Рынок финансовых услуг
УДК 336.77
особенности развития
микрокредитования
С. В. ЯКУНИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры денег и кредита Е-mail: ysw@yandex. ru О. А. ГОРСКАЯ, аспирант кафедры денег и кредита Е-mail: gorskayaolga@inbox. ru Саратовский государственный социально-экономический университет
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностью развития микрокредитования. Изучается специфика деятельности микрофинансовых организаций в мире. Делается вывод о существовании различных типов отношений при кредитовании в банке и микрофинансовых организациях. Вносятся предложения по совершенствованию микрокредитования, способствующие развитию экономики страны.
Ключевые слова: микрокредитование, микрофинансирование, тип отношений, регулирование, стратегия, риск, асимметрия информации.
В России до последнего времени отсутствовало правовое регулирование работы микрофинансовых организаций. Впервые деятельность по предоставлению займов юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, была оценена в информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.08.1994 № С1-7/ОП-555 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» (далее — информационное письмо), выпущенном еще до принятия Гражданского кодекса РФ. В п. 4 данного информационного письма разъяснено,
что при предоставлении организацией своих свободных средств по договору займа, в том числе на условиях уплаты определенных процентов, если такая деятельность прямо не запрещена законом и не носит систематического характера, получения лицензии для осуществления банковских операций не требуется.
Принятие Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофиансовых организациях» установило:
— правовые основы микрофинансовой деятельности;
— права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности;
— размер, порядок и условия предоставления микрозаймов;
— порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций.
Законодательство позволяет таким организациям легальным способом получить доступ к заимствованиям.
Безусловно, принятие Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофиансовых организациях» в условиях
продолжающегося финансового кризиса призвано нивелировать ситуацию, когда многие граждане и предприниматели, имевшие ранее возможность получать кредит в банках, при отсутствии работы и стабильного заработка не могут этого сделать.
В настоящее время в связи с вступлением с 01.01.2011 данного закона в силу необходимо провести первые итоги его действия, а также рассмотреть вопросы, связанные с возникновением микрокредитования в мире и его особенностями в различных странах.
Принято считать, что микрофинансирование и микрофинансовые организации (МФО) ведут отсчет своей истории с 1976 г., когда профессор М. Юнус основал банк Grameen, который занимался выдачей микрокредитов бедным бангладешцам. Необходимо сделать краткий экскурс в историю и отметить, что изначально микрокредитование было связано с очередным сугубо политическим проектом и осуществлялось на деньги западных фондов. Именно так знаменитая сейчас компания Grameen и была создана. Это было вызвано тем, что в 1970-х гг. нищета Бангладеш слишком контрастировала с успехами в соседней социалистической Западной Бенгалии. Темпы миграции населения в регионе становились пугающими. Однако в дальнейшем данное начинание получило развитие и в других странах путем вовлечения в микрокредитование частных инвестиций.
В начале 2000-х гг. одной из главных целей ООН было названо снижение наполовину числа людей, живущих в условиях чрезвычайной бедности. Основным способом выполнения данной задачи является развитие микрофинансирования, предоставляющего возможность беднейшим слоям населения начать свое дело (ООН объявила 2005 г. международным годом микрофинансирования). Ныне данное направление стало специализированным бизнесом и получило развитие во всех странах. В конце 2009 г. были выданы микроссуды 128,2 млн домашних хозяйств. При сохранении существующих темпов роста выдачи к 2015 г. микроссуды получат уже 175 млн хозяйств. Для 100 млн домашних хозяйств стало возможно повысить порог бедности выше 1,25 долл. [18].
Существуют различные определения микрокредита.
Микрокредит — это программы по предоставлению маленькой ссуды очень бедным людям для занятия самостоятельной предпринимательской
деятельностью и реализации проектов, которые приносят доход, позволяя им обеспечивать себя и свои семьи [3].
Микрокредит также называют «микрофинансированием», представляющим средства для обеспечения маленького оборотного капитала работающим не по найму бедным людям. Даже малое количество предоставляемого капитала (от 50 до 300 долл.) может вырвать семью из абсолютной бедности и помочь начать небольшой бизнес, приносящий достаточный доход, чтобы прокормить себя, отправить детей в школу [4].
