: прежде чем начать освоение нового материала, «подвести» под него школьную базу, начав буквально с алфавита, причем сделать это в наикратчайшие сроки. В случае с иностранным языком лексико-грамматический материал в силу своей своеобразности, объёма становится тем барьером, взятие которого в процессе изучения иностранного языка требует ещё больших усилий, и необходимость работы по активизации процесса запоминания обширного материала становится актуальной как никогда.

Естественно, возникает необходимость подбора преподавателем тех инструментов, которые позволили бы решать задачи систематизации знаний и, более того, заложили бы фундамент для организации эффективной учебной деятельности в дальнейшем.

Поскольку одним из признанных эффективных методов работы по запоминанию больших объёмов информации являются приёмы, основанные на мнемотехнике (т.е. совокупности рациональных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации) [2], в частности, картировании

* Телякова, Илюза Харисовна, доцент кафедры иностранных языков ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД России», кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].

** Олейников, Владимир Стефанович, профессор кафедры педагогики и социальной психологии ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД России», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: mail@ univermvd.ru.

* Telyakova, Ilyuza Kharisovna, Assistant Professor of the Department of Foreign Languages of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogic sciences. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: [email protected]

** Oleynikov, Vladimir Stefanovich, Professor of the Department of Pedagogy and Social Psychology of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia, doctor of pedagogic sciences, Professor, Honored Worker of Higher School. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: mail@ univermvd.ru. © Телякова И.Х., Олейников В.С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.