Научная статья на тему 'Научно-методическое издание «Активизация познавательной деятельности студентов на основе кластерного подхода»'

Научно-методическое издание «Активизация познавательной деятельности студентов на основе кластерного подхода» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лыскова В. Ю., Ширяева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое издание «Активизация познавательной деятельности студентов на основе кластерного подхода»»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА»

В.Ю. Лыскова, И.А. Ширяева

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия

В рамках реализации Тамбовским государственным университетом имени Г.Р. Державина Приоритетного национального проекта «Образование» на базе структурных подразделений Института математики, физики и информатики ТГУ имени Г.Р. Державина образован кластер «Информатика и информационные технологии» (КИИТ). Его основной целью является создание в регионе точки роста инновационно-образовательной деятельности, связанной с развитием, освоением и научно-техническим сопровождением перспективных разработок в области информационных технологий на условиях интеграции образования и науки, партнерства и сотрудничества с предприятиями, организациями, учреждениями и научными центрами на всероссийском и международном уровне.

Рассмотрим подходы к определению кластера. Под кластером понимают объединение в систему однородных единиц [3]. При этом данная система может считаться самостоятельным элементом, обладающим определенными свойствами. Понятие кластер входит во многие области науки - химию, физику, социологию, астрономию и т. д. В информатике существуют понятия: кластер как единица хранения информации, кластер компьютеров, кластер серверов и кластер базы данных.

Е.Г. Жиляков под кластером понимает [1] совокупность согласованно действующих на основе общей цели субъектов, которые объединены определенными договорными отношениями. То есть существует некая правовая база, определяющая роли объединяющихся субъектов и регулирующая их деятельность.

Т.И. Шамова рассматривает понятие кластера [2] с точки зрения развития образовательных систем в условиях кластерного подхода. По ее мнению, кластер - ячейка образования. Кластер - организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ.

В нашем исследовании под кластером понимается объединение 15 учебно-научных лабораторий кафедры ИИТ, объединенных общей целью на правовой основе. В свою очередь, каждая лаборатория содержит структурные элементы - экономика, наука и инновации, образование. Таким образом, каждую лабораторию можно считать микрокластером, реализующим выполнение трех основных функций - инновационно-образовательной, научной и экономической.

Кластер «Информатика и информационные технологии» представляет собой объединение следующих микрокластеров:

- микрокластер лаборатории «Видео технологии»;

- микрокластер лаборатории «Мировые информационные ресурсы и охрана интеллектуальной деятельности»;

- микрокластер лаборатории «Инженерно-техническая защита информации»;

- микрокластер лаборатории «Ведущее научное направление «Информатизация образовательных систем»;

- микрокластер лаборатории «Методика преподавания информатики»

- микрокластер лаборатории «Центр компьютерной безопасности»;

- микрокластер лаборатории «Защита информационных процессов в компьютерных системах»;

- микрокластер «Направления работы к.п.н., доцента Клыгиной Е.В.»;

- микрокластер лаборатории <^еЬ-тех-нологии в образовании»;

- микрокластер лаборатории «Организационная защита информации»;

- микрокластер лаборатории «Криптографическая защита информации»;

- микрокластер лаборатории «Исследования телекоммуникационных систем и сетей»;

- микрокластер лаборатории «Современное и визуальное программирование»;

- микрокластер лаборатории «Компьютерная графика»;

1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

- микрокластер лаборатории «Центр мультимедиа».

Для решения поставленной цели кластера были определены его следующие задачи:

- формирование навыков разработки проектов в области информатики и информационных технологий студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников ТГУ имени Г.Р. Державина в сотрудничестве с различными предприятиями и организациями региона и РФ;

- участие студентов-информатиков в реализации инновационных проектов в различных сферах, в том числе социальной и социально-образовательной;

- подготовка квалифицированных специалистов в области информационных технологий, предоставление образовательных и консультационных услуг населению региона;

- проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области информатизации образовательных систем;

- формирование позитивного имиджа и повышение интереса со стороны абитуриен-

тов к специальностям в области информатики и информационных технологий.

Активизация познавательной деятельности студентов в современных условиях инновационной России требует кластерного подхода к организации учебной и научной деятельности.

Реализация кластерного подхода в познавательной деятельности включает компоненты: наличие общей цели, наличие партнеров, наличие правовой основы совместной деятельности студентов и предприятий - заказчиков региона, наличие механизма управления реализацией кластерного подхода, наличие оборудования и технологий реализации кластерного подхода в соответствующем микрокластере.

Научно-методическое издание «Активизация познавательной деятельности студентов на основе кластерного подхода» предназначено для преподавателей, студентов, аспирантов, научных работников, занимающихся вопросами внедрения инновационных образовательных технологий в учебный процесс (рис. 1).

Активизация познавательной деятельности студентов

Наука и инновации

Научные статьи

Научные мероприятия для студентов

Как написать научную статью?

Как написать научные тезисы?

Как написать реферат?

Кластер ИИТ

1. Микрокластер лаборатории «І Інформатизация обра-зовательн ых систем»

15. Мнкрокластер лаборатории «Компьютерная графика»

Полезные ссылки

| Совет молодых ученых

¡Аспирантура У.М.Н.ІІ.К.

Рис. 1. Структура научно-методического издания «Активизация познавательной деятельности студентов на основе кластерного подхода»

Научно-методическое издание содержит следующие разделы: «Наука и инновации», «Кластер ИИТ», «Полезные ссылки», «О проекте».

Раздел «Наука и инновации» содержит подразделы: «Научные статьи», «Научные мероприятия для студентов», «Как написать научную статью?», «Как напи-

сать научные тезисы?», «Как написать реферат?».

Раздел «Кластер ИИТ» содержит сайты микрокластеров лабораторий.

В разделе «Полезные ссылки» находятся ссылки на страницы сайтов, полезных для студентов - «Совет молодых ученых», «Аспирантура», «У.М.Н.И.К.».

В разделе «О проекте» находится информация о назначении издания и разработчиках.

Литература

1. Инновационная образовательная программа БелГУ. URL: http://iop.bsu.edu.ru/iop/

interv/detail.php?ID=3 809

2. Развитие компетентности педагога в условиях кластерного проекта. URL: http:// www.socpolitika.ru/rus/conferences/9300/9301/9303/ document9620.shtml

3. Что такое кластер? Кластер. Определение термина кластер. URL: http://www.luboznaiki.ru/ opredelenie/klaster.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.