Цель микрокредитования состоит в предоставлении маленьких ссуд лицам с низким доходом, которые обычно не имеют никакого доступа к кредитам, так как они не отвечают требованиям, предъявляемым банком к данному классу заемщиков, или потому, что стоимость управления такими ссудами рассматривается банками как слишком рискованная.
Ссуды микрокредита позволяют бенефициари-ям создать или расширять микропредприятия или получать другой доход за счет своих действий [5].
Различные цели проявляются и при исследовании микрокредитования в экономически развитых странах, где прибыль от данного вида деятельности определяется уровнем риска выплаты. Кредиторы в богатых странах обычно используют данный уровень при принятии более рационального решения о размещении средств и получении прибыли [19].
Микрокредит признан важным инструментом увеличения рабочих мест и рассматривается как способ с финансовыми исключениями. Нет никакого формального определения понятия «микрокредит», хотя европейская комиссия предложила, чтобы все ссуды, не превышающие 25 000 евро, были сочтены микрокредитами. Более общее положение — это то, что предложение микрокредита означает предоставление меньших ссуд бедным или тем, кто не может получить доступа к финансам через обычные банковские структуры. Это связано со следующими факторами:
— нехватка опыта;
— нехватка имущественного залога;
— нехватка знаний о национальной юридической и деловой окружающей среде (например в случае мигрирующих предпринимателей) [6].
Таким образом, подходы к размерам и целям микрокредитования в слаборазвитых и развитых экономических странах различны.
В первом случае целями становятся:
— предоставление людям средства для того, чтобы они не умерли с голоду;
— предоставление им стартового капитала, чтобы дать шанс самостоятельно заботиться о себе и своей семье.
Во втором случае цель — вовлечение людей в активную жизнь, так как пособие по безработице и социальная инфраструктура экономически развитых стран не позволят им умереть с голоду.
Отечественные ученые, изучающие вопросы микрокредитования (например О. Тонян) [1], выделяют три модели:
1) американскую, основанную на развитии малого бизнеса путем получения поддержки от Администрации малого бизнеса США, имеющую огромное количество филиалов по всей стране. В Америке микрофинансовые организации (МФО) по сути являются посредниками между Администрацией малого бизнеса, созданной в 1953 г. для лоббирования его интересов на государственном уровне, и предпринимателями. Каждая такая организация-посредник может иметь кредитный портфель не более 3,5 млн долл. При этом средний размер ссуды составляет 10 500 млн долл., а максимальный — 35 000 млн долл.;
2) немецкую модель. Деятельность осуществляется за счет средств частных финансовых организаций, которые кредитуют предпринимателей и смешанную модель;
3) смешанную модель, которой придерживаются в ряде стран (Бразилия, Бангладеш).
По мнению авторов, в России, как и в развитых западных странах, доход от предоставления ссуд для занятия собственным делом для банков менее
значителен и более рискованный, чем получаемые ими доходы от кредитных карточек, закладных по ипотеке, или автокредитов. Тем не менее, уверены авторы, только небольшая группа банков будет склонна осуществлять микрофинансирование. Причем это или крупнейшие банки, доля микрофинансирования в кредитном портфеле которых будет незначительна, или небольшие банки, которые будут ограничены в размещении привлекаемых ими средств и вынуждены предоставлять средства на рискованные проекты для выполнения обязательств перед вкладчиками.
Большая дифференциация уровня жизни населения России в различных регионах позволяет говорить о том, что в одном регионе — это создание рабочих мест, в других — способ выйти из нищеты. Поэтому рассуждать о предпочтении в использовании и развитии той или иной модели в нашей стране ошибочно.
Согласно данным таблицы существующие модели микрокредитования в Европе следует классифицировать по двум критериям:
— наличие «потолка» процентной ставки;
— необходимость получения лицензии на данный вид деятельности.
Опыт развития микрокредитования в экономически развитых странах выявил следующие две основные проблемы.
