УДК 378
МИКРОКЛАСТЕР КАК ТОЧКА РОСТА ИНОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Е.А. Акользина, В.Ю. Лыскова
Ключевые слова: кластер; кафедра; инновационная деятельность; компетенции.
В статье на основе кластерного подхода обсуждаются вопросы внешних связей кластера; приводится схема микрокластера как точки роста иновационно-образовательной деятельности; рассматривается матрица связей средств активизации познавательной деятельности в микрокластере «Проектирование информационных систем».
В настоящее время происходит переход к инновационному типу развития производства, возрастает потребность в конкурентоспособных специалистах, имеющих опыт решения профессиональных задач.
Значительную роль в подготовке специалистов в сфере информационных технологий играет интеграция образования и производства.
Образовательные структуры и корпорации имеют возможности формировать специализированные структуры - кластеры, цель которых - ускорение внедрения в производство результатов научных исследований и разработок.
В рамках реализации Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина Приоритетного национального проекта «Образование» на базе структурных подразделений Института математики, физики и информатики ТГУ им. Г.Р. Державина образован кластер «Информатика и информационные технологии» (ИИТ). Его основной целью является создание в
регионе точки роста инновационно-образовательной деятельности в области развития, освоения и научнотехнического сопровождения перспективных разработок в области информационных технологий на условиях интеграции образования и науки, партнерства и сотрудничества с предприятиями, организациями, учреждениями и научными центрами на всероссийском и международном уровне.
Кластер «Информатика и информационные технологии» - это способ организации согласованных взаимодействий в сфере подготовки специалистов, научных исследований и коммерциализации результатов работы между:
- микрокластерами внутри кафедры;
- кафедрой и директоратом (институтом ИМФИ);
- кафедрой и университетом (центрами инновационного развития и др.);
- внешними партнерами [1 ].
Рис. 1. Схема внешних связей кластера
Таблица 1
Матрица связей средств активизации познавательной деятельности в микрокластере «Проектирование информационных систем»
№ те- мы Темы учебного курса Средства активизации познавательной деятельности в микрокластере Проектирование информационных систем Формируемые компетенции
Учебная деятельность Научно- исследователь- ская деятельность Связь с производством общекультурные общепрофессиональные
1 Теоретические основы проектирования инфор-мацион-ных систем Презентации; Мультимедийные лекции; Видеоуроки; Электронные пособия; Интерактивные доски Исследовательские игры; Инновацатрион-ные игры; Исследовательские проекты; Подготовка научных рефератов Создание модулей учебно-методических комплексов по заказам региона Способен совершенствовать и развивать свой общекультурный уровень, самостоятельно обучаться новым методам исследований (ОК-1) Способность управлять знаниями в условиях развития информационного общества (ОК-6) Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований (ПК-3) Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в области проектирования и управления информационными системами (ПК-5)
2 Основы канонического проектирования ЭИС, проектирование инфор-мацион-ных систем Презентации; Мультимедийные лекции; Видеоуроки; Электронные пособия; Интерактивные доски; Языки общего назначения; САБЕ- технологии Исследовательские игры; Инновационные игры; Исследовательские проекты; Подготовка тезисов научных докладов по результатам практики; Выступление с докладом на конференции Производственная практика; Выполнение хоздоговорных исследований по заказам региона Способен приобретать и использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ (ОК-3) Способность управлять знаниями в условиях развития информационного общества (ОК-6) Способен исследовать применение различных научных подходов к автоматизации информационных процессов и информатизации предприятий и организаций (ПК-9) Способен проводить анализ экономической эффективности ИС, оценивать проектные затраты и риски (ПК-10) Способен выбирать методологию и технологию проектирования ИС с учетом проектных рисков (ПК-11) Способен проектировать архитектуру и сервисы информационных систем предприятий и организаций в прикладной области (ПК-16) Способен проектировать архитектуру с помощью инновационных инструментальных средств (ПК-17)
Рис. 2. Микрокластер как точка роста иновационно-образова-тельной деятельности
Для подготовки специалистов-информатиков и коммерциализации результатов работы требуется разработка новых подходов к методике преподавания дисциплин информационного цикла, привлечения к образовательному процессу сотрудников предприятий, разработки современных моделей обучения.
Решение данных вопросов видится нам в организации работы ведущих преподавателей кафедры в т. н. микрокластерах, которые и являются точкой роста инновационно-образовательной деятельности (рис. 2).
На кафедре ИИТ создано 15 микрокластеров [2, 3], задачами которых являются:
- подготовка квалифицированных специалистов в области информационных технологий; формирование позитивного имиджа и повышение интереса со стороны абитуриентов к специальностям в области информатики и информационных технологий;
- участие студентов в реализации инновационных проектов в различных сферах, в т. ч. социальной и социально-образовательной; проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области информатизации образовательных систем;
- предоставление образовательных и консультационных услуг населению региона; выполнение хоздоговорных исследований по заказам предприятий региона.
Вместе с тем существующая практика организации взаимодействия вузов и предприятий не соответствует происходящим в высшем образовании переменам, связанным с переходом на новые ГОС ВПО третьего поколения.
Бакалавр по направлению подготовки 23.07.00. -«Прикладная информатика» готовится к видам профессиональной деятельности:
- проектная;
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- аналитическая;
- научно-исследовательская.
При реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата студент должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями.
В табл. 1 рассматриваются информационные средства активизации познавательной деятельности студентов в микрокластере на примере предмета «Проектирование информационных систем» и формируемые при
этом общекультурные и профессиональные компетенции.
Создание микрокластеров дает новое синергетическое качество подготовки студентов-информатиков за счет включения каждого преподавателя в инновационную деятельность на всех этапах его деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лыскова В.Ю., Королева Н.Е. Внедрение кластерного подхода на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ имени Г. Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2010. Т. 15. Вып. 6. С. 1966-1969.
2. Лыскова В.Ю. Активизация познавательной деятельности студентов на основе кластерного подхода: научно-методическое издание. № гос. регистрации 0321001229. М., 2010. 1 CD-ROM. Загл. с этикетки диска.
3. Лыскова В.Ю., Лысков А.М. Методические аспекты разработки электронных образовательных изданий и ресурсов // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 5.
Поступила в редакцию 12 ноября 2010 г.
Akolzina E.A., Lyskova V.Ju. Microcluster as point of growth of innovation and educational activity
In the article on a basis cluster approach the questions of external relations of cluster are discussed; the scheme of microcluster as the point of growth of innovation and educational activity is resulted; the matrix of communication means of activization of informative activity in micro-cluster «Designing of information systems» is considered.
Key words: cluster; chair; innovative activity; competences.