Во-первых, разделение на банки и небанковские организации может привести к тому, что жесткое регулирование и ряд ограничений в деятельности банков в силу нормативных требований со стороны регулирующих органов создадут перекосы в развитии финансовых посредников. Наиболее ярким примером является опыт Австралии второй
существующие особенности в деятельности микрофинансовых организаций в Европе [5]
Страна Потолок процентной ставки требования к микрофинансовым организациям по привлечению ими займов (кредитов)
Бельгия Есть Нет
Финляндия Нет Да (за исключением Fmverra. Официальное Агентство экспортного кредитования Финляндии выступает в качестве национального посредника в отношении финансирования из фондов ЕС и имеет специальное разрешение)
Франция Нет Нет (но требуется разрешение министерства финансов)
Германия Нет Да
Венгрия Есть Нет
Нидерланды Есть Нет
Польша Есть Нет
Словакия Нет Нет (но требуется разрешение центрального банка)
Испания Нет Да
Великобритания Нет Нет (но требуется лицензия)
половины прошлого века, когда появились другие виды небанковских финансовых институтов — жилищно-строительные общества и кредитные союзы, подчиняющиеся менее строгим правилам, что позволяло им предоставлять и взимать более высокую процентную ставку. В результате население предпочитало инвестировать средства в данные союзы, так как они предлагали более высокие проценты по привлекаемым взаймы средствам. Произошло перераспределение услуг финансового посредничества между финансовыми институтами.
Во-вторых, развитие микрофинансирования может привести к выходу на данный сегмент рынка теневого бизнеса. Убедительным примером является Италия [7].
Выявленные проблемы могут негативным образом влиять на банковскую систему страны. Для недопущения развития данных тенденций в России необходимо добиться, чтобы главным условием внедрения микрофинансирования было финансирование специфических субъектов на приемлемых для них условиях. Приемлемые условия — это четкое обозначение эффективной процентной ставки и возможное введение потолка процентной ставки, а также однозначное толкование условий договора.
Контроль за деятельностью организаций микрофинансирования и кредитных кооперативов передан 08.09.2011 ФСФР России, которая уже озвучила существующие проблемы. Так, начальник территориального отдела ФСФР России в Саратовской области К. Пронин считает, что особое опасение в деятельности данных организаций вызывает размер процентных ставок. Максимальная ставка составляет 732 % годовых. При этом средний срок займа составляет от двух недель до 1 мес., а выданная сумма — 5—10 тыс. руб. На таких «тяжелых» условиях займы получают самые незащищенные слои населения: безработные, студенты, пенсионеры. Ныне количество клиентов у микрофинансистов уже измеряется тысячами. Но К. Пронин пообещал приложить все усилия, чтобы максимально обеспечить защиту прав граждан — клиентов микрофинансовых организаций [15].
Федеральный закон от 02.07.2010 №№ 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофиансовых организациях» закрепляет право микрофинансовой организации привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами
формах, за исключением денежных средств физических лиц. Однако данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:
— являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;
— предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1 500 000 руб. или более чем по одному договору займа.
Таким образом, риски, которые берут на себя лица, предоставляющие денежные средства организации, осуществляющей микрокредитование, полностью зависят от степени успешности деятельности данной организации.
В результате тип организации взаимоотношений с клиентами в банке и в организации, осуществляющих микрокредитование, согласно критерию распределения риска различен. Выделены следующие типы организации взаимоотношений:
— партнерский тип, при котором банк ориентируется на оказание тех услуг, в которых заинтересован как он сам, так и его клиент, разделяя при этом риски и прибыль с клиентом (создание Общего фонда банковского управления — ОФБУ);
— клиентский тип, когда банк, ориентируясь на те услуги, в которых прежде всего заинтересован клиент, берет на себя риски и гарантирует возврат средств клиенту и выплату дохода (вклады физических лиц);
— посреднический тип — банк выступает в качестве посредника, гарантирующего клиенту исполнение операции, а риски по ней берет на себя клиент (перевод денежных средств, предоставление услуг по открытию новых видов счетов, например металлические счета, которые не входят в систему страхования вкладов).
В организациях, осуществляющих микрокредитование, доминирует партнерский тип отношений, когда и учредители, и клиенты воспринимают друг друга как партнеров, разделяющих риски и прибыль с клиентом. Это связано с тем, что отсутствуют какие-либо гарантии возврата привлеченных микрофинансовой организацией денежных средств (в отличие от системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ).
Согласно типу отношений микрофинансовые учреждения материально и социально должны быть более эффективны, чем банки, так как по своей
организационной структуре микрофинансовые организации более взвешенно подходят к предоставлению средств. Практика показала, что в современных условиях следствием создания банками новых финансовых продуктов явилось изменение их бизнес-поведения: вместо традиционной модели «купить и держать» (buy-and-hold) они переориентировались на модель «создать и распределить» (originate-and-distribute). В результате банки становятся «чистыми посредниками», в прямом смысле слова не заботящимися о качестве кредитных активов. Таким образом, секьюритизация активов в виде «Мortgage-backedsecurities» сняла с банков ответственность за их «финансовое поведение». Предложения по осуществлению секьюритизации активов микрофинансовых организаций, внесенные О. Тонян, на взгляд авторов, может привести к изменению их финансового поведения.
Деятельность микрофиансовых организаций ближе по своей сути к одному из принципов исламского банкинга—разделение риска. Из-за запрета взимания процента те, кто предлагает денежные средства в долг, становятся инвесторами, а не кредиторами.
Собственник финансового капитала и предприниматель разделяют риски для того, чтобы разделить выгоды. Деньги существуют как «потенциальный» капитал. Они рассматриваются как «потенциальный» капитал, т. е. становятся реальным капиталом лишь тогда, когда вкладываются в производственную деятельность.
Такие требования направлены на снижение рисков, связанных с асимметрией информации и моральным риском. Кроме того, ислам осуждает получение односторонних преимуществ более информированной стороной контракта. В связи с этим налагается запрет на гарар — намеренный риск, выходящий за рамки неизбежной случайности. Вообще, под понятие «гарар» попадает любая спекулятивная операция. В результате исламский банкинг, изначально основанный на том, что собственник финансового капитала и предприниматель разделяют риски для того, чтобы разделить выгоды, исключает возникновение асимметричной информации и тем самым способствует стабильности всей исламской финансовой системы.
По мнению авторов, микрофинансирование должно служить в первую очередь средством помощи гражданам — вовлекать их в предпринимательскую деятельность. Окончательная цель развития микрокредитования обязана отвечать Лиссабонской
стратегии, основанной на философии создания и развития маленьких предприятий, что в конечном итоге имеет значительное воздействие на занятость и рост социального единства общества.
На конференциях, посвященных развитию рынка микрофинансирования, предлагается выделить в отчетности МФО отдельные категории:
— микрозаймы для бизнеса;
— потребительский микрозайм;
— займы до зарплаты.
Это необходимо для того, чтобы ФСФР России получала более четкую статистику по рынку. Также предлагается предусмотреть участие МФО в системе бюро кредитных историй, чтобы предотвратить перекредитование заемщиков. По раскрытию информации о стоимости займов с целью защиты прав потребителя основные нормы должны быть такими же, как и для банков.
Нужно рассмотреть возможность введения для МФО с 2013—2014 гг. обязанности участия в развитии саморегулируемых организаций (СРО), чтобы создать систему компенсационных фондов для выполнения обязательств МФО перед кредиторами — физическими и юридическими лицами.
На взгляд авторов, создание системы компенсационных фондов для выполнения обязательств МФО перед кредиторами — физическими и юридическими лицами фактически поставит вопрос асимметрии информации, когда люди, будучи уверенными в возврате размещенных ими денежных средств в виде займов, будут искать МФО, предлагающие максимальные проценты. В конечном итоге это приведет к увеличению асимметрии информации. Более взвешенным решением с точки зрения минимизации асимметричности информации будет возможность лиц, заключающих договор займа с микрофинансовой организацией, застраховать его в страховой компании.
Применение к микрофинансовым организациям в России системы, аналогичной страхованию банковских вкладов, может привести к определенным перекосам. Предпочтения граждан сместятся в пользу микрофинансовых организаций. Ведь они будут предоставлять гарантии по вкладам при менее жесткой регламентации деятельности и составят реальную конкуренцию банкам.
Авторы считают данный подход неправильным, так как именно принципы функционирования микрофинансовых организаций способствуют их стабильности.
После того как микрофинансовая деятельность была законодательно регламентирована, рынок микрофинансовых организаций в регионах разделится на тех, кто принял новые правила игры, и тех, кто работает «постарому», т. е. предлагает всем желающим моментальные кредиты практически без документов и залога.
К началу 2010 г., по данным экспертов Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР), в стране действовало примерно 2,5 тыс. небанковских институтов микрофинансирования. Примерно на три четверти этот рынок сформирован за счет кредитных кооперативов. Остальные называют себя микрофинансовыми организациями (МФО) [2].
Таким образом, условно после принятия закона все данные организации должны были зарегистрировать свою деятельность в реестре.
Авторами была предпринята попытка выявить основные группы кредитных и некредитных организаций, осуществляющих микрокредитование в России. Проведенное исследование показало, что некоторые банки также проводят рекламные акции по выдаче кредитов, делая основной упор на микрофинансирование. Например, Брянское отделение Среднерусского банка отмечает, что программа «Микрокредит» разработана специально для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих годовую выручку до 25 млн руб. Основное преимущество программы в том, что не требуется предоставления залога. Также в ней нет комиссий за выдачу кредита и за досрочное погашение. Подтверждения использования кредитных средств не требуется [8].
Банк «Экспресс-Волга» активно кредитует представителей малого и среднего бизнеса. В банке действует программа быстрого рассмотрения заявок, и результат решения по кредитованию можно получить в течение одного дня, предоставив самый минимальный пакет документов. Кроме того, банк «Экспресс-Волга» предоставляет кредиты без обеспечения или под залог товаров в обороте. Однако одним из условий является подача налоговой декларации, что также предусматривает уже функционирующий бизнес [9].
Другую группу составляют организации, работающие в качестве автономных некоммерческих фондов поддержки предпринимательства и т. д. Например, в Республике Башкортостан микрофинансирование субъектов малого предприниматель-
ства осуществляется автономной некоммерческой организацией «Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан». Согласно правилам предоставления микрозаймов наличие обеспечения по договору микрозайма является обязательным условием предоставления микрозайма [10].
В Пензенской области имеется Фонд поддержки предпринимательства. В условиях предоставления микрозайма, выдаваемого юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным либо осуществляющим деятельность на территории г. Заречного Пензенской области, говорится о необходимости предоставления обеспечения в виде залога или поручительства. В качестве залога фонд принимает транспортные средства, оборудование, используемое для осуществления предпринимательской деятельности. По запросу Фонда поддержки предпринимательства г. Заречного Пензенской области дополнительно предоставляется акт оценки стоимости предлагаемого в залог имущества на момент подачи заявления. Фонд вправе запросить иные документы, необходимые для принятия решения о выдаче займа [11].
Согласно данным сайта ООО «Микрофинанс» заемщиком может стать индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, владелец бизнеса с долей участия более 5 %, имеющие опыт ведения бизнеса не менее 3 мес. Возраст заемщика — 21—60 лет. Нужна прописка либо регистрация в Москве (срок регистрации не менее 6 мес.). 1 000.000 руб. на 12 мес. Обойдется заемщику в 1 209 748 руб., т. е. в 209,7 %. Причем до 350 000 руб. даются без залога и поручителей; до 1 000 000 руб. — необходимо поручительство. ООО «Микрофинанс» предлагает также инвестиционные продукты. При этом ставка — от 13 % (на 3—5 мес.) до 18 % (от 18 мес.) [12].
Таким образом, деятельность организаций, вошедших в данную группу по предоставлению микрозаймов, по набору документов практически не отличается от деятельности банков. Они осуществляют выдачу кредитов индивидуальным предпринимателям или собственникам малого бизнеса.
Следующая группа—это организации, которые действительно отвечают требованиям микрокредитования:
— отсутствие залога;
— отсутствие бизнеса и т. д.
Например, ООО «Магазин малого кредитования», работающее под зарегистрированным
знаком «Быстроденьги», предоставляет частным лицам быстрые и краткосрочные займы без залога и поручителей. В правилах предоставления микрозаймов говорится, что размер процентной ставки установлен договором в размере 2 % за каждый день пользования микрозаймом [13].
Также существует и другая группа, участники которой не прошли формальной регистрации. Согласно статистическим данным формальную регистрацию после принятия закона прошло немногим более 30 % участников рынка МФО. Остальные пока держатся «в тени» [14].
Выявление данных групп позволяет говорить о проявлении интереса к данному сегменту кредитования, так как именно он в настоящее время рассматривается участниками рынка как наиболее перспективный.
По словам президента Российского микрофинансового центра и НАУМИР М. Мамута, уже сейчас микрофинансовый сектор интересен многим банкам. Даже таким крупным, как Сбербанк России, ВТБ-24, Росбанк и т. д. Расширение такого партнерства и появление совместных проектов будут означать некую новую веху на финансовом рынке в целом [16].
Однако авторы уверены, что тесное сотрудничество банков и микрофинансовых организаций ограничено в силу того, что микрофинансовые организации — это третья группа риска и кредитовать их опасно. В таких условиях для большинства банков подобный вид деятельности изначально не может быть приемлемым.
Другой особенностью является то, что микрофинансовые организации не считаются банками и Банк России не осуществляет за ними надзора. Тем не менее у микрофинансовых организаций есть несколько источников кредитования:
— деньги от учредителя (закон допускает привлечение денежных средств от учредителя);
— займы, которые они могут привлечь (не менее 1,5 млн руб.).
Следовательно, если вкладчик доверил банку свои деньги (до 700 тыс. руб.), то при банкротстве их возврат на 100 % гарантирован — за счет системы страхования вкладов. Если же обанкротится микрофинансовая организация, то скорее всего деньги ему никто не вернет.
Кроме того, проблемой на рынке микрофинансирования является то, что банки не кредитуют микрофинансовые организации. Они кредитуют
субъекты малого и среднего бизнеса, но микрофинансирование — это совсем другой рынок. Микрофинансирование работает с микрозаймами. В среднем в России микрозайм составляет 40—50 тыс. руб.: так сложилось статистически. Поэтому, когда банк утверждает, что он занимается микрофинансированием и что у него средний кредит составляет свыше 1 млн руб., это не имеет отношения к микрофинансированию [17].
Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» устанавливается, что микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями в валюте РФ на основании договора микрозайма в сумме, не превышающей 1 млн руб.
Принятие данного закона направлено прежде всего на формирование более адекватных и отвечающих потребностям региона форм кредитования. Развитие микрофинансовых организаций, функционирующих на основе партнерского типа взаимоотношений, повышает ответственность как самих организаций, так и лиц, представляющих им займы.
Меры по развитию малого предпринимательства в России должны преследовать главную цель — вовлечение граждан в более активную самостоятельную экономическую жизнь общества. На взгляд авторов, развитие микрофинансирования обязано в первую очередь предусматривать кредитование какой-либо деятельности и не направляться на текущее потребление. Это связано с тем, что микрокредиты на приобретение предметов быта или «жизнь до зарплаты» следует относить к потребительскому кредитованию, осуществляемому кредитными учреждениями.
Список литературы
1. Тонян О. Э. Микрокредитование как фактор развития малого бизнеса в России. М. 2011.
2. Материалы информационного портала «Микрофинансирование в России». 2010. URL: http:// www. rusmicrofmance. ru/articles/bulletin/445.php.
3. URL: http://www. microcreditsummit. org.
4. URL: http://www. villagebanking. org.
5. URL: http://www. eurofi. net.
6. URL: http://www. esbg. eu/uploadedFiles/ Publications_and_Research_ (ESBG_only) /brochure %20screen %20view. pdf.
7. URL: http://www. rg. ru/2012/01/12/mafia. html.
8. URL: http://www. sbrf. ru/tula/ru/press_center/ tb all/?id114=11005535.
9. URL: http://www. volgaex. ru/business/credits/.
10. URL: http://www. mbis. bashkortostan. ru/ sections/view/141.
11. URL: http://fond93.ru/articles/7.
12. URL: http://www. micfin. ru (дата обращения 18.05.2012).
13. URL: http://bistrodengi. ru/about/.
14. URL: http://bankir. ru/publikacii/s/ mikrofinansirovanie-v-zakone-god-spustya-10001060#ixzz1tgllY400.
15. URL: http://www. timesaratov. ru/gazeta/ publication/28740.
16. URL: http://moscow-kredit. ru/mikrozajmy-i-mikrofinansirovanie-problemy-i-perspektivy.
17. URL: http://www. vtb24.ru/news/ releases/3709/.
18. State of the microcredit summit campaign report 2011.Published in 2011 by the Microcredit Summit Campaign (MCS) 750 First Street, NE, Suite 1040. Washington. DC. 20002 United States of America P. 8.
19. Can Scoring Help Attract Profit-Minded Investors to Microcredit? Mark Schreiner. August 3. 2005. Microfinance Risk Management. URL: http:// www. microfinance. com.